Грин Пис

Грин Пис

[pic]

Голубое небо, чистый воздух, шелест листьев над головой, травяной ковер под

ногами – на природе мы все отдыхаем, чувствуем прилив сил и радость общения

друг с другом и с миром. Но часто ли нам удается найти нетронутый уголок

ее? Увы, но факт, что в последнее время вокруг нас все меньше становится

настоящей природы, незагаженной мусором и сохранившей свою живительную

силу. Потребительское отношение к миру привело к истощению земель,

загрязнению морей, рек и озер, исчезновению тысяч (!) видов птиц, животных

и растений, резкому сокращению лесов, изменениям климата планеты. И если

лет сто назад у природы хватало сил бороться самой с последствиями

хозяйственной (или, вернее, бесхозяйственной) деятельности человека, то

сейчас она уже не справляется. Ей необходима помощь. Во второй половине XX

века экологи все сильнее стали протестовать против бездумного образа жизни

человечества; как результат – появились международные организации, ставящие

своей целью защиту Земли и ее обитателей. Одной из таких и наиболее,

пожалуй, известной является Гринпис (GreenPeace).

История Гринпис берет начало в 1971 году, когда группа экологов «объявила

войну» американскому правительству, проводившему ядерные испытания на

острове Амчитка (Аляска). После нескольких проведенных акций протеста к

небольшой вначале группе ученых стали присоединяться единомышленники, и

число их быстро увеличивалось. В скором времени молодая организация,

названная основателями «Green Peace» (Зеленый Мир), приобрела широкую

известность как в Соединенных Штатах Америки, так и за их пределами. За

прошедшие тридцать лет Гринпис вырос из группы энтузиастов до мощной

международной организации, которая работает по всему миру и имеет шесть

морских судов и несколько легких вертолетов.

Основных направлений работы - несколько. Во-первых, это кампания по

биоразнообразию. Гринпис борется против уничтожения лесов, варварского лова

рыбы и охоты на китов, добивается сохранения существующих и создания новых

охраняемых природных территорий и т.д. Во-вторых, кампания по защите

атмосферы. Гринпис добивается сокращения выброса «парниковых газов»,

вызывающих «парниковый эффект», прекращения использования озоноразрушающих

веществ. В-третьих, антиядерная кампания. Гринпис добивается сокращения

ядерных арсеналов, запрещения ядерных испытаний, свертывания опасных

программ развития ядерной энергетики и постепенного отказа от нее. И в-

четвертых, кампания по токсическим веществам. Гринпис добивается запрещения

опасных технологий, решения проблем, связанных с образованием и

переработкой опасных отходов, а также загрязнения окружающей среды

сильноядовитыми веществами.

В свой деятельности Гринпис придерживается следующих принципов:

- Протест действием. Гринпис проводит акции, привлекающие внимание

общественности к проблемам и к тем, кто виновен в их возникновении.

- Ненасильственность. Под этим понимается ненанесение кому-нибудь вреда.

Все действия Гринпис - это осуществление мирного протеста;

- Независимость. Гринпис не примыкает ни к одной политической партии, не

принимает пожертвований от государственных организаций, коммерческих

структур (!) и политических партий. Финансируется исключительно за счет

личных добровольных пожертвований сторонников - около 3 млн. во всем мире.

Главным руководящим органом является Совет Гринпис, состоящий из

представителей всех региональных отделений. Совет ежегодно собирается для

обсуждения дальнейшей деятельности организации, разработки ежегодного

бюджета и избрания Правления. В свою очередь Правление избирает своего

председателя и назначает исполнительного директора, ответственного за

каждодневную работу Гринпис. Исполнительный директор дает отчет о своей

работе Правлению. Правление отвечает за финансовые дела организации, следит

за выполнением принятых решений и определяет долгосрочную политику Гринпис.

В настоящее время национальные представительства Гринпис существуют в 27

странах мира. Из числа ближайших к нам стран можно назвать Чехию, Словакию,

Германию, Бельгию и Австрию, в которых они уже действуют. В России Гринпис

существует с 1992 г., однако официальное представительство есть пока только

в Москве. Цели деятельности - защита окружающей среды, пропаганда «чистого»

образа жизни и экологическое просвещение. Основные направления работы

(кампании): лесная кампания - за сохранение «легких планеты» - русского

леса; антиядерная кампания - против радиационного заражения окружающей

среды; морской проект - против браконьерства в морях России; нефтяной

проект - против загрязнения окружающей среды нефтью и газом; токсическая

кампания - против химического загрязнения; байкальская кампания - за

сохранение первозданной чистоты озера Байкал, а также подготовка номинаций

в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и контроль над их сохранностью.

|[pi|Токсическая кaмпания |

|c] | |

Что обычно представляет себе человек, рассуждая о ядовитых "плодах"

современной цивилизации? Скорее всего, вертикальную трубу, которая

выбрасывает клубы омерзительного желто-черного дыма. Или другую трубу,

горизонтальную, из которой вытекает серо-бурая зловонная жижа.

В нашей стране долгие годы думали только об индустриализации и развитии

промышленности. Даже самые простые очистные сооружения рассматривались лишь

как что-то вторичное, необязательное - некая мелочь, мешающая

поступательному развитию экономики. Сложно сказать, насколько был оправдан

такой подход...

В итоге, во многих российских регионах вокруг крупных промышленных гигантов

земля и вода отравлены на километры или даже десятки километров вокруг. И

на этой земле живут люди, растят детей, выращивают овощи-фрукты на своих

маленьких огородиках... Неудивительно, что продолжительность жизни в России

существенно меньше, чем в Европе или Северной Америке.

Меняется ли ситуация к лучшему сейчас? Это риторический вопрос. По опыту

других стран, можно сказать, что меняется, но, в основном, лишь там, где

сильное общественное движение требует и добивается таких изменений. В

противном случае, бизнес предпочитает экономить на охране природы и

здоровье людей.

Меняется ли что-то в России? Конечно, меняется. С одной стороны,

экономический кризис и закрытие многих грязных производств улучшили

экологическую ситуацию в целом. (Конечно, не хотелось бы достигать

улучшений только таким путем.) С другой стороны, недавние недоработки

Правительства России привели к тому, что Верховный суд, фактически, отменил

платежи за загрязнение. Теперь предприятия могут за загрязнение не платить:

исчез один из основных стимулов к переходу на новые, чистые технологии. В

то же время многие зарубежные, и особенно европейские, потребители

российской продукции требуют бережного отношения к природе, так как даже

косвенно не хотят способствовать ее разрушению. Вот так из многих

разнонаправленных процессов складывается ситуация в России.

Противодействие загрязнению окружающей среды - это одно из основных

направлений работы Гринпис России. Наша цель - способствовать формированию

условий, при которых сокращение загрязнения и охрана природы станут

постоянным атрибутом нашей жизни. Гринпис - это часть общественного

движения за чистую окружающую среду, за нормальные условия жизни людей.

Однако видимое загрязнение - это лишь видимая часть "айсберга". Редко у

кого смертоносная отрава будет ассоциироваться, допустим, с обычной

пластиковой бутылкой. И, тем не менее, даже самые обычные вещи могут

представлять опасность для окружающей среды и здоровья человека.

В последние годы выяснилось, что многие продукты и товары, привычные для

нас с детства, тоже крайне опасны. В первую очередь, это продукция, при

изготовлении которой применяется хлор, который в свободном виде не

встречается в природе. Хлор легко вступает в контакт с органическими

соединениями, образуя ядовитые вещества диоксинового ряда. Эти сильнейшие

яды вызывают множество тяжелых заболеваний: поражают нервную систему и

печень, мозг и кожу, вызывают онкологические заболевания, нарушения

гормональной системы, расстройства репродуктивной функции и т.д. К тому же

они обладают удивительной "живучестью": для их полного разложения требуются

десятилетия, или даже столетия. Они относятся к списку самых ядовитых

веществ на планете и называются "стойкие органические загрязнители" (СОЗ).

Во многих странах мира реализуются программы по борьбе с выбросами этих

особо опасных веществ. Для России проблема загрязнения хлорорганическими

веществами чрезвычайно актуальна, поэтому Гринпис уделяет ей особое

внимание. Решение проблемы Гринпис видит, в первую очередь, в

перепрофилировании опасных производств.

Одним из основных направлений работы токсической кампании Гринпис также

является работа с потребителями и их "экопросвещение". У каждого человека

есть право на выбор продукции, которая не наносит ущерба природе и здоровью

человека. Каждый должен знать, насколько безопасен приобретаемый им товар.

Чрезвычайно распространено, в первую очередь среди промышленников и

государственных чиновников, мнение, что экономический и социальный прогресс

неизбежно приводит к уничтожению и загрязнению окружающей среды, к

переэксплуатации природных ресурсов, и те, кто выступает против разрушения

природы, - выступают против прогресса. На самом деле все не так. Разумное

природопользование, рациональное использование природных ресурсов,

использование вторичного сырья позволяют обществу развиваться гармонично,

сохраняя природу и среду обитания человека. Именно такое развитие общества

является целью Гринпис.

Всемирное

|[pi|Всемирное наследие |

|c] | |

Направление "Всемирное природное наследие в России" оформилось как

самостоятельный проект с 1999 г. Основная цель работ в рамках проекта

- придание территориям высшего природоохранного статуса для

дополнительной гарантии сохранности уникальных природных комплексов.

География регионов, в которых Гринпис России

координирует данный проект, весьма обширна. Уже около двадцати

территорий вовлечены в проект, семь из них в 1995 - 2001 гг. были

включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

За тридцать лет до окончания ХХ в. мир, похоже, осознал необходимость

беречь свое природное достояние, чтобы передать его в первозданной красоте

будущим поколениям. В 1972 г. более двадцати стран подписали Конвенцию об

охране всемирного культурного и природного наследия. К декабрю 2001 г. к

Конвенции присоединилось 168 государств. На сегодня в Списке всемирного

наследия 144 природных, 554 культурных и 23 смешанных (природно-культурных)

объекта. В настоящее время Конвенция - наиболее действенный международный

инструмент по охране уникальных природных и культурных комплексов.

Россия приняла Конвенцию в 1988 г. В 1994 г. по инициативе Государственного

комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология РФ) и Гринпис России

была начата работа по включению в Список всемирного наследия российских

природных объектов. Согласно договору с Госкомэкологией РФ Гринпис России

выполнял роль координатора этой работы в 1994 - 2000 гг. С 1998 г. данное

направление в Гринпис России существует как самостоятельный проект

"Всемирное наследие в России".

Придание территориям статуса всемирного наследиядля дополнительной гарантии

сохранности уникальных природных и природно-культурных комплексов -

основная цель работ в рамках проекта "Всемирное природное наследие в

России".

На данный момент в проекте участвуют 19 российских территорий.

|[pi|Лесная кампания |

|c] | |

|Роль леса в жизни нашей страны трудно переоценить. Леса дают людям чистый |

|воздух, чистую воду, грибы, ягоды, служат местом для отдыха, защищают |

|прилегающие поля от засух и ветров. Из древесины делают бумагу, |

|строительные материалы, мебель и многое другое. В лесном комплексе России |

|работает более полутора миллиона человек. Лес человеку необходим, и |

|поэтому очень важно, чтобы деятельность человека не уничтожала леса, и |

|позволяла сохранить наши лесные богатства для будущих поколений. |

|К сожалению, современная практика управления лесами в России очень далека |

|от совершенства. Экспорт необработанного круглого леса, гигантские |

|сплошные рубки и отсутствие качественного лесовосстановления причиняют |

|максимальный вред природе и приносят минимальный доход стране и ее |

|жителям. Беспорядок в лесах особенно усилился после расформирования в 2000|

|году Федеральной службы лесного хозяйства и передачи всех ее полномочий, |

|связанных с лесом, Министерству природных ресурсов (МПР). Новая система, |

|созданная в рамках МПР, не работает - чиновники никак не могут определить,|

|кто за что отвечает, и что надо делать. В результате страдает лес и люди, |

|которые в нем работают. |

|Цель нашей работы - обеспечить разумное хозяйство в российских лесах, |

|приносящее доход стране и сохраняющее природу для будущих поколений. |

|В работе лесной кампании выделяются три основных направления: |

|сохранение наиболее ценных лесных массивов в качестве эталонов дикой |

|природы; |

|совершенствование системы управления лесами, уменьшение неблагоприятных |

|экологических последствий лесопользования; |

|восстановление лесов центральных и южных регионов России. |

|[pi|Морская кампания |[pi|

|c] | |c] |

Проект действует в Российском отделении Гринпис с 1999 г.

Он создан в связи с критическим положением, сложившимся в области

добычи и использования биоресурсов. Деятельность проекта, в первую

очередь, связана с регионами, где проблемы эти стоят наиболее остро -

Дальний Восток, Каспийское и Азовское моря.

Основные направления работы

. расследование фактов браконьерства и нелегального вывоза

биоресурсов;

. расследование фактов браконьерства и нелегального вывоза

био контроль за состоянием акваторий заповедников и

заказников

. участие в деятельности государственных структур;

- Антибраконьерный рейд

. поддержание нормативной базы;

. информационная деятельность по положению в отдельных

регионах

|[pi|Нефтяной проект |[pi|

|c] | |c] |

Нефтяной проект существует в Гринпис с 1997 г. В его рамках происходит

борьба против разливов нефти и утечек газа из трубопроводов.

Территориально, активность Гринпис приурочена к Республики Коми. Западная

Сибирь и о. Сахалин. В своей работе мы проводим полевые исследования,

лоббирование отечественных и западных нефтяных компаний и правительственных

организаций.

В России в последние годы добывается около 600 млрд куб м природного газа и

около 300 млн т нефти. Значительная часть полученного углеводородного сырья

поставляется на экспорт.

В результате добычи и транспортировки нефти и газа происходит негативное

воздействие на окружающую среду

Особенно катастрофичными являются аварии, связанные с утечками нефти и

взрывами на газопроводах. Многие нефтяные кампании кроме того нарушают

действующее природоохранное законодательство (Лукойл, кампании работающие

на шельфе Сахалина и на Каспии и др.). Нередки и случаи применения "двойных

стандартов" западными фирмами, работающими в России.

В бывшем СССР, да и в современной России все еще сильно хищническое

отношение к природе, когда дешевле заплатить штрафы или скрыть сам факт

загрязнения, чем предотвратить аварию.

При добыче и транспортировке нефти и газа оказывается существенное

негативное влияние на окружающую среду. Это выражается в деградации почв и

ландшафтов, загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и глубинных вод

нефтепродуктами и токсичными веществами, содержащимися в буровых растворах

и сероводородом, содержащимся в нефти и газе в результате сооружения и

рутинной работы объектов ТЭК. Особенно сильное воздействие происходит при

авариях, которые сопровождаются утечками нефти и газа. Огромный ущерб

наносится в результате сжигания попутных газов. Для нужд нефтегазодобычи в

СССР даже осуществлялись ядерные взрывы.

Исторически топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является мощнейшим в

России. Он дает львиную долю поступлений в бюджет страны. Его продукция не

потеряла конкурентоспособности в связи с социальными и финансовыми

потрясениями, которые пережила Россия в последние годы. Валютные

поступления от продажи нефти, нефтепродуктов и газа на Запад позволяют

нефтяным компаниям продолжать существование в условиях нынешнего

финансового кризиса в т.ч. кризиса неплатежей внутри страны. Лоббирующие

способности ТЭК на различных уровнях (от районных и региональных

администраций до высшей законодательной и исполнительной властей страны),

по-видимому, наибольшие в России.

Данные об авариях на трубопроводах в советские времена являлись

государственной тайной. Не удавалось скрыть лишь крупнейшие аварии,

привлекшие внимание западной прессы, как это случилось с утечкой более 100

000 т нефти в 1994 г в республике Коми. Другие крупные аварии часто

оставались неизвестными вследствие удаленности от мест проживания людей,

информация о них скрывалась и скрывается в настоящее время. Индустрии и

ведомственной науке выгоднее анижать данные об утечках нефти.

Газопроводный транспорт является более молодым по сравнения с

нефтепроводным и аварий на нем случается, по-видимому, меньше. Однако,

возможностей скрыть утечки газа также здесь больше. Попадая в атмосферу в

результате аварий и при рутинной работе газовой промышленности, метан, из

которого на 90 % состоит природный газ, приводит к усилению "парникового

эффекта" и дополнительно способствует антропогенно обусловленному

глобальному изменению климата

Бедой российской природы являются не плохие законы (хотя и их можно было бы

улучшить), а их тотальное несоблюдение как государственными, так и частными

предприятиями. В последнее время в связи с проникновением на российский

рынок западных нефтяных компаний, последние достаточно быстро осознали, что

гораздо дешевле платить мизерные штрафы или давать взятки должностным

лицам, чем внедрять природоохранные технологии и следовать западным

стандартам, пусть и нуждающимся в улучшении, однако более высоким, чем

принятые в России. За минувшее десятилетие многое изменилось в стране. И

хотя теперь за загрязнение нужно платить штрафы, а нефть и газ приобрели

реальных хозяев, которым не должно быть выгодны потери этих товаров,

количество утечек нефти и газа не снизилось. Это связано в первую очередь

со старением оборудования и трубопроводов. Кроме того, строгость российских

законов (в т.ч. природоохранных) компенсируется необязательностью их

соблюдения в практической жизни.

Именно в немедленную реконструкцию трубопроводов, и в первую очередь

нефтепроводов, по мнению Гринпис, необходимо вкладывать деньги в России как

западным фирмам, так и их российским коллегам.

|[pi|Байкальская кампания |[pi|

|c] | |c] |

К борьбе за сохранение уникальной природы Байкальского региона Гринпис

России подключился в 1995 году, а начиная с 1996 года, Байкальская кампания

существует как отдельное направление. Цель - содействие решению

экологических проблем озера Байкал и байкальской природной территории.

Сохранение озера Байкал - одно из самых важных направлений работы Гринпис.

Озеро Байкал - самое глубокое (1637 м), самое древнее, существующее более

25 млн. лет, пресноводное озеро мира. Запас чистейшей воды в нем составляет

одну пятую часть мировых запасов жидкой пресной воды (23.6 тыс. куб. км).

Кроме того, в Байкале обитает более 2500 живых организмов, из которых около

2000 (более 80%) нигде более не встречаются (!). По всем этим критериям

озеро Байкал и его водосборный бассейн включены в Список всемирного

наследия ЮНЕСКО.

Основные направления работы Гринпис по Байкалу.

. Борьба против промышленного загрязнения Байкала:

o закрытие цеха ртутного электролиза на комбинате "Усольехимпром",

o заслон варварскому уничтожению лесов бассейна оз. Байкал,

o ОАО "Байкальский ЦБК" - крупнейший загрязнитель оз. Байкал

o развитие экологически приемлемого малого бизнеса в г. Байкальске

. Совершенствование законодательной базы по рациональному использованию

природных ресурсов и охране окружающей среды в регионе:

o закон РФ "Об охране оз. Байкал"

(Специалисты Гринпис России активно участвовали в процессе

доработки проекта Закона РФ "Об охране озера Байкал", внесения

поправок в него. Были сделаны доклады на заседании Комитета

Госдумы и на парламентских слушаниях, посвященных проекту

Закона. Активно осуществлялась информационная поддержка принятия

Закона в средствах массовой информации.)

o разработка подзаконных актов

(В апреле 1999 г. Закон был принят Госдумой РФ и 12 мая 1999 г.

вступил в силу. Однако данный закон является рамочным и требует

принятия многих подзаконных актов. До мая 2000 года в

Правительстве РФ должен быть разработан и утвержден

правительственными постановлениями ряд подзаконных актов. )

. Участие в Проекте "Всемирное наследие" ЮНЕСКО.

Практические результаты работы Байкальской кампании .

В своей работе Гринпис тесно сотрудничает с органами власти и

неправительственными организациями.

|[pi|Ядерная кампания |[pi|

|c] | |c] |

Цель работы: предотвратить превращение России в радиоактивную свалку

[pic]

Современный ядерный комплекс страны, возглавляемый Министерством по атомной

энергии, находится в таком состоянии, что угрожал, угрожает и будет

угрожать всем живущим в России. Причины лежат на поверхности. Это и

физический износ опасных объектов, и традиционная закрытость этой области,

не позволяющая даже правительству адекватно оценивать ситуацию, сложившуюся

в ядерном комплексе. Все это дополняется традиционной российской

безалаберностью и верой в «авось». Большие потоки государственных средств в

условиях закрытости отрасли и, следовательно, более слабого контроля

привлекают вполне определенный контингент чиновников и бизнесменов.

Достаточно сказать, что финансовые расчеты по недавнему межгосударственному

контракту по ввозу в Россию отработанного ядерного топлива из Болгарии, по

инициативе российской стороны проходили через офшорную зону на Кипре...

Как ни странно, основную угрозу населению и экологии представляет не

столько военная часть ядерного комплекса, сколько так называемый мирный

атом.

|[pi|Наиболее значительные |[pi|

|c] |достижения |c] |

Речь идет и о локальном радиоактивном загрязнении, и о все растущем риске

крупных аварий на предприятиях ядерного комплекса, и о колоссальных

экономических и социальных потерях, которые несет Россия в результате

осуществления проектов Минатома. Последний такой пример – проект

ввоза более 20 000 тонн облученного ядерного топлива в Россию на хранение и

переработку.

Среди наиболее значимых достижений российского Гринписа можно назвать

следующие:

1992 г. Организованная совместно с удэгейцами акция протеста против

варварских вырубок Уссурийской тайги южнокорейским концерном Хендей,

позволила сохранить уникальный участок Уссурийской тайги - долину реки

Бикин.

1993 г. - Специальное расследование Гринпис на Дальнем Востоке вынудило

Россию признать факт сброса жидких радиоактивных отходов в море.

Опубликован доклад «Россия - свалка западных отходов», в котором

представлены многочисленные факты о ввозе в Россию опасных отходов из

западных стран. Публикация доклада способствовала ратификации Россией

Базельской конвенции, запрещающей ввоз в Россию таких отходов.

1994 г. Гринпис раскрыл истинные причины и последствия катастрофического

разлива нефти под Усинском (Республика Коми) и вынудил власти заняться

очисткой территории.

1995 г. Франция, Великобритания, США, Россия и Китай обязались заключить

Договор о запрещении ядерных испытаний;

Первая российская территория под названием «Девственные леса Коми» включена

в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

1996 г. Выиграно дело в Верховном суде по отмене части Указа Президента

России, разрешавшего ввоз зарубежного отработавшего ядерного топлива АЭС.

Международная лесоперерабатывающая фирма ЭНСО объявила мораторий на вырубку

уникальных девственных лесов в Карелии.

ЮНЕСКО включило в список Всемирного наследия две номинации под названием

"Бассейн озера Байкал" и "Вулканы Камчатки".

Гринпис, совместно с Центром охраны дикой природы, подготовил первую в

истории страны карту участков малонарушенных (девственных) лесов Республики

Карелия и Мурманской области.

Более 80% избирателей, участвовавших в референдуме в Костромской области

сказали НЕТ! строительству Костромской АЭС.

1997 г. Обнародован доклад "Отравленные города", содержащий наиболее полную

информацию о диоксиновом загрязнении России.

К мораторию ЭНСО присоединились другие крупные фирмы - ЮПМ Кюммене, МоДо и

др.

Благодаря действиям Гринпис открыто финансирование Федеральной целевой

программы "Защита окружающей среды и населения РФ от диоксинов и

диоксиноподобных токсикантов" на 1996-1997гг.

В Красноярском крае за проведение референдума, ставящего вопрос о запрете

строительства здесь хранилища для отработавшего ядерного топлива, было

собрано 140 тысяч подписей местных жителей (при необходимых 50 тысяч).

Однако, под давлением Минатома, в проведении референдума было отказано.

Участие Гринпис в Комиссии по проверке ведения лесного хозяйства на

Карельском перешейке Ленинградской области впервые позволило вскрыть и

документально зафиксировать многочисленные нарушения, наносящие России

огромный экологический и экономический ущерб.

Участие Гринпис в Комиссии по проверке ведения лесного хозяйства на

Карельском перешейке Ленинградской области впервые позволило вскрыть и

документально зафиксировать многочисленные нарушения, наносящие России

огромный экологический и экономический ущерб.

1998 г. Комитет всемирного наследия включил в Список всемирного наследия

ЮНЕСКО номинацию "Алтай - Золотые горы".

Гринпис разработал и внедрил первый в истории России государственный

экологический стандарт "Свободно от хлора".

1999 г. Правительство и Городская Дума Москвы приняли первый в истории

страны Закон "О защите зеленых насаждений", основные положения которого

разработаны Гринпис.

Гринпис, совместно с Центром охраны дикой природы, подготовил первую в

истории страны карту малонарушенных лесов Севера европейской части России.

Комитет по всемирному наследию принял решение о включении номинации

"Западный Кавказ" в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Один из крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов в России - Светогорский -

объявил о том, что будет следовать принципам Гринпис по устойчивому

лесопользованию, и, в качестве первого шага, отказался от использования

древесины из участков малонарушенных лесов.

Гринпис России впервые добился официального признания факта испытаний в

стране химического оружия на людях.

2000 г. Рассмотрев материалы Гринпис, Правительственная экспертная комиссия

по установлению квот на добычу морских биоресурсов исключила морского ежа

(дорогого и популярного в Японии продукта) из общих допустимых уловов как

вид, не подлежащий промыслу в Южно-Курильском районе в 2000 г.

Госкомрыболовство отменило выданное японским рыбакам разрешение на промысел

лосося в Командорском заповеднике.

Антибраконьерская ледовая экспедиция Гринпис на Байкале спасла жизнь

нескольким тысячам детенышей байкальской нерпы. Научно-производственный

совет Байкалрыбвода снизил лицензионный отстрел с 6000 до 3500 голов и

запретил охоту с лодок.

В г. Железнодорожный Московской области начался первый в истории страны

общественный проект по раздельному сбору и вторичному использованию бытовых

отходов.

Сторонники Гринпис участвовали в организации сбора более 2 000 000 подписей

в поддержку проведения первого всероссийского природоохранного референдума.

Комитет по всемирному наследию принял решение о включении номинации

"Куршская коса" в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Участники международного лагеря Гринпис вручную собрали 50 тонн нефти на

одном из разливов в Тюменской области. В результате многие компании стали

вкладывать деньги в проекты по ликвидации нефтяных разливов. Правительство

РФ приняло специальное Постановление, посвященное предотвращению разливов

нефти.

Благодаря Гринпис в Вологодской области создан лесной заказник «Атлеко».

2001 г. Антибраконьерская ледовая экспедиция Гринпис спасла от гибели

несколько тысяч детенышей нерпы - бельков.

Участники международного байкальского лагеря Гринпис очистили 70 км

побережья, собрав более 2500 мешков рассортированного мусора.

Комитет по всемирному наследию принял решение о включении номинации

"Центральный Сихотэ-Алинь" в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Расширены

границы номинации "Вулканы Камчатки".

2002 г.

В новой редакции Закона РФ "Об охране окружающей среды" появилась статья,

устанавливающая экологические стандарты добычи и переработки нефти и газа.

[pic]

Несмотря на некоторую несерьезность и эксцентричность отдельных акций

Гринписа, его деятельность, как и деятельность других подобных организаций,

в большой степени способствует привлечению внимания людей к проблемам

экологии и защиты природы. Важно отметить, что в своей работе экологи

уделяют много внимания образованию населения, работников государственных

структур и промышленности, т.к. охрана природы начинается, как это ни

банально, с каждого из нас, с нашего желания и усилий сохранить чистоту

домов, улиц и городов. Однако для успешной защиты лесов, рек, животных и

нас самих от нашей же промышленности необходимо не только желание, но и

соответствующие возможности. К сожалению, странам со слабой экономикой

трудно находить необходимые средства для внедрения и поддержки безопасных

для природы технологий. Что, в свою очередь, приводит к истощению природных

ресурсов и, как следствие, - еше более варварской их эксплуатации. Выход из

этого порочного круга практически невозможен без международной поддержки,

контроля, а также доступности информации для жителей страны.

Будем надеяться, что в наступившем XXI веке здравый смысл и добрая воля

возьмут верх над расточительностью и беспорядком. Нам же остается учиться

следить за собой, воспитывать своих детей и, в зависимости от нашего

общественного положения, делать самим (и помогать другим!) то, что в наших

силах, чтобы окружающая нас природа не превратилась окончательно в

окружающую среду.

[pic]

"... И только Россия еще способна сегодня потрясти богатством своего

природного наследия. Сберечь эту удивительную природу - вот шанс выжить

будущим поколениям."

Его Королевское Высочество принц Филипп,

почетный президент Всемирного фонда дикой природы

Что такое WWF?

Сегодня Всемирный фонд дикой природы (WWF) - крупнейшая в мире

неправительственная международная природоохранная организация, объединяющая

27 национальных отделений во всем мире, а также около 5 миллионов

индивидуальных членов. Средства на осуществление своих программ WWF

получает в виде благотворительных пожертвований от частных лиц,

правительств, международных агентств и компаний.

|Лесная программа WWF |[|

|[pic] |p|

|Последние крупные массивы нетронутых девственных лесов России, |i|

|находящиеся на ее Европейской части и на Дальнем Востоке, а также на |c|

|Кавказе и в Алтай-Саянской горной стране, находятся под угрозой и могут |]|

|исчезнуть через 10-20 лет. | |

| | |

|[pic] | |

|[pic] | |

|В результате рубок и вызванных человеком пожаров деградируют уникальные | |

|кедрово-широколиственные леса Дальнего Востока. | |

| | |

|[pic] | |

|[pic] | |

|Уникальные кедровые и темнохвойные леса Алтай-Саянской горной страны | |

|находятся под угрозой из-за планов строительства дорог и вывоза леса в | |

|Китай. | |

| | |

|[pic] | |

|[pic] | |

|Ценные ореховоплодные, каштановые леса гор Кавказа, несмотря на запреты,| |

|активно вырубаются и вывозятся за границу. | |

| | |

|Работая более чем в 100 странах Мира и будучи крупнейшей в Мире | |

|неправительственной природоохранной организацией, WWF формулирует свое | |

|предназначение как сохранение всего биологического разнообразия планеты | |

|Земля. | |

|Приоритетом Фонда является сохранение жизненно важных лесных, | |

|пресноводных, океанических и прибрежных экосистем. Для лесного биома | |

|задачей WWF является предотвратить исчезновение и деградацию лесов. | |

|WWF Росси является на сегодняшний день одной из наиболее мощных и | |

|влиятельных в России неправительственных природоохранных организаций. В | |

|1999 г. РП WWF реализует свыше 50 проектов с годовым бюджетом свыше 5 | |

|млн. долларов США в более чем 35 субъектах Российской Федерации. | |

|Программа по устойчивому управлению и сохранению лесов (сокращенно | |

|лесная программа), осуществляемая Российским представительством WWF | |

|является важной составной частью аналогичной глобальной программы WWF. | |

|Лесная программа WWF является ответом на глобальное ухудшение качества | |

|тропических и бореальных лесов. | |

|Позиция WWF | |

|WWF определяет себя как природоохранную организацию, занимающуюся | |

|практической реализацией экологических программ и воздействующую на этой| |

|основе на природоохранную политику. WWF строит свою работу на основе | |

|выбора приоритетных регионов и концентрации сил и средств на решении | |

|ключевых природоохранных проблем. | |

|Позиция WWF определяется следующими рамками: | |

|В отличие от ряда органов госуправления мы будем способствовать | |

|внедрению УУЛ на практике, а не декларативно. | |

|В отличие от организаций, занимающихся только устойчивым развитием | |

|(организации системы ООН, правительственные агентства по развитию), WWF | |

|будет оперативно реагировать на существенные угрозы наиболее ценным | |

|лесам вследствие пожаров, транспортного освоения, лесопромышленной | |

|деятельности и пр. Однако при этом мы считаем, что гарантия закрепления | |

|положительных результатов находится в реализации системы устойчивого | |

|управления лесами, куда мы и направляем основные усилия. | |

|В отличие от организаций ведущих различные природоохранные компании или | |

|проводящих разовые акции мы строим свою программу на системной основе, | |

|рассматриваем большинство проблем в лесном секторе через призму | |

|устойчивого управления лесами и стратегии сохранения биоразнообразия | |

|лесов, и исходим прежде всего из общенациональных (а не региональных или| |

|трансграничных) приоритетов сохранения лесов. | |

|Цели программы. | |

|Несмотря на то, что WWF не является организацией по устойчивому | |

|развитию, мы так определяем стратегическую цель лесной программы в | |

|России:" Сохранить биологическое разнообразие лесов России посредством | |

|реализации системы устойчивого управления лесами". | |

|При этом мы исходим из того, что система устойчивого управления должна | |

|действовать как в эксплуатируемых, так и неэксплуатируемых (охраняемых и| |

|резервных) лесах. | |

|В этой связи Лесная программа направлена на: | |

|Создание новых поддержание существующих охраняемых лесных территорий (на| |

|основе концепции экологического каркаса - эконета), формирование систем | |

|управления девственными лесами и совершенствование режимов управления в | |

|лесах 1ой группы. | |

|Практическую реализацию системы устойчивого управления для | |

|эксплуатируемых лесов. | |

|Для реализации этой цели WWF прилагает усилия для: | |

|Выявления наиболее ценных, с точки зрения сохранения биоразнообразия, | |

|лесов России и определения путей их сохранения и/или устойчивого | |

|использования. | |

|Определения уровня и характера угроз лесам России для принятия решений о| |

|начале природоохранных программ. | |

|Формулирования приемлемой и практически реализуемой концепции | |

|устойчивого управления лесами на Федеральном и региональных уровнях. | |

|Построения моделей устойчивого управления лесами (модельные леса) в | |

|ключевых регионах для демонстрации и воздействия на Федеральную и | |

|региональную лесную политику. | |

|Реализации целевых проектов сохранения и восстановления наиболее ценных | |

|или редких лесов, совершенствования отдельных аспектов системы | |

|управления лесами и лесопользования. | |

|Просвещения и образования в области УУЛ | |

|Наряду с деятельностью по сохранению и устойчивому использованию лесов, | |

|мы считаем необходимым участвовать в предотвращении возникающих угроз | |

|лесам, будь то лесопромышленная деятельность или катастрофические | |

|пожары. Однако мы будем использовать влияние WWF в тех случаях, когда | |

|имеется угроза редким видам, и возникает риск разрушить существенные | |

|элементы экологического каркаса территории. | |

|Таким образом, деятельность организации направляется на решение 2ух | |

|основных задач: | |

|Развитие механизмов устойчивого управления лесами в России | |

|Предотвращении конкретных угроз наиболее ценным лесам. | |

Морская программа WWF

Морская программа WWF России ведет свой отсчет с мая 1999 г., когда во

Владивостоке состоялось совещание экспертов "Сохранение биологического

разнообразия в морях" . На совещание было приглашены ученые, известных

своими интересами в области биологических ресурсов и биологического

разнообразия моря, активисты общественных организаций, сотрудники

природоохранных ведомств и инспекций, всего около пятидесяти человек. Они

представляли 14 институтов из Анадыря, Петропавловска Камчатского,

Магадана, Южно-Сахалинска, Владивостока и Москвы, 6 региональных НПО с

Чукотки, Камчатки, Сахалина, из Магаданской области и Приморья и 10

государственных организаций из Корякского автономного округа, Магаданской,

Камчатской и Сахалинской областей, Хабаровского и Приморского краев.

Общая цель морской программы WWF России в период с 2000 по 2003 г.

определена как сохранение и восстановление биологического разнообразия в и

предотвращение нарушений естественных экологических процессов в морях

Дальнего Востока России.

Определяя основные компоненты морской стратегии WWF на Дальнем Востоке

России мы взяли за основу общий подход совместной морской политики WWF и

Международного Союза Охраны Природы, описанный в недавно изданной брошюре

Creating a Sea Change, the WWF/IUCN Marine Policy (1998). Кроме того, мы

следовали общей стратегии WWF России. В результате морская программа WWF

оказалась подразделенной на шесть связанных между собой частей.

Глобальное изменение климата

Глобальное изменение климата выражается не только в росте средней

температуры, а прежде всего в росте числа и силы отдельных явлений: особо

жарких дней, засух, наводнений, смерчей, резких оттепелей и заморозков,

селей, ветровалов. Возрастающие колебания климатической системы и имен-но

это будет наносить все больший и больший урон.

Увы, многих явлений уже не избежать, и мы должны насколько возможно к ним

подготовиться - как в деле охраны природы, так и в повседневной жизни

Климатическая система очень инерционна. Чтобы снизить силу катастрофических

явлений через 50-100 лет, надо уже сегодня начинать снижать выбросы СО2,

метана и других парниковых газов.

Именно поэтому WWF начал всемирную климатическую кампанию, к которой в 1999

году подключилась Россия.

WWF ставит две главные цели:

Свести к минимуму негативное воздействие изменений климата на охраняемые

виды и экосистемы

WWF начинает работу по подготовке "Климатических паспортов экорегионов".

Необходимо дать четкий ответ на вопрос: Что надо сделать, чтобы свести к

минимуму негативное воздействие на природу? Как адаптироваться к новым

климатическим условиям?

Добиться глобального снижения выбросов СО2

Для России это, прежде всего, означает энергосбережение и переход на

современ-ные энергоэффективные технологии. WWF принимает активное участие в

Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Киотский Протокол конвенции -

это первый международный документ, использующий рыночный механизм для

решения глобальных экологических проблем. По Киотскому протоколу, в 2008 -

2012 гг. развитые страны в целом должны снизить уровень выбросов парниковых

газов, в основном СО2, на 5% от уровня 1990 г. От России снижения пока не

требуется. Протокол никак не сдерживает наше экономическое развитие, но

заставляет постепенно готовиться к снижению выбросов и больше заботиться о

рациональном использовании энергии и тепла, создавая для этого

дополнительные стимулы. Очень важно экологически грамотно этим

воспользоваться.

Редкие виды

|• В России обитает самый редкий в мире хищник - |

|дальневосточный леопард. На Земле их осталось около 30 |

|особей и сохранить их - одна из приоритетных задач WWF. |

| |

|[pic] |

|Леопард |

| |

| |

|[pic] |

|Стерх |

| |

| |

|По поверьям северных народов - хантов, манси, якутов - |

|нашедший перо этой птицы будет счастлив всю жизнь. Но |

|мало кому удается даже просто увидеть белого журавля - их|

|с каждым годом становится все меньше. |

| |

| |

|На Дальнем Востоке России живет самый северный из всех |

|подвидов тигра - амурский тигр. Когда-то многочисленный, |

|в последнее десятилетие он оказался под угрозой полного |

|исчезновения из-за резко возросшего браконьерства. |

| |

|[pic] |

| Тигр |

| |

| |

|[pic] |

| Ирбис |

| |

| |

|Снежный барс - ирбис - хозяин самых недоступных уголков |

|Алтая. Первые его фотографии в природе получены только в |

|1996 году. |

| |

| |

|Раньше зубры бродили во всех лесах. В начале века их |

|оставалось 12 особей на всей планете: Есть ли будущее у |

|этого самого крупного млекопитающего Европы? |

| |

|[pic] |

| Зубр |

| |

| |

|[pic] |

|Сайгак |

| |

| |

|Непродуманная мелиорация и беспредельное браконьерство |

|привело эту уникальную антилопу на грань вымирания. |

|Сможем ли мы все вместе сохранить сайгака? |

| |

[pic]

Cтратегия WWF

В соответствии со Стратегией работы в первую очередь Всемирный Фонд дикой

природы приступил к проектам, связанным с охраной видов, за сохранение

которых Россия несет ответственность в мировом масштабе - амурскому тигру,

дальневосточному леопарду, стерху, ирбису , русской выхухоли, зубру и

другим. Для этих видов были разработаны национальные стратегии охраны,

подготовлены и реализовывались соответствующие планы действий.

Другой группой видов, которой WWF уделяет много внимание - виды,

используемые человеком, но нуждающиеся в разработке специальных программ по

управлению их популяциями. Впервые такие программы были разработаны для

бурого медведя на Камчатке и сайгака в Калмыкии.

Очевидно, что проблемы сохранения особо ценных видов носят комплексный

характер. Именно поэтому большинство видов являются "флаговыми" для своих

регионов и объединяют самые разные направления деятельности - создание

новых охраняемых территорий, совершенствование российского и международного

законодательства, борьба с браконьерством, природоохранное просвещение и

пропаганда и другие.

Финансирование проектов по охране редких и особо ценных видов предоставлено

правительствами США, Германии, Дании, Нидерландов, Швейцарии, Швеции

[pic]

Cправка по России

Территория России, занимающая 1/6 часть мировой суши, играет важнейшую роль

в сохранении биологического разнообразия планеты.

Фауна страны насчитывает около

. 270 видов млекопитающих (7% всех видов млекопитающих мира)

. 732 видов птиц (17% всех видов птиц мира)

. около 75 видов рептилий (1,2% всех видов рептилий мира)

. 27 видов амфибий (0,6% всех видов амфибий мира)

. более 500 видов рыб (2,5% всех видов рыб мира)

. флора состоит из более чем 20000 видов высших растений (более 8% всех

видов высших растений мира)

("Сохранение биологического разнообразия России", Москва, 1997)

В составе флоры и фауны России много редких и исчезающих видов, занесенных

в национальную Красную книгу и международный список видов, находящихся под

угрозой исчезновения (международную "Красную книгу").

Охраняемые территории

Существующая сегодня в России система особо охраняемых природных территорий

играет ключевую роль в сохранении биологического разнообразия страны. По

состоянию на 30 июня 2001 г. в Российской Федерации функционируют 100

государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн.га (1,56%

площади России), 35 национальных природных парков общей площадью 7 млн.га

(0,41%), 68 государственных природных заказников федерального значения

общей площадью 12,5 млн.га (0,73%), 2976 заказников регионального значения

общей площадью 67,8 млн.га (3,97%), 10024 памятника природы (в том числе 27

- федерального значения), общей площадью 2,6 млн.га (0,14%), 31 природный

парк регионального значения общей площадью 13, 2 млн.га (0,77%). Общая

площадь вышеперечисленных особо охраняемых природных территорий составляет

136,6 млн.га (7,58% площади страны).

С самого начала деятельности WWF в России создание и поддержание системы

оопт стало ключевым элементом программы по сохранению биологического

разнообразия страны. Основными направлениями нашей работы являются:

. Разработка законодательных, экономических, теоретических и

методических основ создания и управления системой охраняемых природных

территорий

. Создание новых и поддержка существующих оопт

. Повышение квалификации сотрудников оопт, обучение современным

технологиям охраны, изучения и управления природными комплексами

. Поиск путей гармонизации задач охраны природы с вопросами устойчивого

развития регионов, соблюдения интересов местного населения

. Природоохранное просвещение и пропаганда

В соответствии со Стратегией работы Российского представительства WWF,

основой целью ведущихся работ является создание в приоритетных экорегионах

систем охраняемых природных территорий, гарантирующих долгосрочное

сохранение биологического разнообразия и устойчивость условий среды. Помимо

этого мы участвуем во многих других работах, так или иначе связанных с

охраняемыми природными территориями - оценки целесообразности их включения

в списки всемирного природного наследия, обобщении и распространении

передового зарубежного опыта в сфере создания и управления системами

охраняемых территорий, помогаем сотрудникам заповедников в установлении

контактов с зарубежными коллегами и многое другое.

[pic]

Многие проекты WWF России включают работы, связанные

с экологическим образованием, в их числе - создание:

. комплекта учебных пособий по охране тигра;

. учебного курса для школьников по устойчивому лесоводству;

. программ экологического образования на базе заповедников.

В чем специфика деятельности WWF

в области экологического образования?

. WWF осуществляет работы по экологическому образованию детей и

молодежи, а также просвещению взрослых в тех регионах, где

осуществляются проекты WWF и по тематике этих проектов;

. деятельность WWF в сфере экологического образования основывается на

содействии устойчивому развитию, интеграции охраняемых и особо

охраняемых территорий в региональный социально-экономический контекст;

. деятельность WWF в первую очередь направлена на поддержку

преподавателей, общественных организаций, детских коллективов,

осуществляющих проекты по экологическому образованию и охране природы.

WWF России осуществляет

следующие виды деятельности:

. консультирование сотрудников национальных парков и заповедников,

педагогов, представителей, общественных организаций и средств массовой

информации по тематике, связанной с экологическим образованием и

образованием для устойчивого развития;

. методическую поддержку организаций, работающих в сфере экологического

образования по тематике, связанной с сохранением биоразнообразия и

устойчивым развитием;

. в регионах, где проводятся проекты WWF (и по тематике этих проектов):

o поддержку создания учебных курсов и учебных пособий;

o тренинги для преподавателей;

o создание и поддержку клубов друзей WWF, экологических центров

учащихся, методических объединений педагогов;

o программы малых грантов.

Проблема"Toxic" в России

Принципиальной особенностью ряда высокотоксичных органических соединений

является их накопление в жировых тканях и внутренних органах животных и

человека, прямое воздействие на нервную систему и репродуктивные

способности.

В глобальном масштабе наиболее серьезную проблему представляют CO3 -

стойкие органические загрязнители. Несколько десятилетий назад многие

страны бездумно применяли их в сельском хозяйстве и промышленности. Осознав

опасность, подавляющее большинство стран, в том числе и Россия, прекратили

производство и запретили использование наиболее токсичных веществ.

Однако проблема все еще стоит очень остро.

Для ее решения в 2000 г. была подготовлена Стокгольмская Конвенция ООН по

CO3, которая должна быть подписана в 2001 г. Россия особенно заинтересована

в конвенции.

В нашей стране хранится около 20 тысяч тонн старых пестицидов, которые

необходимо утилизовать. В большинстве случаев условия их хранения ужасны.

Кроме того, огромное количество старого электротехнического оборудования с

ПХД в России выброшено и разрушается, отравляя человека и окружающую среду.

ДДТ продолжает использоваться против энцефалита и других болезней,

поскольку у нас нет других менее токсичных для человека препаратов.

Для скорейшей утилизации пестицидов и устаревшего оборудования, очистки

загрязненных территорий, России необходима зарубежная финансовая и

техническая помощь. Международное сообщество понимает, что российские

проблемы - часть глобальной задачи и готово помочь, если Россия

присоединится к общим усилиям и подпишет Конвенцию.

WWF ставит своей целью:

К 2020 году устранить угрозу, исходящую от стойких органических

загрязнителей (CO3)

Чтобы уменьшить, а затем и устранить опасность все страны должны

предпринять действенные и безотлагательные меры. WWF считает, что для

России это - утилизация "старых" пестицидов и оборудования с ПХД,

установление жестких рамок промышленного использования гексахлорбензола и

гептахлора, контроль и меры по снижению выбросов диоксинов, замена ДДТ

препаратами менее токсичными для человека и животных.

WWF настаивает на безотлагательном принятии соответствующих федеральных и

региональных программ и законодательных актов. WWF готов содействовать в

привлечении международной помощи. Однако, это требует подписания и строгого

следования Стокгольмской Конвенции ООН по CO3