Государственное регулирование природопользования и охраны природной среды

Государственное регулирование природопользования и охраны природной среды

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ:

«ЭКОЛОГИЯ»

Вариант № 2

Государственное регулирование природопользования

и охраны природной среды

|Выполнил: Гусаров А.Ю. |

|Группа: |

| |

|Проверил: |

|Оценка: |

|Дата: |

Самара 1999

Содержание

|1. |Задачи регулирования |3 |

|2. |Экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование |5 |

|3. |Экономические рычаги регулирования: |6 |

| |налоги и арендная плата; | |

| |плата за использование природных ресурсов; | |

| |плата за загрязнение среды, за размещение отходов. | |

|4. |Источники финансирования природоохранных мероприятий. |8 |

|5. |Экономическое стимулирование рационального природопользования|10 |

| |и охраны окружающей среды. | |

| |Список литературы |11 |

№1. Задачи регулирования

Ответ.

При проектировании новых объектов, реконструкции уже действующих или

при принятии решении об их ликвидации необходимо провести оценку возможного

их воздействия на окружающую среду. Большие заслуги в разработке методики

воздействия на природу и человека принадлежат Научному комитету по

проблемам окружающей среды, созданному в Югославии в 1969 году. Его

создание преследовало двоякую цель: расширить знания о воздействии

человечества на окружающую среду и выявить, каким образом изменения,

вызванные этим воздействием, влияют на здоровье и благосостояние людей.

Особое внимание предполагалось сосредоточить на влиянии глобального или, по

крайней мере, международного масштаба. Работа Комитета «Оценка воздействия

на окружающую среду: принципы и процедуры» была опубликована в 1975 году и

получила широкое признание в качестве важного методологического документа.

Начиная с 1975 года оценку воздействия на окружающую среду стали

проводить во многих странах. В России в целях реализации ст.41 Закона

Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 2060-1 от 19.12.91.

было утверждено Положение об оценке воздействия на окружающую среду в

Российской Федерации.

Термин «оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) означает

деятельность, направленную на выявление и прогнозирование ожидаемого

влияния на среду обитания, на здоровье и благосостояние людей, а также

последующую интерпретацию и передачу полученной информации.

Основным содержанием этого процесса является всесторонний учет

экологических интересов при принятии решений относительно того или иного

проекта. Проест при этом может подразумевать как новую деятельность, так и

расширение или изменение уже существующей.

Главным аспектом в области экологии является Закон Российской

Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в

редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1. Данный

Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования

природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной,

управленческой и любой иной деятельности государственные органы,

предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические

лица, обязаны руководствоваться следующими принципами:

. приоритетом охраны жизни и здоровья человека;

. научно обоснованным сочетанием экологических интересов общества,

обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и

благоприятную для жизни окружающую среду;

. рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы,

потенциальных возможностей среды, необходимости воспроизводства природных

ресурсов и недопущения необратимых последствий для среды и здоровья

человека;

. соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью

наступления ответственности за их нарушения;

. гласностью и тесной связью с общественностью в решении экологических

задач;

. международным сотрудничеством в охране окружающей среды.

Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация

природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового

регулирования потребления отдельных природных компонентов: приняты

Земельный (1991) и Водный (1995) кодексы, Закон о недрах (1995), Лесной

кодекс (1997), утверждены Закон об охране атмосферного воздуха (1982) и

Закон о животном мире (1995).

Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения,

разрушения подлежат:

. естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

. земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса

и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд,

природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники,

природные заказники, национальные природные парки, памятники природы,

редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и

места их обитания.

Понятие «регулирование» происходит от латинского слова regula -

норма, правило и от немецкого regulieren - регулировать, поддерживать

постоянство, стабилизировать некоторую величину, либо ее изменение по

заданному правилу. Регулирование является самостоятельным элементом

управления экономикой. При переходе к рыночным отношениям государственное

регулирование природопользования и охраны природной среды должно сохранять

свое ведущее место, обеспечивать выполнение государственных природоохранных

программ, политику в области налогообложения, финансирования, кредитования,

формирования бюджета.

Регулирование осуществляется органами государственного управления

путем установления для природопользователей экономических различий -

регуляторов. Это прежде всего налогово-кредитные рычаги, финансирование из

различных источников, ценообразование, платежи за использование природных

ресурсов, за загрязнение среды, за размещение вредных веществ.

Налоги, платежи и финансирование тесно связаны между собой.

Налогообложение устанавливается органами власти различных уровней

управления. Налоги перечисляются природопользователями на бюджетные счета,

а доходы бюджетов используются для финансирования природоохранных

мероприятий. Регулирующее воздействие оказывают экологическое нормирование,

лимитирование и лицензирование, а так же экологическое страхование.

№ 2. Экологические нормирование, лимитирование и лицензирование.

Ответ.

Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование - это

система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам

предельных показателей использования природных ресурсов, выбросов и сбросов

в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов

(Статья 19 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной

среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1,

от 02.06.93. № 5076-1).

Природопользование осуществляется путем изъятия природного вещества

из природы и внесение в нее загрязняющих веществ. В соответствии с этим

лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия

ресурсов, а также норм выбросов и сбросов в среду и размещения отходов.

Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для

строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов,

мелиоративных каналов. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого

земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для

использования лесных ресурсов являются показатели расчетной лесосеки по

территориям, т.е. предельная ежегодная норма вырубки. Существуют квоты для

вылова рыбы и охоты.

Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы

качества природной среды (Статьи 25-34 Закона Российской Федерации «Об

охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции

Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1). Эти нормативы

носят название ПДВ - предельно допустимые выбросы в атмосферу; ПДС -

предельно допустимые сбросы в водные источники; ПДК - предельно допустимые

концентрации; ПДУ - предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации,

магнитных полей; ПДН - предельно допустимые нагрузки на природную среду

(количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на

единицу пастбищных угодий). Нормативы утверждаются Государственным

комитетов по охране окружающей среды Российской Федерации. Виды, лимиты

хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании

ресурсов фиксируются в лицензиях (разрешениях) на комплексное

природопользование, выдаваемых органами управления, где указывается:

. виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию

природных ресурсов;

. экологические требования, при которых допускается использование природных

ресурсов, последствий несоблюдения этих требований (статья 18, часть 3

Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-

1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93.

№ 5076-1).

№ 3. Экономические рычаги регулирования:

Ответ.

а) налог и арендная плата

Законом Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.91.

установлены формы платы в виде земельного налога, арендной платы и

нормативной цены земли. Плательщиками земельного налога и арендной платы

являются предприятия всех форм собственности, объединения, организации и

учреждения, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без

гражданства, которым представлена земля в собственность, владение,

пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается в

расчете на год с облагаемой налогом земельной площади.

Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы

являются сельскохозяйственные угодья; участки, представленные гражданам для

ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и

животноводства; жилищного, дачного, гаражного строительства,

предпринимательской деятельности; облагаются налогом земли промышленности,

транспорта, связи, других отраслей материального производства и

непроизводственной сферы.

Ставки земельного налога утверждаются местными органами власти, исходя

из средних ставок, которые дифференцируются по зонам. Плата за землю

перечисляется землепользователями на специальные счета, учитывается в

доходах местных бюджетов отдельной строкой и используется на финансирование

мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга,

охране земли и повышению ее плодородия.

б) плата за использование природных ресурсов

Законодательством предусмотрена плата за пользование землей, недрами,

водными объектами, лесными и растительными ресурсами, ресурсами животного

мира, рекреационными и другими природными ресурсами (Статья 20 Закона

Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от

19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-

1):

. за право пользования природными ресурсами в пределах установленных

лимитов;

. за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

. на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает

природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и

возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет

назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма

регулирования природопользования и охраны природной среды.

Системы платежей постоянно совершенствуется.

в) плата за загрязнение среды, за размещение отходов.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№

2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от

02.06.93. № 5076-1 устанавливает плату за загрязнение среды, которая

производится с 01.01.93.

Плата за загрязнение, а также за размещение отходов и другие вредные

воздействия в бесспорном порядке перечисляется всеми природопользователями

на счета экологических фондов (Статья 21 Закона Российской Федерации «Об

охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов

РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1).

Министерство природы Российской Федерации утвердил «Рекомендации по

определению предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной

среды», а также федеральный коэффициент индексации платы в размере 10 по

отношению к базовым нормам. Разработаны документы по взиманию платы за

шумовое загрязнение, тепловое загрязнение водных объектов, загрязнение

пестицидами при использовании их в сельском хозяйстве, за сброс

загрязняющих веществ, возникающих при смыве их с территории.

№ 4. Источники финансирования природоохранительных мероприятий.

Ответ.

Финансирование является одним из способов регулирования.

Финансирование - это обеспечение выполнения природоохранных программ

материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального

бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного

самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций;

экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков,

добровольных взносов населения, других источников.

Одним из источников финансирования природоохранных программ являются

экологические фонды.

Фонды - это денежные или материальные средства, предназначенные для

какой-либо цели. Система экологических фондов создана на основе Положения

«О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории

РФ», утвержденного Правительством Российской Федерации в июне 1992 года.

Фонды являются юридическими лицами и находятся в ведении Министерства

природы Российской Федерации и его территориальных органов.

На счета экологических фондов поступают средства в виде платы (статья

21 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-

1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. №

5076-1):

. за загрязнение природной среды как в пределах нормативов, установленных

природопользователями, так и сверх нормативов за размещение отходов;

. средства, получаемые по искам о возмещении вреда, взысканных судами и

арбитражными судами, и штрафов за экологические правонарушения;

. средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства;

. добровольные отчисления предприятий и взносы граждан, в том числе

иностранных;

. средства в виде дивидендов, процентов по вкладам;

. доходы от издательской деятельности фондов.

Нормативы распределения средств экологических фондов различных

уровней установлены законом: 60% средств направляется на реализацию

природоохранных мероприятий местного значения, 30% - на природоохранные

мероприятия республиканского, краевого, областного значения и 10% - на

мероприятия федерального и межрегионального значения.

В качестве источника финансирования мероприятий по охране природы

выступает экологическое страхование. Страхование - это отношение по защите

имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении

неблагоприятных событий за счет денежных фондов, которые создаются из

уплачиваемых ими страховых взносов.

Цель экологического страхования состоит в защите имущественных

интересов граждан и предприятий за счет страховых фондов при наступлении

неожиданного, внезапного загрязнения окружающей природной среды. Объектами

экологического страхования является риск гражданско-правовой

ответственности в случаях экологических аварий и катастроф.

Страхователями выступают предприятия - причинители вреда. К их

числу относятся предприятия, деятельность которых представляет

потенциальную опасность для возникновения аварий и катастроф. В сельском

хозяйстве, потенциально опасными аварийными сбросами отходов в водные

источники, являются птицефабрики, крупные животноводческие комплексы.

Экологическое страхование становится одним из перспективных

составляющих экономического механизма охраны природной среды. В 1992 году

Министерство природы Российской Федерации и Российская государственная

страховая компания утвердили «Типовое положение о порядке добровольного

экологического страхования в Российской Федерации».

№ 5. Экономическое стимулирование рационального природопользования

и охраны окружающей среды.

Ответ.

В Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального

природопользования и охраны окружающей природной среды путем (Статья 24

Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1

от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. №

5076-1):

установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и

другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе

природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и

производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой

деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

освобождение от налогообложения экологических фондов;

передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под

процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и граждан для

реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих

веществ;

установления повышенных норм амортизации основных производственных

природоохранительных фондов;

применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а

также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций

независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану

окружающей природной среды.

Законодательством Российской Федерации и республик в составе

Российской Федерации могут быть установлены другие виды экономического

стимулирвоания охраны окружающей природной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» №

2060-1 от 19 декабря 1991 года (в редакции Законов РФ от 21.02.92 №

2397-1, от 02.06.93. № 5076-1)

1. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону №

2060-1 от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». М.

1993.

Экология. Учебное пособие. - М., 1997.