Государственное управление таможенным делом

Государственное управление таможенным делом

18

Государственное управление таможенного дела

Понятие таможенного дела

Таможенное дело - совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Функции государства в области таможенного дела возложены на Федеральную таможенную службу РФ.

Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов. В этой связи таможенная политика государства нередко выступает инструментом достижения внешнеполитических целей, путём замены более благоприятного таможенного режима для какой-либо страны на менее благоприятный, в случае ухудшения отношений с ней.

Другой немаловажный аспект понятия таможенное дело - правовой. В настоящее время в России оформилась специфическая подотрасль административного права - таможенное право. В данную категорию включают правоотношения, возникающие при осуществлении внешнеторговой деятельности между её участниками и государством. Основным документом, регулирующим такие правоотношения, является Таможенный кодекс РФ.

Организация управления таможенным делом

Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации.

Непосредственная реализация большинства функций государства в области таможенного дела возложена на Федеральную таможенную службу (ФТС), бывший Государственный таможенный комитет (ГТК).

ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:

обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;

обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности население, жизни и здоровья человека, защите животных и растении, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;

выполняет другие функции в организации таможенного дела в РФ.

Структура управления таможенным делом

Структура управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом РФ и включает три уровня: Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления и таможни. В настоящее время в России действует 7 региональных таможенных управлений (Центральное, Северо-Западное, Южное, Сибирское, Приволжское, Дальневосточное и Уральское) и 725 таможенных учреждений (109 таможен и 616 таможенных постов).

Государственный таможенный комитет Российской Федерации

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) в соответствии с Таможенным кодексом РФ и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 №459 «О федеральной таможенной службе» является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране.

Как федеральный орган исполнительной власти ФТС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Вместе с тем, в отдельных случаях (например, в случаях обжалования в ФТС решений, действий или бездействия нижестоящих таможенных органов) ФТС России может вступать в непосредственные отношения с должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также с физическими лицами.

Основные задачи ФТС России вытекают из основных направлений таможенной политики Российской Федерации и мер по ее реализации и сводятся к: обеспечению в пределах своей компетенции единства экономической безопасности и единства таможенной территории страны;

защите экономических интересов России;

организации применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности с учетом приоритетов развития российской экономики и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мировых хозяйственных связях;

организации и совершенствованию таможенного дела в России; обеспечению соблюдения таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на российские таможенные органы; обеспечению участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

ФТС России выполняет функции, которые можно разделить на следующие группы:

1. Организационные функции. К ним, в частности, относятся: подготовка предложений о совершенствовании российской таможенной политики, разработка правового, экономического и организационного механизма ее реализации и претворение ее в жизнь; подготовка проектов правовых актов о таможенном деле; в соответствии с законодательством России создание региональных таможенных управлений и таможен, таможенных лабораторий, вычислительных центров, баз материально-технической базы, полиграфических, строительно-эксплуатационных и иных предприятий и организаций, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов России.

2. Фискальные функции. В процессе осуществления своей деятельности ФТС России вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры, осуществляет их реализацию; организует взимание таможенных пошлин и налогов и иных таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов; выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает их, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сборов и других платежей.

3. Функции таможенного оформления и таможенного контроля. К этим функциям относятся: непосредственная организация таможенного оформления товаров и транспортных средств; осуществление мер по его совершенствованию и упрощению; обеспечение как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организация системы охраны объектов таможенной инфраструктуры; организация осуществления таможенного контроля и принятие мер по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля; участие в разработке и организации соблюдения разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу России; участие в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для России материалов, а также культурных ценностей.

4. Функции валютного контроля. К этой группе можно отнести следующие функции ФТС России: организация осуществления валютного контроля (в пределах компетенции); выполнение функций органа валютного контроля.

5. Правоохранительные функции. К ним относятся:

обеспечение участия российских таможенных органов в осуществлении мер по защите государственной безопасности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; организация борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; обеспечение выполнения российскими таможенными органами в соответствии с действующим законодательством функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; организация ведения борьбы с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность российских таможенных органов; обеспечение оказания содействия российскими таможенными органами борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации; осуществление контроля за соблюдением должностными лицами российских таможенных органов законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов России.

6. Функции по ведению таможенной статистики. В данную группу можно включить следующие функции ФТС России: организация ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики России; представление Президенту РФ, Правительству РФ и другим федеральным органам исполнительной власти данных таможенной статистики по вопросам, отнесенных к их ведению, а также субъектам Российской Федерации в части, непосредственно к ним относящейся;

обеспечение информирования государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан посредством официальных публикаций данных таможенной статистики внешней торговли по формам, принятым в международной практике; организация ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также работы по подготовке о ее разработке, изменении и дополнении.

7. Функции, направленные на защиту прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении ими таможенного дела. К этой группе функций ФТС относятся: создание условий для реализации прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на обжалование решений (в том числе нормативных актов), действий и бездействия таможенных органов России и их должностных лиц; обеспечение своевременного и полного рассмотрения жалоб и обращений; принятие мер по устранению причин, порождающих ущемление прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; создание системы обеспечения заинтересованных лиц информацией и оказания им консультаций по таможенным вопросам в соответствии с законодательством России; обеспечение в пределах компетенции опубликования наиболее важных правовых актов по таможенному делу; проведение информационно-разъяснительной работы по состоянию и развитию таможенного дела в России с использованием различных средств массовой информации, в том числе иностранных; создание системы принятия и функционирования предварительных решений по вопросам применения законодательных актов по таможенному делу в отношении конкретного товара или хозяйственной операции.

8. Функции по международному сотрудничеству в сфере таможенного дела. Здесь можно выделить следующие функции ФТС: разработка проектов международных договоров России по вопросам таможенного дела, проведение в установленном порядке переговоров по их заключению, представление предложений о заключении таких договоров; участие в разработке проектов других международных договоров России в части, касающейся таможенного дела; внесение в Правительство РФ предложений о присоединении России к международным договорам по вопросам таможенного дела; участие в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела; организация участия России в деятельности Совета таможенного сотрудничества; обеспечение выполнения международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; обеспечение сотрудничества и взаимодействия с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств; обеспечение изучения и анализа таможенной политики иностранных государств и состояния таможенного дела в этих государствах.

9. Функции по реализации кадровой и социальной политики в сфере таможенного дела. К этой группе функций ФТС относятся: обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, подготовка специалистов для работы в таможенных лабораториях, других подведомственных учреждениях, предприятиях и организациях; утверждение учебных программ для подведомственных учебных заведений; организация системы обучения специалистов в области таможенного дела для предприятий, учреждений и организаций; развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций; содействие реализации мер правовой и социальной защиты должностных лиц таможенных органов, работников таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций.

Из приведенных функций ФТС России видно, что эти функции носят в основном организационный и контролирующий характер (организация, обеспечение, осуществление контроля). Это еще раз подчеркивает, что ФТС является функциональным центром системы таможенных органов, возглавляет ее и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя реализации задач и функций, стоящих перед таможенными органами страны в целом.

Возложенные на него функции ФТС выполняет непосредственно, а также через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные ФТС России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

В процессе осуществления возложенных на него функций ФТС России в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными законодательными актами, наделен правом издания нормативно-правовых актов по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.

Возложенные на ФТС России функции и задачи определяют его внутреннюю организационную структуру, состоящую из руководства ФТС, которое, в свою очередь, состоит из Руководителя ФТС, его заместителей и коллегии ФТС, а также из аппарата ФТС, в состав которого входят управления и отделы, создаваемые в соответствии с функциями и основными направлениями деятельности ФТС России.

ФТС России является органом, руководство которым осуществляется на принципах сочетания коллегиальности и единоначалия.

Возглавляет ФТС России руководитель, который осуществляет общее руководство системой таможенных органов. Председатель ФТС России назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ и имеет ранг федерального министра. Руководитель ФТС имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Правительством РФ по представлению Руководителя ФТС России. Обязанности между заместителями распределяются Руководителем ФТС.

Наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью по руководству таможенным делом, решаются на заседаниях образуемой в составе ФТС России Коллегии ФТС, возглавляемую Руководителем ФТС и состоящую из его заместителей и ряда иных руководящих работников системы таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии претворяются в жизнь приказами Руководителя ФТС России и являются обязательными для всех нижестоящих звеньев таможенной системы.

Основной объем оперативной работы по руководству деятельностью системы таможенных органов ложится на управления и отделы ФТС России.

Управления и отделы ФТС, сформированные по функциональному принципу, обеспечивают подготовку проектов управленческих решений по осуществлению таможенного дела в стране, а также руководство и контроль за практической реализацией этих решений территориальными органами и организациями таможенной системы

Структура аппарата ФТС России представлена следующими основными управлениями: управление тарифного и нетарифного регулирования, управление федеральных таможенных доходов, управление организации таможенного контроля, правовое управление, управление таможенной статистики и анализа, управление безопасности, управление внешних связей, управление валютного контроля.

Помимо основных, направленных на непосредственное руководство таможенным делом в стране, в структуре ФТС России действует ряд вспомогательных (обеспечивающих) управлений и отделов, назначение которых необходимо для обеспечения нормальных условий для функционирования системы таможенных органов, развития таможенной инфраструктуры, создание социально-бытовых условий для обеспечения выполнения должностными лицами и иными работниками системы таможенных органов и организаций таможенной службы своих должностных обязанностей. К ним, например, относятся: финансовое управление, управление материально-технического снабжения, управление социального развития, главное управление кадров, отдел по связям со средствами массовой информации и общественностью, и ряд других.

ФТС России является юридическим лицом со всеми присущими статусу юридического лица признаками. Финансирование деятельности ФТС России и подчиненных ему таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.

Министерство финансов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

Таможенный режим, виды таможенных режимов

Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами. Участник внешнеэкономической деятельности вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара.

Таможенный кодекс РФ (гл. 17-21) предусматривает следующие виды таможенных режимов: Основные, Экономические, Завершающие, Специальные

Основные

Выпуск для внутреннего потребления или импорт - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Товары получают статус находящихся в свободном обращении при соблюдении следующих условий: уплата таможенных пошлин и налогов; соблюдение ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании ВЭД. при несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску.

Экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Вывозить можно только товары, находящиеся вне таможенной территории РФ в свободном обращении, то есть речь идет только о российских товарах.

Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации).Под режим международного таможенного транзита можно поместить любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами и международными договорами РФ. Режим МТТ завершается фактическим их вывозом за пределы РФ или помещением под другой таможенный режим. Товары не потребляются на территории РФ, пересекают ее территорию для доставки в другое государство. Для регулирования МТТ применяется не только ТК РФ, но и международные соглашения.

Экономические

Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором иностранные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии: соблюдения в отношении иностранных товаров для переработки всех запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок. предусмотрены 4 вида операций по переработке товаров, которые могут применяться, в том числе и в совокупности:

- переработка или обработка товаров - изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров - ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление их потребительских свойств - переработка товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки. предельный срок переработки товаров составляет 2 года. Режим завершается: - выпуском продуктов переработки с таможенной территории РФ - выпуском отходов переработки на таможенной территории РФ для свободного обращения, вывозом за пределы таможенной территории РФ либо с уничтожением - вывозом остатков с таможенной территории РФ, помещением под режим переработки на таможенной территории выпуском для свободного обращения на таможенной территории РФ - вывозом ввезенных товаров иностранных товаров в неизменном состоянии - выпуском для свободного обращения на таможенной территории РФ продуктов переработки ввезенных иностранных товаров. так же допускается эквивалентная компенсация.

Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором иностранные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин) для целей проведения операций по переработке и последующего выпуска продуктов переработки для свободного обращения, при условии: соблюдения, в отношении иностранных товаров для переработки, всех запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; уплаты в отношении продуктов переработки, таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Операции по переработке товаров включают: - собственно переработку или обработку товаров - изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров. Срок переработки товаров определяется заявителем по соглашению с таможенным органом и не может превышать одного года. Режим завершается выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой ввозных пошлин по ставкам, применимым к продуктам переработки.

Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации (с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и неприменением к ним мер нетарифного регулирования) для целей проведения операций по переработке (в течение установленного срока) и последующего ввоза продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. к вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД. Предельный срок применения таможенного режима совпадает со сроком действия разрешения на применение режима и составляет 2 года. Завершается ввозом продуктов переработки на территорию РФ.

Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования. срок временного ввоза товаров составляет 2 года. Режим может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения. При этом стоимость и количество товаров определяется на день помещения товаров под таможенный режим, а ставки таможенных пошлин, налогов - на день выпуска товаров для свободного обращения.

Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных параграфом 5 главы 19 ТК РФ Таможенный склад - это специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) таможенные площадки, соответствующие определенным требованиям, которые устанавливает ФТС. Таможенный склад является зоной таможенного контроля. товары могут хранить на складе в течение 3 лет.

Свободная таможенная зона (свободный склад) - для участников Особых экономических зон

Завершающие

Реимпорт - таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Уничтожение - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Отказ в пользу государства - таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Специальные

Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Иные специальные таможенные режимы, касающиеся перемещения товаров в основном в интересах государственных органов РФ либо в целях проведения аварийно-спасательных операций.