"Глобальная деревня" Маклюена. Роль и место в философии ХХ в.
"Глобальная деревня" Маклюена. Роль и место в философии ХХ в.
20
“Глобальная деревня” Маклюена. Роль и место в философии ХХ в.
ПЛАН
- Введение 3
- 1. Информационная цивилизация как “Глобальная деревня”. 5
- 1.1 Место идей Маклюэна в философии, социологии и культуре ХХв. 5
- 1.2. Трехступенчатая модель всемирной истории 7
- 1.3. Особенности компьютерной демократии. 13
- 2.Особенности взглядов Маклюэна и их значение для философии ХХв. 15
- Заключение 20
- Источники: 22
- Введение
- Все, кого интересуют проблемы "электронной" культуры и современных массмедиа, разумеется, наслышаны о "галактике Гутенберга" и "глобальной деревне", а также не раз сталкивались с лозунгом "The medium is the message", который каждый понимает по-своему. Журнал Wired назвал канадского философа и культуролога Маршалла Маклюэна (1911-1980) святым электронной культуры. В 60-х, начале 70-х годов имя Маклюэна в сознании среднего американского обывателя стояло едва ли не в одном ряду с Христом, Фрейдом и Марксом. Его книги переведены на все европейские языки и изданы огромными тиражами.
- Слова Маклюэна о том, что "вначале мы формируем технологии, а потом они формируют нас" сейчас как нельзя актуальны. В свое время ученый отметил выход в большую жизнь "поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу". А ныне в большую жизнь выходят мальчики и девочки, всосавшие все времена и пространства с компьютером. Что ж, Маклюэн предвидел и это. Еще в середине ХХ века он предсказал Большое слияние руки с кнопкой, телевизора с глазом, компьютера с телом, человека с Сетью. Он возвестил приход Новой реальности, где есть web-серфинг, кликанье, мгновенная ответная реакция, ощущение себя доступной и досягаемой частью трудноуловимого целого. Ведь "мир, "обвязанный" электричеством, не больше деревни".
- Данная работа выполнена с целью максимально подробно раскрыть основные идеи Маклюэна в контексте философии ХХв. Для чего все исследование было разбито на две основные части.
- Первая часть преследует цель наиболее полного изложения учения Маклюэна, а также содержит ряд сведений о популярности его идей и высказываний.
- Вторая часть содержит оценочные и критические замечания, позволяющие оценить вклад канадского социолога, культуролога и философа в современные представления об информационном обществе.
- 1. Информационная цивилизация как “Глобальная деревня”.
- 1.1 Место идей Маклюэна в философии, социологии и культуре ХХв.
- Оксфордский энциклопедический словарь насчитывает 346 ссылок на Маклюэна. Его афоризм - "средство коммуникации - это сообщение" (the medium is the message) произносится всем миром как мантра. Любопытно, что сам Маклюэн позже придумал и иной вариант фразы - "средство коммуникации - это массаж" и назвал так одну из своих книг (The Medium is the Massage). По его мнению, средства коммуникации "оглаживают, массируют человека, исподволь, незаметно меняя законы восприятия". Несмотря на то что фразы Маклюэна у всех на слуху, мало кто на Западе читал его книги. Четко излагать мысли на бумаге не входило в число его талантов.
- Маршалл Маклюэн (1911 - 1980) является одной из наиболее ярких - если не самой яркой - фигур интеллектуальной жизни США 60-70-х годов. Среди множества работ, принадлежащих его перу, могут быть выделены такие наиболее известные, как Галактика Гутенберга" ("The Gutenberg Galaxy", 1962), "Понимая медиа: продолжения человека" ("Understanding Media: The Extensions of Man", 1964), "Медиум - это Послание" ("The Medium is the Message", 1967), "Война и мир в глобальной деревне" ("War and Peace in the Global Village", 1968). В них Маклюэном наиболее полноценным образом были представлены его философские воззрения, изложена собственная культурологическая концепция и развита теория коммуникационных технологий, являющихся основополагающими для становления и развития современного массового общества. Репутации первопроходца и классика в области теории массовых коммуникаций при жизни Маклюэна сопутствовала и его широчайшая известность в качестве популярнейшего персонажа американской массовой культуры, в эти десятилетия буквально не сходившего с экранов телевизоров и страниц периодических изданий, прославившегося своими мудрыми и остроумными изречениями "пророка из Торонто". На поддержание этого имиджа работало также и графическое оформление его книг, разительно отличавшихся по облику, благодаря усилиям лучших графиков, фотографов и художников того времени, от сухих и невзрачных научных работ. Редко упоминаемой является также религиозная направленность творчества Маклюэна: будучи католиком по убеждению (принял католичество в 1937 г.), он полагал, что масс-медиа являются Посланием, ниспосланным человеку свыше и поддающимся разгадке лишь по мере их развития.
- Личность Маклюэна как философа стала популярной в контексте действий самих СМК. Благодаря этому он приобрел репутацию не только исследователя поп- культуры, пускай на редкость противоречивого и запутанного. Одновременно он оказался в ореоле славы ее героя. Философ не ограничивал себя одними только научными исследованиями сухого академического плана, но и разрабатывал новые приемы и принципы оформления книги, разрабатывал синтетические виды искусства (в которых совместимы средства разных видов передачи культурной информации), придумывал любопытные афоризмы. Маклюэн выступил также и как концептуальный вождь приверженцев хепенинга и, в какой-то степени,"инвайронментал арт" - искусства.Эти экспериментальные творческие акты проводились людьми, вдохновившимися идеями его работ о наступившей благодаря современным СМК всеобщей вовлеченности и взаимосвязанности[10].
- 1.2. Трехступенчатая модель всемирной истории
В коротком реферате невозможно охватить все аспекты творчества Маклюэна, поэтому остановимся лишь на некоторых их них, а именно на тех, которые позволяют объяснить актуальность взглядов Маклюэна для той эпохи, которую ему уже не суждено было увидеть, но которую он тем не менее сумел предсказать - эпохи глобальной коммуникации на основе компьютерных (дигитальных) технологий.
Канадский социолог рассматривал социально-исторический процесс с точки зрения развития средств массовой коммуникации: периодизацию социального процесса можно рассматривать не только с точки зрения развития производственных отношений в материальном производстве, но и с точки зрения развития отношений, связей (коммуникации) в духовном производстве. Так, Маклюэн рассматривал следующую периодизацию социально- исторического процесса: "устное", "рукописное", "книгопечатное" общество, "электронная эра"[2].
В общих чертах схема развития цивилизации по Маклюэну выглядит так:
Если для Маркса не было другого двигателя истории, кроме классовой борьбы, то Маклюэн разглядел иной "движок": смену технологий, которую, в свою очередь, вызывает смена способа коммуникации. Канадскому ученому, вероятно, одному из первых пришло в голову, что тип общества в значительной мере определяется господствующим в нем типом коммуникации, а человеческое восприятие - скоростью передачи этой информации. Из российских ученых такую же типизацию разрабатывал Ю.М. Лотман [9].
До изобретения письменности человека окружала только устная речь. Мир, царивший за порогом тесной "аудиовселенной", можно было познать лишь интуитивно, поэтому
1-ю эпоху всемирной истории представлял человек слушающий. Это эпоха племенного индиви-да с преобладанием устной речи в качестве коммуникации в аку-стическом (доалфавитном) мире (мифологическое сознание).
Изобретение алфавита переключило центр восприятия со слуха на зрение - человечество вступило в механистическую эпоху, продолжающуюся по сей день. По Маклюэну, детонатором "взрыва технологий" стало гусиное перо, а эпицентром взрыва можно считать изобретение печатного станка Гутенбергом.
Таким образом, 2-ю эпоху создал человек смотрящий. Это эпоха типографского (пе-чатный станок И. Гутенберга) или индустриального индивида с преобладанием печатного слова над устной речью в коммуни-кации. В данную эпоху изобретение алфавита означало переход к новой эре. Воспринимаемая глазом строка приступила к но-вой организации жизни людей, так как он стал думать логически и последовательно (рационалистическое сознание).
С тех пор начались процессы фрагментации общества и отчуждения человека: печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. А кроме того, книга стала первым стандартно воспроизводимым товаром, то есть первым продуктом массового производства.
И, наконец, в XX веке произошел новый переворот, связанный с электричеством: "Электрическая цепь сокрушила время и пространство, погрузив каждого из нас в океан забот других людей. Она заново восстановила всеобщий диалог в глобальном масштабе. И главной вестью, которую она принесла людям, стала весть о Всеобщем Изменении".
Человек слушающий и смотрящий представляет 3-ю эпоху -- эпоху инфор-мационного индивида в условиях победы электронной (аудио-визуальной) коммуникации, повышающей интеллектуальные способности и творческий характер личности (синтез мифорационалистического сознания).
Г. Маклюэн считал, что электронная революция перекраива-ет жизнь. В начальной стадии электронная технология (косми-ческая связь, портативная видеозапись и г. п.) выполняла роль социальной терапии. Она создала новый этап социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, содействуя росту взаимо-понимания между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях электронная революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен (СМИ дик-туют культуру). Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создает целый мир поведенчес-ких моделей, которые постоянно, ежедневно на работе и в быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающем масштабе.
Второй этап коммуникационной революции связан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных уст-ройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Это открывает доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам дан-ных и знаний, если он имеет терминальное устройство (или компьютер) для ввода и вывода информации, включенной в еди-ную интегрированную систему связи, в результате на основе причастности к той или иной информации создаются новые “племенные” отношения. Подобные интеллектуально-технологические системы ведут к принципиально новому со-стоянию цивилизации и культуры -- к глобальному гиперинтел-лекту (индустрии данных и знаний). Компьютеризация создает технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение ЭВМ является второй грамотностью повышающей интеллектуальные и творческие способности человека[7,c.255-256].
Движущими силами новой революции, таким образом, стали электронные СМИ, прежде всего телевидение. Маклюэн позаимствовал из мира джаза деление средств коммуникации на "горячие" (hot) и "холодные" (cool). К первым, информационно насыщенным, требующим осмысления и изучения, относится, например, печатное слово; ко вторым, восполняющим недостаток информации активным вовлечением потребителя в акт сопереживания, - телевидение.
Именно ТВ, по Маклюэну, позволило человечеству вернуться в дописьменную общину, в глобальную деревню, где информация доступна сразу всем и получить ее можно практически мгновенно. В этом мире непрекращающегося хеппенинга человек уже не в состоянии строить свое мировосприятие как раньше - последовательно, шаг за шагом, по кирпичику. Ему приходится учитывать сразу все факторы, а поскольку времени на их анализ нет - полагаться на интуицию, завороженно уставившись в мерцающий ящик ("общинный костер").
Так расширявшаяся на протяжении последних столетий "галактика Гутенберга" перешла в фазу сжатия. "На протяжении веков эры механизации мы расширяли возможности нашего тела в пространстве. Сегодня, по прошествии века электронных технологий, мы имеем возможность распространить на всю планету нашу центральную нервную систему, что приводит к отмене таких понятий, как пространство и время. И быстрыми темпами приближаемся к финальной стадии этого "распространения человеческого" - технологической имитации сознания, когда творческий процесс познания перестанет быть вотчиной индивида и станет коллективным процессом".
Тут Маклюэну оставался всего один шаг до вывода о слиянии Сверхсознания с Богом, но ревностный католик в его душе вовремя остановился,
Однако Маклюэн не побоялся сделать другой вывод, вызвавший бурную полемику. Предсказать его было нетрудно, если опять вспомнить астрофизику: результат процесса сжатия "галактики" - коллапс. В мире, покрытом искусственной нервной системой электронных коммуникаций, пространство и время (то есть, по сути, та же информация) неизбежно стянутся в точку. После чего постижение окружающей реальности станет чисто интуитивным - без привлечения разума.
Человек, излечившийся при помощи "коммуникационного электрошока" от "глазной" болезни механистической эпохи с ее постоянными, изматывающими сознание изменениями и революциями, вновь обретет потерянный рай, где коллективное сознание неразрывно слито с реальностью, а разум со всеми его издержками становится излишним. Новая Утопия "глобальной деревенщины", со счастливой улыбкой идиота уткнувшейся в телеэкран и опутанной электронной сетью, несущей общую гармонию[3].
1.3. Особенности компьютерной демократии.
Возвращение к "племенному" восприятию мира на новом этапе, по Маклюэну, - безусловное благо, потому что таким образом люди вновь начнут ощущать себя единым целым, коллективом, в котором нет места изоляции, индивидуализму и подавлению меньшинств - результатам "тирании визуального восприятия". "В новой электронно-информационной среде ни одно из социальных меньшинств более не смогут игнорировать представители большинства, потому что отныне слишком много людей знают слишком много друг о друге".
Информационная технологизация социальной жизни вызва-ла к жизни новую концепцию демократии -- “компьютерную де-мократию”, в которой информация олицетворяет власть. Гражданское общество является обществом “общественного мнения”: его формирование и выражение является средством завоевания и удержания власти. В нем реализуется главенству-ющее право общественности знать все относящиеся к ее жизни факты и свободно говорить о том, что определяет эту жизнь. Тем самым информация общества заменяет собой социальную революцию. Поэтому властные структуры, чтобы завоевать со-знание общественности, обязаны вести с ней постоянный диа-лог, иметь гибкую и мобильную политику двусторонних контактов.
Посредником между властью и обществом выступают “масс-медиа” -- независимые средства массовой информации (осо-бенно электронные), действующие по принципу “расскажи все,| расскажи быстро”.
Другим социальным институтом, связанным с развитием СМ является система “паблик рилейшнз” (институт отношений с щественностью). В правовом государстве и гражданском обще-стве необходимость сотрудничества, формирования благопри-ятного отношения социальных организаций с общественностью -- это основа проведения сильной и уверенной социальной по-литики с адекватной социальной ответственностью[7,c.256]
2.Особенности взглядов Маклюэна и их значение для философии ХХв.
Отличительной особенностью взглядов Маклюэна является то обстоятельство, что технологии коммуникации рассматриваются им в качестве решающего фактора процесса формирования той или иной социально-экономической системы. В "Галактике Гутенберга" он показывает, что развитие и экономической и социально-политической инфраструктуры индустриального общества было бы невозможно без того кардинального изменения коммуникативных стратегий, которое повлекло за собой изобретение печатного пресса. Лишь в условиях эгалитарно-массового распространения слова становятся возможными и частнособственническое предпринимательство и демократизация общества на основе избирательного права, поскольку именно словом печатным, а не устным и даже не письменным формируется исходный элемент и центральный агент такого общественного устройства - атомизированная, герметически изолированная от всех иных человеческая индивидуальность со специфической сенсорикой, ментальностью и телесностью.
Радикальная трансформация "сенсорного баланса", начало которой было положено еще изобретением письменности, в эпоху безраздельного господства печатного слова приводит к почти полному атрофированию всех иных каналов сенсорного восприятия кроме визуального: человек превращается по сути дела в один большой глаз, у которого все иные возможности сенсорного контакта и, соотвественно, коммуникации - тактильной, звуковой, обонятельной, вкусовой - сведены к минимуму.
Подобная оценка роли коммуникационных технологий в процессе становления и развития как самого человеческого существа, так и создаваемых им организационных структур позволила Маклюэну сделать вывод о том, что технологии вообще, а технологии коммуникации в первую очередь являются средством "продолжения" и одновременно "расширения" (extension) человеческих органов. Но если в случае колеса и телескопа речь идет о "расширении" возможностей движения и зрения, т.е. отдельных способностей человека, то в случае электронных (или "электрических" как называл их Маклюэн) средств коммуникации, ведущих свое происхождение от проволочного телеграфа, речь идет уже о "продолжении" и "расширении" самой нервной системы человека.
Нетрудно заметить, что данный тезис является полностью корректным лишь по отношению к новейшему, Маклюэну неизвестному (персональный компьютер был изобретен три года спустя после его смерти) средству массовой коммуникации - Интернету, чего нельзя сказать о всех его электрических и электронных предшественниках, телеграфе, телефоне, радио и телевидении. Только на уровне компьютерных технологий и массового их использования становится возможным моделирование разрозненных фрагментов интеллекта человека, элементов его сенсорики и психосоматической организации. В этих условиях тезис Маклюэна приобретает характер удивительно точного предсказания феномена, зарождение которого бло упущено из виду даже многими его современниками (напр., Биллом Гейтсом).
Еще одним подтверждением того, что в исследованиях Маклюэна по сути дела речь идет уже не столько о современных ему масс-медиа, сколько о тех, которые приходят им на смену в конце века, является известнейший его тезис о "глобальной деревне", в которую превращается вся планета в эпоху электронных коммуникаций. Тенденция к ликвидации государственных границ, уничтожению языковых барьеров и аннулированию гигантских расстояний между континентами, лишь едва наметившаяся в эру телефона, радио и телевидения, становится реальностью лишь сегодня при наличии мгновенно связывающей любые точки планеты глобальной компьютерной сети.
Происходящая тут радикальная трансформация основополагающих коммуникативных стратегий нередко затушевывается вполне понятным стремлением видеть в Интернете еще одно, принципиально не отличающееся от прочих средство массовой коммуникации, редуцировать новый феномен к чему-то уже известному. Однако уже, напр., сам факт взрывоподобного превращения в считанные годы более чем скромного по масштабам средства общения специалистов в насчитывающее десятки миллионов пользователей средство глобальной коммуникации заставляет предположить, что здесь мы имеем дело с системой, развивающейся скорее хаотически чем упорядоченно, и потому непредсказуемой на основе уже известных критериев. В этой связи любое прогнозирование в данной области становится чрезвычайно рискованным предприятием, чреватым промахами и ошибками даже в случае профессионалов, как это произошло, напр., с Жароном Ланье, пионером в области конструирования аппаратуры "виртуальной реальности".
Поэтому лишь с большой долей осторожности можно предположить, что тенденции, намеченные двумя вышеупомянутыми тезисами Маклюэна, достаточно полноценно воплощаются в действительность реалиями сегодняшнего Интернета. Не стоит забывать, что последний представляет собой "расширенную" до глобальных размеров экспериментальную площадку, где вчера еще почти никому не известные маргинальные явления с поразительной быстротой занимают лидирующее место и начинают определять основной вектор развития технологической системы в целом. В качестве экстремальных вариантов предвидения конечного результата сегодня уже отчетливо обозначившегося процесса трансформации исходных стратегий коммуникативного опыта могут быть упомянуты тот образ технологизированной телесности и ментальности человека, который был создан в книгах "отца киберпанка" Вильяма Гибсона, и та концепция "ноолитической революции" (видимо восходящая все же к понятию "ноосферы" В.И.Вернадского), которую развивает в своих работах французский исследователь Пьер Леви. Общим их знаменателем однако является тот бесспорный факт, что прекрасно зарекомендовавшая себя в течение последних пятисот лет конструкция центрального агента коммуникативного опыта - атомизированного и изолированного в своей органической телесности человеческого существа с соответствующей психосоматикой, сенсорикой и ментальностью - уже более не является достаточной и подлежит существенной модификации. Ее основные контуры могут быть выявлены лишь путем концентрации усилий представителей междисциплинарного исследовательского сообщества [1].
Маклюэн не был философом, он был социологом с очень тонко развитым нюхом. Будь он жив сейчас, вероятно, писал бы книги, противоречащие тому, что он утверждал тридцать или сорок лет назад. Так или иначе, но его пророчество насчет “глобальной деревни” оправдалось лишь частично, “конец эры Гутенберга” не оправдался вовсе, а самый знаменитый афоризм - The medium is the message, - еще кое-как применимый к телевидению, совсем не работает применительно к Интернету.
В конце концов, все сводится к проблеме внимания: нельзя пользоваться Интернетом рассеянно, как смотрят телевизор или слушают радио. Можно перебирать сайты Паутины, но нельзя заниматься этим с небрежностью заппингa - хотя бы потому, что небрежность здесь стоит денег[5].
Заключение
Многие положения Маклюэна не бесспорны, зачастую его модели представляют картину взаимодействия коммуникационных технологий и социальных структур чрезмерно упрощенно и односторонне. Маклюэн мало заботился об укреплении своей научной репутации. Доктор философии, профессор, а к преподавательским обязанностям относился небрежно, коллег игнорировал и не вырастил учеников, способных поддержать его авторитет и приумножить наследие. Академический мир относился к нему с презрением, считая этаким попсовиком-однодневкой, а в массовой прессе он слыл эксцентричным интеллектуалом. И тем не менее весь мир знает его имя и афоризмы, в большинстве своем до сих пор не поняв того, что он хотел сказать человечеству. Станут ли люди в результате Большого слияния ненужным наростом на теле Новой электронной реальности? Взорвется ли глобальная деревня изнутри, будучи максимально подверженной риску массового террора и панике? Сможет ли человечество контролировать происходящее, если любое сопротивление лишь ускоряет наступление Новой реальности? Вполне может быть, что пройдет энное количество лет, и мы своими глазами увидим то, о чем нам пытался сказать Святой Маршалл.
Сегодня замеченное им сходство электронных коммуникационных технологий с устными вполне выдерживает критику и более того, находит все новые подтверждения по мере развития глобальных электронных коммуникаций. Таким образом, вполне оправданным представляется вывод, что на смену "городскому" и "типографскому" типу сознания, которое до последнего времени казалось нам обычным, приходит на смену "глобальный деревенский" тип сознания, сходный по некоторым аспектам с типом сознания устного общества. Возможно, что в такой ситуации наиболее точным переводом знаменитого ярлыка Маклюэна global village, повешенного им на будущее общество, будет не только буквальное "глобальная деревня", но и "планетарная деревня" или, быть может, даже так - "деревня Земля"? В рамках происходящего в настоящее время кризисной смены типа культуры это сходство является очень важным, так как позволяет подойти к феномену "сетевой культуры" и "сетевого сознания" не как к чему-то принципиально новому, но провести параллели с устными обществами.
Источники:
1. М.М.Кузнецов Философия Маршалла Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернета - М.: Институт философии РАН, http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc
2. Словарные статьи "Устное, письменное и рукописное общества" и "Информационное общество" (Латыпов И.А.) // Современный философский словарь. Лондон, Париж,..., -М.: Изд-во "Панпринт", 1998.
3. Владимир Гаков Рыцарь Медийного Образа - МедиаЦентр. info@mediacenter.ru
4. Дмитрий Семенович Пополов Деревня Земля: возвращение устных аспектов коммуникации и сознания в эпоху Интернет // Информационное общество и интеллектуальные инфрмационные технологии ХХIв. Международная конференция. Форум "Трансформация сознания в эпоху интернета" - М.: 28-30 марта 2001г.
5. Умберто Эко (интервью с Ли Маршалл)//“Искусство кино” 9/1997
6. ЧЕЛОВЕЧИЩЕ Медиум и его мессадж // Fакел, 2002,№2
7. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001.
8. Просин В.Е. Мак-Люэн /Философский словарь/Под ред. И.Т.Фролова - М.: Республика, 2001
9. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблема переводимости. М., 1987.
10. Тетерин (?) Эра постгутенберга - http://www.teterin.raid.ru/dop/1