Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ
Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ
Глава 2. Исследование роли руководителя в повышении качества результатов
деятельности ОУ.
2.1. Организация исследования.
В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного
качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере
образования, когда происходит переход от единообразной системы образования
к разнообразной. Эта потребность определяется запросами общества и
потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи.
Ориентация на высокие конечные результаты деятельности ОУ предъявляет
новые требования к качественному уровню управления.
Руководитель должен уметь устанавливать цели ОУ и свои собственные,
предвидеть миссию школы, разрабатывать планы, принимать управленческие
решения, мотивировать коллектив на их реализацию, осуществлять руководство
педагогическим коллективом; обладать способностью осуществлять мониторинг
деятельности.
Повышение «качества образования» во многом зависит от того, насколько
руководитель ОУ осознает необходимость обновления образования, улавливает
специфику ситуации и своевременно вносит коррективы в управленческую
деятельность.
Ориентация на качественное образование побуждают руководителей
принимать нестандартные управленческие решения, по иному строить отношения
с участниками образовательного процесса.
Задачи практической части дипломной работы были следующие:
- провести исследование по данной проблеме на базе ПУ-18 и ПУ-33
города Тюмени;
- выявить роль руководителя в повышении качества образовательного
процесса;
- разработать рекомендации руководителям ОУ.
При исследовании были использованы следующие методы:
- анкетирование;
- анализ внутришкольных документов;
- интервьюрование;
- экспертная оценка.
В качестве объектов были выбраны учащиеся ПУ-18, в количестве 41
человек (из них 20 учащихся первого курса, 21 учащийся – второго курса) и
учащиеся ПУ-33, в количестве 48 человек (из них 25 учащихся первого курса и
23 учащихся второго курса).
2.2. Планирование исследования.
Первый блок характеристик описывает факторы эффективности
образовательных учреждений. Руководителям ПУ-18 и ПУ-33 были предложены
нижеперечисленные факторы, каждый из которых предлагалось оценить (+). Если
присутствует в работе ОУ; (-), если отсутствует.
|№№ | |ПУ-18 |ПУ-33 |
|1 |Изучение социального заказа | | |
|2 |Доступная система приема | | |
|3 |Большой прием учащихся | | |
|4 |Методы обучения, соответствующие запросам | | |
| |обучаемых | | |
|5 |Дополнительные образовательные услуги | | |
|6 |Дифференцированная и индивидуализированная | | |
| |работа с учащимися | | |
|7 |Эффективная взаимосвязь с родителями и учащимися| | |
|8 |Четкая организационная структура | | |
|9 |Творческая управленческая команда | | |
|10 |Делегирование полномочий | | |
|11 |Текучка кадров | | |
|12 |Высокий уровень подготовки педагогов как | | |
| |предметников | | |
|13 |Постоянное повышение квалификации педагогов | | |
|14 |Стремление педагогов к творческой, инновационной| | |
| |деятельности | | |
|15 |Обобщение и распространение передового | | |
| |педагогического опыта | | |
|16 |Педагоги с большим стажем, квалификационным | | |
| |разрядом | | |
|17 |Наличие собственных авторских методик | | |
|18 |Разработка программ развития ОУ | | |
|19 |Высокие результаты экзаменов | | |
|20 |Осуществление мониторинга и оценки деятельности | | |
|21 |Психолого-педагогическая диагностика учащихся | | |
|22 |Благоприятный морально-психологический климат в | | |
| |коллективе | | |
|23 |Престиж ОУ | | |
|24 |Внедрение новых педагогических технологий | | |
То, мы видим, что все эти факторы в разной степени присутствуют в
работе руководителя, но их необходимо учитывать для перевода
образовательного учреждения из режима функционирования, в режим развития,
тем самым, обеспечивая качество образования.
К важнейшим показателям, характеризующим качество образования, мы
отнесли уровень успеваемости учащихся. Мы взяли средний оценочный балл за I
полугодие.
| | |Средний оценочный балл |
| | |Рус.яз|Литер|Алгебр|Геом|Истор|Физ.|Хим.|Ин.я|Информ|
| | |. | |а |. |. | | |з. |. |
|ПУ-18 |1 курс| | | | | | | | | |
|ПУ-33 |1 курс| | | | | | | | | |
| | |Средний оценочный балл |
| | |Рус.яз|Литер|Алгебр|Геом|Истор|Физ.|Хим.|Ин.я|Информ|
| | |. | |а |. |. | | |з. |. |
|ПУ-18 |2 курс| | | | | | | | | |
|ПУ-33 |2 курс| | | | | | | | | |
Из данных графиков видно, что уровень успеваемости учащихся в разных
образовательных учреждениях, и на разных курсах, различен. Причину можно
искать в качестве преподавания предметов, в уровне овладения учащимися
знаний по предмету, организации учебного процесса и многих других факторах.
Следующим этапом нашего исследования стал анкетный опрос среди
учащихся, классных руководителей и родителей, с целью выявить степень
осведомленности между участниками образовательного процесса.
Анкеты заполнили учащиеся (в количестве 41 человек), 2 классных
руководителя и 39 родителей ПУ-18. И, учащиеся ( в количестве 48 человек),
2 классных руководителя и 43 родителя – ПУ-33.
Анкеты, заполненные учащимися, дали нам представление о личностных
потребностях, запросах в области образования; самооценки; взаимоотношений в
семье и т.п.
Анкеты, заполненные родителями, дали нам представление о социальном
положении семьи, степени осведомленности учебной жизни ребенка, запросы в
области образования и т.п.
Анкеты, заполненные классными руководителями, дали нам представление о
личностных потребностях и возможностях учащихся, степени осведомленности
семейного положения и степени влияния родителей на образовательный процесс.
Мы получили следующие результаты по ПУ-18:
|Степень |Учащиеся |Родители |Классные |
|осведомленности | | |руководители |
| | | | |
По ПУ-33:
|Степень |Учащиеся |Родители |Классные |
|осведомленности | | |руководители |
| | | | |
Данные исследования показали, что степень осведомленности между
участниками образовательного процесса в ПУ-33 – высокая. То есть, родители
принимают активное участие в школьной жизни детей, адекватно оценивают
личностные качества и возможности детей. классные руководители
информированы о семейной ситуации, активно сотрудничают с родителями.
Результаты по ПУ-18 менее утешительные и заставляют руководство
образовательным учреждением задуматься над степенью информированности между
участниками образовательного процесса.
Все сказанное в этой части главы было посвящено результатам
деятельности ОУ. Немаловажную роль играет личность руководителя: его
личностные качества и стиль руководства.
Психологи подразделяют всех руководителей по трем уровням:
1. Руководители первичного уровня: такие руководители обладают
преимущественно сложившимися знаниями и навыками по специальности,
т.е. четкое знание своих функций, обязаностей и полномочий.
2. Руководители среднего уровня проявляют гармоничное сочетание
профессиональных и социально-коммуникативных качеств;
3. Руководитель верхнего уровня должен обладать преимущественно
коммуникативно-концептуальными навыками.
Именно руководитель верхнего уровня должен возглавлять ОУ, т.е.
человек, способный грамотно разработать концепцию развития школы,
обладдающий высокими коммуникативными навыками.
В настоящее время в связи с повышением уровня требовательности к
качеству образования, требования к руководителям возросли. Свойства
личности, которыми, как нам кажется, должны обладать руководители, условно
можно разделить на три группы.
|Наименование группы |Свойства личности |Значение в работе |
|1. |Понятийное мышление, |Умение сформулировать |
|Интеллектуально-личност|умение обобщать, |проблему, вопросы, |
|ные свойства |различать, |выделить главное умение|
| |классифицировать. |и опыт прогнозирования |
| |Склонность к |событий, динамики |
| |продуманному риску. | |
|2. Эмоционально-волевые|Позитивный настрой к |Умение устанавливать, |
|свойства |окружающим, |поддерживать и |
| |контактность и |регулировать социальные|
| |гибкость. Способность |контакты. |
| |привлекать к себе | |
| |людей. | |
|3. Социально- групповые|Достижение поставленных|Умение распорядиться |
|качества |задач, |властью и |
| |мировоззренческая |ответственностью, |
| |убежденность, |авторская концепция |
| |ответственность |управления, решения |
| | |проблем. |
В процессе данного исследования руководителям ОУ была предоставлена
методика, позволяющая проанализировать свои возможности и личные
ограничения в управленческой деятельности. Были получены следующие
результаты (по десятибалльной системе) руководителя ПУ-18.
Сильные стороны управленца:
1. Умение обучать (10 баллов): способность и желание помогать другим
развивать и расширять свои возможности.
2. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой
деятельности (9) баллов: способность обеспечивать участие и помощь
со стороны окружающих или влиять на их решение; понимание мотивации
работников, современные представления о роли руководителя.
3. Четкие ценности, умение наладить групповую работу (8 баллов):
способность содействовать развитию и повышению эффективности
коллектива, понимание своих личных ценностей, соответствующие
условиям современной деловой жизни.
Личные ограничения:
1. Творческий подход (3 балла): отсутствие способности генерировать
достаточно новые идеи и неумение их использовать.
2. Способность управлять собой (5 баллов): неспособность в полной
мере использовать свое время, энергию, умения.
3. Способность руководить (6 баллов): не совсем развиты способности
добиваться результата от работы подчиненных.
Это субъективный взгляд руководителя на свою деятельность, но тем не
менее, он говорит о многом. У этого руководителя развиты очень важные
качества для управления ОУ. Однако, недостаток творческого начала мешает
достижению намеченных целей. Хотя причиной этому может быть и недостаток
финансирования и скудная материальная база для внедрения новых идей в
образовательный процесс.
На наш взгляд более важна экспертная оценка, сделанная педагогическим
коллективом. В исследовании принимало участие 13 педагогов. 92% опрошенных
считают, что руководитель требователен к людям, 85% отмечают трудолюбие,
62% считают, что руководитель пропагандирует и внедряет достижения
педагогической работы и передового опыта, 46% считают, что руководитель не
обладает выдержанностью. Сравнительные результаты можно представить в
следующей таблице:
|Способности |Субъективное |Объективное |
| |мнение |мнение |
|Умение влиять на окружающих, понимание |Развито |Развито |
|особенностей управленческой деятельности| | |
|Творческий подход, пропаганда и |Не развит |развит |
|внедрение достижений педагогической | | |
|работы и передового опыта | | |
|Способность управлять собой |Не развита |Не развита |
|Умение обучать |Развит |Развито |
Как видно, мнение совпадают, за исключением: учителя считают, что
творческий потенциал в руководителе заложен, более того, такой подход им
пропагандируется. Возможно такое противоречие возникает из-за разной
степени вовлеченности в образовательный процесс.
Сейчас рассмотрим результаты исследования, сделанные руководителем ПУ-
33.
Сильные стороны управления:
1. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой
деятельности (10 баллов);
2. Умение обучать (9 баллов);
3. Творческий подход (8 баллов);
Личностные ограничения:
1. Способность управлять собой (6 баллов);
2. Способность руководить (5 баллов): не совсем развиты способности
добиваться результата о работы подчиненных;
3. Умение наладить групповую работу (4 балла): не способность в
формировании эффективно работающей «команды».
У этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ.
Однако, неспособность сформировать эффективно работающий коллектив мешает
достижению целей исследования.
В ходе экспертной оценки принимали участие 13 педагогов: 92%
опрошенных считают, что директор требователен к людям, 77% отмечают
трудолюбие, 92% отмечают, что директор обладает способностью руководить;
54% считают, что директору не хватает умения наладить групповую работу.
Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице:
|Способности |Субъективное |Объективное |
| |мнение |мнение |
|Умение влиять на окружающих, понимание |Развито |Развито |
|особенностей управленческой деятельности| | |
|Способность руководить |Не развито |развито |
|Умение наладить групповую работу |Не развито |Не развито |
|Умение обучать |Развито |Развито |
Как видно, субъективное мнение руководителя совпадает с экспертной
оценкой, сделанной педагогическим коллективом, за исключением: учителя
считают, что директор обладает способностью руководить, более того,
отмечают эффективность руководства. Возможно такое противоречие возникает
из-за неумения наладить групповую работу.
-----------------------
[pic]
[pic]