Институт мировых судей
Институт мировых судей
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………... 2
Глава 1. Причины появления мирового суда в России XIX в.
и его возрождения в России современной …………………… 4
3 Предпосылки появления мировых судей
в России в XIX в. ………………………………………….. 4
1. Явления, предопределившие возрождение
мирового суда в нынешнее время……………………….. 6
2. Аналогии и различия причин введения
института мировых судей ………………………………... 8
Глава 2. Основные положения о мировых судьях:
история и современность……………………………………….. 10
2.1 Мировые судьи в XIX в. …………………………………. 10
2.2 Мировые судьи в РФ……………………………………… 17
2.3 Сравнительная характеристика положения
мировых судей в XIX в. и в современной России……… 26
Глава 3. Проблемы, связанные с установлением
института мировых судей и попытка их решения…………… 29
3.1 Основные проблемы установления и деятельности
мировых судей……………………………………………… 29
3.2 Предполагаемые пути решения
указанных проблем……………………………………..…. 30
Заключение…………………………………………………………………… 32
Список использованной литературы.…………..……….…...…………… 34
Приложения………………………………………………………………….. 36
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсового проекта «Институт мировых судей» автором выбрана не
случайно. Дело в том, что эта работа – продолжение работы, начатой на
первом курсе в курсовой работе по истории отечественного государства и
права.
Тема мировых судей в России на протяжении всей истории их развития
вызывала живой интерес ученых. Вот и сейчас у них появилась почва для
исследований в этой области. В Российской Федерации наконец введен, а
точнее возрожден, институт мировых судей.
В работе автором будут рассмотрены проблемы создания и
функционирования мировых судов в Российской Федерации в сопоставлении с
историческими фактами, касающимися становления и развития мировой юстиции
России XIX в.
Автор данной работы ставит перед собой задачу исследовать процессы
формирования института мировых судей, а также сравнить основные положения о
мировых судьях прошлого века и века нынешнего, выяснить место мирового суда
в судебных системах прошлого и настоящего, разобраться в проблемах,
связанных с образованием института мировых судей и попробовать найти
альтернативные решения поставленных вопросов.
Материалом для курсового проекта, для раскрытия его темы, послужит в
основном законодательная база современности (прежде всего ФЗ «О мировых
судьях в РФ», областной закон «О мировых судьях в Ростовской области» и
другие законы, связанные с мировыми судьями), а также законодательные акты
XIX в. («Учреждение судебных установлений», «Устав уголовного
судопроизводства»), поскольку тема мировых судей относительно нашего
времени еще плохо разработана в исследовательской литературе и учебных
пособиях.
Хотя мировой суд в России только начинает действовать, уже накопилось
множество разноплановых вопросов, связанных как с его деятельностью, так и
с деятельностью органов государственной власти по обеспечению работы
мирового суда.
Вполне привычны проблемы становления новых форм суда (в частности
мирового): отсутствие достаточных финансовых средств, достаточного числа
высококвалифицированных юридических кадров, неравномерность экономического
и социально-политического развития субъектов федерации. В этой связи перед
законодателем вновь стоит сложная задача определения степени единства
судебной организации. Эта трудность не была преодолена и в ходе реформы
прошлого века. Созданная тогда судебная система не стала единой.
Существует надежда, что в нынешнее время введение института мировых
судей все же будет доведено до конца и единство судебной системы не будет
нарушено, ведь мы уже имеем опыт создания института мировых судей и нужно
воспользоваться этим опытом, дабы не повторить ошибок прошлого.
Глава 1. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ МИРОВОГО СУДА В XIX В. И
ЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1. Предпосылки появления мировых судей в России XIX в.
В октябре 1858 г. комиссия, созданная для реформы полиции, подала
Александру II «Соображения» и «Всеподданнейшую записку». В них предлагалось
отделить исполнительную власть от судебно-следственной. Но кому передать
маловажные дела, решаемые полицией? С одной стороны дарование гражданских
прав значительной массе народа разовьет юридические отношения между
помещиками и крестьянами, а с другой – породит множество столкновений,
которые могут быть устранены только судом. Существующие уездные суды не в
состоянии справиться с этой задачей, необходимо создать специальный орган –
мировой суд, регулирующий споры между крестьянами, выходящими из крепостной
зависимости, и помещиками, а также рассматривающий незначительные дела,
возникающие между крестьянами. Впервые заявлялось о мировой юстиции, широко
распространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой суд
рассматривается как перспективный орган судебной власти, разрешавший
маловажные споры вообще.
Мировой суд, по замыслу его создателей, должен был быть универсальным
органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты
между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы
низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно,
поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к
чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой
юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения
споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с
перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в
высочайшем повелении 25 марта 1859 г.
Решение правительства отделить суд от полиции обусловливалось
необходимостью упорядочить отношения между помещиками и крестьянами,
выходящими из крепостной зависимости. Кроме того, низшие дореформенные суды
строились исключительно по принципу сословности, производство в них
представляло собой крайне медлительную процедуру, основными чертами которой
являлось взяточничество и вседозволенность чинов полиции.
У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела
должен разрешать специальный суд – мировой – в составе одного судьи.
Участия присяжных поверенных не допускалось.
При выборе модели судебной системы законодатели остановились на той,
которая вобрала в себя ряд принципов и институтов организации судебной
власти в Англии и Франции. Следуя традициям английского права, российская
юстиция подразделялась на мировую и общую, каждая при этом имела особую
организацию и независимую сферу действия. Из французского права составители
уставов взяли идею единой для мировых и общих судов кассационной
инстанции. В лице мировых судей законодатель пытался создать суд,
рассматривающий маловажные дела и отвечающий таким требованиям, как
доступность, разветвленность, быстрота, единоличное рассмотрение дел.
Высшей целью этих судов представлялось примирение сторон.
Учреждением судебных установлений закреплялась судебная система,
состоящая из мировых и общих судов. Такое разделение сразу выделяло мировые
суды и подчеркивало их специфику.
1.2 Явления, предопределившие возрождение мирового суда
в нынешнее время
Потребность иметь отдельных судей, специализирующихся на разрешении и
рассмотрении относительно несложных судебных дел, в нашем государстве
ощущалась практически постоянно. Временами эта потребность носила весьма
острый характер. В период так называемой перестройки, к концу 80-х годов
она настолько дала о себе знать, что вынудила даже тогдашних весьма робких
реформаторов предпринять определенные шаги, чтобы для осуществления
правосудия по разного рода малозначительным делам ввести специализированных
судей. И тем самым хоть как-то разгрузить районные (городские) народные
суды от нахлынувшего на них потока дел.
Несомненно речь тогда шла о введении, а точнее сказать, о возрождении
при советской власти института, подобного дореволюционному российскому
мировому суду. И по всей видимости лишь не вполне преодоленное в то время
идеологическое табу на некоторые понятия, считавшиеся у нас в свое время не
иначе как «буржуазными», помешало назвать такие суды своим именем.
Принятыми в 1989 году Основами законодательства Союза ССР и союзных
республик о судоустройстве мировых судей, должности которых предполагалось
учредить при районных (городских) народных судах, предпочли назвать
«судьями по административному и исполнительному судопроизводству». Но даже
в таком виде идее создания в стране Советов квазимировых судей не суждено
было осуществиться.
О необходимости введения в России полноценных мировых судей заговорили
официально и открыто лишь в конце 1991 года, когда постановлением бывшего
Верховного Совета РСФСР был одобрен документ под названием «Концепция
судебной реформы в РСФСР». В конце 1996 года был принят Федеральный
конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Из его
содержания (ч. 4 ст. 4) видно, что в перечень судов Российской Федерации
теперь включены и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции
субъектов Федерации. Должности этих судей «создаются и упраздняются
законами субъектов Российской Федерации» (ч. 4 ст. 17).
Казалось бы, с принятием названного закона оказались сняты все
вопросы, мешавшие быстрому и разумному введению в стране института мировых
судей. В нем даны все необходимые принципиальные положения, позволяющие на
их основе внести небольшой раздел «О мировых судьях» в действующий Закон о
судоустройстве. Одновременно с этим путем дополнения соответствующими
разделами действующих ГПК и УПК можно было бы решить и вопросы, касающиеся
полномочий и порядка деятельности мировых судей. Разумеется, эти вопросы
надо было решать так, чтобы субъекты Федерации получили достаточно широкие
возможности своими законодательными актами конкретизировать установленные
федеральным законом положения, с учетом своих местных, национальных
особенностей. После чего следовало ожидать, что субъекты Федерации быстро
примут соответствующие собственные законы, введут должности мировых судей и
суды начнут функционировать.
К сожалению, у нас в данном случае оказалась весьма запутанная
бюрократическая система. Вместо системного комплексного подхода к
регулированию организации и деятельности мировых судов принялись решать эти
вопросы в отрыве друг от друга. Так Федеральным Собранием был подготовлен
проект федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»,
однако в том виде он был отклонен Президентом. Так что возрождение мировых
судов в стране могло отодвинуться на неопределенный срок. Но необходимость
воссоздания института мировых судей заставила наших политиков как следует
поработать над проектом и после внесения необходимых изменений закон был
подписан Президентом Российской Федерации 17 декабря 1998 года.
1.3 Аналогии и различия причин введения
института мировых судей
Шестидесятые годы XIX столетия в истории нашей страны – время крутого
поворота от феодальной социально-экономической и политической системы к
буржуазной. Россия переживала коренную ломку устоев, базировавшихся на
крепостничестве, трансформацию государственно-правовых институтов,
приспосабливавшихся к капиталистическим потребностям.
Среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России путь
капиталистического развития, одно из центральных мест занимает судебная
реформа. Суть ее состояла в коренном изменении процессуального
законодательства и неразрывно связанного с ним судоустройства. Уголовное и
гражданское право остались прежними. Это объяснялось особой важностью
уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательств для
обеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось актуальной
задачей в связи с интенсивным развитием капитализма после отмены
крепостного права в России.
Фактически в конце 80-х – начале 90-х годов нынешнего столетия
проходила аналогичная ломка устоев, но основанных не на крепостничестве, а
на тоталитарной системе, также происходила смена коммунистической системы
общества на капиталистическую. И в конце прошлого века и в конце нынешнего,
люди стали постепенно приобретать самые настоящие гражданские права. В этом
смысле тоталитарный режим и крепостнический можно отождествить, ведь и
тогда и сейчас простой рабочий люд получил наконец свободу: сейчас –
свободу слова, вероисповедания, печати, собраний, что при тоталитарном
режиме было лишь на бумаге; тогда – просто свободу физическую и защиту
государства от произвола более богатых слоев населения.
К сожалению сейчас мировым судьям отведено более чем скромное место в
судебной системе, не то что в XIX в., когда мировой суд занимал добрую
половину всей судебной системы и играл наиважнейшую роль в осуществлении
правосудия (Приложение 1,2).
Тогда, в XIX в., мировой суд был создан для разрешения споров между
крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, и их бывшими господами,
а также между самими крестьянами, а эти дела как раз и составляли примерно
половину всех дел, рассматриваемых в судах. Сейчас же институт мировых
судей воссоздан лишь для того, чтобы разгрузить городские (районные) суды
от нахлынувшего потока дел, связанного с изменением хода экономического
развития страны.
Таким образом, потребность России в мировых судьях возникает в
момент перехода от одного типа экономического развития к другому. Даже если
современный мировой суд постигнет та же участь, что и его предшественника
(был преобразован в институт земских начальников и потерял свою изначальную
сущность), то все равно, рано или поздно, в России опять возникнет
необходимость введения института мировых судей уже на более высоком уровне
развития.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МИРОВЫХ СУДЬЯХ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
2.1 Мировые судьи в XIX в.
Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими
думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически
закрывали доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме
того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была
оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди.
Ст. 19 Учреждения судебных установлений (у. с. у.) предоставляла
возможность баллотировки в мировые судьи не только имевшим собственность
(как это предусматривалось «Основными положениями»), но и тем, чьи
родители, жена владели «хотя бы и в разных местах» землей “вдвое против
того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в
уездные и земские собрания… или недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тыс.
р.” Земское собрание, на котором выбирались мировые судьи, получало право
“предоставить звание мировых судей и таким лицам”, которые хотя и не
соответствуют цензам, “но приобрели общественное доверие и уважение своими
заслугами и полезною деятельностью” (ст. 34 у. с. у.). Избрание считалось
состоявшимся только при единогласном решении. Для избрания в мировые судьи
уездный предводитель дворянства по соглашению с городским головой составлял
список лиц, имеющих право быть мировыми судьямим и за 3 месяца до выборов
(ст. 26 у. с. у.) представлял этот список губернатору, после чего список
публиковался для всеобщего обозрения. До момента выборов всякий мог подать
заявления и жалобы на ошибки, допущенные в списке (ст. 31 у. с. у.); все
эти жалобы рассматривались на избирательном собрании, которое тем самым
проводило проверку списка, а затем приступало к избранию из числа лиц,
помеченных в исправленном списке. Сенату принадлежало право утверждения
избранных (ст. 37 у. с. у.).
Число мировых судей на каждый уезд определялось числом участков,
которое указывается в особом расписании (ст. 14 у. с. у.). Контингент лиц,
из которых избираются мировые судьи, определялся следующими чертами:
1) они должны быть местными жителями. Это требование выражено в законе
в весьма неопределенной форме: с одной стороны не требуется проживания в
определенной местности, а с другой – имущество, составляющее ценз, может
находиться в разных местах; поэтому фактически признание лица местным
жителем зависит от избирательного собрания;
2) возраст не ниже 25 лет (ст. 19 у. с. у.);
3) обладание известным образовательным и имущественным цензом. Первый
состоит в том, что от избираемого лица требуется высшее или среднее
образование или выдерживание соответствующего испытания, или трехлетнее
пребывание на службе в таких должностях, на которых они могли приобрести
практические сведения в производстве судебных дел. Имущественный ценз
введен для сообщения мировым судьям должной независимости, тем более, что
судьи подвергаются переизбранию каждые три года. Совокупность этих
положительных условий дает право на занятие должности мирового судьи; она
дополняется целым рядом отрицательных условий, а именно мировыми судьями не
могут быть:
1) состоящие под следствием или судом, подвергшиеся по приговору суда
наказанию не ниже тюремного заключения и бывшие под судом и не
оправданные судебным приговором, если деяние, в котором они
обвинялись, влечет означенные наказания;
2) «исключенные из службы по суду», из духовного ведомства, из «среды
обществ» и дворянских собраний;
3) объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие под опекой за расточительство (ст. 21 у. с. у.);
5) священнослужители и церковные причетники (ст.22 у. с. у.).
Участковые мировые судьи считаются состоящими на государственной службе в
пятом классе, получают известное вознаграждение от казны, но права на
пенсию не имеют.
Уволены с должности мирового судьи могут быть по следующим
основаниям:
1) за истечением трехлетнего срока и неизбранием на следующее
трехлетие;
2) за сокращением числа участков;
3) за проступки и преступления, совершенные во время исполнения
должности мирового судьи.
В отношении дисциплинарной ответственности мировые судьи сравнены с
членами окружных судов. Дисциплинарное производство возбуждается съездами
мировых судей. Непосредственный надзор за деятельностью мировых судей
осуществляется мировыми съездами, а высший надзор – кассационный
департамент сената и министром юстиции (ст. 64 у. с. у.).
Мировые судьи разделяются на:
1) участковых – общий тип; они должны избрать определенное место
жительства, где и иметь свою камеру, обязаны спрашивать отпуск при
необходимости отъезда, устанавливают между собой очередь для
исполнения обязанностей выбывающих в течение трехлетия судей (ст.
41-45 у. с. у.);
2) почетные мировые судьи всем этим не связаны; служебные обязанности
почетных мировых судей начинаются с момента прибытия их в свой
округ, если стороны обратятся к ним с просьбой о разрешении дела,
или (ст. 43 у. с. у.), если установленная перед началом трехлетия
очередь возлагает на них обязанность заменить выбывшего судью;
вознаграждения почетные мировые судьи не получают; в остальном
почетные и участковые мировые судьи не различаются (ст. 46-50 у. с.
у.);
3) почетных участковых судей – участковых судей по собственному
желанию не получающих жалования (ст. 45 у. с. у.).
Кроме того, закон знает добавочных мировых судей и помощников. Первые
были учреждены в обеих столицах, Одессе, в губерниях Астраханской и
Оренбургской, в Варшавском округе и Прибалтийском крае; их назначение
заменяет участковых судей, с которыми они равны в правах. Помощники мировых
судей имеются в Закавказье и в среднеазиатских владениях.
Закон определял сферу юрисдикции мировых судей: это были подсудные
дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые
предусматривались такие санкции, как объявление выговора, замечание и
внушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в тюрьму на
срок до года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей (ст. 33 Устава
уголовного судопроизводства, далее у. у. с.)
Компетенция мировых судей определяется по месту пределами мирового
участка; совокупность мировых участков одного уезда образует мировой округ;
столицы и город Одесса образуют особые от уезда округа. Власть почетных
мировых судей распространяется на всю территорию округа.
По предмету ведомства компетенция мировых судей разделяется на:
судебные дела и дела административного и охранительного порядка. В
отношении дел судебных мировые судьи представляют суд первой инстанции по
делам гражданским и уголовным.
Из гражданских дел: иски не выше 500 рублей кроме исков о владении
недвижимостью; иски о бесчестии; о восстановлении нарушенного владения,
когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев; просьбы об
обеспечении доказательствами по искам разной ценности. При этом дела об
исках на сумму не выше 30 рублей решаются мировым судьей окончательно.
Из уголовных дел мировым судьям подведомственны:
1) обязанности предварительного исследования и примирения ;
2) юрисдикция по делам о проступках, означенных в уставе о наказаниях,
налагаемых мировым судьей (ст. 33 у. у. с.) со следующими
изъятиями: а) компетенция мировых судей расширена на неназванные в
мировом уставе нарушения казенных управлений, о повинностях, о
торговле, фабричной, заводской и ремесленной промышленности (кроме
дел о стачках рабочих), если они не подлежат ведомству
администрации; нарушения правил о печати и все маловажные дела о
нарушениях при условии, что наказание за них определено ссылкой на
мировой устав, а сумма гражданского иска не превышает 300 рублей;
б) изымаются из ведомства мировых судей дела о проступках, если с
наказанием за них сопряжена высылка виновного с места жительства,
запрещение производить торговлю или промысел, или же закрытие
торгового или промышленного заведения; если обвиняемые сельские
обыватели подлежат ведения собственных судов (ст. 34 у. у. с.).
Приговор мирового судьи признается окончательным, когда им
определяется: внушение, замечание или выговор, денежное взыскание не более
15 рублей, арест не свыше 3 дней и когда сумма присужденного вознаграждения
за вред и убытки не превышает 30 рублей (ст. 124 у. у. с.). Кроме
указанных наказаний мировой судья имеет право налагать еще следующие:
денежные взыскания до 300 рублей, арест до 3 месяцев и заключение в тюрьму
не свыше 1,5 лет.
В сфере административных и охранительных функций мировых судей следует
отметить: выполнение нотариальных обязанностей в случае отсутствия
нотариуса – заверение наследства, свидетельства о болезни (при отсутствии
врача) призванным отбывать воинскую повинность, разнообразные обязанности
по устройству мест заключения для подвергаемых аресту по приговорам
мировых судей, участие в освидетельствовании душевнобольных, участие в
составлении очередного и периодических –списков присяжных заседателей,
открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей.
За мировым судьей сохранялась роль примирителя спорящих. Статья 120
Устава уголовного судопроизводства констатировала: “В делах, которые могут
быть прекращены примирением сторон, мировой судья должен склонять их к миру
и только в случае неуспеха в том приступать к постановлению приговора”. В
случае неуспеха он разрешал конфликт на основе “Устава о наказаниях,
налагаемых мировыми судьями”.
Пререкания о подсудности, возникающие между мировыми судьями,
разрешаются мировыми съездами. Споры между мировыми судьями и следователем
разрешаются окружным судом, последний также разрешает споры между мировыми
и судебно-административными учреждениями. Споры между мировыми судьями и
окружным судом разрешаются судебной палатой (ст. 37-40 у. у. с.).
Функционируют мировые судьи единолично; даже протоколы заседаний они
должны вести сами, а не через секретаря. В качестве единоличного органа
мировой суд является судом первой инстанции в пределах указанной
компетенции.
Кассационной инстанцией для дел, решаемых окончательно, сделался
мировой съезд, начинающий свою деятельность в момент избрания мировых судей
первоначальным их собранием. Функции такого собрания, повторяющегося раз в
три года, заключается в распределении обязанностей между своими членами,
установлении очереди, вводе избранных мировых судей в судебную службу.
Мировой съезд представляет собой место, в состав которого входят все
мировые судьи данного округа. Из числа мировых судей избирается один на
должность председателя мирового съезда, ему принадлежат права, обычно
присваиваемые председателям коллегиальных учреждений. Кроме него и членов в
заседании принимают участие: 1) непременный член, избираемый из числа
мировых судей, в обязанности которого входит подготовка дел к рассмотрению
на съезде, ведение (в некоторых округах) канцелярией съезда; 2)
прокуратура, в лице прокурора местного окружного суда, обязанного следить
за точным соблюдением закона и давать свои заключения по некоторым
гражданским и всем уголовным делам. Съезд функционирует периодически в
заседаниях срочных и особых. Время и место срочных заседаний заранее
определяется земскими собраниями (ст. 52 у. с. у.), городскими думами или
министерством юстиции (последнее в местностях невыборного начала). Созыв
особых съездов определяется надобностью и осуществляется председателем (ст.
54 у. с. у.). На мировой съезд ложилась обязанность составления инструкции
для себя и мировых судей и отправлять их министру юстиции, а в конце
каждого года представлять отчеты по своему округу.
На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность
кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение
дел, начатых участковыми мировыми судьями.
На съезде мировых судей мог быть обжалован приговор мирового судьи,
здесь съезд выступал как кассационная инстанция и собирался по мере
необходимости “для окончательного решения дел, подлежащих мировому
разбирательству” (ст. 51 у. с. у.). Помимо этого съезд мировых судей
осуществлял “непосредственный надзор за мировыми судьями” округа. Высший
надзор за съездами мировых судей, сосредоточивался в кассационном
департаменте Сената и в лице министра юстиции (ст. 64 у. с. у.).
Анализируя статус мировой юстиции нельзя не обратить внимания на то,
что мировой суд, с одной стороны, был обособлен от общей судебной системы,
а с другой – подчинен высшему судебному органу – сенату. Такое противоречие
объяснялось отсутствием единой концепции мировой юстиции среди реформаторов
судебной системы России. Славянофильские воззрения, доминировавшие
превоначально, отступили перед традиционным взглядом на суд как на орган,
призванный разрешать споры на основании закона.
2.2 Мировые судьи в РФ
Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ»
предусмотрено создание в субъектах РФ института мировых судей (ст. 4, 21,
28). Тем самым принято решение о возрождении и включении в судебную систему
России нового звена - мировых судей.
Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей
юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания
должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным
конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными
федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых
судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и
деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов
Федерации.
Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с
федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они
независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам,
конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей
деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые
судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок
осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным
законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об
административных правонарушениях, может устанавливаться также законами
субъекта Федерации.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные
требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные
в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных
органов государственной власти, органов государственной пласта субъектов
Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений,
должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному
исполнению на всей территории Российской Федерации.
На мировых судей распространяются установленные Законом «О статусе
судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами гарантии
независимости и неприкосновенности судей, их материального обеспечения и
социальной защиты. Законодательством субъекта Российской Федерации могут
быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и
социальной защиты мировых судей и членов их семей.
В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской
Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных
участков (п.1 ст.4). Общее число мировых судей и количество судебных
участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по
законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации,
согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ,
согласованной с соответствующим субъектом Федерации. Таким Федеральным
законом является закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных
участков в субъектах РФ» от 29.12. 99 г. В частности в Ростовской области
действует 196 судебных участков. Количество и границы судебных участков
внутри одного судебного района определяются решением органа законодательной
власти субъекта Федерации. Областным законом Ростовской области от
10.05.2000 (ред. от 04.10.2000) "Об образовании судебных участков и
установлении должностей мировых судей в Ростовской области" в городе
Новочеркасске действует 6 мировых судебных участков, в каждом из которых по
два мировых судьи, но согласно Постановлению Законодательного собрания РО
от 15.06.2000 N 291 "Об избрании мировых судей в Ростовской области" на
должности мировых судей избраны лишь 6 мировых судей.
Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются
законами субъектов Российской Федерации. Судебные участки создаются из
расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. В
административно-территориальных образованиях с численностью населения менее
15 тыс. создается один судебный участок. Однако закон устанавливает, что
судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены,
если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были
одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда (п.5 ст.4 ФЗ «О
мировых судьях в РФ»).
Мировым судьей может быть:
- гражданин Российской Федерации,
- достигший 25 лет,
- имеющий высшее юридическое образование,
- стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет,
- не совершивший порочащих его поступков,
- сдавший квалификационный экзамен,
- получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей
соответствующего субъекта Федерации.
Закон освобождает от сдачи квалификационного экзамена и предоставления
рекомендации квалификационной коллегии судей лиц, имеющих стаж работы в
должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
В целях обеспечения независимости мировых судей закон устанавливает
определенные ограничения в их праве участвовать в общественно-политической
и иной трудовой деятельности. Мировой судья, как и судьи федеральных судов,
не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти
или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и
движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать
работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме
научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Независимость судей и их самостоятельность в профессиональной
деятельности во многом обусловливается порядком наделения их полномочиями и
сроком, на который они избираются (назначаются).
В нашей области мировые судьи избираются на должность Законодательным
Собранием Ростовской области по представлению Председателя Ростовского
областного суда, согласованному с Главой Администрации (Губернатором)
Ростовской области и с учетом предложений представительных органов местного
самоуправления соответствующих муниципальных образований. Каждый мировой
судья избирается на должность в индивидуальном порядке открытым
голосованием. Избранным на должность мирового судьи считается лицо,
получившее большинство голосов от установленного числа депутатов (ст. 6
закона Ростовской области «О мировых судьях в Ростовской области» от
26.04.99 г.).
Наиболее демократичным же является порядок, при котором мировые судьи
будут избираться населением судебного участка путем прямых выборов, тайным
голосованием на альтернативной основе. Именно такой способ избрания мировых
судей предполагал проект ФКЗ «О мировых судьях в РФ», отвергнутый
Президентом. Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается
отдельным законом субъекта Федерации. Получение власти вершить правосудие
непосредственно от населения судебного участка в наибольшей мере
способствует обеспечению самостоятельности мирового судьи - наиболее
приближенного к населению звена судебной системы, его авторитету,
независимости от местных органов власти и управления. При таком порядке
стимулируется участие населения в формировании указанных судебных органов и
контроле за их деятельностью.
Для мировых судей Федеральный закон устанавливает определенные изъятия
из принципа несменяемости. Мировой судья назначается (избирается) на срок,
установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем
на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность
мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения
(избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях
(избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на
срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не
менее чем на пять лет (ст. 7 Закона о мировых судьях). Нашим областным
законом о мировых судьях установлены следующие сроки полномочий: впервые
мировой судья избирается на три года; при повторном избрании – на пять лет;
при последующих избраниях – на десять лет.
Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением
квалификационной коллегии судей субъекта Федерации в случаях и в порядке,
установленном Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Прекращение
полномочий мирового судьи происходит по истечении срока, на который он был
назначен (избран), либо в случаях и в порядке, установленных Законом о
статусе судей. Итак, полномочия мирового судьи прекращаются в следующих
случаях:
1) по письменному заявлению судьи об отставке;
2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным
причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи.
Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим
основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся
к исполнению своих обязанностей;
3) по письменному заявлению судьи о прекращении его полномочий в связи с
переходом на другую работу или по иным причинам;
4) истечение срока полномочий судьи;
5) при прекращении гражданства Российской Федерации;
6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении
судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер
медицинского характера;
8) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или
умаляющего авторитет судебной власти;
9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности
судьи либо признании его недееспособным;
10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об
объявлении его умершим;
11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или
реорганизацией суда.
В случае временного отсутствия мирового судьи председатель
соответствующего районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение
этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела
в производство районного суда.
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие
рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции
должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в
качестве суда первой инстанции. Федеральный закон «О мировых судьях в
Российской Федерации» к компетенции мировых судей относит рассмотрение:
- уголовных дел о преступлениях наибольшей тяжести, за совершение
которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух
лет лишения свободы (ст. 15 УК РФ);
- гражданских дел - по искам и заявлениям, отнесенных к их подсудности
федеральным гражданским процессуальным законодательством, в частности:
1) дел о выдаче судебного приказа;
2) дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о
детях;
3) дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
4) иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением
дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о
лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
5) дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот
минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи
заявления; I
6) дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о
восстановлении на работе;
7) дел об определении порядка пользования земельными участками,
строениями и другим недвижимым имуществом;
8) дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции
мирового судьи КоАП (ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в
Российской Федерации»).
Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизводство
по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым
судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским
процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством.
Со стороны федерального районного суда, который является
непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям,
действующим на территории соответствующего судебного округа, должен
осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями
материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях
установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела,
относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.
Мировой судья также вправе рассматривать дела по вновь открывшимся
обстоятельствам в отношении решений, принятых им по первой инстанции и
вступивших в силу (п.2 ст.3 ФЗ «О мировых судьях в РФ»). При осуществлении
правосудия мировой судья заседает в мантии или имеет другой отличительный
знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта
Федерации. Мировой судья также должен иметь удостоверение, являющееся его
основным документом, подтверждающим его личность и полномочия мирового
судьи.
В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный
флаг РФ и изображение Государственного герба РФ, а также может
устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего
субъекта РФ.
Работа мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и
штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливается в порядке,
предусмотренном законом субъекта Федерации. В Ростовской области структура
и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются органом
Администрации Ростовской области по обеспечению деятельности мировых судей
по согласованию с Управлением Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации в Ростовской области. Работники аппарата мирового
судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ; им
могут присваиваться классные чины и иные специальные звания, установленные
для работников федеральных судов.
Федеральным законом устанавливается порядок финансирования и
материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.
Финансирование мировых судей должно осуществляться на основе утвержденных
федеральным законом нормативов и производится из федерального бюджета. Это
установление Закона о судебной системе призвано обеспечивать единство
судебной системы РФ (ст. 3). Финансирование расходов на заработную плату
мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными
законами, осуществляются из федерального бюджета через органы Судебного
департамента при Верховном Суде РФ.
Согласно ФЗ «О финансировании судов РФ» финансирование мировых судей
осуществляется ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой суммы,
предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете
на истекший финансовый год. Если федеральный бюджет на текущий финансовый
год не утвержден, мировые судьи финансируются ежемесячно в размере одной
двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о
федеральном бюджете на истекший финансовый год. При разработке проекта
федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования
мировых судей Правительство РФ должно учитывать в числе прочих расходов
расходы на материальное обеспечение мировых судей, их социальные гарантии и
т. п.
ФЗ «О мировых судьях в РФ» должностной оклад мирового судьи
устанавливается в размере 60% от должностного оклада Председателя
Верховного Суда РФ. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего свою
деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64%
от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ.
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей
возлагается на органы юстиции либо органы исполнительной власти
соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.
2.3 Сравнительная характеристика положения
мировых судей в XIX в. и в современной России
Что же изменилось в положении мировых судей за период более чем в сто
лет? Что же осталось неизменным? На эти вопросы поможет ответить подробный
анализ положения мировых судей в веке XIX и веке XX.
Как и в прошлом веке, сейчас мировые судьи являются государственными
служащими, а их должность – выборной, причем выбираются мировые судьи
сейчас по той же схеме, что и в прошлом веке. В XIX в. мировой судья имел
особый знак отличия – золотую цепь с изображением закона. Сейчас мировой
судья также должен иметь определенный знак отличия, вот только вопрос в
том, какой? Этого, к сожалению, ни в федеральном законе, ни в областном не
прописано.
Условия вступления в должность мирового судьи остались практически
неизменными (российское гражданство, двадцатипятилетний возраст, отсутствие
порочащих обстоятельств жизни), но кое-что и изменилось: не стало
имущественного ценза и ценза оседлости, что касается образовательного
ценза, то сейчас его ужесточили – высшее юридическое образование
обязательно, а в XIX в. достаточно было иметь среднее образование и даже не
юридическое, это объяснялось недостатком подготовленных кадров.
Сейчас, как и в прошлом веке, для мировых судей установлено изъятие
из общего принципа несменяемости судей. Мировые судьи в нынешнее время
избираются сроком на 3 года с возможностью дальнейшего переизбрания на
новый срок, в XIX в. мировые судьи избирались также на 3 года.
Составителями уставов XIX в. для должности мировых судей было сделано
специальное запрещение: принимать на себя звание мирового судьи не могли
священнослужители и церковные причетники. Сейчас такого ограничения не
существует, потому что это было бы нарушением прав человека.
В России XIX в. мировые судьи подразделялись на участковых, почетных
и почетных участковых. Сейчас же такого деления не существует, есть просто
мировой судья.
В прошлом веке присутствовало такое звено мировой юстиции, как
мировой съезд в качестве апелляционной инстанции и кассационной по делам
меньшей важности. Сейчас же мирового съезда не существует, хотя областным
законом предусмотрено, что «для выражения интересов мировых судей ими
могут быть образованы самостоятельные органы судейского сообщества» (п.2
ст.10 областного закона «О мировых судьях в Ростовской области»). Однако
мировой съезд мог бы существовать, если бы был принят проект ФКЗ «О мировых
судьях в РФ», отвергнутый Президентом. В этом проекте предусматривалось,
что съезд мировых судей создается для обсуждения и решения вопросов,
имеющих значение для деятельности мировых судей, а также для обсуждения
вопросов судебной практики. Съезд мировых судей по этому проекту мог
выступать с законодательной инициативой в законодательных органах субъекта
РФ (ст.10 проекта ФКЗ «О мировых судьях в РФ»). На самом деле, для решения
перечисленных вопросов, но без права законодательной инициативы, создан
Департамент по обеспечению деятельности мировых судей (в Ростовской
области).
К компетенции мирового суда как в прошлом веке, так и в нынешнем,
отнесены споры по маловажным гражданским делам, некоторым уголовным делам.
В настоящее время в компетенцию мировых судей также входят дела об
административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи
кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сейчас мировой судья рассматривает дела единолично, так же как и его
предшественник из прошлого века, вот только тогда для мирового судьи
существовал особый ускоренный порядок рассмотрения дел, а теперь мировые
судьи рассматривают дела, руководствуясь общими положениями процессуального
законодательства. Здесь можно выявить как положительные так и отрицательные
стороны. Ускоренное рассмотрение дел приводило к тому, что обвиняемый в
мировом суде имел меньший объем гарантий постановления справедливого
приговора, чем в общем суде. Но и общий способ рассмотрения дел в мировом
суде тоже негоден, все-таки дела должны рассматриваться быстро.
В настоящий момент существуют ограничения в деятельности мировых
судей. Так мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления, принадлежать к
политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую
деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой
оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной или
иной творческой деятельности. Такие ограничения связаны с обеспечением
независимости мировых судей. В прошлом веке мировой судья также имел
ограничения в деятельности, так он не мог совмещать свою должность с
другой должностью по государственной или общественной службе, за
исключением почетных должностей в местных богоугодных и учебных заведениях.
Однако такие ограничения были связаны с тем, что мировой судья должен был
неотлучно находиться на своем рабочем месте.
В отношении увольнения мировых судей правила практически не
изменились, то есть увольнение происходит по окончании срока полномочий, по
собственному желанию судьи, по состоянию здоровья, при утрате
дееспособности, при утрате какого-либо ценза и т. д.
В случае временного отсутствия мирового судьи, дела, поступающие на
его рассмотрение, передаются другому мировому судье. Это правило не
изменилось и сейчас.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что положения о мировых
судьях в большей степени заимствованы из уставов XIX века. Хотя в XIX веке
положение мировых судей было гораздо более тщательно проработано.
3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С УСТАНОВЛЕНИЕМ
ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ И
ПОПЫТКА ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Основные проблемы установления и
деятельности мировых судей
Проблема, которая обуславливает успех современной судебной реформы,
заключается в степени ее связанности и взаимодействия с другими реформами:
конституционной, правовой и др., и, в частности, с реформой местного
самоуправления. Органы местного самоуправления в России традиционно
участвовали в отправлении правосудия, в комплектовании выборного элемента
суда. В свою очередь суд может стать известным гарантом самостоятельности
местного самоуправления.
Судебная власть основывается прежде всего на двух принципах:
независимости и несменяемости судей. Первый является гарантом реальной
судебной власти. Подлинная независимость суда – идеал, стремлением к
достижению которого были проникнуты и судебные реформы прошлого. Говоря о
принципе несменяемости судей мы сталкиваемся с кадровой проблемой.
Судейский корпус должен быть укомплектован лицами, отвечающими необходимым
цензам: положительным моральным качествам, а главное – высокому
профессионализму. Эти задачи пыталось решить в прошлом веке Министерство
юстиции, являвшееся проводником реформы в жизнь. Недостаток образованных
юристов в стране был одной из причин поэтапного проведения судебной
реформы, затянувшейся на тридцать пять лет. Вот и сейчас применительно к
нашему региону можно сказать о нехватке кадров. Ведь из двенадцати мировых
судей в городе Новочеркасске на должность назначены только шесть. Такое
положение дел может свидетельствовать не только о нехватке кадров, но и о
нехватке финансовых средств на содержание мировых судей.
Кадровая проблема может стать известным препятствием и на пути
современной судебно-правовой реформы. Никого не может ввести в заблуждение
значительное число юристов в ряде крупных российских городов. В провинции
их и сейчас недостаточно, а с развитием мировой юстиции этот недостаток
станет весьма ощутим.
3.2 Предполагаемые пути решения указанных проблем
Опыт проведения государственно-правовых реформ в России показывает,
что наибольший эффект в обновлении форм и сущности институтов достигался в
том случае, когда реформы проводились в комплексе, взаимозависимости, когда
изменениям скоординированно подвергались различные сферы общественной и
государственной жизни: социальной, духовной, экономической, культурной,
политической.
Вместе с тем ясно и то, что, реформируя судебную систему, невозможно
оставить без изменения судопроизводство, систему иных правоохранительных
органов. Исход судебной реформы во многом будет зависеть и от успеха
реформы самоуправления, органы которого должны участвовать в комплектовании
судебных органов представителями общественности, и, наоборот, без сильной
судебной власти не будет гарантирована самостоятельность органов
самоуправления.
Позитивный результат этих реформ зависит, в свою очередь, от
продвижения экономической реформы, без чего невозможно создать
материальные, финансовые гарантии как судебной власти, так и местного
самоуправления.
Необходимое условие для реализации реформ – установление
конституционной законности.
Для жизнеспособности и эффективности деятельности новых, создаваемых
в ходе реформ институтов, необходимы три рода гарантий: юридические,
экономические, идеологические. Без осознания обществом необходимости реформ
успех их не может быть обеспечен. Общество всегда более консервативно, чем
группа реформаторов. Потому реформаторам прежде всего надо создать
социальную базу реформ.
Что же касается кадровой проблемы, то в данной связи современным
реформаторам следует обратить особое внимание на подготовку юристов. Этому
может способствовать сохранение традиционного университетского образования
в государственных учебных заведениях, а также развитие новых
негосударственных его форм, базирующихся на тесной связи достижений
фундаментальной юридической науки с внедрением новых преподавательских
методов в учебный процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы подвести итог проделанной работе.
В первой главе были рассмотрены основные причины появления и
возрождения института мировых судей в России. Причины эти в чем-то схожи. В
результате проведенных исследований можно прийти к выводу о том, что
потребность России в мировых судьях возникает в момент перехода от одного
типа экономического развития к другому. Так было в прошлом веке, так
случилось и в нынешнем. Но сейчас мировому суду отведена меньшая роль, чем
в XIX веке.
Вторая глава повествует об основных положениях касающихся мировых
судей современности и их предшественников. В этой главе также как и в
предыдущей приводится сравнительная характеристика института мировых судей
прошлого века и института мировых судей современной России. Из этого
сопоставления вытекает, что современные реформаторы заимствовали
практически все основные положения, касающиеся устроения мировых судей. Это
свидетельствует о том, что нормы, выработанные в XIX веке, остаются
действующими и в настоящее время.
В результате становления новых форм суда естественно возникают
определенные проблемы. Именно о них речь идет в третьей главе. Самой
большой проблемой является кадровая проблема. Для полноценной деятельности
мировых судов необходимо наличие высококвалифицированных кадров. Несмотря
на то, что сейчас существует множество возможностей получения юридического
образования, зачастую это образование лишь видимое, то есть человек
получает диплом юриста, но на самом деле совершенно не разбирается в
юриспруденции. Для повышения качества образования необходимо ужесточить
требования к учебным заведениям, ведущим подготовку специалистов в данном
направлении.
Кадровый вопрос в свою очередь имеет точки соприкосновения с
финансовым вопросом. Вполне возможно, если бы учебные заведения получали
достаточную финансовую поддержку со стороны государства, это привело бы и к
повышению качества образования (в форме учебных пособий, оборудованных
лабораторий, специализированных библиотек).
Итак, Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» был
подписан Президентом 17 декабря 1998 г., в мае 1999 года вступил в силу
областной закон «О мировых судьях в Ростовской области», еще через год, в
мае 2000 года, вступил в силу областной закон «Об образовании судебных
участков и установлении должностей мировых судей в Ростовской области» и,
наконец, в июне 2000 года были избраны первые мировые судьи Ростовской
области. Полтора года ушло на становление института мировых судей в
Ростовской области. Сейчас в Ростовской области действует 196 мировых
участков, 6 из них в городе Новочеркасске.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.// Российская газета
от 25.12.93 г.
2. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 г.//СЗ РФ
от 06.01.97 г., №1, ст.1
3. ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.98 г.//СЗ РФ
от 21.12.98 г., №51, ст.6270
4. ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» от 10.02.99
г.//СЗ РФ от 15.02.99 г., №7, ст.877
5. ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в
субъектах Российской Федерации» от 29.12.99 г.
6. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.92 г. (с
изм. и доп. от 14.04.93, 24.12.93, 21.06.95)// правовая система
ГАРАНТ.
7. Областной закон «О мировых судьях в Ростовской области» от 26.04.99
г.// «Наше время» №76 от 06.05.99
8. Областной закон «Об образовании судебных участков и установлении
должностей мировых судей в Ростовской области» от 10.05.2000 г.//
«Наше время» №98-99 от 23.05.2000 г.
9. Областной закон «О внесении изменений и дополнений в областной
закон «О мировых судьях в Ростовской области» от 04.11.2000г.//
«Наше время» №229-230 от 14.11.2000 г.
10. Постановление Законодательного собрания РО от 15.06.2000 N 291 "Об
избрании мировых судей в Ростовской области"// "Наше время", N 141
от 13.07.2000
11. Постановление Главы Администрации Ростовской области от 18.09.2000
г. «Об образовании департамента по обеспечению деятельности мировых
судей Ростовской области»
12. Проект ФКЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»// «Юрист»,
№4, 1997.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
13. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред.
В.П. Божьева. 3-е изд., испр. И доп. – М.: Спарк, 1999. 414 с.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
14. Кононенко В. Мировой суд как зеркало судебно-правовой реформы//
Российская юстиция. – 1998. - № 11
15. Шаркова И.Г. Мировой судья в дореволюционной России// Государство
и право. – 1998. - №9
16. Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: традиции, новации,
проблемы// Государство и право. – 1996. - №11
17. Сарычев А.Н. Мировым судьям предстоит большая работа// Юрист. –
1997. – № 4
18. Шаркова И.Г. На правовом поле появились мировые судьи// Российская
юстиция. – 1999. - №1
19. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. Судебная реформа.– М.:
Юрид. лит., 1991 – 496 с.
Приложение 1
Судебная система РФ
Конституционные Суды общей юрисдикции Арбитражные
суды
суды
Конституционный Верховный Суд РФ Высший
Арбит-
Суд РФ
ражный Суд РФ
Конституционные Уставные суды
Окружной
суды республик субъектов Федерации
арбитражный суд
Республиканские Суды субъектов Арбитражный
суд
федеральные суды
субъектов
Районные Мировые
судьи
(городские) суды
Приложение 2
Судебная система России
после реформы 1864 г.
Общие суды Сенат, как кассационная
Мировые суды
инстанция