Hазначение таможенного перевозчика. Его права и обязанности
Hазначение таможенного перевозчика. Его права и обязанности
2
Министерство Образования Российской Федерации
Ростовский Государственный Экономический Университет
Факультет Коммерции и Маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
НА ТЕМУ: «НАЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ПЕРЕВОЗЧИКА. ЕГО ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА ГР. 225 ЛЮБИМОВА Т.А.
РОСТОВ - НА - ДОНУ
2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Роль таможенного перевозчика в осуществлении таможенной деятельности 4
Права и обязанности таможенного перевозчика 7
Лицензирование деятельности таможенного перевозчика 10
Вывод 19
Литература 20
Приложения 21
ВВЕДЕНИЕ
Правовую основу деятельности таможенного перевозчика составляет таможенное законодательство (ст.36, 164 - 167,244, 287 и др. ТК РФ), Положение о таможенном перевозчике, утвержденное приказом ГТК РФ от 18 января 1994г.№ 20, с изменениями, внесенными приказом ГТК РФ от 6 октября 1994г. № 517.
Таможенным перевозчиком является предприятие, обладающее правами юридического лица и имеющее лицензию ГТК России на осуществление деятельности в этом качестве, т.е. лицо, фактически перемещающее товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, или являющееся ответственным за использование транспортного средства, на котором товары перемещаются (п.11 ст.18 ТК РФ).
В перечисленных выше нормативных документах определено чрезвычайно важное для таможенного дела положение, согласно которому таможенный перевозчик может перевозить товары под таможенным контролем по инициативе заинтересованных лиц или по решению таможенного органа отправления. Решение о перевозке таможенным перевозчиком товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, принимается должностным лицом таможенного органа отправления после выяснения характера и статуса перевозимого груза и обстоятельств перевозки.
РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО ПЕРЕВОЗЧИКА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Использование услуг таможенного перевозчика является одной из основных мер, предпринимаемых в целях соблюдения законодательства при перевозке грузов под таможенным контролем, т.е. в сфере внешнеэкономической деятельности в широком смысле.
Эта мера применяется в случаях, когда у таможенного органа имеются основания полагать, что обычный перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение установленных условий применения режима транзита (ст.36 ТК РФ).
В то же время следует иметь в виду, что участие таможенного перевозчика, согласно законодательству, не может быть предписано при транспортировке товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975г.), а также при перевозке товаров с таможенным сопровождением.
Для реализации основных направлений внешнеэкономической деятельности использование таможенного перевозчика может быть обязательным и инициативным (добровольным).
Добровольное использование имеет место в случаях, когда заинтересованное лицо пользуется услугами таможенного перевозчика по своей инициативе, хотя и с ведома таможенного органа.
Обязательным оно является в случаях, когда соответствующее решение на этапе таможенного оформления принято должностным лицом таможни с учетом информации о характере и таможенном статусе транспортируемых товаров и в связи с возникновением оснований предполагать возможность нарушений таможенного законодательства. Такой способ перевозки под таможенным контролем считается обязательным потому, что товарораспорядитель не вправе пренебречь указанием таможенного органа. Решение таможни отправления о транспортировке товаров таможенным перевозчиком является основанием для возмещения расходов, возникших как у обычного перевозчика, так и у отправителя или получателя в связи с использованием таможенного перевозчика.
Для решения вопроса о необходимости перевозки либо ее продолжения с участием таможенного перевозчика должна быть исследована совокупность следующих обстоятельств:
· соответствие оборудования транспортных средств обычного перевозчика требованиям, установленным Правилами оборудования;
· возможность таможенного сопровождения;
· характер товара (подакцизные товары, товары, облагаемые повышенными ввозными таможенными пошлинами, товары, подлежащие контролю других государственных органов);
· статус товара (включает ли конкретный таможенный режим не взимание таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и неприменение мер экономической политики: квотирования, лицензирования и т.п.);
· сведения таможенного органа об обычном перевозчике (добросовестность выполнения обязанностей перед таможенными органами, платежеспособность, основания владения имуществом, организационно-правовая форма, стоимость основных фондов, характер занятия перевозочной деятельностью (постоянные или разовые перевозки, основной или дополнительный вид деятельности), известность на рынке перевозочных услуг и т.п.);
· другие факторы, дающие основание предполагать возможность недоставки товаров, транспортных средств и документов на них в таможенный орган назначения либо неуплаты причитающихся таможенных платежей.
Важно отметить, что при обеспечении уплаты таможенных платежей решение о перевозке товаров таможенным перевозчиком принимается в исключительных случаях.
Территориальный принцип осуществления деятельности таможенных перевозчиков обусловливает их разделение на три основные группы:
1. зональные - осуществляют перевозки в регионе деятельности одной таможни;
2. региональные - действуют на территории нескольких таможен, подведомственных одному региональному таможенному управлению;
3. общероссийские - осуществляют свою деятельность на территории нескольких региональных таможенных управлений или на всей таможенной территории России.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ПЕРЕВОЗЧИКА
Статус таможенного перевозчика предполагает наличие у него определенных прав в процессе осуществления своей деятельности.
Так, он имеет право перевозить товары, находящиеся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей (залога товаров и транспортных средств, гарантий третьего лица, внесения на депозит причитающихся сумм), право получать плату в виде денежного вознаграждения.
В заключаемом таможенным перевозчиком с отправителем договоре регулируется, в частности, распределение между сторонами расходов, понесенных перевозчиком в связи с перевозкой товаров и транспортных средств (разд.6 Положения о таможенном перевозчике).
К основным обязанностям таможенного перевозчика относятся: организация перевозки товаров отправителя по маршруту, установленному таможенными органами, заключение для этого договоров по обеспечению перевозки и т.д.
Помимо конкретных обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением перевозки товаров и закрепленных в договоре, таможенное законодательство возлагает на таможенного перевозчика выполнение специфических обязанностей, обеспечивающих доставку товаров. К их числу относятся:
Ш доставка товаров и документов на них без какого-либо изменения их упаковки или состояния, без использования в каких-либо иных целях, кроме доставки, в определенное таможенным органом отправления место, где они должны оставаться после прибытия;
Ш соблюдение установленных таможенным органом отправления сроков доставки товаров и документов на них и маршрутов движения, которые определяются в соответствии с обычными сроками доставки исходя из возможностей транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки;
Ш исключение одновременной перевозки других товаров с товарами, находящимися под таможенным контролем;
Ш обеспечение сохранности перевозимых товаров;
Ш представление товаров и документов на них таможенному органу назначения, а по требованию этого таможенного органа - фактическое предъявление товаров;
Ш размещение товаров, прибывших в место назначения вне времени работы таможенного органа, в зоне таможенного контроля;
Ш недопустимость оставления без разрешения таможенного органа назначения товаров после их доставки без присмотра, а также изменения места стоянки, выгрузки, перегрузки товаров, первоначального нахождения товаров, вскрытия упаковки, упакования и переупакования товаров, изменения, удаления и уничтожения средств таможенной идентификации.
Согласно разд.5 Положения о таможенном перевозчике нарушение этой обязанности не влечет ответственности таможенного перевозчика только в том случае, если он докажет, что существовала реальная угроза жизни и здоровью экипажа транспортного средства, угроза уничтожения, безвозвратной утраты и существенной порчи товаров или транспортного средства. Об указанных обстоятельствах таможенный перевозчик незамедлительно уведомляет таможенный орган назначения;
Ш обучение своего персонала правилам перевозки под таможенным контролем;
Ш ведение учета перевозок под таможенным контролем и представление таможенному органу, в котором он зарегистрирован, отчетности о таких перевозках;
Ш поддержание транспортных средств в надлежащем техническом состоянии и обеспечение постоянного соответствия оборудования транспортных средств Правилам оборудования транспортных средств;
Ш обеспечение загрузки или перегрузки товаров на свои транспортные средства, выгрузки или перегрузки на них своими силами или на основании договора с другими предприятиями или организациями;
Ш по требованию таможенного органа назначения немедленное либо в установленный им срок изменение места стоянки, выгрузки или перегрузки товаров, первоначального места товаров, вскрытия упаковки или переупаковка товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации.
Установление перечисленных обязанностей направлено на стимулирование выполнения таможенным перевозчиком взятых на себя обязательств путем регламентации ответственности за их нарушение.
Помимо обусловленных договором прав и обязанностей, таможенный перевозчик наделяется определенными правами в случае привлечения его к ответственности за нарушение таможенных правил (ст.308 ТК РФ). Он может воспользоваться ими на любой стадии процесса. К числу таких прав относятся права на:
o получение от таможенных органов исчерпывающей информации о том, за какое правонарушение он привлекается к ответственности;
o представление объяснений, доказательств, а также на заявления, отводы, ходатайства;
o пользование родным языком или другим языком (относящимся к числу распространенных), которым он владеет, а также пользование услугами переводчика;
o обжалование решений и действий таможенных органов и их должностных лиц в установленном порядке;
o ознакомление с материалами дела;
o пользование услугами адвоката или юридической помощью иного лица.
Кроме перечисленных прав, таможенный перевозчик имеет право участвовать в проведении ряда процессуальных действий - осмотре (ст.342 ТК РФ), проведении экспертизы (ст.348 ТК РФ).
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ПЕРЕВОЗЧИКА
Деятельность таможенного перевозчика имеет разрешительный характер, т.е. подлежит лицензированию.
Лицензия представляет собой разрешение, действующее в течение указанного в нем срока, выдаваемое таможенным органом таможенному перевозчику на совершение таких действий, как ввоз, вывоз или транзит определенного квотами количества товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу не допускается. (Форма лицензии приведена в Приложении №1).
Разрешение на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика выдается на основании подаваемого в таможню, региональное таможенное управление или ГТК России специального заявления. (Образец заявления приведен в Приложении № 2). Оно должно содержать основные сведения о предприятии, перечень и содержание которых установлены Положением о таможенном перевозчике: полное и сокращенное юридическое наименование, юридический и фактический адрес предприятия, регистрационный номер свидетельства о регистрации, испрашиваемый статус, вид и число имеющихся транспортных средств, номера рублевого и валютного счетов, данные об обслуживающих перевозчика банках, перечень населенных пунктов, обязанность по прибытию в которые в течение 24 часов хотя бы одного транспортного средства берет на себя предприятие, и иные сведения, необходимые для принятия решения о выдаче лицензии.
В подтверждение сведений, указанных в заявлении, в обязательном порядке прилагаются следующие надлежаще оформленные документы:
- копии учредительных и регистрационных документов предприятия(устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации и т.п.);
- копия лицензии на осуществление перевозочной (транспортно-экспедиторской) деятельности (за исключением железнодорожных перевозок);
- копии свидетельств о допущении транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами;
- копии документов, подтверждающих право собственности, полного хозяйственного ведения или аренды на срок не менее трех лет в отношении транспортных средств;
- копия страхового свидетельства (полиса, сертификата);
- платежный документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика;
- документ, подтверждающий наличие у предприятия основных фондов (средств) не менее чем в установленном размере (баланс, выписка из баланса, договор купли - продажи и т.п.), заверенный в установленном порядке.
Копии представляемых документов должны быть заверены руководителем и главным (старшим) бухгалтером предприятия.
Особенностью порядка получения предприятием лицензии для осуществления деятельности в качестве общероссийского или регионального таможенного перевозчика является обязательность предъявления им в ГТК России или в соответствующее региональное таможенное управление особого выдаваемого таможней документа - отношения таможни, в регионе деятельности которой это предприятие находится. В нем подтверждается правильность представляемых предприятием сведений, оценивается техническое состояние транспортных средств, содержится заключение о возможности и целесообразности выдачи лицензии соответственно общероссийского или регионального таможенного перевозчика. Отношение таможни выдается по письменному ходатайству предприятия, рассматриваемому таможней в течение 30 дней со дня его получения. Отказать предприятию в выдаче отношения независимо от содержащегося в нем заключения таможня не имеет права.
Процедура получения отношения таможни состоит в следующем. Таможенный орган рассматривает ходатайство предприятия в течение указанного выше срока, проверяя предоставленные им сведения на соответствие Положению о таможенном перевозчике. В процессе рассмотрения для проверки сведений таможенный орган вправе запрашивать дополнительные документы в государственных органах, банках, иных организациях. Общий срок рассмотрения ходатайства с учетом запрашиваемых дополнительно документов не может превышать двух месяцев.
В соответствии со ст.165 ТК РФ и Положением о таможенном перевозчике для получения лицензии, дающей право на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, должны быть выполнены требования, которые условно можно разделить на две группы - финансовые и технические.
Основой группы финансовых требований является обладание таможенным перевозчиком устойчивой платежеспособностью, гарантирующей незамедлительную уплату всех причитающихся таможенных платежей. С этой целью законодательством (п.3 ч.1 ст.165 ТК РФ) устанавливается, что таможенный перевозчик должен иметь в собственности или хозяйственном ведении основные фонды, к которым относятся здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и иное имущество, учитываемое в качестве таких фондов в соответствии с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету. Стоимость указанных основных фондов должна быть выражена в сумме от 5000-кратного МРОТ для общероссийского таможенного перевозчика.
В обеспечение надлежащего исполнения принятых на себя таможенным перевозчиком обязательств на него возлагается обязанность заключить договор страхования. Объектом страхования является ответственность перед таможенными органами и лицами, товары которых перевозятся. Страховая сумма по страхованию ответственности перед таможенными органами по каждому страховому случаю также регламентирована и устанавливается в зависимости от МРОТ.
Другую группу требований составляют вопросы технической оснащенности таможенного перевозчика. Он обязан иметь транспортные средства, технические параметры которых соответствуют утвержденным ГТК РФ Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, в количестве, определяемом таможней, в регионе деятельности которой находится предприятие, исходя из того, что товары, которые по техническим причинам могут перевозиться на таких транспортных средствах, перевозятся только на них.
Таким образом, таможенный перевозчик должен иметь в собственности или хозяйственном ведении либо арендовать на определенный срок такое количество оборудованных транспортных средств, которое обеспечивало бы прибытие в течение 24 часов хотя бы одного такого транспортного средства в место таможенного оформления в зоне деятельности таможенного органа, зарегистрировавшего таможенного перевозчика (п.3 ч.1 ст.165 ТК РФ). При осуществлении своей деятельности таможенный перевозчик может использовать прицепы, полуприцепы, контейнеры и другое транспортное оборудование, принадлежащее другим лицам. Следовательно, содержание требований этой группы относится к совокупности технических средств и параметров, которые объективно позволяли бы таможенному перевозчику реально осуществлять разрешенную ему законом деятельность.
Действующие нормативные правовые акты ГТК России предъявляют к транспортным средствам для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами единственное требование - соответствие нормативам технического оборудования транспортных средств.
Согласно техническим требованиям в надлежаще оборудованном транспортном средстве, во-первых, товары не должны извлекаться из опечатанного грузового отделения или загружаться туда без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб; во-вторых, таможенные печати и пломбы должны налагаться простым и надежным способом; в-третьих, в них не должно быть никаких потайных мест для сокрытия товаров; в-четвертых, все места, в которых могут помещаться товары, должны быть легкодоступны для таможенного досмотра.
Перечень транспортных средств направляется не позднее чем через 3 дня со дня выдачи лицензии в таможню, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик, а при необходимости и в таможню, в регионе деятельности которой находится обособленное структурное подразделение таможенного перевозчика.
Внесение изменений в перечень транспортных средств может осуществлять только таможенный орган, выдавший лицензию. Для внесения дополнений в перечень транспортных средств таможенный перевозчик должен обратиться в таможню, в регионе деятельности которой находится он либо его обособленное структурное подразделение, с заявлением о внесении дополнений.
Вместе с заявлением таможенный перевозчик представляет на каждое транспортное средство по две копии следующих документов, предусмотренных Положением:
- документы, подтверждающие право собственности на транспортные средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о государственной регистрации транспортного средства);
- дополнительное соглашение к договору страхования, если он содержит ограничения относительно транспортных средств, на которые распространяется его действие, со списком дополняемых транспортных средств, являющимся неотъемлемой частью дополнительного соглашения к договору страхования;
- договоры аренды (субаренды), (если транспортные средства арендованы);
- свидетельства о допущении транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами (если таковые требуются).
Таможня, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик или его обособленное структурное подразделение, в течение 15 дней со дня получения заявления проверяет представленные документы и сведения, соответствие транспортных средств требованиям об их оборудовании, принадлежность к организациям, являющимся нарушителями таможенных правил и имеющим задолженности перед таможенными органами по уплате штрафов и (или) таможенных платежей, дает заключение о возможности и целесообразности дополнения перечня транспортных средств и направляет его и представленный таможенным перевозчиком один комплект копий документов в таможенный орган, выдавший лицензию, второй комплект копий документов оставляет в таможне.
На основании заключения таможни и представленных копий документов таможенный орган, выдавший лицензию, в течение 20 дней принимает положительное или отрицательное решение о внесении дополнений в перечень транспортных средств.
Отказ в дополнении перечня транспортных средств может быть обусловлен следующим:
- непредставление документов и сведений, предусмотренных настоящим пунктом;
- принадлежность транспортных средств организациям, являющимся нарушителями таможенных правил и имеющим задолженности перед таможенными органами по уплате штрафов и (или) таможенных платежей.
Для исключения транспортных средств из перечня транспортных средств таможенный перевозчик должен обратиться в таможенный орган, выдавший лицензию, с заявлением о внесении в него соответствующих изменений.
Об исключении транспортных средств из перечня транспортных средств таможенный орган, выдавший лицензию, информирует в течение 20 дней таможню, в регионе деятельности которой находится таможенный перевозчик либо его обособленное структурное подразделение.
С учетом территориального принципа осуществления таможенным перевозчиком своей деятельности лицензия общероссийскому таможенному перевозчику выдается ГТК России, а региональному и зональному - от имени ГТК России соответственно региональным таможенным управлением или таможней.
Обязательным реквизитом лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика является страховая сумма по страхованию его ответственности перед таможенными органами.
Срок действия лицензии определяется предприятием с согласия таможенного органа и может составить три года или шесть лет. Размер лицензионного сбора устанавливается в зависимости от срока действия лицензии: 500-кратный МРОТ при получении разрешения на три года и 1000-кратный размер- на шесть лет. Лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика передаче другому лицу не подлежит. При изменении любых сведений, указываемых в заявлении, а также в документах, прилагаемых к заявлению, таможенный перевозчик обязан в течение 7 рабочих дней письменно уведомить об этом таможенный орган, выдавший лицензию.
В целях контроля со стороны таможенных органов за деятельностью таможенных перевозчиков копии лицензии, заверенные выдавшим ее таможенным органом, направляются таможенным перевозчиком во все таможенные органы, на территории которых он имеет право осуществлять свою деятельность.
В случаях, когда несмотря на выполнение всех формальных процедурных требований заявленные сведения являются неполными или недостоверными, а также если предприятие не соответствует требованиям, предъявленным Положением о таможенном перевозчике, либо в иных случаях при наличии достаточных оснований предприятию может быть отказано в выдаче лицензии. Об отказе таможенный орган в письменном виде с изложением причин отказа сообщает предприятию, которое вправе обжаловать отказ.
Для фактического осуществления таможенным перевозчиком разрешенной ему при выдаче лицензии деятельности необходима его регистрация. Таможенный перевозчик в течение двух недель с даты выдачи лицензии обязан зарегистрироваться в таможенных органах. Регистрация осуществляется путем заведения регистрационной карточки по форме, установленной Приложением №3. На каждое транспортное средство таможенного перевозчика выдается заверенная таможней (таможенным постом) копия регистрационной карточки. Таможни (таможенные посты) предоставляют для общедоступного ознакомления в местах своего нахождения и местах таможенного оформления перечень зарегистрированных таможенных перевозчиков.
Учитывая необходимость предупреждения и пресечения возможных нарушений, законодательство определяет не только возможность отказа в выдаче лицензии, но и случаи, когда лицензия на осуществление деятельность в качестве таможенного перевозчика может быть аннулирована или отозвана либо ее действие приостановлено таможенными органами в установленном порядке.
Лицензия может быть отозвана любой таможней и вышестоящими таможенными органами. Это может произойти в случае:
1) неоднократного невыполнения обязанностей таможенного перевозчика, включая необоснованные отказы в перевозке товаров и документов на них, использование не оборудованных в соответствии с Правилами оборудования транспортных средств и установление платы за перевозку, не соразмерной со средней стоимостью оказываемых услуг;
2) неоднократного совершения правонарушений, предусмотренных Таможенным кодексом РФ;
3) причинения неправомерного существенного ущерба отправителю товаров и документов на них, в том числе путем незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, что установлено судом;
4) признания таможенного перевозчика несостоятельным либо объявления им о своей несостоятельности;
5) несоблюдения таможенным перевозчиком условий выдачи лицензии, в том числе, если страховая сумма становится меньше указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящего Положения, а перевозчик не заключил нового договора страхования своей деятельности, отвечающего условиям названного подпункта.
Только наличие любого из перечисленных оснований влечет принятие решения об отзыве лицензии на осуществление деятельности таможенного перевозчика.
Необходимо иметь в виду, что ее отзыв является дополнительным взысканием, то есть налагается только в сочетании с основным взысканием (в частности, со штрафом), по усмотрению, как правило, таможенного органа, рассматривающего дело о нарушении таможенных правил. Отзыв действует с даты принятия решения об отзыве, а при отзыве лицензии в качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил - с даты обращения постановления по делу к исполнению. Отзыв лицензии оформляется в форме приказа начальника таможни, распоряжения заместителя начальника регионального таможенного управления или распоряжения заместителя Председателя ГТК России либо постановления о наложении взыскания по делу о нарушении таможенных правил.
Основанием для аннулирования лицензии, т.е. признания соответствующего разрешения не имевшим места, является нарушение порядка ее оформления. Лицензия аннулируется также, если она не могла быть выдана заявителю на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче. Решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии.
При аннулировании или отзыве лицензии перевозчик не позднее пятнадцати дней со дня принятия решения должен передать ее таможенному органу, принявшему такое решение. При отзыве лицензии в качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил указанный срок исчисляется со дня вручения или направления постановления об этом, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - со дня вынесения решения об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. При аннулировании или отзыве лицензии либо приостановлении ее действия сборы за выдачу лицензии и за возобновление ее действия возврату не подлежат.
Помимо отзыва или аннулирования лицензии ее действие может быть приостановлено на срок до трех месяцев, при наличии достаточных оснований полагать, что таможенный перевозчик злоупотребляет своими правами. В этом случае предприятие не вправе начинать новые перевозки в качестве таможенного перевозчика или иные перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, и использовать наименование «таможенный перевозчик» в своей коммерческой деятельности в течение срока приостановления действия лицензии. За возобновление действия лицензии после приостановления ее действия взимается сбор в размере 1000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Таможенный орган, принявший решение об аннулировании, отзыве или приостановлении действия лицензии, незамедлительно извещает об этом нижестоящие таможенные органы, что является обязательной формой контроля за выполнением анализируемых мер правового характера.
При аннулировании либо отзыве лицензии таможенный перевозчик передает ее таможенному органу, принявшему соответствующее решение, не позднее пятнадцати дней со дня принятия решения.
При отзыве лицензии в качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил указанный срок исчисляется со дня вручения или направления постановления об этом, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - со дня вынесения решения об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.
Отзыв или аннулирование лицензии как меры пресекательного характера не являются основанием для исключения в дальнейшем возможности осуществления указанной в ней деятельности (п.7 ст.165 ТК РФ). Заявление о выдаче лицензии может быть повторно подано. Однако повторное заявление о ее выдаче может рассматриваться лишь по истечении года со дня вынесения решения об аннулировании или отзыве лицензии при условии устранения причин, послуживших основанием для применения указанных мер взыскания.
Поскольку повторное заявление о выдаче лицензии влечет повторение процедуры рассмотрения и выдачи, заявитель должен уплатить сбор в установленном размере за возобновление лицензии.
Предприятие прекращает свою деятельность в качестве таможенного перевозчика:
- в случаях аннулирования или отзыва лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика;
- при прекращении действия лицензии на осуществление перевозочной (транспортно - экспедиторской) деятельности;
- по желанию таможенного перевозчика;
- по истечении срока действия лицензии, если предприятие до истечения этого срока не обратится в таможенные органы с заявлением о выдаче новой лицензии.
ВЫВОД
Использование услуг таможенного перевозчика является одной из основных мер (помимо таможенного сопровождения или комплекса организационно-технических мероприятий по надлежащему оборудованию транспортных средств), предпринимаемые в целях соблюдения законодательства при перевозке грузов под таможенным контролем, т.е. в сфере внешнеэкономической деятельности в широком смысле.
Итак, таможенным перевозчиком является предприятие, обладающее правами юридического лица и имеющее лицензию ГТК РФ на осуществление деятельности в этом качестве, т.е. лицо, фактически перемещающее товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, или являющееся ответственным за использование транспортного средства, на котором товары перемещаются.
Таможенный перевозчик обладает определенными правами и обязанностями, которые он обязан выполнять при осуществлении своей деятельности.