Инновационно-инвестиционный процесс в современной экономике России
Инновационно-инвестиционный процесс в современной экономике России
Министерство образования Российской Федерации
Северо-Кавказский Государственный Технический Университет
кафедра: «Финансы и кредит»
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Инновационно-инвестиционный процесс в современной экономике
России»
Автор работы: Петрищев Ю.С.
Специальность: 060400
Группа ФК-021
Обозначение работы: К.Р.
Научный руководитель:
Сосновская Л.И.
Работа защищена с оценкой_______
Ставрополь, 2003г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Роль инноваций в научно-техническом развитии 4
1.1. Научно-технический прогресс – важный фактор экономического роста. 4
1.2. Классификация инноваций 5
1.3. Инновационный процесс и его этапы 7
Глава 2. Деятельность предприятий инновационной сферы 13
2.1. Сущность инновационной деятельности 13
2.2. Инновационный риск и предпринимательство 14
2.3. Инновационный сектор экономики 16
2.4. Венчурный бизнес и его формы 18
Глава 3. Государственное регулирование инновационно-инвестиционного
процесса 22
3.1. Ограниченность рыночных механизмов в инновационной сфере 22
3.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере
24
3.3. Задачи и перспективы инновационной политики государства 26
Заключение 29
Список литературы 30
Введение
Преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического
кризиса в 2001 году Россия вступила в условиях заметного оживления
экономики. Этому способствовали усилия правительства по стабилизации
экономики и финансов в посткризисный период и благоприятные внешние
условия, сформировавшиеся в 2000 г. Итоги развития современной экономики
России свидетельствуют о качественном изменении хозяйственной ситуации.
И тому есть множество факторов: сокращение количества убыточных
производств, увеличение поступлений доходов в бюджет, снижение
задолженности по выплатам заработной платы, сокращение безработицы и, что
на мой взгляд очень важно, благоприятная конъюнктура цен на основные
позиции российского экспорта (нефть, газ, черные и цветные металлы), а
также некоторые другие. Последний фактор характеризует прямую зависимость
доходных статей бюджета от ситуации на мировом рынке, что говорит о
сохранении Россией обидного статуса «сырьевого придатка».
Основным путем выхода из этой ситуации мне видится значительное
увеличение капиталовложений в экономику, причем не столько в добывающую
промышленность и сферу услуг, сколько в начальные стадии научно-
технического развития, т.е. в фундаментальные научные исследования,
прикладные исследования и, самое главное, внедрение в производство новых
технологических процессов. Тогда станет возможным увеличение производства
конкурентоспособной конечной продукции многих отраслей промышленности и,
следовательно, значительное уменьшение импортной зависимости.
В связи с этим избранную тему можно смело назвать актуальной.
В первой главе курсовой работы раскрываются теоретические аспекты научно-
технического развития. При ее написании использовалась в основном
литература времен социалистического строя, а также относящаяся к классике
экономической мысли, поэтому встречается так много «непривычных» для
рыночной экономики терминов. Вторая глава раскрывает деятельность
предприятий и их организационные формы в инновационной сфере и частично
касается проблем, поднятых в следующей главе. Третья глава является
ключевой в работе, потому что в ней охватываются интереснейшие стороны
процесса инвестирования в инновации и выявляются присущие современному
этапу экономического развития РФ тенденции. Последняя часть работы
посвящена рычагам воздействия государства на процесс финансирования НТП и
методам создания благоприятного инвестиционного климата.
Глава 1. Роль инноваций в научно-техническом развитии
1.1. Научно-технический прогресс – важный фактор экономического роста.
Для изучения проблематики, поставленной в данной работе, требуется
сразу определить ряд понятий, таких как «технический прогресс», «научный
прогресс», «научно-технический прогресс».
«Технический прогресс состоит в совершенствовании средств производства и
применения, обеспечивающем повышение производительности труда и более
полное удовлетворение потребностей человека.
…Исходным пунктом технического прогресса служит научный прогресс-
открытие новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира,
овладение приемами и способами его преобразования в интересах человека.
Первоначально он осуществляется в форме накопления человеком эмпирических
знаний о явлениях и свойствах природы, а затем – в форме научных знаний.
…Научно-технический прогресс – существенный фактор производства
продукции, обеспечивающий за счет совершенствования средств производства и
технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств
окружающего мира повышение производительности труда.»[1]
Научно-технический прогресс является очень сложным, отнюдь не только
техническим, а также широким социально-экономическим и естественно-научным
процессом. Он состоит как бы из двух весьма разных процессов, которые тесно
переплетаются между собой; грань между ними в известном смысле условна.
Один процесс – эволюционный, когда развитие техники и технологии идет без
качественных скачков, за счет совершенствования действующей техники и
технологии. Конечно, это эволюционное совершенствование эффективно, но рост
эффективности при этом измеряется процентами. Эволюционное
совершенствование техники имеет четко видимые пределы.
Другая составляющая НТП – революционная, когда развитие приобретает
скачкообразный характер, осуществляется переход к новым поколениям техники,
к принципиально новым технологическим системам. Здесь рост эффективности
измеряется уже не в процентах, а в разах.
Научно-технический прогресс органически объединяет развитие науки и
техники. Превращение науки (той ее части, которая связана с производством,
оказывает прямое воздействие на него) в непосредственную производительную
силу означает, что каждый очередной шаг в развитии техники опирается на
предшествующую ему научную разработку, что технический прогресс становится
материализацией прогресса научного. Это относится как к эволюционному пути
развития науки и техники, так и к революционному, получившему воплощение в
научно-технической революции. Сам научный прогресс теперь немыслим без
использования новой техники исследования и обработки данных, установок,
научных приборов, воплощающих высшие достижения техники.
1.2. Классификация инноваций
Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и
может использоваться наряду с ними. В литературе встречается несколько
подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две
точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат
творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и
т.д.; в другом – как процесс введения новых изделий, элементов, подходов,
принципов вместо действующих. В мировой экономической литературе
«инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-
технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и
технологиях.
Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что
специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией
инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового
рыночного обеспечения производства (купля – продажа);
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-технического
обеспечения;
5) появление новых рынков сбыта.
Эти положения И.Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е
годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью
внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых
производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в
промышленности.
По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской
Федерации на 1998-2000 годы», инновация – конечный результат инновационной
деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного
продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновация возникает в результате использования результатов научных
исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса
производственной деятельности, экономических, правовых и социальных
отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах
деятельности общества.
Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие
областей и способов использования требуют разработки их классификации. В
Таблице 2 предложен классификатор инноваций, использование которого
позволяет оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно
определять их результативность, а также выявлять неоднородность инноваций и
подбирать методы управления каждой из них.
Таблица 2.
Классификация инноваций*
|№ |Классификационный признак |Классификационные группировки инноваций |
|п/п | | |
|1 |Области применения |Управленческие, организационные, |
| |инноваций |социальные, промышленные и т.д. |
|2 |Этапы НТП, результатом |Научные, технические, технологические, |
| |которых стали инновации |конструкторские, производственные, |
| | |информационные |
|3 |Степень интенсивности |"Бум", равномерная, слабая, массовая |
| |инноваций | |
|4 |Темпы осуществления |Быстрые, замедленные, затухающие, |
| |инноваций |нарастающие, равномерные, скачкообразные |
|5 |Масштабы инноваций |Трансконтинентальные, транснациональные, |
| | |региональные, крупные, средние, мелкие |
|6 |Результативность инноваций|Высокая, низкая, стабильная |
|7 |Эффективность инноваций |Экономическая, социальная, экологическая, |
| | |интегральная |
*Основы инновационного менеджмента. М.:Экономика.2000
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по
областям применения и этапам НТП:
> технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или
улучшенными свойствами;
> технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных
способов изготовления продукции;
> организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами
оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
> информационные решают задачи организации рациональных информационных
потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности,
повышения достоверности и оперативности получения информации;
> социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем
здравоохранения, образования, культуры.
Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют
специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и
технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов,
одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят
изменения в организацию производства.
Другая классификация, предложенная чехословацким экономистом Ф.Валентой,
позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого
уровня к более высокому:
> инновации нулевого порядка — регенерирование первоначальных свойств
системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
> инновации первого порядка — изменение количественных свойств системы;
> инновации второго порядка — перегруппировка составных частей системы с
целью улучшения ее функционирования;
> инновация третьего порядка — адаптивные изменения элементов
производственной системы с целью приспособления друг к другу;
> инновации четвертого порядка —" новый вариант, простейшее качественное
изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;
первоначальные признаки системы не меняются — происходит некоторое
улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более
мощным двигателем);
> инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большинство
свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например,
переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);
> инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение
первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения
функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка);
> инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функциональных
свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип
(переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического
воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).
1.3. Инновационный процесс и его этапы
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в
инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в
ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта,
технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В
отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е.
первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до
проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после
внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество
совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не
известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области
применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые
воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для
себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком
продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со
средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической
среды, в которой он функционирует и развивается.
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения
новой техники (технологий) (ПСНТ). ПСНТ начинается с фундаментальных
исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и
выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые
связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества
безотносительно к их конкретному использованию.
На современном историческом этапе ускорение социально-экономического
развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности
труда и эффективности производства базируются на научно-техническом
прогрессе. В свою очередь научно-технический прогресс должен питаться
непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к
принципиально новым видам техники и технологии.
Фундаментальные научные идеи должны широким потоком входить в технику и
производство, через новейшие технологии и оригинальные инженерные решения
воплощаться в новые машины, оборудование и приборы высшего технического
уровня. В цепочке интенсивной экономики «наука - технология - производство»
ведущим звеном является наука, порождающая и новейшие технологии, и новые
принципы производства.
Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе
организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась
в основном независимо от производства, то теперь она становится
неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического
прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука
выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все
активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него
постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный
путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных
идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны
опережать потребности техники и производства.
Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных
процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей,
открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой
науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими
исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская
наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной
основе и частично могут использовать внебюджетные средства.
Расходы бюджета на фундаментальную науку с момента распада СССР
неуклонно снижались, что наглядно показывает нам Таблица 3.
Таблица 3.
Финансирование науки из средств федерального бюджета*
| | |фундаментальные |прикладные |разработки |
| | |исследования |исследования | |
|1994 |4996,9 |842,0 |1021,9 |3133,0 |
|1995 |11672,1|1829,9 |2118,1 |7724,0 |
|1996 |18641,6|2952,5 |3020,3 |12668,8 |
|1997 |23541,9|4174,3 |3958,5 |15409,1 |
|1998 |24372,9|3918,6 |4115,0 |16339,3 |
|1999 |46412,1|6594,6 |8096,4 |31721,1 |
*По данным Российского статистического ежегодника.2000 г., с.488.
Проанализировав данные таблицы, получим следующие соотношения (в %)
между ФИ, ПИ и ОКР:
1994 г. – 17:21:62;
1995 г. – 16:18:66;
1996 г. – 16:16:68;
1997 г. – 18:17:65;
1998 г. – 16:17:67;
1999 г. – 14:17:69.
Тенденция четко определяется, если взять за базис это же соотношение в
1990 году:
1990 г. – 11:34:55.
Это является следствием перехода к рыночной экономике, заставляя науку с
целью «выживания» заниматься прикладными работами. Подобный научный
потенциал ориентирован на восприятие и применение заимствованных научно-
технических достижений и не может обеспечить значительное внедрение
базисных и улучшающих инноваций.
Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного
производства новых изделий (Ос), которое включает научное и
производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной)
продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.
На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы по опытной
базе науки. Их цель – изготовление и отработка опытных образцов новых
продуктов и технологических процессов.
После стадии освоения начинается процесс промышленного производства
(ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое
логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение
выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия,
как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями.
Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР
были внедрены в практику и приносили доход, т.е. были бы реализованы
потребителю.
При определении пропорций распределения ресурсов (инвестиций) необходимо
опираться на общие закономерности, присущие интенсивному типу
воспроизводства и выражаемые, в частности, в статистическом законе деления
затрат по структуре научно-производственного цикла: пропорции затрат между
фундаментальными исследованиями (ФИ), прикладными поисковыми работами
(НИР), разработками (ОКР), капитальными вложениями на освоение научно-
технических новшеств (Ос) составляют 1:3:9:27. Такого рода статистический
закон распределения ресурсов научно-производственного потенциала характерен
для стадии развития общественного производства, когда НТП осуществляется но
заказам практики, выражающим необходимость решения очевидных проблем
развития (или стабилизации) производства.
Актуальны также предложенные Г.М.Добровым следующие рациональные
соотношения стоимостных затрат между стадиями ПСНТ, имеющие квадратичную
зависимость от стадии к стадии:
ФИ НИР ОКР ОС
2є 2І 2 2
В нашей стране фактически сложившиеся пропорции распределения за грат
выявляют глубокую диспропорциональность в структуре научно-
производственного цикла: на производственное освоение научно-технических
новшеств направлялось примерно в 5 раз меньше ресурсов против того, что
требуется для сбалансированности структуры научно-производственного цикла.
Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных
исследований и включает в себя следующую разработку, освоение и применение
новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров
выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается
моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более
эффективной, называется жизненным циклом.
Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи
до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей
степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная
масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими
структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.
Глава 2. Деятельность предприятий инновационной сферы
2.1. Сущность инновационной деятельности
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование
и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для
расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой
продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с
последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных
рынках.
Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в
инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.
Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных,
технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий,
которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть: а)
подготовка и организация производства, охватывающие приобретение
производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в
процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества»,
необходимых для создания нового технологического процесса; 6)
предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и
технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых
технологий и оборудования; в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий
виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая
предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам,
рекламную кампанию; г) приобретение неовеществленной технологии со стороны
в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций,
моделей и услуг технологического содержания; д) приобретение овеществленной
технологии — машин и оборудования, по своему технологическому содержанию
связанных с внедрением на ИП продуктовых или процессных инноваций; е)
производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей
для определения производственных процедур, технических спецификаций.
При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и
субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработки техники
и технологий предприятиями, находящимися независимо от организационно-
правовой формы и формы собственности на территории страны.
Субъекты инновационной деятельности — юридические лица независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица,
иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства,
участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются
Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы.
Инноватор — автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели,
проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или
иного вида инновации).
2.2. Инновационный риск и предпринимательство
Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении
предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг,
которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.
Инновационный риск особенно важен в современной предпринимательской
деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых
как для производства существующих товаров и услуг, так и для создания
новых, ранее не производимых.
Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:
> при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по
сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить
предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она
является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации
фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной
оценкой спроса на производимый товар;
> при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом
случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу
добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с
использованием старого оборудования;
> при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и
технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск
того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск
несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям
для производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи
созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной
продукции, в случае неудачи.
Инновационное предпринимательство — это процесс создания и коммерческого
использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе
предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или
услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности.
Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не
инновации сами по себе, а направленный организационный поиск новшеств,
постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.
Предпринимателей отличает инновационный тип мышления. В настоящее время
сложилось понимание предпринимателя как новатора. «Задача предпринимателей
— реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения
изобретений, а в более общем смысле — через использование новых
технологических достижений для производства новых товаров или прежних
товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или
нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания
новой отрасли промышленности»[2].
Для российской экономики инновационное предпринимательство чрезвычайно
привлекательно. Оно стимулирует экономические процессы, необходимые именно
на стадии перехода к рыночным отношениям, в частности, значительный приток
ресурсов в сферу научных исследований и разработок. В Российской Федерации
популярность инновационных видов деятельности постепенно растет. Это
связано с относительной стабилизацией политической и экономической
обстановки в стране после сокрушительного 1998 года, а также с
многочисленными преимуществами данного вида предпринимательства и усилением
позитивной роли государства в стимулировании инновационного процесса.
Поэтому с позапрошлого года рост активности наблюдается практически во всех
отраслях экономики (см. Таблицу 5).
Таблица 5.
Число инновационно-активных предприятий по видам экономической
деятельности*
|1995 |1996 |1997 |1998 |1999 | |Горнодобывающая промышленность |42 |22
|23 |38 |63 | |Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий
|239 |256 |241 |250 |304 | |Производство текстильных изделий и одежды |101
|82 |67 |62 |73 | |Производство древесины, целлюлозно-бумажное
производство, полиграфия, издательское дело |50 |42 |44 |56 |75 |
|Коксохимическое производство, производство продукции нефтеперегонки,
радиоактивных веществ, продукции химического синтеза, резиновых и
пластмассовых изделий |177 |152 |168 |158 |184 | |Производство
неметаллических минеральных продуктов |58 |55 |47 |45 |83 | |Металлическое
производство |57 |45 |41 |33 |61 | |Металлообрабатывающее производство
(кроме производства машин и оборудования) |84 |76 |48 |44 |52 |
|Производство машин, оборудования, приборов и транспортных средств |500
|499 |463 |456 |615 | |Производство мебели, готовых изделий, не включаемых
в другие категории |54 |37 |25 |53 |46 | |Сбор и вторичная переработка
отходов и лома |1 |4 |1 |3 |2 | |Электроэнергетика |--- |8 |5 |20 |36 |
|Всего |1363 |1278 |1173 |1218 |1594 | |
*По данным Российского статистического ежегодника.2000 г., с.494.
В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного
предпринимательства. Первый вид инновационного предпринимательства —
инновация продукции — представляет собой процесс обновления потенциала
предприятия, обеспечивающий увеличение объема получаемой прибыли,
расширение доли на рынке. Второй вид — инновация технологии — это процесс
обновления производственного потенциала, направленный на повышение
производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в
свою очередь дает возможность увеличить объем получаемой прибыли.
Применение социальных инноваций расширяет возможности на рынке рабочей
силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей.
В широком смысле инновационной является любая разновидность истинного
предпринимательства, ибо последнее «по определению» основывается на
новаторстве, творчестве, нестандартных и рисковых подходах. Вместе с тем
инновационное предпринимательство выступает как особый вид бизнеса,
результатом которого становится специфический товар — нововведение
(инновация).
2.3. Инновационный сектор экономики
К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках
инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и
поиск новых потребителей; информация о возможной конкурентной среде и
потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм; поиски новаторских
идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию
инновационного проекта. Все эти виды деятельности представляют
инновационный сектор, т.е. область деятельности производителей и
потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающую создание и
распространение инноваций.
Инновационный сектор экономики представлен несколькими сегментами. Во-
первых, - корпоративными структурами (сюда входят научно-исследовательские
подразделения крупных компаний или их внутренние венчуры, являющиеся
инновационными предприятиями, выделенными из состава корпорации на период
создания и коммерческого освоения нововведения и управляемые через
специальные отделы). Во-вторых, — государственно-общественными
образованиями (в том числе учебными заведениями, университетскими
исследовательскими центрами, и т.п.). В-третьих, — малыми инновационными
предприятиями (МИП).
Такие предприятия являются технологическими лидерами в отраслях двух
типов: в динамичных, с быстро меняющейся технологией, и в эмбриональных,
только зарождающихся (в остальных отраслях, как правило, техническое
развитие осуществляют крупные компании). Так, в сфере программного
обеспечения 98% фирм — малые; в отрасли фотоники и оптики — 97; в
наукоемком сервисе и сфере контроля и измерений — по 96%.
В России процесс создания МИП начался в конце 80-х годов и прошел
несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных
видов деятельности. На этих этапах возникали: научно-технические
кооперативы (НТК); центры научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ);
совместные инновационные предприятия; фирмы-посредники между временными
творческими коллективами и заказчиками научно-технической продукции,
занимавшиеся внедрением нововведений; фирмы, обеспечивающие процесс
компьютеризации страны на базе импортной вычислительной техники,
периферийного оборудования и средств связи. До начала приватизации малые
формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными
подразделениями государственных предприятий или организаций. В ходе же
приватизационной кампании стали возникать частные инновационные
предприятия: АО (товарищества) на материально-технической и финансовой базе
государственных предприятий или предприятий арендного типа (создававшихся
на основе НИИ, вузов и госпредприятий). Начался процесс превращения
государственных НИИ и КБ в частные малые инновационные предприятия.
Ключевую роль в становлении малого инновационного предпринимательства
призвана сыграть система институтов его поддержки, или инновационная
инфраструктура.
В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы,
объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной
деятельности от генерации новых научно-технических идей и их отработки до
выпуска и реализации наукоемкой продукции, представляющей собой
совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и
соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для
эффективного осуществления данных видов деятельности. Примерами элементов
такой инфраструктуры являются инновационные центры, инкубаторы, технопарки,
технополисы, консалтинговые и обучающие фирмы.
Инкубатор – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных
условий для возникновения и эффективной деятельности МИП, реализующих
оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления
МИП материальных (прежде всего научного оборудования и помещений),
информационных, консультационных и других необходимых услуг. Инкубатор –
коммерческая организация: самоокупаемость обеспечивается за счет его
участия в той или иной форме в будущих прибылях инновационных фирм.
Развитие инкубаторов инновационного бизнеса как основы и ядра будущих
технопарков и технополисов представляется оптимальной тактической мерой.
Появление их рядом с оборонными комплексами, академическими институтами и
вузами (или непосредственно внутри них) позволило бы обеспечить творческой
и высокооплачиваемой работой значительное число специалистов, не ставя их
перед необходимостью увольнения и (что особенно злободневно для малых
городов) выезда в другие населенные пункты или даже за пределы страны.
Технопарк – это компактно расположенный комплекс, который в общем виде
может включать в себя научные учреждения, вузы и предприятия
промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы
сервиса и предполагает создание комфортных жилищно-бытовых условий.
Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технической
деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального
производства.
Наивысшим проявлением интеграционной тенденции является технополис
(научный парк, технологический парк). Он представляет собой конгломерат из
нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм
(преимущественно малых), внедренческих организаций и других, которых
связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей
коммерциализации. Технополис – это структура, подобная технопарку, но
включающая в себя небольшие города (населенные пункты), так называемые
наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано на расположенные
в них научные и научно-производственные комплексы. Объединение мелких фирм
в совокупности создает сложную инфраструктуру, необходимую и достаточную
для крупных инноваций. Центром технополиса, его стержневым звеном, обычно
является крупный университет – генератор и носитель фундаментального
знания, лежащего в основе инноваций.
В США, например, насчитывается около 300 таких парков, а в Германии –
около 300 инновационных центров. Япония приступила к созданию 19
технополисов с мощным потенциалом для разработки совершенных технологий в
наиболее приоритетных областях. В России – около 60 технопарков и несколько
технополисов: Обнинск, Дубна, Пущино, Арзамас-16, Томск.
Рыночная ориентация инновационной инфраструктуры определяет ее
способность обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях
современной рыночной экономики и возможности быстрой адаптации к постоянным
динамическим изменениям. Конечной целью формирования инфраструктуры должно
быть не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов для более
эффективного ведения ими научно-технической и инновационной деятельности, а
обеспечение осуществления их совокупной деятельности в интересах общества,
включая преодоление спада производства, его структурную перестройку и
изменение номенклатуры выпускаемой продукции, усиление ее
конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего
рынков, создание новых рабочих мест и сохранение научно-технического
потенциала.
2.4. Венчурный бизнес и его формы
Становление инновационного предпринимательства тесно сопряжено с
развитием практики венчурного (рискового) финансирования. В широком смысле
под ним подразумеваются все вложения в рискованные с точки зрения
финансовых результатов проекты, прежде всего в области высоких технологий.
В узком смысле оно означает долго- или среднесрочные инвестиции в виде
кредитов или вложений в акции, осуществляемые венчурными фондами с целью
создания малых быстрорастущих компаний. Чаще всего малые рисковые (или
венчурные) предприятия связаны со сферой НИОКР, поэтому для их обозначения
используется фигурировавший выше термин «малые инновационные предприятия».
Название «венчурный» происходит от английского — «рискованное
предприятие или начинание». Сам термин «рисковый» подразумевает, что во
взаимоотношениях капиталиста-инвестора и предпринимателя, претендующего на
получение от него денег, присутствует элемент авантюризма.
Венчурные предприятия могут быть двух видов:
> собственно рисковый бизнес;
> внутренние рисковые проекты крупных корпораций.
В свою очередь собственно рисковый бизнес представлен двумя основными
видами хозяйствующих субъектов:
> независимые малые инновационные предприятия (МИП);
> предоставляющие им капитал финансовые учреждения.
Малые инновационные предприятия основывают ученые, инженеры,
изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в
жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких
предприятий могут служить личные сбережения основателя, но их обычно
недостаточно для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится
обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний,
готовых предоставить рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х
годов, например, в США существовало более 500.
Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего в том,
что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не
требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в
распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего
срока договора.
Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических
новшеств заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно-
промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти
на внутренние рисковые проекты, или внутренние венчуры. Они представляют
собой небольшие подразделения, организуемые для разработки и производства
новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в
рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих
от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся
специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи
возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при
минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны
руководства.
В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести
разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в
массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для
данного предприятия изделия.
Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и
внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий
нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и
крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку
нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку,
предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта,
организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.
Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской
активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных
изысканий.
Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в
случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм
составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по
экономике США. Но как правило, венчурные фирмы неприбыльны, так как не
занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки
другим предприятиям – эксплерентам, патиентам, коммутантам.
Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных
преобразований старых сегментов рынка, называются эксплерентами. Они
занимаются продвижением новшеств на рынок.
Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования на
определенный срок. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха,
если ему суждено быть. Фирмы-эксплеренты получили название «пионерских».
Они работают в «окрестностях» этапа максимума цикла изобретательской
активности и с самого начала выпуска продукции.
Перед фирмой-эксплерентом возникает проблема объема производства, когда
привлекательная новинка для рынка уже создана. Для этого эксплерент
заключает альянс с крупной фирмой, так как не может самостоятельно
тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с
тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз с мощной фирмой
(даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных
условий и даже сохранения известной автономии.
Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют
потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств.
Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии
падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам
продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает
необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о
целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В
то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к
кризису.
В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты –
предприятия с «силовой» стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким
уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым
выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние
запросы» к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. Виоленты
работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно-
техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции
на производство (в том числе о приобретении лицензий); о снятии продукции с
производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка
машин и оборудования.
Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-
национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты. Они действуют на
этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая политика
требует принятия решений о своевременной постановке продукции на
производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых
виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям
специфических потребителей.
Глава 3. Государственное регулирование инновационно-инвестиционного
процесса
Переход к рынку предполагает развитие конкуренции и снижение роли
государства в экономике. В то же время на основе лишь рыночных принципов
невозможно кардинально преобразовать материально-техническую базу общества.
Ставка на реализацию задач НТП без вмешательства государства — опаснейшее
заблуждение. Ряд функций, и прежде всего разработка и осуществление научно-
технической и инвестиционной политики, должны оставаться объектом
государственного регулирования.
3.1. Ограниченность рыночных механизмов в инновационной сфере
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов
объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим
содержанием. С одной стороны, в настоящее время инновации становятся
основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет
лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек
по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических
рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы
существенно затруднено, а многие инновации не внедрены в хозяйственную
практику. Деятельность крупных корпораций в значительной степени
модифицирует механизмы совершенной конкуренции и позволяет частично
интегрировать научно-инновационные процессы в общий воспроизводственный
цикл. Однако в конце XX столетия сложившиеся в большинстве отраслей ведущих
стран механизмы олигополистической конкуренции не способны обеспечить
полное использование инновационного потенциала современных достижений науки
и техники. Ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и
распространения инноваций можно проследить по ряду направлений.
Во-первых, отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать
средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций.
Совершенствование процессов научного познания делает НИОКР все более
дорогостоящими. Новые научные результаты достигаются
высококвалифицированными, т. е. высокооплачиваемыми, кадрами; при этом
опережающими темпами растет фондовооруженность научного труда. Развитие
науки приобретает все более междисциплинарный характер. Кооперация
представителей различных областей науки и техники также требует
дополнительных расходов. Еще больших затрат требует реализация
нововведений. Это значительные капитальные вложения, связанные с
техническим переоснащением производства, расходы на поиск и приобретение
научно-технической информации, прогнозирование конъюнктуры, обучение
персонала, организационные мероприятия, а зачастую и на модификацию
сложившихся взаимосвязей с поставщиками ресурсов и потребителями продукции
и услуг. Немалых затрат требуют экспертиза, патентование, сертификация
новой продукции и т.д.
Во-вторых, многие инновации могут оказаться экономически эффективными
лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический
минимум, и наличии достаточно емкого рынка. Поскольку абсолютные масштабы
расходов на НИОКР и внедрение инноваций возрастают, увеличивается и доля
условно-постоянных затрат в производственных издержках отдельного
хозяйствующего субъекта, имеющего ограниченную производственную базу и
лимитированный рынок сбыта продукции, инновационные вложения могут
оказаться недостаточно прибыльными, так как он не сможет получить
значительную экономию на масштабах производства. Особенно характерна такая
ситуация для отраслей с низкой скоростью оборота капитала.
В-третьих, изолированное осуществление инноваций ведет к существенным
потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. С ростом
научно-инновационных затрат неоправданное дублирование расходов на НИОКР и
инновации зачастую становится непозволительной роскошью для цивилизованного
общества.
В-четвертых, существуют инновационные процессы, которые вообще не могут
осуществляться на коммерческой основе. К ним относятся фундаментальные
научные исследования, результаты которых, как правило, не могут быть
коммерциализированы. Однако в конечном счете большинство инноваций связано
с успехами фундаментальной науки. Сюда же относятся инновации в областях и
видах деятельности, полностью или преимущественно направленных на
удовлетворение потребностей общества в целом (оборона, здравоохранение,
образование и др.). Расходы на эти составляющие инновационных процессов
неизбежно ложатся на плечи всего общества.
В-пятых, инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются
значительной степенью неопределенности результата и длительностью лага
получения отдачи. Вкладывая средства в инновации, предприниматель или фирма
подвергает себя значительному инновационному риску, складывающемуся из
нескольких элементов. Технологический риск связан с возможной неудачей
проекта с технической стороны; хозяйственный риск — с возможностью
превышения величины требуемых ресурсов над имеющейся в распоряжении
хозяйствующего субъекта; коммерческий риск — с неопределенностью
конъюнктуры рынка; динамический риск — с возможностью значительного
изменения общеэкономической среды за время реализации проекта. Требуются
определенные внешние стимулы либо гарантии полного или частичного
возмещения потерь в случае неудачи, чтобы предприниматель предпочел
инновационный проект альтернативным, менее рискованным способам помещения
капитала.
В-шестых, экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и
во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают
величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта. Возможности
коммерциализации инноваций могут расширяться, например, за счет охвата
дополнительных сегментов рынка, применения инновационных технологий в
других отраслях, разработки инновационных проектов в других областях с
использованием элементов первоначальной разработки, стимулирования
инноваций у поставщиков и потребителей через технологические цепочки и т.п.
На микроуровне весьма сложно заранее оценить полную эффективность проекта
(с учетом как позитивных, так и негативных факторов) и принять обоснованное
решение о его реализации. Помимо этого, значительная доля сопряженных
инновационных эффектов реализуется вне сферы приложения средств
первоначального инвестора.
В-седьмых, существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли
за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Развитие
информационных систем и патентно-лицензионных механизмов позволяет
предотвращать вступление понятного с коммерческой точки зрения стремления
хозяйствующих субъектов в острый конфликт с интересами общества.
В-восьмых, высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает
их недоступными для массового потребителя. Это непосредственно связано с
высокими затратами как на начальных этапах инновационного цикла, так и на
стадии освоения инноваций. Отсутствие внешней «подкачки» платежеспособного
спроса может исказить реальную потребность и затормозить распространение
инноваций, имеющих важное значение для экономики.
3.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере
Вышеуказанные характеристики инновационных процессов, а также
экономическая и социальная роль государства в современном обществе
определяют функции государственных органов по регулированию инноваций.
Наиболее важные из них следующие.
1) Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая
концентрация ресурсов может достигаться как за счет действия общих
механизмов перераспределения через бюджет, так и за счет формирования
специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только
непосредственным финансированием инновационных процессов из
государственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в
частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных)
структурах. Государство может концентрировать как финансовые средства,
так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-
технические ресурсы.
2) Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача
определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для
их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию
различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры
формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее
совместимость инноваций. Актуальными задачами являются координация во
временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам
и стадиям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных
процессов.
3) Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение
конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам
инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное
государственное страхование инновационных рисков. Государство способно
оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением
санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших
технологий.
4) Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только
формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и
своевременную корректировку в соответствии с общественными и
технологическими изменениями, но и создание реально действующих
механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит
государственной защите прав создателей научно-технической продукции и
инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной
собственности.
5) Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в
государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию
творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости
специалистов к инновациям. Необходимо стремиться к достижению
сбалансированности универсальных и специальных знаний, а также
представлений о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки к
постоянному образованию в течение всей активной жизни.
6) Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство
обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных
каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают
инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и др.
Государство может также выступать посредником между инновационными
субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под
государственные гарантии и т.п.
7) Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде
всего выделяется создание государственных организаций и подразделений,
выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях
государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.).
Государство также содействует распространению в экономике организационных
структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения
инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и др.).
8) Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. С
одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку
инновациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание
экологического равновесия. С другой стороны, только на государственном
уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий,
связанных с научно-техническим прогрессом.
9) Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство
организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций,
моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.
10) Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и
местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных
ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных
преференций (налоговых льгот и т.п.). Государство содействует
рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала.
Как правило, центральные государственные структуры стремятся к
выравниванию условий распространения инноваций по территории страны.
11) Регулирование международных аспектов инновационных процессов.
Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной
стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную
кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.
3.3. Задачи и перспективы инновационной политики государства
Государство призвано формировать цели и принципы инновационной политики
и собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, являются
увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение
прогрессивных преобразований в сфере материального производства;
экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.
Одновременно государство разрабатывает и принципы, на основании которых
будет проводиться политика в науке и инновационной сфере, а также механизм
реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной
системы страны, глубины воздействия государственных институтов на
экономическую деятельность.
Основными задачами инновационной политики являются: выделение ее
приоритетов, разработка механизмов их реализации; активизация развития
инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичного использования
в этих целях производственных площадей и ресурсов; ускорение принятия
закона об инновационной деятельности; принятие мер по развитию финансовой
системы для привлечения в инновационную область внебюджетных источников
финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитие венчурных и
страховых механизмов и др.
Широкое применение найдут технологии двойного назначения, включая
технологии получения новых материалов, микроэлектронику (в том числе нано-
и оптоэлектронику), информационные технологии, биотехнологии, технологии
высокоэффективных тепловых двигателей, высокопроизводительное промышленное
оборудование, оборудование для защиты окружающей среды, уникальные
технологии экспериментальной отработки и испытания сложных систем,
технологии и химические материалы новых поколений для обеспечения развития
ведущих отраслей экономики.
Инструментами государственной инновационной политики, кроме федеральных
целевых инновационных программ, станут: программы технологического
развития, формируемые для решения задач отраслей и способствующие выявлению
точек экономического роста, технологическому перевооружению тех
производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики в
целом; отдельные инновационные проекты высокой степени коммерциализации,
обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных производствах.
Наибольший эффект инновационные проекты высокой степени коммерциализации
могут дать в отраслях экономики с быстрым оборотом капитала и часто
сменяемой номенклатурой производства.
Ключевым элементом научно-технической политики должны стать закрепление
позитивных тенденций в научно-техническом комплексе и внедрение эффективных
механизмов использования научных достижений в производстве. В области
финансирования и стимулирования научно-технической деятельности будет
усилена инновационная составляющая Бюджета развития.
Интеграции научных исследований и образовательного процесса будет
служить поддержка структур постоянного формирования высококвалифицированных
кадров. Для вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной
собственности будет проведен комплекс мероприятий по созданию механизма
эффективности защиты прав на интеллектуальную собственность, инвентаризации
этой собственности, разработке оперативного управления интеллектуальной
собственностью, созданной с участием государства, развитию необходимой
инфраструктуры.
При условии постоянного повышения инвестиционного спроса и расширения
посредством финансово-кредитной системы сбережений и инвестирования после
2015 г. возможен переход к структурно-инновационной модернизации народного
хозяйства. Следовательно, предстоит обеспечить сбалансированность
расширенного воспроизводства посредством дополнения коротких циклов более
длительными. Это позволит восстановить устойчивые накопления и перейти к
стадии стабильного социально-экономического развития на основе
приоритетного наращивания наукоемкого технологического базиса расширенного
воспроизводства.
Необходимо создание государственной институциональной системы,
интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и
методологию реализации инвестиционного процесса, механизмы и законодательно-
правовую базу, а также обслуживающие организационные структуры. Научные
методы принятия управленческих решений будут способствовать формированию
национальной геополитики, прогнозированию и выбору путей экономического
развития, обоснованию законодательно-правовых актов и повышению
эффективности организационных мер в звеньях вертикальной и горизонтальной
систем государственной власти. Нужны стабильность и надежность механизма
управления. А для этого необходимы методические рекомендации по
инвестированию на макро-, мезо-, микроуровнях и законодательно-правовые
документы по регулированию данного процесса.
Согласно закономерностям экономической динамики выход из депрессии
возможен только при инвестировании высокоэффективных базовых
технологических нововведений, внедрение которых в производство обеспечит
формирование нового технологического уклада для осуществления социально
ориентированного экономического роста.
По мере научно-методологических обоснований инновационной стратегии и
формирования законодательно-правовой базы необходимо последовательно
перестраивать институциональные структуры, которые должны обладать
относительной стабильностью в соответствии с целями и принципами избранной
стратегии и преобразовываться лишь при изменении методологической и
законодательно-правовой базы. Создание эффективного механизма инновационной
деятельности поможет осуществить научно-технологический прорыв в XXI в.
В период 2015-2025 гг. станет актуальной задача формирования социально-
научного сообщества. Она предполагает создание главной предпосылки для
устойчивого развития социально ориентированной экономики - подготовку
высокопрофессиональных специалистов во всех отраслях на основе непрерывного
цикла образования и переподготовки кадров, способных осуществлять научно-
технологическую модернизацию народного хозяйства. В перспективе возможны
всеобщее высшее образование для всех слоев населения, а также создание
предпосылок при повышении квалификации для присвоения научных степеней и
званий высококвалифицированным специалистам, что дает основание
характеризовать будущий социум как социально-научное сообщество. Его
формирование с помощью инновационного развития выступает одновременно и
конечной целью, и главным фактором технологического прорыва. Иначе говоря,
социально-научный прогресс будет достигаться на основе инновационной
деятельности, а технологический прогресс - за счет создания благоприятных
условий развития человека - всеобщего научно-образовательного и культурного
воспитания, доступности всех форм медицинского, жилищного и социального
обеспечения.
Поэтому социальные инвестиции предстоит ориентировать в первую очередь
на систему комплексной подготовки и повышения квалификации кадров,
материальную обеспеченность работников инновационной сферы, науки и
образования. Рост благосостояния людей достижим на основе инновационного
пути развития, при увеличении производства на базе технологической
модернизации.
Заключение
Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Кризис 1998
года показал, что перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране
не способствует росту экономики страны. Пока цена на нефть была очень
высокой, в стране была более-менее благополучная ситуация. Реальный сектор
экономики не развивался. Все сводилось к тому, что на проданную нефть за
рубежом покупались всевозможные товары. Производство не развивалось, а
развивалась малорисковая область предпринимательства, связанная с
торговлей. Реальный сектор экономики не развивался. Банки не вкладывали
деньги в инновации, а занимались высокодоходными операциями с ценными
бумагами. После крушения финансовой пирамиды ГКО, большая часть банков
стала банкротами, так как доля их активов, вложенных в ГКО, составляла от
10 до 70% . В результате падения цен на нефть и последующего за этим 4-х
кратного падения курса рубля по отношению к доллару, экономика России
претерпела сильнейший шок. Мнимое ощущение благополучия, в котором мы все
находились, в одно мгновение исчезло. Если бы российская экономика не была
бы в такой зависимости от продажи сырьевых ресурсов, в которой она
находилась, и находится в настоящий момент, а средства вкладывались бы в
реальный сектор экономики, в новые технологии, а не в отрасли переработки
сырья, то не произошло бы такого сильнейшего потрясения которое произошло в
августе 1998 года. Только инновации могут способствовать экономическому
росту. А инновации всегда связаны с большими рисками.
Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и
осуществление специальной государственной политики в области поддержки
научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Это —
тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики
является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру
постиндустриального технологического способа производства, что должно
обеспечить устойчивое экономическое развитие России в XXI в.
Главным инструментом технологического прорыва является поворот
инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует
направить имеющиеся в руках государства силы и средства.
Список литературы
1. Авраменко С. Новые формы инвестиций в условиях переходной
экономики//Экономист. 1999. №3.
2. Алипов С. Зарубежный венчурный капитал//Рынок ценных бумаг. 1999. №21.
3. Анчишкин А.И. Наука – техника – экономика. М.: Экономика, 1986.
4. Вольский А.П. Индустриальная, инновационная и инвестиционная
независимость//Экономист. 1999. №4.
5. Гулькин П. Венчурное инвестирование – немного истории и
статистики//Рынок ценных бумаг. 1999. №6.
6. Заверюха Г.Н. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия
инвестиционной и инновационной сфер//Финансы. 2000. №1.
7. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник//под ред. Бора. М., 1998.
8. Инновационный менеджмент/под ред. С.Д.Ильенковой. М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1997.
9. Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы//Экономист. 2000. №2.
10. Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной
деятельности//Экономист. 1999. №3.
11. Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики//Экономист. 2000. №6.
12. Основы инновационного менеджмента: Учеб. Пособие/под ред. П.Н.Завлина,
А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Экономика, 2000.
13. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации//Экономист.
2000. №6.
14. Теория и практика накопления и инвестиций в переходной экономике
России/под ред. Ю.В.Матвеева, В.Н.Строгова. Самара: Изд-во СГЭА., 1999.
15. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
16. Экономика и бизнес/под ред. В.Д.Камаева. М., 1995.
17. Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их
планомерное использование. М.: Экономика, 1984.
18. Яковец Ю.В. Научно-технический прогресс (экономика и управление). М.:
Экономика, 1998.
-----------------------
[1] Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их
планомерное использование. М.: Экономика, 1984, с. 9,10.
[2] Дракер П.Ф. Инновации и предпринимательство.М.:Экономика, 1992.