Изучение психологической готовности к обучению в школе
Изучение психологической готовности к обучению в школе
Тема: Изучение психологической готовности к обучению в школе.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Психологическая готовность к обучению в школе.
1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии……………………………………….
1. 2 Особенности психического развития детей 6 - 7 лет……………………..
2. Выбор метода определения степени психологической готовности……….
3. Результаты исследования психологической готовности в детском саду №
«Елочка» и их анализ…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Введение.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее
время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные
исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс
массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно
сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический
и эмоционально - волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности
обучения, благоприятное профессиональное становление во многом
определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности
детей к школьному обучению. Поэтому тема исследования так актуальна в наше
время.
В современной психологии пока не существует единого и четкого определения
понятия «готовности», или «школьной зрелости». А.Анастези трактует понятие
школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями,
мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения
школьной программой поведенческими характеристиками. И.Шванцара определяет
школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок
становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве
компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный,
социальный и эмоциональный компоненты. Л.И.Божович указывает , что
готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня
развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к
произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной
позиции школьника.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению -
многокомпонентное образование ,которое требует комплексных психологических
исследований.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают
педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л.
Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, В.С. Мухин,
С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие . Авторами дается не только
анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из
детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного
подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а
также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с
этим рекомендации по работе с детьми и их родителями.
Цель написания работы изучение психологической готовности к обучению в
школе. Рассмотрение определения готовности на практике было проведено в
подготовительной группе детского сада № «Елочка», расположенного по адресу
г.Сызрань Гагарина 12. Из цели вытекают задачи:
- исследовать проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и
зарубежной психологии;
- определить особенности психического развития детей 6 - 7 лет;
- выбрать метод определения степени психологической готовности.
- проанализировать результаты исследования психологической готовности в
детском саду № «Елочка».
1. Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе.
1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии.
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на
современном этапе развития психологии как комплексная характеристика
ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств,
являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в
новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению»
рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей
ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к
систематическому, организованному школьному обучению.
В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и
осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального
созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих
мотивацию к учебной деятельности.
Д.Б.Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению
предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных
отношений между ребенком и взрослым.
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении
Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в
котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их
развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего
является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя
позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в
школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это
новообразование критерием готовности к обучению в школе.
В своих исследованиях Т.А.Нежнова указывает, что новая социальная позиция
и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они
принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных
потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции».
А.Н.Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его
реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции».
В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному
обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса ,как отмечает
Я.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны,
практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в
центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит
отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления,
памяти, восприятия и других психических процессах. По мнению С.Штребела,
А.Керна ,Я.Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать
определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном,
эмоциональном и социальном отношениях.
К умственной области авторы относят способность ребенка к
дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому
мышлению. Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную
устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.
Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с
детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям
детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль
школьника в общественной ситуации школьного обучения.
Ф.Л.Илг , Л.Б.Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров
готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система
заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные
в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей
способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае
неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем
многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако
эта точка зрения не единственная . Так , Д.П.Озубел предлагает, в случае
неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем
самым постепенно выравнивать развитие всех детей.
Надо отметить, что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных
авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к
школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из
ложной концепции , согласно которой возникновение этой зрелости
обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного
созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от
социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное
внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной
зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер,
Врунер - критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают
роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного
воспитания в ее возникновении.
Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно
сделать вывод , что основное внимание зарубежных психологов направлено на
создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию
вопроса.
В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое
исследование проблемы готовности к школе.
Как отмечалось выше, составными компонентами психологической готовности
ребенка к школе являются:
- мотивационная (личностная),
- интеллектуальная,
- эмоционально - волевая.
Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться .
Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом
подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе
были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт
обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как
мышление, так и чувства.
В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями
ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием
ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных
отношений.
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или
познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и
в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе,
учителям и учебной деятельности , включает так же формирование у детей
таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и
одноклассниками.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора,
запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и
расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому
материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими
операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также
предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной
деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее
в самостоятельную цель деятельности.
В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями,
уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира,
уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом
важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции
поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента
психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных
ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть
ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей
действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он
должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил
сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя
эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно
определяющим способ действия,
- умение ориентироваться на заданную систему требований,
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,
предлагаемые в устной форме,
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно
воспринимаемому образцу.
Эти параметры развития произвольности являются частью психологической
готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.
Д.Б.Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в игре в
коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень.
Исследования Е.Е.Кравцовой показали, что для развития произвольности у
ребенка при работе следует выполнять ряд условий:
- необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности,
- учитывать возрастные особенности ребенка,
- использовать игры с правилами.
Исследования Н.Г.Салминой показали, что для школьников первого класса с
низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой
деятельности, а ,следовательно, характерны трудности в обучении.
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе,
исследователи выделяют уровень развития речи.
Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению
прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного
управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным
является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма.
Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и
старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно
определяет прогресс интеллектуального развития ребенка. (35).
К 6 - 7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма
речи - развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон
ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет словоизмерением,
образованием времен, правилами составления предложения.
Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается
параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно -
логического, поэтому , когда проводится психодиагностика развития
мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь
ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень
развития мышления.
Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи не
возможно, как и отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело в
том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое
(лингвистическое), так и человеческое ( личностное психологическое)
начала.
Подводя итого к выше сказанному в параграфе мы видим, что в познавательном
плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня
развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.
Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания,
воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе
входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у
ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение
общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к
обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных
характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень
развития речи.
В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью: к 7
годам язык становится средством общения и мышления ребенка, такжеpi
предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе
начинается обучение чтению и письму; развивается звуковая сторона речи.
Младшие дошкольники начинают осознаватьpi особенности своего
произношения, завершается процесс фонематического развития; развивается
грамматический строй речи.
Детьми усваиваются закономерностиpi морфологического порядка и
синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение
большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста
перейти к конкретности речи. Таким образом, высокие требования жизни к
организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более
эффективных психолого - педагогических подходов, нацеленных на приведение
методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка.
Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе
получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность
последующего обучения детей в школе.
1. 2 Особенности психического развития детей 6 - 7 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами
развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо
дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.
Восприятие в возрасте 6 - 7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный
характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем
выделяются произвольные действия - наблюдения, рассматривание, поиск.
Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь,
так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков,
состояний различных объектов и отношений между ними. Специально
организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние
повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с
эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности
внешних впечатлений , обеспечивающие такое повышение, с возрастом
изменяются.
Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что
дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием , направляя и
удерживая его на определенных предметах.
Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 - 7 годам
уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи,
которая является универсальным средством организации внимания. Речь дает
возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи
предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей
деятельности.
Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Как
отмечают П.П. Блонский , А.Р. Лурия , А.А. Смирнов память в старшем
дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше
запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет
наибольшее впечатление. Таким образом, как указывают психологи, объем
фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному
предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным
возрастом, как указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у
7 летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания
возрастает.
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие
непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является
то обстоятельство, что перед ребенком 6 - 7 лет может быть поставлена
цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой
возможности связанно с тем, как указывают психологи, что ребенок начинает
использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения
эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное
связывание материала.
Таким образом, к 6 - 7 годам структура памяти претерпевает существенные
изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и
припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к
текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта
форма памяти сохраняет ведущее положение.
У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязанные, что говорит о
наглядно - образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
По мнению Е.Е. Кравцовой, любознательность ребенка постоянно направлена на
познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок,
играя, экспериментирует, пытается установить причинно - следственные связи
и зависимости.
Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач
ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может
решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы
действует с ней в своем воображении.
Таким образом, наглядно - образное мышление - основной вид мышления в
младшем школьном возрасте.
Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом,
особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых
для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам
не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств
предметов, как длина, объем, вес и другие.
Н.Н. Поддъяков показал, что в возрасте 5 - 6 лет происходит интенсивное
развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды,
анализу свойств предметов, воздействуя на них с целью изменения. Этот
уровень умственного развития, то есть наглядно - действенное мышление ,
является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов,
сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования
представлений и понятий. В процессе наглядно - действенного мышления
проявляются предпосылки для формирования наглядно - образного мышления,
которые характеризуются тем, что разрешение проблемной ситуации
осуществляется ребенком при помощи представлений, без применения
практических действий.(43)
Конец дошкольного периода психологи характеризуют преобладанием наглядно -
образного мышления или наглядно - схематического мышления. Отражением
достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм
детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические
изображения. Психологи отмечают, что наглядно- образное мышление является
основой для образования логического мышления, связанного с использованием
и преобразованием понятий. Таким образом, к 6 - 7 годам ребенок может
подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя
наглядно - действенное, наглядно- образное и логическое мышление.
С.Д. Рубинштейн , Н. Н. Поддъяков , Д.Б. Эльконин утверждают, что старший
дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно
начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя
тем самым ближайшую перспективу умственного развития.
В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:
к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также
предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе
начинается обучение чтению и письму; развивается звуковая сторона речи.
Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения,
но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков,
благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу
дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития;
развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие
закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение
грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря
позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.
Дети 6 - 7 лет овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому.
У них появляются развернутые сообщения -монологи, рассказы, в общении со
сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку,
согласование игровой деятельности.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям
обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот
период. Благодаря общению, названному М.И.Лисиной внеситуативно -
познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные
грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными
диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно
рассуждать, думая вслух.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических
действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления,
повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в
постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых
способствует развитие волевой регуляции поведения.
Как показывают исследования ребенок 6 - 7 лет может стремиться к далекой
цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение
довольно длительного времени. В этом возрасте происходят изменения в
мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчинительных мотивов,
придающая общую направленность поведению ребенка. Принятие наиболее
значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку
идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие
желания.
К старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие
познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка
снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой
информации.
Важная роль принадлежит ролевой игре, являющейся школой социальных
нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе
определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от
характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает
взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и
он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм
повышается.
Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает
учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны взрослого. Е.В. В силу
интериоризации правил поведения, нарушение этих правил ребенок начинает
переживать, даже в отсутствии взрослого.
Чаще всего эмоциональная напряженность сказывается:
- на психомоторике ребенка (82 % детей подверженные этому воздействию),
- на его волевых усилиях (80%),
- на нарушениях речи (67%),
- на снижение эффективности запоминания (37%).
Таким образом, эмоциональная устойчивость является важнейшим условием
нормальной учебной деятельности детей.
Обобщив особенности развития ребенка 6 - 7 лет, можно заключить, что на
этом возрастном этапе дети отличаются:
• достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное
восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;
• у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно
развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно
побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;
• его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и
интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной
оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;
• особенности развития речи.
Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении младших
школьников.
В настоящее время образование рассматривается педагогами как
общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально
закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его
реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве
системами образования.
Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных
типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной
практической направленности, то есть стремлением ограничивать содержание
общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к
обеспечению жизнедеятельности человека. Второй - основан на широкой
культурно - исторической ориентации. При таком типе образования
предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут
востребованы в непосредственной практической деятельности.
Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные
возможности и способности человека. Для преодоления этих недостатков стали
создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки
компетентного человека.
Одной из главных культурно - гуманистических функций образования выступает
общая направленность на гармоническое развитие личности. При этом каждый
компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение
гуманистической цели образования.
Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые
нужны ей и обществу для включения в социально - ценностную деятельность.
Человек - система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в
этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Следовательно, содержания образования, полноты картины можно достигнуть
только в том случае, если личность будет представлена в динамике. Исходя
из этого, деятельность личности выступает как детерминанта содержания
образования. Следовательно, его можно определить как содержание особым
образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет
опыт личности.
Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное
приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование
психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения.
Поэтому большое значение уделяется современными педагогами построению
обучения, которое учитывало бы « зону ближайшего развития» личности, то
есть ориентировалось не на имеющийся сегодня уровень развития, а на тот
завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью
учителя.
Для умственного развития недостаточно даже сложной и подвижной системы
знаний. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью
которых происходит усвоение знаний и оперирование ими.
Как утверждает В.В. Давыдов, знания человека находятся в единстве с его
мыслительными действиями. Следовательно, допустимо термином «знание»
одновременно обозначать и результат мышления, и процесс его получения.
Таким образом, актуальность поиска эффективной системы обучения не
уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит
основой совершенствования процесса обучения.
Но не всякая учебная деятельность обеспечивает оптимальные условия для
воспитания и развития личности. Поэтому, чтобы решить эту задачу,
необходима тщательная организация содержания образования, отбор
соответствующих форм и методов обучения, его технологии.
Общее и одинаковое для всех детей образование, обеспечивая выявление
задатков и способностей учащихся, еще не гарантирует достаточно
интенсивного их развития. Это объясняется, большой неоднородностью
учащихся, различием их задатков и способностей. Необходима система
определенных мер, обеспечивающих развитие способностей учащихся в
оптимальном режиме, с учетом выявленных у учащихся задатков и
способностей.
2. Выбор метода определения степени психологической готовности
С целью выявления способностей разработаны специальные тесты. Тестирование
проводилось в начале 2007 года перед выпуском ребенка из детского сада в
подготовительной группе. Тесты представляют собой серию различных заданий,
которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени.
Задания тестов, как правило, таковы, что для их успешного выполнения
требуется хороший словарный запас, развитая речь, знакомство с окружающей
средой и ее явлениями. Иначе говоря, требуется хорошее общее развитие
ребенка.
Итак рассмотрим конкретное содержание тестов.
1)Тесты для изучения различных свойств внимания.
Тест: \"Переплетенные линии\"- Оценка устойчивости внимания.
Предложите ребенку рисунок, на котором изображены,10 переплетенных линий.
Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако
эти номера не совпадают. Попросите ребенка внимательно проследить за
каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой,
карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем
номер этой линии справа. Фиксируйте время выполнения всего задания,
ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим
заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.
Тест; \"Кольца\"- Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания
Для проведения теста необходима таблица с изображением колец, имеющих
разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны
строчным буквам и букваре).Для оценки устойчивости внимания ребенка просят
как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго
определенном месте (например, справа). За 2 минуты ребенок 6-7 лет
просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При
дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а
продуктивность деятельности улучшается. Время, затраченное на задание - 4
минуты.
Тест: \"Корректурная проба\" - Выявление скорости распределения и
переключения внимания, eгo объема и устойчивости
Ребенку предлагается таблица с любыми фигурами. В корректурной матрице с
фигурами ребенок просматривает пять строчек и как можно быстрее
зачеркивает разными способами три каких-либо различных элемента. Например:
квадрат - поперечной чертой, круг - вертикальной, а звездочку - крестиком.
Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют
эти задания за 2-3 минуты.
2) Тесты для изучения восприятия
Тест: \"Что не дорисовано?\" - Оценка целостности восприятия.
Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его
внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь.
Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения
недостающих признаков. Хороший результат для ребенка 6-7лет, если он
найдет все или почти все недостающие детали за 1,5-2 минуты .
Тест: \"Найди квадрат\"- Тест выявляет способность к дифференцированному
восприятию.
Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди
которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного
отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее
горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше
или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все
одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны). Если
ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует
о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.
Тест: \"Закрась фрукты\" - Определение способности цветовосприятия.
Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов и
цветные карандаши: ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий
цвет.Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и др.
предметов. Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у
ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.
Тест: \"Пиши кружочками \" - Оценка фонематического слуха.
Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками.
Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово \"суп\" надо
изобразить тремя кружочками: ооо. Проверьте, правильно ли ребенок понял
задание. После этого можно приступать к исследованию. Диктуете ребенку
слова, а он записывает их в виде кружочков па листе бумаги.
Набор слов: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.
При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:
00, 0000, 000, 000000, 00000
3)Тесты для изучения различных видов мышления
Тест: \"Обведи контур\" - Оценка наглядно-действенного мышления.
Предложите ребенку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка
так, как это сделано в верхней части.
Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все
линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур.
Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых
местах, где они изображены на рисунках-образцах. Оцениваются в итоге
выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы. Если ребенок
затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все
линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют
углы фигур - значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет
высокий уровень развития наглядно-денственного мышления.
Тест: \"Лишний предмет\" - Оценка образно-логического мышления - умственных
операций анализа и обобщения.
На рисунках изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего
6 карточек. Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните
ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один - лишний.
Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший.
После этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать
оставшиеся 3 предмета одним словом.
Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет
обобщающее слово как минимум л 4 карточках - это хороший уровень развития
образно-логического мышления.
Тест: \"Нелепицы\" - Оценка образно-логического мышления.
Популярный тест.Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные
нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать,
что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые
ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на
самом деле. На все задание отводится не более 2 минут. За это время
ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что
не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Если ребенок
обнаружит более 8 нелепиц - это хороший результат развития
образно-логического мышления.
Тест для оценки словесно-логического мышления
Ребенок отвечает на вопросы типа:
1. Какое из животных больше - лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки... - это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час?
9. Маленькая корова - это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка -
это?..
10. На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые
достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий
уровень развития словесно-логического мышления - если ребенок ответил
правильно на 15 - 16 вопросов.
4)Тесты для изучения различных свойств памяти.
Тест: \"Картинки\" - Оценка зрительной памяти - кратковременной. Покажите
ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый
предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства
ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы,
которые он запомнил. Порядок не имеет значения. Учитывается, сколько
предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не
учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не
было. Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов
из 10.
Тест: \"Запомни слова\" - Оценка слуховой памяти - кратковременной.
Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат,
яблоко, собака, окно, лампа, огонь. Попросите его повторить слова, которые
он запомнил, в любом порядке. 6-7 - летний ребенок повторяет 5-6 слов. Это
показатель хорошей кратковременной памяти.
Тест: \"Запомни фразы\" - Оценка смысловой памяти.
Прочитайте ребенку фразы, такие, например: 1) Осенью идут дожди.
2) Дети любят играть. 3) В саду растут яблони и груши. 4) В небе летит
самолет. 5) Мальчик помогает своей бабушке.
Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При
этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не
обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы,
прочитайте их еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием
после 2-й или 3-й попытки.
Тест для оценки произвольной образной памяти.
Покажите ребенку 8 карточек с изображениями различных предметов, хорошо
ему знакомых, и карту, разделенную на 24 клетки.
Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на
карте: одно - идентичное, второе - отличающееся какой-нибудь деталью,
третье - схожее лишь общим силуэтом. Все три изображения должны быть
выполнены в одном цвете. Перед ребенком кладут карту и говорят: \"Я тебе
буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и
найди такую же картинку на большой карте\". Время демонстрации одной
карточки - 1-2 секунды. Ребенок 6-7 лет в основном справляется с этим
заданием - показывает идентичное или схожее с общим силуэтом изображение
по 6-7 карточкам.
Тест: \"Запомни рисунки\" - Оценка объема кратковременной зрительной памяти.
Ребенку показывают рисунок с изображением разных фигур, просят его
рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего
9). Далее ребенку показывают другой рисунок, на котором есть 9 изображений
из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать все 9 картинок из
первого рисунка. Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого
данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают
вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не
узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут. В среднем дети 6-7 лет
узнают не менее 6-8 изображений за 1 минуту.
Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному
запоминанию.
Ребенку зачитывают пары слов, которые он дол жен постараться запомнить.
Серия А: ТАРЕЛКА - СУП, ПОЧТА - ПИСЬМО, ЗИМА - СНЕГ, БУЛКА - МУКА,
КАРАНДАШ - БУМАГА, МАШИНА - ДОРОГА, МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР, БУКВЫ - КНИГА,
САПОГ - НОГА, РЫБА - ВОДА
Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные
слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель
смысловой памяти.
Серия Б
Зачитываются другие пары слов: КНИГА - ОКНО, РУКА - ТУЧА, ВИЛКА - ДЕЛО,
СОСНА - ЛОЖКА, СПИНА - ЛАМПА, КОРОВА - СТОЛ, ЯЩИК - ПАЛЕЦ , ЧИСЛО - КРЫША,
НОЖИК - ЛЕТО, КОРЗИНА - СВЕЧА
Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают
только первые слова в паре). Осуществляется подсчет правильно
воспроизведенных слов. Это показатель механической памяти. Далее, сравните
результат серии А с результатом серии Б и вы узнаете соотношение
механической и смысловой памяти ребенка.
Тест: \"Узнай фигуры\" - Оценка способности к узнаванию
Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя
слева картинка - образец. Нужно определить и показать, какая из четырех
последующих похожа на первую. Это тренировочная проба, к дальнейшей работе
переходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок понял задание.
Далее показываете ребенку следующие картинки, поочередно с 1-й по 10-ю.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач.
Хорошим считается результат, если ребенок 6-7 лет справился со всеми
задачами за 45-60 секунд.
5)Тесты для изучения развитости воображения
Тест: \"Вербальная (словесная) фантазия»
Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом
существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его
устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа
(истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок
приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:
1. Быстрота воображения.
2. Необычность, оригинальность образов воображения .
3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.
4. Эмоциональность образов.
Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок
придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно. Если в течение
одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему
какой-либо сюжет. Необычность, оригинальность образов воображения
оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог
раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом
внес в него от себя что-то новое, оригинальное. Богатство, глубина и
детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу
различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных
характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка,
по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов. Если
ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект
рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито
хорошо.
Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и
увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.
Тест: \"Невербальная фантазия\"
Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и
попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения.
Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он
изобразил. Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей: -
во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития
тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
- во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные
особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты
хорошо, а какие-то - не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно
развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных
затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти
\"слабые места\" можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы
в интеллектуальный тренинг
- в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить
эффективность тех средств и методов, которые используются вами для
умственного развития ребенка.
И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами,
чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые
их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения
в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать
во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или
растерянности, называемыми \"эффектом неожиданности\", чувствовать себя
более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы
с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.
6)Диагностика произвольной сферы.
Тест «Графические фигуры» - на диагностику произвольной сферы.
Методика «Графические фигуры» заключалась в следующем. Детям предлагалось
по зрительно воспринимаемому образцу самостоятельно без комментария
экспериментатора выполнить четыре рисунка по возрастающей степени
сложности. Образцы рисунков представляли собой изображение елки,
снеговика, цветка и робота, состоящие из сочетания геометрических фигур
(круга, прямоугольника и треугольника). Ребенку давался лист бумаги, на
одной половине которого был изображен образец, а на другой — с помощью
карандаша он должен был воспроизвести этот образец. При анализе данного
задания учитывались следующие критерии: расположение рисунка, соответствие
величине эталона, перенесение всех деталей рисунка, правильность
изображенных элементов, четкость линий. При каждом несоответствии эталону
число баллов уменьшалось.
Эксперименты проводились в первой половине дня индивидуально с каждым
ребенком в течение 30— 35 мин. Методика разработана так, что ее можно было
разделить на два этапа в том случае, если ребенок уставал.
Результаты диагностического эксперимента были проранжированы и путем
корреляции получены среднее арифметическое.
3. Результаты исследования психологической готовности в детском саду №
«Елочка» и их анализ.
Тестирование, как уже упоминалось, проводилось в подготовительной группе
детского сада. В группе 27 человек. Выполнение каждого задания оценивалось
по десятибалльной шкале, затем находилось среднее арифметическое баллов по
заданию во всей группе. И далее подсчитывался средний бал по разделу
тестирования. Рассмотрим результаты проведения нашего тестирования в
таблице 1.
Таблица 1.
Результаты тестирования психологической готовности.
+------------------------------------------------------------------------+
| Наименование теста | Средний балл |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| 1. Внимание | 8,67 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Переплетенные линии\" | 8 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Кольца\" | 9 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Корректурная проба\" | 9 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| 2.Восприятие | 8 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Что не дорисовано?\" | 10 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Найди квадрат\" | 7 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Закрась фрукты\" | 10 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Пиши кружочками \" | 5 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| 3.Мышление | 8,75 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Обведи контур\" | 8 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Лишний предмет\" | 10 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Нелепицы\" | 10 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| Ответы на вопросы для оценки словесно-логического | 7 |
| мышления | |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| 4.Память | 8 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Картинки\" | 9 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Запомни слова\" | 7 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Запомни фразы\" | 7 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| Оценка произвольной образной памяти | 10 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Запомни рисунки\" | 9 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| Оценка механической памяти | 6 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Узнай фигуры\" | 8 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| 5.Воображение | 3,5 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Вербальная (словесная) фантазия» | 3 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| \"Невербальная фантазия\" | 4 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| 6. Произвольная сфера. | 7 |
|---------------------------------------------------------+--------------|
| «Графические фигуры» | 7 |
+------------------------------------------------------------------------+
Анализ таблицы показывает, что в целом дети готовы к обучению в школе. У
них развиты внимание, восприятие, мышление, память, произвольная сфера. Но
в то же время плохие результаты дало тестирование воображения. Дети с
трудом выстраивают логические цепочки своего рассказа, и цитируют уже
готовые предложения из сказок и мультфильмов. Поэтому в оставшееся время
до выпуска необходимо провести дополнительные занятия по развитии
воображения. Рекомендуется особое внимание уделять развитию следующих
способностей и умений:
1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка
важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3-4
года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым
материалом и определяется характером игрушек, сходством
предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже
нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение
может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на
замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя
себя всадником, а палку - лошадью. Постепенно необходимость во внешних
опорах исчезнет. Произойдет интериоризация - переход к игровому действию с
предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним
в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать
различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие
предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.
2. Осуществлять \"опредмечивание\" неопределенного объекта.
Способом \"опредмечивание\" дети начинают пользоваться еще с 3-4 лет. Он
состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре усматривать
определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределенного
изображения он может, например, круг превратить в колесо для машины или в
мячик, треугольник - в крышу домика или в парус для кораблика. К 6-7 годам
ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также
научиться добавлять к \"опредмеченному\" рисунку разнообразные детали.
3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного
графического изображения. Эта способность очень важна для предстоящей
учебной деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основе
словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги
(образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании
значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые
эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле
их восприятия (образное представление предмета, когда полностью он не
виден, а видна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях.
При этом, чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких
образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для
развития этой способности можно использовать задания, в которых ребенок
должен:
а) создавать образ предмета по его словесному описанию;
б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или
нескольких ее частей.
4. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов
(пространственное воображение). Все предметы окружающего нас мира
существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными,
должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с
этим, очень важно развивать у ребенка способность \"видеть\" образ предмета
с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой
способности детям шести лет можно предложить игры двух типов:
а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,
б) па представление взаимного \'расположения нескольких предметов в
пространстве.
5. Подчинять свое- воображение определенному замыслу, создавать и
последовательно реализовывать план этого замысла.
Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению
задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели
приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не
достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть
необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее
продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить
ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать
свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные
произведения (рисунки, истории, конструкции и т.п.).
Обучение этому умению должно включать следующие этапы:
I - этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план
(схему) готового произведения (конструкции);
II - этап самостоятельного \"чтения\" плана: ребенок учится \"читать\"
составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое
произведение;
III - этап самостоятельного составления плана: ребенок сам составляет план
(схему) собственного произведения.
Познавательные процессы были рассмотрены более подробно, но нельзя не
упомянуть и о других навыках, которые в той или иной степени должны быть
развиты в ребенке к обучению в школе.
Заключение
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности
обучения, благоприятное профессиональное становление во многом
определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности
детей к школьному обучению.
Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная
характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития
психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для
нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной
деятельности.
Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного
возраста являются: умение детей сознательно подчинять свои действия
правилам, обощенно определяющим способ действия, умение ориентироваться на
заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и точно
выполнять задания, прелагаемые в устной форме, умение самостоятельно
выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Кроме
указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи
выявляют уровень развития речи.
Основными показателями речевой готовности первоклассников к обучению
являются: более сложная самостоятельная форма речи - развернутое
монологическое высказывание, развитие звуковой стороны речи, завершается
процесс фонематического развития, развитие грамматического строя речи,
усвоение закономерностей морфологического порядка и синтаксического,
усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного
словаря, совершенствование словесно - логического мышления.
Проведенное в детском саду тестирование показало, что в целом дети хорошо
развиты и психологически готовы к обучению в школе. Низкий балл был
отмечен только при тестировании воображения. В связи с этим необходимо
провести дополнительные занятия по развитию воображения.
Список литературы
1.Абдурасулова Т. Д. // журнал \"Вопросы психологии\" №2/1997
2.Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича,
В.И.Лубовского - М.,1982.
3.Барташникова И.А., Барташников А.А. \"Учись играя.\" Харьков: Фолио, 1997
4.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2.
- М., 1979
5.Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. \"Воспитание сенсорной культуры
ребенка.\" М.: Просвещение, 1998
6.Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей
младшего школьного возраста - Томск.,1993.
7.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Компенс-Центр,
1993.
8.Гуткина Н.И, Детский практический психолог в школе // Школа здоровья.
1994. Т. 1. № 1
9.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986
10.Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера,
В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.
11.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. \"Что на свете не бывает?\" М.: Знание, 1994
12.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /
Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981.
13.Житникова Л. \"Учите детей запоминать.\" М.: Просвещение, 1985
14.Заика Е.В., \"Упражнение для формирования навыков чтения у младших
школьников\" // Вопросы психологии. 1995. № 6
15.Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1986. -
Т.1
16.Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. \"Тесты для детей\" Дельта,
1997
17.Истомина З.М., \"Развитие памяти.\" М.: Просвещение, 1978
18.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая
готовность к школе. М.: Знание, 1987.
19.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе. М.: Педагогика, 1991.
20.Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая
подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987
21.Лук А.Н., \"Мышление и творчество.\" М.: Политиздат, 1976
22.Михайлова З.А., \"Игровые, занимательные задачи для дошкольников.\" М.:
Просвещение, 1985
23.Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. \"Скоро в школу!\" М.: 1998
24.Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного
к школьному возрасту. - М.,1988.
25.Никитин Б.П. \"Развивающие игры.\" М.: Педагогика, 1981
26.Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. - М., 1972
27. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М.
Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
28.Русский язык в начальных классах/ Под ред. Н.С.Соловейчик, П.С. Жедек.
- М.,1997
29.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988.
30.Фисюкова Л.Б. \"От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.\"
Харьков: Фолио, 1996
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под
ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981, с. 78
Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. - М., 1972, с. 172
Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к
школьному возрасту. - М.,1988, с. 35
Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича,
Е.М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995, с 17
Там же, с18.
Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича,
В.И.Лубовского - М.,1982, с 12
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986, с. 112
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под
ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981, с.69
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая
готовность к школе. М.: Знание, 1987., с 145
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988., с 50
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. -
М., 1979, с 24
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе. М.: Педагогика, 1991., с 36
Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая
подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987, с.219
Михайлова З.А., \"Игровые, занимательные задачи для дошкольников.\" М.:
Просвещение, 1985, с 5
1