Исторические этапы российского федерализма
Исторические этапы российского федерализма
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………2-5
Глава 1. Дореволюционный федерализм…………………………….6-9
1.1 Развитие российской государственности до 19 века…………6-7
1.2 Зарождение федерализма в 19 веке……………………………8-9
Глава 2. Развитие федерализма после революции…………….......10-25
2.1 Коммунизм и федерализм……………………………….......10-13
2.2 Роль федерализма в образовании СССР……………………14-20
2.3 Особенности федерализма на современном этапе развития
русской государственности…………………………………21-25
Заключение………………………………………………………...26-28
Библиография……………………………………………………...29-30
ВВЕДЕНИЕ
Перед написанием курсовой работы я особенно много не размышлял, какую тему
мне выбрать. Мне всегда нравилось работать с историей. Но это была в
основном “чистая” история. Одни битвы, даты и прочее в том же духе.
Мне, как студенту юридического факультета, важно понять, по какому
принципу управлялось, управляется, и надеюсь, будет управляться (и вряд ли
это будет федерализм) наше государство. Изначально я хотел выбрать тему
«исторические этапы развития конституционного права России». Но, оценив
«практическую» пользу темы «Исторические этапы российского федерализма» для
осмысления курса КПРФ, я остановил свой выбор именно на этой теме. Кроме
того, сегодня много шума вокруг так называемого «сепаратизма» субъектов РФ.
В принципе, это обусловлено, прежде всего слабостью центральной власти. Но
мы видим и немало причин в федеративном устройстве нашего государства. Ибо,
по мнению многих ведущих юристов (например, г-н М.А. Боръщевский –
представитель государства в Конституционном суде РФ), именно чрезмерно
расширенные права различных национальных образований, ведут к их
постепенному выводу из состава РФ. Так что мой выбор обусловлен ещё и
веяниями нашей жизни в многонациональном государстве.
Теперь мне представился шанс познать ту юридическую «основу» (хотя этот
термин не совсем верен), на которой держится то образование, которое мы
называем государство РФ.
Принцип федерализма, на мой взгляд, жизненно важен именно сегодня для
сохранения тех территорий, которые мы унаследовали от СССР. На нынешнем
этапе развития нашего государства представляется важным дать некое подобие
свободы нацменьшинствам и территориям, на которых они проживают, чтобы
местная национальная элита даже и не думала о возможности выхода из состава
РФ. Так же принцип федерализма важен в процессе интеграции нашего
государства в мировую правовую систему, отличающуюся не только своими
масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным,
историческим, социально-политическим, идеологическим. Федерализм, на
нынешнем этапе призван стать твердой гарантией исторически сложившегося
государственного единства России на основе общероссийского согласия. В
многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны,
реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их
интересов с интересами всего общества.
Я считаю, что федерализм в его современном прогрессивном прочтении не
противостоит интересам регионов, их стремлениям к повышению своей
самостоятельности. Однако, как говорилось выше, именно федерализм
способствует сепаратизму со стороны, как правило, национальных регионов.
Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового
государства, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: более
благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования,
культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма
проявляются не автоматически. Хочу отметить, что судьбы российского
федерализма находятся в руках нынешнего и будущего поколений. С одной
стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные
гарантии, препятствующие возникновению авторитарных начал в деятельности
центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от
опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен
иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному
регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша
собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с
собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям
больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод.
Выход из создавшейся ситуации, с нашей точки зрения, один: создание
Федерации, состоящей из однопорядковых и действительно равноправных
(де-юре и де-факто) субъектов.[1]
В литературе, которую я использовал для написания курсовой работы,
очень тщательно и чётко прописаны всё интересующие меня аспекты, касающиеся
федерализма в общем. Как источник была использована Конституция РФ,
Федеративный договор и другие законы. Что касается монографий, то поданному
вопросу стоит отметить, что есть некоторый недостаток литературы по данному
вопросу, что не может не огорчать. Нет, попадались, конечно всякие брошюрки
в исполнении таких авторов как А.Н Яковлев («наш федерализм»), И.Р
Шафаревич («Роль формы государства в крахе СССР»), но эти авторы слишком
ангажированы и дескредетированны, поэтому я даже не стал их читать.
Относительно много литературы по особенностям становления российского
федерализма, но есть и свой недостаток: в большинстве книг автор даёт
трактовку федерализма с точки зрения Запада. А некоторые книги написаны ещё
при функционировании СССР. Поэтому собственное мнение приходится строить по
принципу “согласен с тем, в чём уверен”. Тем не менее, в периодической
литературе (журналы и т.п.) ряд авторов приводит современные точки зрения,
с некоторыми из которых я полностью солидарен. Это такие учёные, как Д.Л.
Златопольский, В.С. Страшун. На мой взгляд, эти авторы наиболее полно и
“современно” оценили особенности современного федерализма в РФ.
Я считаю, что проблема российского федерализма будет актуальна ещё
какое-то время для нашего государства. Мне очень понравилось работать на
данную тему, т.к. я вижу будущее нашего Отечества только благодаря решению
таких проблем, как проблема, которой посвящена моя курсовая работа.
Прежде чем начать описание онтогенеза федерализма нашего государства,
хотелось бы уяснить те понятия, из которых мы будем исходить в дальнейшем.
Федерализм – принцип, доктрина, положенные в основу политико-
территориального и национально – территориального устройства ряда
современных государств. По своему назначению федерализм содержит
возможности децентрализовать и распределят власть по вертикали;
интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Федерализм
выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно –
правовых норм и принципов, направленных на установление пределов
централизации и децентрализации властных и управленческих функций
государства и его субъектов путём разграничения предметов ведения и
полномочий между ними, а также между их органами государственной власти.
Определяющим критерием идентификации федерализма как способа принятия
решения в сложном государстве является наличие конституционно
установленного разграничения предметов ведения, полномочий между федерацией
и её частями (субъектами).
По своим целям и задачам федерализм не замыкается не принципах устройства
государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг
общественных связей и отношений, касающихся практики становления и
функционирования гражданского общества, политической, экономической,
социальной и иных систем. В сущности федерализм отражает стремление
территориальных, этнических и иных сообществ к интеграции, взаимовыгодному
сотрудничеству.
Федеративное устройство – это союз государственных образований, каждое из
которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного
государства имеют одинаковый статус и равные права.[2]
ГЛАВА I. Дореволюционный федерализм.
1.1 Развитие российской государственности до 19 века.
Для выяснения современных проблем российского федерализма, на мой взгляд,
необходимо проанализировать процесс развития и укрепления федерализма как
принципа в России.
“В становлении российского государства с древних времен прослеживаются две
противоположные тенденции. Одна заключается в стремлении отдельных княжеств
и земель к саморазвитию, сохранению самобытности и самостоятельности.
Другая — к созданию и укреплению сильного централизованного унитарного
государства. В так называемый удельный период небольшие самостоятельные
славянские княжества были объединены по нынешним понятиям на
конфедеративных началах под верховным сюзеренитетом великого князя. Однако
каждый удельный князь сохранял за собой всю полноту власти и практически
мало зависел от киевского престола. Непрочность этого союза обнаружилась
при первом серьезном столкновении с вторгшимися на Русь татаро-монгольскими
завоевателями.
“Обширность территории и разнохарактерность славянских племен создавали
немало трудностей для того, чтобы сплотить их в единое централизованное
государство. Монгольское нашествие и последующая борьба за независимость
окончательно определили исторический путь России как централизованного
унитарного государства во главе с Москвой. Чтобы оградить себя от набегов с
востока и сдерживать экспансию с запада, обеспечить себе выход к морю, а,
следовательно, и возможность активизации внешней торговли, России было
необходимо постоянно поддерживать высокий уровень мобилизационной
готовности. Этого можно было в те времена добиться только очень жесткой
централизацией и концентрацией власти.[3]” Задолго до Макиавелли московский
князь Иван Калита на практике показал, что для достижения государственных
целей не существует моральных и религиозных преград. Лесть и обман,
вероломство и жестокость, истребление соплеменников и единоверцев с помощью
иноземных военных отрядов, — все было использовано для того, чтобы
уничтожить соперников, задавить всякие попытки региональной
самостоятельности. Последним кровавым аккордом в этой борьбе была акция
Ивана IV против Великого Новгорода. С падением Новгорода и Пскова
ликвидируется последняя возможность децентрализации, а, следовательно, и
более пропорционального развития всех российских регионов, отличающихся
своей спецификой и разнообразием условий.
“Расширение Российской империи шла в рамках унитарного централизованного
государства. Северные и восточные территории, присоединенные к России, по
большей части были населены народами, у которых государственность как
таковая еще не сложилась. Что касается западных территорий, Польши и
Финляндии, то хотя их государственное устройство в результате присоединения
к России не менялось, но их юридический статус не позволяет рассматривать
их в качестве субъектов Федерации или конфедерации. В таком же положении
находились народы Прибалтики и Кавказа.[4]”
1.2 Зарождение федерализма в 19 веке.
В плане политического устройства России идеи федерализма возникают в
начале XIX в. В связи с надеждами передовых представителей российского
общества на серьезность либеральных намерений Александра I. Член союза
русских рыцарей граф М.А. Дмитриев-Мамонов предлагал проект разделения
Российской империи на тринадцать крупных единиц.
Представители Северного тайного общества декабристов также видели будущее
России как правового государства, построенного по федеративному принципу. В
обоих проектах Конституции Никиты Муравьева содержался подробный план
федеративного устройства России.
“Поскольку федерализм декабристов, как и конституционализм, не имел каких-
либо определенных национальных корней, то он, надо полагать, был
заимствован ими из политической практики США, пример которых увлекал
передовых людей тогдашней России. ” Даже деление России на 13 держав
напоминает о том, что американский союз состоял при своем образовании из 13
штатов. Над планом конституции работал и декабрист Г. С. Батеньков,
считавший, что ввиду обширности территории, разнообразия климата и нужд
населения вся Россия не может быть управляема единообразно, и потому считал
необходимым введение областного управления при наличии представительного
органа и губернатора.
Крайним противником федерализма в России был П. И. Пестель, который видел
в федерализме “новое семя к разрушению” российской государственности и
ослаблению экономической и военной мощи России.
Федеративные идеи содержались в программе возникшего в конце 40-х гг. XIX
столетия на Украине “Кирилло-Мефодиевского братства”, преследовавшего цель
освобождения славянских народов, объединения их в единый союз, развития
славянской культуры и славянских языков. Какого-либо серьезного
политического влияния это общество не имело.
Иное дело - революционное российское движение. На пражском съезде славян в
1848 г. М. Бакунин выдвинул идею федерации славянских народов. Все
славянские народы он предлагал объединить в общий союз во главе с
центральным славянским советом, которому принадлежала бы высшая
политическая и судебная власть. “По мере развития своих анархистских идей
М. Бакунин все больше склонялся к конфедеративному союзу общин, призванному
заменить современные государства. Федеративный принцип М. Бакунин
рассматривал как панацею от могущества грозной централизации, способной
задавить свободу.[5]”
Высоко ценил идею федерализма А. Герцен. Убежденный противник российского
самодержавия, он признавал право на отделение и самобытность не только
народов, но и отдельных регионов, например, Сибири.
Взгляды Бакунина и Герцена оказали сильное влияние на всю радикальную
оппозицию самодержавию, в частности, на программу газеты “Народное Дело”, в
которой содержалось требование “полной воли для всех народов, ныне
угнетенных империей”, на политическую линию газеты П. Лаврова “Вперед”,
группы “Общины”, организаций “Черный передел”, “Народная Воля” и др.
Эти идеи в том виде, как предлагали их авторы, так и остались
политическими утопиями, но уже через несколько десятилетий Россия стала,
хотя и формально, федеративным государством.
ГЛАВА II. . Развитие федерализма после революции
2.1 Коммунизм и федерализм.
Впервые о федеративном характере нового государства было сказано в
проекте Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа,
подготовленного большевистским руководством к открытию Учредительного
собрания и принятого на заседании ВЦИК 3 (16) января 1918 г. В пункте 2
проекта говорилось, что “Советская Российская республика учреждается на
основе свободного союза свободных наций как федерация Советских
национальных республик”. Однако на следующий день в кратком изложении
текста резолюции, опубликованном “Известиями”, в названии Российской
республики слово “федерализм” отсутствовало. Это наводит на мысль, что
федерализм в данном случае рассматривался не как принцип государственного
устройства, позволяющий сохранить атрибуты государственности субъектов
федерации с закреплением за ними определенных сфер деятельности и
полномочий, а лишь как средство разрешения национального вопроса,
декларированного большевиками в своих прежних программных документах.
Отношение большевиков к федерализму диктовалось их политическими догмами и
непростой ситуацией в Советской республике. Известно отрицательное
отношение К. Маркса к федерации в Германии ввиду того, что это дробит и
ослабляет единство рабочего класса, и потому “рабочие не только должны
отстаивать единую и нераздельную германскую республику, но и добиваться в
этой республике самой решительной централизации силы в руках
государственной власти”[6]. Еще категоричнее против системы “мелких
государств” под эгидой федеральных конституций Германии и Швейцарии
высказывался Ф. Энгельс. Он писал, что “пролетариат может употребить лишь
форму единой и неделимой республики.
Последовательно придерживался этой точки зрения и В.И. Ленин, особенно до
октября 1917 г. В 1903 г. он резко выступил против армянских
социал-демократов, отстаивающих идею создания Российской федеративной
республики. Ленин видел в федерализации и децентрализации реальное
замедление темпов капиталистического развития, которое может отрицательно
сказаться на перспективе рабочего движения и созревания условий для
социалистической революции. Поскольку, с его точки зрения, “капитализм
требует для своего развития возможно более крупных и возможно более
централизованных государств”, то это делало его принципиальным противником
федерации, которая “ослабляет экономическую связь” и представляет “негодный
тип для одного государства”. Однако как опытный политик В. И. Ленин не
абсолютизировал подобный подход и при определенной политической ситуации
мог занять иную позицию, В декабре 1914 г. он писал: “Мы, безусловно, при
прочих равных условиях, за централизацию и против мещанского идеала
федеративных отношений...”.
Столь же решительное неприятие федерализма демонстрировал И. В. Сталин. В
статье “Против федерализма” (март 1917 г.) он писал: “Не ясно ли, что
федерализм в России не решает и не может решить национального вопроса, что
он только запутывает и усложняет его донкихотскими потугами повернуть назад
колесо истории”. И, хотя считается, что он изменил потом свою точку зрения,
на практике Сталин всегда оставался последовательным нейтралом в отношении
федерализма и унитаризма.
Следует также иметь в виду, что коммунисты XIX в., в том числе и К. Маркс,
а позже и российские марксисты, отрицая федерализм как конституционную
форму государственного устройства, видели в федерализме способ участия
местных органов власти в формировании центрального органа власти, как это
было в условиях Парижской Коммуны, явившейся прообразом Советской
республики. В нем они видели возможность, с одной стороны, привлечь
симпатии зависимых от империи народов, а с другой стороны, удержать эти
народы в составе вновь создаваемого государства. Тем более что мощным
скрепляющим фактором в этом деле выступала партия, дисциплинированная и
всепроникающая сила.[7]
Поэтому при создании первой Российской Конституции федерализм как
политическое и юридическое понятие не нес никакой государствообразующей
нагрузки. Федерализм фигурировал в названии государства, в начальных главах
в качестве принципа, но отсутствовал в основной части документа. Если
принять во внимание общее мнение о временном характере Советского
государства как звене в цепной реакции мировой революции, которая должна
привести сначала к всемирной федерации социалистических республик, а затем
к отмиранию государства, то логика создателей первой Российской Конституции
становится вполне обоснованной и понятной. Вместе с тем необходимо иметь в
виду, что Россия находилась в состоянии глубокого кризиса и, следовательно,
нуждалась в восстановлении действенной центральной власти. Определяя
предметы ведения центральных и региональных органов государственной власти,
создатели Конституции РСФСР не только до предела урезали прерогативы
местных органов, поставив на первое место “проведение в жизнь всех
постановлений соответствующих высших органов Советской власти” (п. “а” ст.
61) но и записали, что “сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского
съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Советов принадлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их
разрешению” (ст. 50)[8]. Таким образом, несмотря на употребление термина
“федерализм” РСФСР на самом деле являлась унитарным государством.
Будущее советского федерализма уже отчетливо просматривалось в заявлении
И.В. Сталина, опубликованном в “Правде” 3 и 4 апреля 1918г. Сталин
утверждал, что советская федерация не имеет ничего Общего с буржуазной
федерацией, например, американской или швейцарской, которые представляют
собой союзы территорий, разделенных лишь географическими условиями и
исторической случайностью и являющихся переходной ступенью “от
независимости к империалистическому унитаризму”. Советская федерация
представляет собой переход, который будет достигнут “с течением времени” от
“принудительного царистского унитаризма” к “добровольному и братскому
объединению Трудовых масс всех наций и племен России”, конечная цель
которого в переходе к “будущему социалистическому унитаризму”[9].
2.2 Образование СССР и значение федерализма к тому времени.
При образовании СССР не было какой-либо стройной концепции федерализма,
но формирование его протекало в острой политической борьбе: 10 августа
1922г. Политбюро ЦК РКП (б) предложило Оргбюро ЦК образовать комиссию и
поручить ей “к следующему Пленуму ЦК подготовить вопрос о взаимоотношениях
РСФСР и независимых республик”. В состав комиссии вошли: И. В. Сталин, В.
В. Куйбышев, X. Г. Раковский, Г. К, Орджоникидзе, Г.Я. Сокольников и
представители ДВР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии,
Бухары, Хивы.
На рассмотрение комиссии в конце августа был представлен подготовленный
И.В. Сталиным “Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми
республиками”. Этот проект вызвал серьезную дискуссию. Суть предложений
Сталина сводилась к тому, что Украина, Белоруссия и республики Закавказья
должны войти в состав РСФСР, а вопрос о Бухаре, Хиве и ДВР оставался пока
открытым, с ними должны были заключаться договора по таможенному делу,
внешней торговле, иностранным и военным делам и пр. Фактически это был курс
на автономизацию, который встретил серьезные возражения, в том числе и В.И.
Ленина.
Как следует из письма Сталина к Ленину от 22 сентября 1922 г.,
центральные Органы РСФСР активно вмешивались в дела “независимых”
республик, и Сталин прямо ставит вопрос о том, что нужно это вмешательство
сделать более эффективным, иначе республики могут постепенно выйти из-под
контроля более сильного соседа, потребуют “независимости” во всех смыслах и
будут рассматривать вмешательство в их дела ЦК РКП как обман и лицемерие со
стороны Москвы. “Мы переживаем такую полосу развития, — писал Сталин, —
когда форма, закон, конституция не могут быть игнорированы, когда молодое
поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается
понимать как игру, упорно признавая слова о независимости за чистую монету
и также упорно требуя от нас проведения в жизнь буквы конституции
независимых республик... Если мы теперь же не постараемся приспособить
форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическим
взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем основном, безусловно,
должны подчиняться центру, т.е. если мы теперь же не заменим формальную
(фиктивную) независимость формальной же (и вместе с тем реальной)
автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое
единство советских республик”[10].
Из приведенного документа следует, что создание СССР было только
оформлением de jure сложившихся отношений и не зависело фактически от каких-
либо государственных органов, а только лишь от решения Политбюро и группы
высших руководителей партии. В. И. Ленин внес существенную коррективу в
этот проект, отбросив идею автономизации, что, безусловно, могло бы при
известных условиях послужить основой превращения Союза в подлинно
федеративное государство.
СССР формировался вполне закономерно. Государства и народы, населявшие
бывшую Российскую империю, волею обстоятельств были вовлечены в процессы,
которые потребовали объединения усилий, что, является общей предпосылкой
практически для всех федераций. Во время Гражданской войны и интервенции и
в последующий период между Россией и будущими союзными республиками
возникали различные временные союзы. В начале 20-х гг. между ними были
заключены договоры в соответствии с нормами международного права. Эти
договоры отражали взаимные интересы договаривающихся сторон и подводили
базу под создание будущего союза. Важно иметь в виду, что объективно ядром,
вокруг которого шло объединение, являлась Россия. Она же выступала и в
качестве лидирующей державы на международной арене. Некоторую
дипломатическую активность демонстрировала разве что Украина.
В Декларации об образовании СССР отмечалось, что вхождение в него доступно
“всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и
имеющим возникнуть в будущем, новое союзное государство явится достойным
увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и
братского сотрудничества народов, ... оно послужит верным оплотом против
мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения
трудящихся всех стран в мировую социалистическую Советскую Республику”[11].
Декларация указывала на главные причины, “которые повелительно требуют
объединения советских республик в одно союзное государство”. Во-первых,
восстановление народного хозяйства, невозможное при раздельном
существовании республик; во-вторых, “неустойчивость международного
положения и опасность новых нападений”, что делает “неизбежным создание
единого фронта советских республик перед лицом капиталистического
окружения; в-третьих, “само строение Советской власти, интернациональной по
своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на
путь объединения в одну социалистическую семью”. Только при этом условии
можно “обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные
преуспеяния, и свободу национального развития народов”[12].
На протяжении всей первой половины 1923 г. шла подготовка проекта
Конституции СССР. Согласно проекту, подготовленному комиссией, все
республики в составе нового Союза, включая РСФСР, оказывались в равном
положении по отношению к центральным органам власти. Среди представителей
Украины и Белоруссии возникли опасения, что влияние Союза будет более
сильным, нежели РСФСР, которое все-таки удавалось обходить. Был представлен
ряд проектов, которые фактически были направлены на сильное ограничение
центральных органов власти. Когда работа комиссии заходила в тупик,
арбитром выступали партийные органы.
На XII съезде ВКП(б) (апрель 1923 г.) развернулась жесткая борьба.
Раздавались обвинения в адрес ряда руководителей в великорусском шовинизме.
На съезде отчетливо проявилась позиция республик на создание союза равных
государственных единиц, призванного обеспечить свободное развитие
национальных республик: на съезде была выработана структура органов власти,
определено количественное представительство республик в палатах ВЦИК.
На XII съезде ВКП (б) и II съезде Советов СССР были заложены основы нового
государства. Все последующие конституции Союза только развивали и дополняли
то, что было решено этими съездами.
Почему государственное здание, которое возводилось на столь мощном,
фундаменте смогло простоять только 70 лет и рухнуло? Выдающийся психолог
Л.С. Выготский отмечал, что понять процесс можно, “только зная конец
процесса, результат, направление, куда и во что развивалась данная форма.
Имея конец пути, можно легче понять и весь путь в целом, и смысл отдельных
этапов”.
На мой взгляд, прежде всего, необходимо определить: чем был на самом деле
СССР? Если он был федерацией, то почему в официальных документах, и прежде
всего в Конституции, это не нашло отражения? В то же время РСФСР в составе
СССР — по сути своей унитарное государство — именовалось федерацией? В
какой мере связано крушение политического режима с распадом СССР? Какова
степень зависимости политических процессов, и в частности процесса
государственного строительства, от национальных политических традиций и
идеологической обусловленности характера создаваемого государства? Какую
роль сыграли отдельные личности, в чьих руках была сосредоточена власть и
которые оказывали определяющее влияние на внутреннюю и внешнюю политику
государства?
СССР являл собой уникальное соединение трех начал государственного
устройства: он одновременно был государством унитарным, федеративным и
конфедеративным. Это и определило развитие тех центробежных процессов,
которые стали трагедией для поколения наших отцов (да и для нас тоже). Хотя
были все основания употреблять термин “федерализм” применительно к СССР (он
был создан на основе договора формально самостоятельных государств, имел
целый ряд федералистских атрибутов), но этот термин в отношении СССР в
официальных документах никогда не употреблялся.
Конституция СССР 1936 г. Помимо глав IV и VI, посвященных союзным
республикам, содержала главу VII, определявшую прерогативы высших органов
государственной власти автономных советских социалистических республик. В
Конституции СССР 1977 г. глава 11 посвящалась автономным областям и
автономным округам. И это не случайно. Изначально СССР мыслился его
создателями как “одно союзное государство”, которое по мере развития все
больше и больше развивается в направлении централизации и усиления
центральной власти. Это было устойчивой традицией России, которой
перманентно приходилось наверстывать отставание от развитых стран Европы и
Америки, концентрируя силы в руках центральной власти. И при создании СССР
эта парадигма не изменилась. Данная тенденция сама по себе еще не
представляет большой опасности, поскольку в разумных пределах тенденции к
усилению федерального центра имеют место практически во всех современных
федерациях. Но дело в том, что в Союзе было реально большое унитарное
начало. Известное ленинское положение о том, что партия все поправит, было
тем политическим алгоритмом, который и определял унитарный по своей сути
характер созданного государства. Поэтому федерализм был только внешней его
оболочкой и не являлся системообразующим принципом. СССР имел признаки
конфедеративного союза. Во-первых, он был создан по национальному признаку
из самостоятельных национальных государств, отличавшихся своей историей,
культурой, религией, степенью развитости политической культуры, опытом и
традициями государственного строительства. В национальном сознании народов
этих стран имелись достаточно устойчивые элементы недоверия к центру,
который прочно ассоциировался с Российской империей и царизмом. При
заключении союза они не ставили вопроса о ликвидации своей
самостоятельности. Во-вторых, субъекты союза были наделены правом выхода из
его состава, пусть, как тогда казалось, и формальным (не в юридическом
смысле этого слова). В федеративном государстве попытка сецессии
рассматривается как мятеж и влечет за собой строгие юридические санкции.
В-третьих, все союзные республики обладали суверенитетом, а Украинская ССР
и Белорусская ССР были субъектами международного права, имея своих
представителей в ООН и других международных организациях, Именно они и были
в числе тех, кто решил потом судьбу СССР. Эти ключевые позиции
конфедерализма при определенных обстоятельствах и оказались роковыми для
судьбы Союза.
СССР обладал признаками федерации. Во-первых, он был единым государством,
состоящим из нескольких государственных образований — союзных республик. Во-
вторых, союзные республики имели собственную территорию, которая, хотя и
чисто теоретически, не могла быть изменена без их согласия, свою
конституцию, органы государственной власти. В нормальных федерациях эти
органы имеют высокую степень самостоятельности. В СССР высшая национальная
номенклатура полностью зависела от центральных партийных органов. В-
третьих, несмотря на огромную власть федерального центра и широкую его
компетенцию, в ведении субъектов Союза находился широкий круг вопросов,
требующих учета национальных особенностей и конкретных нужд населения для
их разрешения. Однако важнейшей задачей республиканских органов
государственной власти было и оставалось проведение в жизнь решений
центральных органов партии и государства.
Парадокс государственного устройства СССР заключался в том, что
превалирование принципов унитаризма и конфедерализма над принципами
федерализма создавали качественно новую ситуацию, не известную в прошлой
мировой практике государственного строительства и политического устройства.
Конфедерация всегда имеет два вектора развития: в сторону федерализма или в
сторону распада. Все зависит от того, какая тенденция на данном
историческом этапе имеет больше шансов для реализации. Унитаристская
направленность политики центра только усиливала потенциально заложенные в
конфедеративном начале возможности разрушения государственного единства.
К сожалению СССР не смог во время идентифицировать ту угрозу, которая шла
от такой неопределённости в своём территориальном устройстве. И даже может
быть это была одной из причин его (Союза) распада. Но не главной.
СССР развалили, прежде всего местные национальные элиты и часть продажной
интеллигенции (А.Н Сахаров, И.Р Шафаревич, А.Н Яковлев, да и все так
называемые «шестидесятники») за счёт средств Запада (США прежде всего). Да
они и сейчас не прекращают своё черное дело. И не из-за того, что у нас
были разные идеологии, а потому, что ОНИ просто не преемлят существования
сильной России (СССР, Руси и пр.) Так было, есть и будет. Это и есть
главная причина, всё остальное – демагогия.
2.3 Особенности федерализма на современном этапе развития
русской государственности.
После распада СССР спасти ситуацию можно было несколькими путями, но
правящая верхушка выбрала путь создания подлинной федерации. Однако
федералистское начало было самым слабым. Во-первых, потому что оно было
формальным и официально не оформленным, поскольку федерализм для союзного
руководства не был желанным политическим идеалом, как это было в США,
Канаде, ФРГ, или системообразующим принципом сохранения государственного
единства и нейтрализации центробежных сил, как в ряде стран Латинской
Америки. “Именно поэтому федеративные начала не оказали стабилизирующего
влияния при возникновении угрозы единству государства, что и привело к
распаду СССР. Во-вторых, законодательная база федеративных государств
должна быть обращена к гражданам единого государства, и в этом важнейшее
условие формирования единой нации.[13]”
Это, безусловно, решающая причина. Все остальные только с ней связаны.
Среди них можно указать экономическое и научно – техническое отставание
СССР от ведущих зарубежных стран, невозможность обеспечения уровня и
качества жизни, которое сумела обеспечить либерально – демократическая
система Запада. Однако эти же причины не привели к распаду Индии, федераций
Латинской Америки и других стран.
Всё это необходимо учитывать, рассматривая особенности становления
Российской Федерации как государственно – правового объединения,
представляющего собой систему, состоящую из многих подсистем и элементов со
специфическими для России свойствами.
Важнейшим свойством любой системы является её целостность. Проблема
сохранения целостности России как единого федеративного государства
наиболее остро стала с начала 90х гг.; когда большинство автономных
республик и часть автономных областей провозгласили себя суверенными
государствами в составе РСФСР, а IVСъезд народных депутатов РСФСР принял
решение об исключении из названия республик термина “автономия”. Стало
очевидным, что как СССР, так и РСФСР, хотя и номинально, были федерациями,
объединёнными политическими средствами. В государстве отсутствовал правовой
механизм защиты целостности федеративной системы, его заменяла КПСС.
Это делало СССР и РСФСР достаточно уязвимыми. В них был нарушен
важнейший аксиоматический принцип стабильности системы: никакая часть
системы не может превалировать над системой в целом. Коммунистическая
партия оказалась тем элементом системы, который подчинил и поглотил права
остальных элементов, лишив их органической связи и превратив, таким
образом, в простую сумму элементов. Отсутствие внутреннего единства и
исчезновение связующей силы в лице партии вызвало незамедлительно парад
суверенитета, который после распада РСФСР создал реальную угрозу
целостности России. Он особенно усилился после выступления Б.Н. Ельцина с
предвыборной речью в Чечено-Ингушетии, в которой содержался призыв к
субъектам федерации брать столько суверенитета, сколько они в состоянии
проглотить
Положение осложнялось не только реальным ослаблением федерального
центра и слабостью экономических связей регионов, которая усугубилась
распадом Союза, но и стремлением отдельных субъектов Федерации
выторговывать для себя более льготные условия. Национальные республики в
этой ситуации оказались в более предпочтительном положении по целому ряду
позиций. Это вызывало соблазн у исконно русских территорий обрести
республиканский статус. Так появилась идея Уральской республики, которая
была близка к реализации.
Предотвратить распад России удалось предотвратить с помощью
федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 года и 10 апреля того
года включённого в Конституцию. Значение этого Договора было не только в
том, что он юридически оформил федерацию, но еще и в том, что с его
принятием был сделан реальный шаг к восстановлению равновесия внутри
системы. Права субъектов Федерации были расширены, создавались реальные
предпосылки для того, чтобы каждый субъект Федерации занял соответствующее
место в федеральной системе.
Целостности Российской Федерации, однако, продолжало угрожать то, что одна
из самых крупных по своему потенциалу республик - Татарстан не подписала
Федеративного договора и не провела референдума по принятию Российской
Конституции. Более того, 6 ноября 1992г. Верховный Совет Республики
Татарстан принял республиканскую Конституцию, в которой провозгласил
Татарстан суверенным государством, субъектом международного права,
ассоциированным с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном
делегировании полномочий и предметов ведения.[14]
1 ноября 1991 г. Д. Дудаев, идя по стопам Верховного Совета Чеченской
Республики, обнародовал указ “Об объявление суверенитета Чеченской
Республики”, направленный на экономический и территориальный отрыв Чечни от
России. Он отказался подписать Федеративный договор, а в начале 1993 г.
объявил недействительным Протокол о разграничении полномочий между
государственными органами Российской Федерации и Чеченской Республики,
подписанный парламентско-правительственной делегацией России и руководством
парламента Чечни. В нарушение федеральной Конституции, относящей вопросы
военного строительства и создания вооруженных сил к исключительной
компетенции Российской Федерации, Д. Дудаев начал создавать в Чечне
незаконные воинские формирования.
“Подписание Федеративного договора и его инкорпорация в Конституцию было
только первым шагом. За ним должен был последовать второй — законодательное
закрепление равноправия субъектов Российской Федерации. Только в этом
случае система российского федерализма могла обрести необходимую
целостность и стабильность.[15]”
Таким шагом стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Сам
факт проведения референдума по принятию Конституции, одобрение ее
большинством населения, отражение в ее тексте основных положений
Федеративного договора (в прежней Конституции он был ее составной частью)
недвусмысленно свидетельствуют о конституционном характере образования
Российской Федерации. В этом нашло законодательное закрепление исторически
сложившееся единство народов, населяющих Россию, в ее составе
сформировавших свою государственность. Это ни в коей мере не ущемляет
национального чувства народов, не умаляет их вклада в становление
российской государственности, экономики, науки и культуры. Но факт остается
фактом, что весь народ многонациональной России высказался за сохранение
единого Российского государства в его исторических границах. Что касается
федеративного Договора, то составляющие его документы принимались
полномочными представителями субъектов Российской Федерации и касались
только разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами власти субъектов Российской
Федерации.
Так на основе ранее унитарного Советского государства, хотя и
именовавшегося федерацией, возникла со всеми присущими атрибутами, самая
крупная в мире по числу субъектов Российская Федерация. Однако, доставшееся
от союза территориальное деление не вписывалось в капиталистическую
современность.
Около полутора десятков регионов страны составляют группу наиболее бедных.
(Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Калмыкия и пр).
35 регионов входят в группу малообеспеченных (Республики Алтай, Мордовия,
Чувашия и др.; области Калининградская, Ленинградская, Псковская,
Челябинская и пр.; края Краснодарский, Хабаровский, Приморский: Ненецкий,
Корякский автономные округа).
24 региона составляют группу относительно благополучных. В них
покупательная способность денежных доходов населения составляет в среднем-2-
3 прожиточных минимума.(Это Республики Карелия, Коми; области Мурманская,
Вологодская, Калужская, Тульская и пр.) Лидирующее положение в стране по
доходам на душу населения и по их покупательной способности занимает Москва
(9 прожиточных минимумов). От пяти до семи прожиточных минимумов имеют в
среднем и главные нефтегазодобывающие регионы: Тюменская область и входящие
в ее состав автономные округа. Эти регионы обеспечивают нормальную
полноценную жизнь (по меркам нашей страны).
Следует, однако заметить, что большой разрыв в уровне доходов между
регионами неизбежно ведет, как свидетельствует история, к серьёзным бедам,
которые нам ещё предстоит испытать.
Ряд регионов испытывает сегодня сложности в силу исторических причин,
прежде всего из-за прошлой экономической ориентации. Так, Хабаровский край,
будучи в советский период промышленной базой, обеспечивающей отечественные
вооруженные силы в районе тихоокеанского побережья, и полностью зависящий
от поставок из центра всего — от каменного угля до продовольствия — сегодня
оказался в чрезвычайно сложном экономическом положении.
Таким образом, Российская Федерация унаследовала от прежней РСФСР следующее
деление: национальные республики в составе России, края, области,
автономные округа, города федерального значения, автономная область.
Обретение субъектом Федерации той или иной формы не имело какого-либо
объективного критерия и осуществлялось в значительной степени спонтанно,
используя главным образом то деление, которое было унаследовано от прошлой
административно-командной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, когда все вопросы я попытался осветить, стоит подвести выводы.
Российский федерализм представляет собой сегодня один из правовых
принципов, на которых держится наше государство. Проблемы, о которых было
сказано выше мешают целенаправленной политике в данной сфере и государство
пытается их решить. Но, на мой взгляд, те проблемы, которые встали
нерушимой стеной перед нашим поколением останутся ещё достаточно долго,
т.к. реальных просветов по данному вопросу не наблюдается. Многие
иностранные государства по прежнему чинят нам препятствия на нелегком пути
построения нашей государственности. Это во многом, на мой взгляд,
объясняется тем, что в Конституции есть очень много пробелов, которые
следует решить:
1. Всем без исключения субъектам Федерации необходимо предоставить единый
правовой статус. Так называемые "сложнопостроенные" субъекты в этой связи
должны будут утратить качество таковых. "Уже одно то, что один субъект
Федерации входит в другой, - совершенно справедливо замечает В.Е. Чиркин, -
представляет собой юридический нонсенс, неизвестный мировой практике". В
контексте возможного приобретения в будущем субъектами Федерации единого
правового статуса некоторые исследователи не без основания предлагают их
укрупнить и сформировать, в частности, такие субъекты, как Западная и
Восточная Сибирь, Северо-Запад, Центральная Россия, Дальний Восток и т.д.
На мой взгляд, подобного рода предложения в принципе оправданы.
2. Целесообразно выбрать единое наименование для всех субъектов Федерации
- может быть, область или губерния. Всем субъектам Федерации следует
предоставить право принимать свои Уставы (а не Конституции).
3. Необходимо конституционно зафиксировать общие и единые принципы
взаимоотношений федерального центра с регионами, равно как и общие и единые
принципы порядка формирования, организации и функционирования
представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов
Федерации.
Дело в том, что, смею утверждать, общество наше по своей психологии
остается во многом феодальным, и федерализм наш тоже несет на себе
известный отпечаток этого.
Вряд ли было бы правильно обвинять в этом только власть, хотя она, конечно,
несет огромную долю вины. Но если каждый из нас спросит себя: а хотим мы
сами участвовать в управлении государством? И вообще хотим ли мы чего-
нибудь, кроме «низменных», плотских желаний. Боюсь, ответ будет чаще всего
отрицательный. Многие скажут, что у нас просто на это времени нет (да и
мозгов), желания, да и вообще, зачем нам это все? Зачем нам собираться на
всякие собрания, выносить какие-то там решения, над чем-то думать, когда
проще, чтобы были какие-то управляющие, которые бы все эти проблемы и
решали.
В зарубежных государствах очень много людей, которые, во всяком случае,
изъявляли готовность, желание, заинтересованность в самоуправлении, в
гражданских инициативах и т.д. У нас же я этого не вижу. И не увижу ещё
очень долго. Ибо режим давит на корню все гражданские инициативы исходящие
не от неё и её прихлебателей, а от оппозиции и простых граждан.
Но очевидно, что у нас должно пройти еще какое-то время, и достаточно
длительное, даже при наличии самой демократической Конституции, чтобы все
демократические принципы, включая принципы федерализма, реально начали
действовать. По данному поводу М.В, Баглай думает, что это произойдет не
ранее, чем еще через одно-два поколения. А сегодня мы имеем, с одной
стороны, такие извращения федерализма, как чрезмерный централизм,
стремление, как говорится, тащить и не пищать, а, с другой стороны, каждый
начальник внизу стремиться ухватить побольше власти, но именно только для
себя, и не позволяет передавать ее еще ниже.
Все эти проблемы могут решаться, на мой взгляд, только очень постепенно.
Работать, конечно, надо в этом направлении. В отношении самоопределения
индивида я хочу сказать, что, опять-таки, очень много в нашей психологии
еще феодального или, может быть, регионалистского, восточного и т.п. У нас
все-таки значительное большинство людей все еще стремятся находиться в
составе какого-то коллектива, который рассматривают как свою опору и
защиту. А власть навязывает на принципы чрезмерного индивидуализма
Словом, демократические федеративные отношения, как и другие
демократические отношения, развиваются, но быстрых изменений ждать не
следует.
Сегодня 14 марта 2004, когда я дописываю эту работу, страна
“выбирала” президента. А точнее подтверждала полномочия. В выборе моих
сограждан я не сомневаюсь. Они выберут нынедействующего президента. Наши
сограждане сделали свой выбор не на основе своей гражданской позиции, а на
основе того, что им активно навязывали СМИ, дошло даже до смешного: для
того, чтобы обеспечить явку, власти раздавали людям бесплатно хлеб,
пенсионерам измеряли давление, а молодежи предлагали билеты в один из
ночных клубов нашего города. А наша власть твердит нам о построении в РФ
«гражданского общества». Так вот: пока наши люди не научаться хотя бы
элементарно читать разнообразные информационные издания, смотреть на вещи,
не только с той точки зрения, которую им навязывает власть, а иметь
собственное мнение, тогда мы сдвинемся с «мертвой» точки, на которой
пребываем последние 20 лет. И ещё: пока у нас в стране не будет реально
действующего гражданского общества (а не навязанного властью), национальной
идеи, доступа к СМИ оппозиции, справедливых законов и нормальной власти
социальной направленности, ни принцип федерализма, ни принцип унитаризма,
ни какой-либо другой принцип нормально действовать не будет.
Библиография:
I. Нормативно – правовые акты:
1. Конституция РФ. М.: Объединённая редакция МВД России, 1998. 64с.
2. Декларация о государственном суверенитете //Ведомости съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1990. № 2. Ст.22.
3.Федеративный договор. Принят: Москва, 31 марта 1992 г. Взят из правовой
системы «ГАРАНТ».
4. Конституция общенародного государства (Собрание). М.: Политиздат. 1978,
422 с.
II. Монографии:
1. Александров Д.В Мы живём в Российской Федерации. М.: 1999. 558 с.
2. Баглай М.В КПРФ М.: Норма-Инфа. 1999. 776 с.
3. Бакунин М.А Бакунин «Государственность и анархия» М: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
473 с.
4. Болотин Э. Л Боль нашего федерализма. М., 1998. 225 с.
5. Викторов А.Н Из истории российского федерализма// Российская
Федерация.1998.
№ 3. 56 с.
6. Владимирова В.В Некоторые правовые проблемы современного российского
федерализма. М., 1995. 347 с.
7. Золотарева М.В Федерация в России: проблемы и перспективы. М.: Пробел,
1999. 253с.
8. Ленин В. И Полное собрание сочинений, т. 24, Извлечено с Интернет -
сайта www.communist.ru
9. Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения, т. 7. См. там же: www.communist.ru
10. Калина В.Ф Федерализм в России//Социально – гуманитарные знания. 1999.
№ 3. 290 с.
11. Кара-Мурза С.Г «Советская цивилизация» М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 768 с.
12. Крылов Б.С Государственный суверенитет России: как его понимают в
Казани. «Журнал российского права» №11, ноябрь 2001г.
13. Некрасов С.С. Некоторые проблемы российского федерализма// Журнал
российского права. 1999. № 10. 95 с.
14. Синюков В.Н. О форме федерации в России// Государство и право. 1993. №
5. 78 с.
15. Сталин И. В. Сочинения т. 4, См. там же: www.communist.ru
16. Эбзеев Б.С. Карапетян Л.М. Российский федерализм// Государство и
право. 1995. № 3. 78 с.
17. Якунин В. Ю. Централизм в Российской Федерации. СПб.: «Манускрипт»
1995. 270 с.
-----------------------
[1] Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. М.:
Пробел, 1999. С.47-49.
[2] М.В Баглай. КПРФ М.: Норма-Инфа. 1999. с.290-291.
[3] Викторов А.Н. Из истории российского федерализма// Российская
Федерация.1998. № 3. с 32.
[4] Викторов А.Н. Из истории российского федерализма// Российская
Федерация.1998. № 3. с. 45.
[5] Бакунин М.А «Государственность и анархия» М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2001 с124-
125.
[6] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 7, с. 265-268.
[7] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 24, с. 143-152
[8] Конституция общенародного государства. М., 1978, с. 208
[9] Сталин И. В. Сочинения т. 4, с. 66-73
[10] Сталин И. В. Сочинения т. 4, с. 93-97.
[11] Конституция общенародного государства. М., 1978, С. 213.
[12] Конституция общенародного государства. М., 1978. С. 234.
[13] Александров Д.В. Мы живём в Российской Федерации. М., 1999. с. 281.
[14] Государственный суверенитет России: как его понимают в Казани. Б.С
Крылов «Журнал российского права» №11, ноябрь 2001г.
[15] Болотин Э. Л. Боль нашего федерализма. М., 1998. с 48.