Государственная инновационная политика в переходный период

Государственная инновационная политика в переходный период

РЕФЕРАТ

на тему:

«Государственная инновационная политика в переходный период»

Ставрополь 2001

Прежде всего необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?»

Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может

использоваться на ряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый

продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной,

финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое

усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающие условия

для такой экономии.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном, организованном

поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти

изменения могут дать для экономической или социальной инновации. Выделяют

следующие изменения, или источники инноваций:

Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная

неудача;

Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и ее

отражением во мнениях и в оценках людей;

Изменение потребностей производственного процесса;

Изменения в структуре отрасли и рынка;

Демографические изменения;

Изменения в восприятии и в ценностных установках;

Новые знания, научные и ненаучные.

Под государственной инновационной политикой понимается комплекс

целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и

общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и

социальной эффективности инновационных процессов.

В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность

осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях,

управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и

планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого

инновационного процесса.

Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть российского малого

бизнеса. Малые предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-

1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав и двух лет. Этому

способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса,

складывающиеся в этот период:

- высокие налоги;

- сложности с арендой помещений;

- дороговизна сырья и энергии.

При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на

существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не

решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться

предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой

активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся

ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки

российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

При слабом "внутреннем" стимулировании инноваций, что пока

составляет специфику и одну из основных особенностей экономической жизни в

России на ее микроуровне, еще в течение какого-то времени следует

поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны

государства. Конкретные научные разработки и программы таких регуляторных

вмешательств государственных органов и их организационных структур - не

только дело настоящего, но в еще большей мере будущего

Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении

основанного на крупных изобретениях базисных инноваций обеспечивающего

переход к новым поколениям техники в ведущих секторах экономики.

Технологический переворот возможно осуществить лишь на основе включения

в мировой инновационный процесс, поиска и освоения технологических и

рыночных ниш, опираясь на стратегию "лазерного луча", обеспечением

патентозащищенности конкурентоспособной продукции.

Эффективная реализация наступательной инновационной стратегии

возможна лишь при сочетании современных рыночных механизмов,

государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой

активности изобретателей и новаторов и защищающих их интересы союзов и

организаций. Национализация интеллектуальной собственности, обилие

централизованных программ, субсидирование научного поиска и инновационной

деятельности за счет централизованных фондов, господство военно-

промышленного комплекса и монополии тяжелой промышленности, как доказал

недавний опыт, неэффективны. Это порождает снижение изобретательской

активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных на продление

устаревших поколений техники.

Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к

банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию,

обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно-

технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным

новаторам. Формируется экономический, рыночно-конкурентный механизм

нововведений. Но предприниматели (особенно в кризисной ситуации) неохотно

идут на базисные нововведения, связанные с крупными разовыми вложениями,

большим рынком зачастую обрекающим на гибель уже отлаженное, четко

функционирующее производство, создающее ему конкурентов, обесценивающее

вложенный капитал. Именно это побуждает монополии сопротивляться (до

известного предела) базисным нововведениям, порождает тенденцию к

техническому застою. Поэтому нужна активная и дифференцированная

государственная поддержка базисных нововведений, основанных на крупных

изобретениях. Эта поддержка может быть как прямой (частичное

финансирование сравнительно небольшого числа приоритетных программ), так и

косвенной (налоговые и таможенные льготы для инновационных мероприятий и

предприятий, патентная защита, четкое правовое регулирование и т.п.) в

сочетании с антимонопольными мерами.

Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе в

условиях рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ. Причем

это должны быть не разовые мероприятия, а некоторая система, которая

вначале должна помочь перейти к работе в условиях рынка, а в дальнейшем

закрепиться на нем.

В процессе создания такой системы необходимо:

- провести анализ достигнутых результатов и определить интересы;

- организовать маркетинговые исследования;

- провести анализ и переоценку имеющихся основных фондов;

- оценить имеющийся научно-технический и производственный

потенциал;

- разработать проект программы исследований и разработок,

ориентированный на реализацию в условиях рынка;

- определить фактическую фондовооруженность первичных коллективов и

действительные потребности в развитии и обновлении потенциала;

- разработать проект программы исследований и разработок,

ориентированный на реализацию;

- рассмотреть возможности внедрения новых форм организации

исследований и разработок, включая создание малых предприятий;

выбрать программу работ и определиться со стратегией развития;

подготовить необходимое нормативно-методическое обеспечение исследований и

разработок.

Основные направления российской инновационной политики.

В соответствии с проектом Федерального закона об инновационной

деятельности и государственной инновационной политике в РФ выделяются

основные направления поддержки государственной инновационной политики:

- содействие увеличению инновационной активности, обеспечивающей рост

конкурентоспособности отечественной продукции;

- ориентация на всемирную поддержку базисных и улучшающих инноваций,

составляющих основу современного технологического уклада;

- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности

с эффективным функционированием конкурентного рыночного

инновационного механизма и защиты интеллектуальной собственности;

содействие развитию инновационной деятельности в регионах России

международному и межрегиональному трансферту технологий, международному

инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального

инновационного предпринимательства.

Основные направления Российской инновационной политики:

- поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение

результатов, качественно меняющих науку и технику;

- финансирование поисковых НИОКР для создания новых продуктов и

технологий с опережающими техническими решениями для последующей

передачи результатов в сферу материального производства;

- создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей

экономическую заинтересованность производителей в осуществлении

инноваций и, как следствие, радикальные изменения технического

уровня производства и экономики в целом.

В ходе государственной инновационной политики в России было принято

ряд мер.

Постановление Госстроя РФ «О сопровождении государственных

инвестиционных программ», Москва 3 июня 1993 год.

Постановление правительства РФ «О федеральной инновационной программе

«Россияйская инжиринговая сеть технических нововведени», Москва 15 апреля

1994 год.

Постановление правительства РФ «О государственном комитете РФ по

поддержке и развитию малого предпринимательства», Москва 28 ноября 1995

год.

В 1996 г. принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-

технической политике» (ст.15, п.1, часть 2), в котором установлено:

«Средства на финансирование научных исследований и экспериментальных

разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в

размере не менее 4% расходной части федерального бюджета».