Интегрированные уроки ИЗО

Интегрированные уроки ИЗО

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Выполнил студент группы п60а

Шеренков Роман Николаевич

Руководитель: ассистент каф. ПиМНО

Комолова Е. Г.

г. Нижневартовск 2000 г.

Содержание

Введение. 3

ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и

методической литературе. 5

§ 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной

школе. 5

§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи

и изобразительного искусства. 8

§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений

изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного

возраста. 13

§ 4 Выводы к I главе. 17

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного

искусства и развития речи в начальной школе. 18

§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции

изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. 18

§ 2 Анализ содержания программных материалов. 22

§ 3 Выводы ко II главе. 24

Заключение. 25

БИБЛИОГРАФИЯ. 26

Введение.

Система уроков развития речи, как и система художественно-

эстетического воспитания школьника — два взаимосвязанных компонента

обучения, один из которых является в одно и тоже самое время началом и

продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может

свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о

неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое

время наблюдаются и обратные тенденции. Задача педагога — соединить в

сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить,

а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом

будет способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника.

Данный тип интеграции по нашему мнению позволит повысить уровень

развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы

у младших школьников.

Анализ педагогической периодики дает понять, что многие педагоги

работали над использованием данного типа интеграции. В статье «Видеозапись

на уроках развития речи учащихся»1 автор ставит целью статьи - рассказать

об использовании видеозаписи на уроках развития речи — для обучения языку

как средству общения, воспитания речевой культуры, приобщения к искусству.

Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела

«Устное народное творчество» [1] знакомит читателя с мнением автора о том,

что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а

очень близок к нему, порой даже отражён в нём. В статье «Интегрированный

цикл эстетических занятий в начальной школе» [2] автор говорит о том, что в

условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества

особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие подрастающих

поколений.

Исходя из изучения данной периодической и научной литературы было

сделано заключение об актуальности изучения взаимосвязи и взаимовлияния

художественного творчества и речевого развития младшего школьника в учебном

процессе.

Цель изучения:

- выявить эффективность и целесообразность использования

интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в

начальной школе.

Задачи:

- Показать значимость такого типа интеграции;

- Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике

исходя из содержания школьных программ.

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения,

развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи

реализации взаимосвязи с изобразительным искусством позволили

сформулировать гипотезу исследования: использование интегрированных уроков

развития речи и ИЗО позволяет повысить уровень развития речевых умений и

творческих способностей у детей.

ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и

методической литературе.

§ 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в

начальной школе.

Психологические основы межпредметных связей были заложены учением

академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной

системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал

образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые

он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации — это связи

между всеми формами отражения объективной действительности, в основе

которых лежат ощущения. «Все обучение заключается в образовании временных

связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание»[3].

Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные

между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в

памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений,

человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В

жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в

котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить

ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо

воспроизводится в памяти.

Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых

взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности

воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные

знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит

важная роль.

Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые

знания вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в

сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта. В

свое время Л.С. Выготский в работе «Исследование развития научных понятий

в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения

опирается на обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень обобщения

возникает не иначе, как на основе предыдущей»[4]. Л.С. Выготский

экспериментально установил, что предшествующая мыслительная деятельность,

способствовавшая формированию обобщений, «не аннулируется и не пропадает

зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в новую

работу мысли».

Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой

природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной

деятельности, законами психологии и физиологии.

Многочисленные исследования психологов подтвердили и конкретизировали

положение И.М. Сеченова, высказанное им в работе «Элементы мысли»: «Через

голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли,

которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так

называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют

исключения из этого правила» [5].

Психологи установили, что все воспринимаемое человеком оставляет следы

в коре больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют. Они

способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель,

оставивший след, отсутствует. Поэтому человеческая память не только

запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их

тогда, когда это требуется.

На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким

образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее

усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или

явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека.

Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна

ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают

возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на

основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.

Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой

группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов,

смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже

известным.

На этом основании можно прийти к выводу, что овладение приемом

переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-

синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении

определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы,

обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец,

вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и

частных задач

Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить всех

сложных задач обучения. Поэтому активная работа каждого учителя по

усилению, расширению и углублению межпредметных связей является одним из

важных путей в комплексном решении проблем обучения и воспитания

школьников, формирования у них диалектического образа мышления.

§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи

и изобразительного искусства.

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития

речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества

школьников [6]. Обеспечение систематического функционирования

внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную

систему развития у школьников художественно-творческой активности. При этом

важно отметить, что межпредметные связи в рамках традиционного учебного

плана являются первой ступенькой к интегрированному обучению.[7]

Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и

категории, присущие всем видам искусства. Школьные курсы по искусству,

построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации

информационно-логической и эмоционально образной сторон художественного

образования, активному формированию творческой личности, эффективному

сочетанию индивидуальных форм работы с коллективными, созданию подлинно

творческой атмосферы на уроках. Развитие личности средствами искусства

содействует формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и

эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его

видов.[8]

Особенно эффективно использование межпредметных связей уроков

изобразительного искусства с уроками развития речи, которые должны

обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей

у учащихся.

В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой

личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью

детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае

нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции.

Великое педагогическое умение и искусство как раз и заключаются в том,

чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания,

мышления ребенка с направленным освоением знаний, навыков, способов

постижения действительности. Саморазвитие ребенка и осуществление в

педагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей

должны органически слиться.

Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным

произношением, в языке передается не только логическое содержание, но и

эстетическое впечатление. Обучаясь языку, дети должны все яснее

представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно

писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка,

присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного

творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами

изобразительности.

Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества

детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на

уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий

интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и

приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства

искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед

младшими школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного

искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда

четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение

таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль

сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний,

приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе

индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с

искусством.

В современной педагогической практике широко используется

иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным

искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях

более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает

произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко

распространен в практике.

Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование

комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи

позволяет:

- формировать высокую языковую культуру и внутренне единое художественно-

эстетическое сознание;

- формировать творческий подход к языковому образованию;

- глубоко понимать изучаеме;

- установливать органическую связь между искусством слова и

изобразительным искусством и более основательно понимать особенности

каждого из них.

Таким образом именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и

художественного творчества более успешно формируется не только определенный

комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «культурная личность».

Для того чтобы с наименьшими затратами времени включать учащихся в

активное восприятие знаний с помощью межпредметных связей, следует овладеть

несложными методическими приемами, которые уже сложились в практике и

получили признание ученых. К этим приемам относятся: напоминание, задачи и

вопросы на межпредметной основе, а также другие общепринятые методы

обучения.

Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе как

внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные

результаты в обучении. И более действенным становится этот прием, когда

привлекаются знания из смежных дисциплин. Такое припоминание разнообразит

подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет возможности активизации

учеников, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в

процессе усвоения вновь изучаемой темы. Стимулирование припоминания не

только подготавливает восприятие, но и способствует устойчивости,

целенаправленности и сосредоточенности внимания.

Учащиеся вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные

знания в новых условиях, на уроках других предметов. Поэтому наиболее

экономным путем воспроизведения знаний смежных предметов является

напоминание учителем того, что уже известно учащимся.

Подготовка направленности внимания учащихся ко вновь изучаемому —

первостепенная задача напоминания, и решить ее можно различными способами:

сообщить учащимся о том, что данный факт, событие, явление, тема им

известны из ранее изучаемого смежного предмета; поставить вопрос, ответ на

который требует припоминания материала смежного предмета; дать задание на

припоминание другой дисциплины; привлечь известное произведение,

художественный образ, событие из изученного произведения и, наконец,

организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов.

В повседневной практике различные методические приемы по использованию

межпредметных связей широко распространены и при объяснении нового

материала, особенно методом беседы. И это вполне естественно потому, что

беседа—такой метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у

учащихся знания и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит учащихся

к пониманию и усвоению новых знаний.

Непременное условие применения этого метода — наличие знаний из ранее

пройденных тем данного предмета, других учебных дисциплин и жизненного

опыта учащихся.

В процессе обучения учащиеся узнают много новых фактов и положений,

выводов, законов. Чтобы они были более осознанно и прочно усвоены,

необходима систематическая работа по закреплению изученного материала.

Закрепление необходимо и для того, чтобы учащиеся могли использовать

полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности.

Закрепление должно быть в то же время и одним из этапов овладения

новыми знаниями: как правило, оно включает в себя вторичное восприятие и

осмысление изучаемого материала, укрепляет в сознании учащихся те следы и

связи, которые образовались при первичном восприятии. И. П. Павлов писал,

что вновь образованная связь в коре головного мозга обычно бывает слабой и

неустойчивой, и без своевременного повторения вновь образованных путей и

следов она может очень скоро нарушиться и даже исчезнуть совсем.

§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений

изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста.

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе

восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в

прямой зависимости от культуры художественного восприятия.

Человеку иногда, когда он встречается с каким либо необычайным

явлением природы, которое ему удалось увидеть, кажется: «Вот бы художник

увидел и написал! Да ведь не поверит никто». Нам кажется что только здесь,

сейчас, на одно мгновение мир, в котором мы живем, показал свой

удивительный лик. На самом деле это мы отдали миру одно мгновение полного,

бескорыстного внимания. А развитое художественное восприятие всегда, или по

крайней мере очень часто, бывает таким.[9] Исходя из этого необходимо

открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых вещей.

Природа окружающая нас богата и разнообразна, и для развития

художественного восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии. Но

необходимо помнить о двух моментах художественного восприятия, одинаково

важных и на первый взгляд противоположных, на самом деле дополняющих друг

друга: «нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо и уникально,

и нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг другу,

чтобы между ними не было совсем ничего общего, никакого сходства ни в

чем»[10].

Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический

процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения

искусства.

Главная особенность художественного восприятия произведений

изобразительного искусства - необычайно сложная структура. Главная роль

принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-

смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание

художественных образов.

Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура,

в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов,

постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного

творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического

воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного

восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики —

непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и

продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.

Художественного восприятия протекает сложно. В нем различают обычно

несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую

контакту ребенка с произведением и подготавливающую его к этому контакту;

коммуникативную, объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную,

когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.

Эту стадию можно условно назвать художественным последействием.

Главное в ней — подготовка психики к активному и глубокому художественному

постижению произведении искусства, т. е. психологической установки на

художественное восприятие. Как и установка на создание произведений

искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной.

В любой психологической установке, так или иначе, выражены

определенные потребности и опыт их удовлетворения. Художественная

потребность личности при всей своей неоднозначности выступает на

поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения. Полученное

при частом общении с искусством, оно рождает ожидание радости от новых

встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает тягу к искусству, активную

готовность к его восприятию, концентрацию душевных сил для предстоящей

встречи с ним. Так выступает на поверхности общая установка на восприятие

художественных произведений.

При восприятии произведений литературы смысл восприятия не

исчерпывается извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и

здесь носит духовно-практический характер, а потому, как и в других сферах

искусства, не может не обладать всеми рассмотренными выше особенностями

художественного восприятия.

Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это делает,

если в частом пользовании языком одновременно в обеих формах его

материального функционирования в психике складывается еще один ряд

ассоциаций: между изображением слов и их живым звучанием. Восприятие

литературного произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом этапе

ученик, читая печатный текст, переводит его мысленно в живую речь (этому

помогает художественная организация словесного материала). Но здесь

механизм художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу на

втором этапе, где происходит своеобразная перцепция живой речи в ее

акустической материи, но не в непосредственно- отражательном акте, а в

представлениях.

Для восприятия на втором этапе необходимы не только жизненные

ассоциативные связи словесной речи, но и художественные, складывающиеся на

основе данной исторической системы художественной организации словесного

материала. Сам же переход с первого на второй этап требует большой

творческой работы. Творческий характер читательского «переводческого»

труда, кроме всего прочего, наглядно подтверждается наличием

профессионального исполнительства и в сфере литературы — искусства

художественного чтения.

Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно

связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их

объединение, даже в небольшой степени, может привести к положительным

результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного

восприятия как искусства слова, так и изобразительного искусства.

§ 4 Выводы к I главе.

Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения,

повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся.

Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования

организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех

основных звеньев учебно-воспитательного процесса.

Сейчас интеграция искусств используется не в полной мере. Такая

ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного

образования в целом, создания системы художественного образования,

пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня

творческого развития и воспитанности), постоянного использования

межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития

речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества

школьников Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и

межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у

школьников художественно-творческой активности.

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе

восприятия его произведений. Эффективность этого воздействия находится в

прямой зависимости от культуры художественного восприятия. Восприятие

литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во

многом дополняет друг друга

Спецефические приемы обучения для интегрированных уроков находятся в

стадии разработки и говорить об их разнообразии еще рано.

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного

искусства и развития речи в начальной школе.

§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции

изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.

В этом параграфе мы рассмотрим приемы работы педагогов, опубликованные

в журналах «Русский язык в школе» и «Начальная школа» за последние 5-6 лет.

В статье «Видеозапись на уроках развития речи учащихся»[11] автор

ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на уроках

развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания речевой

культуры, приобщения к искусству.

В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма:

1. «В гости к дымке» — материалы для описания произведения народного

творчества—дымковской игрушки

2. «Что может быть интереснее человеческого лица!» — материал для

описания детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;

3. «Просто все, а как для сердца много...» — материал для описания

памятника архитектуры — церкви Ильи Пророка в Ярославле и для описания

интерьера, фресок этого храма.

Хотя видеоматериалы, описанные в данной статье, предназначены для

учащихся средней школы, подобный вид работы можно использовать и в

начальной школе, подобрав адаптированные для младшего школьного возраста

видеосюжеты.

Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела

«Устное народное творчество» [12] знакомит читателя с мнением автора о том,

что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а

очень близок к нему, порой даже отражён в нём.

Автор предлагает после прочтения детьми какого-либо произведения с

описанием быта русского народа попросить их рассказать, какие предметы из

этих произведений есть у них дома. Это будет для детей своеобразным

открытием искусства.

В статье «Устное народное творчество и изобразительное искусство»[13]

автор отмечает, что раздел «Устное народное творчество» в учебнике по

чтению «Родная речь»[14] для учащихся начальной школы представлен народными

песнями, небылицами, сказками. Вполне естественно, считает автор, что

различные виды народного искусства, возникавшие в народной среде, были

близки по содержанию и эстетическим принципам. Поэтому мотивы вышивки с их

композиционной ясностью и величавостью образов сопоставимы с размеренным

складом былин, а легкий, ритмический узор берестяных туесков с песенными

мелодиями, имеющими свои ритмические повторы.

Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся обогатятся,

если наряду с иллюстрациями в учебнике, они познакомятся с подлинными

произведениями художников и народных мастеров в экспозициях и фондах

местных художественных и краеведческих музеев. Они могут явиться тем

критерием подлинной художественности произведения, который поможет учащимся

выработать умение самостоятельно и верно оценивать многие явления

сегодняшней художественной жизни.

В статье «Интеграция учебных занятий в начальной школе»[15] автор

детально рассматривает понятие интеграции. Интеграционные связи между

предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много

разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей.

Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения — ИЗО

рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это

будет способствовать систематизации знаний, школьники лучше усвоят

содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать

изученный материал.

В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

красок весны»[16] автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе, одной из

целей которого является: осуществить связь содержания уроков чтения с

произведениями, рекомендуемыми для внеклассного чтения, с изобразительным

искусством. В уроке удачно реализованы межпредметные связи (чтение –

изобразительное искусство).

В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной

школе». [17] автор говорит о том, что в жизнедеятельности нашего общества

особое значение приобретает эстетическое воспитание. Именно посредством

искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества,

несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между

поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину

окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных

ситуациях. Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо

важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к

педагогике развития.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы -

литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для

каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику

разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности

учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на

полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе

школы-лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного

интегрированного курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы

составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.

§ 2 Анализ содержания программных материалов.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход

к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе

преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка»,

«Мировая художественная культура», а также с помощью различных

факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного

эстетического образования и воспитания. Базисный учебный план позволяет

преподавать различные интегрированные курсы искусства, которые получили

широкое распространение во вновь открывающихся нестандартных типах учебных

заведений.[18]

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд»

академика РАО Б.М.Неменского, ведущей задачей в преподавании

изобразительного искусства является задача формирования у учащихся

нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и

в искусстве.[19] Это становится возможным только если удастся закрепить в

сознании ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с

миром мыслей и чувств каждого человека, сказано там же. Любые иные задачи

обучения искусству вытекают из этой и должны соотноситься с ней. Одним из

важных методических аспектов программы выделяется «Сочетание

изобразительного с музыкой и литературой»[20]. Связь с поэзией и музыкой

позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится перечень не

только зрительного, но литературного и музыкального ряда.

Как пример можно взять урок 1 в 1 четверти 3 класса[21]. Тема урока

«Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают значение ее в жизни

(ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты). На уроке учитель

использует пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки. На

других уроках учителю даются рекомендации в использовании программных

рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина. Это дает хороший материал для

проведения интегрированных уроков с уроками чтения.

В программе «Изобразительное искусство» члена - корреспондента РАО,

доктора педагогических наук В. С. Кузина, главной целью художественного

образования ставится цель формирования духовной культуры личности,

приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным

наследием[22]. В основу программы включена система межпредметных связей с

чтением и русским языком, что по мнению авторов позволяет почуствовать

практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с

жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений,

входящих в программные материалы по чтению. Содержание раздела

«Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы

окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование

повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.

§ 3 Выводы ко II главе.

Изучение опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет сделать

выводы, что проблема эта в настоящее время находится в стадии разработки,

ищутся новые пути ее решения, новые подходы к пониманию путей интеграции

изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. Многие

учителя разрабатывают методики проведения таких занятий, опробируют их на

своих экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают очень

неплохие результаты.

В программных материалах по изобразительному искусству Б.М.

Неменского и В.С. Кузина есть много моментов сочетания изобразительного

искусства и литературы, причем эти программы позволяют проводить интеграцию

курса изобразительного искусства с курсом развития речи в начальной школе.

Элементы данной интеграции непосредственно заложены в изученные нами

программные материалы. Многие темы курса развития речи совпадают с темами

курса изобразительного искусства по своим целям, что говорит о возможности

их интеграции.

Заключение.

В процессе нашего исследования эффективности и целесообразности

использования интегрированных уроков развития речи и изобразительного

искусства в начальной школе мы проанализировали различные материалы по

данной проблеме и пришли к следующим выводам:

- необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления,

диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами

психологии и физиологии;

- обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у

учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего

запоминания нового материала;

- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития

речи – одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений и

художественных способностей у учащихся;

- восприятие художественных произведений литературы и изобразительного

искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;

- исходя из проанализированных передовых работ учителей многие из них

используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;

- образовательные программы по изобразительному искусству и развитию речи

позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном

процессе начальной школы;

- интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной школе

на практике используется не в полной мере, так как для этого многие

учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в

свою очередь требует более глубокой методической проработки

интегративных процессов между курсами изобразительного искусства и

развития речи в начальной школе.

БИБЛИОГРАФИЯ.

Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,

1981.

Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

// Начальная школа №1 1997

Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими

школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с

использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995

Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к

учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. //

Начальная школа №8 1994

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное

развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.

Методические основы языкового образования и литературного развития младших

школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в

школе №5-6 1992 г.

Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная

школа №11 1994.

Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л.,

1947.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

начальной школе: Учеб. пособие – М.:Издательский центр «Академия», 1999г.

Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951.

Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы (1-3). /Сост.

Вохмянина Л.А., Ингнатьева Т.В. и др. –М.: Просвещение ,1994.

Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная

школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.

Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

красок весны». // Начальная школа №10 1995

Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути

развития). Л-д, 1990.

Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост.

Лабковская Г.С. М., 1983.

-----------------------

1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык

в школе №5-6 1992 г.

2 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

3 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

// Начальная школа №1 1997.

[1] Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

[2] Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр.

302-303.

[3] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-

Л., 1947, стр. 441-442.

7 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания

в начальной школе. с. 307.

[4] Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания

в начальной школе. с. 310.

[5] Там же. с.312.

[6] Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству:

Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в

школе», 1995 г. с. 30

[7] Там же. с. 40

[8] Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский

язык в школе №5-6 1992 г.

[9] Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

[10] Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство.

// Начальная школа №8 1994.

[11] Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.:

М.В. Голованова и др.— М., 1993.

[12] Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. //

Начальная школа №11 1994.

[13] Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков

и красок весны». // Начальная школа №10 1995.

[14] Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной

школе. // Начальная школа №1 1997.

[15] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство.

Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 5.

[16] Там же с. 16

[17] Там же с. 25

[18] Там же с. 87

[19] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство.

Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 137