Идейные истоки тоталитаризма

Идейные истоки тоталитаризма

СИЛЛАМЯЭСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра социальных дисциплин

студент 2-го курса Евгений Зеленый

Идейные истоки тоталитаризма

Курсовая работа

Руководитель: Юри Вернерович Таммару

Силламяэ

2002.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Сравнение социально-политической ситуации 7

1.1 Италия 7

1.2 Германия 10

1.3 Сравнение 12

ГЛАВА 2. Сравнение германского нацизма и итальянского фашизма 13

2.1 Различия 13

2.1.1 Разница между национал-социализмом и фашизмом 13

2.1.2 Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям 15

2.1.3 Различия по национальному вопросу 16

2.1.4 Сходства 20

ГЛАВА 3. Прогноз о возможностях рецидивов тоталитаризма 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

ВВЕДЕНИЕ

Италия, Германия, Советский Союз, Испания, Греция, Куба, Чили, Китайская

Республика, Ирак, Северная Корея и др. Этот список можно еще продолжать, он

постоянно меняется – какие-то страны появляются в этом списке, кто-то его

покидает... Какие разные страны, но всех их, на разных исторических этапах

объединяет одно понятие – Тоталитаризм...

В своей работе я стремился узнать - из-за чего в 1920-1940х годах возникли

и заняли ведущую позицию такие движения как фашизм в Италии и национал-

социализм в Германии и возможны ли повторы такой ситуации в будущем. Оба

этих движения являются разновидностями тоталитарных режимов. Чтобы начать

рассматривать эти режимы, необходимо сказать несколько слов, что же такое

тоталитаризм в целом.

Термин произошёл от латинского слова totalis, что означает весь, целый, и

был введён в 20-х годах итальянскими критиками Б. Муссолини. В последствии

и сам Муссолини использовал этот термин для определения фашистского

государства.[1]

Вообще значение термина «тоталитаризм» вызывает много споров. Некоторыми он

отнесен к определенному типу государства, диктатуры, политической власти,

другими - к общественно-политическому строю, третьими - к социальной

системе, охватывающей все сферы общественной жизни, либо к определенной

идеологии. ( Чем отличаются понятия «социальная система» и «общественно-

политический строй»?) Но все признают то, что при тоталитаризме нет места

для личности, нет ни её свобод, ни прав, и все стороны общественной жизни

подчинены государству.1 По-моему мнению, тоталитаризм – это, прежде всего

идеология, которая может на определённой почве взрасти и превратиться в

общественно-политический строй определённого государства с авторитарно-

диктаторской системой. Поэтому в ходе своей работы я подразумеваю под

термином тоталитаризм не чистую идеологию, а идеологию плюс систему,

которую она произрастила.

Каковы же основные черты тоталитаризма?

Во–первых, тоталитаризм это тотальная идеология диктатора, которая должна

быть словно библия для верующего, должна быть чтима и, которой должны

подчиняться все личности в государстве, без исключения.

Во-вторых, тоталитарный режим – это полный контроль государства над всеми

сторонами жизни отдельных индивидуумов. Это тотальный контроль над

средствами массовой информации, экономикой, политикой и профессиональной

деятельностью и даже над личной жизнью и душами людей. У человека при такой

диктатуре нет места для его личности, для его прав и свобод.

И, в-третьих, это полицейский террор.[2] Использование которого беспощадно

и неограниченно.

Рассмотрим теперь происхождение тоталитарной идеологии и авторитарно-

диктаторских систем. Мнение некоторых ученых2, что корни тоталитаризма

уходят в древность. Тоталитаризм существовал поначалу, как некоторое

свойство души человека, желание подчинять, объединять вокруг единой цели,

попирая свободу остальных. Но когда впервые проявился тоталитаризм? Когда,

впервые некий лидер или некая группа людей, объединила людей, лишив их прав

и свобод, для достижения какой-то цели? Попытка ответить на этот вопрос

существует у идеологов христианства.[3]

По их мнению, 4500 лет назад, при строительстве Вавилонской башни возник

фашизм. В Библии об этом написано так «И сказали они: построим себе город и

башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по

лицу всей земли».[4] То есть здесь говориться как раз об объединении людей

ради одной идеи в такое объединение, в котором нет места индивидууму. Как

же отнесся Создатель к этому объединению? В Библии написано, что Богу это

крайне не понравилось, очевидно, что Бог любил каждого в отдельности и не

желал подчинения одних другим[5], и решил он разрушить это объединение. «И

сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они

делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем

там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь

оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню] ». [6]

Перестали, но не навсегда. Воздвижение Вавилонской башни – фашизм,

повторилось в другой форме. Но теперь объединялись в связку уже не все люди

Земли, а отдельные нации, люди говорящие на одном языке. И такие

объединения обычно были нацелены разрастаться за счёт других народов.

Нацизм – им имя. Исходя из этого, можно сказать, что нацизм - это

тоталитарное объединение тех клочков, на которые Бог разъединил фашизм.

Понятно, что это понимание не совсем верно. И Библия, как исторический

источник, не может быть надежен, хотя бы потому, что неизвестно - какой

была Библия в ее первоисточнике, и можем ли мы доверять знаниям о Боге и

мире древним людям, которые верили, например, в то, что Земля плоская, что

в человеке живут бесы, что солнце съедает дракон или волк.[7]

Если воспринимать слова Библии как аллегорию или иносказание, то здесь есть

некая истина, только она в том, что каждый человек должен участвовать в

каком-либо деле демократично, а не подневольнически, когда нет места

свободе его духа.

А что же говорят историки и ученые политологи? Точно определить исходную

точку возникновения авторитарно-диктаторской системы и идеологии

тоталитаризма не удается. Здесь опять очень много споров и многие

исследователи называют совершенно разные периоды, начиная временами

деспотизма в Древнем Египте и кончая социализмом 20-го века в России.

Основные черты тоталитаризма наблюдались при деспотизме и абсолютной

монархии на протяжении всей истории человечества. При них, также как и при

фашизме, не было места личности, люди были лишены прав и свобод. Вся власть

была сосредоточена у небольшой группы избранных, которыми руководил фараон,

царь, император или король, а в 20 веке фюрер, дуче, каудильо, генеральный

секретарь и т.п. Как и при деспотизме и монархии, при фашизме и нацизме,

или другом тоталитарном режиме были также идеология диктатора, специальные

органы подавления и неограниченного всеобъемлющего государственного насилия

и террора над обществом.

Первой формой тоталитаризма 20 века был государственный социализм, который

построили сначала в СССР, а затем в некоторых странах народной демократии

Европы и Азии. Его чертами были милитаризация экономики, господство

государственной идеологии, отсутствие плюрализма мнений, социальное

отчуждение личности от средств производства, экономики, политики и

власти.[8]

Другими формами тоталитаризма стали итальянский фашизм и германский

национал-социализм. Именно эти две формы тоталитарных режимов я и собираюсь

сравнить в своей работе.

ГЛАВА 1. Сравнение социально-политической ситуации

1.1 Италия

Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Здесь он и

зародился. (В основу описательной части истории Италии и Германии я взял

следующие книги: Новейшая история 1917-1939 - 10 класс; работа Вольфганга

Виппермана «Европейский фашизм в сравнении 1922-1982», публикация в журнале

«Сибирский хронограф» 2000 г; учебное пособие в 2-х частях «История

государства и права зарубежных стран»).

Среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех

истощена первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство

находились в отчаянном положении. Нигде не было такой безработицы и нищеты.

Нигде не было, соответственно, такого подъема стачечной борьбы.

Все говорило о революционной ситуации: быстрый рост профсоюзов, победа

социалистов на выборах в парламент 1919 года (31 % голосов), захваты

заводов и фабрик рабочими, помещичьих земель крестьянами и батраками.

Захваты фабрик и заводов были ответом на наступление предпринимателей

(локауты; приостановку производства). Наибольшего размаха движение

достигает в конце лета 1920 года. Десятки предприятий (в Милане, Турине и

других городах) перешли под управление выбранных рабочими руководителей.

Выпуск промышленной продукции увеличился. Соблюдался строгий порядок.

Оборудование, здания, сырье и прочее тщательно охранялись.

В Турине, где рабочие были наиболее организованы, предприятия оставались

под их управлением в течение трех недель.

Революционная обстановка вынуждала буржуазные правительства Италии к важным

реформам. Наиболее значимые среди них: закон о социальном страховании

безработицы, указ о допустимости самовольного захвата необработанной земли.

В 1921 году возникает коммунистическая партия Италии. На съезде

социалистической партии в Ливорно партия раскололась на центристов (группа

Серрати) и коммунистов. Последние высказались за присоединение к Третьему

Интернационалу.

Вскоре, по окончании первой мировой войны, в 1919 г., в Италии возникают

первые фашистские организации. Составленные из разнообразных элементов, они

выступали первоначально с программой, рассчитанной на отвлечение трудящихся

от социалистического движения и революционной деятельности. В ней, в

частности, говорилось о 8-ми часовом рабочем дне, о всеобщем, прямом и

равном избирательном праве для мужчин и женщин, о свободе печати, равенстве

наций. Впоследствии, когда фашисты пришли к власти, о ней не дозволялось

упоминать, т.к. эта программа была совершенно несоответствующей последующей

действовавшей программе и идеологии.[9]

Боевые группы фашистов, руководимые демобилизованными и озлобленными

армейскими офицерами, громили и уничтожали народные дома, созданные на

деньги рабочих, рабочие клубы, типографии, принадлежащие прогрессивной

печати, и пр. Массовому террору подверглись руководящие деятели рабочих

союзов, крестьянских объединений, кооперативов. Ничего подобного Италия еще

не знала.[10]

Правительство не только не мешало фашистам, но даже поощряло их. Фашизм

получает могущественных покровителей в лице Всеобщей конфедерации

промышленников и помещичьих союзов. Вместе с покровительством притекают

деньги. Численность фашистских организаций возрастает.

В 1922 году, воспользовавшись слабостью правительства (а еще больше

расколом рабочего движения), фашистское руководство создает комитет для

захвата власти и направляет 40 тысяч своих «чернорубашечников» в поход на

Рим.

Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч:

достаточно было открыть стрельбу «на четверть часа» », как предлагал королю

генерал Бадольо.

Но король и его окружение приняли иное решение: глава партии Б.Муссолини

был назначен премьер-министром Италии.

1.2 Германия

История Веймарской республики являет картину острой борьбы могущественных

промышленно-финансовых монополий, с одной стороны, и высокоорганизованных

отрядов рабочего класса - с другой.

Ноябрьская революция, несмотря на поражение, долго давала себя знать. В

1923 году Германия снова переживает революционную ситуацию. В Саксонии и

Тюрингии возникли рабочие правительства. Вспыхнуло Гамбургское восстание

1923 года.

Положение едва стабилизировалось, как разразился экономический кризис 1929

года. Уровень промышленной продукции понизился почти наполовину, а

безработных стало 9 млн. человек. Народные массы переходили на сторону

компартии. На выборах 1930 года она получила 4,5 млн. голосов - на 1300000

человек больше, чем в 1928 году. [11]

В это же время набирала силы партия, возникшая в 1919 году, официально

именовавшаяся «национал-социалистической рабочей партией». Программа ее

была рассчитана на привлечение определенной части недовольных - от рабочих

до лавочников. Структуры, программы и политическая практика этой партии,

наряду с идеологией, также в известной мере напоминают ее итальянский

фашистский прообраз. Не случайно, а с достаточным основанием уже в 1922

году национал-социализм получил название "фашизм", и с ним боролись,

обозначая его этим словом.[12] Она возвещала создание нового немецкого

«рейха», великой империи, построенной на костях всех не немецких народов,

«искоренение марксизма и коммунизма», физическое истребление евреев.

Предвидя опасность фашистского переворота, Коммунистическая партия Германии

предложила левым силам, особенно социал-демократам, объединиться в едином

антинацистском фронте. Предложение было отвергнуто. Социал-демократические

лидеры объявили, что не окажут сопротивления Гитлеру, если тот придет к

власти «легальным путем». Имелось в виду соблюдение конституционной

процедуры: выборы, поручение составить правительство и пр. Аргументация

эта, основанная на позитивистском принципе «закон, есть закон», доводит

преклонение перед легальностью до «юридического кретинизма». [13] Как будто

сами гитлеровцы шли к власти законным путем, без насилия, без шантажа, без

обмана.

На выборах в рейхстаг, состоявшихся в августе 1932 года гитлеровцы получили

13 млн. голосов - далеко не большинство11. Они пытались поправить дело в

ноябре, но неожиданно, за какие-нибудь два-три месяца, потеряли 2 млн.

избирателей.

В то же время компартия завоевала 600 тыс. новых голосов. За нее голосовало

6 миллионов избирателей.

Результаты ноябрьских выборов в рейхстаг были неожиданными для руководящих

деятелей германской крупной промышленности и сельского хозяйства и

некоторых политиков из окружения президента фон Гинденбурга. На специальном

совещании, состоявшемся в январе 1933 года, они решили призвать к власти

Гитлера. Президент Гинденбург, только что клявшийся в том, что не допустит

к власти «австрийского ефрейтора», каким в свое время был Гитлер, пошел на

попятную и осуществил их волю своим распоряжением. Был свергнут

рейхсканцлер фон Шлейхер и было образовано коалиционное правительство во

главе с Адольфом Гитлером.

1.3 Сравнение

В ходе анализа социально-политической ситуации в Германии и Италии

обнаруживаются как сходства, так и различия.

Первое сразу заметное различие это время появления фашисткой диктатуры

раньше, чем начало нацизма в Германии.

Также то, что Италия вышла из войны победительницей, а Германия

проигравшей. Несмотря на это, её экономика была в состоянии экономического

кризиса. Экономика Германии в начале была в более худшем положении, но

Америка выплатила огромные суммы Германии в обмен на акции предприятий, тем

самым, погасив их долги.

Сходством можно назвать то, как в Италии, так и в Германии назревает

революционная ситуация. Рабочие захватывают заводы и налаживают

производство, отстраняя буржуазию на второй план. И уже как реакция

буржуазии, в Италии, или империалистических монополий, в Германии,

возникают фашистские движения. Разница здесь состоит в том, что если в

Германии это происходит на фоне партийной борьбы, партия национал-

социалистов приходит к власти и, уже затем, переходит к тотальному террору

в стране. В Италии все начинается с массового террора фашистских

организаций. Другим сходством будет то, что в обоих случаях происходит

накладка социалистических идей на шовинистические лозунги о единстве нации.

Различием здесь будет то, что в Германии национализм усиливается,

превращаясь в расизм, становясь основой нацистской идеологии. Убеждая

массы в верховенстве арийской расы, они обещают построить рай за счет

других «неполноценных» народов. В Италии фашистские организации в начале

своей деятельности также выступали с социалистическими лозунгами в своей

программе, но уже позднее перекрасив её в шовинистическую. Еще одним

сходством является провал в борьбе за власть коммунистов и социал-

демократов. В обоих случаях отсутствует сплоченность коммунистических и

социал-демократических сил. В Италии партия раскололась на центристов и

коммунистов, а в Германии коммунисты так и не смогли объединиться с социал-

демократами. В обеих странах социалистические восстания рабочих подавляются

и коммунисты истребляются. И последнее сходство - это слабость и

нерешительность правительств этих государств. У каждого государства была

возможность приостановить и не допустить становления фашистского режима. В

Италии была возможность открыть стрельбу на четверть часа, а в Германии

социал-демократам объединиться с коммунистами, чтобы не дать придти к

власти нацистам.

В обеих странах правительство не препятствовало фашистским организациям,

способствуя, тем самым, развитию их силы и приходу к власти.

Как здесь видно присутствует больше сходств, чем отличий. Наибольшее

отличия во времени возникновения и в статусе государства после окончания

войны. В итоге же в обеих странах возникает тоталитарная диктатура.

ГЛАВА 2. Сравнение германского нацизма и итальянского фашизма

2.1 Различия

2.1.1 Разница между национал-социализмом и фашизмом

Рассмотрев почву зарождения фашизма и национал-социализма и сравнив их,

рассмотрим сами доктрины и последствия их применения, то есть сравним

идеологии и режимы.

Выясним, как люди понимают фашизм и нацизм. По этому поводу существует

множество мнений и ведутся горячие споры. Некоторые люди даже не знают, что

есть разница между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера. О

национал-социализме часто говорят фашизм, или германский или немецкий

фашизм. Чаще всего это отождествление понятий наблюдается в среде русских,

воспитанных на коммунистической идеологии, которая называла все проявления

тоталитаризма в Европе фашизмом. Зачастую человек просто не хотел

разделять эти идеологии, считая их злом одного корня, общим, смешивая оба

понятия и не желая разбираться в разнице.

В общем-то, здесь есть логика, поскольку зародилась эта ветвь Европейского

тоталитаризма в Италии и называлась - фашизм от итальянского слова

"fascio", что означает “пучок”, “связка”, “объединение”, “союз”. А

поскольку именно в то время было мощное противостояние идей коммунизма и

фашизма, то всякое подобное зло называлось фашизмом, что осталось в

сознании людей, особенно старых. Несколько позже, Гитлер, взяв за основу

идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-

социализм или нацизм.

Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная

окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе

шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление

государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей

этой нации, то национал-социализм - это теория превосходства одной нации

над другой.

В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение

ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с

семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы

очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен

Израилевых, следы которого считаются утраченными и т.д.[14]

Рассмотрим идеологические основы фашизма и национал-социализма. Факт, но не

широко известный, что Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их

доктрины и идеологии путали. Существовали принципиальные разногласия: по

отношении к государству, по национальному вопросу, по отношению к войне и

миру, по вопросам религии, и некоторым другим, менее значимым.

2.1.2 Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям

По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение

о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство

представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только

«относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве».[15]

Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма. Еще

более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил

Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в

государстве, ничего против государства и ничего вне государства».[16]

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если

для фашистов государство первично: «государство создает нацию»,14 то для

национал-социалистов государство – «только средство для сохранения

народа».[17]

Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не

поддержание этого «средства», а отказ от него - перестройку государства в

общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно

должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И

основной начальной целью этого общества было очищение расы, в данном случае

арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство

мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для

строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями

Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути

строительства другого общества (коммунизма).

Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства,

возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.

2.1.3 Различия по национальному вопросу

Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального

вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей

конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и

других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход,

путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее

господства над остальными.

Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений:

Б. Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в которой человек

рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в

семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все

нации».[18]

А. Гитлер: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными

с немецким, наша задача - поработить иные народы».15

Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в

гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей,

принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы,

проводились конкретные мероприятия по выведению определенного

физиологического типа.[19]

Муссолини же утверждает, что «раса - это чувство, а не реальность; 95 %

чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические

разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует

только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» - это

устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. « Нация» - это

политическое орудие демократии и либерализма».15 Как мы видим, Гитлер

принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу

упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия

«нация» с основой фашистской доктрины - понятием «государство».[20]

Краеугольным камнем национальной политики национал-социализма являлся

антисемитизм. В то же время, в фашистской Италии, не было преследования

евреев по, каким бы то ни было, идеологическим соображениям. Фашизм, как

идеология, вообще свободен от антисемитизма. [21]

Более того, Муссолини резко осуждал нацистскую теорию расизма и

антисемитизма. В марте 1932 года, беседуя с немецким писателем Эмилем

Людвигом, он сказал: «... К настоящему времени в мире не осталось

совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения. Именно такое

смешение зачастую делает нацию сильной и красивой... Я не верю ни в какие

биологические эксперименты, которые якобы могут определить чистоту расы...

Антисемитизм в Италии не существует. Итальянские евреи всегда вели себя как

настоящие патриоты. Они храбро сражались за Италию во время войны»[22].

Как мы видим, Муссолини не только не осуждает смешение рас, в чем в корне

противоречит не только Гитлеру и всей расовой теории национал-социализма,

но и даже с симпатией говорит о евреях. И это были не просто слова - в то

время в Италии многие важные посты в университетах и в банках занимали

евреи. В армии среди высших офицеров также было много евреев.[23]

Французский автор Ф. Фюре в своей книге «Прошлое одной иллюзии» сказал:

«Гитлер сделал слово «раса» главным пунктом своего политического кредо, в

то время как Муссолини по сути дела не был расистом». Русский социолог Н.

В. Устрялов (1890-1937): «Необходимо... отметить, что в итальянском фашизме

расистский дух отсутствует начисто... Иначе говоря, расизм отнюдь не есть

необходимый элемент фашистской идеологии».[24]

Лишь на последнем этапе существования фашистского режима в Италии имели

место случаи притеснения евреев. Но они не носили массового характера, и

были вызваны только лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру, от которого к

тому времени уже во многом зависела судьба не только итальянского фашизма,

но и его лидера.[25] Следовательно, основываясь на приведенных

высказываниях Бенито Муссолини, проявления расизма и антисемитизма, имевшие

место на последнем этапе существования фашистского режима в Италии, носили

конъюнктурно-политический, а не принципиально-идеологический характер.

Более того, они абсолютно не соответствовали взглядам самого Муссолини и,

следовательно, не соответствовали доктрине фашизма.[26] В связи с этим не

может не вызывать сомнение утверждение, встречающееся в средствах массовой

информации и широкой литературе, что, «важнейшим признаком фашизма является

крайний национализм… насаждение нетерпимости к другим народам, ограничение

их прав вплоть до физического уничтожения». [27] Этот признак в полной мере

относится к национал-социалистской идеологии, но никак не к фашизму.

Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как запутать народ, как

объединить его вокруг псевдосоциалистических идей, преобразовав идею

абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с расовым

неравенством, заострённым до антисемитизма, где бы господствовала арийская

раса

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он

решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно

организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели

организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как

духовным, так и физическим контролем.

Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно

как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри

(тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив

немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.

2.1.4 Сходства

Каковы же сходства. Сходство уже известно из начала работы. Как фашизм, так

и нацизм это тоталитарные или авторитарно-диктаторские режимы. Сравню

диктатуры Гитлера и Муссолини по чертам и признакам тоталитарных режимов.

Приведу их ещё раз.

Тоталитаризм это идеология. Как Муссолини, так и Гитлер написали свои

произведения, которые явились доктринами их режимов. В Италии это «Доктрина

фашизма», а у Гитлера это «Моя Борьба». Эти доктрины и были основами, с

помощью которых переубеждали народ, и которые должны были быть книгой

«бытия» каждого фашиста и нациста.

При тоталитаризме нет места личности. Все поглощено государством, в случае

с фашизмом или обществом, в случае с национал - социализмом. Из истории

видим, что это так.

И последнее тоталитаризм это террор. В Италии это чернорубашечники, а в

Германии СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и другие органы

фашистской юстиции.

И по всем признакам, эти режимы специалисты относят к тоталитаризму

двадцатого века.

ГЛАВА 3. Прогноз о возможностях рецидивов тоталитаризма

Для составления прогноза я изучил статью Г. Мирского «Ушел ли тоталитаризм

вместе с двадцатым веком?» из журнала «Мировая экономика и международные

отношения» за 2002 год, № 1, а также определенное количество новостей из

Интернета и документальные передачи, показываемые по телевизору, плюс

газеты и журналы по теме. В результате чего я получил некоторую оценку

нынешней ситуации и мнение, которое и есть мой прогноз.

Первая половина 20 века в истории человечества, это словно переходный

период у подростка, который проходит путь от детства – эдема до взрослой

демократии, через воспитательный период, через стремление к свободе -

либерализм. Его взрослая суть, в данном случае это демократичность

общества, ещё слабая, неокрепшая. Происходит период становления характера,

период сомнений, брожений в обществе. В это время очень легко оступиться и

пойти по неправильной дороге, по пути приятия тоталитарной психологии.

Это сравнение не ограничивается только историей человечества, такой путь

проходить в душе каждый подросток. Очень легко попасть на неверный путь.

Человек, как и человеческая цивилизация, оказывается словно на перекрёстке,

где необходимо выбирать своё будущее. Особенно трудно тому, кто по каким-

либо обстоятельствам менее социально обеспечен, с трудностями в семье.

Словно человеческая цивилизация в начале 20 века, когда экономика

повсеместно подорвана войной, так и молодой человек подорван внутренними

психологическими конфликтами и трудным детством, может легко засомневаться

и послушать не ангела внутри, а черта (в случае с человечеством это Гитлер

и Муссолини). Почему я говорю о подростке? Ответ очень прост, если

взглянуть на нынешних фашистов. В основном это оторванная от социума

молодёжь, это те, кто не смог противопоставить чужой идеологии своё

мировоззрение, такие люди попадают в религиозные секты, в неофашисткие

организации, просто опускаются.

И все же часть человеческой цивилизации прошла этот путь успешно, а именно

переболев тоталитаризмом, выздоровела и приняла демократию. Я считаю, что

тот, кто раз оступившись, потом смог подняться, тот крепче стоит на ногах.

Это можно сказать и о России, и о Германии и об Италии. Где был социализм,

нацизм и фашизм соответственно. Я считаю, что эти государства, да и другие,

которым досталось во время Второй Мировой войны, смогут переварить любую

внутреннюю угрозу.

Какими бывают эти внутренние угрозы? В основном это «коктейли» сбитые из

различных составляющих и идеологий, подчас несовместимых. Это смеси из

коммунизма, социализма, нацизма, фашизма и зачастую массонства и различных

религий. Примером такой смеси может служить комбинация советского серпа и

молота и нацистской свастики в одном флаге или свастика внутри еврейской

звезды. Этих организаций множество и основным инструментом для привлечения

легковерных, является националистические и расистские идеи. Всегда легко

создать иллюзию необходимости бороться за расу или нацию. Это восходит

истоками уже к первобытнообщинному строю, когда маленькие племена

враждовали друг с другом. Примитивному уровню человеческой натуры

свойственно объединяться в группы под чьим либо безграничным руководством и

властью.

Ярким примером таких организаций являются бритоголовые. Их последователи,

как раз та морально слабая молодёжь и малообразованные, наверняка в чём

обделённые люди, которых легко убедить что виноват, какой-либо негр или

еврей, и у которых можно проще выковать расистское мировоззрение и где

легче уничтожить личность. Почему туда идут? От потери духовности, низкой

морали, плохого воспитания, трудностей в жизни. Лидер же приходит туда из

желания властвовать и владеть душами людей.

Но это не реальная опасность. Сразу возникает вопрос, почему я так считаю?

Во-первых общество прогрессирует и развивается, темные века средневековья

позади. Массовая христианская идеология, постепенно сменяется научным

мировоззрением. Миром и умами людей начинает править научные теории

подкрепленными эмпирическими данными. Поневоле, человек и человечество в

целом становится образованней и просвещенней. Мало кто из той самой

молодежи серьезно верит в существование бесов или ангелов, богов и

пророчеств. Разум и хорошее образование, не позволяют индивиду упасть

морально и духовно. Каждый индивид приобретает более правильную концепцию

мира в своем уме. Этому способствуют средства массовой информации и книги.

Хотя зачастую там можно встретить очень много осовремененного

псевдонаучного мусора и мистификации, но это учит личность выбирать и

сортировать информацию, отделять «зерна от плевел». А ведь именно

недостаток образования в прошлом позволял держать людей подчиненными какой-

то не свойственной им идее. Здесь можно привести в пример как власть

монарха, так и жрецов и священников. Зачастую средневековый человек даже не

догадывался о том, что у него могут быть какие-нибудь свободы и права, о

которых в современное время любят говорить.

К тому же у современных нео- и профашистских организаций нет единого

лидера. Наличие которого является необходимым качеством для возникновения

тоталитаризма. Вспомним дуче и фюрера и их сильные идеологии позволяющие

выковать из простаков прочную и закалённую сталь. Словно Бог разрушающий

башню и смешивающий языки, разбивает людей на отдельные кланы, общества,

клубы, касты и общины.

Но всё же вероятность появления подобия тоталитаризма в современном мире

имеется. Это исламский фундаментализм или по-арабски салафийя.

Так уж получилось, но второе тысячелетие это век, когда человечество

встретилось с новой бедой - терроризмом. Древняя война между мусульманами и

христианами вновь вспыхивает с новой силой. То здесь, то там происходят

теракты, взрывы зданий, машин, словом убивают людей, подрывают здоровье

общества. Поведение экстремистских мусульман подходит под определение

тоталитарного режима. Как пишут газеты, фундаменталисты провозгласили своей

целью создание единой империи, восстановление халифата, хотя остается

сомнительным можно ли этой информации доверять. Здесь наблюдаются

тоталитарные цели, объединение людей («правоверных» мусульман) для

организации тотального государства (халифат) и подчинения в ходе священной

войны (джихад) остальных народов («неверных»). Как и Гитлер, стремясь

очистить арийскую расу, поработить или истребить другие народы, так лидеры

мусульманских экстремистов, стремятся очистить мир от неверных и не

мусульман и создать некое абсолютное государство. При этом они не гнушаться

никакими средствами. Здесь мы можем видеть признаки, как фашизма, так и

национал-социализма. Вспомним основные черты тоталитаризма и посмотрим,

характерны ли они для исламского терроризма или фундаментализма.

Во-первых, тоталитаризм - это система политического и экономического

насильственного господства. Во-вторых, при тоталитаризме для личности нет

места, у неё нет ни прав, ни свобод, ни выбора. В-третьих, тоталитарный

режим - это террористическая диктатура, контролирующая все стороны жизни

государства и отдельных людей.

Все эти признаки свойственны и современным террористическим организациям.

Только у террористов нет пока определённого и конкретного государства, где

этот режим мог бы развиться. Так что пока у фундаменталистов есть

тоталитарная идеология, с помощью которых можно вербовать послушных

последователей. А также ряд террористических актов, наиболее крупными из

которых являются события одиннадцатого сентября, захват заложников в

кинотеатре Норд-Ост и серии взрывов в разных странах. Но это с глобальной

точки зрения не серьезно, так как в первых существуют серьезные

ограничители, как внутри исламских стран, так и вне. Такие как менталитет,

традиции, то, что называют "восточными ценностями", а также устоявшаяся

демократия Европы и Америки, и правопорядок и система его поддержки и

обеспечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определяя тоталитаризм, каждый исследователь предлагает свое определение и

понимание. Рассматривая эту проблему, сталкиваешься с плюрализмом мнений,

который зачастую вдобавок сдобрен оценками. Разбираясь в этом, я прихожу к

выводу, что тоталитаризм, все же, идеология, изобретаемая неким лидером,

объединяющая людей под единое начало и лишающая их воли, может произвести

на свет абсолютное государство с авторитарно-диктаторской системой.

Поэтому, в ходе своей работы, я подразумевал под термином тоталитаризм не

голую идеологию, а идеологию плюс систему, которую она произрастила.

Основными чертами авторитарно-диктаторской системы являются тотальные

идеология, контроль и террор. В выводе этого понимания, я использовал

обобщающий подход. Корни этого явления нисходят к деспотизму в первых

государствах древности, таких как Древний Египет и Древняя Вавилония, когда

вся власть была сосредоточена в руках одного человека. Зарождение этого

явления было подмечено составителями Библии, когда говориться о Вавилонской

башне. Потом, видоизменяясь и приобретая различные формы, разрушенная башня

доходит до двадцатого века в виде фашизма и нацизма. Итальянский фашизм и

германский нацизм по признакам подходят под определение тоталитаризма и им

свойственны все, перечисленные мною черты. Возникли эти движения из-за

экономического упадка и политической слабости, как в Германии, так и в

Италии. Направлены они были на простой и малообразованный народ, и взывали

к духу нации, который всегда легко разжечь, особенно на фоне революционных

беспорядков и экономической депрессии.

Началось явление европейского тоталитаризма 20-го века в Италии, а уже чуть

позже Гитлер, взяв часть доктрины фашизма за основу, а часть, переработав,

создал свою идеологию, изложенную им в книге Моя Борьба. Основными

изменениями Гитлера, явилось отношение к государству, он, вероятно,

почерпнул его из призывов коммунистов, а также отношение к нации. Коренным

образом, изменив идею Муссолини и Ленина о сотрудничестве наций, заточив её

под расистскую идею о господстве одной чистой нации-расы над другими,

создал национал-социализм.

Что же ждёт человечество в будущем. Сумеет ли оно искоренить терроризм.

Думаю да, но это будет большим и великим трудом. По пути к цели

тоталитаризм будет вспыхивать то там, то здесь из-за недостатка пищи,

чистой воды, плохой экологии, перенаселения, желания выделить и очистить

свою нацию, по идее пройденная проблема, но вероятность повтора все же

существует в странах третьего мира, например в Африке. Любая чепуха, при

удачной обработке её лидером и подаче народу, может загореться «ярким

пламенем» террористических действий. Вспомним недавние беспорядки связанные

с конкурсом красоты в Африке. Поэтому нельзя закрывать глаза на реальность,

надо принимать меры: искоренять «тьму» неведения, образовывать население,

учить искать бога не в человеке и не в «идоле», а в сердце, и не бросать

страны третьего мира в нужде и беде.

Использованная литература:

1. Ю. Г. Сумбатян. Политология. Тоталитаризм - политический феномен XX

века, «Социально-гуманитарные знания», №1, 1999 г (электронная версия).

2. Бенито Муссолини. Доктрина Фашизма. (электронная версия).

3. Адольф Гитлер. Моя Борьба. Web-издательство. (электронная версия).

4. Г. Мирский. Ушел ли тоталитаризм вместе с двадцатым веком?, «Мировая

экономика и международные отношения», 2002, № 1, с 40-51. (электронная

версия).

5. Вольфганг Випперман. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982,

"Сибирский хронограф", Новосибирск 2000. (электронная версия).

6. Новейшая история 1917-1939. 10 класс. Москва, изд. «Просвещение» 1989.

7. Леонид Люкс. Коммунистические теоретики о фашизме: озарения и просчеты.

«Полис», №3-4, 1991, стр. 77. (электронная версия).

8. Демократия и фашизм. Сборник статей, Москва, изд. «Просвещение», 1996г.

–600 с.

9. Высказывания лидеров тоталитаризма. Ряд авторов. изд. «Питер», 2001 г.

-565 с.

10. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х

частях. ч. 2. Кн. 2., - М: “Юридический колледж МГУ”, 1994 г.

Материалы из Internet’а:

А. Ю.И. Игрицкий, Тоталитаризм вчера, сегодня,... завтра,

http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/4/15.htm

Б. Слово и дело, http://www.rjews.net/berkovich/Slovo_i_Delo.htm

Intro, http://www.olegern.net/devil/text/f09text0.htm

В. http://zip-rs.chat.ru/sud1/85.html

Г. Дмитрий Таланцев, Нацизм и фашизм с христианской точки зрения,

http://webcenter.ru/~gaspdm/ind.htm

-----------------------

[1] Журнал Социально-гуманитарные знания 1999 г. №1 Ю. Г. Сумбатян -

Политология. Тоталитаризм - политический феномен XX века

2 Г. Мирский. Ушел ли тоталитаризм вместе с двадцатым веком?, «Мировая

экономика и международные отношения», 2002, № 1, с 40-51.

[2] Дмитрий Таланцев, Христианский журнал "Клад истины", Нацизм и фашизм с

христианской точки зрения.

[3] Библия. Ветхий Завет. Бытие 11:4

[4] Талмуд.

[5] Библия. Ветхий Завет. Бытие 11:5-8

[6] Мифы Народов Мира. Энциклопедия. В двух томах. Гл.ред. С.А.Токарев.

[7] Журнал Социально-гуманитарные знания 1999 г. №1 Ю. Г. Сумбатян -

Политология. Тоталитаризм - политический феномен XX века

[8] Мнение авторов учебника (Новейшая история 1917-1939. 10 класс. Москва,

изд. «Просвещение» 1989). А также Вольфганг Випперман. Европейский фашизм в

сравнении 1922-1982, "Сибирский хронограф", Новосибирск 2000. (электронная

версия). Если сравнить обещания программы с последующими реалиями Италии, а

также с доктриной фашизма Б. Муссолини, то мнение обосновано.

[9] Мнение авторов учебника. Новейшая история 1917-1939. 10 класс. Москва,

изд. «Просвещение» 1989.

[10] Новейшая история 1917-1939. 10 класс. Москва, изд. «Просвещение» 1989.

[11] Вольфганг Випперман. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982,

"Сибирский хронограф", Новосибирск 2000. (электронная версия).

[12] История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х

частях. Ч 2. Кн. 2., - М: “Юридический колледж МГУ”, 1994 г.

[13] Слово и дело, http://www.rjews.net/berkovich/Slovo_i_Delo.htm

[14] Доктрина Фашизма. Бенито Муссолини.

[15] Высказывания лидеров тоталитаризма. Ряд авторов. изд. «Питер», 2001

г. -565 с.

[16] Демократия и фашизм. Сборник статей, Москва, изд. «Просвещение»,

1996г. –600 с.

[17] Высказывания лидеров тоталитаризма. Ряд авторов. изд. «Питер», 2001

г. -565 с.

[18] Демократия и фашизм. Сборник статей, Москва, изд. «Просвещение»,

1996г. –600 с., а также Адольф Гитлер. Моя Борьба.

[19] Демократия и фашизм. Сборник статей, Москва, изд. «Просвещение»,

1996г. –600 с., а также Бенито Муссолини. Доктрина Фашизма.

[20] Здесь использованы как материалы из интернета, так и Моя Борьба. А.

Гитлера.

[21] Высказывания лидеров тоталитаризма. Ряд авторов. изд. «Питер», 2001

г. -565 с.

[22] История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х

частях. Ч 2. Кн. 2., - М: “Юридический колледж МГУ”, 1994 г.

[23] Демократия и фашизм. Сборник статей, Москва, изд. «Просвещение»,

1996г. –600 с.

[24] Новейшая история 1917-1939. 10 класс. Москва, изд. «Просвещение» 1989.

[25] Бенито Муссолини. Доктрина Фашизма.

[26] Демократия и фашизм. Сборник статей, Москва, изд. «Просвещение»,

1996г. –600 с.