Италия

Италия

Министерство образования и науки Украины

Национальный горный университет Украины

Кафедра украиноведения и политологии

Комплексная контрольная работа

по курсу «Политология»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

ИТАЛИИ

Выполнила: ст.группы МО-01-1

Мазина Мария

Преподаватель: асс. Вергун А.В.

Днепропетровск

2003

Содержание

1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире - 1 -

2. Конституция государства - 2 -

3. Высшие органы власти государства: их формирование, полномочия,

структура, схема - 4 -

4. Форма государства - 6 -

4.1. Форма государственно-территориального устройства - 6 -

4.2 Форма правления - 6 -

4.3 Тип политического режима - 7 -

5. Форма избирательной системы - 7 -

6. Модель президентской власти - 7 -

7. Тип парламентаризма - 8 -

8. Основные политические партии (правящая, оппозиция) - 8 -

9. Тип партийной системы - 9 -

10. Основные общественные организации и движения - 9 -

11. Правовое положение личности - 9 -

12. Тип государства - 10 -

13. Тип политической системы и его характеристика - 11 -

14. Список используемой литературы - 12 -

1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире

Официальное название: Итальянская Республика.

Географическое положение: на юге Европы. Занимает Апеннинский полуостров и

ряд островов в Средиземном море, граничит с Францией, Швейцарией, Австрией,

Словенией, Хорватией.

Площадь: 301,2 тыс. км2.

Столица: Рим.

Крупнейшие города: Милан, Неаполь, Турин, Палермо.

Административное деление: 20 областей.

Форма правления: республика.

Глава государства: президент.

Глава правительства: председатель Совета Министров.

Законодательная власть: двухпалатный парламент (Палата депутатов из 630

членов и Сенат республики из 315 членов), избираемый на 5 лет.

Ведущие политические партии: Левые демократы, Демократический союз,

Итальянская народная партия, Объединенные христианские демократы, "Вперёд,

Италия!".

Высшая точка: гора Монблан, 4807 м.

Численность (1996): 58,2 млн. чел.

Средняя продолжительность жизни: мужчины - 75 лет, женщины - 81 год.

Официальные языки: итальянский.

Верующие: католики - 76%.

Валюта: итальянская лира.

ВНП на душу населения (1997): 20 510$

Экспорт: химикаты, одежда и обувь, фрукты и овощи, машины и оборудование,

автомобили.

Импорт: машины и оборудование, металл, автомобили, нефть, пряжа.

Основные торговые партнеры: страны ЕС, США.

Государство на юге Европы в бассейне Средиземного моря, занимает

Аппенинский полуостров, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов. А

пределах Италии находятся два государства – Ватикан и Сан-Марино,

окружённые со всех сторон её территорией.

Административно-территориальное деление – 20 областей: Пьемонт, Вале-

д'Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто-Адидже, Венеция, Фриули-Венеция-Джулия,

Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марне, Лацио, Абруции, Молизе,

Катания, Апулия, Базиликата, Калабрия, остров Сицилия, остров Сардиния.

Пять областей (Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Вале-д'Аоста и

Фриули-Венеция-Джулия) обладают особым автономным статусом.

В пределах Италии четко выделяются относительно зажиточный промышленный

Север и бедный сельскохозяйственный Юг (Медзоджорно). Север весьма

напоминает Центральную Европу по климату, естественным ресурсам и структуре

хозяйства, тогда как Юг больше похож на настоящий средиземноморский регион.

Семиаридный климат и бедные почвы исторически определили развитие в этом

регионе отсталого натурального хозяйства, которое сосуществовало с

несколькими очагами товарного производства.

С начала XX века правительства Италии пытались стимулировать

экономическое развитие Юга, и эта тенденция еще более усилилась после

Второй мировой войны. В результате крупных капиталовложений в

инфраструктуру и больших субсидий, полученных от Европейского сообщества,

за последние десятилетия экономика Юга испытала беспрецедентные изменения,

но, несмотря на бурный рост в некоторых областях, например в Апулии и

Абруцци, в целом регион продолжает сильно отставать от Севера по доходам

населения. Возможности для эмиграции в Новый Свет или в Северную Италию

сократились, и главными пунктами внутренней миграции стали крупные города

Юга – Неаполь, Палермо, Катания и Бари.

Вскоре после Второй мировой войны Италия стремилась соблюдать

нейтралитет в холодной войне, но после 1947, когда социалисты и коммунисты

были изгнаны из кабинета премьер-министра Альчиде де Гаспери, она стала

союзником США. С 1949 Италия – член НАТО. Италия является членом-

основателем Европейского экономического сообщества (Европейского союза –

ЕС) и ряда организаций западноевропейского сотрудничества. Она стала членом

ООН в 1955.

2. Конституция государства

Конституция Италии, принятая 22 декабря 1947 г., структурно имеет

классическую форму и включает все основные вопросы регулирования. Она

закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет,

объявила антифашизм в качестве официальной политики государства. В Италии

была учреждена форма правления парламентской республики в весьма

приближённом к классической модели варианте, унитарная форма

государственного устройства с широкой территориальной автономией для

составляющих государство областей. Прогрессивность конституции также

проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат, во

включении в государственную систему института народной инициативы и

референдума, в создании Национального совета экономики и труда, в отмене

социальных трибуналов.

Демократические положения конституции не сразу были реализованы,

некоторые из них не осуществлены и до сих пор; последнее, например,

относится к регламентации многих прав и свобод. Некоторые важные нормы не

проводились в жизнь в течение многих лет. Так, создание областного

самоуправления растянулось более чем на 20 лет, откладывалось начало

деятельности Конституционного Суда; в течение 11 лет со времени вступления

в силу основного закона не функционировал Высший совет магистратуры. До

настоящего времени не реализованы положения конституции об учреждении

президиума Совета Министров (ст.95), не выполнено требование шестого

переходного положения о ликвидации специальных органов юрисдикции.

Заметными в конституции Италии стали международно-правовые положения.

Основной Закон установил, что внутренний правовой порядок страны

согласуется с общепризнанными нормами международного права. Специальное

положение устанавливает миролюбивый характер государства. Основной закон

предусмотрел возможность уступки ряда государственных полномочий

международным организациям. В ст. 11 говорится, что Италия соглашается на

условиях взаимности с другими странами на ограничение суверенитета,

необходимое для порядка, обеспечивающим народам мир и справедливость. Эти

нормы стали правовым основанием для вступления страны в Европейские

сообщества и передачи им регулирования ряда вопросов экономического и

социального характера.

По способу изменения итальянская конституция 1947 года относится к

числу «жёстких». В конституцию могут вноситься поправки либо

законодательным органом власти, либо путем референдума. Законодательный

процесс требует, чтобы законопроект о поправке принимался на двух

последовательных заседаниях парламента с интервалом по крайней мере в три

месяца и был одобрен абсолютным большинством на втором заседании.

Если предложение получает две трети голосов, поправка принимается

сразу, а если количество голосов не достигает двух третей, то в течение

трёх месяцев может быть проведен референдум (для этого необходима поддержка

со стороны депутатов, избирателей или местных органов власти).

За почти 50-летний срок действия итальянской конституции было внесено

лишь 10 поправок, незначительно изменивших, главным образом,

организационные моменты в деятельности центральных органов государственной

власти и увеличивших число областей с 19 до 20. Практически поправки не

затронули принципов устройства сложившихся институтов итальянского

государства.

3. Высшие органы власти государства: их формирование,

полномочия, структура, схема

Система центральных органов власти Италии строится на основе принципа

разделения властей.

Законодательная власть. Парламент Италии состоит из сената и палаты

депутатов. Хотя обе палаты юридически равноправны, палата депутатов

обладает большей политической властью, а её членами являются ведущие

политические деятели страны.

Сенат состоит из 315 сенаторов, избранных в результате всеобщего

голосования по территориальным округам на пятилетний срок; пяти наиболее

известных граждан, пожизненно назначаемых президентом Италии; и всех бывших

президентов, пожелавших сохранить свое место в сенате.

Палата депутатов состоит из 630 членов, избираемых на пятилетний срок.

Президент может распустить палату до истечения пятилетнего срока. В палату

депутатов избираются граждане не моложе 18 лет, а в сенат – не моложе 25

лет.

В результате референдума, состоявшегося в апреле 1993, процедура

избрания членов обеих палат была изменена так, что на последующих выборах

75% мест в каждой палате получают депутаты, избранные в одномандатных

округах по мажоритарной системе, и 25% – по пропорциональной системе.

Парламент функционирует через постоянные комитеты, создаваемые в каждой

палате. Комитеты организованы в зависимости от влиятельности политической

партии в каждой палате, они могут принимать определенные категории

законопроектов, не представляя их на рассмотрение на открытом заседании

любой палаты. Парламент решает, можно ли доверять правительству или его

следует сменить. В случае вынесения вотума доверия правительство,

возглавляемое данным премьер-министром, остается у власти. Парламент

принимает законы, избирает президента, контролирует исполнительную власть и

выделяет средства на выполнение бюджета.

Парламент

Палата депутатов (630 членов)

Сенат (315 членов)

Высшая магистратура

(на 7 лет)

(на 9 лет)

Президент Совет министров

Конституционный Суд

Председатель

(15 судей)

Министры

Национальный совет Государственный Счётная

экономики и труда совет

палата

Исполнительная власть состоит из президента, совета министров и

государственных учреждений.

Президент Итальянской республики официально возглавляет государство и

избирается сроком на 7 лет на заседании парламента с участием

представителей административных областей. Он не может быть моложе 50 лет.

Президент назначает премьер-министра, назначение должно получить одобрение

парламента, а также пожизненных сенаторов и некоторых членов

Конституционного суда. Президент председательствует в Совете министров, в

Высшем совете магистратуры, обладает правом помилования, жалует знаки

отличия.

В отношении парламента у Президента республики два основных полномочия

– право требовать повторного рассмотрения законопроектов и право роспуска

одной или обеих палат.

Правительство – наиболее активный орган исполнительной власти,

включающий председателя Совета министров и министров. Правительство

назначается Президентом после консультации с лидерами партийных фракций в

палатах и их председателями. Оно считается сформированным, если в течение

10 дней после своего образования получит доверие Палаты депутатов и Сената.

Председатель Совета министров несёт ответственность за общую политику,

а министры коллективно ответственны за действия Совета министров и

индивидуально – за действия своих ведомств.

Правительство руководит страной. Оно исполняет законы, принимает

регламенты, декреты и постановления по управлению. Полномочия,

предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически

осуществляются правительством. На практике правительство Италии в гораздо

большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента.

Национальный совет экономики и труда формируется на корпоративной

основе из представителей профсоюзов, предпринимательских организаций и др.

экспертов. Совет является консультативным органом парламента и

правительства по экономическим и социальным вопросам. Он обладает правом

законодательной инициативы.

Государственный совет – консультативно-юридический орган правительства

и одновременно высший орган административной юстиции.

Счётная палата осуществляет предварительный контроль законности

финансовых актов правительства и контроль за исполнением государственного

бюджета. О проведенном контроле имеет право докладывать непосредственно

парламенту.

Система правосудия. Высший совет магистратуры регулирует нормы

судопроизводства и проводит назначения судей и их перемещения по службе.

Однако он независим лишь отчасти, поскольку Министерство юстиции сохраняет

контроль над назначениями и повышениями в должности.

В самом основании судебной системы находятся мировые суды

(кончилятори), которые рассматривают мелкие гражданские дела. Первая

ступень профессиональной судебной лестницы занята мировыми судьями

(претори) – профессиональными судьями, осуществляющими судопроизводство

мелких гражданских и уголовных дел. Над ними находятся суды из трех судей –

трибуналы, имеющие право возбуждения и пересмотра дел нижестоящей

инстанции, а еще выше стоят апелляционные суды из пяти судей.

Крупные уголовные дела ведутся судами присяжных, состоящими из двух

судей и шести присяжных заседателей, не имеющих профессионального

юридического образования, и апелляционными судами. Самая высокая инстанция

судов общей юрисдикции – Высший кассационный суд, который рассматривает

апелляции по спорным делам, поступающим из судов присяжных заседателей и

апелляционных судов.

Конституционный суд, появившийся в 1956, в своей деятельности

основывается на опыте США и занимается юридической оценкой законотворчества

с точки зрения соответствия законов действующей конституции. Он включает 15

судей, избираемых на 9 лет. По запросу судов общей юрисдикции он

заслушивает только те дела, которые касаются конституционности законов и

указов. Конституционный суд обычно проявляет крайнюю осторожность в критике

других ветвей власти и в интерпретации статей конституции.

Судьи действуют как единая коллегия. Назначаются по третям –

парламентом, Президентом и Высшей магистратурой – общей и административной.

Судьи избираются из числа высших судебных органов, штатных профессоров

права университетов и адвокатов. Председатель Суда избирается из числа его

членов на 3 года.

4. Форма государства

Форма государства – способ организации государственной власти и её

устройства.

4.1. Форма государственно-территориального устройства

Италия является унитарным государством.

Унитарным является государство, административно-территориальные единицы

которого не обладают признаками государственности, суверенитета. Оно имеет

единую Конституцию, единую правовую и судебную системы, единую систему

высших органов власти, единое гражданство.

С точки зрения организации публичной власти унитарное государство

Италия является децентрализованным государством, то четь оно состоит из

административных и национальных автономий с собственными органами власти.

4.2 Форма правления

Форма правления – система их формирования и взаимоотношений высших

государственных органов власти.

Италия является республикой. Республика – форма правления, которая

характеризуется выборностью главы государства. Источником государственной

власти является народное большинство. Признаки республики:

- выборность власти;

- осуществление властных полномочий в течение определённого срока;

- ответственность высшей власти перед избирателями.

Италия – парламентарная республика, которая характеризуется признаками:

- верховная власть в организации государственной жизни принадлежит

парламенту, который избирается гражданами страны;

- президент, как глава государства, избирается, как правило,

парламентом, имеет символические права, не оказывает существенного влияния

на политическую жизнь;

- правительство формируется парламентом из представителей партии или

коалиции парламентского большинства;

- политическая ответственность правительства перед парламентом;

- глава правительства – премьер-министр (канцлер, председатель совета)

– лидер партии парламентского большинства, назначается президентом и

является лицом политической жизни страны.

4.3 Тип политического режима

Политический режим – система способов, методов и средств формирования и

осуществления политической власти.

Демократической режим – политический режим, основанный на признании

народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении

государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

В Италии преобладает либерально-демократический режим, главным

принципом которого является свобода гражданина, и главная цель демократии -

защита этой свободы от чрезмерного вмешательства государства.

Либерально-демократические режимы находятся в постоянном изменении, им

присущ плюрализм партийной системы и свободная игра политических сил, что

ведёт к нестабильности исполнительной власти (правительства) и частым

парламентским выборам. В Италии, начиная с 1946 года, правительство

существует не более шести месяцев.

5. Форма избирательной системы

Избирательная система – совокупность правил, приёмов и процессов,

обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической

власти.

Смешанная система, которая используется в Италии, заключается в том,

что определённая часть депутатских мандатов распределяется в соответствии и

с принципами мажоритарной системы, другая часть мандатов распределяется в

соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы.

В этом случае определяется нижний предел для ограничения

представительства мелких партий, чем обеспечивается создание более

стабильного правительства. В то же время этим ограничением может отсекаться

от парламентского представительства большое число граждан и происходить

переход от многомандатных к маломандатным округам. При голосовании в списки

кандидатов вносятся не партии, а их представители, поэтому во время

голосования происходит отбор персоналий в списках кандидатов.

Попытки ввести полностью мажоритарную систему в Италии до сих пор не

увенчались успехом. В референдумах по этому вопросу в 1999 и 2000 приняли

участие приняли участие менее 50% избирателей, что недостаточно для того,

чтобы их результаты были признаны действительными.

6. Модель президентской власти

Президент является главой государства. Президентская власть относится к

третьей модели – получение президентского поста путём опосредованных

выборов – парламентом или специальными коллегиями.

В Италии слабая президентская власть при парламентской форме правления,

то есть по объёму компетенций и полномочий она относится к третьей модели.

При этой модели президентской власти главной политической фигурой является

премьер-министр.

7. Тип парламентаризма

Парламентаризм – сложное и многообразное явление, включающее в себя не

только механизм формирования и деятельности парламента, а также связи и

отношения его с исполнительной и судебной властью, но и способы выработки

компромиссов и консенсуса для обеспечения цивилизованного равновесия в

обществе.

Италия – парламентская республика, следовательно, ей присущ кабинетный

парламентаризм.

8. Основные политические партии (правящая, оппозиция)

Основными политическими партиями являются:

> Христианско-демократическая партия (ХДП), основанная

в 1943 году – партия клерикального типа, выражающая

интересы различных слоёв буржуазии и включающая

около 1,4 млн. членов;

> Форса Италия – буржуазная партия, основанная в 1993

году - отстаивает принципы рыночной экономики,

пытается объединить политические силы правого

центра;

> Итальянская социальная партия (ИСП) –

левоцентристская партия, основанная в 1892 году –

является членом Социалистического интернационала;

> Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП),

образованная в 1969 году, имеет 180 тыс.

сторонников, входит в Социалистический

интернационал;

> Итальянская республиканская партия – партия

буржуазного типа - основанная в 1897 году, включает

120 тыс. членов.

Итальянская либеральная партия, основанная в 1848 году, - первая

буржуазная партия. Национальный альянс, основанный в 1946 году, ранее

называвшийся Итальянское социальное движение – является неофашистской

партией.

Федерация «зелёных» образов 1987 года – является частью Европейского

зелёного движения. Партия коммунистического преобразования, основанная в

1991 году, состоит из бывших членов Итальянской коммунистической партии.

9. Тип партийной системы

Партийная система – совокупность политических партий и взаимосвязи

между ними.

По количеству партий, существующих в стране, Италия имеет

многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической

жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвлённой

системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску

согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным

политическим доминированием.

10. Основные общественные организации и движения

Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ) – крупнейшая из всех

конфедераций, насчитывавшая в начале 1990-х годов в своих рядах более 4,5

млн. членов. Прежде ею руководили коммунисты, однако в ее рядах были и

члены Итальянской социалистической партии, продолжавшие сотрудничать с

коммунистами по линии профсоюзов. ВИКТ объединяет как промышленных, так и

сельскохозяйственных рабочих и входит в Европейскую конфедерацию

профсоюзов.

Итальянская конфедерация профсоюзов трудящихся (ИКПТ) (3,1 млн. членов

– к началу 1990-х годов) – второе по численности профсоюзное объединение

страны. В его составе преобладают католики, но в принципе ИКПТ принимает в

свои ряды всех занятых в промышленности и сельском хозяйстве, независимо от

вероисповедания.

Самая малая из трех конфедераций Итальянский союз труда (ИСТ)

насчитывает 1,5 млн. членов. Её поддерживают социал-демократы и другие

некатолические и некоммунистические элементы. Существует также правая

Итальянская конфедерация национальных профсоюзов труда (ИКНПТ).

Большинство промышленников входит во Всеобщую конфедерацию итальянской

промышленности (Конфиндустрию). Переговоры по вопросам трудовых контрактов

и условий труда ведутся между Конфиндустрией и профсоюзами. Министерство

труда вмешивается только в тех случаях, когда переговоры заходят в тупик.

Помимо Конфиндустрии, функционируют более 100 отраслевых организаций

работодателей.

Всеобщая итальянская конфедерация сельского хозяйства

(Конфагрикольтура) – ассоциация сельскохозяйственных работодателей, по

своим функциям сопоставимая с Конфиндустрией в промышленности. Национальная

конфедерация мелких землевладельцев (Конакольтиватори) в настоящее время

является более крупной и мощной организацией. Формально независимая, она

фактически тесно связана с Христианско-демократической партией и оказывает

большое влияние на политику. Эта организация также тесно связана с фирмами

и агентствами, поставляющими земледельцам сельскохозяйственную технику и

удобрения.

11. Правовое положение личности

Из 139 статей конституции Италии 1947 года 54 посвящены правам,

свободам и обязанностям граждан. К конкретным правам, нормам и свободам

добавляются норма идеологического плана. Так в статье 1 говорится: «Италия

- демократическая республика, основывающаяся на труде». А статья 2

устанавливает, что «республика признаёт и гарантирует неотъемлемые права

человека – как отдельной личности, так и в общественных организациях, где

развивается личность – и требует выполнения ненарушимых обязанностей

политической, экономической и социальной солидарности».

Конституция содержит традиционные права и свободы граждан -

неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и тайная переписка,

свобода передвижения по стране, свобода собраний и ассоциаций (за

исключением тайных и военных организаций), свобода совести, свобода слова,

печати, манифестаций и т.д.

На судебную власть возложено гарантирование прав и свобод. Если же по

соображениям срочности административные органы должны принять меры,

нарушающие права и свободы, то об этом должно быть доведено до сведения

судебных властей в течение 48 часов. Если в течение 48 часов эта власть не

утвердит принятые временные меры, то они считаются отменёнными и их

действие прекращается.

Политические права и свободы представлены весьма полно и широко в

итальянском законодательстве. Гражданам предоставлено избирательное право,

право образования политических партий, причём статья 49 конституции требует

соблюдения политическими партиями демократического режима. Это положение

было подкреплено законом 1952 года о запрещении создания фашистских партий.

Однако эта норма является мёртвой буквой и попытки запретить существующие

неофашистские партии и организации оканчивались неудачей.

Заметно выделяются социально-экономические прав и свободы – право на

труд, которое республика признаёт за всеми гражданами; она поощряет

условия, которые делают это право реальным; конституция обязывает

государство предоставлять своим гражданам бесплатное начальное образование

продолжительностью 9 лет.

В статье 36 говорится о праве трудящихся иметь право на вознаграждение,

соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное, во всяком

случае, для обеспечения ему и его семье достойного существования.

Признаётся право: на образование профсоюзов и на защиту своих интересов со

стороны трудящихся, на использование в этих целях забастовки.

В конституции говорится о двух формах собственности – государственной и

частной, о предоставлении государству достаточно широких возможностей для

экспроприации частной собственности и регулирования отношений в области

земельной собственности, установление её пределов и др.

Хотя в итальянской конституции прямо не говорится о материальных

гарантиях прав и свобод, но возложение на государство ряда обязанностей в

этой области не может быть реализовано без материального обеспечения за

счёт бюджетных средств.

12. Тип государства

Тип государства определяет социальную сущность государства, его цели,

политические интересы в обществе, функционирование государственного

механизма. Мировая политическая наука выработала широкий спектр типологий

государств, который строится на различных научных критериях:

. с точки зрения государственного устройства – Италия

является унитарным государством;

. с точки зрения уровня социально-экономического развития –

Италия – высокоразвитая страна;

. с точки зрения способа организации власти – республика;

. с точки зрения государственного устройства – унитарное

государство.

. с точки зрения способов и методов осуществления

государственной власти – демократическое.

. с точки зрения двух глобальных этапов развития

государственности является конституционным государством.

Западноевропейская политическая наука классифицирует государства в

зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и

индивидом. По этому критерию выделяются два типа государств: демократия и

автократия. То есть Италия является демократическим государством.

13. Тип политической системы и его характеристика

Понятие “политическая система” позволяет наиболее полно и

последовательно раскрыть социально-политическую природу общества,

существующие в нём политические отношения, институты, нормы и принципы

организации власти.

Классификация политических систем отличается большим многообразием,

основана на значительном числе различных критериев.

Исходя из типологии политических систем по Ж. Блонделю Италия относится

к либеральной демократии с опорой на либерализм в принятии государственных

решений.

Исходя из типологии политических систем по Г.Алмонду Италия относится к

континентально-европейской системе. Для неё характерно существование и

взаимодействие элементов старых и новых культур, политических традиций и

форм политической деятельности, партии и общественно-политические

объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных

норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою

деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

На основе характеристики деятельности политических структур Италия

относится к западной политической системе.

14. Список используемой литературы

Иностранное конституционное право / Под редакцией проф. В.В. Маклакова. –

М.: Юристъ, 1996. – 512с.

Конституция зарубежных государств. Учебное пособие, 2-е издание

исправленное и дополненное. – М.: Издательство БЕК, 1992. – 586с.

Политология: Учебное пособие для студентов инженерных специальностей (часть

1) / Под ред. В.Е. Пушкина. – Днепропетровск: НГА Украины, 2000. – 212с.

Практикум по дисциплине «Политология»: Учебное пособие для студентов

инженерных специальностей (часть 3) / Под редакцией В.Е. Пушкина. -

Днепропетровск: НГА Украины, 2001. – 144с.

Решетников Ф.М.

Правовые системы стран мира. Справочник. – М.: Юридическая литература,

1993. – 256с.

Современные зарубежные конституции / Под ред. В.В. Маклакова. – М.: Юристъ,

1996. – 286с.

Страны мира: Справочник. 1999 / Под общ. Ред. И.С. Иванова. – М.:

Республика, 1999. – 512с.