Информатизация и экономика

Информатизация и экономика

РГАС

Кафедра экономической теории.

Курсовая работа на тему :

Информатизация общества

и информационный бизнес

Выполнил : студент 1-го курса

группы :

М - 173

Замиховский С.

Проверила : Преподаватель

Зарубина

Е.М.

Ростов - на - Дону

1996 год.

Оглавление

Введение 2

Глава 1 : “Теория информационного общества” 6

Современный этап научно-технической революции 6

Концепция “Информационного общества” 7

Информационное производство и информационный сектор 9

Информация как товар 13

Труд в мире компьютерной автоматизации 14

Проблемы безработицы и занятости 16

Глава 2 : “Информационный бизнес (США)” 19

Как информация влияет на продукцию 20

Обеспечение информационной компетентности 20

Инфраструктура информационной отрасли 24

Реалии и перспективы 90-х годов 27

Заглядывая в 2000 год 29

Глава 3 : “Проблемы информатизации (Россия)” 32

Заключение 36

Список использованной литературы 42

Введение

На мой взгляд данная тема является очень интересной и ее актуальность

не вызывает у меня сомнения. Далее я попытаюсь обосновать свое мнение.

В истории человечества можно выделить несколько этапов, которые

человеческое общество последовательно проходило в своем развитии. Эти этапы

различаются основным способом обеспечения обществом своего существования и

видом ресурсов, использующимся человеком и играющим главную роль при

реализации данного способа. К таким этапам относятся: этапы собирательства

и охоты, аграрный и индустриальный. В настоящее время наиболее развитые

страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития

общества. В них осуществляется переход к следующему этапу, который, как и

соответствующее ему общество, назван “информационным”.[1] В данном обществе

определяющая роль принадлежит информации. Информация становится

стратегическим ресурсом. Инфраструктуру общества формируют способы и

средства сбора, обработки, хранения и распределения информации.

Таким образом, со второй половины ХХ века в цивилизованном мире

основным, определяющим фактором социально-экономического развития общества

становится переход от “экономики вещей” к “экономике знаний”, происходит

существенное увеличение значения и роли информации в решении практически

всех задач мирового сообщества. Это является убедительным доказательством

того, что научно-техническая революция постепенно превращается в

интеллектуально-информационную, информация становится не только предметом

общения но и прибыльным товаром, безусловным и эффективным современным

средством организации и управления общественным производством, наукой,

культурой, образованием и социально-экономическим развитием общества в

целом.

Современные достижения информатики, вычислительной техники,

оперативной полиграфии и телекоммуникации породили новый вид высокой

технологии, а именно информационную технологию.[2]

Результаты научных и прикладных исследований в области информатики,

вычислительной техники и связи создали прочную базу для возникновения новой

отрасли знания и производства - информационной индустрии. В мире успешно

развивается индустрия информационных услуг, компьютерного производства и

компьютеризация как технология автоматизированной обработки информации;

небывалого размаха и качественного скачка достигла индустрия и технология в

области телекоммуникации - от простейшей линии связи до космической,

охватывающей миллионы потребителей и представляющей широкий спектр

возможностей по транспортировке информации и взаимосвязи ее

потребителей.[3]

Весь этот комплекс (потребитель с его задачами, информатика, все

технические средства информационного обеспечения, информационная технология

и индустрия информационных услуг и др.) составляет инфраструктуру и

информационное пространство для осуществления информатизации общества.

Информатизация, таким образом, есть комплексный процесс

информационного обеспечения социально-экономического развития общества на

базе современных информационных технологий и соответствующих технических

средств.

Информатизация, как одна из основ экономического развития общества

охватила все ведущие промышленно развитые страны.

Необходимо сказать, что стоимость предприятия в “экономике третьей

волны” все больше определяется возможностью этого предприятия приобретать,

порождать, распределять и применять знания, используемые как

непосредственно в производственных процессах, так и в стратегическом

планировании.[4]

Именно поэтому проблема информатизации общества (наряду с другими

подобного ранга - безопасности, экологии и др.) стала приоритетной и

значение ее в обществе постоянно нарастает.

Соответственно, нельзя не отметить, что любые решения принимаемые в

“экономике третьей волны”, требуют обработки больших массивов информации;

компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько

от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации

и умения ею воспользоваться.

Это необходимо знать и понимать будущим руководителям. От этого

зависит не только судьба конкретной личности но и, быть может, судьба

России в целом, ее роль на международной арене. Для меня, как для будущего

менеджера, “информационная компетентность”[5] играет очень важную роль.

Поскольку, наши дни диктуют острую необходимость уверенно чувствовать себя

на ногах в обществе, где значение информации для всех сфер общественной

жизни постоянно увеличивается. Не вызывает сомнения тот факт, что ключом к

успеху в таком обществе будет являться умение четко ориентироваться в

огромном океане информации и умение эффективно воспользоваться этой

информацией. Именно поэтому данная тема кажется мне очень современной,

актуальной и интересной для рассмотрения в курсовой работе.

Глава 1

В 80-е годы более остро выявился революционный характер изменений в

производительных силах, связанный с распространением микроэлектроники,

биотехнологии, лазерной техники, с освоением ресурсов мирового океана и

близлежащего космоса. Общественное развитие приобрело особенный динамизм.

Преобразуются традиционные сферы деятельности и возникают новые, меняются

структура экономики, образ жизни людей и характер общения. Глубокое влияние

новая техника оказывает на условия и организацию труда, количество и

характер рабочих мест, формы и масштабы занятости и безработицы.

Все эти процессы порождают множество новых проблем, которые становятся

предметом острых споров. Идет перестройка теоретического арсенала

политэкономии. В русле теории “постиндустриального общества” народилось

новое направление - концепция “информационного общества”, ставшая ныне

теоретической основой анализа порождаемых научно-технической революцией

явлений и процессов. Сторонники этой теории выдвигают модернизированный

вариант трансформации капитализма.

Современный этап научно-технической революции

Одна из характерных особенностей нынешнего этапа НТР заключается в

невероятной быстроте и относительной дешевизне накоплений, обработки и

передачи с помощью современных технических средств колоссальной информации,

которая уже становится вместе с наукой важнейшей производительной силой.

Электронизация производства не сводится к вытеснению из него в

огромных масштабах рабочей силы. Она приводит к полной реорганизации

производственных процессов и интеграции различных его этапов. Главным

продуктом становится поток информации, которая используется прежде всего

для повышения эффективности процесса производства в целом. При этом не

всегда последнее реализуется в увеличении объема производства, в связи с

чем по-новому встают проблемы производительности труда и ее измерения.

Важную роль приобретает оптимизация решений на всех уровнях управления, в

частности, улучшение использования оборудования, снижение расходов энергии

и материалов, рационализация транспортных потоков и т. п. Значительная

экономия достигается за счет сокращения сроков переналаживания производства

и повышения скорости кругооборота материалов, готовых изделий и услуг.

В современном экономическом развитии научно-технические знания

приобретают характер стратегического ресурса первостепенного значения, а

электронно-вычислительная техника и новейшие средства связи делают

возможным их умножение и распространение в беспрецедентных масштабах.

Последнее относится и к всевозможной информации в области культуры и

искусства. Повышается уровень осведомленности и образованности населения,

становится возможной значительная интенсификация общения между людьми,

человека с машиной. Новая роль науки, знаний, информации, являющихся общим

достоянием, означает важный качественный сдвиг в структуре производительных

сил, влекущий за собой огромный прогресс обобществления производства.

Концепция “Информационного общества”

Отталкиваясь от названных перемен, значение которых нельзя

недооценивать, авторы теории “информационного общества” объявляют знания,

информацию главным агентом преобразования социальной структуры и

общественных отношений капитализма и превращения его в “новое общество”.

Так основатель и президент японского Института информационного общества

Ё.Масуда пишет: “Информационная эпоха, которую принесли с собой

компьютерная технология и средства коммуникаций, не просто окажет большое

социально-экономическое воздействие на современное индустриальное общество;

она повлечет за собой общественные перемены такого масштаба, которые

вызовут трансформацию современной системы в полностью новый тип

человеческого общества, то есть в информационное общество”.[6]

Каковы основные признаки этого общества, с точки зрения его

теоретиков?

Сердцевиной его экономики будет производство и использование

информации. В качестве экономического продукта она по своему значению будет

превосходить материальную продукцию, энергию, услуги. На смену

самовозрастанию капитала прийдет самовозрастание информации. Социально-

экономическая характеристика нового общества у Ё.Масуды приобретает черты

“электронной” утопии. Совместное пользование накопляемой информацией

приведет, по его мнению, к развитию новых принципов коллективных действий

для достижения общих целей. Главную роль будет играть не право

собственности, а право пользования. Расширение информационного обслуживания

и информационной инфраструктуры будет решающим фактором перехода от частной

экономики к общественной. Общественное потребление (школы, поликлиники,

дороги, парки и т. п.) по своему удельному весу станет превосходить

индивидуальное потребление материальных благ. Основой социальной структуры

общества станет добровольная община, а его политическая система будет

представлять собой “демократию участия”.

Информационное производство и информационный сектор

Отличие информатизации от других промышленных революций состоит в том,

что она основными своими результатами лежит в области общения людей или в

области информационного производства. Под производством мы понимаем

деятельность людей, результат которой потребляется другими людьми.

В моделях расширенного воспроизводства общества, обсуждаемых в рамках

политэкономии, понятие информационного производства использовалось редко.

Это объясняется общим законом развития информационных систем и производств,

к которым относится любая наука, ибо ничего, кроме информации (знаний,

технологий), никакая наука не производит.[7]

Согласно этому закону, модели общественных наук ориентируются на

преобладающие виды общественных производств. Преобладающим видом

общественного производства до последнего столетия было материальное

производство. Поэтому все модели расширенного воспроизводства общества

ориентированы на материальное производство как единственную компоненту с

подчинением ей всех остальных производств. В странах с развитой экономикой

в ХХ столетии стали ощутимы в общем национальном продукте продукты,

производимые сферой услуг и информационным производством. Именно это

обстоятельство позволяет говорить о наступлении эры информационного

общества.

Выделив информационное производство в самостоятельную компоненту

моделей расширенного воспроизводства общества, можно пересмотреть модели

развития общества с учетом этой компоненты. Если компоненте материального

производства отвечает модель “огонь, вода и ветер с колесом, пар,

электричество...”, то компоненте информационного производства отвечает

модель “жесты, речь, письменность, бумага и печать, телефон, радиосвязь,

ЭВМ...”.[8]

Революция в информационном производстве, связанная с появлением ЭВМ,

обусловлена резким увеличением объемов продукции информационного

производства и, в свою очередь, способствует увеличению и совершенствованию

информационного производства.

В рассмотренных выше концепциях “нового общества” важная роль

отводится формированию и росту информационного сектора экономики,

рассматриваемого в русле функционального подхода к общественному развитию.

С этой точки зрения деление экономики на три сектора - первичный (сельское

хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (сфера услуг), по мнению

теоретиков, соответствует исторически определенным фазам экономического и

социального развития общества. Для “индустриального общества” характерно

преобладание вторичного сектора, для “постиндустриального” - третичного, то

есть сферы услуг. Быстрое расширение информационной деятельности знаменует

образование четвертичного, информационного сектора и переход к

“постсервисному” обществу.

К информационному сектору причисляются все те, кто производит,

обрабатывает и распространяет информацию в качестве основного занятия, а

также кто создает и поддерживает функционирование информационной

инфраструктуры.[9] При таком определении сектор охватывает обширный и

чрезвычайно пестрый состав профессий. Ё.Масуда выделяет в четвертичном

секторе следующие четыре отраслевые группы: непосредственно информационные,

отрасли знаний, искусства, этики.

Попытки оценить численность информационного сектора из-за

расплывчатости его границ дают разные результаты. Тем не менее все они

свидетельствуют о его заметном увеличении.

Информационный сектор в том виде, в каком он представляется западным

исследователям, оказывается аморфным и многоликим образованием. Тем не

менее одной из основных причин его роста служит процесс увеличения роли

духовного производства, как формы деятельности, направленной на

приумножение и практическое применение знаний и на развитие самого

человека, что, по выражению К.Маркса, является главным накоплением

богатства, действительным богатством.[10] Рост занятости в сфере

информационной деятельности отражает важный сдвиг под влиянием НТР в

общественном разделении труда, функциях и составе совокупной рабочей силы в

том направлении, о котором говорил К.Маркс, - от непосредственного

исполнительного труда к контрольно-управляющим функциям.

Однако, как ни велика роль информации, сама по себе она не может

изменить характер общественных отношений. Эволюционизирование сферы

информационной деятельности происходит по общим законам, присущим данному

способу производства. При капитализме оно прежде всего подчинено

производству прибавочной стоимости. Помимо этого, на последствия применения

информационной технологии оказывают влияние конкретные экономические и

социально-политические условия ее использования.

Во многих отраслях информационного сектора развитых капиталистических

стран велика роль крупнейших корпораций и государства. Информация при этом,

так же, как наука и техника, становится средством конкурентной борьбы,

укрепления позиций монополий и орудием социального контроля.

Информационная деятельность ныне органически включается во все звенья

хозяйственной системы, в самые разные области функционирования современного

общества. В месте с тем она осуществляется в тесном взаимодействии со

сферой материального производства. Являясь важным фактором ее

эффективности, она одновременно опирается на развитие новейших отраслей

промышленности, формирование мощного индустриально-информационного

комплекса.

Как этот процесс взаимодействует с капиталистическими

производственными отношениями?

В представлении теоретиков “информационного общества” электронная

технология будет способствовать децентрализации производства, что приведет

к “смягчению” социального неравенства и более “справедливому” распределению

экономической власти. Действительно, развитие некоторых новейших отраслей

по производству современной техники сопровождалось бумом учредительства

сравнительно небольших компаний-новаторов.[11]

Распространение информационной технологии, стимулируя концентрацию и

централизацию капитала, придает некоторые особенности этому процессу. В

отличии от прошлого он далеко не всегда совпадает с концентрацией рабочей

силы и производства. Компьютерная автоматизация, обеспечивая гибкость

производства, снижает преимущества крупных его масштабов. Возникает

возможность создания небольших по числу занятых, но высокопроизводительных

предприятий. Вместе с тем возрастает необходимость больших расходов на

научные исследования и разработки, математическое обеспечение электронно-

вычислительной техники. А они под силу лишь крупным корпорациям, которые к

тому же обладают кадрами высококвалифицированных специалистов и имеют более

широкий доступ к источникам научно-технической, экономической и другой

информации. Кроме того, электронно-вычислительная техника в сочетании с

новейшими средствами связи (включая спутники) значительно снижает издержки

по управлению крупными хозяйственными комплексами, которыми располагают

международные корпорации-гиганты. Последние занимают ключевые позиции в

производстве и использовании новейшей технологии, а также в промышленных

исследованиях и разработках. Концентрация производства и использования

информационной техники влечет за собой концентрацию информационных

ресурсов, что еще больше укрепляет позиции крупнейших монополий.

Информация как товар

По своей природе информация является коллективным продуктом. Ее

монополизация капиталом обостряет противоречием между общественным

характером производства и капиталистической формой присвоения. В связи с

важной ролью, которую играет информация в современном мире, все более

острой становится проблема доступа к ее источникам и общественных форм

обслуживания.

Не обходят эту проблему и теоретики “информационного общества”. Д.Белл

рассматривает ее в контексте альтернативы: единая общенациональная система

или децентрализованная система информационного обслуживания крупными

корпорациями. Решение этой дилеммы, с его точки зрения, - это выбор между

“равенством” и “эффективностью”.[12]

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной

продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю,

она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления. Глубоко

общественный характер информации ослабляет стимулы, присущие частному

предпринимательству, в ее производстве и распространении. Именно поэтому

огосударствление некоторых отраслей информационного сектора (образование,

научные учреждения и др.) признается необходимым условием развития

современного капитализма. Помимо того государство само является одним из

крупнейших потребителей компьютерной техники, производителем, потребителем

и накопителем информации. Приоритетное значение приобретает их

использование в военных целях.

Труд в мире компьютерной автоматизации

Высокая производительность микроэлектронной техники, ее огромные

возможности заменять и умножать не только физические, но и умственные

способности человека, породили теории об уменьшающейся роли труда,

предсказания о его крушении как социального института. Экономист В.Леонтьев

говорит: “Поскольку не только физические, но и контролирующие “умственные”

функции труда в производстве товаров и услуг могут выполнятся без участия

человека, роль труда как неотъемлемого “фактора производства” будет все

более снижаться”.[13] С его точки зрения, с рабочими произойдет то, что

получилось с лошадьми и прочим тягловым скотом в сельском хозяйстве в

результате внедрения тракторов и других машин.

Однако, эта точка зрения игнорирует вызванный научно-технической

революцией глубокий качественный переворот в содержании и функциях труда.

Сокращение непосредственного участия человека в производстве - лишь одна

сторона этого процесса. Другая - расширение творческих видов труда,

связанных с выполнением контрольно-управляющих и логических функций все

более высокого уровня, принятием ответственных решений, с обслуживанием и

созданием усложняющейся техники.

Теория “устранения” труда послужила отправным пунктом для создания

Д.Беллом новой антитрудовой теории стоимости, противоположной марксистской.

“По мере сокращения рабочего времени, - писал Д.Белл, - и устранения

производственного рабочего (который, по Марксу, является источником

стоимости, так как большинство услуг относится к непроизводительному труду)

становится ясно, что знания и их применение заменяют рабочего в качестве

источника “прибавочной стоимости” в национальном продукте. В этом смысле

информация и знания являются основными факторами постиндустриального

общества, подобно тому, как капитал и труд были главными факторами

индустриального общества”.[14]

Согласно марксистской теории, стоимость не только создается

производственным рабочим, а представляет собой результат функционирования

общественного труда. В его субстанции сведены различные виды конкретного

труда. Что касается теории Д.Белла, то у него стоимость теряет всякую связь

как с конкретными общественными отношениями, так и с процессом

производства. По Д.Беллу, знания становятся источником стоимости, будучи

вовлеченными в систематической форме в трансформацию ресурсов

осуществляемую через рынок. В этом случае использование новых технологий

позволяет ликвидировать промежуточные звенья (посреднические организации),

обеспечивает создание добавочной стоимости информации за счет ее обработки,

хранения, передачи и преобразования в более удачные и доступные для

немедленного использования формы.

Эти процессы ведут к трансформации капитализма, к разложению способа

производства, богатства которого основаны на стоимости и прибавочной

стоимости, создаваемых непосредственным трудом.

В последние годы микропроцессорная технология становится материальной

основой новой фазы рационализации, при которой структурная перестройка

экономики и использование достижений науки и техники служат прежде всего

повышению нормы прибыли. При этом компьютеры используются не только для

управления производственными процессами, но и для контроля над каждым

движением, минутой времени рабочего. Такое применение информационной

техники порождает еще большее повышение интенсивности труда, которое

распространяется на все новые категории рабочих и служащих.

Электронная техника все больше проникает в сферу услуг. Например

компания “American Express” с помощью электроники следит за работой

персонала, регистрирующего оплату счетов, и операторов, отвечающих на

телефонные запросы владельцев кредитных карточек. Это позволило ей

расширить объем операций без соответствующего увеличения персонала при

значительном повышении интенсивности труда. В сфере услуг все более широкое

применение находят принципы работы конвейерных линий, давно ставшие

привычными в промышленности. Так, в банках сенсорные устройства, зажигая

табло с номером освободившегося от очередной операции кассира, обеспечивают

их постоянную загрузку. На предприятиях телефонной связи автоматизированная

система переключения направляет оператору вызов, как только он освободится

от предыдущего, и т. п.

Стремление приспособится к новым условиям заставляет менеджмент искать

такие формы организации труда, которые бы соответствовали требованиям

сегодняшнего дня: отказ от узкой специализации и в то же время

удовлетворение индивидуальных потребностей потребителей, объединение

операций, большее использование возможностей коллективного труда.

Проблемы безработицы и занятости

По мнению одного из теоретиков “информационного общества”, Ё.Масуды,

информационная революция ставит человечество перед выбором: увеличение

свободного времени или рост массовой безработицы. По его мнению, вопрос

будет решаться в пользу свободного времени. Сокращение рабочей силы в

промышленности будет компенсировано расширением сферы услуг, подобно тому,

как в прошлом веке вытесненная из сельского хозяйства рабочая сила была

поглощена промышленностью.[15]

Следующие факты опровергают часто необоснованное опасение, что новая

техника - особенно компьютеры и роботы - ведет к сокращению рабочих мест и

массовой безработице. На самом деле экономика США создала более 42 млн.

рабочих мест с 1959 по 1985 год - как раз в период перехода от

индустриальной экономики к хозяйству, где большинство работающих занято

созданием, использованием, хранением и передачей информации. В 80-е годы за

один трехлетний период в США появилось почти 9 млн. новых рабочих мест.[16]

Бесспорно, многие американские рабочие, особенно в производственном

секторе, потеряли места из-за новой технологии и вынуждены были

переучиваться для выполнения совершенно новых видов работ. Но в целом

информационная технология, будь то в учреждениях или на предприятиях,

стимулировала производительность, способствовала экономическому росту и

создала поэтому новые рабочие места.

Также необходимо отметить что, технологическая (промышленная) модель

развития общества, в рамках которой следует прежде всего рассматривать

феномен информатизации, характеризуется тем, что ее последующие ступени не

отвергают предыдущие, так же, как и энергетическая модель. Обуздание пара

не исключило возможностей прямого использования огня, появление ЭВМ не

исключило возможности и необходимости мозга человека.

Многие до сих пор технологически слабо оснащенные отрасли услуг и

сфера конторского труда, связанные с переработкой больших массивов

информации, представляют собой сегодня благоприятную почву для применения

микроэлектроники. Банки, страховые компании, торговые предприятия все шире

начинают использовать ЭВМ различного типа, терминалы, автоматы для учета

чеков, автоматизированные системы расчетов, электронных счетов и т. п.

Конторы оснащаются настольными компьютерами, автоматическими устройствами

для печатания и размножения текстов, множительными устройствами и т. п.

Открывается перспектива создания полностью автоматизированных электронных

офисов.[17] Применение “телематики” - соединения компьютеров с системами

телекоммуникаций - даст в сфере услуг толчок росту производительности.

Наблюдая развитие информационного производства в начальный период

развития информационного общества, можно осторожно сформулировать

предположение о принципиальной возможности решить в условиях

информационного общества основную проблему любой формации - проблему

максимальной занятости людей в общественном производстве без

катастрофических затрат материальных ресурсов, т. е. без войн,

строительства пирамид, БАМ и др.

Занятость людей в информационном производстве требует минимальных

материальных и энергетических затрат, поэтому в информационном обществе

имеется возможность реализации многих положений, закладываемых в понятие

экологического общества.

* * *

Как считают авторы “информационного общества”, путь к решению насущных

экономических и социально-политических проблем лежит через автоматическую

трансформацию современного общества благодаря присущим микроэлектронной

техники возможностям.

Глава 2

Информационное общество как модель человеческого развития не может

появится на пустом месте. Необходима очень серьезная интеллектуально-

технологическая база. Такой основой в западной экономике сегодня является

информационный бизнес.

Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую сферу

предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого

комплекса со своей сложившейся инфраструктурой. Информационный бизнес, с

одной стороны, входит в инфраструктуру всей предпринимательской

деятельности, наряду с банками, биржами, аудиторскими компаниями и т. д., а

с другой стороны, является самостоятельной сферой бизнеса.

Наиболее примечательное свойство информации - способность вызывать

изменения. Когда люди узнают что-то новое, они начинают жить по-другому,

меняются и их потребности в информационных услугах. Непременным условием

сохранения конкурентоспособности на рынке информационных услуг является

адаптация к изменяющимся потребностям. В этом отношении информационные

услуги полностью подвержены рыночным законам. Рынок сам по себе не дает

гарантий; тех, кто решил посвятить себя информационным услугам, может

ожидать и крах и успех. Теоретически информация должна быть интересна всем.

Практически ценность информации прямо пропорциональна той роли, которую она

играет в принятии решений, и тому, что поставлено на карту этим решением.

Ценность информации определяется тем, как вы распорядитесь ею. Сама по себе

она стоит немного.

Информация, призванная обеспечить принятие решений, вносит

существенный вклад в решение. Она становится фактором производства и

подобно труду, материалам и капиталу создает богатства. В этой своей

функции информация является элементом конкурентоспособности, равным по

значению умелости менеджмента.

Как информация влияет на продукцию

Для того, чтобы понять, как информация выполняет свою функцию создания

богатства, необходимо разобраться в том, как она влияет на продукцию -

товар или услугу.

Конкурентоспособность товаров всех видов - от автомобиля до компьютера

- зависит не только от доступа к информации, обеспечивающей эффективное

использование, но также и от четкого представления о том, какая информация

необходима для обеспечения оптимального дизайна и функциональных

характеристик.

Успеха в конкурентной борьбе добивается тот, кто понимает важность

информационного фактора для создания товаров, способных завоевать рынок.

Обеспечение информационной компетентности

В каждой отрасли сейчас действуют компании, определяющие ориентиры ее

развития на основе имеющейся в их распоряжении информации.

В самом общем виде информационные услуги призваны удовлетворять одну

из насущных человеческих потребностей - потребность в отборе нужных знаний.

В сфере информационного бизнеса создаются и обмениваются

информационные “эквиваленты” событий, людей, действий. Информационные фирмы

выискивают группы людей с общим “информационным ситом”, чаще всего

используя простые и прямые методы маркетинга. Такие группы представляют

рыночные ячейки для информационных услуг.

Фирмы, действующие в сфере информационных услуг, определяют сведения,

необходимые при принятии решений какой-либо рыночной ячейке. Затем они

разрабатывают или собирают соответствующие данные, придавая им такой вид,

чтобы они представляли ценность для своих потребителей. Степень готовности

разных рыночных ячеек к использованию информации не одинакова. Некоторые

предпочитают электронные каналы, другие приемлют лишь печатную форму. Эти

различия между потребителями (рыночными ячейками) вынуждают поставщиков

информации прибегать к различным формам и каналам ее передачи.

Чтобы добиться успеха, поставщик должен начать с универсальной

информации, пригодной к использованию в любой форме. Нельзя требовать от

покупателей информационных услуг, чтобы они принимали информацию лишь в

одном определенном виде. Такая политика может лишь открыть двери

конкурентам, представляющим информацию в иных, удобных для потребителей

формах, и дать им возможность отвоевать часть рыночной ячейки. В результате

появляются информационные компании, которые заполняют рыночную ячейку

услугами в настолько простой и приемлемой форме, что им нечего боятся

конкурентов. Им не приходится даже прибегать к рекламе. Они не просто

изучили свой рынок, многие из них создали его, обучив персонально каждого

потребителя в соответствующей рыночной ячейке. Именно поэтому продвижение

информационных услуг в соответствующую ячейку не требует особой рекламы.

Следует указать, что большинство потребителей обладает

благоприобретенной неспособностью воспользоваться современными

возможностями информационных услуг - их этому просто не научили. Даже те

кто усвоил в школе или в вузе компьютерную грамоту, мало знают о самих

информационных услугах, о том, как и когда ими пользоваться.

Информационная компетентность - понятие более широкое, чем

компьютерная грамотность. Она включает не только способность найти

информацию (то есть осведомленность о том, где и в каком виде она

хранится); нужно иметь четкое представление о том, какая именно информация

имеется, как она классифицирована и обработана, как ею можно пользоваться и

какой вклад она может внести в созидание богатства в конкретной ситуации.

Это умственная работа требующая не только общего образования, но и

специальной подготовки.

“Mid Data Central” (MDC) в середине 70-х годов построила стратегию

завоевания рынка для нового вида своих услуг “LEXIS” (банк юридической

информации, к которому можно подключится по обычным каналам связи) на

предоставлении студентам юридических вузов бесплатного доступа к “LEXIS” во

время обучения. Тем самым “MDC” “встроила” в новое поколение юристов

информационную компетентность. Овладев навыками использования правовой

информации в электронной форме, эти молодые люди после окончания

университетов стали требовать от своих нанимателей - владельцев юридических

фирм доступа к “LEXIS”. Сегодня “MDС” представляет правовые услуги большим

и малым юридическим фирмам, создав для себя рынок путем подготовки

профессионалов еще на школьной скамье. Далеко не всегда стратегия

завоевания рынка информационных услуг характеризуется такой дальновидностью

и продуманностью. Особенность информационной сферы состоит в том, что нет

ни одного потребителя, которому понадобилось бы знать о всех наличных

банках данных. Лица, принимающие решения, должны ориентироваться лишь в тех

информационных услугах, которые имеют непосредственное отношение к их

бизнесу. Естественно, при необходимости можно привлекать дополнительные

“внешние” источники данных.

Так же важно иметь представление о специфическом значении каждого

банка данных. Так как, наибольшую ценность имеет не общая информация по

данной проблеме, а та узкая информация, которая нужна для принятия

конкретного решения.

Каждый банк данных разрабатывается для определенных целей. Для

эффективного использования банка данных нужно знать не только о его

содержании, но и о тех целях, которые ставил перед собой его создатель. Это

позволяет потребителю “быть в русле” и получить от банка максимум

возможного.

Полезно знать и другие специфические особенности компаний, занятых в сфере

информационного бизнеса:

. Они предпочитают создавать собственный продукт, не полагаясь на

сторонних составителей. Это дает возможность большего контроля за

качеством информации, которое является главным активом компании.

. Ключ к хорошим деловым отношениям с потребителями определенной

рыночной ячейки, обслуживаемой компанией, - быть как можно ближе к

потребителю, быстро реагируя на его новые возможности и запросы. В

результате от потребителя зависит не мало конкретных аспектов

развития информационного бизнеса в отличии от других сфер, где

покупатель “включен” не столь непосредственно. В информации именно

нужды потребителя, изменяясь, изменяют деятельность информационной

компании и ее продукцию.

. По определению, продукция, предлагаемая в данной рыночной ячейке,

предназначена для удовлетворения специфических запросов клиента.

Поэтому пользователи должны ставить столь же конкретные задачи перед

своими поставщиками исходной информации и научится сотрудничать с

ними, приобретая только те сведения, которые необходимы для

удовлетворения их специфических запросов.

. Информационные компании часто являются монопольными хранителями

сведений в своей конкретной области. По мере накопления досье

(“файлов”) расширяется и банк данных. Поэтому информационные

компании нередко в состоянии представить дополнительные сведения, не

вписывающиеся непосредственно в их специфический круг деятельности.

Очень важно, чтобы компания, оказывающая прежде всего информационные

услуги, осознала себя таковой и соответственно этому строила свою

деятельность. Может показаться невероятным тот факт, что только в середине

60-х годов одна из старейших и крупнейших информационных компаний Америки,

“Dan & Bredstreet”, осознала, что она действует не в сфере кредита, а в

сфере информации. Через сто лет после своего основания эта компания

обнаружила, что собранное ею досье об американском бизнесе представляет

ценность не только в банковской сфере. Осознав это, фирма уже в качестве

информационной предложила деловому миру широкий набор услуг. Своевременная

“инвентаризация” своих возможностей необходима для объективной оценки

перспектив, ожидающих фирму на рынке услуг.

Понимание этих особенностей важно для менеджеров, поскольку основной

принцип поведения на рынке информации - уподобиться хамелеону, окрашиваясь

именно в те цвета, которые нужны рынку.

Инфраструктура информационной отрасли

Переходя к инфраструктуре информационной отрасли нужно сразу

отметить, что сфера информационного бизнеса очень обширна и включает

различные виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с

информацией. Причем постоянно происходит увеличение объемов инфраструктуры.

Начав с производства продуктов и услуг, прямо связанных с вычислительной

техникой, сегодня информационный бизнес захватывает все новые и новые

области человеческой деятельности, практически не связанные с компьютерами.

Рассматривая современную инфраструктуру бизнеса, необходимо иметь в

виду, что разные специалисты в разных странах неоднозначно трактуют и

описывают ее. Одной из наиболее удачных и удобных для рассмотрения и

понимания информационной инфраструктуры является схема разработанная

Л.Дэем.[18]

Каждый из восьми сегментов схемы включает различные виды деятельности,

не все из которых прямо связаны с информацией. Тем не менее каждый вид

деятельности, показанный в сегменте, так или иначе важен для

информационного бизнеса. Я хочу остановится на этой схеме более

внимательно. Она включает следующие блоки:

1. Содержательная информация:

. кинофильмы;

. газеты, журналы;

. микрофильмы;

. информационные бюллетени, отдельные релизы, справочные указатели;

. книги, доклады, публикации;

. видеодиски, пленки.

2. Вспомогательные услуги:

. рисковый капитал, банки;

. системы искусственного интеллекта, проектирование систем;

. разделение времени работы систем;

. программирование;

. электронная передача документов, ввод данных;

. исследователи рынка и условий бизнеса, рекламные агентства;

. биржевые маклеры, бюро услуг.

3. Информационная технология:

. компьютеры, терминалы;

. конторское оборудование;

. оптическая аппаратура;

. микрофильмы, лазерные диски;

. печатное оборудование, бланки учета;

. ксерокопирование;

4. Интегрирующая технология:

. терминалы;

. персональные коммутаторы;

. речевые системы, факсимиле;

. цифровые данные.

5. Средства связи:

. радио, телевидение, телефон;

. системы передач;

. видеодиски, волоконная оптика;

. средства почтовой связи, коммутаторы.

6. Каналы связи:

. доставка посыльным, почта;

. телеграф, телефон;

. международные средства связи, спутниковая связь, коммерческие

средства связи;

. кабельное телевидение;

. передвижная и блочная аппаратура.

7. Каналы теле- и радиовещания:

. радиосеть, региональные сети;

. телесеть, телефакс;

. коротковолновая связь.

8. Смысловые услуги:

. служба новостей;

. исходная информация для электронных и неэлектронных банков данных;

. информация о фондовой бирже, информационные маклеры;

. библиотеки, видеотеки;

. статистические индексы;

. владельцы банков данных;

. речевые системы.

Как видно из приведенной схемы, инфраструктура здесь рассмотрена очень

подробно и включает большое количество различных видов деятельности.

Схема дает наглядное представление о том, что информационные услуги

строятся не только на компьютерах. Часто информационный бизнес

рассматривают как синоним компьютерного. Это отождествление можно объяснить

значительным вкладом компьютеров в информационную революцию.

Реалии и перспективы 90-х годов

Информационный бизнес в нынешнем десятилетии, в развитых

капиталистических странах, превратился в многоотраслевой комплекс,

охватывающий обширную инфраструктуру. Громадные масштабы этого “монстра”

современной западной экономики подтверждают следующие цифры. Мировое

потребление информационных технологий в 1990 году достигло 2 трлн. долл.

(удвоение произошло всего за 4 года с 1986 г.). Информационное производство

в США и Японии по уровню занятости превзошло сферу материального

производства. Причем в США в этой сфере к началу 90-х годов было занято уже

около 60% всех работающих.[19] Сегодняшние тенденции развития

информационного бизнеса таковы, что он стабильно опережает традиционные

отрасли по темпам роста, занятости и другим экономическим показателям.

Оборот от продажи программ подскочил с 5 млрд. долларов в 1982 году до 25

млрд. в 1985 году.[20]

Сегодня в информационном бизнесе, как и в целом в сфере экономики,

сложились три крупнейшие центра - США, Япония, Западная Европа, между

которыми и разворачивается вся конкурентная борьба. Основные итоги этой

борьбы в середине 90-х годов характеризуются следующим. Наметилось общее

ослабление американских позиций на мировом рынке информационных технологий.

Сегодня США доминируют только в области поставок компьютерного оборудования

(75%) и программных средств (65%). Отмечается нарастание роли Японии. С

конца 70-х годов она произвела около 50% мирового объема потребительской

электроники. В настоящее время на североамериканском рынке доля японских

производителей конторского оборудования составляет: в области копировальной

аппаратуры - свыше 40%, в области калькуляторов и факсимильного

оборудования - около 100%. Для Европы характерно в последнее время

отставание в области информационных технологий.[21]

0 [pic]

ё

Достигнутая к настоящему времени критическая масса информационных

услуг и мощностей будет в существенных деталях определять специфику работы

научных учреждений, органов управления и материального производства.

Руководители информационного дела стали уделять большое внимание

обучению лиц, принимающих решения в корпорациях, способам использования

внутренней служебной информации этих корпораций в процессе планирования,

управления и маркетинга. Несомненно, эти усилия способны повысить

конкурентоспособность корпораций. Научившись работать со своей внутренней

информацией, менеджеры компаний на определенном этапе почувствуют

потребность в привлечении внешней информации, и это создает новые

возможности для информационного бизнеса.

Компании, которые отстанут в этом деле, столкнутся с усиливающимся

давлением со стороны более информированных конкурентов.

По существу, любой работник по мере повышения своей профессиональной

квалификации становится источником и накопителем информации в своих

организациях. Связь между информационными услугами и другими отраслями

экономики становится благодаря этому двусторонней: информационные компании,

оказывая услуги другим фирмам пополняют собственный информационный

потенциал.

В настоящее время университеты готовят дипломированных специалистов в

области маркетинга, овладевших программированием и компьютерной техникой.

Эти специалисты, как правило, выступают в роли “лоцманов” своих фирм в

океане информации.

Так появляется новая категория специалистов, без которых уже трудно

представить себе будущность информационного бизнеса.

Заглядывая в 2000 год

Опыт работы в изолированных ячейках рынка информационных услуг создал

у многих информационных компаний представление о “массе рынков”, а не о

едином “массовом рынке”, больше соответствующем реалиям индустриальной эры.

Несмотря на происходящий теперь взрыв информационных услуг, похоже,

что их “массовый рынок” как важный элемент личного потребления населения

начнет функционировать в полную силу не раньше конца века. Должны

возникнуть не только информационные услуги ориентированные на личное, не

производственное потребление (пока их не так уж много, да и разные местные

рынки могут потребовать специфических услуг). Должны возникнуть и новые

каналы их финансирования.

* * *

Информация - бизнес, приобретающий глобальные измерения.

Развитие информационного дела во всем мире имеет те же тенденции, что

и в Соединенных Штатах.

Во-первых, предприниматели открыли для себя информацию как вид

бизнеса. Даже в Китае правительство поощряет “рисковый” капитал для

создания и развития информационных услуг.

Во-вторых, компании, действующие в области инфраструктуры, признали

потенциал информационного бизнеса и развивают технику и технологию передачи

и обработки информации. Специалисты в области почтовой, телефонной и

телеграфной связи во всем мире решают проблему, как обслужить (а в

некоторых странах - как регулировать) информационный бизнес, особенно с

точки зрения типа и качества необходимых средств связи.

В-третьих, поскольку масса информационных услуг приближается к

критической, они приобретают транс национальный характер. По существу,

можно говорить о зарождении мирового рынка информации для ведущих в

техническом отношении стран.

В-четвертых появляются услуги ориентированные на личное,

непроизводственное потребление, обрабатываются способы их финансирования.

Хотя никто из занятых в этом бизнесе не считает, что информация может

вытеснить промышленность и стать главным видом экономической деятельности в

мировом масштабе, совершенно ясно, что информационные услуги вносят

немаловажный вклад в экономику и тем самым участвуют в создании богатства

народов.

Влияние информации сказывается на рабочей силе, предметах и орудиях

труда. Таким образом, она создает конкурентные возможности во всех видах

деятельности. В ХХI веке ее значение еще более возрастет и в США, и во всем

мире.

Глава 3

По уровню информатизации, какими бы показателями мы ее не измеряли,

наша страна катастрофически отстает от ведущих и даже некоторых

развивающихся стран мира. Например, объем производства средств

вычислительной техники в нашей стране едва достигает 10% от уровня США, а в

настоящее время резко сокращается объем тиражируемых программных средств -

5%. Надежность отечественной вычислительной техники в 100-500 раз уступает

зарубежным образцам, по технико-экономическим показателям она не

конкурентоспособна на рынке России по сравнению с импортной.[22]

Значительно отставание в использовании промышленных баз данных и баз

знаний. Резко отстает от потребностей общества развитие сетей связи и

передачи данных, служащих базой инфраструктуры информатизации регионов

России.

По своей глубокой сути информатизация представляет собой процесс

преобразования человеком Среды своего существования, биосферы в ноосферу,

результатом которого будет создание высокоразвитой инфосферы.[23] Этот

процесс затрагивает как среду обитания, так и общество, самого человека.

Глубина совершаемых преобразований порождает проблемы, от своевременного

решения которых зависит ход информатизации.

Материально-техническая проблема заключается в преодолении разрыва

между существующим состоянием материально-технического обеспечения

информационной сферы и уровнем этого обеспечения, необходимого для

информационного общества.

Технологическая проблема обусловлена отсталостью не только

информационных технологий, но и технологий в тех областях экономики,

которые должны обеспечивать процесс развития инфосферы.

Проблема связи порождается противоречием между необходимостью в

информационном обществе связывать каждого с каждым, обеспечивая

высококачественную передачу необходимой информации, и невозможностью

выполнить это при современном состоянии сетей связи в России.

К психологическим проблемам относится, в первую очередь, не готовность

населения к информатизации, к использованию получаемых в ходе

информатизации результатов.

Психофизическая проблема, т. е. психическая и физиологическая

совместимость человека и новой информационной техники, проблема воздействия

на человека новых информационных технологий.

Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в

основной ресурс развития общества, необходимостью правовой регламентации

производства, обработки и использования этого ресурса и отсутствием таковой

в настоящее время.

Экономические проблемы возникают в связи с переходом к экономике иного

вида, экономике “информационного” общества.

Социальные проблемы обусловленны коренным изменением образа жизни

членов общества под воздействием информатизации.

Кадровые проблемы. Они связаны с необходимостью не только готовить

кадры для развития инфосферы и эффективного использования получаемых

результатов, но и проводить профессиональную ориентацию работников тех

профессий, которые окажутся излишними в процессе создания высокоразвитой

инфосферы.

Финансовые проблемы возникают в связи с высокой стоимостью

информатизации, отсутствием централизованных средств на ее проведение и

необходимостью искать и создавать источники средств, способные поддерживать

желаемые темпы создания высокоразвитой инфосферы.

Организационные проблемы связаны с необходимостью создания таких

структур и механизмов, которые на практике обеспечивали бы организацию и

проведение развития инфосферы.

Научные проблемы обусловленны неразработанностью научного фундамента

информатизации, и в первую очередь концептуальных основ, методов научного

обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного

сопровождения этого процесса в стране.

Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом проблем

могут осуществляться различными путями:

1. Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь

характерен для общественных процессов, связанных с изменением

условий жизни и адаптацией общества к новым условиям. Такая

адаптация требует организационных перестроек в обществе,

затрагивающих его материальные и нравственные основы. Эти основы

относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их

изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно.

Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько

сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает сам процесс

более длительным и, как правило, приводит к значительному

перерасходу ресурсов.

2. Централизованное управление процессом информатизации. Этот путь не

может быть реально осуществлен, так как рассматриваемый процесс

является настолько сложным, что практически относится к

неуправляемым объектам.

3. Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса

протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов,

определяющих границы существования процесса и желательные

направления его развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества

самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его

протекания и избежать излишних затрат.

Развитые страны и регионы, первыми начавшие переход к информационному

обществу, могут позволить себе первый путь решения возникающих при этом

проблем, так как для них фактор времени не столь существенен. Они и так

являются первыми в этой сфере.

Регионы, отставшие в развитии информационной сферы, в том числе

Россия, должны выбирать третий путь, так как значительное отставание в

создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному отставанию.

Таким образом информатизация общества порождает целый комплекс

проблем, от решения которых зависит выбор и реализация пути развития

человечества. При этом, если на начальном этапе информатизации основную

роль играют научно-технические и технологические проблемы, то на

последующих этапах главную роль начинают играть социальные проблемы,

решение которых и определит исход информатизации.

Заключение

Глобальной целью информатизации является обеспечение необходимого

уровня информированности населения, обусловленного целями социально-

экономического развития страны.

Главным итогом информатизации станет обеспечение свободного

своевременного доступа населения к региональному, государственному и

мировому информационному фонду, формирование потребности и сознания

необходимости его использования в процессе своей деятельности у каждого

члена общества.

Задачи информатизации будут выполнены и затраты на ее проведение

оправдаются только в том случае, если она будет проводится с единых

позиций, базироваться на единых принципах.

К основным принципам информатизации относятся:

- подчиненность ее целей целям социально-экономического развития;

- соответствие структур и методов информатизации требованиям перехода

страны к рыночной экономике;

- выгодность информатизации для общества, ее окупаемость;

- ориентация на экономические методы управления информатизацией;

- конкурсность путей осуществления информатизации, источников и форм

ее финансирования;

- саморазвитие процесса информатизации;

- совместимость информатизации страны с мировым процессом

информатизации;

- интеграция информационных ресурсов.

Исходя из целей и проблем информатизации общества основными ее

направлениями следует считать:

- проведение исследований по информатике и информатизации;

- создание и развитие материально-технической базы информатизации.

- совершенствование существующих, разработка, развитие и применение

новых информационных технологий;

- перевод производства программных средств на промышленную основу,

создание индустрии программных средств;

- создание и развитие информационной инфраструктуры;

- создание и развитие индустрии переработки информации;

- подготовку населения к информатизации;

- подготовку, введение и корректировку правовых и хозяйственных норм;

- участие в международном сотрудничестве и разделении труда в сфере

информатизации.

Производство программных средств может и должно стать самоокупаемой

отраслью народного хозяйства, способной экспортировать свою продукцию.

Необходимо ввести в практику лицензионную закупку зарубежных и экспорт

созданных в России программных средств, решив при этом проблемы авторских и

прочих прав в соответствии с нормами Международной конвенции по охране прав

на интеллектуальную собственность, к которой наша страна присоединилась в

1989 году.

Создание и развитие индустрии переработки информации является

определяющим направлением в информатизации, так как именно эта отрасль,

используя современные средства и технологии, производит конечный продукт -

информацию, пополняет и поддерживает информационный фонд, обеспечивает

доступ к нему и использование населением страны. Без перевода процесса

переработки информации на промышленную основу невозможно достичь конечной

цели информатизации.

Подготовка, введение и корректировка правовых и хозяйственных норм,

обеспечивающих требуемые темпы и направления информатизации,

предусматривают создание в России механизма правового, организационного и

хозяйственного регулирования информатизации, для чего необходимы:

- разработка и введение положения о собственности в сфере информатики,

о юридическом статусе информации;

- обеспечение охраны интеллектуальной собственности;

- разработка и введение законодательства, рассматривающего информацию

как товар и регламентирующего права собственника на рынке

информации;

- введение системы финансирования и ценообразования в сфере

информатики, и в первую очередь на информацию и информационные

услуги;

- введение юридической ответственности лиц, использовавших доступ к

информационному фонду с целью нанесения ущерба отдельным гражданам,

организациям и государству;

- решение правовых вопросов связанных с компьютерными преступлениями;

- проведение мероприятий, направленных на изменение управленческих и

других структур и связанных с созданием материально-технической и

технологической базы информатизации, индустрии программных средств,

информационной инфраструктуры и индустрии переработки информации;

- разработка и введение налоговой политики в сфере информатизации;

- сертификация информационного продукта.

Информация относится к таким направлениям НТП, которые не могут

успешно развиваться без широкой международной кооперации. Ни одна страна в

мире не в состоянии самостоятельно эффективно развивать все направления

информатизации. Только активное участие в международном сотрудничестве и

разделении труда в сфере информатизации создаст возможности для обеспечения

требуемых темпов информатизации нашего общества.

Анализ хода мирового процесса информатизации позволяет по степени

достижения конечных и промежуточных целей выделить в развитии

информатизации общества три этапа:

Создание социальных, экономических и технических условий формирования и

начального удовлетворения информационных потребностей населения.

Развитие информационной инфраструктуры и обеспечение условий для ее

включения в мировую.

Развитие и удовлетворение основных информационных потребностей населения

страны.

К основным сферам информатизации общества относятся: социальная сфера,

материальное производство и управление.

Социальная сфера - это главный объект информатизации. Информатизация

этой сферы направленна на формирование и удовлетворение информационных

потребностей населения, информационное обеспечение социальных процессов,

улучшение быта всех членов общества и повышение качества предоставляемых

услуг, а в целом - на коренное улучшение общественной деятельности и жизни

человека.

Основной целью информатизации сферы материального производства

является информационное обеспечение технического перевооружения отраслей

общественного производства путем внедрения эффективных автоматизированных

средств труда, комплексной автоматизации на их базе технологических и

производственных процессов, создания гибких перестраиваемых модулей,

участков и производств. Информатизация должна охватывать все стадии

жизненного цикла создаваемой продукции: исследование - проектирование -

производство - сбыт и эксплуатация.

Информатизация сферы управления играет особую роль, так как она не

только повышает эффективность управления на всех уровнях, но и позволяет

увеличить эффективность целенаправленной деятельности человека в других

сферах, в том числе в такой, как информатизация общества.

При финансировании процесса информатизации должны учитываться

приоритеты и приниматься меры, не допускающие монополизма отдельных

организаций в этой области.[24]

Нормальное функционирование современного цивилизованного рынка, для

которого характерно превышение предложения над спросом (а только такой

рынок присущ социальной рыночной экономике, в которой интересы

производителя подчинены интересам потребителя), не может быть обеспечено

без выполнения вполне определенных обязательных условий. Одним из таких

условий является возможность получения субъектами рынка полной, достоверной

и своевременной деловой информации.

Однако, существующая в России информационная инфраструктура не только

не обеспечит субъектам рынка такую возможность, но и не способна оказать

необходимую информационную поддержку процессам перехода экономики на

рыночные отношения. Поэтому без информатизации страны переход к подлинным

рыночным отношениям, способствующим достижению целей социально-

экономического развития, практически будет не осуществим.

Информатизация представляет собой сложный многоаспектный процесс,

затрагивающий интересы населения как непосредственно, так и через интересы

организации, учреждения и предприятия, в деятельности которых участвуют

жители страны. Информатизация, в зависимости от своего хода и результатов,

может иметь различные последствия, в том числе и негативные. Поэтому

необходим контроль состояния и хода этого процесса и принятия на основании

результатов контроля мер, обеспечивающих возможно больший положительный

эффект и ослабление, а по возможности предотвращение, негативных

последствий информатизации. Это означает, что, во-первых, в ходе

информатизации необходимо своевременно получать достоверные и полные оценки

качества результатов и эффективности процесса информатизации, а во-вторых,

иметь механизмы управления, вырабатывающие на основе этих оценок и

реализующие систему мер, обеспечивающих корректировку хода информатизации в

требуемом направлении.

Под управлением процессом информатизации следует понимать

целенаправленное воздействие на этот процесс путем перераспределения

финансовых средств и наличных ресурсов между основными элементами

информационной системы, а также направлениями и сферами информатизации.

Исходя из целей информатизации, управление процессом информатизации

должно быть ориентировано на ее конечные цели - создание системы

информационного обеспечения и информационной поддержки задач социально-

экономического развития, в том числе повышение автоматизации производства и

административно-управленческой деятельности.

Сложность и взаимозависимость процессов информатизации требуют

организации управления информатизацией на всех уровнях.

Таким образом, информатизация должна быть направленна на повышение

эффективности использования потенциала страны, на реализацию механизмов

развития цивилизации в целом, и быть ориентирована на удовлетворение

информационных потребностей всех членов общества. Я считаю, что наша

задача, как будущих специалистов в области экономики и управления, провести

ее в нужном направлении и достичь положительных результатов в процессе

информатизации.

Список использованной литературы

1. Информатика в жизни США. Информационное агентство США, 1988 г.

2. Компьютерный век: 20 лет развития. Вашингтон 1981 г.*

3. Рыночная экономика. Москва 1992 г.

4. Советский энциклопедический словарь. Москва 1985 г.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения т. 26 ч. 3.

6. Масуда Ё. Информационное общество. Вашингтон 1981 г.*

7. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология --миллионные

прибыли. Москва 1990 г.

8. Александров В., Позник Г. Ретроспективный анализ и тенденции

компьютеризации производства, финансов и торговли \\ Проблемы

информатизации, 1993 г., №3-4

9. Артамонов Г. Проблемы теоретической информатики \\ НТИ. Сер. 1, 1993

г., №6.

10. Артамонов Г. Феномен информации в политической экономии \\ НТИ. Сер. 1,

1989 г., №4.

11. Арутюнов П. От индустрии вещей к индустрии знаний. \\ Деловой мир, 1994

г., 5 апреля.

12. Войскунский А., Кузнецова А., Нейман М. Информационное общество:

отношение населения \\ Проблемы информатизации, 1993 г., №3-4.

13. Ершов А. Информация: от компьютерной грамотности к информационной

культуре общества \\ Коммунист, 1988 г., №10.

14. Заболотский В., Юсупов Р. Проблемы информатизации общества \\ Проблемы

информатизации, 1994 г., №1-2.

15. Зурковски П. Информационный бизнес: взгляд изнутри \\ Мировая экономика

и международные отношения, 1990 г., №8.

16. Лившиц А. На пути к информационной экономике: насколько полезен опыт

капитализма \\ Экономические науки, 1990 г., №9.

17. Миллер С. Ассоциация развития рынка Геоинформационных технологий и

услуг. Рождение. Первые результаты. Перспективы. **

18. Ореховский П. Корпоративные игры и информационные технологии. **

19. Урсул А. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию

цивилизации \\ Вестник РОИиВТ, 1993 г., №1-2

20. Закат политэкономии индустриализма \\ Россия XXI век, 1994 г., №8.

21. Информатизация общества и переход к информационному обществу \\ Вестник

РОИиВТ, 1994 г., №1-2.

22. Информационный ресурс и национальная система баз данных и баз знаний

высшей школы России \\ Проблемы информатизации, 1993 г., №3-4.

23. Отделение информатики, вычислительной техники и автоматизации

Российской академии наук \\ Проблемы информатизации, 1994 г., №1-2.

24. Информационные технологии, 1994 г., №4.

25. Эксперт, 1995 г., №5.

-----------------------

[1] В литературе используют и другие названия данного общества, например,

постиндустриальное общество, общество “экономики третьей волны”, общество

“экономики знаний” и др.

[2] Под информационной технологией обычно понимается использование

вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи,

хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни, в том

числе и развлечений.

[3] Япония приняла в конце 80-х годов решение в течении 25 лет выделить 250

млрд. долл. на развитие усовершенствованной, скоростной сети электронной

связи. В США еще при Дж. Буше был принят законопроект о выделении 1 млрд.

долл. на создание в течении 5 лет программы по изучению и разработке

электронных сетей, последующая реализация которой по значимости

сравнивается с эффектом, полученным Америкой от прокладки ультрасовременных

шоссейных магистралей. (См. Ореховский П. “Корпоративные игры и

информационные технологии”, Обнинск 1995 г., доклад на конференции МГИС -

95).

[4] Например, по оценкам западных экспертов, более 50% реальной стоимости

таких компаний, как “COMPAQ”, “KODAK”, “HITACHI”, “SIEMENS” складывается из

владения информацией, банками данных, патентами и т. д. Однако этот капитал

не материален, хотя и сказывается как на росте курсовой стоимости акций,

так и на объеме выпускаемой этими компаниями продукции.

[5] См. Обеспечение информационной компетентности, стр. 20.

[6] См. Ё. Масуда. Информационное общество. Вашингтон, 1981, пер., стр. 59.

[7] См. Проблемы теоретической информатики. \\ НТИ. Сер. 1, 1993 г., № 6.

[8] См. Информатизация общества и переход к информационному обществу.

\\“Вестник РОИиВТ”, 1994 г., № 1-2, стр. 9.

[9] См. “Компьютерный век: 20 лет развития”. Вашингтон, 1981 г., пер., стр.

185.

[10] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.26, ч. III, стр. 306.

[11] В 50-х годах в Америке ежегодно появлялось 93000 новых предприятий, к

началу 80-х годов - более 600 000, причем многие из них в таких

процветающих областях, как информатика и коммуникации. Частота банкротств

новых предприятий всегда высока, но их основатели, тем не менее, приносили

в мир бизнеса свежие силы, дух конкуренции, новые идеи, производили новые

товары и предлагали новые услуги - от компьютерного оборудования до

телевизионных развлекательных программ. (См. См. Информатика в жизни США,

Информационное агентство США, 1988 г., стр. 4.).

[12] См. “Компьютерный век: 20 лет развития”, стр. 185.

[13] См. Закат политэкономии индустриализма. \\ Россия XXI, 1994 г., № 8.

[14] См. “Компьютерный век: 20 лет развития”, стр. 168.

[15] См. Ё. Масуда. Информационное общество, стр. 63.

[16] См. Информатика в жизни США, стр. 5.

[17] Американская компания “Micronet” создала в Вашингтоне подобный офис, в

котором полностью исключается использование бумаги в делопроизводстве.

[18] “МЭ и МО”, 1990 г., №8, стр. 99.

[19] Рыночная экономика, Москва 1992 г., стр. 120.

[20] См. Информатика в жизни США, стр. 15.

[21] Рыночная экономика, Москва 1992 г., стр. 128.

[22] Отделение информатики, вычислительной техники и автоматизации

Российской академии наук. \\ Проблемы информатизации, 1993 г., № 3-4, стр.

9.

[23] Проблемы информатизации общества. \\ Проблемы информатизации, 1994 г.,

№ 1-2, стр. 29.

[24] Фирме “Bell Holding Company”, отделенной от “AT&T” судом на основании

антитрестовского закона, было запрещено владеть информацией, которая

передается по принадлежащим ей каналам связи. Суд исходил из того, что

соединение монополии на местную телефонную сеть со сферой информационного

бизнеса, породило бы много исков и в конечном счете вызвало бы затруднения

в осуществлении услуг. (См. “МЭ и МО”, 1990 г., №8, стр. 100).

* Перевод с английского.

** Доклад на конференции МГИС - 95, г. Обнинск 1995 г.

-----------------------

Прогноз роста числа пользователей сотовых телефонов в развитых странах.

4 сентября 1995 года исследовательская группа MarketLine International

опубликовала доклад о перспективах развития рынка радиотелефонов. По

оценкам компании, к 2000 году число пользователей сотовых телефонов в

наиболее развитых странах вырастет в два раза и превысит 100 млн. Столь

бурный рост связан с развитием мобильных средств связи, которому

содействуют снижение цен на соответствующие услуги и развитие сотовых

сетей.

Всего в мире.

100

80

60

40

20

0

На графике видна неоднородность развития крупных национальных рынков

сотовых телефонов.

Франция

Великобритания

Япония

США

миллион

ы

95 96 97 98 99 2000