Государство, право, религия (Контрольная)

Государство, право, религия (Контрольная)

План:

I. Государство.

а) Понятие государства.

б) Закономерности развития государства, его признаки, сущность, функции

государства.

в) Вывод.

II. Право.

а) Сущность, функции, понятие и предназначение права.

б) Вывод.

III. Религия.

а) Возникновение религии.

б) Христианство в России.

в) Религия и государство.

г) Религия и право.

д) Вывод.

I.С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и что

такое право. Интересовал прежде всего потому, что государство и право и в

древнем и в современном мире так или иначе касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых

страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации

политической власти, системы институтов власти.

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями -

"общество и власть".

Общество - это общность людей на определенной территории,

характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью

организации жизни.[1]

Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой

систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,

охватывающий все население на той или иной территории[2].

Выделяются две разновидности общества:

1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися,

неутвердившимися экономическими, политическими, социальными,

духовными отношениями, институтами.

2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися

отношениями, и институтами.

Существенно деление общества и на такие две группы:

a) общества, в которых необходимые единство и организованность

достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных

факторов (демократические общества);

b) общества, в которых необходимые единство и организованность

достигаются в основном в результате использования действующей внешней

силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и

тоталитарной властью)).

Из этого вытекает значение понятия власть.

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и

действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других

лиц (подвластных)[3].

Определяющей чертой власти является возможность одних людей,

организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле

и действиями.

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить

личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Есть две разновидности власти:

1. естественная власть - в семье, в обществах по интересам;

2. власть, которая "навязывается", выступает как внешняя сила -

в партиях, в общественных объединениях и т.д.

Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной",

т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного

государственного принуждения.

Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого

общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся

системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,

характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе -

постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,

основанная на частной собственности, участие личности в управлении

обществом (народовластие в тех или иных формах).

По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии

государство превращается из простого, из "просто" организации политической

власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного

образования в политическое общество, организованное, где власть

функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в

соответствии с принципом разделения властей.

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,

выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому

государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода

личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может

быть отличен и ряд других:

. "уход" государства от экономики, все большее его отделение от

хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

. развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих

политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий

правовой режим;

. все большее преобладание республиканской формы правления;

. эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их

все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда

противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной

жизни.

В передовых демократических странах в области политико-государственной

жизни все большее значение приобретают такие тенденции:

. государство все больше становится "государством человека", в котором

человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,

гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;

. все общество, а не только государственная - выступает в качестве

правового;

. утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии -

парламентамум, свободные выборы, муниципальное самоуправление,

федерамум;

. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в

частно-правовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;

. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него

всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

Вывод: государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее

опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства

все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии

совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов

- единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна

идти политическая жизнь современного общества.

II. Развитие государства, его совершенствование и укрепление,

разумеется так, чтобы во всем комплексе его институтов все более

реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности

- это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.

Государство - это политико-территориальная суверенная организация

публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления

управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой

веления обязательными для населения всей страны.

Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно

представляя себе когда речь идет о моральном или юридическом праве.

Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, ,

защищаемые особенными государственными органами.

Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или

возможность поведения, которая признается в обществе.[4] Есть еще и другие

значения этого слова:

1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной

на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.

2) в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения,

основанной на принципах добра и справедливости.

3) в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения,

основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри

общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.

4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой

субъективным правом, основанной на законе, иных официальных

источниках.

Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения:

1. субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта,

конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение[5].

2. объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон",

"законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности

поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы,

выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское

право), либо как часть (гражданское право).[6]

В каждом политически организованном обществе наряду с правом в

юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие

права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при

товарном обмене.

Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того,

закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из

естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе

экономических , духовных и даже естественно-природных факторов.

В отличии от естественного права, право в юридическом значении

предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках.

Как позитивное право оно:

= создается людьми, общественными образованиями, - законодателями,

судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их

творчества, целенаправленной волевой деятельности.

= существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне

выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).

Существует три способа формирования и существования позитивного права:

обычное право, право судей, право законодателя.

Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой

жизнью форма позитивного права.

Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу,

конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных

же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е.

прецедентное право.

Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права

путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по

мере развития демократии - представительных.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в

условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной

организации, организованности общества, при которой регулируется

демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное

предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в

обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для

развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и

своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано

быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена

важнейшая сторона правового регулирования.

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:

- регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления

существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного

поведения тех или иных субъектов.

- охранительная - установление мер юридической защиты и юридической

ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Таким образом, право, как и государство. призвано служить людям,

обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

Наиболее общими признаками права являются:

1. Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое

действие на территорию всей страны, на все население.

2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках

- юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от

усмотрения отдельных лиц.

3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который

раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм,

действующих в обществе.

4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том,

что общие правила, которые признаются государством в качестве

правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы -

государственной власти.

Вывод: Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах,

иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным

критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного )

поведения.

III. Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она

отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям

и запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное

множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно

только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих,

отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов

населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных

исповеданий. Распространенность религии не означает не означает, что она

истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки

и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные

национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев),

конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).

Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во

многих странах и у многих народов.

В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные

для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных

книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний

верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных

писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности

религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок

церковных служб.

Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили

юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные,

гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.

В некоторых современных исламских странах Коран ("арабский судебник") и

Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все

стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели"

(шариат)[7].

Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную

религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью и

формирующейся церковной организацией. все время существования религия тесно

переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали

принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не

сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по

собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была

связана с властью." Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении

государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей

платится "налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало

три больших круга судебных прав:

1- судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым

делам;

2- право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);

3- судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной

собственностью. Церкви.

С течением времени церковь была неотделима от государства, в России

были церковные школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская

Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм,

признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"),

был составной частью правовой системы. После отделения церкви от

государства эти нормы утратили юридический характер, в 1917 году церковь

была отделена от государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров

20 января 1918 года, уравнивал православную церковь с остальными

религиозными объединениями, из государственной организации она превратилась

в частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения

потребностей его членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что

граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом

(религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось.

В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии,

жертвами которых стали многие священнослужители русской православной

церкви. В 60-е закрывались храмы.

В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до

основания за годы советской власти.

Но сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского

народа, а не "...как часть государственного механизма...". Патриарх Пимен,

отвечая на вопросы агентства печати Новости, сказал: "Церковь отделена от

государства, и это положение мы считаем правильным, ибо Церковь и

государство различны по своей природе[8].

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями,

соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает

правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому

свободу совести, включая право "свободно исповедовать индивидуально или

совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно

выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать

в соответствии с ними"[9].

Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь

храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество

необходимое для религиозных целей.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с

учетом исторических .

Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную

службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной

службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные

обряды, такие как: вступление в брак, рождение ребенка, его

совершеннолетие, похороны и многие другие, только юридическое значение

имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского

состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие

документы.

Вывод: Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического

сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать,

что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории

цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них

огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии

неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации.

Литература:

А.С. Пичелкин, Общая теория права. М. 1995 г., с.117-118, с. 35-47, с.

83-104.

С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1996 г.,с. 4-29,

с. 48-104.

Р.З. Лившиц, Теория права. М. 1994 г., с. 28-46, с. 47-53, с. 195-197.

М.Н.Бессонов, Православие в наши дни. М. 1990 г.

В.В Лазарев, Общая теория права и государства. М. 1996 г., с. 35-98.

К. Маркс., Ф. Энгельс, Соч. I том с. 414-415, М. 1995 г.

Л.Фейербах, История Философии. М. 1967 г.

М.Арипов, Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие.,

"Свободная мысль" - 91 №14 с.87-98.

С.С. Алексеев, Теория государства и права. М. 1985,

с.112-167.

С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1983 г.

11.С.С. Алексеев, Общая теория права. М. 1981 г.

-----------------------

[1] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[2] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[3] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[4] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.49.

[5] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.46.

[6] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.50.

[7] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1995г, с.117

[8] М.Н. Бессонов. Православие в наши дни. М. 1990г., с.216.

[9] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1996г, с.117