Избирательное право в РФ

Избирательное право в РФ

СОДЕРЖАНИЕ :

Стр.

I. Введение………………………………………………………………… 2

II. Избирательное право:

1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды………………… 3

2. Избирательная система и избирательное право……………………… 4

3. Принципы избирательного права………………………………………6

4. Гарантии избирательных прав граждан………………………………. 9

III. Реализация избирательного права:

1. Законодательство о выборах……………………………………………10

2. Порядок проведения выборов…………………………………………. 11

3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……… 13

IV. Заключение……………………………………………………………… 14

V. Список литературы……………………………………………………… 15

I. ВВЕДЕНИЕ.

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако

ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование,

пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств, которые сделали

шаг в этом направлении, т.е. к государству с демократическим режимом. К

этому стремится и Россия.

Одним из принципов демократического режима является выборность и

сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их

легитимность. Органы государственной власти формируются двумя способами:

путём выборов и путём назначения. В Российском государстве на федеральном

уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания –

Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.

На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах

Федерации и органы местного самоуправления.

Выборы - это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее

проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему

и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает

полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте,

достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения

недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь

демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это

своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся

обрести справедливое правление.

II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды.

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих

представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему

власти. Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим

избранникам суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его

реализацию в установленных Конституцией пределах.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об

избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы

могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в

них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а

частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты

парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают

общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не

выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным

голосованием.

Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы

были свободными, справедливыми и подлинными.

Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием

давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав

человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная

власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной

нормой (ч.3 ст.3).

Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из

демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы

всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения

справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе

их проведения, так и в ходе подсчёта голосов – от мошенничества и

злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).

Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность

избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям

реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и

на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.

2. Избирательная система и избирательное право.

В ходе выборов возникают различные общественные отношения:

между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и

т.д. Эти отношения, связанные с порядком избрания представительных органов

власти, называются избирательной системой в широком смысле слова. Термин

«избирательная система» имеет и узкий смысл, когда он употребляется

применительно к порядку определения результатов голосования. В узком смысле

различаются пропорциональную (депутатские мандаты распределяются

пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система абсолютного

большинства, когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое

большинство голосов) системы. Исторически первой избирательной системой

стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства

Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих

группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в

пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный

пункт». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов,

исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов

избирателей, принявших участие в голосовании. «Политические объединения –

карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв,

групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его

небольшой команды. Население весьма скептически относится к предвыборным

обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги

голосования по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь

нескольким из них удаётся собрать более 5 % голосов избирателей и провести

своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР. «Яблоко» и

впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество»,

Союз Правых Сил и др.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и

пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая

система применяется на выборах Государственной Думы.

«Избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и

субъективном. Объективное избирательное право – это система правовых норм,

регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов

государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные,

закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру

выборов. Субъективное избирательное право – это гарантированная

государством возможность для граждан избирать (активное право) и быть

избранным (пассивное право).

Понятия «избирательной системы» и «избирательного права носят

собирательный характер. В России можно выделить пять подсистем, которые

устанавливают порядок избрания:

- Президента РФ;

- Депутатов Государственной Думы;

- Глав администраций субъектов РФ;

- Депутатов законодательных органов субъектов РФ;

- Органов местного самоуправления.

Важной чертой российского избирательного права является то, что

избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается

только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны

субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её

Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой

общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской

Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ.

Однако отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные

положения избирательного права. Принципы и нормы, устанавливающие исходные

положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам

конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе

органов государственной власти.

3. Принципы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимаются обязательные

требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть

признаны легитимными. Принципы российского избирательного права, под

которыми понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность

народовластия в государстве, закрепляются на конституционном уровне.

Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права:

всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. добавляет ещё

добровольность.

Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все

взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право

на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется

гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного

избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах.

Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в

выборах (в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм»), это

может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет

элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому

Российское законодательство, устанавливает определённый процент

избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например,

при выборах Президента РФ это 50 процентов, а при выборах Государственной

Думы – 25. На последних выборах Президента РФ, которые состоялись 26 марта

2000 г. явка избирателей составила 68,88 %, а за В.Путина проголосовали

52,64 избирателей. Отсюда получается, что за действующего Президента России

проголосовала лишь третья часть населения страны, а остальные либо не

голосовали вообще, либо проголосовали против.

Кроме граждан России активное избирательное право предоставляется

иностранцам, постоянно проживающим на территории муниципального

образования, в котором проводятся выборы. Правом быть избранным не граждане

не обладают.

Пассивное избирательное право ограничивается рядом дополнительных

условий, установленных Конституцией, Федеральными законами и законами

субъектов Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин не

моложе 35 лет, имеющий гражданство России и проживающий в ней не менее 10

лет, это обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего

главы государства знать и понимать специфику условий жизни в стране. При

выборах главы местного самоуправления минимальный возраст кандидата,

установленный Федеральным законом 21 год. такой же возраст установлен и для

кандидатов в депутаты Государственной Думы, а для главы исполнительного

органа Государственной власти (Президента) субъектов Федерации установлен

минимальный возраст 30 лет.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой

дискриминации. Федеральным законом установлено одно общее ограничение

активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть

избранными граждане, признанные судом не дееспособными, а также лица,

содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эти ограничения

являются временными, после отмены решения суда о признании недееспособным

или отбытия срока наказания, гражданин вправе избирать и быть избранным в

полном объёме.

Равное избирательное право, этот принцип предполагает равную для

каждого возможность воздействовать на результаты выборов. Каждый избиратель

имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Следовательно, процедуры,

касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации

избирателей и составления избирательных списков является недопустимым. На

каждого депутата должно приходится примерно одинаковое число жителей или

избирателей округа.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют «за»

или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы

позволяют гражданам непосредственно выбирать тех, кого они знают и кому

доверяют. Косвенные выборы, когда избиратели выбирают выборщиков, и им

доверяют избирать Президента, как в США, являются менее предпочтительными.

Недостатки этой системы красноречиво показали выборы Президента США 2000

года, особенно в штате Флорида, где после долгих пересчётов, всего

несколько голосов дали перевес в пользу Дж.Буша. Прямые выборы в большей

степени гарантируют волю избирателей от всяких искажений, в том числе от

неожиданностей со стороны промежуточных выборных звеньев.

Тайное голосование – обязательное условие демократической системы

выборов. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь

контроля за волеизъявлением. Избирателю гарантировано право: никому и

никогда не сообщать о своём выборе. В Российской истории тайное голосование

появилось с принятием Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов

избирали на собраниях избирателей открытым голосованием. Для

гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках

создаются специально оборудованные кабинки для заполнения бюллетеней, в

которых не допускается присутствие иных лиц.

Добровольность, этот принцип заключается в том, что гражданин

свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах. Никто не

вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию

или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на

избирательный участок – это гражданский долг каждого человека.

4. Гарантии избирательных прав граждан.

Выборы, если они действительно свободны, являются важным

показателем демократизма. Гарантии избирательных прав граждан – это условия

и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу

волеизъявления. Условия – это политический режим, в котором проходят

выборы. Средства – это механизм и материальные источники, обеспечивающие

свободу волеизъявления. Система гарантий избирательных прав граждан состоит

из:

- политических, это идеологическое многообразие, равенство общественных

объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода

предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом

выборов;

- организационных, к ним можно отнести запрет на членство в

избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в

зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с

занятием определённых должностей, содействие избирательным комиссиям

со стороны государственных органов при подготовке и проведении

выборов;

- материальных, имеют немаловажное значение. Расходы по проведению

выборов в РФ производятся за счёт бюджета соответствующего уровню

выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного);

- правовых, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими

средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках

избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание

выборов недействительными при обнаружении нарушений законов,

установление административной и уголовной ответственности за нарушение

избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в

суд результаты выборов.

Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить

проведение подлинно демократических выборов.

III. РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА,

1. Законодательство о выборах.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим

избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан РФ» от 19 сентября 1997 г. От соблюдения и исполнения этого закона

зависит качественный состав депутатского корпуса, его работоспособность и

принципиальность в решении государственных дел.

Процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе

Конституции, Федерального закона «О выборах президента Российской

Федерации» от 31 декабря 1999 г. Последние внеочередные выборы Президента

России состоялись 26 марта 2000 г. по новому закону, который существенно

отличается от старого. Например, теперь кандидат в президенты обязан

заполнить декларацию о своих доходах и имеющемся имуществе, а за неточные

данные он может быть снят с регистрации. Эти данные публикуются в средствах

массовой информации, и каждый избиратель может знать состояние кандидата,

за которого он голосует.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального собрания РФ» от 21 июня 1995 г. из 450

депутатов – 225 избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 –

избираются по партийным спискам. Первые выборы в Государственную Думу 1993

г. проходили в сложной политической обстановке, поэтому было принято

решение избирать Думу и Совет Федерации на два года, хотя по Конституции

Государственная Дума избирается сроком на четыре года (ст. 96 п.1).

Последние выборы в Государственную Думу Российской Федерации состоялись 19

декабря 1999 г. С окончанием холодной войны укрепилась тенденция к

демократизации общественного устройства. В связи с этим возрос интерес к

стандартам по проведению выборов, выработанным международными

организациями. Многие из этих стандартов заимствованы конституционно-

правовой системой РФ. Особенно важны три международно-правовых акта:

1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных прав 1952 г.

Закреплённые в этих международных актах принципы организации и проведения

выборов не являются исчерпывающими. Они носят самый общий характер, они

универсальны и потому абсолютно и во всём подходят для любого

демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией

избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового

сообщества.

2. Порядок проведения выборов.

Проведение выборов состоит из нескольких стадий, от момента назначения

даты выборов до объявления о результатах голосования. Избирательный процесс

– это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп

избирателей по подготовке и проведению выборов. В соответствии с

Федеральным законам «Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации» можно выделить стадии:

1. Назначение выборов. Эта стадия заключается в установлении дня

голосования, который может быть только календарным выходным днём.

2. Составление списков избирателей. Это избирательные документы,

определяющие граждан, обладающих активным избирательным правом и

проживающих на территории конкретного избирательного участка.

Гражданин РФ может быть включён в список избирателей только на

одном избирательном участке.

3. Образование избирательных округов. Территория, которая образована

согласно избирательному законодательству и от которой

непосредственно гражданами избираются депутаты и выборные

должностные лица. Округа формируются на основе данных,

предоставляемых органами исполнительной власти, при соблюдении

определённых требований (примерное равенство по числу избирателей,

целостность территории и т.д.).

4. Образование избирательных участков. Они создаются главой

муниципального образования по согласованию с избирательными

комиссиями, объединяют граждан общим местом голосования.

Избирательный участок создаётся из расчёта не более 3000

избирателей и не позднее 30 дней до выборов.

5. Образование избирательных комиссий, на которые возлагается

организационное руководство подготовкой и проведением выборов

(Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии

субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые).

Важнейший принцип деятельности комиссий всех уровней в том, что при

подготовке и проведении выборов они независимы от государственных

органов и органов местного самоуправления.

6. Выдвижение кандидатов, определяется круг лиц, из числа которых

будут избираться депутаты, губернаторы, президент. Кандидаты

регистрируются соответствующей избирательной комиссией по

письменному заявлению. Одновременно в соответствующую комиссию

предоставляется не менее установленного количества подписей

избирателей в поддержку кандидата.

7. Предвыборная агитация, граждане РФ, избирательные объединения имеют

право агитировать «за» или «против» любого кандидата. Предвыборная

агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за

один день до выборов. Избирательная комиссия контролирует

соблюдение установленного порядка проведения агитации.

8. Голосование, это народное волеизъявление. Каждый избиратель

голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Участковая комиссия должна обеспечить всем избирателям право

участвовать в голосования, в том числе лицам, которые по состоянию

здоровья либо другим уважительным причинам не могут прийти на

избирательный участок.

9. Подсчёт голосов и установление результатов выборов. Поданные голоса

сначала подсчитываются на избирательных участках, затем

пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению в

течении сроков, установленных законодательством, не менее года.

3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Россия пока не имеет значительного опыта проведения

избирательных компаний и необходимого доверия населения к органам,

организующим выборы. В ходе избирательных компаний возникает много споров и

даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство

о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.

Законом установлена ответственность лиц, которые путём

насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному

осуществлению гражданином права избирать и быть избранным. Ответственности

подлежат лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или

совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, лица,

проводящие агитацию в день, предшествующий голосованию и в день

голосования, а также препятствующие работе избирательных комиссий или

голосованию на избирательных участках. Судебная практика по делам,

связанным с нарушением избирательного законодательства пока небогата, хотя

нарушений немало. На выборах в Государственную Думу 19 декабря 1999 г. были

отмечены многочисленные нарушения в республике Башкортостан и Санкт-

Петербурге. Дума обратилась к Президенту и Генеральному прокурору с

предложением использовать их полномочия для пресечения и предупреждения

нарушений избирательных прав граждан.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выборы Президента, депутатов Государственной Думы и

региональных законодательных органов является одним из демократических

завоеваний в ходе проводимых в России реформ. Демократические выборы – это

антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Однако

необходимо помнить, что во многом эти нормы носят формальный характер. Сам

факт существования выборов не свидетельствует о настоящей демократии.

Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а

не служили ширмой демократии, её красивой упаковкой. С помощью выборов, как

известно, пришёл к власти Гитлер, но это не означает, что в Германии 30-х

гг. победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. тоже весьма

показательная политическая акция, когда вроде бы и выборы, но выбора не

было. Результаты предшествующих избирательных компаний в Государственную

Думу также неутешительны: многие лица, избранные во властные структуры

государства, не оправдывают доверия своих избирателей, не выполняют своих

предвыборных обещаний.

Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и

интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания

граждан, избежать острых социальных взрывов, а может и кровавых

столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на

справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.М.В.Баглай. Конституционное право Российской Федерации. Изд. НОРМА-ИНФРА-

М. М.1998.

2.Конституционное право России. Под ред.А.В.Малько. Юристъ. М.2000.

3.А.И.Коваленко. Конституционное право России. Изд. «Право и знание». М.

1997.

4. А.В.Малько. Политическая и правовая жизнь России. Юристъ. М.2000.

4.Конституция Российской Федерации. Изд. ИНФРА-М. М. 2000.

5. Сборник законодательств РФ. 1995 г. №№ 26,21., 1997 г. № 38.