История физической культуры и спорта в России
История физической культуры и спорта в России
Содержание
1. Введение
2. Физическая культура и спорт в России
. Формирование федеральных структур управления физической культурой
и спортом
. Создание Олимпийского комитета России
. Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций
. Развитие спортивной науки
. Подготовка спортивных резервов
. Спорт, соревнования, спартакиады
. Развитие спорта инвалидов
. Профессионализация спорта
3. Заключение
4. Библиография
Введение
Что изучает история физической культуры и спорта? Каков её предмет,
какие основные понятия определяют её как научную и учебную дисциплину?
Остановимся на рассмотрении этих положений.
История физической культуры и спорта (История ФКиС) включает в себя три
основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.
Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ
или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние говорили:
«Historia est magistra vita» - «История – наставник жизни».
История физической культуры – наука о закономерностях возникновения и
развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры
и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями
жизни общества; она даёт научный анализ возникновения и развития физической
культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей
культуры общества.
Термин физическая культура (иногда её называют телесная культура) был
впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России термин
физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под
физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества,
направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.
Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой
совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических
способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные
научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область
общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима
труда и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и
воздуха – в целях оздоровления и закаливания организма.
Термин спорт происходит от латинского слова disportare – развлекаться.
Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность, подготовка
к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с
этой деятельностью. Спорт как часть физической культуры своей специфической
направленностью дополняет и углубляет её.
История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших
времён и до наших дней. В свою очередь, история ФКиС, используя эти понятия
в своей научной и учебной дисциплине, составляет важную часть всей
спортивной науки. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения,
становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах
существования человеческого общества.
История ФКиС – наука, которая, исследуя и изучая прошлое, помогает
познать настоящее и в известной мере выявить тенденции будущего развития.
Она представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических
знаний. История ФКиС – основа гуманитарного образования в спортивной науке.
Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и
источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её
достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет
истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской
и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины,
истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами,
изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-
педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.
История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и
образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:
. показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической
культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
. раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни
общества на разных этапах его развития;
. способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию
патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и
критического мышления;
. формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера,
организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;
. способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению
умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры
и спорта.
В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и
институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она
принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам
лучше познать свою профессию, повышать педагогическую культуру,
непосредственно подготавливает их к практической деятельности.
Физическая культура и спорт в России
Пятый съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. признал за
союзными республиками статус суверенных государств как субъектов
международного права. Каждая из союзных республик, таким образом, получала
право стать членом Организации Объединённых Наций и вместе с тем
приобретала соответствующий юридический статус для вступления в спортивные
международные объединения.
8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в
Беловежской Пуще объявили о роспуске Советского Союза. При этом было
провозглашено образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В конце
1991 г. началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления
страной, в том числе и физкультурным движением.
На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур
управления физической культурой и спортом, сопровождающегося резким
сокращением финансирования спорта и, как следствие, отъездом многих
талантливых тренеров и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить
ряд проблем, от которых зависело дальнейшее существование отечественного
спорта. В первую очередь предстояло сформировать новые государственные и
общественные органы управления физической культурой и спортом в стране.
Формирование федеральных структур управления физической культурой и
спортом
Комитет содействия олимпийскому движению. Создание новой
государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране
началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при
Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России
Б. Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку
спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г.
Вместе с ним активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял
Всероссийский олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г.
Буквально накануне Зимних Олимпийских игр в Альбервилле, 25 января 1992
г., в Москве встретились Президент РФ Б. Н. Ельцин и Президент МОК Х. А.
Самаранч. Главным в повестке дня встречи было участие стран СНГ в
Олимпийских играх 1992 г. и перспективы развития спорта в России.
Комитет по физической культуре. Новые структуры государственного
управления физической культурой и спортом появились уже в 1992 г. Созданный
накануне Игр-92 Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои
организационные функции, и к концу 1992 г. был преобразован в Комитет
Российской Федерации по физической культуре.
Комитету вменялось в обязанность решение важнейших задач, связанных с
разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания
населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов;
осуществление организационных, научно-информационных, методических и
пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической
культуры; руководство развитием науки и внедрением научных исследований в
физкультурно-спортивную практику.
При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте
1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и
спорте». Этот документ являлся по существу основой, фундаментом
законотворческой деятельности регионов России, установив основные принципы
правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта.
Государственный Комитет по физической культуре и туризму. 1 июня 1994
г. был подписан Указ Президента РФ о создании Государственного Комитета по
физической культуре и туризму (Госкомитет по ФКиТ).
Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФКиТ был призван
участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ,
училищах олимпийского резерва, осуществлять развитие туризма в стране,
руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать
и контролировать подведомственные научно-исследовательские институты
федерального значения.
В стране настойчиво продолжался поиск путей совершенствования системы
управления физической культурой и спортом. Но он долгое время был затруднён
отсутствием нормативно-правовой базы в таких направлениях практической
работы, как развитие в стране профессионального спорта, финансирование
элитного и массового спорта и других разделов, связанных с дальнейшим
подъёмом физической культуры и спорта в стране.
Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В 1999
г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят
Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ
29 апреля.
Закон впервые в нашей стране чётко устанавливает правовые,
организационные, экономические и социальные основы деятельности
физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной
политики в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в
России. Закон определяет меры государственной поддержки развития физической
культуры и спорта, в том числе ежегодное финансирование физкультурно-
массовой и спортивной работы, создание условий для увеличения количества
ДЮСШ всех видов и типов.
В Законе указывается, что основу физического воспитания населения
Российской Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и
здоровье».
В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности
между органами государственной власти по ФКиС и Олимпийским комитетом
России в области спорта.
Государственный комитет Российской федерации. Менее чем через год после
избрания на пост Президента РФ В. В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с
формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных
органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКСиТ было
преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической
культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г. председателем Комитета был
назначен П. А. Рожков.
Создание Олимпийского комитета России
Всероссийский олимпийский комитет (ВОК) был сформирован, когда Россия
ещё была составной частью СССР. Учредительный съезд состоялся 1 декабря
1989 г., на нём был принят Устав Комитета, основные положения которого,
несмотря на некоторые внесённые со временем изменения, действуют и поныне.
После распада СССР и обретения Россией статуса суверенного государства
Олимпийское собрание России 6 марта 1992 г. избрало первого президента
Всероссийского олимпийского комитета. Им стал В. Г. Смирнов, бывший до
этого президентом НОК СССР.
С августа 1992 г. ВОК стал называться Олимпийским комитетом России
(ОКР). В сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила о полном признании
Олимпийского комитета России.
Перед ОКР стоят следующие основные задачи:
. всемерное развитие олимпийского движения в стране;
. содействие распространению спорта для всех;
. пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все
средства массовой информации;
. повышение престижа российского спорта на международной арене;
. защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов
спорта;
. содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в практику
работы спортивных организаций.
Коллективными членами ОКР являются 45 всероссийских федераций по летним
и зимним олимпийским видам спорта, 23 всероссийские федерации по
неолимпийским видам спорта, 89 территориальных физкультурно-спортивных
организаций, 19 федеральных ведомственных организаций, содействующих
олимпийскому движению и 12 Олимпийских академий. Для более тесного и
результативного взаимодействия со всеми этими организациями в аппарате ОКР
созданы соответствующие управления и подразделения.
Олимпийский комитет России постоянно расширяет международные спортивные
связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Ежегодно Комитет проводит всероссийские научно-практические конференции
специалистов и учёных по проблеме «Олимпийское движение и социальные
процессы», а для студентов и молодых учёных – «Олимпизм, олимпийской
движение и олимпийские игры (история и современность)».
В настоящее время два члена ОКР представляют страну в Международном
олимпийском комитете. Это В. Г. Смирнов и Ш. А. Тарпищев.
Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций
После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной
общественности России был проведён внеочередной съезд профсоюзных
спортивных организаций бывших республик СССР. Цель его была одна:
поддержать и укрепить спортивные связи, сложившиеся между республиками за
долгие десятилетия, сохранить накопившейся опыт профсоюзной спортивной
работы.
Съезд избрал Международную конфедерацию спортивных организаций (МКСО) –
«Профспорт» и Конфедерацию спортивных организаций России (КСОР), куда вошли
11 государственных отраслевых организаций и ряд отраслевых физкультурно-
спортивных объединений.
Эти организации призваны были развивать спорт для всех и координировать
основные направления физической культуры, спорта и туризма суверенных
государств, установить связи и сотрудничество с государственными,
профсоюзными и общественными органами, поддерживать взаимодействие этих
организаций с Международным и Национальными олимпийскими комитетами.
За пять лет существования МКСО и КСОР значительно окрепли. В 1992 г.
МКСО объединяла 13 спортивных организаций из бывших союзных республик СССР.
Россия входит в состав МКСО своими отраслевыми спортивными
организациями «Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный
союз, «Наука», «Спартак», «Россия» и др.
Значительное место в спортивном движении Российской Федерации занимает
физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия». В его Уставе была
сформулирована главная цель: «Оздоровление россиян средствами физической
культуры и спорта».
Экономические трудности не мешают обществу регулярно проводить среди
занимающихся спартакиады российских чиновников, отраслевые турниры
связистов, металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам
спорта.
МКСО и КСОР осуществляют свою деятельность в тесном контакте с
крупнейшими в стране ведомственными спортивными организациями: ЦСКА,
«Динамо», «Юность России» (бывшее ДСО «Трудовые резервы»), РОСТО
(Российская оборонно-техническая организация) – правопреемник ДОСААФ.
Каждая из этих организаций активно приобщает россиян к занятиям
физической культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный
спортивный клуб армии, который в мае 1998 г. отметил свой 75-летний юбилей.
Все спортивные организации России, в том числе физкультурно-спортивные
общества, активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых
Госкомитетом по ФКиТ и ОКР.
Наиболее массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский
олимпийский день бега, «Праздник Севера» в Мурманске, Фестиваль спорта
народов Поволжья в Йошкар-Оле, I Сибирские спортивные игры инвалидов с
поражением опорно-двигательного аппарата и многие другие.
Развитие спортивной науки
К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом
в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы
в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-
методических, историко-социологических и организационно-управленческих
проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее
положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким
уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной
концентрацией поиска в области физической культуры и спорта.
В основном научно-исследовательские проблемы решались в четырёх научно-
исследовательских институтах физической культуры и спорта Госкомспорта
СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с
тремя филиалами) институтах физической культуры.
К концу 80-х – началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных
коллективов страны в области физиологии, биохимии, психологии, теории и
практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры,
педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной
спортивной науки.
После распада СССР положение спортивной науки в России во многом
изменилось в худшую сторону. В результате экономических трудностей резко
сократилось бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из
данных, озвученных на парламентских слушаниях в июле 1996 г. Комитетом
Государственной Думы по туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на
развитие физической культуры и спорта в России на душу населения
расходовалось примерно в 25-30 раз меньше, чем в 1990 г.
Трудности в госфинансировании привели к значительному сокращению
численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них
выехала за рубеж и трудится там в научных подразделениях, часть изменила
свой профессиональный профиль.
Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной
науки в стране имели постоянные изменения в структуре руководящих
физкультурных органов страны и руководителей отрасли, бесконечные
преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие
федеральной программы развития физической культуры и спорта, сокращение
научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.
Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных
лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг.,
информационное научное пространство России значительно отстаёт от
международного уровня.
И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России
продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки
фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности.
К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути
повышения качества тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, В. М.
Зациорский, И. П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных
систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности
(В. А. Рогозкин, Р. Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).
В 1996 г. на Всероссийском совещании руководителей научных организаций
в области физической культуры и спорта подведены итоги развития спортивной
науки и обсуждены основные направления научных исследований в области
спорта, туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти
основные направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии
Госкомитета ФКиТ России.
Названные направления научных исследований охватывают пять основных
проблем:
. формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;
. человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;
. организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы
физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;
. теоретические и методические основы развития и совершенствования системы
подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
. основные проблемы спортивного и олимпийского движения.
То, что российская спортивная наука находится на правильном пути, было
подтверждено международным форумом «Молодёжь – Наука – Олимпизм», прошедшем
14-18 июля 1998 г. в Москве под патронажем Всемирного Совета физического
воспитания и спортивной науки. В форуме приняли участие специалисты-
практики десятка стран всех регионов мира.
Подготовка спортивных резервов
Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России
является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских
спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями
в историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ в.
Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей.
К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех
типов: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского
резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища
олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-
интернаты спортивного профиля (ШИСП).
Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных
спортсменов по олимпийским и неолимпийским видам спорта.
Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности
были возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им.
А. В. Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи
юниоров 10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный успех. Наши юниоры
выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.
Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в
Ростовской и Волгоградской спортивных организациях. И как результат на
Играх XXVI Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали
14 олимпийских наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта
оригинальным путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в
российское олимпийское движение. За всю историю Олимпийских игр москвичам
483 раза вручали золотые медали. Всего же обладателями олимпийских медалей
стали 1096 москвичей.
Для создания спортивного резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана
беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского комитета
образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное
общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им
девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора
физического воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по
высшему спортивному мастерству. В этих целях используется
высококвалифицированная многоступенчатая преемственная система подготовки
спортсменов высокого класса.
Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. под
патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на
МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более
46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд
страны.
Выдающиеся спортсмены имели возможность получать профессиональное
образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах
России. Совершенствование талантливых спортсменов, кроме того,
осуществлялось в 64 школах высшего спортивного мастерства,
функционировавших в 36 регионах страны. Во всех этих элитных учебных
заведениях занималось более 4 тысяч спортсменов высокого класса, из которых
около 30% становятся кандидатами в сборные команды страны в качестве
основного или резервного состава.
Спорт, соревнования, спартакиады
После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в
России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта,
сохраняя во многом прежние традиции.
В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных
соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и
спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды
спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на
коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних –
плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика,
классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый
спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне
достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных
соревнованиях.
На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994)
Россия среди 47 стран выиграла эти состязания, завоевав 25 медалей, из
которых 10 золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.
В 1995 г. сборная команда России по тяжёлой атлетике выиграла в
командном зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим
стал А. Чемеркин.
В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители России в зимних видах
спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров: выступая в Канаде на
чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов
поддержали наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в
Хельсинки они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На
хельсинском льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском
спорте стала чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена
Бережная и Антон Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег
Овсянников (танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы
фигурного катания.
Наиболее значительным спортивным событием в жизни России последних лет
стала Спартакиада трудящихся (1997). Финалу Спартакиады предшествовали
широкие отборочные соревнования во всех регионах России, которые начинались
за два года до финальных стартов в Москве. О значимости Спартакиады
свидетельствовал тот факт, что её Оргкомитет возглавлял председатель
правительства Российской Федерации В. С. Черномырдин. Результаты
Спартакиады трудящихся-97 превзошли все самые оптимистические прогнозы. А в
июне 2000 г. в Москве прошли финальные соревнования уже второй
Спартакиады.
Успешно выступили на международной арене и наши баскетболисты, ставшие
в 1994 серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто.
Развитие спорта инвалидов
Учредительная конференция Федерации спорта инвалидов при Госкомспорте
СССР состоялась в Таллине в июне 1988 г. Председателем Федерации был избран
В. И. Дикуль. Уже в следующем году начинают повсеместно создаваться
спортивные клубы инвалидов.
С распадом СССР резко сократилось финансирование инвалидного спорта со
стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако
трудности эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г.
команду СНГ инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для
выступления в Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны
неплохие результаты в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994
г. сборная Российской федерации впервые выступила самостоятельной командой
в VI Зимних Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия).
Результаты выступления российских спортсменов-инвалидов в значительной
степени активизировали внимание общественности к проблемам спорта. В
регионах страны были созданы комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов-
инвалидов. Разработаны первые учебные программы подготовки педагогов
соответствующего профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по
адаптивной физической культуре.
В последние годы в стране удалось создать для инвалидов
специализированные юношеские школы, где культивируются отдельные виды
спорта: в Москве – лёгкая атлетика и плавание, в Санкт-Петербурге –
настольный теннис, в Саратове – плавание. По этим и другим видам спорта
проводятся чемпионаты страны.
Значительную поддержку инвалидному спорту оказывает Олимпийский комитет
России, Международная и Российская конфедерации спортивных организаций
«Профспорт». В 1998 г. Совет по делам инвалидного спорта при Президенте РФ
рассмотрел вопрос «О состоянии физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы среди инвалидов в Российской Федерации». Совет отметил некоторые
достижения и значительные трудности в развитии сорта среди инвалидов.
Профессионализация спорта
Одной из насущных проблем современного российского спорта, которая
требовала своего решения, стала проблема его профессионализации. Эта
тенденция закономерна, она связана с рядом объективных условий развития
современного спорта.
Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности,
которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах
спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится
всё более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах
занятия начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с
двух- и трёхразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими
психологическими и физическими нагрузками.
Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего
материально-технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует
и соответствующего материального стимулирования, так как иного источника
дохода в силу огромной занятости спортом он иметь не может.
Профессионализацию спорта в России значительно осложняют трудности,
возникшие в процессе строительства рыночной экономики. Слабая материальная
база отечественного спорта, недостаточное финансовое обеспечение
спортсменов высокого класса и тренеров привели к весьма широко
распространившейся практике заключения ими контрактов с зарубежными
клубами, ассоциациями и другими организациями и отъезд для выступления за
рубежом. Уже в 1989-1990 гг. группа ведущих хоккеистов СССР дебютировала в
Национальной Хоккейной Лиги США. Их было всего 10 человек. К 2001 в
зарубежных спортивных организациях задействованы тысячи наших спортсменов.
Крупнейшие промышленные зарубежные фирмы широко спонсируют учебно-
тренировочные сборы россиян, обеспечивают их инвентарём и оборудованием,
финансируют участие в крупнейших международных соревнованиях за рекламу
своей продукции нашими спортсменами.
Таким образом, профессиональный спорт в Российской Федерации получил
официальное законное признание. Для спортсмена-профессионала занятия
спортом признаются теперь основным видом деятельности, за которую он в
соответствии с контрактом получает заработную плату и/или иное денежное
вознаграждение, а также обеспечивается различными формами социального и
медицинского страхования. Для защиты своих прав спортсмены профессионалы по
желанию могут объединяться в профессиональные союзы.
Заключение
История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет
собой объективный, закономерный процесс в жизни человеческого общества.
Этот процесс происходит не по произволу людей, а в силу действия
объективных законов, вытекающих из материальных и духовных условий
существования того или иного общественного строя. История физической
культуры и спорта показывает, как на различных ступенях развития
человечества изменения, происходящие в области физической культуры и
спорта, обусловливаются определённым образом производства, политикой,
культурой, идеологией, наукой, военным делом. В духовном творчестве народа
ведущие общественные деятели, педагоги, врачи и учёные черпают свои идеи,
средства и формы, создавая научные системы и методы физической культуры и
спорта.
История физической культуры и спорта показывает, что в силу теоретико-
педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её
принадлежит значительное место. Она относится к профилирующим,
мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше
познать свой предмет.
Учебная практика убедительно свидетельствует, что улучшение воспитания
историей требует постоянного совершенствования форм и методов учебной
работы, программ и учебно-методических пособий, повышение качества
учебников и другой литературы на исторические темы, широкой пропаганды
исторических знаний, используя все средства массовой информации.
Требуется более глубокий подход к всестороннему анализу истории
физической культуры и спорта в России, всеобщей истории физической культуры
и спорта, с более глубоких научных позиций предстоит исследовать основные
тенденции международного спортивного и олимпийского движения на разных
этапах его развития.
Библиография
. «История физической культуры и спорта». В. В. Столбов, Л. А.
Финогенова, Н. Ю. Мельникова; 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
Физкультура и спорт, 2000 г.
. «Терминология спорта» Толковый словарь спортивных терминов. М.:
СпортАкадемПресс, 2001 г.
. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М.:
Физкультура и спорт, 1963 г.
. «Российская газета». №87 от 6 мая 1999 г., №97 от 20 мая 2000 г.
. «Твой олимпийский учебник». 3-е изд., доп. – М.: «Советский
спорт», 1999 г.
. «Олимпийские игры – из прошлого в будущее». В. У. Агеевец, Г. М.
Поликарпова; С.-Петербургская государственная академия физической
культуры им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,1996.