Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов у детей
Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов у детей
Гапонова Т. А.
Научный руководитель Андреева О. С.
Использование сказки для диагностики формирования полоролевых
стереотипов у ребенка.
Представление ребенка о "мужественности" и "женственности" и мере
своего соответствия этим критериям зависят от культурных норм и воспитания.
Традиционная система взаимоотношений полов и связанная с ней
дифференциация половых ролей переживает в настоящее время кризис.
Целью работы является рассмотрение применения сказки для диагностики
формирования полоролевых стереотипов у детей.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
> привести литературный обзор традиций использования фантазии, образов и
сказок для выявления особенностей развития ребенка;
> рассмотреть факторы формирования психологического пола и полоролевых
стереотипов у ребенка;
> произвести анализ диагностических возможностей сказки для выявления
индивидуальных особенностей формирования полоролевых стереотипов;
В экспериментальной части работы были рассмотрены 5 сказок детей в
возрасте 10 - 12 лет. На основе произведенного анализа был сделан следующий
вывод:
Анализ проявления мужскими и женскими персонажами своих личностных
свойств и функций, идентификации ребенка с героем определенного пола
позволяет сделать вывод об индивидуальной системе половых ролей, в рамках
которой сам ребенок различает критерии "мужественности" и "женственности; о
половой идентификации и индивидуальной системе оценок и предпочтений.
Таким образом сказочные фантазии ребенка дают богатый материал для
диагностики формирования полоролевых стереотипов, с учетом чего
сознательное поведение становится более понятным и, благодаря этому,
доступным для воздействия.