Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо
Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо
Коломенский педагогический институт
РЕФЕРАТ
Студента технологического факультета
431 группы
Лазарева Виктора Николаевича
на тему:
Идеи развития в трудах
Я. А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо.
[pic]
1998 г.
План реферата
Введение
Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского
Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо
Развивающее обучение в наследии М. Монтеня
Заключение
6. Библиографический список
Введение
Цель данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной
педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно суверенностью
сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет
огромное педагогическое значение.
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция,
который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что
главное в обучении это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею
продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.
Наибольший подъем идея развивающего обучения получила в 16 - 18 вв. Ей
занимались такие знаменитые педагоги и философы как М. Монтень, Я. А.
Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дисьервег.
Среди русских педагогов изучавших эту проблему следует отметить Н. И.
Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.
Данный реферат построен на основе анализа идей развития в
педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня.
Развивающее обучение в наследи Я. А. Коменского
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ,
выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии
(Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил
традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в
Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого
Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины,
занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы.
Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним
учились во многих странах мира, включая Россию.
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его
теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская
школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая
школа” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то , что
он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок
установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея
проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об
исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал
“Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает
мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после
выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить
юношество к будущему самовоспитанию и образованию. / Пискунов А. И.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.
79/.
Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского,
является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения
пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им
понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с
принципом природосообразности.
Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы
ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой”
следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.
Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне
передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими
способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на
позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности
идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему
демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от
рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. /
Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/.
Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное
внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.
“Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности.
Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и
рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором
месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность
движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница
всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же
главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим
как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля;
рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления
исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными
умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает
многих людей в одно общество для совещания и действования. / Чечель И. Д.
Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы
Амонашвили, 1996. -C.109/.
“Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает
нас людьми.
“Легко понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в
каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород,
виноградник и какое-либо искусство и , наконец, свое собственное тело, в
том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое
природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и
приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая
украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле
приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо
усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения.
Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета
и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека
будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность
обо многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет
опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании
всюду одного доброго, а также а пренебрежении и удалении всего злого; в-
третьих , когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в-
четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для
лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего
существующего и мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранные педагогические
сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - С.8/.
Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его
закономерности?
Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения
сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей,
которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.
Ребенку с рождения сопутствует “способность познания”. “...Человек
родился способным для уразумления вещей, для добродетели, для
неограниченной любви к богу... и корни этих трех способностей существуют у
него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева ” /
Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.153-154/.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не
со знанием а со способностями к знанию которые необходимо развивать в
соответствием с принципом природосообразности. И это является главной
точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.
Развивающее обучение в наследии Ж. Руссо
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог
18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила
французскую буржуазную революцию.
В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук и
искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль,
или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие
предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным
строем. В частности, н резко критиковал современное ему воспитание,
подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных
особенностей детей, ни потребностей жизни.
Руссо является основоположником теории естественного, свободного
воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного
развития детей.
Систематически педагогические идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль,
или О воспитании”, где сделана попытка наметить возрастную периодизацию
развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и
методы воспитания и обучения ребенка.
Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и
демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем
развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с
опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой
подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными
практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать
формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании
мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной
точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и
матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о
ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения
домашнего хозяйства и т. п.
Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19
вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используя
положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.
202/.
Как уже говорилось выше , Руссо является основоположником теории
естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания
красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей?
Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для
развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые
совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-
педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.
-С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а наоборот
развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.
Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой путем
непосредственного развития врожденных способностей и влечений / Дворцов А.
Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука, 1980. -С.79/. “Наблюдайте природу и следуйте
по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она
закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит их,
что такое труд и боль ” /Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д.
Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988. -С. 209/ .
Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в
ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости,
стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные
склонности.
Если ребенок плачет, Руссо предлагал родителям и воспитателям не
прибегать к угрозам, а, напротив, терпеливо и настойчиво изучать
действительные причины детского плача. Он справедливо предупреждал, что
детские слезы при отсутствии надлежащего понимания потребностей, коими они
вызываются, и вследствие безмерных услуг родителей могут порождать нечто
противоречащее морали и природе.
Руссо рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, не
ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем
проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением
нежелательных и взбалмошных детских просьб.
Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у
Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком , вы
обязаны прежде всего овладеть самим собою. Если ваш “непокладистый ребенок
портит все к чему прикоснется, не сердитесь; удаляйте от него то, что он
может испортить”. Но то , что вы разрешаете ему, разрешайте по первому его
слову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете ему делать что-
нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо, решительно. “Пусть
никакое приставание не колеблет вас; пусть произнесенное “нет” будет
несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть свои
силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.
Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо продолжает: помните , что
природа желает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми”.
Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать
своих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если вы
хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен
управлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука. 1980. -С.79 - 81/.
Развивающее обучение в наследии М. Монтеня
Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи
Возрождения , один из представителей философского скептицизма,
проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от
многих условий.
Скептицизм как течение в философии эпохи Возрождения является
своеобразным продуктом гуманизма, обратившего внимание на окружающий
человека мир и подвергшего критике преклонение перед авторитетами. В эпоху
Монтеня, когда средневековая схоластика уже начала утрачивать свое
господство над умами, а опытные науки нового времени только еще начали
складываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания.
Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему
общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал
против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.
Являясь противником схоластической наук средневековья, тратившей все
свои силы на комментирование небольшого числа признанных церковью
сочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи,
проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня:
он сторонник развивающего образования, которое не загружает память
механически заученными сведениями, а способствует выработке
самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это
достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных
дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти не изучались.
Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины
средневековых школ, за внимательное отношение к детям.
Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон
личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими
упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких
нравственных качеств.
Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея
приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита
Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от
принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного
воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.
Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то,
что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к
детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без
принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только
при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе “О воспитании
детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала,
сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил
ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать
вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно,
иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему
самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я
хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по
истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 71/. Здесь
Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала
говорить учеников, а затем уже говорил сам.
“Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного
урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принес,
не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя
что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к
множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует
и в какой мере усвоил это”. /Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991. -С. 122/.
“Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он
осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все
примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание,
фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым
проходили Цезарь или Карл Великий ”.
“После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы
сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики,
физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, - раз
его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов.
Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз
наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он
изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.” /
Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:
Просвещение, 1981. - С. 74-75/.
В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории
М. Монтеня.
Заключение
М. Монтень, Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в
развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким
педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский),
принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания
(Монтень), и многим другим.
Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего
обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды
:“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты”
Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит
в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают
уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и
когда преподавать и чему учить.
Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями,
первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили за собой
колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи развития
изучаются и практикуются и по сей день.
РЕЦЕНЗИЯ
на реферат студента 432 группы технологического факультета
Лазарева Виктора Николаевича
на тему:
“Идеи развития в трудах Я. А Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня”.
Реферат посвящен непосредственно изучаемой теме, не содержит ничего
лишнего. В реферате имеется много ссылок на литературные источники, что
говорит о том что Лазарев В. Н. изучил большое количество литературы по
данному вопросу. Надо сказать, что тема реферата достаточно сложная и
Лазарев В. Н. довольно успешно с ней справился.
Реферат состоит из трех основных частей в которых дается подробное
описание взглядов Коменского, Руссо и Монтеня по интересующему вопросу.
Реферат написан четко, стройно и имеет достаточный объем. Единственным
недостатком можно считать малое количество своих мыслей и выводов. Я
считаю, что реферат заслуживает положительной оценки.
Рецензент
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:
Просвещение, 1981.
Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970.
Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. -
М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.
Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика,
1982.
Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия
педагогических наук РСФСР, 1963.
Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. -М.: Наука, 1980.
Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.
Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988.
Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991.