История развития педагогики

История развития педагогики

|Имена |Даты |Идеи |

|Демокрит |460 – 370 до|Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя|

| |н.э. |дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо |

| | |делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и |

| | |изменяет человека, тем не менее, его руками действует |

| | |природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он |

| | |отмечал важность необходимости родителям посвятить себя|

| | |воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не |

| | |желавших тратить средства на обучение детей. Процесс |

| | |воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, |

| | |который преобразует природу человека, утверждал |

| | |Демокрит. Он полагал, что главное не количество |

| | |полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит |

| | |предлагал использовать метод принуждения в процессе |

| | |воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды |

| | |учёных-софистов. (V-IV до н. э.) |

|Сократ, |469 – 399 до|Софисты «мудрецы» расширили программу образования за |

|Платон, |н.э. |счёт изучения грамматики, диалектики, обучению |

|Аристотель |427 – 347 до|искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: |

| |н.э. |арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что |

| |384 – 322 до|составляло в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу» |

| |н.э. |(энциклопедию), которая оказалась предтечей программы |

| | |«семи свободных искусств», являвшейся символом |

| | |образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты|

| | |считали своим основным призванием преподавание |

| | |красноречие – риторики. По их суждениям, овладевая |

| | |искусством риторики, человек приобретает умение |

| | |завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. |

| | |угадывать смысл общего блага. Крупнейшим |

| | |представителем философии софистов являлся Сократ. Его |

| | |главное дидактическое достижение – майэвтика |

| | |«повивальное искусство» - диалектический спор, |

| | |подводящий к истине посредством продуманных наставником|

| | |вопросов. Суть педагогических суждений Сократа |

| | |составляет тезис о том, что главной среди жизненных |

| | |целей должно быть нравственное самосовершенствование. |

| | |По Сократу, человек является обладателем разумного |

| | |сознания, направленного на добро и истину. Он один из |

| | |основоположников учения о доброй природе человека. |

| | |Природные способности человека Сократ связывал с правом|

| | |на образование. Сократ – родоначальник диалектики как |

| | |метода отыскания истины путем постановки наводящих |

| | |вопросов – так называемого сократического метода. |

| | |Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение |

| | |мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были |

| | |направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины |

| | |в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник|

| | |должны находиться в равном положении, руководствуясь |

| | |тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». |

| | |Согласно Платону, достижение знания и истины, - |

| | |мучительный труд избавления от привычных пут и |

| | |предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и |

| | |общественным устройством. Педагогическая проблематика |

| | |присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», |

| | |«Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – |

| | |Академия – просуществовало более 1000 лет. |

| | |Педагогические суждения Платона выросли из его |

| | |философского видения человека и мира. По Платону, |

| | |земная жизнь – преходящий этап движения человека к |

| | |«истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным |

| | |идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию|

| | |человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, |

| | |следовательно, является процессом воспоминания о |

| | |бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый|

| | |человек. Платон оценивал воспитание как важнейший |

| | |фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто|

| | |был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий|

| | |путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так|

| | |как «во всяком деле самое главное – это начало, в |

| | |особенности, если это касается чего-то юного и |

| | |нежного». По мысли Платона, воспитание должно |

| | |обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.|

| | |Осуществлять подобное воспитание способен, прежде |

| | |всего, наставник преклонных лет. В трактате |

| | |«Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 |

| | |и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически |

| | |пожизненном воспитании. В программу включались: |

| | |риторика, геометрия, астрономия, музыка. В трактате |

| | |«Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, |

| | |особенно выделив социальный функции воспитания – |

| | |«сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо |

| | |подчиняться или начальствовать». Платон провозглашает |

| | |принцип всеобщего обязательного (min трехлетнего) |

| | |образования. Была сделана попытка объединить |

| | |достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон|

| | |полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу |

| | |призвания», т.е. учитывать личные склонности |

| | |(дифференциация образования сообразно призвания |

| | |человека). Программа подобного обучения была |

| | |предназначена лишь для свободных граждан общества. |

| | |Ближайший ученик Платона Аристотель в своих |

| | |педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с |

| | |тем во много занял противоположную точку зрения |

| | |(«Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в |

| | |Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12|

| | |лет. Ликей – символ всей последующей деятельности |

| | |Аристотеля. Он полагал, что человек обладает |

| | |одновременно душой растительной, и нуждается в питании |

| | |и обречена на разложение, душой животной (чувства, |

| | |ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, |

| | |универсальной и бессмертной. Наиболее системно он |

| | |изложил свои взгляды на воспитание в трактате |

| | |«Политика». Аристотель придавал первостепенное значение|

| | |государственному воспитанию. Он допускал домашнее |

| | |воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. |

| | |Однако, настаивал о необходимости государственного |

| | |контроля за домашним воспитанием (педономы). |

| | |Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься |

| | |государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние |

| | |на педагогику. Его трактаты служили в течение многих |

| | |столетий. |

|Марк Квинтилиан |35 – 96 |Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из|

| | |его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем |

| | |воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы|

| | |достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, |

| | |необходимо соединить природную доброту человека и |

| | |воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что |

| | |воспитание должно формировать свободного человека. |

| | |Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо |

| | |обращаться бережно и уважительно. Цель воспитания он |

| | |видел в подготовке молодого человека к исполнению его |

| | |гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он|

| | |отдавал предпочтение организованному школьному обучению|

| | |перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал|

| | |овладение искусством оратора. |

|Тертуллиан, |160 – 222 |Идеологи раннего христианства иначе, чем представители |

|Августин, |354 – 430 |Античной мысли, трактовали сущность человека и его |

|Аквинат |1225 – 1274 |воспитание. Если одной из основных идей Античности |

| | |являлся постулат «Что полезно для человека, то должно |

| | |быть сделано», то христианское учение исходило из иного|

| | |императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». |

| | |Таким образом, Античность ставила в центр земное |

| | |существование, а христианство – вечные общечеловеческие|

| | |ценности. Августин проявлял интерес к психологии |

| | |ребёнка. Он утверждал, что античная традиция |

| | |образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но |

| | |не «вещей». Главное место в образовании должно занимать|

| | |изучение Библии. |

|Эразм |1466 – 1536 |Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, |

|Роттердамский, |1378 – 1446 |что наилучший путь воспитания – освоение классической |

|Витторино де |1494 – 1553 |греко-римской культуры. В качестве образца |

|Фельтрэ, |1533 – 1592 |педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана. |

|Франсуа Рабле, | |Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека |

|Мишель Монтень | |как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает |

| | |первозданной чистотой, которую потом «разъедает» |

| | |общество. Ребёнок превращается в личность не столько |

| | |благодаря полученным знаниям, сколько развив |

| | |способность к критическим суждениям. Монтень осуждал |

| | |гипертрофированное словесное обучение. |

| | |В своём главном труде Э.Роттердамский – «О |

| | |первоначальном воспитании детей» - заявил о |

| | |необходимости сочетании античной и христианской |

| | |традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул|

| | |принцип активности воспитанника (врожденные способности|

| | |могут быть реализованы лишь через напряженный труд). |

| | |Определенным шагом вперед были его взгляды на женское |

| | |образование. |

| | |Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового |

| | |воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал |

| | |гуманистического воспитания, в центре которого – |

| | |духовное и телесное развитие личности. |

|Я.А. Коменский |1592 – 1670 |Отец современной педагогики. «Великая дидактика», |

| | |вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно|

| | |– педагогических книг. Она является как бы своеобразным|

| | |сплавом педагогических идей Нового времени. В ней |

| | |сформулированы сенсуалистические педагогические |

| | |принципы. Коменский призывает обогащать сознание |

| | |ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно |

| | |воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о |

| | |необходимости поставить знания закономерностей |

| | |педагогического процесса на службу педагогической |

| | |практике. Взгляды Коменского противоречили догматам |

| | |Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное |

| | |творение природы, отстаивал право человека на развитие |

| | |всех его возможностей. Коменский был первым из |

| | |педагогов, последовательно обосновавшим принцип |

| | |природосообразности в воспитании. Природосообразность в|

| | |воспитании означала для чешского ученого признание |

| | |природного равенства людей. Фундаментальной идеей |

| | |педагогики Коменского является пансофизм, т.е. |

| | |обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение |

| | |этого обобщенного знания через школу на родном языке до|

| | |всех людей, независимо от общественной, расовой, |

| | |религиозной принадлежности. У него человек – |

| | |«микрокосм» |

| | |Он определил понимание, волю и деятельность |

| | |воспитанника как основные составляющие педагогического |

| | |процесса. Классно – урочная система. Выделение из |

| | |состава философии. |

|Джон Локк |1632 – 1704 |В его трудах – «Мысли о воспитании» и «Об управлении |

| | |разумом» – ярко выражены важные передовые |

| | |педагогические устремления того времени. Локк |

| | |утверждал, что человеческое знания является следствием |

| | |внешнего чувственного опыта. По его теории у человека |

| | |нет врожденных представлений и идей. Конечную цель |

| | |воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в |

| | |здоровом теле. Он был убежден в целесообразности |

| | |социальной детерминации школьного образования. |

|Ж.Ж. Руссо |1712 – 1778 |В основе педагогических воззрений Руссо лежит его |

| | |дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение |

| | |мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ |

| | |предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего.|

| | |Центральный пункт педагогической программы Руссо – |

| | |естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о |

| | |происхождении и основаниях неравенства между людьми» |

| | |доказывалось, что человек создан на началах |

| | |удивительной гармонии, но общество разрушило эту |

| | |гармонию. Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем |

| | |он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и |

| | |наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не|

| | |делать с учеником. По Руссо на человека действуют три |

| | |фактора: природа, люди, общество. Составной частью |

| | |естественного воспитания является отрицательное |

| | |воспитание. |

|Иоганн Генрих |1746 – 1827 |Воспитание униженных и оскорбленных. Он предлагал при |

|Песталоцци | |определении основ образования опираться на знание |

| | |человеческой психологии. Песталоцци разработал метод |

| | |элементного образования. Суть метода заключается в |

| | |том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые |

| | |заложены в каждом ребенке. |

|И.Ф. Гербарт |1776 – 1841 |«Общая педагогика». Работал в сфере гимназического |

| | |образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – |

| | |формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о |

| | |гармоническом развитии всех способностей. Воспитание |

| | |должно создавать гармонию между волеизъявлением и |

| | |выработкой многосторонних интересов. Пути достижения |

| | |такой гармонии – управление, обучение и нравственное |

| | |воспитание. Им определены три универсальных метода |

| | |обучения – описательный, аналитический и синтетический.|

|А. Дистервег |1790 – 1886 |Работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор.|

| | |Основной педагогический труд – «Руководство к |

| | |образованию немецких учителей». В нем сформулированы |

| | |два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – |

| | |природосообразность и культуросообразность. Он |

| | |предлагал в воспитании и обучении следовать природе |

| | |человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка |

| | |(принцип природосообразности). Принцип |

| | |культуросообразности означал организация |

| | |учебно-воспитательного процесса на основе определенной |

| | |внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя |

| | |культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя |

| | |– духовная жизнь человека. Общественная культура – |

| | |социальные отношения национальная культура. |

|В.Г. Белинский, |1811 – 1848 |Белинский определил гуманистические и демократические |

|А.И. Герцен, |1812 – 1870 |подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею |

|Н.А. Добролюбов,|1836 – 1861 |народного воспитания. |

| |1828 – 1889 |Герцен с демократических позиций критиковал официозную |

|Н.Г. | |школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью |

|Чернышевский | |педагогических преобразований в России должно стать |

| | |развитие у народа чести, права и гражданства. |

| | |Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между |

| | |политическим режимом, материальным достатком и |

| | |образованием. Он руководствовался антропологическим |

| | |подходом к человеку и воспитанию. |

| | |Добролюбов критиковал ущемления права на образование по|

| | |сословному, религиозному и национальному признакам. |

| | |Видел идеальное воспитание в удовлетворении |

| | |«естественных стремлений» человека. |

|Л.Н. Толстой, |1828 – 1910 |В педагогическом наследии Пирогова особое место |

|Н.И. Пирогов |1810 – 1881 |занимает идеи самопознания посредством воспитания и |

| | |общечеловеческого воспитания, общечеловеческого |

| | |образования. Идеал нравственного воспитания в |

| | |христианской религии. Он выделял два вида воспитания: |

| | |общечеловеческое и специальное. Разработал проект |

| | |школьной системы. Являлся сторонником женского |

| | |образования, но вместе с тем ограничивал сферу |

| | |применения женского воспитания. |

| | |Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея |

| | |«свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание |

| | |есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо |

| | |высказывал убеждение, что в совершенстве детской |

| | |природе, которой воспитание лишь вредит. В |

| | |дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета|

| | |особенностей ребенка и его интересов. |

|К.Д. Ушинский |1824 – 1871 |Ушинский основатель научной педагогики в России. |

| | |Стержень его педагогической концепции – принцип |

| | |народности. Этот принцип должен был реализовываться |

| | |через приоритет родного языка как предмета школьного |

| | |образования. Не менее важное место он отводил идее |

| | |труда как ведущего фактора развития личности. |

| | |Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на |

| | |фундаменте обширного круга «антропологических наук». |

| | |Процесс обучения должен строиться на основополагающих |

| | |принципах: 1) сознательность и активность,2) |

| | |наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) |

| | |прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой |

| | |дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис |

| | |Ушинского – двуединство обучения и воспитания. |

|Д. Дьюи, |1859 – 1952 |Д. Дьюи - лидер педагогики прагматизма в США. Им был |

|Э. Торндайк |1874 – 1949 |разработан метод учения посредством делания. |

| | |Торндайк – один из создателей экспериментальной |

| | |педагогики. Он стремился к освобождению воспитания от |

| | |умозрительности, и опереться на изучение ребенка и его |

| | |поведения. |

|П.П. Блонский |1884 – 1941 |Он стремился превратить педагогику в строго нормативную|

| | |науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные |

| | |связи в воспитании и обучении. Согласно концепции |

| | |трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся|

| | |должны приобретать знания не через отдельные учебные |

| | |дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений |

| | |людей, а также окружающего мира. |

|С.Т. Шацкий |1878 – 1934 |Он считал, что главное влияние на ребенка имеют не |

| | |генетические задатки, а социально-экономическая среда. |

| | |Главными факторами деятельности ребенка в процессе |

| | |воспитания и обучения Шацкий называл творчество и |

| | |самостоятельность. |

|Н.К. Крупская |1869 – 1939 |Она являлась проводником идей коммунистического |

| | |воспитания человека. Она провозглашала право всех |

| | |граждан на образование независимо от расовой, |

| | |национальной принадлежности и социального положения, |

| | |равенство в образовании женщины и мужчины, школа на |

| | |родном языке. |

|Макаренко А.С. |1888 – 1939 |Макаренко разработал стройную педагогическую систему, |

| | |методологической основой которой является |

| | |педагогическая логика, трактующая педагогику как |

| | |«прежде всего практически целесообразную науку». |

| | |Узловой пункт его теории – тезис параллельного |

| | |действия., т.е. органического единства воспитания и |

| | |жизни общества. Квинтэссенцией методики системы |

| | |воспитания является идея воспитательного коллектива. |

|В.А. |1918 – 1970 |Занимался вопросами теории и методики коммунистического|

|Сухомлинский | |воспитания детей: «Формирование коммунистических |

| | |убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в |

| | |советской школе». |

Responses: chingis_k@mail.ru