Изучение файловых систем в профильном курсе информатики

Изучение файловых систем в профильном курсе информатики

Министерство образования Российской Федерации

Биробиджанский государственный педагогический институт

Курсовая работа

по методике преподавания информатики

Изучение файловых систем в профильном курсе информатики

|Выполнил |Руководитель |

|студент 4 курса |к.п.н., доцент кафедры информатики |

|факультета Математики и Информатики |Баженов Руслан Иванович |

|отделения Информатики и Экономики | |

|Вепринский Вадим Ефимович | |

Биробиджан 2003

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы обучения теме «Файловые системы» 5

1.1 Файловые системы –

1.2 Психолого-педагогические аспекты изучения информационных

технологий 9

1.3 Теоретические аспекты профильного обучения информатики 12

Глава 2. Методика изучения файловых систем 21

2.1 Методические рекомендации по обучению –

2.2.Содержание обучения 26

2.3 Разработка уроков 28

Заключение 35

Литература 36

Приложение 1 37

Приложение 2 41

Введение

По мнению авторов данной курсовой работы, учет индивидуальных

интересов школьника, его познавательных интересов должен быть одним из

главных принципов при построении содержания образования в средней школе. Но

современная система образования не способна в полной мере реализовать этот

принцип. В этом отношении переход к профильному обучению представляется

авторам исследования наиболее перспективным.

Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация

обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам

характер информатики как науки и совокупности множества информационных

технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в

школьном образовании способствовали внешние условия. Заметим, что даже

базовый курс информатики является в некотором смысле дифференцированным,

так как по-разному излагается в различных учебниках. Однако истинная

дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в

изложении одного и того же материала, как в базовом курсе, а с реальными

различиями в содержании дифференцированных курсов. Подобное возможно лишь

на старшей ступени школы, после изучения базового курса информатики.

Тема файловые системы не дается в полном объеме в базовом курсе. Но

для поступления в высшие учебные заведения знания предмета данной темы

является необходимым. Поэтому введение в профильном курсе информатики темы

«Файловые системы» поможет выпускнику подготовиться к вступительным

экзаменам в высшие учебные заведения.

Профильный курс информатики рассматривали такие специалисты как.

А. И. Бочкин [2], М. П. Лапчик [7], Е. К. Хеннер [7], И. Э. Унт [13]

Объектом исследования будет являться процесс изучения информатики в

профильном курсе.

Предметом исследования будет являться изучение файловых систем.

Цель исследования: разработка содержания изучения файловых систем в

профильном курсе информатики.

Гипотеза: Если ученик сможет более углубленно изучить тему «Файловые

системы», то знание ее поможет ему поступить в высшее учебное заведение.

Задачи исследования:

. Рассмотреть содержание обучения файловым системам в вузовском и

школьном курсах информатики

. Рассмотреть различные подходы к развитию мышления школьника

. Рассмотреть аспекты профильного обучения

. Разработать содержание изучения темы «Файловые системы»

Методы исследования:

. Анализ методической литературы

. Наглядно-иллюстративный метод

Глава 1. Теоретические основы изучения файловых систем

1.1 Файловые системы

Одной из основных задач операционной системы (ОС) является

предоставление удобств пользователю при работе с данными, хранящимися на

дисках. Для этого ОС подменяет физическую структуру хранящихся данных

некоторой удобной для пользователя логической моделью.

Файловая система (ФС) — это часть операционной системы, включающая:

. совокупность всех файлов на диске;

. наборы структур данных, используемых для управления файлами, такие,

например, как каталоги файлов, дескрипторы файлов, таблицы

распределения свободного и занятого пространства на диске;

. комплекс системных программных средств, реализующих различные операции

над файлами, такие как создание, уничтожение, чтение, запись,

именование и поиск файлов.

Файловая система позволяет программам обходиться набором достаточно

простых операций для выполнения действий над некоторым абстрактным

объектом, представляющим файл. При этом программистам не нужно иметь дело с

деталями действительного расположения данных на диске, буферизацией данных

и другими низкоуровневыми проблемами передачи данных с долговременного

запоминающего устройства. Все эти функции файловая система берет на себя.

Файловая система распределяет дисковую память, поддерживает именование

файлов, отображает имена файлов в соответствующие адреса во внешней памяти,

обеспечивает доступ к данным, поддерживает разделение, защиту и

восстановление файлов.

Таким образом, файловая система играет роль промежуточного слоя,

экранирующего все сложности физической организации долговременного

хранилища данных, и создающего для программ более простую логическую модель

этого хранилища, а также предоставляя им набор удобных в использовании

команд для манипулирования файлами.

Существует несколько файловых систем: FAT, NTFS, ufs, s5 и др. Мы

будем рассматривать только FAT и NTFS, так как они являются наиболее

используемыми.

Операционными системами Windows используется, разработанная еще для MS-

DOS файловая система FAT, в которой для каждого раздела и тома MS-DOS

имеется загрузочный сектор, а каждый раздел MS-DOS содержит две копии

таблицы размещения файлов (file allocation table – FAT).

FAT представляет собой матрицу, которая устанавливает соотношение

между файлами и папками раздела и их физическим местоположением на жестком

диске.

Перед каждым разделом жесткого диска последовательно расположены две

копии FAT. Подобно загрузочным секторам, FAT располагается за пределами

области диска, видимой для файловой системы.

При записи на диск файлы не обязательно занимают пространство,

эквивалентное их размеру. Обычно файлы разбиваются на кластеры

определенного размера, которые могут быть разбросаны по всему разделу.

В результате таблица FAT представляет собой не список файлов и их

местоположения, а список кластеров раздела и их содержимого, а в конце

каждого описания содержится ссылка на следующий занимаемый файлом кластер.

Элементы таблицы FAT представляют собой 12-, 16- и 32-битовые

шестнадцатеричные числа, размер которых определяется программой FDISK, а

значение непосредственно создается программой FORMAT.

Все гибкие диски, а также жесткие диски размером до 16 Мбайт

используют в FAT 12-битовые элементы. Жесткие и съемные диски, имеющие

размер от 16 Мбайт и более, обычно используют 16-битовые элементы.

Файловая система FAT использовалась во всех версиях MS-DOS и в первых

двух выпусках OS/2 (версии 1.0 и 1.1). Каждый логический том имел

собственный FAT, который выполнял две функции: содержал информацию

распределения для каждого файла в томе в форме списка связей модулей

распределения (кластеров) и указывал, какие модули распределения свободны.

Когда таблица FAT была изобретена, это было превосходное решение для

управления дисковым пространством, главным образом, потому что гибкие

диски, на которых она использовалась, редко были размером более, чем

несколько Mb.

Когда Windows NT впервые вышла в свет, в ней была предусмотрена

поддержка трех файловых систем. Это таблица размещения файлов (FAT),

обеспечивавшая совместимость с MS-DOS, файловая система повышенной

производительности (HPFS), обеспечивавшая совместимость с LAN Manager, и

новая файловая система, носившая название Файловой системы новых технологий

(NTFS).

NTFS обладала рядом преимуществ в сравнении с использовавшимися на тот

момент для большинства файловых серверов файловыми системами.

Для обеспечения целостности данных в NTFS имеется журнал транзакций.

Подобный подход не исключает вероятности утраты информации, однако,

значительно увеличивает вероятность того, что доступ к файловой системе

будет возможен даже в том случае, если будет нарушена целостность системы

сервера. Это становится возможным при использовании журнала транзакций для

отслеживания незавершенных попыток записи на диск при последующей загрузке

Windows NT. Журнал транзакций также используется для проверки диска на

наличие ошибок вместо проверки каждого файла, в случае использования

таблицы размещения файлов.

Одним из основных преимуществ NTFS является безопасность. NTFS

предоставляет возможность вносить записи контроля доступа (Access Control

Entries, ACE) в список контроля доступа (Access Control List, ACL). ACE

содержит идентификационное имя группы или пользователя и маркер доступа,

который может быть использован для ограничения доступа к определенному

каталогу или файлу. Этот доступ может предполагать возможность чтения,

записи, удаления, выполнения и даже владения файлами.

С другой стороны, ACL представляет собой контейнер, содержащий одну

или более записей ACE. Это позволяет ограничить доступ отдельных

пользователей или групп пользователей к определенным каталогам или файлам в

сети.

Кроме того NTFS поддерживает работу с длинными именами, имеющими длину

до 255 символов и содержащими заглавные и строчные буквы в любой

последовательности. Одной из главных характеристик NTFS является

автоматическое создание эквивалентных имен, совместимых с MS-DOS.

Также NTFS имеет функцию сжатия, впервые появившуюся в NT версии 3.51.

Она обеспечивает возможность сжатия любого файла, каталога или диска NTFS.

В отличии от программ сжатия MS-DOS, создающих виртуальный диск, имеющий

вид скрытого файла и подвергающий сжатию все данные на этом диске, Windows

NT использует дополнительный уровень файловой подсистемы для сжатия и

разуплотнения требуемых файлов без создания виртуального диска. Это

оказывается полезным при сжатии либо определенной части диска (например,

пользовательского каталога), либо файлов, имеющих определенный тип

(например, графических файлов). Единственным недостатком сжатия NTFS

является невысокий, в сравнении со схемами сжатия MS-DOS, уровень

компрессии. Зато NTFS отличается более высокой надежностью и

производительностью [9]

1.2. Психолого-педагогические аспекты изучения информационных технологий

Проанализировав работы специалистов, которые занимались изучением

мышления С. Л. Рубинштейна [12], П. Я. Гальперина [8], Н. Ф. Талызиной [8],

М. Б. Воловича [4], Н. Н. Поспелова [11], В. В. Давыдова [5], Ж. Пиаже

[10], рассмотрим теорию поэтапного формирования мыслительных действий.

Она была разработана в 50-е годы нашего столетия. Ее создателем

является советский психолог и педагог П. Я. Гальперин.

По П. Я. Гальперину, любое новое умственное действие, например

воображение, понимание, мышление, наступает после соответствующей внешней

деятельности. Этот процесс проходит несколько этапов, обусловливающих

переход от внешней деятельности к психологической. Эффективным, т.е.

действительно ускоряющим развитие учащегося, является только такое

обучение, при котором учитываются эти этапы. Такое обучение основывается не

на выявлении и развитии врожденных способностей личности, а на овладении ею

такими видами и способами познавательной деятельности, которые являются

приобретением общества и которые позволяют личности стать членом этого

общества.

П. Я. Гальперин широко понимает обучение. Он пишет, что обучением

условно можно назвать любую деятельность, поскольку тот, кто ее выполняет,

получает новую информацию и умения, и одновременно получаемая им информация

получает новое качество.

В деятельности, выполняемой учащимися, П. Я. Гальперин выделяет три

стороны: ориентировочную, исполнительную и контрольную. Ориентировочная

сторона основана на использовании учащимися объективных условий,

необходимых для выполнения определенной деятельности. Исполнительная

сторона сводится к последовательности этапов преобразования объекта

деятельности, а контрольная — требует от учащегося наблюдения за ходом

деятельности и сопоставления ее результатов с соответствующими образцами, а

при обнаружении расхождений — соответствующей корректировки ориентировочной

и исполнительной составляющих этой деятельности. Вся деятельность не

является самоцелью, а вызвана неким мотивом этой деятельности, в состав

которой он входит. Когда цель задания совпадает с мотивом, действие

становится деятельностью. Иначе говоря, деятельность — это процесс решения

задач, вызванный желанием достичь цели, что может быть обеспечено с помощью

этого процесса. Роль мотивации П. Я. Гальперин оценивает так высоко, что

наряду с пятью основными этапами в процессе овладения новыми действиями в

последних своих работах он рекомендует учитывать еще один этап —

формирование соответствующей мотивации у учащихся.

Концепцию поэтапного формирования умственных действий наряду с ее

создателем развивают его ученики, среди которых важную роль играет

Н. Ф. Талызина, автор многочисленных исследований и работ по этой

теме. Познакомимся с характеристикой вышеуказанных этапов в ее понимании.

1. Этап создания схемы ориентационной основы деятельности.

На этом этапе учащиеся получают данные о цели деятельности и ее

предмете, что обеспечивает им предварительное ознакомление с деятельностью

и условиями ее выполнения. Таким образом, учащиеся узнают, что является

предметом учения и в какой последовательности они должны выполнять

ориентационные, исполнительные и контрольные действия. Это еще не сама

деятельность, а лишь система указаний на то, как учащийся должен

осуществлять эту деятельность.

2. Этап формирования материальной деятельности. Здесь уже сами учащиеся

выполняют действия (например, замеряют размеры школьного класса), но только

во внешней форме — материальной или материализованной. Материальная форма

имеет место тогда, когда учащиеся сталкиваются с самими

предметами, например с объектами природы, а материализованная — когда они

выполняют действия на геометрических или физических моделях. Эти действия

охватывают как ориентационную, так и исполнительную и контрольную

деятельность, причем внимательное отношение ко всем трем сторонам

деятельности имеет на данном этапе особое значение. Одновременно

происходит название всех этих действий.

3. Этап внешней речи. Здесь действие подвергается дальнейшему

обобщению благодаря его полной вербализации в устной или письменной речи.

Таким образом, действие усваивается в форме, оторванной от конкретики, т.е.

обобщенной.

4. Этап внутренней речи. Так же как и на предыдущем этапе, действие

проявляется в обобщенном виде, однако его вербальное освоение происходит

без участия внешней речи. После получения мысленной формы действие начинает

быстро редуцироваться, приобретая форму, идентичную образцу, и подвергаясь

автоматизации.

5. Этап интериоризации действия. Действие становится здесь внутренним

процессом, максимально автоматизированным, становится актом мысли, ход

которого закрыт, а известен только конечный «продукт» этого процесса. Таким

образом, поэтапно учащиеся приходят к овладению мысленными действиями,

совсем не похожими на действия внешние, но являющимися их производными.

В теории П. Я. Гальперина использованы достижения кибернетики. Ее

главный принцип состоит в управлении процессом обучения, которое он

понимает шире, чем другие, считая его главной формой деятельности учащейся

молодежи. Управление здесь доведено до своего совершенства, что и позволяет

преобразовывать внутренние действия во внешние и тем самым ускорять

развитие учащихся. Такие их способности, как мышление, память или внимание,

остаются в тени ориентационных, исполнительных и конкретных действий, а вся

эмоциональная жизнь учащегося сводится к заботе о формировании мотивации к

обучению. При всем этом данная система является весьма молодой, к тому же

находящейся в стадии продолжающегося развития, на основе немноголетнего

опыта ее трудно оценить, что было возможно в случае рассмотрения других,

уже долгое время применяющихся на практике систем. Апробируем эту теорию в

ходе разработанных уроков. [10]

1.3. Теоретические аспекты профильного обучения информатики

Дифференциация обучения — важная задача современной школы. Она

позволяет реализовать многообразие образовательных траекторий,

способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности

учащихся, выбору профессионального пути, помогает определиться с

продолжением образования в вузе. Информатика является одним из тех

предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее

естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как

науки и совокупности множества информационных технологий, история ее

появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании

способствовали внешние условия. Заметим, что даже базовый курс информатики

является в некотором смысле дифференцированным, так как по-разному

излагается в различных учебниках. Однако истинная дифференциация курса

информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и

того же материала, как в базовом курсе, а с реальными различиями в

содержании дифференцированных курсов. Подобное возможно лишь на старшей

ступени школы, после изучения базового курса информатики.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации

обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и

организации образовательного процесса более полно учитывать интересы,

склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения

старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и

намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно

ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются

возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной

траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы

полного общего образования;

1. создать условия для существенной дифференциации содержания обучения

старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками

индивидуальных образовательных программ;

2. способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию

разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями,

индивидуальными склонностями и потребностями;

3. расширить возможности социализации учащихся, обеспечить

преемственность между общим и профессиональным образованием, более

эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего

профессионального образования.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в

том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным,

функциональным и эффективным.

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с

позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования

должны быть, созданы условия для реализации обучающимися своих интересов,

способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические

исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%)

отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а

углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них

специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах

соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства

старшеклассников. При этом традиционную позицию, «как можно глубже и полнее

знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и

т.д.)», поддерживают около четверти старшеклассников.

К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу

будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических

опросов, проведенных в 2002 году Центром социологических исследований

Минобразования России, «профессиональное самоопределение тех, кто в

дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в

VIII классе и достигает своего пика в IX, а профессиональное

самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном

складывается в IX классе». При этом примерно 70-75% учащихся в конце IX

класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной

деятельности.

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о

необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников

для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах.

Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных

учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом,

породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство,

платные курсы и др.

Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне общее

образование не дает возможности для успешного обучения в вузе и построения

дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и

характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12%

опрошенных учащихся старший классов (данные Всероссийского центра изучения

общественного мнения).

Возможные направления профилизации и структуры профилей.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является

определение структуры и направленности профилизации, а также модели

организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной

стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы,

способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого

числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы

во многом стихийной дифференциации образования: введение единого

государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования,

необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение

профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.

Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению

инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным

изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по

углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация

профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения

учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения

базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на

старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций

учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного

обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных

предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех

учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор

обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и

иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы

обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных

возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-

экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня,

определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например,

физика, химия, биология - профильные предметы в естественно-научном

профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле;

история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.

Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших

данный профиль обучения. Содержание указанных двух типов учебных предметов

составляет федеральный компонент государственного стандарта общего

образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного

образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным

предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору

учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и

выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных

профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например,

элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение

профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для

внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных

образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес»,

«Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле, курсы

«Химические технологии». «Экология» и др. - в естественно-научном профиле:

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть

избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По

элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных,

профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется

пропорцией 50:30:20.

Предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное учреждение в

организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей

одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых

общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в

совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Во

многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения,

создания новых моделей общего образования.

В качестве примера реализации одной из моделей профильного обучения

предлагаются варианты учебных планов для четырех возможных профилей:

естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный,

технологический. Следует отметить, что возможно такое построение

образовательного процесса, когда комбинации общеобразовательных и

профильных предметов дадут самые различные формы профилизации: для

общеобразовательного учреждения, для отдельных классов, для групп учащихся.

Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и

единым государственным экзаменом

Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой

на введение государственного стандарта общего образования. Если

модернизация образования предусматривает введение института единого

государственного экзамена, если речь идет о становлении общенациональной

системы контроля качества образования, то, очевидно, объективность и

реализуемость подобной системы может быть обеспечена только введением

соответствующих образовательных стандартов не только для базовых

общеобразовательных, но и для профильных общеобразовательных предметов.

В связи с этим профилизация обучения в старшей школе должна быть прямо

соотнесена с вводимым единым государственным экзаменом.

Предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования)

Курсы по выбору

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника

основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора -

предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления

собственной деятельности.

Необходимым условием создания образовательного пространства,

способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является

введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.

В этих целях необходимо:

4. увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного

плана в выпускном классе основной ступени общего образования;

5. при организации обязательных занятий по выбору ввести

деление класса на необходимое число групп;

6. образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента,

прежде всего, на организацию предпрофильной подготовки.

Особенности организации курсов по выбору

Основная функция курсов по выбору - профориентационная. В этой связи

число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны

носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными

модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное

введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить

ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей. Необходима

целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма

принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности».

Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация

поступления в старшую профильную школу

В существующей практике число желающих продолжить образование в

старших классах определенного общеобразовательного учреждения (лицея,

гимназии) больше, чем реальные возможности приема в эти классы. Возникает

ситуация конкурсного приема, которая может стать особенно актуальной в

условиях перехода на профильное обучение. Поэтому необходимо решить вопрос

об открытой, гласной процедуре проведения подобного конкурсного набора.

Следует отметить, что конкурсный набор в старшие классы отдельных

общеобразовательных учреждений не входит в противоречие с законодательно

закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего

образования (ст. 16, п. 1. абз. 2 Закона Российской Федерации «Об

образовании»). Закон гарантирует гражданам право получения образования

этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном

общеобразовательном учреждении. В связи с этим представляется

целесообразным, наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы,

предусмотреть определенную форму, позволяющую объективно оценить уровень

готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а

также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов

рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу.

Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио -

«портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по

исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ,

реальные результаты на курсах по выбору и т.п.

Муниципальные органы управления образованием должны обеспечить

возможность получения общего среднего (полного) образования каждому

школьнику, изъявившему желание в его получении.

Этапы введения профильного обучения

При планировании введения профильного обучения следует принять во

внимание объективную необходимость подготовительной работы по обновлению

содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы,

примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров

и прочее). Следует также учитывать необходимость соотнесения планируемых

действий с рядом осуществляемых общесистемных нововведений в образовании. В

частности, введение единого государственного экзамена. С учетом реально

складывающейся ситуации предлагаются следующие этапы перехода на профильное

обучение в среднесрочной перспективе.

Предварительным этапом введения профильного обучения является начало

перехода на предпрофильное обучение в последнем классе основной ступени.

При содействии муниципальных и региональных органов управления

образованием необходимо организовать повышение квалификации учителей и

администрации общеобразовательных учреждений, принять меры по обеспечению

школ учебными пособиями и при необходимости учебниками, отвечающими задачам

профильного обучения.

Перед введением профильного обучения в общеобразовательных

учреждениях должен быть проверен значительный объем работ по обеспечению

предстоящего выбора учащимися профилей обучения (анкетирование, беседы с

родителями и др.).

Параллельно должна быть осуществлена разработка процедуры приема

выпускников предпрофильных классов в профильные школы (классы, группы).

Органам управления образованием различных уровней целесообразно разработать

предложения по сетевому взаимодействию образовательных учреждений,

обеспечивающему наиболее сбалансированный спектр возможностей получения

старшеклассниками полного среднего образования на профильном уровне, а

также в непрофильных (общеобразовательных) школах, классах и группах.

На основе примерных нормативов и расчетов субъекты Российской

Федерации должны представить предложения в проекты территориальных бюджетов

с целью дополнительного бюджетного финансирования работы старших классов

общеобразовательных учреждений, планирующих переход на профильное обучение.

На следующем этапе должна быть продолжена работа по созданию нового

поколения учебной литературы, уточнению базисных учебных планов, разработке

и принятию примерных учебных планов профилей и ежегодному расширению числа

школ и обучающихся, переходящих на профильное обучения на основе

соответствующих региональных программ.

Для среднего ученика восприятие и понятие FAT и NTFS представляют

затруднения в процессе изучения. Поэтому мы считаем, что рассматривать

данные темы нужно в профильном курсе информатики. С учетом того, что для

этого нужно более углубленное изучение физики, математики и информатики

профиль выпускника будет технический (см. Приложение 1). [6]

Глава 2. Разработка методического материала

2.1. Методические рекомендации по обучению

Переходя от теории к практике, применим теорию П.Я. Гальперина и

Н.Ф. Талызиной конкретно к разработанным урокам информатики. На

предварительном этапе надо сформировать мотивацию у учеников. Это будет

происходить на первом или втором уроке. Надо будет объяснить им, как

знания, которые им предлагаются, необходимы им в дальнейшем. Скорее всего,

нужно будет ориентировать на удачное поступление в ВУЗ.

На первом этапе надо будет провести инструктаж и рассказать о

устройстве программы эмулятор MS-DOS. Это хорошо реализовано на

лабораторной работе. Второй этап реализуется при помощи наглядности. Это

различные плакаты, на которых изображены: иерархия файловых систем, схема

устройства жесткого диска, физическая организация файла. А также надо будет

продемонстрировать работу программы эмулятор MS-DOS.

Следующий этап – внешняя речь. Для лучшего запоминания материала,

ученики должны проговаривать его. Это реализуется как на уроках-беседах,

так и на семинарском занятии.

На четвертом этапе – нужно чтобы изученный материал они также и

проговорили про себя. Это проконтролировать сложнее. Поэтому придется

мотивировать учеников.

И на последнем этапе им предстоит применить знания в контрольных

работах, лабораторной работе и подготовке к семинарскому занятию. Для

наибольшей эффективности им предложено творческое задание на лабораторной

работе.

Средство обучения

Средством обучения помимо наглядности (см. приложение 2) будет

являться специально разработанная программа эмулятор работы MS-DOS.

Рассмотрим команды, которые удалось реализовать.

Ввод команд.

Для ввода команды следует набрать эту команду на клавиатуре и нажать

(.

Работа с файлами в MS-DOS.

Команды MS-DOS состоят из имени команды и, возможно, параметров,

разделённых пробелами. Имя команды и параметры могут набираться как

прописными, так и строчными латинскими буквами. В дальнейшем,

необязательные элементы команд будут отмечаться скобками [и].

Создание текстовых файлов.

Небольшие текстовые файлы можно набрать непосредственно с клавиатуры,

хотя это и неудобно. Для этого следует ввести команду

Copy con имя файла

После ввода этой команды нужно будет поочерёдно вводить строки файла.

В конце каждой строки надо нажимать клавишу (, а после ввода последней –

набрать ^Z затем (. Команда copy выведет сообщение

1 file(s) copied

(Один файл скопирован)

и на диске появится файл с указанным именем.

Удаление файлов.

Для удаления файлов имеется команда del. Формат команды:

Del имя файла

В имени файла можно употреблять символы * и ?.

Переименование файлов.

Для переименования файлов имеется команда ren (Rename).

Формат команды:

Ren имя файла1 имя файла2

Пример:

Ren qw.doc er.txt

Параметры. Параметр имя файла1 задаёт имя (или шаблон имён с символами

* и ?) переименовываемых файлов, параметр имя файла2 – новое имя (имена)

файлов.

Выполнение команды. Переименовываются все файлы из заданного каталога,

подходящие под шаблон, заданный в первом имени файла в команде. Если

символы * и ? имеются во втором имени файла в команде, то символы имён

файлов на соответствующих позициях не изменяются.

Копирование файлов.

Для копирования файлов имеется команда Copy.

Формат команды:

Сору имя файла путь/

Пример:

Copy qw.doc c:\qw\er

В именах файлов можно употреблять символы * и ?, а также указывать имя

диска и каталога.

Выполнение команды. Если в параметре имя файла1 указано имя каталога,

то файлы копируются их этого каталога, иначе – из текущего каталога.

Каталог, в который копируются файлы, можно задать параметром имя каталога2

или указанием каталога в параметре имя файла2. Если этот каталог не задан,

то файлы копируются в текущий каталог.

Если во втором параметре команды задано имя файла, то оно указывает

новое имя копируемого файла. Символы * и ? в имени файла во втором

параметре команды указывают, что соответствующие символы в именах

копируемых файлов при копировании не меняются.

Команда смены текущего дисковода.

Формат команды. Для смены текущего дисковода надо набрать имя

дисковода, который должен стать текущим, и затем двоеточие, например:

A: - переход на дисковод А:

В: - переход на дисковод В:

С: - переход на дисковод С:

После ввода команды надо нажать клавишу (.

Изменение текущего каталога.

Для изменения текущего каталога имеется команда Cd (Change Directory).

Формат команды:

Cd [дисковод:] путь

Если задан дисковод, то текущий каталог изменяется на этом дисководе,

иначе – на текущем дисководе. Команда cd без параметров сообщает текущие

диск и каталог.

Примеры:

Cd\ - переход в корневой каталог текущего диска;

Cd.. - переход в вышестоящий каталог

Cd\exe\MS-DOS - переход в каталог \exe\MS-DOS.

Просмотр каталога.

Для вывода оглавления каталога имеется команда Dir.

Формат команды:

Dir [дисковод:] [путь\]

В имени файла можно употреблять символы * и ?. Если имя файла не

задано, то выводится всё оглавление каталога, иначе выводятся только

сведения о данном файле или группе файлов.

Если в команде не указаны дисковод или путь, то подразумеваются

текущий дисковод и текущий каталог.

Выполнение команды. По умолчанию (если не задано иных режимов) команда

Dir для каждого файла сообщает его имя, расширение имени, размер файла в

байтах, дату и время создания или последнего обновления файла. Подкаталоги

отмечаются .

2. Создадим на диске С: каталог (папку) РЗ:

С: \ >MD РЗ (

Приглашение ОС МS MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид С:\>

3. Посмотрим постранично содержимое диска С: и убедимся что каталог РЗ

создан:

С: \ >DIR (

Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид С:\>

4. Сделаем текущим каталог РЗ:

С: \ >CD РЗ (

Приглашение MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид С:\ Р3>

5. Создадим в каталоге РЗ Текстовый документ «a.txt»: Создадим документ

a.txt следующего содержания: «Операционная система»:

С: \ P3>COPY CON a.txt (

— введем текст «MS-DOS»;

— наберем ^z;

— нажмем клавишу Enter.

Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид С:\ Р3>

6. Просмотрим содержимое каталога РЗ и убедимся, что в нем находится

текстовый документ «a.txt»:

С: \ P3>DIR (

Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид: С: \ Р3>

7. Просмотрим содержимое текстового документа a.txt:

С: \ РЗ >TYPE a.txt (

Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид: С:\РЗ>

8. Просмотрим содержимое каталога РЗ и убедимся, что он пустой:

С: \ РЗ > DIR (

Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь

вид: С: \РЗ>

9. Удалим каталог РЗ:

— выйдем из каталога РЗ;

С: \РЗ> CD.. (

Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид: С: \>

— удалим каталог РЗ

С: \>RD P3 (

Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид: С:\>

10. Просмотрим содержимое диска С:

С: \> DIR (

Убедимся, что удален каталог РЗ.

Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид: С:\>

11. Вернемся к работе с операционной системой MS Windows:

С: \> EXIT (

Задание 2. Творческое задание. Создайте свое дерево каталогов так, чтобы

получилось ваше генеалогическое дерево. Подумайте, как это можно

организовать.

.

Заключение

В данной курсовой работе были выполнены задачи исследования, предложенные

во введении. Нам удалось разработать содержание изучения темы «Файловой

системы». Учитывая сложность данной темы для среднего ученика, мы пришли к

тому, что лучше ее изучать в рамках профильного курса. С учетом того, что

для этого нужно более углубленное изучение физики, математики и информатики

профиль выпускника будет технический, а знание темы пригодится ему для

поступление в высшее учебное заведение.

Литература

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика,

1989. – 192 с.

2. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие. – М.:

Высшая школа, 1998. – 431 с.

3. Веретенникова Е. Г., Патрушина С. М., Савельева Н. Г. Информатика:

Учебное пособие. Серия «Учебный курс». – Ростов на Дону: Издательский

центр «МарТ», 2002. – 416 с.

4. Волович М. Б. Не мучить, а учить / О пользе педагогической психологии.

– М., изд. Российского открытого университета, 1992. – 232 с.

5. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические

проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогика, 1972. – 424

с.

6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

// Вестник образования. – 2002. – 12. – с. 5-7, 11-16, 80-82.

7. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: учеб. Пособие для

студ. Пед. Вузов. /М. П. Лапчик, И. Р. Семакин, Е. К. Хеннер; под

общей редакцией М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр Академия,

2001. – 624 с.

8. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – 382

с.

9. Олифер В. Г., Олифер Н. А. Сетевые операционные системы. – СПб.:

Питер, 2002. – 544 с.

10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: пер. с фр. – М.: Педагогика – Пресс,

1994. – 528 с.

11. Поспелов Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций

старшеклассников. – М.: Педагогика, 1989, - 152 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720

с.

13. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.:

Педагогика, 1990. – 192 с.

14. Фигурнов В. Э.: IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: «Инфра –

М», 1998.

Приложение 1

Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей

Естественно–математический профиль

|Учебные курсы |Число недельных учебных |

| |часов за два года |

| |обучения |

|I. Базовые общеобразовательные предметы |

|Русский язык и литература |6 |

|Иностранный язык |6 |

|История |4 |

|Обществоведение |4 |

|Физическая культура |6 |

|II. Профильные общеобразовательные предметы |

|Математика (базовый |12 |

|общеобразовательный и | |

|профильный курсы) | |

|Физика |8 |

|Химия |6 |

|География |4 |

|Биология |6 |

|III. Элективные курсы (3 курса на выбор) |

|5-6 курсов, предлагаемых |Всего 12 |

|школой | |

|Учебные практики, проекты |Не менее 70 учебных часов|

|исследовательская |за 2 года обучения |

|деятельность | |

Социально-экономический профиль

|Учебные курсы |Число недельных учебных |

| |часов за два года |

| |обучения |

|I. Базовые общеобразовательные предметы |

|Русский язык и литература |6 |

|Иностранный язык |6 |

|Естествознание |6 |

|Математика |8 |

|Физическая культура |6 |

| | |

|II. Профильные общеобразовательные предметы |

|История (базовый |10 |

|общеобразовательный и | |

|профильный курсы) | |

|Экономика |6 |

|Право |6 |

|Экономическая и социальная |4 |

|география | |

|Социология |4 |

|III. Элективные курсы (3 курса на выбор) |

|5-6 курсов, предлагаемых школой|Всего 12 |

|Учебные практики, проекты, |Не менее 70 учебных |

|исследовательская деятельность |часов за 2 года обучения|

Гуманитарный профиль

|Учебные курсы |Число недельных учебных |

| |часов за два года |

| |обучения |

|I. Базовые общеобразовательные предметы |

|Математика |6 |

|Естествознание |6 |

|Физическая культура |6 |

|II. Профильные общеобразовательные предметы |

|Русский язык и литература |12 |

|(базовый общеобразовательный и | |

|профильный курсы) | |

|Иностранный язык (базовый |10 |

|общеобразовательный и | |

|профильный курсы) | |

|История (базовый |8 |

|общеобразовательный и | |

|профильный курсы) | |

|Обществоведение (базовый |8 |

|общеобразовательный и | |

|профильный курсы) | |

|Искусство |6 |

|III. Элективные курсы (3 курса на выбор] |

|5-6 курсов, предлагаемых школой|Всего 12 |

|Учебные практики, проекты. |Не менее 70 учебных |

|исследовательская деятельность |часов за 2 года обучения|

Технологический профиль (специализация - информационные

технологии)

|Учебные курсы |Число недельных учебных|

| |часов за два года |

| |обучения |

|1. Базовые общеобразовательные предметы |

|Русский язык и |6 |

|литература | |

|История и |8 |

|обществоведение | |

|Естествознание |6 |

|Физическая культура |6 |

|II. Профильные общеобразовательные предметы |

|Информатика и ИКТ |10 |

|Математика (базовый |10 |

|общеобразовательный и | |

|профильный курсы) | |

|Физика |6 |

|Иностранный язык |8 |

|(базовый | |

|общеобразовательный и | |

|профильный курсы) | |

|III. Элективные курсы (3 курса на выбор] |

|5-6 курсов, |24 всего |

|предлагаемых школой | |

|Учебные практики, |Не менее 140 учебных |

|проекты, |часов за 2 года |

|исследовательская |обучения |

|деятельность | |

Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильные школы и

классы)

|Учебные курсы |Число недельных |

| |учебных часов за |

| |два годе обучения |

|1. Базовые общеобразовательные предметы |

|Русский язык и литература |8 |

|Математика |8 |

|Иностранный язык |6 |

|История |4 |

|Обществоведение (включая экономику |8 |

|и право) | |

|Естествознание |10 |

|Физическая культура |6 |

|Информатика |4 |

|Технология |4 |

|II. Элективные курсы |

|(4 курса на выбор и/или часы на углубление базовых |

|курсов) |

|5-6 курсов, предлагаемых школой |Всего 16 |

|Учебные практики, проекты, |Не менее 70 учебных|

|исследовательская деятельность |часов за 2 года |

| |обучения |

Приложение 2

-----------------------

[pic]

[pic]