Игровые методы в логопедической практике

Игровые методы в логопедической практике

Введение

1.1 С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка,

шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых

ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям

общения его со взрослыми, средством передачи различной информации,

побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить

отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых

выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково,ребенок

будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться

повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е.

обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни

малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников

и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется

критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.

1.2 Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово:

сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность

и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния

и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение

артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней

челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность

нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует

в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того,

какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен

и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношение

большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается,

прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение

происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее

простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (и то не все, а в

основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г и др. На следующем этапе

дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими (с, з ), звуком ль. И

в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы

артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч,

щ), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от

многих факторов.

1.3 Большое значение для правильного развития произносительной стороны

речи имеет хорошо развитое речевое дыхания, которое обеспечивает нормальное

звуко - и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно

произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох,

необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при

произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание

голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия

для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса

по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение

речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное

расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться

причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции

голоса, нарушения плавности речи и т. п.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок

должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению

слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового

оформления слов (слово произносится недостаточно отчетливо, неправильно

произносят отдельные звуки в нем); к нарушению интонационной стороны речи.

Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению

словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического типа.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического

слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает

возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак- лак, том-

дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы

отличаются друг от друга только звонкостью или глухость при одинаковой

артикуляции, например звуки с и з, ж и ш, другие имеют более резкие

акустические различия, очень тонкие акустические различия имеют твердые и

мягкие согласные (т и ть, с и сь). Недостаточная сформированность слухового

восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного

произношения звуков, слов, фраз.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном

возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями

формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или

недостаточно отчетливо произносят слова, то взрослые обязательно должны

обратить на это внимание. Ребята с недостатками произношения очень часто

бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать

сказки. Педагогу необходимо своевременно выявлять дефекты речи у детей и

устранять их.

Игровые методы работы в логопедической практике.

2.1 Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит

особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется

словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми

становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого

развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие

говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные

звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются

пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов,

нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед),

неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей

четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень

тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения),

другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно

произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит

детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей

слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить

звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а

также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо

воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик,

молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия

предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на

барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз

называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит

звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети

отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и

т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет,

отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек.

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей

животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок,

лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа

мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных

игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать.

Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если

кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному

произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо

выговаривать слова с этими звуками.

Магазин.

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь,

б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка,

Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть.

“Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети

отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-

отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает

покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он

собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу

одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок

называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает

попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом.

Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего

ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин

приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут

распроданы.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки

м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими

звуками.

Можно ездить или нет.

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств

передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь):

санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог

и др.

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает

свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить

или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки

с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

На прогулку в лес.

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь,

цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях

которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.

Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их.

Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой

игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в

машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети

верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили

при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Скажи, как я.

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать

слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит

слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем,

чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью

громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в

произношении которых дети испытывают затруднения.

2.2 В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается

произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны

сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более

подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое

восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь

окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и

т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук,

узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки

и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет

работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных

звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в

словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных

(л, ль, р, рь,).

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и

правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает

затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать

предлагаемые ниже игры и

упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их

отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова

похожие по звучанию правильно ставить ударение.

Возьми игрушку.

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-

четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки.

Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом

сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово

передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает,

подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог

следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно

отчетливо.

Выдели слово.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши

тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и

звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для

индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых

недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно

произносит эти звуки.

Подбери похожие слова.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки-

пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему

другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети

правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где кружки, а где кружки.

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит

повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над

кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают.

Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся

кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой

предмет находится, и четко выговаривали слова.

2.3 К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически

все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых

трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание

развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит

их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч-

щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно

артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков

произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие

того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на

заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные

группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к

определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш,

ш и ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в

звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в

слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого

возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или

упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз,

небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое

внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки,

дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с -

ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во

фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть

заданные звуки.

С Папа купил Лене санки.

По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

Домик над рекою, Светлой полосою

В окнах огонек, На воду он лег.

(А. Плещеев. “ На берегу”)

З На двери висит замок.

На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

(А. Власов. “Почему?”)

Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми

приведенными выше парами звуков.

Кто лучше слушает?

Вариант 1.

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу,

боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша

будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой

звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в

которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда

должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов,

отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова

(всего 15 слов: 5 – со звуком ш, 5 – со звуком ж, 5 – где нет этих звуков).

Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка,

тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют

ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети

называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все

слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова

со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть

слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют

победителя.

Вариант 3.

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому

– со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни

одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.

Слова могут звучать громко и тихо.

Цель данной игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей

различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз,

поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и

скоростью.

Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука).

Например, при дифференциации звуков л – ль можно использовать такую фразу:

В уголок Аленка села,

У Аленки много дела.

Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем

тихим голосом, а потом громче обычного.

В качестве упражнений для развития голосового аппарата при

произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно

использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.

Аналогично проводится игра “Слова могут звучать быстро и медленно”.

2.4 На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от

произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая

подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении

(например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов

произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных

логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у

детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать

на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению:

звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом

воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили

изолированные звуки.

Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое

восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного

звука, выделять в словах первый и последний звук.

Какой звук есть во всех словах?

Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из

отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук

есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает

определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба,

лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос-

с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин –

зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль;

рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно

называли твердые и мягкие согласные.

Назови первый звук в слове.

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить,

с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям

определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или

иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо

произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове

Вадик).

Назови последний звук в слове.

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол,

дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней

изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом

обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков,

дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук

рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает

отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов

заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не

четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в

конце слова.

Подумай, не торопись.

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на

сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и

выделять определенные звуки в словах:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр.

(Воробей, грач…)

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш.

(Карандаш, камыш…)

Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож,

нос…)

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со

звука м. (Мама моет Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у.

(Бумага, дудочка, Буратино…)

2.5.1 Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или

незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны

речи, например: 1) из-за несформированности всей системы звуков дети

опускают звук, заменяют его другим, например “фыфка” (шишка); 2) все звуки

сформированы, но в речи смешиваются, например “цаска” (чашка);

3)неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно,

например “байкон” (балкон), “гыба” (рыба).

Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не

различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др.); у него не

сформировались некоторые движения органов произношения (прежде всего губ,

языка); родители, балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажению речи.

Педагогу с первых же дней обучения в школе следует включать на

уроках элементы логопедической работы, постепенно усложняя,

индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей.

Нужно помнить, что в процессе работы над произношением важное

значение имеют слух и фонематическое восприятие; моторика речевого

аппарата, т.е. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого неба, нижней

челюсти.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок

говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха

отрицательно влияет на речь. Нарушение звукопроизношения встречается и у

детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие связано либо с

нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием

фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у

которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие, т. е. дети

на слух не дифференцируют все звуки речи, особенно близкие по звучанию,

например п – б, с – ш, л – р.

Прежде чем приступить к работе по развитию правильного

произношения, необходимо обследовать речь детей. Желательно включить в

обследование и такие графы: смешение звуков, здесь же отметить заикание;

темп речи (замедленный, спокойный, торопливый); голос (звонкий, тихий,

крикливый); звукопроизношение (правильное, затеняет, искажает: картавое,

межзубное, носовое).

Учителю нужно наглядно показать детям артикуляционные движения

губ, языка. Но сухое объяснение артикуляции малодоходчиво, скучно детям,

поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Звуки

преподносить детям в виде разных “песенок”, которые поет Веселый язычок.

Каждая песенка связана с определенным конкретным образом: звук а – с

комаром, звук ж – с жуком, звук ш – с сердитым гусем, звук р – с мотором

машины и т. д.

Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков

можно давать в форме сказок о Веселом Язычке, где полость рта называется

домиком Язычка, кончик языка – хвостиком, твердое небо – потолком, нижние

зубы - крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя воздуха -

ветерком.

Важно, чтобы работа проводилась не только фронтально, но и

индивидуально, постоянно велся учет изменений в речи детей.

Приведем пример использования игровых методов при работе над

согласным звуком (на примере изучения буквы р и соответствующих ей звуков р

и рь.

1) Артикуляция звука.

- Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку

самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор детьми),

широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней

дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел “ р-р-р” и почувствовал, что

у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел: “р-

р-р”. Споем вместе песенку самолета: “ р-р-р”!

2) Узнавание звука в словах.

Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со

звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти

слова.

3) Шутки-чистоговорки:

Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю;арь- арь- арь- новый

букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; орь –

орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро –

новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор

– ор – ор – у Ромы топор и т.д.

4) Скороговорки:

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка.

Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.

Образец работы над дифференциацией звуков л - р, ль-рь,

1)Выделение звуков л-ль, р-рь.

- Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим. (“Л-л-

л”.) А теперь вспомним псенку мотора (“Р-р-р”.)

- Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки л-ль, р-рь.

2)Шутки-чистоговорки:

Ло-ол-ор-у Ромы топор; ло-ло-ро-у Лены перо; ал-ар-ал - темный подвал; ри-

ри-ри - купили сухари; ли-ли-ли - мы улицу мели; ре-ре-ре - метель в

январе; ле-ле-ле - катались на осле.

Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.

3) Работа над предложением.

Дети слушают и запоминают предложения: Суп надо солить. На пол не надо

сорить. Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до

кого дотронулся учитель: Суп надо… На пол не надо…

4) Скороговорки.

Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Рыбу ловит

рыболов, весь в реку уплыл улов. Король- орел, орел- король.

5) Определение слов со звуками л-ль, р-рь в тексте.

Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.

Лыжи.

Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи,

взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.

Верный друг.

Рома и его собака Трезор - большие друзья. Они вместе играют, вместе

гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал

тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так

Трезор выручил из беды своего друга.

После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети

называют слова, а в них заданные звуки.

2.5.2 При работе с младшими школьниками, педагог должен уделять внимание

не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи,

т.к. на данном этапе ребенок начинает усваивать азы орфографии, приобретает

кали графические навыки.

Ш.А. Амонашвили считает, что письменную речь следует формировать

одновременно и в единстве с развитием навыков письма и устной речи;

предпосылки письменной речи (объективация; упреждение и критика текста)

необходимо создавать в условиях устной речи.

Очень интересную попытку организовать процесс усвоения детьми

письменной речи как специфической знаковой деятельности предпринял Р.Л.

Креймер. По его мнению, главным фактором полноценного развития письменной

речи выступает словесное творчество, т.е. ситуация в которой ребёнок

чувствует себя истинным творцом, автором текстов.

Основные проявления трудностей, которые испытывают школьники при

обучении письму, несмотря на их многочисленность и многообразие, могут быть

систематически организованы следующим образом:

1. Трудности в написании букв (нестабильность графических форм,

неправильное начертание букв, отсутствие связных движений на письме).

2. Замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв,

пропуски букв при письме, недописывание слов, количественные ошибки при

написании букв.

3. Очень медленный темп письма.

Трудности обучения письму связаны с нарушениями зрительного и

фонематического восприятия. Работа над развитием восприятия строится в

игровой форме, но носящей обучающий характер. Приведем конкретные примеры.

Развитие зрительного восприятия форм.

1. Из каких фигур нарисованы флажки.

Раскрась их. Нарисуй такие же флажки.

2. Чем похожи домики?

Из каких фигур они построены.

Развитие фонематического восприятия.

1. Упражнение на выявление фонематического восприятия.

Осуществление тонкое дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих,

шипящих, свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции. (Приёмы:

предметное лото – отобрать картинки на заданные звуки, буквенный диктант –

записать первую букву слов – «труба», «дом», «дуб», «трамвай»).

2. Упражнения на выявление недостатков звуко-буквенного анализа. а)

Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на

определённый звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы

гласный звук «а».

б) «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)

шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.

3. Сравнение слов.

(выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина

слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими

словами).

- Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты

должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое

больше какое меньше?

- Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче?

Почему?

- Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?

- Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше и почему?

- Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?

- Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?

- Какое слово больше: «мышка» или «мишка»?

- Какое слово короче: «усики» или «усы»?

4. Мягкие буквы.

(направлено на запоминание формы буквы соотношения её частей и пропорций).

Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его

так, чтобы получилась заданная буква (строчная).

5. Волшебный домик.

Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове.

Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на

доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие

слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное

под домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал: Бусы :

б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м,

а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак,

бак)

6. Допиши букву.

Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный

элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом.

Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на

листке бумаги ни одного свободного элемента. Отгадай, кто я.

Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.

Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с

закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с

закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву,

произносят соответствующий звук.

7. Будь внимателен.

Цель: Закрепление начертания заглавных букв.

Ход игры: Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают

заглавные буквы, о которых говорится в стихотворении.

Азбука.

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М.

Г ударилась немножко

И рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю перекладинку свою!

Очутившись на полу, поломала хвостик У!

Ф, бедняжку так раздуло –

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого. (С. Михалков)

8. Полминутки на шутки.

Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в

стихотворении и исправляют её.

Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Мы собрали васильки,

На голове у нас щенки

3.Заключение.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент

закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности

играет речь.

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.

Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на

примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь

ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок

с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере

которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам

сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не

участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.

Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он

старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в

речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что

речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно

заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в

процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными

уроками, а интересной игрой.

В данной работе и были отражены основные игровые методы коррекции

речевых нарушений у детей.

Список литературы

1. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная

школа. – 1987. – N 1.

2. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

3. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного

возраста.- М. , 1995.

4. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

5. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

7. Доника В. Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте. //Начальная

школа. – 1990. – N 7.

8. Р.Я.Залмаева. Сам себе логопед. – Петербург.,1995.

Российский открытый университет

Психолого-педагогический факультет

ПО-95

Контрольная работа

Предмет ”Дети с отклонениями”.

Тема:

“Игровые методы работы в логопедической практике”

ВЫПОЛНИЛ: Денисов А.

В.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

НОВОМОСКОВСК

1999

Содержание.

1.Введение.

1

1. Речь ребенка как средство передачи информации.

2. От чего зависит правильное произношение.

3. Средства развития правильной дикции.

2. Игровые методы работы в логопедической практике.

2.1 Работа с детьми младшего дошкольного

возраста.

3

2.2 Работа с детьми среднего дошкольного возраста.5

2.3 Работа с детьми старшего дошкольного

возраста.

6

2.4 Работа с детьми подготовительного к школе возраста.

9

2.5 Работа с младшими школьниками.

2.5.1 Устная речь.

10

2.5.2 Письменная речь. 13

3. Заключение.

16