К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке

К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке

К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке

Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-

педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский

особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды

по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.

В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде

статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского

народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально

подготовленных к исполнению своих обязанностей»

Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало,

поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного

заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали

дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного

общего и тем более педагогического образования.

В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский

делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную

общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и

сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский

утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом

процессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту

воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными

сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного

значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным

ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было

благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым,

хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он

чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем

истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из

величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые

пополнения».

Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского,

серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен

обладать учитель, является убеждение;_У_читель обязан воспитать у своих

воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если

он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания

есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением».

Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими

программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений,

превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.

Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в

том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только

преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные

воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются

редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на

умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям,

и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о

различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель

должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по

тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К.

Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.

Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в

учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение

специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель

должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли

ему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессом

воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны

учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их

активного внимания.

Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще

овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в

педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же

это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.

Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует

сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так,

учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить,

читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.

Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1)

разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением

к искусству воспитания»; 2) -подготовка широко образованных педагогов; 3)

распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и

убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны

обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и

семинарии.

Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает

роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-

учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными

учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в

классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы,

например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».

Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными

знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к

постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель

учит успешно до тех пор, пока учится сам.

При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на

учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и

его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение

учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки.

Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его

понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и

теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою

творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках

нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей

плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.