Инфляция и методы ее регулирования в РБ
Инфляция и методы ее регулирования в РБ
содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Понятие инфляции………………………………………………….…5
1.2. Причины инфляции………...…………………………………………6
1.3. Виды и типы инфляции……………………………………………….7
II. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РБ
2.1. Последствия инфляции 13
2.2. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…15
2.3. Основные направления и методы антиинфляционного регулирова-ния в
Республике Беларусь………………………………………….……18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ВВЕДЕНИЕ
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке,
поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют
серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного
хозяйства.
В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по
отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция
проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в
воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в
стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим
объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного
обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.
Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет
свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными
денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный
экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в
стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается
эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое
бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду
производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими
последствиями.
Поэтому приоритетной задачей экономической политики правительства
Беларуси на ближайшую перспективу является не только восстановление
докризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение,
которое возможно только при поступательном развитии экономики.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные
процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей
экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки
народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий,
проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных
институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения
инвестиций в экономику страны.
Основной целью данной работы является попытка проанализировать
особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая
исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой
опыт, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного
регулирования.
При написании работы были использованы различные источники, включая
учебные пособия и периодические издания, авторы которых достаточно
фундаментально рассматривают вопросы социально-экономических последствий
инфляции, проблемы антиинфляционной политики, а также определяют пути ее
реализации в Республике Беларусь. Ключевым изданием, с моей точки зрения,
является издание В. В. Пинигина, Г. Л. Вардеваняна и В. Г. Василеги
«Антиинфляционная политика: пути реализации», где анализируется
международный опыт снижения темпов инфляции, в том числе на основе
обменного курса и прямого таргетирования инфляции. Дается критический
анализ эволюции государственного регулирования инфляции в переходной
экономике Беларуси. Рассматриваются основные модели анализа и
прогнозирования инфляции. Обосновываются рекомендации по регулированию
инфляционных процессов в Республике Беларусь.
В учебном пособии «Экономическая теория», изданном при Белорусском
государственном экономическом университете под редакцией Н. И. Базылева и
С. П. Гурко, рассмотрены общие проблемы экономической теории, вопросы микро-
и макроэкономики, а также мирового хозяйства.
В учебнике Ивашковского С. Н. «Макроэкономика» изложены сведения об
основных направлениях и школах макроэкономического анализа. Автор
рассчитывает макроэкономические показатели и строит макроэкономические
модели, демонстрирует, как взаимодействуют товарные и денежный рынки;
приводит характеристику проблем открытой экономики и толкование причин
процветания одних стран и бедности других.
Каждая глава учебника содержит перечень ключевых терминов и понятий,
основные выводы, контрольные вопросы и учебные задания, которые дают
возможность осмыслить прочитанный материал и практически использовать его в
реальных ситуациях. Приведены ответы к тестам и задачам, рекомендуемая
литература для углубленного изучения макроэкономики.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Понятие инфляции
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.
Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с
функционированием которых неразрывно связана. Термин инфляция (от лат.
«inflatio» - вздутие) впервые был употреблен в Северной Америке в период
гражданской войны 1861-1865г. Инфляция – это повышение общего уровня
цен.[18, с. 399] Наиболее общее определение инфляции – это обесценение
бумажных денег вследствие их чрезмерного выпуска. Однако эту трактовку
нельзя считать полной. В то же время не все цены повышаются при инфляции.
Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут
оставаться относительно стабильными, а другие падать. Действительно, одним
из главных больных мест инфляции является то, что цены имеют тенденцию
подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более
умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Инфляция – сложное
социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями
воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Она представляет
собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во
многих странах. Инфляция проявляется в обесценивании денег по отношению к
товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность. Некоторые
прибавляют к этому еще и золото. Но это в том случае, когда золото
считалось всеобщим эквивалентом, и любые деньги обеспечивались золотом, что
сейчас уже не происходит. Когда повышается спрос над предложением на каком-
то отдельном товарном рынке, цены начинают расти, но это еще нельзя назвать
инфляцией.
Инфляция – это повышение общего уровня цен по всей стране. Л. Хейне
писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и
измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция – это не увеличение размера
предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает
внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег)
мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение
всех цен было бы логически невозможно. Подстегивать рост цен могут и
конкретные экономические обстоятельства. Обзор инфляционных процессов можно
показать на примере Соединенных Штатов с 1920 года. Стабильность цен в 20-е
годы и дефляция 30-х уступили место острой инфляции, которая наступила
сразу после второй мировой войны. Период с 1951 по 1965г.г. характеризуется
довольно стабильным уровнем цен, а с 1965г. явно наступил «век инфляции». В
1979 и 1980 годы уровень цен ежегодно повышался на 12-13%. Однако к
середине 80-х уровень цен понизился и стал ниже 4%. Но инфляция не
исключительно американское явление. Почти все промышленные страны, кроме
Западной Германии и Японии, пережили более высокие темпы инфляции. В
экономической науке инфляционные процессы давно исследовались и
анализировались. Но многообразие их причин и форм протекания обуславливает
стабильный интерес к этому вопросу.
Современное определение инфляции будет звучать так: инфляция – это
разбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, которое,
как правило, сопровождается превышением совокупного спроса над совокупным
предложением и повышением цен.[7, с. 126]
Не всякий рост цен, исходя из определения, будет признаком инфляции.
Пример: повышение розничных цен в результате прекращения субсидирования из
госбюджета производства каких-либо товаров с передачей высвободившихся
средств потребителям – не будет инфляционным. К инфляции, в принятой
статистической практике, также не относят сезонные колебания цен на
товары; кратковременное повышение цен, вызванное форс-мажорными
обстоятельствами. Рассмотрим следующие вопросы: причины, типы, виды и
механизмы инфляции.
1.2. Причины инфляции.
Прежде чем характеризовать виды инфляции, нужно отметить, что в
реальности эти виды в чистой форме не встречаются. Инфляционные процессы
представляют собой некоторую комбинацию, но для понимания таких процессов
надо рассматривать по отдельности их составляющие как отдельные виды.
Объяснения причин дисбаланса различны. Теоретическая база понятия
«инфляция» имеет в своем арсенале три основных направления: кейнсианскую
теорию инфляции; монетаристскую количественную концепцию; теорию
чрезвычайных издержек.
Кейнсианская теория инфляции, вызванная избыточным спросом, исходит из
анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влиянии их на
увеличение совокупного спроса, что приводит к росту производства и
занятости. В то же время увеличение совокупного спроса стимулирует рост
инфляции. Монетаристская теория денег в качестве причины инфляции видела
количественное переполнение каналов обращения бумажными деньгами. Авторы
теории чрезвычайных издержек (Дж. М. Кейнс, У. Торн, Р. Куэн) были
уверены, что инфляцию вызывают лишь издержки, связанные с заработной платой
– теория инфляционной спирали «заработная плата – цены». Можно выделить
важнейшие из действительно инфляционных причин роста цен:
- во-первых, отсутствие контроля со стороны государства над денежной
массой, выбрасываемой в обращение.
- во-вторых, это несбалансированность государственных расходов,
выражающихся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит восполняется путем
печатания новой денежной массы, что приводит к росту массы денег в
обращении. Особенно инфляционно опасными являются бюджетные расходы,
связанные с милитаризацией экономики. Рост военных расходов является одной
из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и
увеличения государственного долга во многих странах.
- в-третьих, общее повышение уровня цен в ХХI веке связано с
изменением структуры рынка, который все в большей степени приобретает
очертания рынка несовершенной конкуренции. Современный рынок в
значительной степени является олигополистическим. Олигополист же обладает
значительной властью над ценой.
- в-четвертых, деятельность профсоюзов. Например, продолжительная
инфляция, в конце 60-х годов, в 70-е годы заставила многие профсоюзы
настаивать на том, чтобы в трудовые договоры вносились поправки на рост
стоимости жизни, автоматически корректирующие доходы рабочих с учетом
инфляции.
- в-пятых, нерациональная структура экономики, выражающаяся в
чрезмерном развитии одних отраслей в ущерб другим; это, в частности,
характерно для белорусской экономики.
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и
внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений
от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного
балансов, структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический,
экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть.
Обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность
в дополнительной эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции.
1.2. Типы и виды инфляции
Различают два типа инфляции:
- скрытая (подавленная) инфляция;
- открытая инфляция.
Выделяют следующие виды инфляции:
а) по проявлению:
- внутренняя инфляция (снижение покупательной способности денег на
внутреннем рынке);
- внешняя (снижение покупательной способности денег во
внешнеэкономических операциях, т.е. снижение обменного курса валюты);
б) по причинам возникновения:
- инфляция, как следствие адаптационных ожиданий;
- инфляция издержек;
- инфляция спроса.
в) по темпам нарастания:
- умеренная (ползучая) инфляция;
- галопирующая инфляция;
- гиперинфляция.
г) по степени сбалансированности их роста:
- сбалансированная инфляция;
- несбалансированная инфляция.
В условиях рыночной экономики, когда цены и доходы свободно
формируются в основном под воздействием спроса и предложения, обесценение
денег носит открытый характер. В случае же определения цен централизованно-
директивным путем имеет место подавленная (скрытая) инфляция. Данные
понятия были ведены в научный оборот шведским экономистом Б. А. Хансеном.
Скрытая инфляция имела место при социалистической системе хозяйствования.
Для нее был характерен тотальный административный контроль над ценами и
доходами, который заключался в их централизованном планировании. Это
привело к почти полному разрушению рыночного механизма, что в свою очередь
«стимулировало» формирование устойчивого дефицита потребительских товаров и
факторов производства. В отличие от скрытой инфляции открытая инфляция
характеризуется общим повышением цен.
Одним из первых механизмов открытой инфляции можно назвать адаптивные
инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен,
склонность, образ мыслей, определяющий поведение субъектов хозяйственной
жизни. Наиболее важный фактор в формировании инфляционных ожиданий – темпы
роста цен, усредненные на некотором промежутке времени, предшествующему
данному моменту. Если на этом промежутке наблюдаются высокие темпы
инфляции, то субъекты хозяйствования закладывают эти темпы в свои планы на
будущее: потребители увеличивают закупки тех товаров, цены на которые имеют
тенденцию к наибольшему росту, вследствие чего нагнетается текущий спрос,
провоцируется повторное подорожание товаров и услуг; производители и
торговцы устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, что
приводит к дальнейшему росту цен и усилению инфляционных ожиданий.
Возникает самоподдерживающийся процесс ускоренного роста цен под действием
инфляционных ожиданий.
Причиной инфляции издержек является рост издержек производства,
который может быть обусловлен как внешними причинами (удорожание
критического импорта), так и внутренними (рост материальных затрат).
Покажем инфляцию издержек на графике (рис. 1):
[pic]
Рис. 1. Инфляция издержек [18, с. 403]
Увеличение издержек производства приводит к смещению кривой
предложения влево. Это отражает увеличение издержек на единицу продукции,
возрастают цены и сокращается объем реального валового национального
продукта.
Причиной инфляции спроса является увеличение платежеспособности спроса
на товары, по сравнению с его прежней величиной. В самом общем плане
инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и
совокупным предложением со стороны спроса. Покажем инфляцию спроса на
графике (рис. 2):
[pic]
Рис. 2. Инфляция спроса [18, с. 402]
Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 К AD2 ведет к росту цен
если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривой
совокупного предложения. Такой вид инфляции является наиболее изученным.
Вычислить темп инфляции для данного года можно следующим образом: вычесть
индекс цен прошедшего года из индекса последующего года, разделить эту
разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.
Предотвратить инфляцию спроса можно двумя путями: во-первых, путем
законодательного замораживания заработной платы; сокращения бюджетного
дефицита, который может стать важным источником дополнительного спроса;
ограничения массы денег в обращении; во-вторых, путем насыщения рынка
товарами и услугами.
Причина возникновения монетаристской инфляции: часто государство в
силу неэкономических причин вынуждено идти на масштабное увеличение массы
денег, производить эмиссию денег. Если наращивание массы денег не
сопровождается адекватным увеличением товарной массы, то количество товара
приходящегося на единицу денег сокращается, следовательно, сокращается
покупательная способность денег и по определению наступает инфляция.
Монетаристская инфляция наиболее часто возникает в форме обесценивания
национальной валюты, т.е. внешней инфляцией. Последнее приводит к
внутренней инфляции в форме инфляции издержек за счет удорожания
импортируемых товаров.
Умеренная (ползучая) инфляция в конкретной стране в конкретный период
имеет различный диапазон, в среднем, до 10% в год. При умеренной инфляции
сохраняется стоимость денег, для предпринимателей отсутствует риск
заключения контрактов в текущих ценах. Считается, что умеренная инфляция
стимулирует экономический рост.
Умеренная инфляция переходит в галопирующую при ежегодном росте цен от
20% до сотен %. Эта инфляция вызывает беспокойство населения и
предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем покупки
товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости денег. Такие
высокие темпы инфляции в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих
странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.
Гиперинфляция наступает при темпах роста цен более 50% в месяц. В
Венгрии, например, после второй мировой войны индекс цен с августа 1945г.
по июль 1946 г. рос в среднем за месяц на 19800%. Такой стремительный взлет
инфляции возможен только при бумажном денежном обращении и неконвертируемой
денежной единице, он предполагает неограниченную эмиссию денег и
одновременное падение уровня производства. В связи с тем, что инфляционные
ожидания – главная причина гиперинфляции, с этим трудно бороться. Можно
устранить объективные предпосылки к росту цен, но они будут расти за счет
исключительно ожиданий. Другая особенность гиперинфляции – быстрое
сокращение реальной массы денег.
Поэтому достаточно продолжительная гиперинфляция неминуемо приводит к
катастрофе всей финансовой системы. Экономика не может нормально
функционировать с такими темпами роста цен. Из трех функций денег средства
сохранения стоимости, единицы счета, средства обращения остается только
последняя, да и то относительно. Если гиперинфляцию вовремя не остановить,
то она приведет к развалу экономической системы. Во всей мировой истории
зарегистрировано всего 15 случаев гиперинфляции, но почти все они
приходятся на последнее столетие. Четко выделяются временные вехи
гиперинфляции: окончание первой мировой войны, окончание второй мировой
войны, долговой кризис 80-х годов. При гиперинфляции рост цен становится
основным фактором, определяющим экономическое поведение. Население
стремительно сокращает объем имеющихся у них реальных кассовых остатков,
чтобы избежать инфляционного налога. Цены измеряются не в местной валюте,
которая слишком быстро изменяет свою реальную стоимость, а в устойчивой
инвалюте (например, в долларах). Общей чертой всех гиперинфляций является
колоссальное увеличение номинального предложения денег, возникающее из-за
необходимости финансировать громадный бюджетный дефицит. Она порождает
резкое падение реальной величины собранных налогов, что увеличивает
бюджетный дефицит или требует нового сокращения государственных расходов
только для сохранения прежнего уровня дефицита. Дело в том, что в
начислении и в уплате налогов существуют запаздывания. Если цены возросли
за это время в 10 раз, то реальная стоимость налогов соответствует лишь
одной десятой той, какой она должна быть при отсутствии лага.
Такое влияние инфляции на реальную стоимость налоговых поступлений
называют «эффектом Танзи-Оливера» - желая увеличить инфляционный налог,
государство увеличивает эмиссию денег, что, как мы видели в предыдущем
параграфе, приводит к ускорению темпов инфляции. Величина реальной денежной
базы, которую население держит в наличии, становится все меньше по мере
того, как оно пытается избежать инфляционного налога, а государство
печатает деньги все быстрее, пытаясь покрыть свои расходы. Постоянный темп
инфляции исчезает, и она вступает в режим самоускорения. Кредиторы более не
хотят финансировать государственный дефицит, и государство приступает к
печатанию денег.
Опыт показывает, что для возникновения гиперинфляции устойчивый
дефицит, финансируемый за счет эмиссии, составляет примерно 10-12% ВВП. Но
даже при таком дефиците гиперинфляция не наступает сразу после перехода к
эмиссионному финансированию. Постепенно домашние хозяйства пересматривают
свои инфляционные ожидания в сторону их роста. Таким образом, действуют три
канала непрерывного роста цен: печатание новых денег правительством
(сеньораж); рост инфляционных ожиданий; уменьшение совокупного дохода. В
результате, спустя некоторое время, в экономике возникает гиперинфляция.
Необходимо различать прогнозируемую инфляцию и неожиданную
инфляцию. При прогнозируемой инфляции, во-первых, возникает инфляционный
налог, а всякий налог удаляет экономику от эффективного использования
ресурсов. Во-вторых, повышаются номинальные процентные ставки и
увеличиваются номинальные издержки хранения денег. В-третьих, искажается
действие других налогов. Налоговое бремя уменьшается, а налоговые льготы
обесцениваются из-за того, что налоги исчисляются в одно время, а реально
выплачиваются в другое (более позднее).
Для непредвиденной инфляции верные прогнозы о будущем (о прибылях и
убытках) составить невозможно. Следовательно, искажаются такие
основополагающие отношения, как кредитор – заемщик, труд – заработная
плата, предприниматель – прибыль. Предположим, что инфляция выше ожидаемой.
Цены на продукцию фирмы растут в среднем выше ожидаемого. Руководство фирмы
может предположить, что имеет место рост спроса именно на продукцию этой
фирмы, т.е. она ошибочно принимает общую инфляцию за рост спроса на свою
продукцию. В результате фирма может сделать ложный выбор в пользу роста
выпуска своей продукции. Если так же поступят и другие фирмы, то возникнет
избыточный выпуск. При неизвестных (непредсказуемых) темпах инфляции
неопределенность в экономике быстро растет со временем. Поэтому с ростом
непредсказуемости инфляции все долговременные инвестиционные проекты
становятся чрезмерно рискованными. Выгодными становятся в основном
спекулятивные вложения денег (в товары, валюту и пр.), главная
привлекательная особенность которых состоит в очень коротком периоде
окупаемости: через месяцы, недели, дни и даже часы. В результате такого
изменения структуры инвестиций падают объемы производственных инвестиций и,
следовательно, объемы выпуска, возникает угроза декапитализации экономики.
Экономическая активность сдвигается от реального сектора к номинальному.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны
относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров
постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных
пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь
периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы
соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери
доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в
цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции,
основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их
продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они
рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не
приобретать.
Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия
инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции
призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Индексы – это относительные показатели, характеризующие соотношение
цен во времени.[12, с. 26] Они рассчитываются по отношению к базовому
периоду. Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом:
вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту
разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если
в 2001 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 2002 г.
- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 2002 г. вычисляется следующим
образом: темп инфляции = 118,3 - 113,6 /118,3 * 100 = 4,1%
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность
количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро
подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только
разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в современной экономической
действительности достаточно сложно отделить один вид инфляции от другого,
ибо часто она порождается комплексом взаимосвязанных экономических,
социальных и политических причин, субординировать которые далеко не просто,
тем более что сама инфляция весьма динамична и изменчива.
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Последствия инфляции.
При всем многообразии причин, вызывающих инфляцию, в повседневной
экономической жизни она предстает в виде неуклонного роста цен, что
чрезвычайно болезненно для общества.
Устойчивые, уравновешенные цены являются непременным условием
нормального экономического развития, выступают гарантом согласованности
процессов производства, распределения, обмена и потребления. Напротив,
инфляционные, «взбесившиеся» цены разрушают устойчивый ход общественного
воспроизводства. Цены товаров отрываются от их реальной стоимости, теряют
свои качества достоверного выражения затрат труда на их производство. В
результате нарушаются количественные пропорции в обмене одного товара на
другой, деформируются отношения спроса и предложения. Следствием этого
является искаженное распределение труда и ресурсов между сферами и
секторами экономики, возникают диспропорции в объемах производства товаров
и услуг. Перераспределение национального дохода отрывается от его
естественной трудовой основы.
Конкретные проявления социально-экономических последствий инфляции — в
силу сложности самого явления — масштабны и разноплановы.[8, с. 19]
Наиболее ощутимым результатом инфляционного роста цен является
«дороговизна» — катастрофическое удорожание товаров потребительского
назначения. Неуклонное повышение цен на предметы повседневного спроса ведет
к сокращению денежных доходов в их реальном выражении, подрывает позиции
покупателей на рынках. Ослабление покупательной способности вызывает в свою
очередь падение объемов потребления материальных и духовных благ и услуг,
существенно ухудшает структуру потребления. В итоге происходит снижение
жизненного уровня и ухудшение качества жизни в обществе, появляются
абсолютная и относительная бедность и даже нищета.
Другим не менее существенным последствием инфляционного повышения цен
служит «хаос относительных цен». Неравномерный, противоречивый рост цен на
продукцию различных секторов и на отдельные виды товаров взрывает
устоявшуюся структуру относительных цен, отрывает цену одних товаров от
других. В итоге дезорганизуются нормальные рыночные связи и отношения,
производители теряют своих традиционных покупателей и поставщиков,
возрастают издержки и ненадежность производства. Экономика в целом впадает
в состояние кризисного упадка, в ее структуре возникают перекосы.
Наконец, еще одним важнейшим следствием инфляционного взлета цен
является обесценение денег. Потребность во все большей денежной массе для
обслуживания того же или сокращающегося объема производства и потребления,
неправомерное сосредоточение и накопление денег в результате широкой
денежной эмиссии порождают грандиозный размах спекулятивной активности на
товарно-денежных и валютных рынках. Одни теряют, другие выигрывают. В итоге
происходит экономически и социально неоправданное перераспределение
общественных доходов и общественного достояния между различными социальными
слоями и структурами, угрожающих размеров достигают социальное расслоение и
напряженность.
Остановимся на этих трех ключевых аспектах социально-экономических
последствий инфляции более подробно.
Падение жизненного уровня, а это главное и наиболее ощутимое бедствие
нашего времени (здесь нет преувеличения) ударило почти по каждому.
Отголоски этой трагедии отражаются и в официальной статистике, и в
экономических анализах, звучат они и в сообщениях прессы.
Из-за резкого снижения реальных доходов населения товарооборот в
республике уменьшился наполовину. Многие перестали летать самолетами, до
необходимого минимума ограничили передвижение междугородным
автотранспортом. Для многих стали недоступны телевизоры, холодильники, даже
велосипеды, не говоря о мебели. Еще совсем недавно килограмм хлеба стоил 12
копеек, картофеля — 10 копеек, а мяса — 2 рубля. Плата за квартиру,
электричество, газ и телефон составляла в рублях чисто символическую
сумму.[16, с. 8]
Последний социологический опрос жителей республики показал, что более
всего они опасаются недоступности продуктов питания и товаров первой
необходимости, а также роста цен на коммунальные услуги. Возрастет удельный
вес расходов населения на питание и коммунальные услуги, снизятся расходы
на приобретение одежды, обуви и других необходимых товаров. На столах
горожан поубавится мяса, колбасных изделий. Возрастет потребление
картофеля, молока, яиц и хлеба.
Таковы, если говорить предельно кратко, оценки нашего положения
населением, социологами и аналитиками.
Наиболее высокими темпами росли цены на самые необходимые, жизненно
важные продукты питания, то есть те, на которых держатся многодетные семьи,
малообеспеченные, пенсионеры (хлеб, молоко, сахар, картофель и т.п.). Столь
же тяжело на эти категории населения давит удорожание жилищно-коммунальных
услуг.
Однако, как ни разительны приведенные показатели роста цен, сами по
себе они еще не дают всей картины негативных последствий инфляции для
уровня жизни. Эти данные раскрывают главным образом динамику, масштабы,
всеобщность явления. Чтобы картина обрела полноту, необходимо принять в
расчет самую главную принципиальную особенность инфляционного роста цен: в
отличие от обычного повышения цен (скажем, в результате возрастания
спроса), когда рост цен компенсируется или чаще всего перекрывается
доходами потребителей, инфляционное повышение цен обязательно идет в паре,
в сцепке с сокращением доходов основной массы населения — происходит не
только относительное, но, прежде всего, абсолютное падение покупательной
способности общества.
За годы инфляции в белорусском обществе произошло неведомое в недавнем
прошлом социальное расслоение: на одном полюсе появились бедные и даже
нищие, на другом — богатые и даже сверхбогатые. Буквально «из ничего»
возникли гигантские состояния. На авансцену жизни вышли «денежные мешки» —
банкиры и торговцы, разного рода дельцы и спекулянты (бизнесмены).
Одновременно от 35 до 50 процентов рядового населения оказалось за чертой
бедности.
Таким образом, при всех изменениях неизменным остается одно — теряющей
стороной (за чей счет идет формирование «нового класса» и кто оплачивает
ликвидацию инфляционной разрухи) выступают лица наемного труда, пенсионеры,
иждивенцы, иначе говоря, основная масса населения.
Когда народное хозяйство поражено инфляцией, потери неизбежны. В
условиях же необходимости экономических преобразований инфляция практически
им противодействует, поскольку делает невозможными рациональные
экономические расчеты. Проблемы, вызываемые инфляцией, почти полностью
связаны с неопределенностью. Непредсказуемость экономических явлений и
разрушение инфляцией функции цен являются характерной чертой и открытой, и
подавленной инфляции, при этом «если открытая инфляция значительно искажает
регулирующую функцию рынка, то подавленная инфляция останавливает ее
полностью».
2.2. Особенности инфляционных процессов
в Республике Беларусь.
Жесткое административное регулирование белорусской экономики в 1997-
2000 гг. было оправданно, ибо либерализация цен в отсутствие рыночных
институтов в начале 90-х гг. привела к неуправляемому росту цен. Сегодня
необходимости в жестких командных мерах нет. Правительство знает о
проблемах белорусской экономики (в первую очередь, о дефиците инвестиций в
развитие) и подготовило план ее оздоровления. Среди первоочередных мер оно
назвало снижение налоговой нагрузки, рост реальных доходов населения,
борьбу с «теневыми» доходами в бизнесе.
Резко снизить темпы инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная
процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в Национальном банке
понимают, что кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно дорогие,
а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования.
Стратегической задачей Нацбанка является выравнивание темпов инфляции
в Беларуси до темпов инфляции в России. Поэтому в следующем году главной
задачей станет привязка курса белорусского рубля к российскому, которую
намечено осуществить с 1 января 2004 г. Планируется также, что Нацбанк
откажется от эмиссионного кредитования дефицита бюджета. Но реализовать эти
планы будет непросто, ибо бюджету придется изыскивать источники, которые
могли бы стать заменой кредитам Нацбанка.
Политика, направленная на денежную стабилизацию в стране и имеющая
яркую антиинфляционную направленность, не находит логического продолжения в
реальном секторе экономики.
Столкнувшись с проблемой нарастающего ухудшения финансового положения
большинства госпредприятий и недостатком средств для финансирования
запланированных бюджетных расходов, правительство и Нацбанк прибегли к
стратегии использования монетарных инструментов в качестве «якоря» в борьбе
с инфляцией. С помощью валютных интервенций главный банк страны постоянно
сдерживал темп понижения обменного курса белорусского рубля на уровне более
низком, чем рост потребительских цен и цен в промышленности.
Постоянные валютные интервенции привели, в свою очередь, к заметному
снижению размера чистых иностранных активов органов финансового
регулирования. Эти активы удалось пополнить только благодаря продаже пакета
акций «Славнефти».
С целью финансирования бюджетных расходов правительство не только
увеличило свой рублевый долг перед центральным банком на 21,8 млрд. руб.,
но и снизило собственный валютный депозит в нем более чем на 60 млн.
USD.[17, с. 14] Оно также активно заимствовало денежные средства у банков,
превратившись из кредитора банковской системы в дебитора. На 1 апреля 2003
года общая задолженность правительства банкам страны достигла примерно 340
млрд. руб. Причем около 90% этой задолженности выражено в иностранной
валюте.
Очевидно, что нынешняя экономическая политика не позволяет
белорусскому правительству найти общий язык с международными финансовыми
организациями и привлечь кредитные ресурсы для выхода из кризиса. Поэтому
перспективы таковы: либо правительство отказывается от поддержки рубля,
либо в ближайшие 1-2 года будет спровоцирован системный кризис банковской
системы, в результате чего все обязательства банков перед домашними
хозяйствами и предприятиями будут фактически аннулированы.
У этого сценария есть одна альтернатива — продажа наиболее ликвидной
госсобственности. Это позволит сохранить нынешнюю денежную политику еще на
3-4 года.
В стране отсутствуют мотивы для бизнеса, лишь единицы предприятий,
прошедшие этап формальной приватизации, смогли приступить к
реструктуризации, большинство акционированных предприятий не являются
бизнесами, потому что не ставят перед собой цель зарабатывать прибыль.
Экономическая система не позволяет частным предприятиям иметь прозрачные
результаты, они не могут привлечь деньги на фондовом рынке. В Беларуси не
только не возникает новых фирм, но, более того, наблюдается эмиграция
частных предприятий в Украину, Польшу, Россию.
За 10 месяцев 2003 г. наметилась положительная тенденция оздоровления
экономики. Среди основных успехов фигурирует рост ВВП в рамках прогноза —
106,3%. Производство продукции промышленности составило 106,5%, инвестиции
в основной капитал достигли отметки 118,2%. А вот ситуация в сельском
хозяйстве упорно не желает подстраиваться под прогнозные показатели —
105,8%.
Важнейшей проблемой макроэкономической стабильности для правительства
остается сдерживание инфляции. В 2003 г. индекс потребительских цен может
составить 124%, или 1,8% в среднем за месяц. Мы только приблизились к
верхней границе прогноза — 1,4-1,8% в среднем за месяц. За январь — октябрь
инфляция составила 1,9% в месяц при прогнозируемом показателе в 1,8%.
Нынешний уровень инфляции достиг своего минимального значения с 1991 г.
Ситуация в реальном секторе экономики вообще удручает. Количество
убыточных предприятий достигло 35% (при 31% в 2002 г.), рентабельность
составила 9% (в 2002 г. — 9,2%). Запасы готовой продукции по состоянию на 1
ноября 2003 года достигли 64,4% от месячного производства продукции, хотя
норматив на конец года составляет 60%.
Серьезные проблемы у Совета министров возникли с прогнозными
показателями по росту денежных доходов населения. Хотя за нынешний год
средняя зарплата по Беларуси увеличилась на треть и составила 246 тыс.
руб., но это «достижение» съедает высокий уровень инфляции, из-за которого
реальный рост зарплаты — 1,9% при прогнозе 7-8%.
По планам, с повышением ставки первого разряда реальные доходы
населения к концу года вырастут до 7%. В 2005 г. средняя зарплата должна
достичь планки в 250 USD. В 2004 г. средняя зарплата в промышленности
прогнозируется на уровне 315-325 тыс. руб., а в целом по Беларуси средняя
зарплата должна превысить 153 USD.
В новом проекте государственного бюджета на 2004 г. заложен рост ВВП
109-110%.
Параметры бюджета определены программой социально-экономического
развития и, в первую очередь, уровнем роста заработной платы, заложенным в
программе.[13]
Уровень инфляции в Беларуси остается самым высоким среди стран СНГ. По
мнению экспертов ЕБРР, это следствие нежесткой денежно-кредитной политики и
резкого повышения зарплаты, а также решения о повышении тарифов на
коммунальные услуги. Хотя последнее и позволило повысить окупаемость
издержек, а также несколько сократить масштабы перекрестного субсидирования
в энерго- и газоснабжении.
В первой половине 2003 г. инфляция в Беларуси по-прежнему превышала
установленный правительством на весь год уровень 18-24%, хотя Нацбанк
Беларуси и продолжал понижать ставку рефинансирования. По предварительной
оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских цен в 2003 г. составит 29%.
По реформированию инфраструктуры (связь, электроэнергетика,
водоснабжение и водоотведение, автомобильные и железные дороги) в Беларуси
ничего не сделано.
Рекомендации на будущее достаточно просты. Во-первых, необходимо
активнее привлекать частный капитал к участию в экономике страны путем
ускорения темпов приватизации с приданием ей более последовательного
характера вместе с устранением барьеров для частной предпринимательской
деятельности.
Во-вторых, конкурентоспособность белорусских предприятий должна быть
повышена с помощью стимулов к структурной реорганизации. Более активному
притоку прямых иностранных инвестиций будет также способствовать отмена
положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес у
инвесторов.
Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает плохо управляемым
все народное хозяйство. Инфляция автоматически снижает эффективность
экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их
применение.
2.3. Основные направления и методы антиинфляционного
регулирования в Республике Беларусь.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-
денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного
периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является
подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и
развития.
Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму
свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды.
Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные
рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами
хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально
свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.
Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в
прогнозном периоде 2001-2005 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых
установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь
на 2001-2005 гг. В рамках этого программного документа предполагается
закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в
стране, создание условий для устойчивого социально-экономичес-кого развития
на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.
В настоящее время резервы увеличения производства за счет
организационных факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые
сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому
необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной
экономики и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, что
требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные
вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками
инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и
кредитные централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения
инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно-
кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную
траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2005 г. При их определении
учитывались необходимость устранения сложившихся ценовых диспропорций и
сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания
цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их уровню в
сопредельных странах. Такой подход исходит из того, что снижение инфляции
не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с
сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он
позволит минимизировать издержки и негативные эффекты стабилизационной
политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных и
фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий,
ростом безработицы и социальной напряженности.
Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть
умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо
использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со
стороны издержек производства.
Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень
эффективности функционирования реального сектора экономики, что
подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и
планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет
перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также
эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных
средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой
эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые
ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения
рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных
кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно
за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать
финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита
республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы
внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части
кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных
средств.
Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением
комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих
предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации
стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная
инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров
государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми
возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области
жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой
стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и
реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей
институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения
иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления
экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы
ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей
неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы,
предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по
этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата
массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной
напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.
С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной
политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и
ужесточения монетарных параметров, углубление которых должно быть
синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными
словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых
инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым
условиям самостоятельного полноценного функционирования.
Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции
является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности
в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение
этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со
стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной
экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс
с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой
цели предполагает изменение отдельных законодательных положений,
регламентирующих статус и взаимоотношения Национального банка с
исполнительной властью.
В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной
политики на 2004 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2003 года, в
следующем году белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а
укрепится: на 2-3% по отношению к российскому рублю и примерно на 6% по
отношению к доллару США.
В целом денежно-кредитная политика в будущем году будет более жесткой,
чем в текущем. Номинальная девальвация национальной валюты по отношению к
российскому рублю в 2004 г. должна составить 4-5%, а по отношению к доллару
— 8-12%. Инфляция превысит девальвацию и составит 14-18%. Следовательно,
Национальный банк ожидает реального укрепления курса белорусского рубля
(превышение инфляции над девальвацией) по отношению к доллару США примерно
на 6%.
В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Российской
Федерации на 2004 г. инфляция запланирована на уровне 8-10%, что на 2-3%
ниже инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения
номинального курса белорусского рубля по отношению к российскому, т.е.
Нацбанк планирует укрепление белорусского рубля и по отношению к
российскому, хотя и всего на 2-3%. Это практически не скажется на состоянии
взаимной торговли наших стран (сейчас по паритету покупательной способности
белорусский рубль недооценен по отношению к российскому примерно на 15%).
Следует ожидать, что планы девальвации по отношению к доллару в 2004
г. будут выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе не
обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке к
российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США
посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти
темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в
устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не
всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской
межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие
колебания, которым белорусская валюта не следует.
Национальный банк своим постановлением от 28 июля 2000 г. «настойчиво»
рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2003 года процентные
ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года
составляли не более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.
Новые ограничения по ставкам введены и в части рублевых кредитов. В
ноябре-декабре 2003 г. они должны быть не выше ставки рефинансирования
Национального банка плюс 3%. Если же учесть, что ставка рефинансирования
должна, по его планам, понизиться до 28% годовых, то это означает, что
предельная величина ставок по рублевым кредитам не должна будет превышать
31% годовых.
Очевидно, что стремление правительства и Национального банка удешевить
кредиты для реального сектора экономики ставит ряд трудновыполнимых
вопросов перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены
привлекаемых ресурсов. По состоянию на середину года основными донорами
белорусских банков были физические лица, которые хранили на своих
банковских счетах 1,03 трлн. руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных
ставок по срочным вкладам физических лиц в этот же период колебалась в
пределах 28-32% годовых и 6-9% в инвалюте.
Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на
снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить,
что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ,
услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на
энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно
около 20%.
Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе
снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с
другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного
хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с
модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя,
безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление
режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует
соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном
временном лаге.
Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку
способствует развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и
производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать
материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и
ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым
дополнительный кумулятивный эффект.
Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия
необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации
неэффективной системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости.
Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и
ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко
применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования
(реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).
Характерной особенностью работ по экономии и рациональному
использованию топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в
ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход к их
осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих
мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная
активизация работ предусматривается по следующим направлениям:
• совершенствование отраслевой, технологической и территориальной
структуры народного хозяйства в направлении сокращения доли ресурсо- и
энергоемких производств;
• увеличение масштабов внедрения ресурсо- и энергосберегающих
мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и
оборудования во всех сферах народного хозяйства;
• расширение спектра организационно-экономических мер, направленных на
сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке,
использовании топлива и энергии, сырья и материалов;
• оптимизация топливно-энергетического баланса страны на основе
повышения уровня использования вторичных энергетических ресурсов,
нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения
высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми
энергоресурсами;
• приоритетное использование отечественного сырья и материалов,
местных видов топлива при производстве продукции.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на
2001-2005 гг. предусматривается обеспечить снижение материалоемкости
валового выпуска на 6-7% и энергоемкости ВВП на 20-25%. Принятый курс на
опережающий рост результатов производства по сравнению с затратами
материально-технических ресурсов базируется на проведении комплекса мер
законодательного, организационного, технического, финансово-экономического
характера.
Трансакционные издержки в переходной экономике связаны, с одной
стороны, с трансформационными процессами и формированием рыночной
экономики, созданием и функционированием соответствующих институтов и
рыночной инфраструктуры, с другой стороны, представляют затраты
непосредственно в сфере обращения при движении товаров от производителя к
потребителю.
В конечном счете, трансакционные издержки влияют на увеличение цен и
являются хотя и не главным, но системным фактором инфляции. Поэтому меры,
позволяющие снизить или хотя бы не допустить резкого возрастания
трансакционных издержек на этапе системного реформирования экономики
страны, являются важной частью экономических преобразований и оказывают
серьезное влияние на снижение инфляции.
Величина трансакционных издержек становится не только показателем
степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек
отсутствия его институтов. Например, отсутствие институтов арбитража ведет
к издержкам неисполнения контрактов пли требует от контрагентов
дополнительных расходов на страхование и гарантии. Таким образом,
трансакционные издержки формируют общественный спрос на институты.
Важнейшим позитивным моментом перехода от экономики планового типа к
рынку является реальная возможность перенести значительную часть издержек
трансакции непосредственно с государственного аппарата на самих участников
рыночного обмена и повысить тем самым эффективность работы экономической
системы. В частности, такие важнейшие элементы трансакционных издержек, как
поиск информации о товаре, поиск партнера в сделке и сбор информации о нем,
процедуры торга, подготовка к подписанию контракта, оплата и оформление
контракта в процессе его реализации не являются (или являются лишь в особых
случаях) в рыночной экономике составляющими государственных затрат. В то же
время необходимость уменьшения значения такой характеристики
функционирования экономики, как общие трансакционные издержки (в отличие от
внутригосударственных) вынуждают государство сохранять за собой
определенную долю этих издержек. В любой экономической системе рыночного
типа государство несет подавляющую часть трансакционных издержек - затраты
по спецификации и защите прав собственности, созданию информационной
инфраструктуры рынка, разработке стандартов мер и весов, созданию
транспортных сетей, организованных площадок и иных каналов и механизмов
физического обмена товарами и услугами, затраты, связанные с
правоохранительной деятельностью (обеспечение, условий и механизма
выполнения контрактов) и ряд других.
Основными условиями сокращения трансакционных издержек со стороны
государства и частичного перенесения их на специфически рыночные,
саморегулируемые организации являются:
- деятельность в направлении создания системы спецификации прав
собственности;
- значительное улучшение состояния рыночной инфраструктуры
(юридического и аудиторского сопровождения, информационных услуг,
профессиональной подготовки и т.д.). В настоящее время слабый уровень этих
услуг обусловлен не только отсутствием свободных средств, но и даже
непониманием необходимости этих услуг;
- повышение уровня соблюдения деловых контрактов, снижение степени
неопределенности в хозяйственных отношениях, что обеспечивается
функционированием так называемых «третьих лиц» (арбитражных судов, разного
рода общественных объединений), а также существованием
«горизонтальных» форм контроля за выработкой соглашений и добросовестным
выполнением правовых обязательств непосредственными участниками
хозяйственных операций;
- постепенное формирование принципов деловой этики, чему может
способствовать поощрение организации профессиональных деловых сообществ,
которые объединяют предпринимателей, занимающихся сходными видами
деятельности, а также создание различных деловых союзов, аналогичных,
действующим в странах с развитым рынком. Структуры такого рода призваны
содействовать обмену необходимой информацией и оказанию самых разнообразных
взаимных услуг;
- сокращение количества бюрократических разрешений, связанных с
регистрацией и аккредитацией предприятий, лицензированием деятельности,
уменьшением числа видов деятельности, подлежащей регламентации;
- совершенствование законодательной и нормативной базы, особенно
механизма реализации принятых законов;
- реструктуризация предприятий и формирование па этой основе института
эффективных собственников, активно влияющих на принятие корпоративных
решений;
- всемерное стимулирование и поддержка функционирования малого
предпринимательства, создание конкурентной среды.
Ввиду ограниченности государственных средств, которые могут быть
направлены на прямые субсидии, представляется, что первоочередным
направлением их использования должно стать развитие именно рыночной
инфраструктуры. Опыт ряда бывших социалистических стран показывает, что
организации, занимающиеся информационным обеспечением, консалтингом,
профессиональной переподготовкой людей, редко выживают в переходной
экономике, функционируя на принципах чисто коммерческой окупаемости.
В сегодняшних условиях неразвитости или отсутствия рыночных механизмов
государство может:
- прибегать к аукционам как при закупках товаров и услуг, так и при
распределении общественных ресурсов;
- заключать контракты на осуществление значительной части функции,
ранее выполнявшихся государством;
- использовать методы оплаты выполненной работы только в зависимости
от полученных результатов;
- ориентироваться на рыночную информацию (например, на рыночные оценки
при осуществлении закупок).
Реформирование экономики Беларуси сопровождалось появлением множества
самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих
товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств,
транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и
страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их
материально-техническая база оказались недостаточными для обеспечения
эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из
главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной
оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.
Ключевыми проблемами для обеспечения снижения издержек обращения
являются:
• сокращение посреднических организаций;
• формирование эффективной информационной базы о рыночной конъюнктуре;
• совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных
рынков.
Основными факторами снижения трансакционных издержек являются
совершенствование системы товародвижения, обновление материально-
технической базы этой отрасли, рациональное размещение торговых и
снабженческо-сбытовых предприятий и организаций, а также товарных запасов в
оптовой и розничной сети, применение прогрессивных форм торговли,
рациональная организация перевозки товаров, улучшение использования
торговых и складских помещений.
Основными направлениями в развитии оптовых организаций и складского
хозяйства являются:
• развитие крупных предприятий оптовой торговли, обеспечивающих
потребности крупных товаропроизводителей, предоставляющих розничным
предприятиям услуги по хранению, развесу, разукрупнению крупных партий
товаров, их доставке, организации помощи в коммерческой деятельности и др.;
• совершенствование работы мелкооптового звена, расширение поставок
товаров в розничную сеть небольшими партиями;
• создание ярмарочных центров с сетью постоянно действующих оптовых и
мелкооптовых рынков в областях, а также товарных бирж.
Развитие крупных предприятий оптовой и мелкооптовой торговли позволит
сохранить посреднические звенья при продаже и закупке продукции и уменьшить
за счет этого трансакционные издержки.
Одним из важных факторов существенного ускорения процесса реализации
товаров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно-
кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных
кассовых аппаратов. Для оснащения магазинов должны использоваться кассовые
аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать
покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать
магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно-
дисконтные карты магазина.
Важное значение имеет внедрение и более активное применение
прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть
основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов
продажи товаров. Это в первую очередь относится к продаже товаров методом
самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у
покупателей, с помощью банковских пластиковых карточек, в кредит, а также к
применению системы бонификации, стимулирующей покупку большего количества
товаров одним покупателем. Перспективным является сбыт товаров через
Интернет, внедрение системы торговли с использованием телевидения (теле-
маркет). Увеличению объемов продаж способствует проведение не реже двух раз
в год расширенных сезонных распродаж по сниженным ценам.
Для увеличения торговой площади целесообразно сокращение складских
помещений в магазине за счет создания в розничной и оптовой торговле
специально оборудованных склад-центров. В таких центрах осуществляется
хранение, переработка и подсортировка товаров.
Во всех странах государство тем или иным образом воздействует на
процесс формирования цен. В этом процессе, однако, необходимо не перейти
грань допустимого вмешательства, за которой наступает эффект негативного
воздействия на экономику, приводящего к кризису и стагнации производства. С
этих позиций концептуальной основой выбора основных подходов и механизмов
ценообразования является принцип, согласно которому государственное
регулирование ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и
где без его участия процесс формирования цен приводит к деформациям в
экономике и экономически неоправданному ухудшению положения отдельных
субъектов и секторов экономики.
Общей целью совершенствования системы ценообразования является
создание экономического порядка, обеспечивающего формирование системы цен,
создающей условия для эффективного использования ресурсов, повышения
конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной
экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и
повышении на этой основе жизненного уровня населения.
Заниженные цены ведут к дефициту товаров, нерентабельности
предприятий, перетоку излишних денег с товарного на валютный рынок и тем
самым к падению курса национальной валюты, что в свою очередь создает
дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек.
С другой стороны, завышение цен обусловливает неэффективное
использование ресурсов, раскручивание инфляционных процессов, снижение
уровня жизни населения.
Для достижения целей ценовой политики необходимо решить ряд задач,
включающих:
• постепенное расширение сфер рыночного ценообразования по мере
создания соответствующих экономических условий для его реализации;
• совершенствование принципов и методов ценообразования;
• упорядочение организации учета элементов цены, направленное на
экономию и противодействие необоснованному отнесению затрат на
себестоимость продукции;
• прекращение дотационного и перекрестного субсидирования в системе
ценообразования в целях минимизации нагрузок промышленности и бюджета,
гармонизации цен в Республике Беларусь и сопредельных странах;
• совершенствование ценообразования во внешнеэкономической сфере;
• ценовое стимулирование развития приоритетных отраслей экономики;
• определение сопряженных мер косвенного регулирования цен, связанных
с кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной, амортизационной
политикой и политикой доходов,
Главной целью государственной ценовой политики на 2003-2005 гг. должно
стать достижение и поддержание сбалансированной внутренней и внешнеторговой
ценовой структуры. Наиболее существенными дисбалансами сегодня являются
перекрестное субсидирование услуг ЖКХ (окупаемость затрат тарифами для
населения в 2001 г. составила 20%); значительная дотационность городского и
пригородного транспорта (возмещение затрат по перевозкам городским
автотранспортом составляет около 28%, пригородными поездами - 25%,
пригородным автотранспортом - 42%); низкие закупочные цены на продукцию
животноводства и растениеводства. Высвобождение накопленных ценовых
диспропорций в ходе достижения сбалансированной ценовой структуры может
привести к усилению инфляции, однако в дальнейшем равновесная структура цен
будет способствовать сдерживанию роста цен.
Несбалансированность ценовой структуры проявляется в заниженном уровне
потребительских цен по отношению к ценам производителей промышленной
продукции, что создает угрозу накопления инфляционного потенциала.
Отставание цен на продовольственные, непродовольственные потребительские
товары и услуги имело своим следствием ухудшение среднего качества товаров,
реализуемых на внутреннем рынке. (В 2001 г. впервые за последние пять лет
тенденция изменилась - индекс цен промышленных производителей был ниже, чем
индекс потребительских цен).
Основным фактором заниженного уровня потребительских цен по отношению
к ценам производителей промышленной продукции является отставание роста
доходов населения. В периоды значительного отставания доходов потребителей
от выручки по народному хозяйству (вследствие различия в условиях сбыта на
внутренний и внешний рынки) рост потребительских цен также отставал от
роста цен производителей промышленной продукции. Уровень потребительских
цен зависит от покупательной способности населения, причем в периоды
относительного ее снижения наблюдается изменение структуры потребления
населения и соответственно структуры цен. Таким образом, изменения в
ценовой структуре отражают изменения в общеэкономических пропорциях
республики, а проблема ее выравнивания сопряжена с необходимостью
регулирования общеэкономических показателей системы, в частности, стоимости
труда в нашей стране.
Новая цель государственной ценовой политики подразумевает также
качественное изменение системы индикативных показателей. В методологическом
аспекте необходимо смещение от преимущественного анализа инфляции к анализу
изменения внутренней структуры цен, уровня внешнеторговых цен. Это позволит
отслеживать и своевременно реагировать на качественные изменения,
происходящие в экономике республики, соответствующим образом корректировать
ценовую структуру, что в свою очередь будет способствовать снижению общего
уровня цен.
Ориентация на новые стратегические цели в ближайшей перспективе
требует выполнения ряда тактических задач и осуществления определенных мер.
1. Необходимо продолжить политику либерализации системы
ценообразования, повысить ее прозрачность. Цены должны формироваться под
воздействием спроса и предложения. Изменение относительных цен также должно
происходить под воздействием изменений в спросе и/или предложении, а не
вследствие пересмотра закупочных цен, потолков цен или других инструментов
прямого регулирования.
Политику либерализации следует проводить в меру создания экономических
предпосылок, роста доходов и повышения социальной защищенности населения.
Либерализация ценообразования должна создать условия повышения качества
товаров и услуг, стимулировать развитие наиболее востребованных
производств, обеспечить переток капиталов в соответствии с изменением
спроса на товары и услуги, что, в конечном счете, должно способствовать
росту благосостояния населения.
2. Следует ликвидировать в 2004 г. перекрестное субсидирование услуг
ЖКХ для населения в соответствии с постепенно вводимым графиком.
Такая динамика ликвидации перекрестного субсидирования может дать 10-
15 процентных пунктов прироста ИПЦ ежегодно в течение трех лет и
возможность многократного превышения темпов роста индексов тарифов на
услуги ЖКХ по сравнению с индексами роста их себестоимости. Вместе с тем
специфика этого процесса такова, что он не требует адекватной девальвации
национальной валюты с целью поддержания конкурентоспособности экспорта,
наоборот, даже при нулевой эластичности обменного курса по отношению к
этому росту цен, вызванному снятием перекрестного субсидирования, ценовая
конкурентоспособность экспорта должна возрастать. Меры данного порядка
потребуют соответствующего роста номинальной заработной платы и доходов
населения, которые, однако, с учетом предыдущих замечаний повысят
долларовое значение заработной платы и доходов населения. В целом указанные
подвижки создадут условия для повышения эффективности работы служб ЖКХ.
3. Доведение тарифов на услуги пассажирского транспорта в течение 2004
гг. до уровня, обеспечивающего его самоокупаемость, (вклад около 2-3
процентных пунктов в ИПЦ в течение двух лет) должно поднять уровень
самофинансирования транспорта и повысить эффективность его работы.
Замечания, сделанные в отношении ЖКХ, во многом справедливы и для
пассажирского транспорта – подобное повышение цен не стимулирует
девальвацию (через необходимость повышения ценовой конкурентоспособности
экспорта) и требует повышения заработной платы и доходов населения.
4. Выравнивание потребительских цен на продовольствие и закупочных
сельскохозяйственных цен с западными областями России в основном должно
быть осуществлено в 2004 г.
Это позволит, учитывая стратегическое партнерство с Россией и наличие
бестаможенных с ней границ, нормализовать продовольственный рынок и
целенаправленно ориентировать отечественных производителей на норму
эффективности, адекватную российскому рынку (поскольку его размеры
превосходят белорусский рынок).
Структурные изменения в системе цен до 2005 г. должны обеспечить
постепенное приближение отечественных цен к мировым. Этот процесс будет
осуществляться как в результате приближения внутренних цен к ценам на
российском рынке, который достаточно либерализован по отношению к внешнему
миру, так и в результате все большей открытости национальной экономики в
«западном» направлении, а также действий по вступлению Беларуси в ВТО.
Вместе с тем этот процесс не столь однозначен и должен учитывать интересы
отечественных производителей и потребителей.
Таким образом, это означает применение в рассматриваемом периоде мер
защиты национальных производителей (в первую очередь через таможенное и
нетаможенное регулирование) и потребителей, прежде всего населения (через
субсидии и дотации к цене), которые с ростом эффективности производства и
доходов населения будут постепенно сниматься.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира,
и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях,
направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.
Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации
уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки
и определить комплекс условий возможного применения.
Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики в контексте
международных сопоставлений позволяет сформулировать принципиальные
требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые
в самом общем виде сводятся к следующим.
1. С учетом финансовой и экономической ситуации в стране, размеров
золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом
антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное
таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты
направлены на реализацию целевых показателей инфляции.
2. При осуществлении таргетирования инфляции главенствующее значение
имеет обоснование целевого значения уровня инфляции на прогнозный период.
Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение
инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического
развития. Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может создать
трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых перекосов, через
ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий,
увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны,
излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора
экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная неуверенность
субъектов хозяйствования и т.д. Поэтому в качестве целевого должен быть
выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции в контексте
необходимости достижения целей прогнозов и программ социально-
экономического развития страны.
3. Для обоснования целевого значения инфляции необходимо применение
комплекса взаимодополняющих моделей и методов прогнозирования инфляции,
включающих: эконометрические модели; модели, основанные на уравнении
обмена; методы, рекомендуемые МВФ; модели цены на основе межотраслевого
баланса; методы, базирующиеся на укрупненных макроэкономических расчетах.
При осуществлении расчетов на прогнозный период должно быть достигнуто
сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями
социально-экономического развития, для чего расчеты по названным моделям и
методам должны быть включены в общую схему многоитерационных расчетов и
согласований (сопряжения) всей системы социально-экономических показателей.
4. Использование изложенного выше подхода позволяет говорить о
целесообразности постепенного снижения уровня инфляции в Республике
Беларусь с тем, чтобы в 2005 г. выйти на уровень 10-14% за год, что
позволит осуществить необходимые структурные изменения в производстве,
ценообразовании, финансовой сфере и т.д. При этом для достижения целевых
показателей инфляции следует использовать факторы как со стороны спроса,
так и со стороны издержек. В целом главными составляющими антиинфляционной
политики в Беларуси являются: монетарная политика; политика
ресурсосбережения и снижения трансакционных издержек; политика цен.
Таким образом, реализация предлагаемого подхода к снижению уровня
инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в
регулировании экономики, согласованное действие различных государственных
структур как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с
Национальным банком. Недопустимы межведомственная разобщенность и
стремление реализовать ведомственные интересы в ущерб общегосударственным.
Сбалансированность и скоординированность отдельных целей, которые реализуют
отдельные ведомства, должны обеспечиваться в процессе подготовки прогнозно-
программных документов и, в первую очередь, при разработке прогноза
социально-экономического развития, государственного бюджета, основных
направлений кредитно-денежной политики на очередной год. Между этими
документами должна быть обеспечена полная сопряженность. В дальнейшем, при
реализации указанных документов, необходимо обеспечить их максимально
возможное выполнение каждым органом государственного регулирования в
соответствии с их законодательно определенной компетенцией.
Список использованных источников
1. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 259-З «О бюджете
Республики Беларусь на 2004 год».// Национальная экономическая газета.
2004. 18 янв.
2. Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л.
Вардеванян, В.Г. Василега и др. Под ред. В.В. Пинигина. – Мн.: НИЭИ
Минэкономики, 2002.
3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. -М.: Инфра-
М, 2003.
4. Бирюкова О. Дневник успеваемости белорусской экономики //
Белорусский рынок. 2003. №48. С. 12-13.
5. Борисова Г.Б. Высокая инфляция: современный опыт борьбы с ней,
успехи и провалы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 2003. №3. С. 71-81.
6. Дашкевич В. Видения светлого будущего // Белорусский рынок. 2003. №
44. С. 9.
7. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. -М.: Дело, 2002.
8. Инфляция должна быть подавлена // Белорусский рынок. 2003. №16.
С.19.
9. Корбут Н. Финансовая система жива, специалисты реально оценивают
проблемы и имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет.
Аудит. 2002. № 2. С. 4-6.
10. Кухтик Л. 2003 год: платежи в целевые бюджетные фонды. //
Национальная экономическая газета. 2003. №8. С. 5-7.
11. Масинкевич Н. Бремя станет легче? // Национальная экономическая
газета. 2002. 06 сент. С. 13.
12. Образкова Т.В. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой
сферы. // Белорусский экономический журнал. 2001. № 2. С. 26-29.
13. Основные направления социально-экономического развития Республики
Беларусь на период до 2010 г. / Сост. М.И. Плотницкий. - Мн.: Мисанта,
2002.
14. Ракова Е.Ю. Анализ факторов роста потребительских цен в Республике
Беларусь // Проблемы экономико-математического моделирования. 2000. С. 103-
115.
15. Республика Беларусь в цифрах: краткий статистический сборник. /
В.И. Зиновский и др.; Под общ. ред. Л.Л. Рыбчик. -Мн.: Министерство
статистики и анализа, 2002.
16. Скуратович К. Цена продбезопасности // Белорусский рынок. 2003.
№47. С. 8.
17. Тарасов В. Ожидается усиление рубля // Белорусский рынок. 2003.
№37. С. 14.
18. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И.
Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П.
Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997.