Internet. Службы и возможности
Internet. Службы и возможности
Мурманский морской рыбопромышленный коледж
Имени Месяцева.
Реферат по теме:
Internet. Службы и возможности.
Студента Гарбар Игоря , Группы АСОИ-11
Преподаватель Перов Максим Алексеевич
Оценка.
Мурманск 2002
Содержание.
1) Вступление
3
2) Что такое Internet?
3
3) Internet, как средство массовой информации 4
4) Службы Internet
6
5) Из чего состоит Internet?
8
6) Административное устройство Internet 9
Вступление.
В начале 90-х в Латвии об Интернете говорили немногие, сегодня же
практически не обходится без постоянного упоминания об этом феномене
последней четверти XX столетия в таких средствах массовой информации как
газеты, радио и телевидение. Происходит это по нескольким причинам. Во-
первых, Интернет прочно вошел в жизнь многих людей (по крайней мере, в
развитых и развивающихся странах); во-вторых, он не только претендует, но
уже занял определенное место среди традиционных СМИ. И очевидно, учитывая
очень быстрый прогресс научной мысли в наше время, в ближайшее десятилетие,
быть может двадцатилетие, займет главное место среди традиционных
источников информации. Причем, уже сегодня многие предрекают смерть
практически всех традиционных средств передачи информации (бумага,
телевизор, радиоприемник) в связи с глобализацией Интернета. Так ли это и
как скоро ожидается? Насколько широко распространен Интернет сегодня? Какие
у него перспективы в сфере СМИ? Эти вопросы я постаралась рассмотреть в
своей работе. Которая, в свою очередь, основана именно на публикациях как в
традиционных СМИ, так и в самой Сети.
Что такое Интернет?
В начале семидесятых годов отдел Министерства обороны США, известный
под названием ARPA (Агентство исследовательских проектов особой сложности),
занимался проблемами поддержки и сохранения коммуникационного контроля в
случае потери основных систем связи при ядерном взрыве, произведенном
Советским Союзом. Следуя терминологии военных стратегов, опасения вызывала
возможность «обезглавливающего» удара по национальному коммуникационному
центру, который лишил бы военачальников связи с Американскими
стратегическими силами и, тем самым, способности нанести ответный удар.
Единственным способом формирования такой компьютерной сети было особое
соединение компьютеров, при котором коммуникация не зависела бы от какого-
либо центрального сервера. При потере одного, нескольких или даже большей
части компьютеров, подсистемы должны были продолжать работать, обеспечивая
неотвратимость ответного удара.
В известном смысле это казалось нетрудной задачей. Каждое здание имеет
систему электропроводки, при которой одна перегоревшая лампочка не влияет
на работу других. Но с компьютерами это было невозможно. В американской
компьютерной индустрии 1970х-80х годов разные производства выпускали массу
компьютеров с различными оперативными системами (например, IBM, цифровые
вычислительные машины, Microsoft и Apple), всевозможные устройства памяти с
разными разрешающими возможностями. Пятьдесят компьютеров IBM могли быть
успешно объединены в сеть IBM компьютеров, также как и пятьдесят отдельных
компьютеров Макинтош, но пятьдесят IBM и пятьдесят Макинтошей было намного
труднее объединить в сеть из ста компьютеров, способных на обмен
информацией.
Некоторые историки Интернета ведут отсчет глобальной Сети с 1961 года,
когда Леонард Кейнрок, нередко называемый отцом Интернета, опубликовал
статью с изложением пакетной пересылки информации (packet switching
theory). Сам же профессор считает, что первый значительный шаг в создании
Интернета был сделан 2 сентября 1969 года в Калифорнийском университете
(КУ), он вместе со своей командой успешно соединил компьютер с
маршрутизатором (сетевое устройство передачи данных), известным под
названием Interphase Message Processor, размером с холодильник. Первая же
попытка соединить два компьютера в сеть закончилась неудачей. В интервью
агентству Рейтер Леонард Клейнрок описал это следующим образом: 20 октября
1969 года группа компьютерщиков Калифорнийского университета решила
соединить свой компьютер с компьютером в Стенфордском исследовательском
институте (СИИ) на севере Калифорнии. Один ученый сидел за компьютером в КУ
и разговаривал по телефону с ученым из СИИ. Когда все было соединено,
первый должен был написать слово “log”, а специалист в СИИ в ответ должен
был написать “in”, в результате чего должно было образоваться слово “login”
(процедура идентификации пользователя при подключении к компьютеру по линии
связи). Сидящий в КУ написал “l” и спросил по телефону коллегу в Стенфорде,
получил ли тот букву. Ответ был положительный. Успешно была отправлена и
буква “o”. Однако затем «все рухнуло». Но начало было положено. Поначалу
сеть помогала лишь ученым пользоваться информацией, находящейся в
компьютерах коллег в других центрах. Тогда еще никому не приходило в
голову, каких масштабов достигнет Интернет. Однако профессор не считает,
что он вместе с коллегами породил монстра.
Итак, первая проблема была связана с развитием программного
обеспечения, способного объединить несколько сетей с разными оперативными
системами. Вторая проблема заключалась в создании такого программного
обеспечения, чтобы «сеть из сетей» могла продолжать функционирование даже в
случае потери нескольких компьютеров. Решение этих двух проблем требовало
огромного объема работы и талантливых специалистов, что, в конечном
результате, привело к созданию программы TCP/IP.[1]
Среди преимуществ программы TCP/IP - ее крайне децентрализованная система.
Ни правительство, ни корпорационные монополии не имеют контроль над ее
работой. Соединение с Интернетом также не требует официального разрешения.
Наоборот, как дикая земляника, ветви Интернета разрастаются горизонтально,
демократично, в то время как новые региональные компьютерные службы
Интернета (Internet Service Providers - ISPs) во всем мире покупают мощные
серверы, устанавливают программу TCP/IP, подсоединяются к другому TCP/IP
компьютеру сети и предоставляют доступ к Интернету отдельным лицам и
местным организациям. Интернет развивается так быстро, что его рост
измеряется в процентах в месяц.
Интернет как средство массовой информации.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что электронные цифровые
технологии в сочетании с Интернетом (и технологиями следующего поколения
информационных сетей) определяют будущее коммуникаций. Естественно, что
традиционные поставщики информационных продуктов, начиная с компаний,
выпускающих словари и энциклопедии и заканчивая масс-медиа, не хотят
смириться с тем, что их время прошло, и делают все для того, чтобы
наверстать упущенное.
С точки зрения динамики рынка информационных продуктов на цифровых
носителях и on-line, безусловно, заслуживает внимания факт перехода большей
части энциклопедических словарей в электронный формат. Этот процесс начался
в 1992 году с покупки компанией "Майкрософт" аутсайдера энциклопедического
рынка "Энциклопедии Функа и Уогнеллса", которая была отредактирована,
дополнена свежей информацией и иллюстрациями, после чего стала одним из
наиболее продаваемых изданий на CD-ROM под названием "Майкрософт-Энкарта".
Только в 1994 году было продано более 6 млн. экземпляров "Энкарты", сегодня
энциклопедии принадлежит более 60% рынка электронных энциклопедий.
Если в 1988 году было продано 200 тысяч комплектов 32-томной
энциклопедии "Британника", то в 1995 году ее тираж снизился более чем в
четыре раза, а в 1997 году практически сошел на нет. Зато электронная
версия "Британники" является одним из лидеров рынка энциклопедических
словарей на цифровых носителях, который растет со скоростью в среднем 20% в
год. При этом стоимость энциклопедий продолжает падать. Если в начале 1997
года "Британника CD 97" на CD-ROM стоила 1000 долларов, то к концу года
цена снизилась до 125 долларов. Новая версия "Британника CD 98" стоит
столько же.
Сетевые версии этих энциклопедий, часть из которых работает бесплатно
("Энкарта"), а часть - по подписке ("Британника"), являются прообразом
интегрированных информационных систем будущего, доступных on-line и не
ограниченных в объемах информации размером бумажных носителей, компакт-
дисков и дисков DVD.
Как считают многие специалисты, мы присутствуем при кончине
традиционных средств массовой информации или того, что подразумевалось под
этим понятием на протяжении большей части ХХ века. Единственное, что пока
не до конца ясно, - это когда же состоятся похороны и каков будет их
размах. Однако, известно, что Интернет, каким мы его знаем сейчас, является
первой интерактивной медиа.
Что же принципиально нового по пользовательским характеристикам вносит
Интернет в информационное пространство?
| |ТВ |Радио|Пресса|Интерне|
| | | | |т |
|Возможность выбора времени пользователем |X |X |+ |+ |
|Возможность хранения для повторного |X |X |+ |+ |
|использования | | | | |
|Возможность получения/передачи информации |+ |+ |- |+ |
|одновременно с событием | | | | |
|Форма передачи: | | | | |
|Текст |+ |+ |+ |+ |
|Неподвижное изображение |+ |+ |- |+ |
|Движущееся изображение |+ |+ |- |+ |
|Звук |+ |+ |- |+ |
|Необходимость в специальном оборудовании |+ |+ |- |+ |
Примечание: + да, - нет, X-с использованием специальных дополнительных
устройств.
Из таблицы видны все преимущества Интернета, так насколько же реальна
замена традиционных СМИ?
Службы Internet
1) Сетевая пресса
Не только сетевой аналог печатной прессы можно встретить в Интернете.
Все чаще на верхние строчки рейтингов попадают сетевые издания,
существующие лишь в Сети. Почему же возрастает спрос именно на такие
издания? Чем сетевая газета отличается от обычной?
o Во-первых: жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как
медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора. В
первую очередь это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к
архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело
не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации.
o Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы,
конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в
производстве информационного продукта и размывают грань между автором и
читателем. Стилистические особенности сетевого текста отчасти связаны с
тем, что еще в обозримом прошлом читатели сетевой прессы знали авторов
лично или по переписке. Отсюда некоторая вольность в обращении со словами
и тяготение к разговорной лексике. Кроме того, обычное для "нормальной"
прессы подавление авторской индивидуальности через тщательную редактуру в
сетевой прессе пока широко не распространено.
o В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с
печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов,
благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и
телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а
оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей;
оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена. Эта идея
породила "ленту новостей". Однако, по мнению некоторых сетевых
журналистов, по-настоящему в ней заинтересован весьма и весьма узкий круг
потребителей информации. Представитель "молчаливого большинства" не
нуждается в том безумном количестве разнообразных новостей, которые
проходят по каналам информационных агентств.
o В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и
отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет
и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода
слова и самовыражения.
К сожалению, все вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону.
Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда
к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии,
скрытой рекламе. Хотя, в крупных сетевых газетах такое недопустимо.
В качестве примера можно привести политическую сетевую интернет-газету
"Полит.Ру", зарегистрированную в Министерстве печати РФ. Издается
"Полит.Ру" “Объединенным Гуманитарным Издательством”.
Газета возникла в недрах одного из самых известных проектов раннего
русского Интернета Zhurnal.ru и ставило с самого начала не политические, а
гуманитарные цели. Сотрудники не испытывали особого пристрастия к политике
как таковой и не мыслили становиться политическими журналистами. Им было
интересно попытаться рассказать о канве событий не с позиции "игрока
информационного рынка", "делающего" информацию, а с позиции рядового
потребителя информационного политического шума, пытающегося найти в нем
осмысленный сюжет. Однако оказалось, что политика в русской сети – предмет
интеллектуального спроса. Как ни странно, в сегодняшней России люди много
думают о политике, несмотря на компроматы, пиары, заговоры и информационные
войны последнего десятилетия. Поэтому создатели интернет-издания захотели
противопоставить модным словосочетаниям с термином "технология"
(политическая, информационная) - идеологию. Идеология - это потребность
человека выяснить свои личные взаимоотношения с текущей историей
собственной страны.
"Полит.Ру" - это редакционный коллектив. Те, кто пишут, звонят,
придумывают, редактируют, создают технологический механизм. Отличие состоит
в том, что "Полит.Ру" - это еще и сообщество. Читатели часто становятся
авторами или корреспондентами, а редакция, в свою очередь, - их адептами
или критиками.
Авторы не утверждают, что их информация объективна, т.к. по мнению
редакции, объективность — это придуманный способ обмана, которому мы
пытаемся противопоставить собственную заинтересованность в событиях и
персонажах. Поэтому политику газеты определяет фраза - мы рассказываем
новости такими, какими сами их видим, а ваш выбор - принять или отвергнуть
наше видение.
Структура Полит.Ру.
Все новости - Лента новостей содержит преимущественно российские новости
текущего дня. Обновляется с 9.00 до 21.00. Переход к странице
осуществляется нажатием либо на заголовок календаря, либо на логотип
"ПОЛИТ.РУ" вверху страницы.
English - Англоязычная версия основных новостей и выбранных статей.
Обстоятельства - Справки и комментарии к тематическим новостям, подоплека
событий, горячие отзывы специалистов и политических ньюсмейкеров.
Сюжеты - Тематический подбор материалов: жизнь в разрезе, самые острые темы
политической жизни в их развитии.
Статьи - Раздел содержит разнообразные статьи по текущим политическим и
экономическим проблемам, стратегические и идеологические материалы, а также
статьи постоянных рубрик (Галерея “Партинформа”, “Ближневосточная неделя” и
другие).
Интервью - Интервью и комментарии ведущих политиков, экономистов и
бизнесменов (С. Алексашенко, А. Головкова, Б. Йордана, Ю. Маслюкова, Б.
Немцова, В. Панскова, В. Рыжкова, Б. Федорова, А. Шохина, А. Чубайса, С.
Ястржембского, и др.).
Монитор - Обзоры СМИ и информационных агентств (четыре выпуска ежедневно по
будням), а также еженедельные Информационные итоги недели и Анонсы событий
следующей недели, перепечатка избранных интервью и статей из ведущих
мировых СМИ, касающихся русской политической жизни.
Заграница - Ежедневные новости планеты, ее странностей и безумств с
фотографиями и ссылками на сайты.
Ресурсы - Раздел содержит рубрицированные ссылки, обнаруженные "Полит.Ру"
за время своей деятельности, либо поставленные самими читателями.
Подписка - Рассылка новостей текущего дня (в win или koi форматах). Новости
отправляются в 21.00.
Дискуссия - Место встречи читателей.
Леонтьев - Совместный проект с передачей ОРТ “Однако”. Транскрипты
авторских комментариев Михаила Леонтьева в Интернете.
ПРАЙМ-ТАСС - Совместный проект с агентством ПРАЙМ-ТАСС предоставляет полный
обзор экономической информации за день.
ВЦИОМ - Совместный проект со Всероссийским центром общественного мнения.
Либертариум - Совместный проект с Московским Либертариумом направлен на
поддержку идеологии либертарианства.
Панорама - Совместный проект с информационно-экспертной группой "Панорама".
Экспертно-аналитические материалы об институтах и реалиях политической
жизни России последнего десятилетия.
"Индекс-досье" - Совместный проект с журналом Индекс-досье способствует
решению задач по защите информационной среды человека.
Статистика.
По прошествии двух лет работы на "Полит.Ру" создатели газеты так
описывают своих постоянных читателей: в первую очередь, это люди
принимающие решения: директора и руководители отделов крупных и мелких
компаний, менеджеры банков, представители финансовых корпораций, ректоры и
деканы высших учебных заведений. Также публикации на "Полит.Ру" постоянно
отслеживаются журналистами различных СМИ, среди которых новостные программы
телекомпаний ОРТ и НТВ; радиостанции “Наше Радио”, “Радио Максимум”;
печатные издания “Деньги”, “Известия”.
Рейтинг.
На поисковом сервере Рамблер - стабильное первое место в разделе
“Политика”. А также сайт входит в первую 10 в общем рейтинге Рамблер. На
серверах Stars и List.Ru - первая десятка самых популярных русскоязычных
ресурсов сети. "Полит.Ру" ежедневно посещают 15 - 20 тысяч человек.
На сайтах других сетевых газет (например, Utro.Ru, Gazeta.Ru,
Vesti.Ru, SMI.Ru, Lenta.Ru) можно также найти прогноз погоды, курс валют,
ссылки на другие материалы по конкретной теме, архив, а также прямой доступ
к почтовому и поисковому серверам. Откуда можно сделать, что аналогам
печатных изданий в Интернете надо не только публиковать статьи, но и
удовлетворять потребности читателей в других видах коммуникации. У
Интернета свои правила, потому что у сетевых потребителей несколько другие
запросы.
Из чего состоит Internet?
Это довольно сложный вопрос, ответ на который всё время меняется.
Пять лет назад ответ был прост: Internet – это все сети, которые,
взаимодействуя с помощью протокола IP, образуют «бесшовную» сеть для своих
коллективных пользователей. Сюда относятся различные федеральные сети,
совокупность региональных сетей, университетские сети и некоторые
зарубежные сети.
В последнее время появилась заинтересованность в подсоединении к
Internet сетей, которые не используют протокол IP. Для того чтобы
предоставлять клиентам этих сетей услуги Internet, были разработаны методы
подключения этих «чужих» сетей (например, BITNET, DECnets и др.) к
Internet. Сначала эти подключения, названные шлюзами, предназначались
просто для пересылки электронной почты между двумя сетями, но некоторые из
них выросли до возможности обеспечения и других услуг на межсетевой основе.
Являются ли они частью Internet? И да и нет – всё зависит от того, хотят ли
они того сами.
Фактически Internet состоит из множества локальных и глобальных
сетей, принадлежащих различным компаниям и предприятиям, связанных между
собой различными линиями связи. Internet можно представить себе в виде
мозаики сложенной из небольших сетей разной величины, которые активно
взаимодействуют одна с другой, пересылая файлы, сообщения и т.п.
ICQ – новая возможность общения.
Этот программный продукт сочетает в себе большинство возможностей IRC, но
при этом имеет более удобный интерфейс и более простую настройку. В
последние годы он стал не просто популярен, но завоевал такую популярность,
что сервер компании, разработавшей эту программу, занимает четвертое место
в Internet по посещаемости, уступая лишь серверу Yahoo! и серверам
корпораций Netscape Corp. и Microsoft Corp. Этот продукт разработан
компанией Mirabilis Ltd. И называется Mirabilis ICQ ( “I seek you” – “Я ищу
тебя”). Работает программа по такому же принципу, что и все средства IRC,
т.е. в сети существуют несколько серверов, специально предназначенных для
работы этой программы. При входе в сеть пользователи соединяются с одним из
серверов, который обеспечивает весь дальнейший сервис программы.
Административное устройство Internet
Internet по организации во многом напоминает церковь. Это организация
с полностью добровольным участием. Управляется она чем-то наподобие совета
старейшин, однако, у Internet нет патриарха, президента или Папы.
Составляющие сети могут иметь своих президентов или аналогичных вождей, но
это совсем другое дело; в Internet нет единственной авторитарной фигуры.
Высшая власть, где бы Internet ни была, остается за ISOC (Internet
Society). ISOC - общество с добровольным членством. Его цель -
способствовать глобальному обмену информацией через Internet. Оно назначает
совет старейшин, который отвечает за техническую политику, поддержку и
управление Internet.
Совет старейшин представляет собой группу приглашенных добровольцев,
называемую IAB (Совет по архитектуре Internet.). IAB регулярно собирается,
чтобы ``благословить'' стандарты и распределить ресурсы, такие, например,
как адреса. Internet работает, поскольку имеются стандартные способы
общения между компьютерами и прикладными программами. Это позволяет
компьютерам разного типа связываться без особых проблем. IAB ответственен
за стандарты; он решает, когда стандарт необходим и каким ему следует быть.
Когда требуется стандарт, совет рассматривает проблему, принимает стандарт
и по сети оповещает о нем мир. IAB также следит за различными номерами (и
другими вещами), которые должны оставаться уникальными. Например, каждый
компьютер в Internet имеет свой уникальный 32-разрядный двоичный адрес;
никакой другой компьютер не имеет такого же. Как присваивается этот адрес?
IAB заботится о такого рода проблемах. Он не присваивает адресов самолично,
но разрабатывает правила, как эти адреса присваивать.
Пользователи Internet высказывают свои жалобы и предложения на встречах
IETF (Оперативного инженерного отряда Internet). IETF - это другая
добровольная организация; также собирается регулярно, чтобы обсудить
текущие эксплуатационные и назревающие технические проблемы. При обсуждении
достаточно важной проблемы IETF создает рабочую группу для ее дальнейшего
исследования. (На практике ``достаточно важная'' обычно означает, что для
рабочей группы находится достаточное количество добровольцев). Посещать
встречи IETF и состоять в рабочих группах могут все; главное, чтобы люди
работали, дело-то добровольное. Рабочие группы имеют различные функции: это
может быть выпуск документации, выработка стратегии действий при
возникновении проблем, стратегические исследования, разработка новых
стандартов и протоколов, доработка уже существующих (например, изменение
значений отдельных полей). Рабочая группа обычно выпускает доклад. В
зависимости от вида рекомендации, это может быть просто документацией и
быть доступной для любого желающего, что может быть принято добровольно как
здравая идея, или же это может быть послано в IAB и быть объявленной
стандартом.
Если некая сеть принимает учение Internet, присоединяется к ней и
считает себя ее частью, тогда она и является частью Internet. Возможно ей
многое покажется неразумным, странным, сомнительным - она может поделиться
своими сомнениями с IETF. Некоторые жалобы-предложения могут оказаться
вполне разумными и, возможно, Internet соответственно изменится. Что-то
может показаться просто делом вкуса или традиции, тогда эти возражения
будут отклонены. Если сеть делает что-либо, что может навредить Internet,
она может быть исключена из сообщества до тех пор, пока она не исправится.
Сейчас Internet состоит из более чем 12 тысяч объединенных между собой
сетей.
-----------------------
[1] Transmission Control Protocol / Internet Protocol (протокол управления
передачей / межсетевой протокол), по определению Эдуарда Якубайтиса - "пара
взаимосвязанных протоколов сетевого уровня и транспортного уровня,
предложенных в США Агентством перспективных оборонных исследовательских
проектов".