Инновационный проект
Инновационный проект
содержание
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. Инновационный проект. 4
2.1. Инновационный проект: основные этапы создания и реализации. 4
2.2. Классификация инновационных проектов. 9
2.3. Эффективность инновационного проекта 10
3. Заключение 15
ЛИТЕРАТУРА 16
1. ВВЕДЕНИЕ
Понятие «инновационный проект» употребляется в нескольких аспектах:
- как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление
комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных
целей;
- как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов,
необходимых для осуществления каких-либо действий;
- как процесс осуществления инновационной деятельности.
Эти три аспекта подчеркивают значения инновационного проекта как формы
организации и целевого управления инновационной деятельностью.
В данной работе подробно рассказывается об основных этапах создания и
реализации инновационных проектов, приведена классификация инновационных
проектов, а также говориться о методах оценки инновационных проектов.
2. Инновационный проект.
2.1. Инновационный проект: основные этапы создания и реализации.
Разработка инновационного проекта – длительный, дорогостоящий и очень
рискованный процесс. Каждый проект независимо от сложности и объема работ,
необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные
состояния: от состояния, когда “проекта еще нет”, до состояния, когда
“проекта уже нет”. Согласно сложившейся практике, состояния, через которые
проходит проект, называют фазами. От первоначальной идеи до эксплуатации
этот процесс может быть представлен в виде цикла, состоящего из следующих
фаз: прединвестиционной и инвестиционной.
Каждая фаза разработки и реализации инновационного проекта имеет свои
цели и задачи (таблица 1).
Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на
всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию
испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты
рынком, и их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают
обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной
или технико-технологической перспективе должны быть закрыты. Даже наиболее
успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного
цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной
новинки.
Таблица 1.
Содержание фаз жизненного цикла проекта.
|Прединвестиционная фаза |Инвестиционная фаза |
|проекта |проекта |
|Прединвестиционн|Разработка |Проведение |Реализация |Завершение |
|ые исследования |документации|торгов и |проекта |проекта |
|и планирование |и подготовка|заключение | | |
|проекта |к реализации|контрактов | | |
|1. Изучение |1. |1. Заключение|1. Разработка |1.Пусконаладоч|
|прогнозов |Разработка |контрактов |плана |ные работы |
| |плана | |реализации | |
| |проектно-изы| |проекта | |
| |скательских | | | |
| |работ | | | |
|2. Анализ |2. Задание |2. Договор на|2. Разработка |2. Пуск |
|условий для |на |поставку |графиков. |объекта. |
|воплощения |разработку |оборудования.| | |
|первоначального |ТЭО и | | | |
|замысла, |разработка | | | |
|разработка |ТЭО. | | | |
|концепции | | | | |
|проекта. | | | | |
|3. Предпроектное|3.Согласован|3.Договор на |3. Выполнение |3. |
|обоснование |ие, |подрядные |работ. |Демобилизация |
|инвестиций. |экспертиза и|работы. | |ресурсов, |
| |утверждение | | |анализ |
| |ТЭО. | | |результатов. |
|4. Выбор и |4. Выдача |4. Разработка|4. Мониторинг |4. |
|согласование |задания на |планов. |и контроль. |Эксплуатация. |
|места |проектирован| | | |
|размещения. |ие. | | | |
|5. Экологическое|5. | |5. |5. Ремонт и |
|обоснование. |Разработка, | |Корректировка |развитие |
| |согласование| |плана проекта.|производства. |
| |и | | | |
| |утверждение.| | | |
|6. Экспертиза. |6. Принятие | |6. Оплата |6. Закрытие |
| |окончательно| |выполненных |проекта, |
| |го решения | |работ. |демонтаж |
| |об | | |оборудования. |
| |инвестирован| | | |
| |ии. | | | |
|7. | | | | |
|Предварительное | | | | |
|инвестиционное | | | | |
|решение. | | | | |
Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы:
- формирование инновационного замысла (идеи);
- исследование инновационных возможностей;
- подготовка контрактной документации;
- подготовка проектной документации;
- строительно-монтажные работы;
- эксплуатация объекта;
- мониторинг экономических показателей.
Под этапом формирования инновационного замысла (идеи) понимается
задуманный план действий. На этом этапе, прежде всего, необходимо
определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в
зависимости от деловых намерений разработчика идеи.
Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие
субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.
К объектам инвестиций могут быть отнесены:
. Строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания,
сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых
продуктов и услуг;
. Комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на
решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом
инвестирования подразумевается программа – производство новых изделий
(услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих
производств и организаций.
В инновационном проекте используются следующие формы инвестиций:
. Денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства,
ценные бумаги, например, акции или облигации, кредиты, займы, залоги и
т.п.)
. Земля.
. Здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные
средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в
производстве или обладающие ликвидностью
. Имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом
Основным источников инвестиций являются:
. Собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды,
земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченные
средства.
. Ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов.
. Иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного
участия в уставном капитале совместных организаций.
. Различные формы заемных средств.
Этап – исследование инновационных возможностей – предусматривает:
. Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и
импорта
. Оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги)
. Подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации
проекта и составу участников
. Оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и
предварительную оценку их коммерческой эффективности
. Подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности оценку
эффективности проекта
. Подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы
Цель исследования инновационных возможностей – подготовка предложения
для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет, и все
работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение
о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.
Этап – ТЭО проекта – в полном объеме предусматривает:
. Проведение полномасштабного маркетингового исследования
. Подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг)
. Разработку технических решений, в том числе генерального плана
. Инженерное обеспечение
. Мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне
. Описание организации строительства
. Данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве
. Описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и
служащих
. Формирование сметно-финансовой документации: оценку издержек
производства, расчет капитальных издержек, расчет годовых поступлений от
деятельности предприятий, расчет потребности в оборотном капитале,
проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет),
предполагаемые потребности в иностранной валюте, условиях инвестирования,
выбор конкретного инвестора, оформление соглашения.
. Оценку рисков, связанных с осуществлением проекта
. Планирование сроков осуществления проекта
. Оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных
инвестиций)
. Формирование условий прекращения реализации проекта
2.2. Классификация инновационных проектов.
Многообразие целей и задач инновационного развития определяет
множество разновидностей инновационных и научно-технических проектов. Ниже
приведена классификация инновационных проектов.
По предметно – содержательной структуре и по характеру инновационной
деятельности проекты подразделяются на:
- исследовательские;
- научно-технические;
- связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;
- проекты системного обновления предприятия.
По уровню решения инновационные проекты подразделяются на:
- федеральные;
- президентские;
- региональные;
- отраслевые отдельного предприятия.
По характеру целей проекта подразделяются на:
- конечные;
- промежуточные.
По периоду реализации подразделяются на:
- долгосрочные;
- среднесрочные;
- краткосрочные.
По типу инноваций подразделяются на:
- новый продукт;
- новый метод производства;
- новый рынок;
- новый источник сырья;
- новая структура управления.
2.3. Эффективность инновационного проекта
Методическими рекомендациями по оценке инновационных проектов и их
отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством
экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта
1994 г.) установлены следующие основные показатели эффективности
инновационного проекта:
. Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые
последствия реализации проекта для его непосредственных участников
. Бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления
проекта для федерального, регионального и местного бюджетов
. Народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и
результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых
финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие
стоимостное измерение.
Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта
определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих
требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может
рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с
учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на t-шаге (Эt)
выступает поток реальных денег.
В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток Оi
(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t):
Фi(t) = Пi(t) - Оi(t),
где i = 1, 2, 3.
Приток реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и
оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельностью в
каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета)
Ф(t) = [П1(t) - О1(t)] + [П2(t) - О2(t)] = Ф1(t) – Ф’(t)
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов
Осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального,
регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной
эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер
федеральной и региональной поддержки, является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект (Bt) для t-шага осуществления проекта определяется
как превышение дохода соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в
связи с осуществлением данного проекта
Bt = Dt - Pt
Интегральный бюджетный эффект В рассчитывается по формуле как сумма
дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных
доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами(Pинт).
Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают
эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом,
также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов
федерации), отраслей, организаций.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне
народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном
выражении):
. Конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем
и внешнем рынке всей производственной продукции, кроме продукции,
потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же относится и
выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий
на право использовать изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.),
создаваемые участниками в ходе осуществления проекта
. Социальные и экономические результаты, рассчитанные исходя из совместного
воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и
экологическую обстановку в регионах
. Прямые финансовые результаты
. Кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от
импортных пошлин и т.п.
Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты:
обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних
организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и
иного имущества, а также затраты на консервацию и ликвидацию
производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от
возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не
поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные
показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии
решения о реализации и/или о государственной поддержке проектов.
В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и
необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех
участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета
одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников.
Поэтому не включаются в расчет:
. затраты организаций - потребителей некоторой продукции на приобретение ее
у изготовителей - других участников проекта
. амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным,
изготовленным) одними участниками проекта и используемыми другими
участниками
. все виды платежей российских организаций-участников в доход
государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции
за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в
составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если
экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе
экологических результатов проекта и не включены в состав результатов
проекта в стоимостном выражении
. проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих
банков, включенных в число участников реализации инвестиционного проекта
. затраты иностранных участников.
Основные средства, временно используемые участником в процессе
осуществления инвестиционного проекта, учитываются в расчете одним из
следующих способов:
. остаточная стоимость основных средств на момент начала их привлечения
включается в единовременные затраты; на момент прекращения единовременные
затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств
. арендная плата за указанные основные средства за время их использования
включается в состав текущих затрат.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона
(отрасли) в состав результатов проекта включаются:
. региональные (отраслевые) производственные результаты; выручка от
реализации продукции, произведенной участниками проекта, организациями
региона (отрасли), за вычетом потребленной этим же или другими
участниками проекта организациями региона (отрасли);
. социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (в
организациях отрасли)
. косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением
региона (организациями отрасли).
В состав затрат при этом включаются только затраты организаций -
участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли) также
без повторного счета одинаковых затрат и без учета затрат одних участников
в составе результатов других участников.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне
организации в состав результатов проекта включаются:
. производственные результаты;
. выручка от реализации произведенной продукции, за вычетом израсходованной
на собственные нужды социальные результаты в части, относящейся к
работникам организации и членам их семей.
В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие
затраты организации без повторного счета (в частности, не допускается
одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и
текущих затрат на их амортизацию).
Принятие решений по инвестированию осложняется различными факторами:
вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность
доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, риск и т.п.
Очевидно, что решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд
альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо
сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то
критериях.
Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид
управленческой деятельности, основывается на использовании различных
формализованных и неформализованных методов. Какого-то универсального
метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует.
3. Заключение
Инновационный проект представляет собой сложную систему процессов,
взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям.
Разработка инновационного проекта – длительный и очень дорогостоящий
процесс. Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на
всех стадиях инновационного цикла. Многие проекты дают обнадеживающие
результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной или технико-
технологической перспективе должны быть закрыты.
Инновация в своей основе характеризуется альтернативностью и
многовариантностью решений. Отсюда возникает сложность ее прогнозирования.
Инновации могут быть успешными, если будут подкреплены сконцентрированными
и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон – как
государства, так и частного сектора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001. – 304 с.
2. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н.
Оголевой – М.: ИНФРА – М, 2002. – 238 с.
3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЗАО
«Бизнес-школа «Интел-Ситез», 1998. – 600 с.