Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо

Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо

Коломенский педагогический институт

РЕФЕРАТ

Студента технологического факультета

431 группы

Лазарева Виктора Николаевича

на тему:

Идеи развития в трудах

Я. А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо.

[pic]

1998 г.

План реферата

Введение

Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского

Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо

Развивающее обучение в наследии М. Монтеня

Заключение

6. Библиографический список

Введение

Цель данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной

педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно суверенностью

сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет

огромное педагогическое значение.

История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция,

который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что

главное в обучении это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею

продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.

Наибольший подъем идея развивающего обучения получила в 16 - 18 вв. Ей

занимались такие знаменитые педагоги и философы как М. Монтень, Я. А.

Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дисьервег.

Среди русских педагогов изучавших эту проблему следует отметить Н. И.

Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.

Данный реферат построен на основе анализа идей развития в

педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня.

Развивающее обучение в наследи Я. А. Коменского

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ,

выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии

(Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил

традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в

Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого

Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины,

занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы.

Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним

учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его

теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская

школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая

школа” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то , что

он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок

установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея

проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об

исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал

“Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает

мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после

выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить

юношество к будущему самовоспитанию и образованию. / Пискунов А. И.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.

79/.

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского,

является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения

пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им

понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с

принципом природосообразности.

Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы

ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой”

следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.

Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне

передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими

способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на

позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности

идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему

демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от

рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. /

Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/.

Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное

внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.

“Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности.

Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и

рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором

месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность

движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница

всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же

главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим

как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля;

рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления

исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными

умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает

многих людей в одно общество для совещания и действования. / Чечель И. Д.

Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы

Амонашвили, 1996. -C.109/.

“Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает

нас людьми.

“Легко понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в

каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород,

виноградник и какое-либо искусство и , наконец, свое собственное тело, в

том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое

природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и

приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая

украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле

приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо

усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения.

Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета

и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека

будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность

обо многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет

опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании

всюду одного доброго, а также а пренебрежении и удалении всего злого; в-

третьих , когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в-

четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для

лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего

существующего и мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранные педагогические

сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - С.8/.

Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его

закономерности?

Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения

сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей,

которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.

Ребенку с рождения сопутствует “способность познания”. “...Человек

родился способным для уразумления вещей, для добродетели, для

неограниченной любви к богу... и корни этих трех способностей существуют у

него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева ” /

Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.153-154/.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не

со знанием а со способностями к знанию которые необходимо развивать в

соответствием с принципом природосообразности. И это является главной

точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

Развивающее обучение в наследии Ж. Руссо

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог

18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила

французскую буржуазную революцию.

В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук и

искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль,

или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие

предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным

строем. В частности, н резко критиковал современное ему воспитание,

подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных

особенностей детей, ни потребностей жизни.

Руссо является основоположником теории естественного, свободного

воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного

развития детей.

Систематически педагогические идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль,

или О воспитании”, где сделана попытка наметить возрастную периодизацию

развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и

методы воспитания и обучения ребенка.

Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и

демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем

развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с

опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой

подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными

практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать

формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.

Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании

мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной

точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и

матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о

ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения

домашнего хозяйства и т. п.

Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19

вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используя

положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.

202/.

Как уже говорилось выше , Руссо является основоположником теории

естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания

красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей?

Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для

развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые

совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-

педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.

-С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а наоборот

развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.

Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой путем

непосредственного развития врожденных способностей и влечений / Дворцов А.

Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука, 1980. -С.79/. “Наблюдайте природу и следуйте

по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она

закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит их,

что такое труд и боль ” /Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д.

Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988. -С. 209/ .

Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в

ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости,

стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные

склонности.

Если ребенок плачет, Руссо предлагал родителям и воспитателям не

прибегать к угрозам, а, напротив, терпеливо и настойчиво изучать

действительные причины детского плача. Он справедливо предупреждал, что

детские слезы при отсутствии надлежащего понимания потребностей, коими они

вызываются, и вследствие безмерных услуг родителей могут порождать нечто

противоречащее морали и природе.

Руссо рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, не

ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем

проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением

нежелательных и взбалмошных детских просьб.

Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у

Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком , вы

обязаны прежде всего овладеть самим собою. Если ваш “непокладистый ребенок

портит все к чему прикоснется, не сердитесь; удаляйте от него то, что он

может испортить”. Но то , что вы разрешаете ему, разрешайте по первому его

слову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете ему делать что-

нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо, решительно. “Пусть

никакое приставание не колеблет вас; пусть произнесенное “нет” будет

несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть свои

силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.

Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо продолжает: помните , что

природа желает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми”.

Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать

своих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если вы

хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен

управлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука. 1980. -С.79 - 81/.

Развивающее обучение в наследии М. Монтеня

Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи

Возрождения , один из представителей философского скептицизма,

проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от

многих условий.

Скептицизм как течение в философии эпохи Возрождения является

своеобразным продуктом гуманизма, обратившего внимание на окружающий

человека мир и подвергшего критике преклонение перед авторитетами. В эпоху

Монтеня, когда средневековая схоластика уже начала утрачивать свое

господство над умами, а опытные науки нового времени только еще начали

складываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания.

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему

общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал

против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.

Являясь противником схоластической наук средневековья, тратившей все

свои силы на комментирование небольшого числа признанных церковью

сочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи,

проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня:

он сторонник развивающего образования, которое не загружает память

механически заученными сведениями, а способствует выработке

самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это

достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных

дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти не изучались.

Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины

средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон

личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими

упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких

нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея

приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита

Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от

принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного

воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной

педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.

Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то,

что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к

детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без

принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только

при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе “О воспитании

детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала,

сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил

ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать

вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно,

иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему

самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я

хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по

истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 71/. Здесь

Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала

говорить учеников, а затем уже говорил сам.

“Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного

урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принес,

не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя

что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к

множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует

и в какой мере усвоил это”. /Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991. -С. 122/.

“Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он

осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все

примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание,

фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым

проходили Цезарь или Карл Великий ”.

“После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы

сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики,

физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, - раз

его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов.

Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз

наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он

изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.” /

Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:

Просвещение, 1981. - С. 74-75/.

В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории

М. Монтеня.

Заключение

М. Монтень, Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в

развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким

педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский),

принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания

(Монтень), и многим другим.

Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего

обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды

:“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты”

Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит

в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают

уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и

когда преподавать и чему учить.

Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями,

первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили за собой

колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи развития

изучаются и практикуются и по сей день.

РЕЦЕНЗИЯ

на реферат студента 432 группы технологического факультета

Лазарева Виктора Николаевича

на тему:

“Идеи развития в трудах Я. А Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня”.

Реферат посвящен непосредственно изучаемой теме, не содержит ничего

лишнего. В реферате имеется много ссылок на литературные источники, что

говорит о том что Лазарев В. Н. изучил большое количество литературы по

данному вопросу. Надо сказать, что тема реферата достаточно сложная и

Лазарев В. Н. довольно успешно с ней справился.

Реферат состоит из трех основных частей в которых дается подробное

описание взглядов Коменского, Руссо и Монтеня по интересующему вопросу.

Реферат написан четко, стройно и имеет достаточный объем. Единственным

недостатком можно считать малое количество своих мыслей и выводов. Я

считаю, что реферат заслуживает положительной оценки.

Рецензент

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:

Просвещение, 1981.

Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970.

Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. -

М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.

Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика,

1982.

Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия

педагогических наук РСФСР, 1963.

Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. -М.: Наука, 1980.

Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.

Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988.

Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991.