Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономики
Экономические функции государства.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как
правило это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми
он сам неэффективен или не в состоянии справиться.
Существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного
конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых
общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются
коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их
производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм,
относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо
продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило,
требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, производство
которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не
сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали
настоящей бедой для человечества.
Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что
существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная
координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе
говоря, ответы на вопросы: что? как? и для кого? производить, которые дает
саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечает
действительным потребностям общества.
Следует также отметить, что рыночный выбор "слеп" к проблемам
справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение,
справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации
доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не
устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными
конфликтами. Вмешательство государства требует и другая рыночная проблема -
безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее
последствий, если она все же неизбежна.
Негативные последствия действия вышеперечисленных и других факторов
привели к осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку
могут поставить под вопрос само существование системы.
Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных
условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение
власти монополий, а также заботится о производстве достаточного количества
общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности
людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение
дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также
принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для
предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило,
не приносит быстрых доходов. Государство регулирует рынок труда, принимает
меры по сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан, активно участвуя в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие
важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений.
Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие
предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан,
антимонопольное регулирование;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую
и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для
сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня
цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов.
Государство организует производство товаров и услуг, которым не
занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского
хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку,
формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство
гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности,
пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
В реальной действительности все функции переплетены между собой и в
комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная
деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее
результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении
доходов.
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику.
Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через
расширение государственной собственности на материальные ресурсы,
законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное
вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Во всех промышленно развитых странах существуют более или менее
значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его
размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не
абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах,
предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником
предприятия. Это делает государство владельцем части общественного
капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая
группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и
Италии до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие
государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях
(угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и
воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.).
Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е.
совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют
особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина
инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к
конкуренции и периодическим кризисам.
Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных
актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами
рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем
издания законодательных актов необычайно разнообразно. К ним можно отнести
положение о кооперации во Франции и т.п.
В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут
быть направлены на:
. стимулирование капиталовложений и восстановление (если это
возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;
. обеспечение полной занятости;
. стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей
силы;
. воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на
некоторые специфические товары;
. поддержку устойчивого экономического роста;
. перераспределение доходов
и некоторые другие цели.
Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным
образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика -
это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем
манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и
расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем
регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной
сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с
другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике
существенно различается.
Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия
назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования
и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.
Однако существует грань, за которой из за вмешательства государства
происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность
производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении
экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.
Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм
(тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль
за ценами и др.). Рыночная система не исключает планирования на уровне
предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем
случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и
другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ.
Рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на
него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде
случаев, применение административных методов не только допустимо, но и
необходимо. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой
экономический регулятор. С другой стороны, в каждом административном
регуляторе есть нечто экономическое косвенно сказывающейся на поведении
участников экономического процесса.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной
экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М
Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции", совершили
переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали
невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость
государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный
спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния,
способствовать ее дальнейшей стабилизации.
Идеи Кейнса способствовали появлению нового крупного раздела
экономической теории - макроэкономики.
В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса,
когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий
регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира
после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала
смягчению циклических колебаний экономики этих стран.
Государственное регулирование призвано координировать экономические
процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в
законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.
Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность
предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая
и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и
кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя
налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или
расширение производства. При изменении условий кредитования государство
влияет на уменьшение или увеличение объема производства.
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление
государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо
предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия
для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе
субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования,
подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и
специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование
средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП
развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая
налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и
субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые
невозможно покрыть по рыночным ценам.
Среди форм и методов государственного регулирования не существует
совершенно непригодных и абсолютно неэффективных, нужно только определить
где их применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются
тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное
предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно,
не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это
требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на
механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или
налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с
централизованным планированием.
Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного
идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере
экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего
нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты
регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.
Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост
денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна,
однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если
процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции,
начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация
развивалась в постсоветских государствах, в том числе и на Украине.
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере
экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно
сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и
направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий
спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов -
от полного государственного монополизма в управлении национальным
хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что
эффективной может быть только экономика только в условиях ничем не
ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами
есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и
государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное
рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и
т.д.
Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень
государственного монополизма, была построенная в нашей стране
централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало всеобъемлющее
директивное планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в
каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы
ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата
труда, и т.д. Задача составления сбалансированного, увязанного по всем
статьям, плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной
размерности и статичности.
Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана
система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет
вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям.
Одна из причин - из сферы экономики исключалась частная инициатива. Все
экономические агенты действовали на основе спускаемых сверху плановых
заданий, приказов и распоряжений. Экономической самостоятельности было
столько, сколько считал полезным и приемлемым центр. Жесткая централизация
создавала бюрократические ограничения развитию.
Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и
обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма
саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается
при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к
производству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему цен.
В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые
связи, но практически не действовали обратные. Отсутствие обратных связей
при неподвижных и искаженных ценах делало систему нечувствительной к
динамике потребительского спроса. Одно из следствий этого -
перепроизводство в одних отраслях и дефицит в других. Попытки же
ликвидировать дефицит каких-то товаров зачастую вновь приводили к их
перепроизводству. Дефицит был отличительным качеством плановой экономики.
В варианте государственного монополизма в управлении экономикой
оказывается блокированным конкурентный механизм, которому рыночная
экономика прежде всего и обязана своей эффективностью.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике,
государство выступает в известном смысле как экономический агент,
обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой
политики, государственного законодательства. Принуждение часто
обосновывается политической философией, требующей подчинения личных
интересов общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется
государством, сводит на нет все преимущества свободного
предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было
различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования
рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая
доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной
необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли
и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей
начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим
ограничения как помеху в своей деятельности. Не удивительно, что пришедшие
в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма,
которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику,
сразу нашли огромное число горячих поклонников.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда
не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое
положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка
должна дополняться видимой рукой государства.
Проблемы государственного регулирования экономики в Украине.
Переход Украины от централизованно управляемого хозяйства к рыночной
экономике коренным образом изменяют задачи, которые стоят перед
государством в экономической сфере. Изменение прежнего апогея, привело к
тому, что в Украине процесс разрушения старых механизмов регулирования
пошел быстрее создания новых, необходимых для проведения эффективных
рыночных преобразований.
Неприятие тоталитаризма, ориентация на либерально-демократическую
систему ценностей, были многими восприняты как переход к некой абстрактной
"без государственной" рыночной модели. Полностью либерализованные рынки
представлялись основой политических свобод и демократии. Но это утверждение
не только искаженно трактовало западный опыт, но и не учитывало
отечественный менталитет с его многовековой традицией сильной центральной
власти, правда, доведенный в ходе социального эксперимента до крайних форм.
Позиция невмешательства государства в экономику привело Украину к
жесточайшему кризису: развалу промышленности, резкому и продолжительному
спаду промышленного производства, снижению объемов выпуска
сельскохозяйственной продукции, росту внутреннего и внешнего долга,
гиперинфляции и последующая нестабильности национальной валюты, кризису
неплатежей, невыплате заработной платы и пенсий, коррупции во всех эшелонах
власти, значительному теневому обороту капитала, росту преступности, в том
числе организованной, росту безработицы, потере морально-нравственных
ценностей в обществе- наркомании, проституции и т.д.
Следует отметить, что системы, целиком основанной на невмешательстве
государства, не существовало и в ХІХ веке и до него. В ХХ в. важнейшей
составляющей успеха стран с развитой рыночной экономикой, и развивающихся
явилась регулирующая роль государства.
Первый этап (1992-середина 1994 г.г.) развития экономика Украины, когда
власть оставалась в руках номенклатуры, а началом экономических реформ
явилась следование российской либерализации цен, проявились отказ от
научного обоснования рыночных преобразований, непонимание фундаментальных
функций общественного разделения труда, сложности реформирования
государственной собственности, замедление формирования переходной экономики
и отсутствие ее государственного регулирования преодолен. Но этот этап, как
уже было отмечено, привел Украину к затяжному экономическому кризису,
многократному снижению жизненного уровня населения, дискрелитации рыночных
реформ.
Со второй половины 1994 г. переходная экономика Украины начала
приобретать реальные контуры. В основу социально- экономических
преобразований был положен научный подход, изучение общественных тенденций
развития переходной экономики и объективных форм их реализации в СНГ,
России, Украине, научная разработка стратегии и тактики внутренней и
внешнеэкономической политики страны в целях ускорения демократических
преобразований.
Выполнение экономических функций государством требует формирования
механизмов государственного регулирования, включая цели и приоритеты
развития, а так же экономических и правовых способов их достижения. Для
Украины главная цель государственного регулирования экономики в современных
условиях- обеспечение перехода от хаотичных до регулируемых экономических
процессов. При этом новая система управления требует перехода от
регламентации, мелкой опеки производственно-хозяйственной и финансовой
деятельности юридических и физических лиц к регулированию экономических
процессов с помощью экономических и юридических рычагов.
Эффективность государственного регулирования экономики в первую очередь
связана с проблемой правовой основы функционирования экономики, так как
законодательная база в Украине недостаточно разработана. Многие принятые
законы не отвечают реалиям сегодняшнего дня. Законотворческий процесс
тормозится как малоэффективной работой Верховной Рады, ее крайней
политизацией, противостоянием Президенту и Правительству, так и низким
качеством вносимых в Верховную Раду законопроектов.
Недостаточная проработка законов сдерживает процесс реформирования
экономики, развитие предпринимательства, инвестиционный процесс,
привлечение зарубежного капитала в экономику Украины. Поэтому разработка и
принятие экономических законов остается острейшей проблемой
государственного регулирования.
В условиях перехода к рынку важную роль в экономике Украины играет
антимонопольное законодательство и государственное регулирование,
добывающих отраслей топливно-энергетического комплекса, электросвязи,
железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других
естественных монополий, в частности, сдерживание цен на их сырье, продукцию
и услуги.
Требует всестороннего государственного регулирования проблем передела
собственности, учитывая криминальный характер реализации и
разгосударствления государственной собственности, становление частной
собственности и негосударственных форм присвоения, социально-политическую
атмосферу в обществе.
Необходима также реорганизация государственного сектора экономики
Украины.
Основные рычаги государственного регулирования- налогообложение,
бюджет, кредитно-денежная политика в Украине малоэффективны, оказывают
негативное влияние на экономику страны.
Налоговый пресс ведет к вымыванию оборотных средств предприятий,
свертыванию производства и предпринимательской деятельности, банкротства
предприятий, росту "теневого" бизнеса и т.д.
Дефицитный бюджет- это недофинансирование в первую очередь социальной
среды- здравоохранения, образования, культуры, невыплате заработной платы
работникам бюджетной сферы, отсутствие ресурсов для финансирования программ
государственного уровня...
Жесткая монетарная политика проводимая государством и Национальным
Банком Украины, направленная на ограничение прироста денежной массы и
стабилизацию национальной валюты, с другой стороны поддерживает на высоком
уровне ставки центрального и банковского кредитов, что делает неэффективные
долгосрочные кредиты и инвестиции и тормозит экономическое развитие.
Поэтому актуальным для Украины является решение проблем адекватного
налогообложения, наполнение бюджета, эффективной кредитно-денежной
политики.
Несовершенство правовых актов, неблагоприятный инвестиционный климат,
дефицит ресурсов делает перераспределение доходов острейшей проблемой
государственного регулирования экономики Украины.
Одним из основных инструментов реализации долгосрочной и краткосрочной
экономической политики государства является экономическое прогнозирование и
планирование. Но, так как в Украине была ликвидирована вертикальная связь
экономических служб, отсутствуют горизонтальные связи между ними. Важной
проблемой становится создание общей системы экономического прогнозирования
и планирования. Разработка прогноза должна осуществляться на основе анализа
динамики и фактического состояния внутреннего и внешнего рынка, социально-
экономического развития, научных исследований и их практических
результатов, прогноза их практических результатов, прогноза научно-
технического прогресса, национальных стратегических программ.
Составной частью системы прогнозирования и планирования должно стать
бюджетное планирование, которое будет определять общие централизованные
финансовые ресурсы, источники их формирования и способы применения
экономических рычагов, а также является главной базой для формирования
государственного бюджета, осуществления денежно-кредитной эмиссии и других
экономических действий по единой методологии.
В условиях перехода экономики Украины к рыночным отношениям и огромное
значение приобретает проблема формирования и реализации программ
государственного уровня. Общее количество таких программ в Украине сейчас
около 70, однако для их выполнения не создан действенный механизм
финансирования и экономического стимулирования, отсутствуют денежные
средства для их реализации, система льгот и т.д. Реализация программ
государственного уровня должна способствовать преодолению экономического
кризиса в Украине и техническому перевооружению производства на основе
новейших достижений науки и техники.
А в заключении следует отметить что взяв экономический курс на рыночные
отношения, Украина, как и другие постсоциалистические страны со сложившейся
централизованной экономической системой, пытаются в ходе разгосударствления
возродить с помощью государства (как ни парадоксально это звучит) тот самый
мощный, животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка.
Главная проблема при этом- не убить в объятиях государства этот
животворящий интерес. Государственное регулирование экономики должно стать,
действенным фактором экономических реформ, направленных на переход к
рыночной экономике.
Список использованной литературы:
1. Малафеев А.Н., Рендаков А.Н. Политическая экономия. Учебник для
технических училищ -М.: Политиздат 1982.
2. Медведев В.А., Абалкин Л.И -М.: Политиздат, 1990.
3. Хайнц Ламперт. Социальная рыночная экономика. Германский путь. -М.
Издательство “Дело”. 1994.
4. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Макроэкономика. Учебное пособие. -М.
Издательство “Эльф К - пресс”. 1995.