Государственный бюджет Республики Беларусь и его доходы

Государственный бюджет Республики Беларусь и его доходы

ВВЕДЕНИЕ

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в

регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей

системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных

инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные

методы регулирования - наиболее эффективными.

Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта

формируется структура общественного производства и народнохозяйственные

пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные

отношения, направляет, бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить

выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных

программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического

развития регионов.

Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает

ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход

; страны из затянувшегося кризиса.

В современной экономической литературе и периодической печати широко

обсуждаются вопросы, посвященные отдельным проблемам составления и

исполнения бюджета, чаще всего связанные с налогами, как основой доходной

базы бюджета.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный

инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей

части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через

государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную,

внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава

и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ

экономического и социального развития, устойчивость социального положения

страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную

политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных

отраслей и социальную сферу.

Центральным показателем государственного бюджета является величина

его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие

экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны.

Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет

определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного

бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость

совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки

новых подходов в этом направлении.

Важным источниками бюджетов социалистических стран являлись и

привлеченные средства: займы, остатки вкладов населения в сберегательном

банке. Широко использовались для скрытия дефицита кредитные ресурсы и

эмиссия денег. Не случайно официальная статистика отрицала наличие

бюджетного дефицита (исключение - первые годы ВОВ) и даже показывало

постоянное повышение доходов над расходами, Впервые недостаток доходных

источников для покрытия расходов Государственного бюджета СССР был признан

лишь в 1989г.

До 1991г. бюджет Республики Беларусь был частью бюджета СССР. Но так

как первый самостоятельный бюджет на 1991г. был составлен до признания

суверенитета республики, то предполагалось отношение с союзным бюджетом

(22% налога на прибыль, 30% налога с продаж). Особенностями первого бюджета

становится то, что главное назначение бюджета - обеспечение функций

государства РБ; в казну РБ начали зачисляться налог с оборота и подоходной

налог с населения; появился чрезвычайный налог, налог на импорт, экспорт;

также в бюджет стали поступать средства от выкупа акционерами

государственной собственности и часть ресурсов фонда государственного

страхования.

Цель- курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной

литературы, периодических изданий и статистического материала изучить

доходы государственного бюджета в условиях рыночной экономики; выявить

положительные тенденции в формировании финансовых ресурсов на уровне

государства; дать оценку происшедшим изменениям в составе доходов бюджета

за последние годы.

Предполагается рассмотрение таких вопросов как: сущность бюджета и его

значение в функционировании государства, особенность бюджета Республики

Беларусь на современном этапе.

Далее определяются принципы формирования доходов бюджета и их состав,

в который входят: налоги, неналоговые платежи и доходы целевых бюджетных

фондов. Так как налоги являются основным источником пополнения бюджета

считается целесообразным рассмотреть их в следующей классификации: прямые

налоги; косвенные налоги; местные налоги и сборы.

Для раскрытия темы потребовалась проработка ряда научных изданий. Этой

проблемой занимались ученые с давних времен, например в своей работе,

посвященной исследованию истории русских финансов, и награжденной

Императорской академией наук Демидовской премией, Д. Толстой писал: "Первою

заботою членов всякого возникшего общественного союза бывает установление и

признание верховной власти, долженствующей охранять общие и частные

интересы. Но эта власть, поставленная выше всякого частного произвола, не

могла бы существовать, ни быть полезною, если бы она не имела средств

упрочить к себе почтение и повиновение. Нужно, следовательно, отыскать эти

средства".

Но единой терминологии в отношении бюджета до настоящего времени не

выработано. Термин "бюджет" в монографиях, учебных пособиях, научных

статьях, а также законодательных актах используется для обозначения

различных по своей сути объектов.

Так, в совместном труде A.M. Александрова и Э.А. Вознесенского

"Финансы социализма" бюджет рассматривается одновременно как

аь...

"экономическая категория", как "финансовая категория", как "фактор

реализации действия объективных экономических законов социализма" и как

"основной финансовый план".

А.Ю. Казак в своей книге "Финансы и Кредит" рассматривает бюджет как

"совокупность денежных отношений, как основной финансовый план," и как

важнейший финансовый регулятор...".

В учебном пособии "Государственный бюджет" под редакцией М.И. Ткачук

бюджетом называется "...основной финансовый план государства, отражающий

экономические отношения по поводу формирования, распределения и

использования централизованного фонда денежных средств".

В "Основах теории финансов" под редакцией Л.А. Дробозиной бюджет

рассматривается как "основной централизованный фонд денежных средств".

В. С. Павлов определяет бюджет как "основную экономическую форму

планомерного образования и использования общегосударственного фонда

денежных средств.

Наиболее точным определением бюджета является приведенное Т.В.

Сорокиной в книге "Бюджетный процесс Республики Беларусь": "Совокупность

бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны

составляет понятие государственного бюджета".

Что касается законодательных актов, то в них еще более игнорируется

природа бюджетных отношений.

Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь и

государственных внебюджетных фондах" в разделе "Основные

термины и определения" представляет бюджет как "основной

финансовый план формирования и использования денежных средств для

обеспечения функций государственных органов, экономического и социального

развития Республики Беларусь или соответствующих административно-

территориальных единиц...". Таким образом, в различных источниках под

бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и

расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или

совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и

др.

•S лесной доход / |

| | |94 Q |

|Доля платежей в бюджет юридических лиц в доходах |Z.U,H |z.^,y |

|бюджета, % |83,8 |81,8 |

|2. Платежи в бюджет физических лиц Доля платежей в |13709,9 |31221,5 4|

|бюджет физических лиц в ВВП, % |•3 Q |7 |

|Доля платежей в бюджет физических лиц в доходах |-J," |Н. / |

|бюджета |19 4 |1 S 5 |

|3. Прочие доходы бюджета |1 ^,н |1 J , J |

| |4179 8 |547Я 3 |

|Доля прочих доходов в ВВП, % |HI/ |jt^ / -J |

| |JL,,O |} J |

| |1 9 |0 8 |

|Доля прочих платежей в доходах бюджета, % |1 >z 3,8|и, о |

| | |2,7 |

Так, за 2000г. по сравнению с предыдущим доля платежей юридических лиц

в структуре доходной части бюджета (без государственных целевых бюджетных

фондов) понизилась с 83,8% до 81,8%, а доля платежей физических лиц

увеличилась с 12,4 до 15,5%.Доля поступлений в бюджет по прочим доходным

источникам понизилась.

С уменьшением доли субъектов хозяйствования в формировании доходной

части бюджета происходило снижение налоговой нагрузки для субъектов

хозяйствования. Так, доля платежей в бюджет юридических лиц в ВВП в 2000г.

по сравнению с 1999г. снизилась на 1,5 п.п. и составила 24,9%. Это

произошло за счет относительного сокращения платежей, начисляемых от

выручки, и затрат на производство реализованной продукции (с 7,3 до 6,9% от

выручки и с4,5 до 3,5% от затрат). В то же время доля отчислений от

балансовой прибыли увеличилась -в основном за счет прямых налогов, что

можно объяснить сокращением в 2000г. количества льгот, предоставляемых

субъектам хозяйствования, и уменьшением балансовой прибыли в реальном

выражении. Следует отметить также рост налоговой нагрузки на физические

лица. Их доля в ВВП увеличилась с 3,9 до 4,7%, т.е. на 0,8п.п.

Организация бюджетного процесса в настоящее время регулируется новой

Конституцией Республики Беларусь, Законом "О бюджетной системе Республики

Беларусь и государственных внебюджетных фондах"; Законом "О налогах сборах,

взимаемых в бюджет Республики Беларусь", Законом "О местном управлении и

самоуправлении в Республике Беларусь", Законом "О бюджетной классификации

Республики Беларусь", налоговым законодательством и другим законодательными

актами.

Кроме того, Министерством финансов республики утверждены "Правила

составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления

средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их

использование".

В соответствии с указанными актами составление проектов бюджетов

находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и

соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Несмотря на то, что механизм создания доходной части бюджета сегодня

выработан, в определенные моменты он оказывается недостаточно эффективным и

требует корректировки.

Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется по

следующим направлениям:

• планирование контингентов всех видов доходов;

•распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной

системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

• определение размеров финансовой помощи, предоставляемой

вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий);

• формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки

территорий и определение размеров трансфертов для

выравнивания

бюджетной обеспеченности регионов.

Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На

первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной

части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится

диагностика методов мобилизации государственных доходов.

Такой анализ является основой для определения возможностей и путей

увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и

неналоговых платежей.

К косвенным налогам Относятся:

6. Налог на добавленную стоимость (НДС);

7. Акциз;

8. Налог с продаж автомобильного топлива (налог с продаж);

9. Таможенный тариф.

Основным источником доходов бюджета среди косвенных налогов является

НДС, который был введен в 1992г. Его объектом обложения служит вся

добавленная стоимость (выручка - материальная затрата). НДС - это

разновидность налогов, включаемых в цену, товаров, работ, услуг. По форме

НДС является обязательным платежом, методом перераспределения национального

дохода на общегосударственные нужды. По своему экономическому содержанию —

эта часть доходов потребителей, взимаемая при покупке товаров, работ, услуг

в цене их продажи и впоследствии вносимая товаропроизводителями

(посредниками) в бюджет. Установлены различные налоговые ставки: 0; 10;

20%. Законодательством установлен ряд льгот, при которых налогоплательщики

могут быть частично или полностью освобождены от уплаты НДС. Плательщиками

НДС могут быть: юридические, в том числе и иностранные; участники договора

о совместной деятельности; индивидуальные предприниматели и предприятия и

физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Республики

Беларусь. Исчисление НДС регулируется Законом Республики Беларусь "О

налоге на добавленную стоимость" от 19.12. 1991 гда с

последующими изменениями и дополнениями.

Высоким остается и удельный вес таких налогов, как акцизы. Они пришли

на смену налогу с оборота и представляют собой косвенные налоги, которыми

облагаются работы, услуги, повышенного спроса. Абсолютная сумма акцизов

возрастает вследствии увеличения производства подакцизных товаров и роста

их цен. Они используются для мобилизации финансовых ресурсов государства, а

также для перераспределения доходов населения. За счет этого налога берется

0,25% доходов в бюджет. Объектом обложения, у товаропроизводителей является

выручка, полученная от реализации произведенной ими продукции; у импортеров

- таможенная стоимость товаров, на которые установлены ставки акцизов.

Последние устанавливаются национальным собранием РБ и Советом Министров и

имеют большую дифференциацию: от 0 до 80%. Выделяют перечень товаров, по

которым акцизы не устанавливаются.

Согласно статье 14 Закона Республики Беларусь "Об особенностях

налогообложения и взимания платежей в бюджет РБ в 1999г.", с 1999г.

установился налог с продаж автомобильного топлива (далее — налог с продаж),

который некоторым образом аналогичен отменненому 1 апреля 1996г. налогу на

топливо. Налог с продаж взимается при реализации автомобильного топлива

(бензин, товарное дизельное топливо, сжатый и сжижженный газ). Объектом

обложения признаются операции по реализации автомобильного топлива на

территории РБ. Ставка налога с продаж автомобильного топлива

устанавливается в размере 10%. Денежные средства, полученные в результате

взимания налога с продаж направляются на строительство, содержание и ремонт

автомобильных дорог, в том числе в сельской местности. Плательщиками налога

с продаж автомобильногб топлива признаются юридические лица, включая

предприятия с иностранными иныестициями, и иностранные юридические лица, их

филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических

лиц, имеющие обособленный баланс и расчетный счет, физические лица,

осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, а также участники договора о совместной деятельности.

Посредством налога на экспорт и импорт (тарифный налог) в бюджет

взимается чистый налог образовавшийся в результате различий уровней внутри

республиканских и внешнеторговых цен. Объект обложения - контрактная

стоимость товаров, вывозимых из территории РБ и ввозимых на данную

территорию, перечень которых утверждается Кабинетом Министров. Ставки

тарифного налога дифференцированы в зависимости от видов экспортной и

импортной продукции и колеблются от 1 до 30%. Некоторое имущество данным

налогом не облагается. С мая 1994г. регулирование экспортно-импортных

операций производится с помощью налоговых пошлин.

Как упоминалось выше наибольший вес среди косвенных налогов занимает

налог на добавленную стоимость. Поступления налога на добавленную стоимость

определены в консолидированном бюджете в сумме 624,9 млрд. руб., из них по

товарам, производимым в республике, — 491,9 млрд. руб. (78,7%), по

импортируемым товарам — 133 млрд. руб. (21,3%)- Это на 372,6 млрд. руб.,

или в 2,5 раза, больше ожидаемого исполнения за 2000 г.

Плановые суммы налога на добавленную стоимость рассчитаны исходя из

ожидаемого их поступления за 2000 г., прогнозируемого на 2001 г. объема ВВП

(6915 млрд. руб.), его структуры и уровня изъятия налога по отношению к

ВВП.

Средний процент изъятия налога на добавленную стоимость по товарам,

производимым в республике, составил в 1999 г. — 7,6%, в 2000 г. — 7,1%

(ожидаемое исполнение). В таком же размере он принят на 2001 г. — 7,1% (в

связи с предполагаемым сокращением внешнеторгового оборота со странами

дальнего зарубежья и переходом на исчисление налога на добавленную

стоимость зачетным методом).

Что касается среднего уровня изъятия налога на добавленную стоимость по

отношению к ВВП по импортируемым товарам, то он принят на 2001г. в размере

1,9% против 1,8% за 1999 г. Поступления налога на добавленную стоимость по

ввозимым товарам увеличиваются против ожидаемых поступлений за 2000 г. на

74,9 млрд. руб.; или на 129%. Дополнительные поступления налога на

добавленную стоимость по ввозимым товарам будут обеспечены за счет роста

курса доллара США, а также в связи с изменением порядка обложения товаров,

поставляемых из Украины, Молдовы и Казахстана. Имеется в виду, что с 2000

г. в торговых отношениях с Украиной, Молдовой- и Казахстаном взимание

налога на добавленную стоимость осуществляется по принципу страны

назначения.

Удельный вес налога на добавленную стоимость в ВВП останется

практически на уровне 2000 г.(9,1% в 2000 г. и 9,0% в 2001 г.).

Плановые суммы акцизов на 2001г. рассчитаны исходя из предполагаемых

объемов производства подакцизных товаров, прогнозируемого роста

потребительских цен, ставок акцизов в евро, среднегодового курса евро по

отношению к белорусскому рублю в размере 519,8 руб., а также прогнозной

оценки поступления акцизов по импортируемым товарам.

Общий объем поступлений акцизов в 2001 г. оценивается в 307,8 млрд.

руб., или с ростом против ожидаемого исполнения за 2000 г. в 3,1 раза. Доля

акцизов в ВВП увеличится в 1,3 раза: с 3,6% в 2000 г. до 4,5% в 2001 г.

(см. табл.2.4).

Таблица

2.4 Структура доходов бюджета (с учетом в его составе целевых бюджетных

фондов)2

| |1999 |2000 |2001 |

| |%к | |%к | |%к | |

|Показатель |общей |%К |общей |%К |общей |%К |

|• |сумме |ВВП |сумме |ВВП |сумме |ВВП |

| |доходов| |доходо| |доходо| |

| | | |в | |в | |

|Налоговые поступления - всего 76,6 27,8 |

|78,2 27,1 75,1 28,2 |

|в том числе: |

|Подоходный налог |10,4 |3,8 |8,5 |2,9 |9,6 |3,6 |

|Налог на прибыль |12,4 |4,5 |14,8 |5,1 |13,7 |5,1 |

|Чрезвычайный налог |2,6 |0,9 |2,1 |0,7 |2,4 |0,9 |

2 В главе 2 использованы данные Министерства финансов Республики Беларусь

Таким образом, около половины доходов бюджета (без учета целевых

бюджетных фондов) в настоящее время планируется получить за счет косвенных

налогов. Вместе с тем ориентация бюджетных доходов на косвенное

налогообложение в условиях инфляции предполагает заведомо завышенное

прогнозирование бюджетных доходов за счет инфляционного роста, поскольку

при определении ожидаемых поступлений косвенных налогов закладывается

достигнутый темп инфляции. Реальное снижение инфляции автоматически

отражается на снижении налоговых платежей.

Поступление доходов в бюджет за счет косвенных налогов в инфляционной

экономике не зависит от повышения отдачи средств, вложенных в развитие

производства. Доходы бюджета определяются главным образом ростом цен на

продукцию, их объем зависит от ценовых факторов, а не от эффективности

производства. В то же время чем выше инфляция, тем больше доходов получает

государство и распределяет их посредством дотаций в неэффективные

производства, что приводит к дополнительному росту инфляции издержек.

Реструктуризация доходов бюджета должна решаться на стадии

планирования и предусматривать усиление роли прямого налогообложения,

замещения косвенных налогов прямыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была сделана попытка проанализировать доходы

государственного бюджета РБ в условиях рыночной экономики. Какой же можно

сделать вывод? Как изменилось формирование доходной части на современном

этапе?

Структура доходной части бюджета не претерпела существенных изменений

по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками доходов являются

налоговые поступления, и в частности косвенные налоги: НДС, акцизы,

таможенные пошлины и др. Удельный вес двух первых из них в структуре

доходов бюджета занимает 44%. На долю прямых налогов на доходы и прибыль

приходится только 17% поступлений. Таким образом, в структуре налогов

бюджета в республике преобладают косвенные, тогда как в большинстве стран

мира, прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой, основным

источником поступлений в бюджет являются прямые налоги.

В одобренном проекте закона наибольшее повышение налоговой нагрузки

коснулось так называемых ценообразующих налогов (прирост чрезвычайного

налога запланирован в объеме 301% и акцизов - 330%). Если же учесть

повышение налога с физических лиц, поступающего в местные бюджеты (303%),

то в совокупности это может отрицательным образом сказаться на реальных

доходах населения.

Увеличение налоговой нагрузки - скорее негатив, нежели позитив нового

законопроекта, так же как и сохраняющаяся довольно запутанная система

налоговых изъятий в республиканский и местные бюджеты. Сейчас предприятия

уплачивают 19 налогов и других платежей, многие из которых рассчитываются

от одной и той же налоговой базы, однако исчисляются по-разному. При этом

некоторые налоги состоят из нескольких самостоятельных платежей. Например,

отчисления в дорожные фонды включают в себя фактически 7 разновидностей

платежей. Местные органы власти добавляют в зависимости от-рода

деятельности еще около 30 налогов и сборов.

Попытка объединить отчисления в местный фонд стабилизации экономики

производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, и расходов,

связанных с дорожным фондом, как это сделано в законопроекте, по сути

ничего не меняет.

Как и в прошлые годы, в доходных статьях бюджета 2001, предусмотрены

доходы от прибыли Национального банка. Правда, этот показатель весьма

трудно поддается расчетам и прогнозированию. В 2000г. в первоначально

утвержденном бюджете доходы от прибыли Нацбанка были предусмотрены в

размере 1трлн. руб., фактически же они оказались в 12 раз больше. И в этом

году темп роста прибыли Нацбанка предполагается в 2 раза ниже, чем в целом

темп роста республиканского бюджета.

Финансовая система Республики Беларусь с обретением республикой

самостоятельности и проведением экономических реформ претерпела

значительные изменения. Она пополнилась новыми звеньями, которых ранее не

было. Все государственные расходы ранее финансировались из бюджета. Начиная

с 1990г., в Беларуси, начинает широко применяться практика образования

целевых государственных фондов денежных средств, как в составе бюджета, так

и внебюджетных фондов.

Целевые фонды, входящие в состав бюджетов, - это локализованные в

соответствующих бюджетах денежные средства, имеющие, как правило, строго

целевое назначение и используемые органами исполнительной власти

одновременно с исполнением расходной части бюджетов. Указанные фонды не

имеют закрепленных за ними источников доходов, а формируются за счет

бюджетных субвенций. Внебюджетные фонды имеют свой правовой статус,

законодательно установленные источники их формирования.

Таким образом, целевые бюджетные и внебюджетные фонды - это

специальные фонды, создаваемые органами представительной власти с целью

финансирования республиканских и региональных программ и мероприятий

экономического и социального характера.

Республика Беларусь вступает в XXI в. в условиях переходной экономики

и развития рыночных отношений. Государству предстоит адаптировать к

рыночному механизму систему общегосударственных финансов с учетом усиления

роли бюджетных методов регулирования общественных процессов.

На основе комплексного и многостороннего исследования организации

доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления

развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли

государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в

Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в

соответствии с задачами бовременной бюджетной политики. Это предполагает

проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей

концепции его развития и реформирования. В частности, в области

формирования доходов можно предложить следующее:

1. Применение более прогрессивных методов

планирования и

прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на

основе

экономико-математических методов и моделирования, выбор

оптимального

варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей

как

основы планирования доходов бюджета.

3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых

изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы

налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу

налогообложения.

4. Реструктуризация доходов бюджета. Имеется в виду

оптимальное

сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых

платежей,

доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в

формировании доходов бюджета (поступлений средств от

приватизации

государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций,

налогов на собственность и др.).

Совершенствование налогового планирования; оптимизация налоговой

нагрузки.

Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов

бюджета.

Постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов (кроме фондов

социальной направленности), формирование интегрированной

структуры

бюджета.

Реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов

через систему трансфертов из фонда финансовой поддержки административно-

территориальных единиц.

9. Укрепление и развитие законодательных основ

налогообложения,

включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании

обложения налогами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. М.И. Ткачук,

Мн., 1995,240с.

2. Енин Ю.И., «Система бюджетно-налоговой и денежно-кредитной

политики в Республике Беларусь», Мн.,1999,99с.

3. Закон «О бюджете Республики Беларусь на 1999 год» и комментарии к

нему//- 1999-№15с.32.

4. Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2000 год» и комментарии к

нему//-2000-№7-с.43.

5. Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2001 год» и комментарии к

нему// - 2000-№47-с.26.

6. Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах взимаемых в бюджет

Республики Беларусь» - 2000-№9-с.59.

7. Исчисление налоговых и неналоговых платежей в 200 году // Главный

бухгалтер - 2000-№7-с.83.

8. Попов Е.М. Налоги и налогообложение в Республике Беларусь -

Гомель,-1997,301с.

9. Общая теория финансов, под ред. Л.А. Дробозиной, М., 1995, 312с.

Ю.Основы теории финансов, под ред. Л.А. Дробозиной, М., 1995, 255с.

Н.Сорокина Т.В. Бюджетный процесс Республики Беларусь. - Мн., 2000.

12.0 налоговой системе РБ//НЭГ, январь 2000г., №1, с.10-15.Черник Д.Г.

Налоги в рыночной экономике., М.,1997,336с. 13. Косач Е.В.

Налогово-бюджетная политика на современном

этапе.//Белорусский экономический журнал - 2000-№13-с.23 14.А.Ю. Казак

"Финансы и Кредит", М.,1997,214с. 15.Павлова Л.Н. Бюджетные

потоки и проблемы бюджетного

регулирования.// Финансы. 1996.№4-с.45-48. 16.Сабанти Б.М. Теория

финансов.М., 1998,68с. 17.Г.А. Шмарловская Теория налогов: закономерности

формирования и

государственного регулирования, Мн.,1996,136с. 18.Пушкарева В.М.

история финансовой мысли и политики налогов.

М.,1996, 192с. 19.Романовский М.В. Бюджет, налогообложение и

проблемы создания

финансового рынка./ Л. 1996,39с. 20.Финансы Республики Беларусь:

стат.сб.Мн.:Минстат РБ, 1997,77с.