Инфляция
Инфляция
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Курсовая работа
по экономической теории
Государственный бюджет
и его функции
студента 2 курса
Пешкова Алексея
ПЛАН РАБОТЫ
1. Введение. Понятие Инфляции
2. Причины Инфляции
3. Виды инфляции
4. Экономические и социальные последствия инфляции.
5. Кривая Филлипса.
6. Антиинфляционная политика.
7. "Антиинфляция" по-российски.
8. Центральный банк.
9. Таргетирование.
10. Преодоление кризиса.
11. Подведение итогов.
Эмиссия - опиум для народного
хозяйства.
П. А. Сокольников
1. Понятие инфляции
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.
Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с
функционированием которых она неразрывно связана.
Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал
употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и
обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот
термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в
экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после
первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло
лишь в середине 20х годов.
Наиболее лаконичное определение инфляции - повышение общего уровня
цен, наиболее общее - переполнение каналов обращения денежной массы сверх
потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и
соответственно рост товарных цен.
Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного
обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной.
Инфляция, хоть она проявляется только в росте товарных цен не является
сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое
явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах
рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых
проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.
2. Причины инфляции.
Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта
обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам,
сохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые
российские ученые добавляют к этому перечню еще и золото, придавая ему по-
прежнему роль всеобщего эквивалента, наряду с деньгами.
Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением
товаров, однако такая диспропорция между спросом и предложением во многих
случаях не является инфляцией. Пример - энергетический кризис 70х в США,
когда нефтедобывающие страны подняли цены на нефть в десятки раз, а на
другие товары и услуги в то время цены возросли на 7-9%.
Независимо от состояния денежной сферы, товарные цены могут изменяться
вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных
колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации
рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок
налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры
рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий, и т.п.
Очевидно, что не всякий рост цен - инфляция и поэтому особенно важно
выделить действительно инфляционные.
Так, рост цен, связный с циклическими колебаниями конъюнктуры,нельзя
считать инфляционным. По мере похождения фаз цикла - особенно при иногда
имеющей место их “нестандартной” растянутости заметно будет меняться и
динамика цен. Цены будут повышаться в фазах бума и падать в фазах кризиса,
а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.
Повышение производительности труда при прочих равных условиях приводит
к снижению цен. Однако возможны случаи, когда повышение производительности
труда приводит к повышению заработной платы. В этом случае - т.н. инфляции
издержек повышение заработной платы в какой-то отрасли действительно
сопровождается повышением общего уровня цен.
Стихийные бедствия нельзя считать причиной инфляции. Например, в
результате стихийного бедствия на территории какой-то территории разрушены
дома. Очевидно, что возрастает спрос на стройматериалы, услуги строителей,
транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленную продукцию будет
стимулировать производителей к увеличению объемов производства и по мере
насыщения рынка цены будут опускаться.
Итак, к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести
следующие:
1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных
расходов и доходов - т.н. дефицит государственного бюджета. Часто этот
дефицит покрывается за счет использования “печатного станка” что приводит к
увеличению денежной массы и как следствие - инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация
экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного
платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы.
Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной
хронического дефицита государственного бюджета а также увеличения
государственного долга для покрытия которого выпускаются дополнительные
бумажные деньги.
3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции
как его части. Современный рынок в значительной степени олигополистичен.
Поскольку олигополист заинтересован в сокращении производства и предложения
товаров создается дефицит используемый им для поддержания или поднятия
цены на товар.
4. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом
открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной
страны. Возможности для борьбы у государства довольно-таки ограничены.
Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях,
делает импорт более выгодным, одновременно затрудняя экспорт.
5. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции
самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты
привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения
заработной платы и запасается товарами впрок ожидая их скорое подорожание.
Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков,
одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на
комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции. Живой пример таких
инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.
В теориях, разрабатываемых западными экономистами, выделяются в
качестве альтернативных концепций инфляции спроса и инфляции издержек. Эти
концепции рассматривают различные причины инфляции.
Инфляция спроса - нарушение равновесия между спросом и предложением со
стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть увеличение
государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства
производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки
производственных мощностей а также рост покупательной способности
трудящихся(рост заработной платы) в результате, например, согласованных
действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению
к количеству товаров, повышаются цены. Таким образом избыток платежных
средств в обращении создает дефицит предложения, когда производители не
могут реагировать на рост спроса.
Инфляция издержек - рост цен вследствие увеличения издержек
производства. Причинами увеличения издержек могут быть агополистическая
политика ценообразования, экономическая и финансовая политика государства,
рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной
платы, и др.
На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, все они
тесно связаны и постоянно взаимодействуют и ,например, рост зарплаты может
выглядеть и как инфляция спроса и как инфляция издержек.
Необходимо также отметить, что ни в одной экономически развитой
стране не наблюдалось во второй половине ХХ века полная занятость,
свободный рынок или же стабильность цен. Цены по ряду причин в это время
росли постоянно и даже в периода застоя производства. Такое явление
называется стагфляцией - инфляционным ростом цен в условиях стагнации -
застоя производства, экономического кризиса.
3. Виды инфляции.
Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных
обстоятельствах. Так, во время войн государства часто выпускали большие
количества необеспеченных бумажных денег для покрытия военных расходов. В
последние двадцать - тридцать лет инфляция стала хроническим заболеванием
экономик многих стран мира.
Инфляция может протекать умеренно - быть ползучей, в условиях которой
цены возрастают не более чем на 10 % в год. Многие современные экономисты,
в том числе современные последователи экономического учения Кейнса считают
такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая
инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к
изменяющимся условиям производства и спроса.
Галопирующая инфляция, при которой характерен рост цен от 20% до 200%
в год является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще
не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.
Наиболее губительна для экономики гиперинфляция, представляющая собой
астрономический рост количества денег в обращении и как следствие
катастрофический рост товарных цен. Роль самих денег в таких случаях сильно
уменьшается и население, да и промышленные предприятия преимущественно
переходят на другие, гораздо менее эффективную формы расчета, например -
бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно
возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший удар
даже по наиболее состоятельным слоям общества. Большинство экономической
литературы приводит в качестве примеров Никарагуа периода гражданской войны
(33000% - среднегодовой прирост цен) или же послевоенную Венгрию, однако
новейший пример с Сербией показал, что это еще далеко не предел. В
результате экономического эмбарго мирового сообщества против этой бывшей
союзной республики Югославии годовой рост цен составляет 3,000,000,000%, а,
к примеру, средняя заработная плата составляет сумму равную 1 DM при том,
что цены выросли еще значительнее, а многие промышленные товары просто
исчезли из предложения. Более быстрое возрастание цен по отношению к уровню
инфляции можно легко объяснить при помощи формулы MV=PQ. Несмотря на
равенство M и V нельзя забывать про показатель скорости оборота денег V.
Вследствие утраты у хозяйственных субъектов доверия к национальной валюте
оборот денег чрезвычайно увеличивается, что в данном случае равносильно
увеличению их количества. Соответственно цена увеличивается гораздо больше,
чем количество наличных денег в обороте. В раскручивании спирали
гиперинфляции чрезвычайную роль также играют инфляционные ожидания.
Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии -
т.е. при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен
на товары и услуги может и не наблюдается, а обесценение денег может
выражаться в дефиците предложения.
В 50-60 годы инфляция протекала в большинстве стран умеренными
темпами. В связи с нефтяным кризисом начала 70х годов инфляция стала
выходить из-под контроля государства, дезорганизуя нормальный
экономический процесс. Среднегодовой уровень прироста розничных цен за
время с 73 по 80 гг. подскочил в среднем не 9%.
Таблица 1.
Среднегодовые показатели темпа роста розничных цен в
некоторых странах с развитой рыночной экономикой.
1966-1974 1975-1980 1980-1987
США 1.7% 5.1% 9.3%
Англия 3.1% 7.1% 15.8%
Италия 3.4% 6.0% 17.9%
Франция 5.0% 5.9% 10.9%
В конце 80х годов темпы роста цен понизились до (в среднем) 4% в год,
что соответствует модели умеренной инфляции. Этому можно привести несколько
причин. В их числе - падение мировых цен на нефть, усиление конкуренции,
прежде всего в мировом масштабе, повышение производительности труда вместе
с согласованными действиями правительств и профсоюзов по удержанию уровней
заработной платы на прежнем уровне.
Также разделяют два типа инфляции - сбалансированную и
несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены поднимаются
относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом
случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная
ставка государственного банка и таким образом ситуация становится
равносильной ситуации со стабильными ценами.
В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и
услуги повышаются разновременно и на по-разному н каждый тип товара.
Существуют и другие виды классификации инфляции, например, на
ожидаемую и неожидаемую.
Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени
и она зачастую является прямым результатом действий правительства. В
качестве примера можно привести либерализацию цен в России 92го года и
соответствующий прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ
накануне - в декабре 91го года.
Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что
негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В
случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет
резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и
искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в
прогнозированию тенденций в экономике и при некоторой нерешительности
правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут
подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен
происходит в экономике не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает
так называемый “эффект Пигу” - резкое падение спроса у населения в надежде
на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель становится
вынужден снижать цену и все возвращается в состояние равновесия.
4. Экономические и социальные последствия инфляции.
Эти последствия сложны и разнообразны. Небольшие темпы инфляции
содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством росту цен и нормы
прибыли. По мере увеличения темпов инфляции она превращается в реальное
препятствие для производства и обостряет экономическую и социальную
напряженность в обществе. Галопирующая инфляция дезорганизует производство,
наносит серьезный экономический ущерб, затрудняет проведение экономической
политики. Также неравномерный рост цен усиливает диспропорции между
отраслями экономики, искажает систему потребительского спроса и обостряет
проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Галопирующая инфляция
активизирует спрос до уровня, на котором он не может быть насыщен
промышленностью, а товарный дефицит, в свою очередь, подрывает стимулы к
денежному накоплению. Сбережения населения обесцениваются, потери несут
банки и другие кредитующие учреждения. Инфляция является как бы
сверхналогом на население, а как следствие - отставание доходов населения
от беспрерывно растущих цен.
5. Кривая Филлипса.
Инфляция оказывает сильное воздействие на занятость. В 1958 году
английский экономист А. Филлипс предложил графическую модель инфляции
спроса, выражающую такое воздействие. Используя в своей работе данные
английской статистики за 1861-гг. он построил кривую, наглядно показывающую
обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем
безработицы. По кривой А. Филлипс установил, что увеличение безработицы в
Англии сверх 2.5-3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной
платы. Филлипс сделал вывод, что правительство может использовать
увеличение инфляции для борьбы с безработицей. Позднее этот вывод
теоретически аргументировал экономист Р. Липси.
Кривая Филлипса показывает обратную взаимосвязь между темпами
инфляции и нормой безработицы. Чем выше темп инфляции, тем ниже уровень
безработицы.
Также была создана модификация кривой Филлипса для разработок
экономической политики. Эту работу проделали американские экономисты Р.
Солоу и известный большинству студентов по одному из учебников П.
Самуэльсон. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп
роста товарных цен, или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным
рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и
производства и определенной стабильностью цен.
[pic]
Если правительство рассматривает уровень безработицы u1 (ему
соответствует темп роста цен P1) в стране как чрезвычайно высокий, то для
его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия
стимулирующие спрос. Это приводит к расширению производства и созданию
новых рабочих мест. Норма безработицы снижается до уровня u2, но
одновременно темпы инфляции возрастают до P2. Такие манипуляции могут
вызвать “перегрев” экономики и как следствие кризисные явления. Такая
ситуация вынуждает правительство ввести кредитные ограничения, сократить
расходы из государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных
действий правительства уровень цен снизится до уровня P3 а безработица
возрастет и ее норма составит u3.
Неоднократная практика экономического регулирования показала, что
этот метод может быть применен только на короткие периоды , поскольку в
долгосрочном плане (5-лет) несмотря на высокий уровень безработицы инфляция
продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств. Среди
этих обстоятельств необходимо выделить политику совокупного спроса.
Стремление правительства ценой инфляции “купить” более низкий уровень
безработицы успешны только тогда, когда у хозяйствующих агентов удается
создать так называемые “ложные ожидания”: а попросту - обмануть. Так,
работающие по найму, наблюдая рост ставок номинальной заработной платы
увеличивают предложение труда. И тогда ставок заработной платы по концепции
Филлипса увеличивают предложения труда. Однако со временем работники
распознают, что на все возрастающую заработную плату можно приобрести все
меньше товаров и услуг. Иллюзиям приходит конец - работающие по найму не
намереваются более увеличивать предложение вслед за увеличением заработной
платы. Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60е гг.
американский экономист М. Фридмен, который подчеркивал неэффективность
борьбы с безработицей путем “накачивания" совокупного спроса инфляционными
мероприятиями. Ведь в момент, когда население преодолевает свои ложные
ожидания, трезво оценивает, что повышение номинальных ставок не адекватно
повышению покупательной способности их заработной платы, тогда инфляция
будет сопровождаться не ростом предложения труда, а наоборот - его
сокращением - т.е. растущей безработицей.
Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с
безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая
не работает при неожиданных потрясениях - темп инфляции возрастает также
неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами,
соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных
периодов времени. Переливание безработицы в инфляцию по этому методу опасно
для экономики з-за непредсказуемых последствий. вследствие этой негативной
черты ‘компромиса между инфляцией и безработицей’ правительства
большинства западных стран, в том числе США и Англии перешли к теории
естественного уровня безработицы, которая используется по сей день.
Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень
инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. Естественный
уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с
учетом информации о потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить,
что и эта политика, т.е. обеспечение естественного уровня безработицы и
снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает
своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует
довольно-таки важный недостаток : при достижении естественного уровня
безработицы инфляция продолжает некоторое время как-бы по инерции
усиливаться - ее темпы не могут быстро сократиться. Также необходимо
заметить, что естественный уровень безработицы не всегда является социально
приемлемым.
6. Антиинфляционная политика.
Опыт борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть
мероприятий основывается в основном на “книжных” примерах, тогда как успех
в борьбе с этим злом возможен только лишь при учете тонких особенностей
ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы - тот самый пресловутый
монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным
результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает
инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляции заключается
именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те,
обусловленные местом и временем явления.
Несмотря на “табу”, установленное Российским правительством на
признание факта гиперинфляции она реально существует. Россия, несмотря на
всю ее неординарность и уникальность существует во вполне конкретном мире,
экономические процессы которого описаны сотни и тысячи раз. Учебники по
economics называют цифру гиперинфляции на уровне 50-200% в год. В России
темпы инфляции в первом полугодии составили 17-20% в месяц или около 800% в
год. Это-гиперинфляция, все признаки совпадают. Попытки правительства
аппелировать к “стабильному” курсу доллара могут обмануть лишь обывателя.
Как известно, четко выделить какой из видов инфляции имеет место
невозможно так как они сильно переплетены между собою. В случае инфляции
издержек цены растут по причине желания производителей продать свою
продукцию по более высоким ценам, а при инфляции спроса покупатель
продукции стремится потратить деньги как можно скорее. Очевидно, что оба
эти случая имеют место в нашей действительности. Большинство экономистов
считают, что используя лишь один рычаг - регулятор денежной массы от
инфляции избавиться невозможно.
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего
проявляется следующая закономерность - чем кризиснее ситуация, тем насущнее
прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и
денежную массу, как ее составляющую.
Косвенные методы включают:
u регулирование общей массы денег через управление “печатным
станком”.
u регулирование процентных ставок коммерческих банков через
управление ими центробанком.
u обязательные денежные резервы коммерческих банков.
u операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную
мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных
бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а
соответственно центральный банк не может воздействовать на денежную массу
через куплю-продажу ценных бумаг.
Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы
включает в себя такие методы, как:
u прямое и непосредственное регулирование кредитов и их
распределения государством.
u государственное регулирование цен.
u государственное регулирование пределов заработной платы.
u государственное регулирование внешней торговли и операций с
иностранным капиталом.
u государственное регулирование валютного курса.
Практика прямого регулирования денежной массы широко распространена
на западе. США неоднократно в 60х - 70х годах неоднократно замораживали
цены на многие товары. Полтора десятилетия после второй мировой войны
понадобилось странам Западной Европы для начала либерализации цен, да и то
неполной. Франция полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в
1986 году. Ф. Рузвельт выводил США из глубочайшего кризиса 30х путем
жесточайшего государственного регулирования экономики. В большинстве стран
существовали специальные законы, ограничивающие доходы от торгового
посредничества.
Нормализация валютного курса является абсолютно необходимым для
прекращения всевозможных неэквивалентных международных торговых
операций.реально оценивая возможности регулирования валютного курса за счет
интервенций центрального банка следует сказать, что надежд на успех такой
политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара растет
скачкообразно - в некоторый момент центробанк не имеет возможностей
сдерживать курс и его как бы “прорывает”. Последнее время Центробанк
научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До
тех пор, пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для
удоволетворения импорта и других текущих платежей политика “игры на
понижение” обречена на поражение.
В целом, надо отметить, что реально в нашем сегодняшнем положении по
настоящему эффективны только прямые методы борьбы с инфляцией -
регулирование кредитов, цен и заработной платы, регулирование валютного
курса и внешней торговли. Однако подобные действия этого правительства не
представляются возможными, они еще более пошатнули бы положение и так
потерпевшую поражение на выборах “правительственную” партию. Действия
правительства за последние полтора года заставляют его теперь метаться
между сдерживанием денежной эмиссии и раздачей кредитов после очередного
выступления промышленности.
7. "Антиинфляция" по-российски.
Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции
зависит от конкретных экономических условий той или иной страны.
Становление рынка в нашей стране, в частности, в значительной мере зависит
от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами
тотального или значительного административного контроля над ценами и
доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин,
негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности
экономики. Предложения по введению государственного заказа, обильному
инвестированию промышленности (за счет бюджетного дефицита), установлению
жесткого курса валюты и вообще твердых цен на все товары - вызывают
сомнения в нормальности их авторов. Странно, почему подобные мероприятия
практикуются сейчас на Украине. В любом случае, это наглядный пример всем
странам СНГ.
Необходимы серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия.
Сложность ситуации состоит в том, что антиинфляционную политику в России
сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим
рычагам. Дело в том, что в России, наряду с общими закономерностями,
важнейшей причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность
в экономике, возникшую как следствие командно-
административной системы. Советской экономике были присущи длительное
развитие в режиме военного времени, и, как следствие, чрезмерная доля
военных расходов в ВНП, высочайшая степень монополизации производства,
распределения и денежно-кредитной системы и другие особенности.
Очевидно, что нарушение народнохозяйственных пропорций невозможно
устранить без определенной структурной политики государства, осуществляемой
даже прямыми административными мерами, в частности, сокращением военного
производства и расходов, а также рационализацией производственных
капиталовложений, обильным финансированием за счет акционерных и частных
капиталов, широким привлечением иностранных инвестиций и сокращением
бюджетного финансирования. Необходимо сломать монополистическую структуру
советской экономики.
Все это важно дополнять мерами, которые ограничат денежную массу,
устранят дефицит государственного бюджета, стабилизируют соотношение
валют, а также созданием условий для здоровой конкуренции. В таком случае
успех будет достигнут.
8. Центральный банк.
В условиях системы металлического обращения происходило стихийно-
рыночное саморегулирования количества денег в обращении. Сама природа
металлических денег (золотых и серебряных - попытки увеличить эмиссию
чеканкой медных денег по цене серебряных, конечно, предпринимались)
исключает возможность увеличения денежной массы для покрытия
государственных расходов за счет бюджетного дефицита. Ликвидация свободного
размена банкнот на золото по номиналу в условиях резкого развития банковско-
кредитной системы привели к тому, что чисто рыночный механизм перестает
регулировать объем денежной массы.
Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность
денежной системы государства - непременное условие нормального
функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного
обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов,
экономики в целом. Поэтому возникла объективная необходимость в создании
нового механизма государственного контроля за количеством денег.
Значительное место в государственном регулировании денежного обращения
принадлежит центральному банку в силу его ключевого положения в
национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по
контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на
денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах
коммерческих банков в центральном банке) через предоставление своих
ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке,
рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности -
непосредственный путь к достижению желаемых результатов. Возложенную на
него функцию контроля за денежным обращением центральный банк может
осуществлять в нескольких формах.
Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить,
что для эффективного выполнения центральным банком своих задач необходимо
исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других
государственных структур для осуществления своей политики или ведения
других операций, так как подобное вмешательство может вызвать
бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В подавляющем
большинстве стран есть специальный закон о Центральном (Национальном,
Федеральном резервном, др. - от названия не меняется сущность) банке,
устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и
парламента. Но, естественно, мероприятия центробанка проводятся по
согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики. Во-
вторых, центральный банк осуществляет косвенный контроль над денежной
массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных
обязательных резервов на счетах в центральном банке для коммерческих
банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам
депозитов и кредитных институтов.
Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком
термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в
наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается
центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на
долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве
залога). Таким образом центральный банк выступает в роли "последнего
кредитора в критической ситуации". Эта операция позволяет коммерческим
банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.
Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента прежде всего
расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны
частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и
услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть
оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому
увеличение нормы минимальных обязательных резервов - путь к уменьшению
ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как
конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.
Для регулирования совокупной ликвидности центральный банк в
соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы
процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое
финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя
операции на открытом рынке.
Надо, однако, заметить, что реакция на подобные меры будет
варьироваться в зависимости от соотношения предложения и спроса на
кредитные ресурсы на момент их реализации. Норма процентной ставки также во
многом зависит от общего развития производства, конъюнктурного колебания
цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических
факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые
результаты лишь в долгосрочном плане.
В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого
уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что
долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут
колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает
количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов
лишь частично ее уменьшает.
В целом можно сказать, что влияние центрального банка значительно, но
отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию
инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные
отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни
страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей
центрального банка, без других комплексных мер могут не возыметь должного
действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение
минимальных
обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях
олигополистичнеской структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций
и объемов производства.
Тем не менее, повышение регулирующей роли центрального банка - важная
предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему необходимую
самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно
закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает
нагнетание денежного обращения в стране, в то же время обеспечив
согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой
правительством.
В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений,
слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный банк неизбежно
будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и
только в перспективе - переход к косвенному регулированию, в том числе
через установление целевых ориентиров, на чем, кстати, надо остановиться
подробнее.
9. Таргетирование.
Таргетирование - установление центральным банком целевых ориентиров
прироста денежной массы. Фридмен, один из апостолов современного
монетаризма, например, принимал величину темпа роста денежной массы в 4% в
год за оптимальную, так как при таком росте, по его мнению, одновременно
сохраняется стабильность покупательной способности денег и обеспечивается
экономический рост при высоком уровне занятости.
Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк - центральный банк
Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой
области. К настоящему времени подобная практика распространилась на
большинство экономически развитых стран.
В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности,
официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо
устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или
нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо
применяется так называемая "вилка" - устанавливаются верхний и нижний
допустимый предел.
Использование "вилки" объясняется рядом объективных причин, в том
числе краткосрочным изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим
воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением
денежной массы. Широкая "вилка" в 3% (которую применял, например, тот же
Бундесбанк в 1979-1983 и 1986-1988 годах) говорит об увеличении степени
неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы.
Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним
пределами темпа роста денежной массы, центральный банк сознательно создает
большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая
доверия к своей политике управления денежным обращением.
Надо, кстати, сказать, что сторонники монетаризма в экономической
теории утверждали, что центральный банк не должен ни в каком случае
отступать от намеченных ориентиров, обращать внимание на краткосрочные
колебания конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. Но рецепты
стабилизации экономики, предлагаемые теоретиками монетаризма, нигде не были
восприняты буквально. Следуя в общем в русле этого экономического учения,
центральные банки на практике проводили меры, от него отклоняющиеся или
даже просто ему обратные, ибо главной целью своей деятельности видели не
доказательство верности или ложности той или иной теории, а удовлетворение
национальных интересов и благосостояние своей страны.
Поэтому, несмотря на рецепты монетаристов, центральные банки при
установлении целевых ориентиров учитывали краткосрочные колебания
конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. В течение года банк
объявлял, какой именно из границ "вилки" он будет придерживаться.
Отвечая на два основных аргумента противников таргетирования, нужно
отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно
поэтому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения
денег, центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не
учитывать "неизбежного" темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о
неэффективности таргетирования.
И еще: неустойчивое общеэкономическое положение, внешнеэкономические
факторы, тесное интегрирование национальной системы хозяйства в мировую
экономику и многое другое - вот те причины, благодаря которым правительства
развитых государств не могут проводить полностью автономную денежную
политику. Международный перелив капитала, различия в нормах процентных
ставок по странам и колебания курсов валют заставляют иногда центральные
банки отступать от намеченных целей. Так, в 1978 году центральный банк
Германии - Бундесбанк - пошел на незапланированное понижение нормы
процента, что
вызвало значительное увеличение денежной массы в обороте. В данном случае
банк руководствовался теми соображениями, что в условиях значительного
экономического роста, повышения курса марки к другим твердым валютам и
интенсивной германской экономической экспансии подобные меры были бы
полностью оправданы.
Подводя промежуточные итоги, я могу сказать, что значение
таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения
центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и
наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать
решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование, таким
образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость
проведения тех или иных изменений.
Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные
ожидания хозяйственных субъектов, что само по себе является важным
самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует
снижению инфляции. Безусловно, этот фактор возымеет действие только при
значительной степени доверия населения политике центробанка и
правительства. Установление заранее невыполнимых целей - путь к усугублению
всех возникших проблем.
10. Преодоление кризиса.
Принципиально различаются два подхода к способам преодоления кризиса:
рыночный и коммунистический. Я убежден в том, что спад для экономики
периода реформ - дело абсолютно нормальное, на это указывает и весь мировой
опыт, и наш собственный времен 1920-х годов. Так же очевидно для меня, что
эти реформы были необходимы. Возвращение к командно-административной
системе (либо к политике доминирования административных методов ведения
хозяйства) просто невозможно.
Поэтому преодоление спада не может рассматриваться как вещь сама по
себе. Важно - к чему мы придем, что будет после. Для меня "построение"
рыночного, нормального, свободного государства - главная цель, и по
отношению к ней я сужу современных политиков и их программы.
Для достижения этой цели безусловный приоритет имеет, конечно,
финансовая стабилизация, и лишь в условиях сбалансированных финансов,
умеренной инфляции и положительных процентных ставок можно реабилитировать
накопления и сформировать инвестиционный капитал. Что же касается
"воздушных" централизованных капиталовложений, то есть государственных
инвестиций, проводимых за счет увеличения бюджетного дефицита, то это лишь
усугубит проблемы: жить надо по средствам.
В оценке современного состояния нашей экономики существуют два
различных мнения: первое, что спад в производстве объясняется исключительно
структурной перестройкой экономики, и второе, что этот спад приобрел уже
тотальный характер. Никто не спорит с тем обстоятельством, что в
предперестроечный период никакого спада не наблюдалось, и в то же время
значительная часть произведенной продукции просто не востребовалась, то
есть производилась зря. Однако, если обратиться к опыту западных стран, то
можно убедиться, что там структурные изменения были ориентированы прежде
всего на модернизацию промышленности. В России же наряду со свертыванием
ряда
"иррациональных" отраслей (больше всего, конечно, военное производство) не
наблюдается никаких надежд на начало процесса обновления основного капитала
промышленности.
Причины на это опять-таки две: во-первых, у государства для этого нет
средств, а частные и акционерные капиталы отпугиваются нерентабельностью
инвестиций и инфляцией. Если обратиться к мировому опыту и к собственной
истории времен НЭПа, то с источником денег там все вроде бы ясно.
Послевоенная Западная Европа получала помощь на восстановление
индустрии от Америки по плану Маршалла, сама Америка проводила
индустриализацию на деньги, вырученные от разработки месторождений
техасской нефти и клондайкского золота (не будучи при этом отягощенной
грузом требующих модернизации производств, как современная Россия).
Нэповский нарком Григорий Сокольников предельно четко видел источник
финансирования социалистической индустриализации: он, совершенно не
стесняясь, использовал ножницы цен на промышленную и сельскохозяйственную
продукции и этим оригинальным способом откачивал средства из села. Кроме
того, Сокольников весьма избирательно подходил к своей собственной
финансовой стабилизации: твердым червонцем тогда расплачивались отнюдь не
со всеми, ведь параллельно с червонцем какое-то время широко эмитировали и
старые дензнаки. Это значит, что и бюджетный дефицит эксплуатировался без
излишней деликатности.
Вторая причина - даже если правительству удастся добиться финансовой
стабилизации, не обязательно это приведет к модернизации промышленности,
так как при нынешнем уровне спада в машиностроении, которое и является ее
источником, мы можем в недалеком будущем оказаться со стабильными
финансами, но без машин. И в то же время при нынешнем состоянии экономики
протекционизм применительно к внутренним товаропроизводителям абсолютно
бесполезен - а по отношению к потребителю просто опасен. Защита внутреннего
рынка хороша тогда, когда в народном хозяйстве страны развертываются какие-
то инвестиционные проекты, намечается рост производства. Этого ничего не
наблюдается, и при настоящем спаде увеличение импортных тарифов приведет
лишь к оскудению и без того небогатого рынка и укрепит монополию многих
отечественных неконкурентноспособных, а подчас и просто нерентабельных
(обанкротившихся) предприятий. Итак, не все так чудесно. Я остановлюсь
на критике, так как сам не могу предложить достойного решения проблемы.
Остается надеяться, что выход будет найден и что новое поколение политиков
будет действительно новым по отношению к этим проблемам.
11. Подведение итогов.
Инфляция используется государством для покрытия непроизводительных
государственных расходов и финансирования затрат предпринимателей в целях
стимулирования деловой активности. Она обостряет социально-классовые
противоречия, а при высоком уровне ее развития приводит в расстройство весь
процесс капиталистического производства, в результате чего становится
необходимым проведение денежной реформы и стабилизация валюты. В России уже
создана национальная валюта. Если правительство будет пользоваться богатым
теоретическим и практическим багажом знаний по финансовой стабилизации, а
есть основания предполагать, что оно будет, то таковая стабилизация будет
достигнута.
Литература:
1) Большая советская энциклопедия
2) Язык рынка - словарь. М.:Росс,1992
3) Словарь банковско-биржевой лексики. М.:МаксОР,1992
4) "Российский экономический журнал" №11/1992г.
5) "Проблемы регулирования денежной массы (на примере
Германии)" Крылов В.С.
6) "Деньги и кредит" №5/1993г.
7) "Поиск стратегии обеспечения финансовой стабильности"
Кучукова Н.С.
8) "Российский экономический журнал" №11/1992г.
9) "Вопросы экономики" 12/1991г.
10) "Коммерческие банки и центральный банк в рыночной экономике"
11) "Курс экономической теории" Киров-1993г.
12) " Экономикс-принципы, проблемы, политика" Р. Макконел,
С.Л. Брю
13) " Экономикс" реферат-дайжест учебника Р. Макконел, С.Л. Брю
14) " Экономика" П. Самуэльсон
15) "Курс экономической теории МГИМО МИД РФ” Коллектив Авторов
16) " Экономика" С.Фишер Р.Дорнбуш Р. Шмалензи