Инвестиционная привлекательность самарской области

Инвестиционная привлекательность самарской области

Министерство образования Российской Федерации

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

общевузовская студенческая научная конференция

Д О К Л А Д

на тему: «Инвестиционная привлекательность Самарской области»

Выполнил:

Научный руководитель:

Самара 2000

Долговременный подъем российской экономики на современном технологическом

уровне возможен лишь в одном случае - при реанимации инвестиционного

процесса, ибо прописная истина гласит: без инвестиций нет экономического

роста. Переход к регулируемым рыночным отношениям должен коренным образом

изменить инвестиционную политику государства с целью усиления его

воздействия на инвестиционный процесс посредством финансово-кредитных

рычагов, т.е. с помощью налогов, налоговых льгот, норм ускоренной

амортизации и ее индексации, учетной ставки банковского процента, субсидий

из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства. Эффективная

инвестиционная политика должна охватывать как государственные инвестиции,

так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных

инвесторов. Без инвестиций невозможно реализовать задачи по структурной

перестройке экономики, повысить технический уровень производства и

конкурентоспособность отечественной продукции, как на отечественном, так и

на мировом рынках.

Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься не только

федеральные власти, но и региональная законодательная и исполнительная

власть, и даже органы МСУ. Именно на региональных органах управления лежит

ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на

территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Возможности региональных и муниципальных органов власти по улучшению

ситуации с капиталовложениями хотя и ограничены, но имеются. Необходимо

усилить стабильность и сократить риск. Бизнесмены обычно ведут свои дела в

далеких от совершенства условиях. Нет такой страны или города, где бы

бизнесмены не жаловались и не обращались с законными требованиями об

облегчении существующей ситуации. Тем не менее они ведут свои дела и в этих

условиях. Важно, чтобы нормативная основа была благоприятной и стабильной,

а следовательно, предсказуемой, но не менее важно, чтобы нормативы

соблюдались. Поэтому все, что органы власти могут сделать для укрепления

стабильности и предсказуемости, снижения рисков, окажет воздействие на

привлекательность данного региона для инвесторов.

Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности

социальных, экономических, организационных, правовых, политических,

социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и

целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему

(экономику страны, региона, корпорации).

Большинство экономистов одинаково трактуют содержание данного понятия,

но при конкретизации его структуры, методик оценки мнения ученых

существенно расходятся. Можно выделить три наиболее характерных подхода к

оценке инвестиционного климата.

Первый - суженный. Он базируется на оценке динамики валового

внутреннего продукта, национального дохода и объемов производства

промышленной продукции; динамики распределения национального дохода,

пропорций накопления и потребления; хода приватизационных процессов;

состояния законодательного регулирования инвестиционной деятельности;

развития отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и

денежного.

Второй - расширенный, факторный. Он основывается на оценке набора

факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них:

- характеристика экономического потенциала (обеспеченность региона

ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для

производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и

трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и

инфраструктуры);

- общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие

отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства,

степень изношенности основных производственных фондов, развитие

строительной базы);

- зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной

инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность,

инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности

населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды

предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность

межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного

капитала);

- политические факторы (степень доверия населения к региональной

власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень

социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений);

- социальные и социокультурные (уровень жизни населения, жилищно-

бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность

алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной

заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение

населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы

для иностранных специалистов);

- организационно-правовые (отношение власти к иностранным инвесторам,

соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при

принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень

профессионализма местной администрации, эффективность деятельности

правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и

рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей);

- финансовые (доходы бюджета, а также обеспеченность средствами

внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из

федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной

валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского

сотрудничества, кредиты банков на 1000 населения, удельный вес долгосрочных

кредитов, сумма вкладов на душу населения, доля убыточных предприятий).

Третий подход - рисковый. Сторонники данного подхода в качестве

составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных варианта:

инвестиционный потенциал и инвестиционные риски; инвестиционные риски и

социально-экономический потенциал. Иногда учитываются только риски

(кредитные).

Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим

аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в

регионе, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться

на результаты экспертной оценки инвестиционного климата. При этом

инвестиционные решения относятся к числу наиболее сложных. Они основаны на

многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и

тенденций, зачастую разнонаправленных. В основу сопоставления

инвестиционной привлекательности территорий была положена экспертная шкала,

включавшая следующие характеристики каждой страны: законодательные условия

для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала,

устойчивость национальной валюты, политическая ситуация, уровень инфляции,

возможность использования национального капитала.

Данный набор показателей был недостаточно детальным для адекватного

отражения всего комплекса условий, принимаемых во внимание инвесторами.

Поэтому в дальнейшем развитие методик сравнительной оценки инвестиционной

привлекательности различных стран пошло по пути расширения и усложнения

системы оцениваемых экспертами параметров и введения количественных

(статистических) показателей. Чаще всего использовались следующие параметры

и показатели: тип экономической системы; макроэкономические показатели

(объем ВНП, структура экономики и др.); обеспеченность природными

ресурсами; состояние инфраструктуры; условия развития внешней торговли;

участие государства в экономике.

Появление в конце 80-х годов группы стран с переходной экономикой и

специфическими условиями инвестирования потребовало разработки особых

методических подходов. В начале 90-х годов применительно к этим странам

рядом экспертных групп (консультационная фирма "PlanEcon", журналы

"Fortune" и "Multinational Businesses" и др.) независимо друг от друга были

подготовлены упрощенные методики сравнительной оценки инвестиционной

привлекательности. Они учитывали не только условия, но и результаты

инвестирования, близость страны к мировым экономическим центрам, масштабы

институциональных преобразований, демократические традиции, состояние и

перспективы проводимых реформ, качество трудовых ресурсов. В настоящее

время комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира

периодически публикуются ведущими экономическими журналами: "Euromoney",

"Fortune", “The Economist”.

Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой

инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала "

Euromoney", на основе которого дважды в год (в марте и сентябре)

производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. В этих целях

используется девять групп показателей: эффективность экономики; уровень

политического риска; состояние задолженности; способность к обслуживанию

долга; кредитоспособность; доступность банковского кредитования;

доступность краткосрочного финансирования; доступность долгосрочного

ссудного капитала; вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Что касается регионов, то специалисты рейтинговой службы EA-Ratings

(стратегический партнер Standard & Poor’s), а вслед за ними аналитики

журнала «Эксперт» все факторы кредитного риска по долговым обязательствам

субъектов Российской Федерации подразделяются на:

. суверенные,

. экономические,

. финансовые,

. долговые,

. административные.

При принятии решений портфельные инвесторы ориентируются на

специальные финансовые или кредитные рейтинги стран. На их разработке

специализируются наиболее известные экспертные агентства "большой

шестерки": Moody’s, Arthur Andersen, Standard & Poor’s, IBCA и др.

В качестве примера приведем категории кредитных рейтингов агентства

Standard & Poor’s:

Инвестиционные рейтинги:

- ААА - возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно

велики;

- АА - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики;

- А - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики,

но зависят от впутриэкономической ситуации;

- ВВВ - возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от

внутриэкопомической ситуации на момент погашения.

Спекулятивные рейтинги:

- ВВ - нестабильность впутриэкономической ситуации может повлиять на

платежеспособность эмитента;

- В - ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая тем не

менее текущему объему выпущенных обязательств.

Аутсайдерские рейтинги:

- ССС - некоторая защита интересов присутствует, однако риски и

нестабильность высоки;

- СС - платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической

ситуации;

- С - платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической

ситуации;

- О - долги просрочены.

Создание благоприятного инвестиционного климата в России является

одним из важнейших условий привлечения инвестиций и последующего

экономического роста страны. Сейчас же позиции России и стран СНГ в

зарубежных рейтингах незавидны. В отличие от Советского Союза, который в

рейтинге "Euromoney" за 1988 г. занимал 17-е место после Италии и Тайваня,

ни одна из бывших республик СССР не сумела попасть в число 50 стран с

наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Очередной экономический

кризис отбросил Россию за пределы первой сотни инвестиционно

привлекательных стран (март 1997 г. – 91 место, сентябрь 1998 г. – 129

место). Неблагоприятный по сравнению со многими другими странами мира

инвестиционный климат в России является главной причиной дефицита как

отечественных, так и иностранных инвестиций и "бегства" российского

капитала за границу в более привлекательные страны.

Россия – страна настолько резких межрегиональных экономических,

социальных и политических контрастов, что потенциальный инвестор при

наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать

регион с наилучшими условиями инвестирования. Именно такая информация

должна содержаться в региональных рейтингах инвестиционной

привлекательности (инвестиционного климата). К сожалению несмотря на то,

что в некоторых регионах положение лучше чем в целом по России, не принято,

чтобы кредитный рейтинг части территории государства был выше

общегосударственного рейтинга. Поэтому международный имидж России сильно

влияет на возможности регионов по привлечению инвестиций.

Из 79 государств, которым присвоены рейтинги агентства Standard &

Poor’s только две страны имеют кредитные рейтинги долговых обязательств в

категории ССС: Россия (ССС—) и Индонезия {ССС+). Единственной страной, чей

рейтинг ниже России. является Пакистан (СС). И Россия, и Пакистан не

исполнили свои обязательства по отдельным классам задолженности, поэтому

присвоенные им кредитные рейтинги эмитентов были изменены на категорию SD

(выборочный дефолт).

В 1997 году Администрация Самарской области решила пройти процедуру

присвоения кредитного рейтинга, поскольку в этом году было принято решение

о подготовке выпуска еврооблигационного займа Самарской области, где одним

из главных условий выпуска займа являлось получение эмитентом

(Администрацией Самарской области) международного кредитного рейтинга в

ведущих рейтинговых агентствах. Но в связи с финансовым кризисом 1998г. и

девальвацией рубля Администрация области отказалась от выпуска

еврооблигационного займа.

14 января 1998 года рейтинговое агентство "Moody’s" присвоило

Самарской области рейтинг «Ва2», а 16 января "Standard & Poor's" - «ВВ-».

В это время рейтинг, присвоенный региону, соответствовал рейтингу России.

Эта оценка позволяла Администрации области осуществлять заимствования на

внешнем рынке капитала.

Снижение кредитного рейтинга страны в период с 11 марта 1998 года до

16 сентября 1998 года повлекло за собой снижение рейтингов субъектов

Российской Федерации, где снижение Самарской области не было исключением.

Поэтому к 16 сентябрю 1998 г. кредитный рейтинг Самарской области был на

уровне «ССС-».

28 октября 1999 г. рейтинговое агентство "Standard & Poor's", после

проведения необходимого анализа, подтвердило рейтинг Самарской области

повысив его до «ССС». Негативный прогноз развития сменился на стабильный.

Самарская область получила рейтинг, аналогичный рейтингу Санкт-Петербурга,

и выше рейтингов г. Москва (ССС-) и Российской Федерации (ССС-, SD).

Рейтинг «ССС», присвоенный Самарской области, отражает

стабильность экономической ситуации в области, консервативность финансовой

политики, низкий уровень прямого долга на фоне общей обстановки в

Российской Федерации.

Присвоение ведущими международными агентствами рейтинга Самарской

области означает для Самарской области приобретение следующих преимуществ:

- Доступ к рынкам капитала

Рейтинг компаний (Standard & Poor's) и (Moody's) расширяет доступ

Самарской области к рынкам капитала, поскольку он укрепляет доверие к

долговым заимствованиям Самарской области со стороны инвесторов и

кредиторов.

- Стабильный доступ к рынкам капитала

Кредитные рейтинги дают возможность Самарской области повлиять на

оценку ее кредитного риска инвесторами и позволяют сохранить доступ к

рынкам капитала даже в трудное для региона время.

- Управление ценой кредитных ресурсов

Страны и ее суверенные образования, которым присвоен рейтинг, имеют

более широкий выбор на рынках капитала. У Самарской области больше

финансовых альтернатив, чем у эмитента без рейтинга. Это позволяет ей

выбрать наиболее эффективную и экономную форму привлечения кредитов,

оптимизировать затраты на создание кредитных фондов.

- Большая финансовая гибкость

Поскольку кредитный рейтинг присваивается для выпуска евробондов,

которые размещаются на длительный срок, то значительные сроки заимствований

позволяют лучше соотносить активы и пассивы. Этот факт существенным образом

снижает зависимость Самарской области от коммерческих банков.

- Более широкое признание в мире и реклама Самарской области

Кредитные агентства строго придерживаются принципа открытости в

рейтинговом процессе. Критерии, по которым определяется рейтинг,

публикуются в мировых средствах массовой информации, давая возможность

инвесторам понять аналитическую логику каждого рейтинга. Расширение базы

инвесторов укрепит репутацию Администрации Самарской области и стимулирует

интерес к ее фондовым инструментам.

- Доступ к большему числу рынков и расширение базы инвесторов для

предприятий и организаций, расположенных на территории Самарской области

Кроме внешнего рейтинга. Самарская область регулярно представляет

сведения о себе для российских экспертов, которые анализируют и определяют

кредитоспособность и инвестиционный потенциал регионов России. Регионы

России весьма различны по своему экономическому, финансовому,

инвестиционному положению. Поэтому немаловажное значение имеет присвоение

внутреннего рейтинга.

Так, консалтинговое агентство «Эксперт-РА», ежегодно, начиная с 1996

года, публикует исследования инвестиционного рейтинга российских регионов

(журнал «Эксперт» №47, 1996 г.; №47, 1997 г.; №39, 1998 г.; №39, 1999г).

Аналитики журнала «Эксперт» начали проработку региональных рейтингов с

целью оказания помощи иностранным инвесторам. Фактически данная оценка

претендует на статус общенационального рейтинга.

С учетом международного опыта была разработана методика, основанная на

сочетании статистического и экспертного подходов. В подготовке рейтинга в

качестве экспертов участвовали ведущие зарубежные компании.

Хотя методики, которые используются для присвоения рейтинга субъектам

Российской Федерации остаются до настоящего момента спорными, тем не менее

эта оценка позволяет иметь достаточно объективное представление о месте

региона в сравнении с другими субъектами федерации. Место Самарской области

в рейтингах, публикуемых рейтинговыми агентствами за последние годы в таких

известных журналах, как «Рынок ценных бумаг» и «Эксперт» незначительно

изменялось, но тем не менее по интегральным оценкам инвестиционной

привлекательности область неизменно входит в первую десятку российских

регионов.

Высокий рейтинг инвестиционной привлекательности Самарской области

закладывался в процессе развития различных отраслей промышленности в 60-70

годы и, несмотря на то, что Самара была закрыта для посещения иностранными

делегациями, предприятия города и области активно участвовали в

международной экономической деятельности. Ее результатом было создание

производственных мощностей на Металлургическом комбинате, заводе

«Волгабурмаш», строительство шоколадной фабрики «Россия». В Тольятти в эти

годы были созданы крупнейшие экспортноориентированные производства

автомобилей, удобрений синтетического каучука.

Место Самарской области по инвестиционному потенциалу и

инвестиционному риску среди регионов России за последние четыре года

отражено в таблице:

|Показатели инвестиционной |1996 |1997 |1998 г.|1999 г. |

|привлекательности |г. |г. | | |

|Интегральный рейтинг потенциала|6 |8 |7 |5 |

|Ресурсно-сырьевой |60 |60 |53 |47 |

|Производственный |5 |8 |6 |5 |

|Потребительский |12 |5 |5 |3 |

|Инфраструктурный |23 |20 |22 |25 |

|Трудовой |13 |7 |7 |7 |

|Институциональный |7 |12 |3 |5 |

|Инновационный |19 |8 |10 |10 |

|Финансовый |* |* |4 |6 |

|Интегральный рейтинг риска |23 |29 |10 |15 |

|Экономический |18 |11 |6 |22 |

|Политический |29 |35 |35 |24 |

|Социальный |29 |29 |18 |15 |

|Экологический |58 |58 |63 |71 |

|Криминальный |43 |43 |56 |42 |

|Законодательный риск |* |* |37 |42 |

|Финансовый риск |* |* |9 |13 |

|Инвестиционный климат |1А |1А |2В |2В |

* - ранее оценка не осуществлялась.

Экономические исследования подтверждают устойчиво высокий рейтинг

инвестиционной привлекательности Самарской области. Так, Самарская область

повысила свой рейтинг по инвестиционному потенциалу по сравнению с 1998

годом на 2 пункта за счет улучшения позиций потребительского,

производственного и природно-ресурсного потенциала.

Решение экспертов обычно не оспаривается, но по ряду показателей

Самарская область реально претендует на более высокие места.

Весьма показательной при определении инвестиционного потенциала

является оценка инвестиционного риска, по которому Самарская область заняла

10 место в 1998г. и 15 место в 1999г. Однако, для конкретного инвестора

важен, скорее, рейтинг по отдельным видам. В отношении инвестиционного

риска аналитики из «Эксперта» выделяют такие его виды, как экономический,

политический, социальный, экологический, криминальный, законодательный и

финансовый риски. Самарская область в 1999 году покинула десятку лидеров с

наименьшим риском, ухудшив свои позиции по экономической, финансовой,

законодательной и экологической составляющей инвестиционного риска. Но при

этом общий рейтинг инвестиционного риска для Самарской области повысился на

8 пунктов по сравнению с 1996 годом.

К сожалению положение Самарской области в плане риска

экологического (71), законодательного (42), криминального (42) оставляет

желать лучшего, но реальный вес этих видов, конечно, существенно различен,

что немаловажно для инвестора.

Имеет смысл проанализировать отставание в таблице рейтингов по

некоторым показателям, что может быть вызвано недостаточной или не всегда

достоверной информацией об истинном положении дел в Самарской области

Нельзя согласиться с ухудшением позиций по финансовой составляющей

инвестиционного риска. По данным исследования компании EA-Ratings,

Самарская область входит в лидирующую группу регионов по текущему

финансовому положению и благоприятными перспективами изменения финансового

положения.

Самарская область может претендовать на более высокое место по

рейтингу законодательного риска. В настоящее время законодательная база

области выгодно отличается от других регионов страны. Такие законы, как «Об

в инвестициях в Самарской области» в редакции 1999 года, «О земле», «О

внешнем долге», «Об особых экономических зонах», «Об оценке земли», «О

залоге (ипотеке) земель сельскохозяйственного назначения» позволяют без

особого риска привлекать в область инвестиции. Необходимо отметить, что

гарантом исполнения законодательства является Администрация области.

Спорными являются показатели по криминальному и политическому рискам.

Показатель криминального риска является в глазах инвесторов одним из

наиболее важных, и фирмы, уже работающие в самарской области, убедились в

высокой степени безопасности бизнеса в регионе.

Требуют уточнения показатель политического риска. Хотя, по рейтинговой

оценке «Эксперт-РА» Самарская область по политическому риску в 1999 году

оказалась на 24 месте, необходимо отметить, что наш регион один из немногих

регионов России может заявить, что не имеет противостояния законодательной

и исполнительной ветвей государственной власти. Главы всех органов местного

самоуправления избраны народом, что усилило доверие людей к властным

структурам.

Безусловно, уровень политической стабильности, состояние

законодательной базы и криминогенная ситуация в регионе могут замедлять или

ускорять процессы инвестирования и развития внешнеэкономических связей. Но

кардинально изменить их не в силах.

В 1996-1997 гг. Самарская область относилась к группе 1А (высокий

потенциал - незначительный риск), что является наиболее предпочтительным

для всех типов инвесторов. В 1998-1999 гг. наша область по условиям

инвестирования входит в группу 2В (средний потенциал - умеренный риск).

Приведенные данные не отвечают действительному положению дел. Сведения о

вхождении области в группу 2В носят весьма условный характер. Самарская

область несмотря на объективные экономические трудности не допустила

снижения своих основных показателей и продолжает оставаться наиболее

привлекательной для инвесторов.

В целом можно отметить, что по совокупному рейтингу, проведенному

аналитиками журнала «Эксперт» Самарской области принадлежит одно из ведущих

мест среди регионов России по инвестиционной привлекательности, что также

подтверждает рейтинг субъектов федерации, опубликованный в журнале «Рынок

ценных бумаг» (№5, 1999 г.).

Самарская область входит в первую десятку регионов за счет: 1) высокой

обеспеченности обязательств собственными доходами и высокой

сбалансированности регионального бюджета, 2) того, что относится к группе

регионов, которые улучшили свои позиции по текущему финансовому положению и

по сводному индексу перспектив изменения доходов, 3) того, что Самарская

область входит в группу регионов с очень низкой (менее 10%) долей

финансовой помощи в доходах региональных бюджетов, 4) низкой доли зачетов в

налоговых платежах, 5) того, что доля «нерациональных» расходов в общих

бюджетных расходах в Самарской области составляет 6%, что не превышает

минимальный среднероссийский уровень, 6) сводный индекс перспектив

изменения расходов менее 1,0; по предлагаемой методике, чем ниже значение

индекса, тем благоприятнее ситуация в регионе.

Таким образом, Самарская область относится к региону с благоприятным

текущим положением и столь же благоприятными перспективами изменения

финансового положения и входит в число регионов с наиболее

высокой кредитоспособностью.

По оценке специалистов Самарская область в целом является одним из

самых благополучных регионов России. Проводимая региональная

инвестиционная политика позволила достичь больших результатов в

экономическом аспекте и присвоенный рейтинг Самарской области является

наглядным тому подтверждением.

Сегодня Администрация области продолжает работу по формированию в

регионе благоприятного инвестиционного климата.

Отсюда следует вывод, что кредитные рейтинги Самарской области имеют

тенденцию роста, которые в конечном счете приведут к росту экономики

региона.

Список литературы

1. Итоги социально-экономического развития Самарской области в 1997 году.

// Губернский информационный бюллетень, № 3, 1998, с.31-53.

2. Итоги социально-экономического развития Самарской области в I квартале

1999 года. // ГИБ, № 5, 1999, с.17-52.

3. Караваев В. Региональная инвестиционная политика. // Инвестиции в

Россию, № 2, 1999, с.12-15.

4. Лавров А., Кузнецова О. Оценка бюджетного потенциала регионов России. //

Рынок ценных бумаг, № 5, 1999, с.38-54.

5. Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов

России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики, № 9, 1999, с.69-79.

6. Фоломьев А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути

его улучшения. // Вопросы экономики, № 9, 1999, с.57-68.

7. Х.Хессел. Суверенный рейтинг Российской Федерации. // Рынок ценных

бумаг, № 5, 1999, с.21-29.

8. Ф.Эйгель. Критерии оценки кредитного риска. // Рынок ценных бумаг, № 5,

1999, с.11-20.