Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов у детей

Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов у детей

Гапонова Т. А.

Научный руководитель Андреева О. С.

Использование сказки для диагностики формирования полоролевых

стереотипов у ребенка.

Представление ребенка о "мужественности" и "женственности" и мере

своего соответствия этим критериям зависят от культурных норм и воспитания.

Традиционная система взаимоотношений полов и связанная с ней

дифференциация половых ролей переживает в настоящее время кризис.

Целью работы является рассмотрение применения сказки для диагностики

формирования полоролевых стереотипов у детей.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

> привести литературный обзор традиций использования фантазии, образов и

сказок для выявления особенностей развития ребенка;

> рассмотреть факторы формирования психологического пола и полоролевых

стереотипов у ребенка;

> произвести анализ диагностических возможностей сказки для выявления

индивидуальных особенностей формирования полоролевых стереотипов;

В экспериментальной части работы были рассмотрены 5 сказок детей в

возрасте 10 - 12 лет. На основе произведенного анализа был сделан следующий

вывод:

Анализ проявления мужскими и женскими персонажами своих личностных

свойств и функций, идентификации ребенка с героем определенного пола

позволяет сделать вывод об индивидуальной системе половых ролей, в рамках

которой сам ребенок различает критерии "мужественности" и "женственности; о

половой идентификации и индивидуальной системе оценок и предпочтений.

Таким образом сказочные фантазии ребенка дают богатый материал для

диагностики формирования полоролевых стереотипов, с учетом чего

сознательное поведение становится более понятным и, благодаря этому,

доступным для воздействия.