Избирательная система РФ
Избирательная система РФ
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ 5
2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ 10
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 10
2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ 11
2.3. ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ 13
3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН 17
3.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ 17
3.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ 21
3.3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 23
3.4. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВСТУПЛЕНИЕ
Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право
избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане
Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами
государства как непосредственно, так и через своих представителей.» [1].
Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и
быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В
предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит,
лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.
По прошествии выборов в Государственную Думу РФ 1999 года, в
преддверии выборов Президента РФ 2000 года, думается, что проблема
демократичности по-прежнему остается актуальной.
Государственная власть научилась использовать всю мощь
государственного механизма (государственной машины) для достижения
собственных целей.
Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали играть
средства массовой информации. Они умело формируют мнение граждан,
подстегивают их к поддержке того или иного кандидата (партии). Контроль за
центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах.
Это наглядно было продемонстрировано на выборах 1999 года. Того же самого
следует ожидать на выборах 2000 года.
Думается, что такие выборы нельзя в полной мере назвать
демократичными.
Избирательная компания со стороны представителей государственной
власти ведется отнюдь не демократичным способом: осквернение чести и
достоинства возможных конкурентов; компраматы; использование госаппарата и
государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке
для выражения своих интересов.
Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением гражданам
Российской Федерации, что отнюдь не идет на пользу развития демократии и
государственности России.
Необходимо обратится и заново пересмотреть законодательство Российской
Федерации в части избирательного права с целью внесения всех необходимых
поправок для исправления сложившейся ситуации.
ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ
Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное
право образует важную составную часть конституционного права Российской
Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие
общественные отношения, которые складываются, например, при выборах
Президента Российской Федерации, депутатов законодательных
(представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при
выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Однако термин «избирательное право» используется не только для
обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название
одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается
активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан
Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти
и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право —
право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в
органы государственной власти и в выборные органы местного
самоуправления[2]. Избирательное право Российской Федерации имеет свои
источниками. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся
конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К
числу таких источников относятся:
1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе
Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов;
2) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О
референдуме Российской Федерации»;
3) Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации,
подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы
государственной власти и органы местного самоуправления:
. Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации»[3];
. Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ
«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»[4];
. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-ФЗ
«О выборах президента Российской Федерации»;
. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ «О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации»;
. другие законы;
4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав
администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов
Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.
Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями
Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в
выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются
высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство
гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты
демократических принципов и норм избирательного права.
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании[5].
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является
добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина
Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в
выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает
всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения
Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской
Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по
достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти в
выборные органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом
недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по
приговору суда[6].
Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения
гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные
с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на
определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню
проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может
превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах
главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта
Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления;
сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать
одного года.
Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с
невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми
актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных
основаниях.
Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против
кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть
исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок
выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок выборов в иные
федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской
Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в
соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при
выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Федерации[7].
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в
своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно,
избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя
отождествлять их нельзя.
Избирательная система и избирательное право Российской Федерации
базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах.
Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской
Федерации.
2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ
Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из
выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть
предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации[8].
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны
оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения
через средства массовой информации.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по
тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не
сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список
избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно,
путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или
участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом
обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения
волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня
и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном
бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату
(кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к
позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не
допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в
список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа,
удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана
обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том
числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным
причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у
участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество
переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной
избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности
проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено
избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой
избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие
по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,
соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей,
использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в
отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для
голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования
вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация
голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность
нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления
избирателя.
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально
оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных
лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,
вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося
членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный
бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или
подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня
избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в
избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов
участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой
избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а
наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну
голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об
этом принимается участковой избирательной комиссией.
2.3. ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных
избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей
участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные
бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а
также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой
избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах
голосования следующие данные[9]:
. число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно
внесенных в список;
. число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной
комиссией;
. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном
участке в день голосования;
. число погашенных избирательных бюллетеней;
. число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими
досрочно;
. число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими
на дому;
. число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
. число действительных избирательных бюллетеней;
. число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
. число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во
всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов
(списков кандидатов)".
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня
недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его
оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается
подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.
Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа
избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет
голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и
проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых
должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также
наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и
иностранные (международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия
заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При подписании
протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не
согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к
протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или
наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им
заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола
участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания
его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с
правом решающего голоса немедленно направляется в вышестоящую избирательную
комиссию.
На основании подлинных протоколов участковых, территориальных
(районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения
содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации устанавливает результаты выборов по избирательному
округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса
устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов по
избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми
присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего
голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными,
если допущенные при проведении голосования или установлении итогов
голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты
волеизъявления избирателей. По требованию любого члена окружной
избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия
предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах
выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии.
Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.
Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных
комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей,
представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также иностранных
(международных) наблюдателей.
При подписании протокола о результатах выборов члены окружной
избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе
составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе
делается соответствующая запись. Вся документация избирательных комиссий
всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение
сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки
хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а
протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления
даты следующих выборов.
Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов
по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе
соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих
избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому
избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой
информации.
ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Избирательное право граждан России гарантируется Конституцией
Российской Федерации и другими законодательными актами.
Так выборы депутатов в Государственную Думу регламентированы
Федеральным законом Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ «О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации»; выборы Президента - Федеральным законом Российской Федерации от
31 декабря 1999г. №228-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации»;
выборы в органы местного самоуправления - Федеральным законом Российской
Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав
граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления».
Отдельно регламентируется избирательное право граждан России на участие
в референдуме[10].
Наиболее полно гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации
отражаются в Федеральном законе Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.
№124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации».
3.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ
В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации,
обладающие на день голосования активным избирательным правом[11].
Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией
отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений,
представляемых по установленной форме главой местной администрации.
Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой
местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.
Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии
сразу после назначения дня выборов[12].
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список
избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на
территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с
федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории
Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей
только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления
списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах,
законах и иных нормативных правовых актах законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее
чем за 30 дней до дня выборов.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом,
вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в
список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке
избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана
проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный
ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой
избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную
комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые
обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов -
немедленно.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов
избирателей запрещается.
Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании
данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число
избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей
избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным
органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа
должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное
равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым
отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10
процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15
процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного
проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы
представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми
актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не
более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в
федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами
устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного
округа на территории каждого субъекта Российской Федерации; избирательный
округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного
округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев,
установленных федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
При соблюдении указанных требований образования избирательных округов
учитывается административно-территориальное деление.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются
избирательные участки.
Избирательные участки образуются главой местной администрации по
согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных
и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из
расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45
дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать
границ избирательных округов.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного
пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах,
находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут
образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных
случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные
участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту
приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В
воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях,
установленных федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен
доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии,
наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов
участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей
избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня
выборов.
3.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ
Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и
защиту избирательных прав граждан.
Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют:
. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
. избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
. окружные избирательные комиссии;
. территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии.
В пределах одной административно-территориальной единицы с большим
количеством избирателей создаются несколько территориальных
избирательных комиссий;
. участковые избирательные комиссии.
Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные
органы государственной власти устанавливаются федеральными законами.
Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные
органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах
своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного
самоуправления.
Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции,
установленной федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и
должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых
выборов) избирательных комиссий.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами. Иные
избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами в
соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные
объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой
информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным
комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять
необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование,
сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в
срок, установленный федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, а также предоставлять возможность
для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке,
установленном федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
3.3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на
постоянной основе[13].
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет
руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента
Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы,
предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые
непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской
Федерации.
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
четыре года.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15
членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в
Государственной Думе. Пять членов Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными
(представительными) и исполнительными органами государственной власти
субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.
Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую
степень в области права. Члены Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием
Председателя, заместителя Председателя и секретаря. Члены Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации могут быть освобождены от
занимаемой должности до истечения срока полномочий по решению органа, их
назначившего, в случаях:
. письменного заявления члена Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации о сложении своих полномочий;
. утраты членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
гражданства Российской Федерации;
. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении
члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
. признания члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно
дееспособным или умершим;
. смерти члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с
избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации:
. осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
. организует общегосударственную систему регистрации избирателей;
. разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимого для
работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;
. осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов
голосования и установления результатов выборов в Российской Федерации;
. распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое
обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое
использование;
. оказывает методическую, организационно-техническую помощь избирательным
комиссиям.
Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные
органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной
власти субъектов Российской Федерации определяется соответственно
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными
органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе
предложений общественных объединений, выборных органов местного
самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и
жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии
назначается законодательным (представительным) органом государственной
власти субъекта Российской Федерации.
Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы
местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных
объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и
жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и
уставами (положениями) о местном самоуправлении.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их
доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица,
находящиеся у них в непосредственном подчинении.
После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее
кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в
избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие
избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса.
Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право
доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной
комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии,
имеют право выступать на ее заседаниях.
Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в
случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были
избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих
выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов
избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней
после опубликования полных итогов выборов.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе
коллегиальности.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем
приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков
кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о
результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или
недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий
большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии
с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам
принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем
избирательной комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым
комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое
должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей
избирательной комиссии не позднее чем в трехдневных срок.
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам,
законам и иным нормативным правовым актам законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных
полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией
(соответственно уровню проводимых выборов) или судом.
Центральная избирательная комиссия вправе издавать инструкции по
вопросам применения федеральных законов о выборах, обязательные для всех
избирательных комиссий в Российской Федерации.
При Центральной избирательной комиссии Российской Федерации действует
Федеральный центр информатизации, созданный для комплексного решения
вопросов, связанных с деятельностью Государственной автоматизированной
системы Российской Федерации «Выборы», и действующий в соответствии с
Положением о нем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28
февраля 1995 г.[14]
3.4. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия
(или бездействие) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие
избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по
существу жалобы, заявления является окончательным.
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их
должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть
обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню
проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие
избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в
суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в
пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты,
содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним
принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая
избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу
жалобы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Избирательное право образует важную составную часть конституционного
права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и
регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например,
при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных
(представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при
выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок
выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок выборов в иные
федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской
Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в
соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при
выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Федерации.
Избирательное право граждан России гарантируется Конституцией
Российской Федерации и другими законодательными актами.
Наиболее полно гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации
отражаются в Федеральном законе Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.
№124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации».
Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и
защиту избирательных прав граждан.
Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют:
. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
. избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
. окружные избирательные комиссии;
. территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии.
. участковые избирательные комиссии.
Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные
органы государственной власти устанавливаются федеральными законами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия
(или бездействие) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие
избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по
существу жалобы, заявления является окончательным.
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их
должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть
обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню
проводимых выборов) или в суд.
В заключении хотелось бы добавить: избирательное право Российской
Федерации требует дальнейшего совершенствования и доработки для обеспечения
истинно демократичных выборов в стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О
референдуме Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ
«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-ФЗ
«О выборах президента Российской Федерации».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ «О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации».
7. Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. №227
"Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной
автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
8. Баглай М.В. Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ М.1996.
9. Васильев В.И. Постников А.Е. Комментарии к Федеральному закону о
выборах депутатов Государственной Думы М.1995.
10. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория,
практика М.1996.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1999
12. Комментарий к Конституции РФ Общ. ред. Кудрявцева М.1996.
13. Постников А.В. Избирательное право России М.1996.
-----------------------
[1] Конституция Российской Федерации. Ст.32.
[2] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации». Ст. 2.
[3] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №38. Ст. 4339.
[4] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №49. Ст. 5497.
[5] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации». Ст. 3.
[6] Конституция Российской Федерации. Ст.32.
[7] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1999. с. 312
[8] Постников А.В. Избирательное право России М.1996.с.32.
[9] Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория, практика
М.1996.с.28.
[10] Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О
референдуме Российской Федерации».
[11] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации». Ст.18.
[12] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1999.
с.319.
[13] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации». Ст.22.
[14] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №34. Ст. 3443.