Как улучшить инвестиционный климат в Саратове
Как улучшить инвестиционный климат в Саратове
Конкурсная работа к «Дню дублера»
«Инвестиционная политика.
Как улучшить инвестиционный климат в Саратове».
Работа подготовлена студентами
Московского Государственного
Университета Коммерции
Саратовского Института.
1. ______________________________
______________________________________
______________________________________
2. ______________________________
______________________________________
______________________________________
3. ______________________________
______________________________________
______________________________________
4. ______________________________
______________________________________
______________________________________
САРАТОВ 2000
План:
1. Введение.
2. Инвестиционная политика.
3. Задача улучшения инвестиционного климата города Саратова.
4. Заключение
Введение
Сегодня экономика Саратовской губернии, и России в целом, нуждается
в притоке иностранного капитала. Это вызвано практически полным
прекращением финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у
предприятий в связи с переходом к рыночной экономике, развитием общего
экономического кризиса и спадом производства, большим износом
установленного на предприятиях оборудования и рядом других причин. Но, к
сожалению, иностранные инвесторы всё меньше и меньше проявляют к нам
интерес, не желая вкладывать деньги в экономику нашего края. Это
объясняется целым комплексом причин:
- нестабильность экономической и политической ситуаций;
- несовершенное и противоречивое законодательство;
- неясность в определении прав собственности;
- отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
- не конвертируемость рубля, нестабильность рублевого пространства;
- непредсказуемость изменений в налоговой системе.
Да, действительно, налоги очень высоки, поэтому иностранные инвесторы
быстро уходят из страны. Таким образом, в первую очередь необходимо
проводить налоговую реформу.
Инвестиционная политика.
С самого начала приватизации в России
предусматривалась возможность участия в этом процессе иностранного
капитала, прежде всего из-за отсутствия средств у отечественных
собственников. При этом предусматривалось установить одинаковый
правовой режим для иностранных и отечественных инвесторов. Необходимо
доработать законодательную базу, регулирующую иностранные инвестиции.
Так, все бизнесмены мира ведут свое дело на основе законов, у нас же им
приходиться руководствоваться указами, распоряжениями, постановлениями и
другими нормативными документами, которые постоянно меняются, дополняются,
уточняются, разъясняются, что затрудняет реализацию любых
экономических программ.
Большую роль в инвестиционной политике государства и Саратова в частности
способны сыграть отечественные инвестиционные банки, которые могут
привлечь крупные иностранные капиталы. В Федеральной комиссии по ценным
бумагам полагают, что между эмитентом и инвестором должны
находиться профессиональные посредники - интересы инвестора должен
представлять финансовый брокер, интерес эмитента - инвестиционный
банк. Увязывание возможных противоречий между ними должно быть
осуществлено за счет подготовки соответствующей правовой базы. Вполне
вероятно, что реализация правительственных программ по привлечению
инвестиций и совершенствованию механизма послечековой приватизации без
таких банков будет вообще чрезвычайно затруднена.
Если в банковской сфере у иностранных инвесторов не так много вариантов
для вложения капитала, то в других секторах возможностей
гораздо больше. Можно привлечь иностранные капиталы в экономику
Саратовской губернии благодаря огромнейшим залежам нефти и газа. Но
капиталовложения (включая иностранные) в нефтяной сектор зависят от
создания эффективной структуры, позволяющей принимать капитал, переваривать
его и давать прибыль.
Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса в настоящее время во
многом препятствует отсутствие в стране необходимых объемов внутренних
ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и
реконструкции экономики не может быть решена только за счет значительного
увеличения масштабов государственного инвестирования из-за высокой степени
"связанности" ограниченных бюджетных инвестиций неотложными задачами
инвестиционной поддержки жизни обеспечивающих производств и необходимости
осуществления целого ряда некоммерческих (бесприбыльных) инвестиционных
проектов социальной сферы. В этой связи в 2000 году на первый план выходят
задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления национального
капитала и его трансформации в реальные инвестиции, содействие реализации
инвестиционных программ крупного корпоративного национального капитала,
усиление функций государства как "стратегического" инвестора,
стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности среднего и малого
предпринимательства.
Практическая реализация этих задач предъявляет жесткие требования к режиму
функционирования экономики, направлениям и эффективности использования
инвестиционных ресурсов, скорости и результативности институциональных
преобразований.
Таким образом, важнейшим условием активизации производственной деятельности
в 2000 году остается формирование в российской экономике благоприятного
инвестиционного климата, что предполагает необходимость:
· устойчивой стабилизации и последующего оживления производства с
опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;
· осуществления комплекса мер по нормализации платежной дисциплины,
что позволит делать сбережения в денежной форме;
· четкого разграничения сфер ответственности федерального и местного
бюджетов, а именно:
1) выделение средств на развитие федеральной собственности;
2) в отношении отдельных объектов, находящихся в муниципальной
собственности, — выделение средств из федерального бюджета только в порядке
софинансирования в объеме, не большем, чем предусматривается за счет
местного бюджета;
· дальнейшего последовательного снижения темпов инфляции и реальной
банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего массовые инвестиции
в экономику;
· проведения взвешенной инвестиционной политики на фондовом рынке
обеспечивающей разумный баланс интересов секторов;
· создания благоприятного налогового режима, способствующего
наращиванию производительного капитала;
· стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики за счет
развития системы государственных гарантий, предоставляемых частному
инвестору на приоритетных для государства направлениях инвестирования.
Задача улучшения инвестиционного климата города Саратова.
Именно на этом, в известном смысле переломном этапе развития
страны, когда наметился выход из кризиса и вполне реальны стабилизация, а
затем и оживление в экономике, особенно актуальной становится задача
привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только дать
серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и способствовать
ее вхождению в мировую экономику.
Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в Рос-
сии неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности,
неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы,
неразвитости инфраструктуры. Инвесторы отличают наличие в России
противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и
постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или
даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На
такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы
реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных
ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность.
Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и
конкретных предприятиях города Саратова, транспортной и
телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием
на пути иностранного инвестирования в экономику России, особенно для малых
и средних зарубежных компаний и фирм.
Для этого должна быть срочно разработана и реализована система
стимулирующих мер:
- стимулирование сбережений предприятиями всех форм собственности
и населением, а также блокирование "проедания" доходов с целью расширения
"национальных инвестиций";
- предоставление весомых налоговых льгот производственным инвесторам
и банкам, кредитующим производственное строительство, которые
компенсировали бы им недобор прибыли по сравнению с использованием
средств в качестве торгового или финансового капитала;
- возврат к системе оплаты за конечную строительную продукцию;
- формирование национальной системы мониторинга инвестиционного
климата России и ее регионах и ряд других.
Наряду с этими мерами важную роль играют предотвращение оттока
национального капитала за рубеж и стимулирование притока в страну прямых
иностранных инвестиций.
Заключение
Подводя итоги проведенного анализа, можно выделить основные
направления по созданию благоприятного инвестиционного климата в России и
конкретно в Саратовской губернии.
Во-первых, необходимо законодательно обеспечить одинаковый для всех
инвесторов, а в отдельных случаях, и льготный, правовой режим для
иностранных вкладчиков, предоставить гарантии права собственности
иностранного инвестора, а также права беспрепятственного
распоряжения своей долей прибыли.
Во-вторых, следует упростить нормативную базу проведения денежной
приватизации, что позволит обеспечить реальный доступ иностранного
капитала на рынок недвижимости, устранить бюрократические препоны
через систему подзаконных актов и инструкций.
В-третьих, целесообразно создать экономические предпосылки, включая
предоставление льгот по налогообложению прибыли, земли, собственности и
объектов инфраструктуры, для повышения прибыльности инвестирования
в российскую экономику по сравнению с другими видами экономической
деятельности.
В-четвертых, необходимо установить приоритеты для направления
иностранных инвестиций, прежде всего в приватизируемые предприятия тех
отраслей, в которых страна-импортер обладает значительными
преимуществами и которые обеспечивают структурную перестройку
экономики.
В-пятых, следует ввести двойное подчинение региональных таможен
и таможенных постов, что позволит с учетом местных
интересов регулировать пошлины, налоги и акцизы, предоставить местным
региональным таможням право устанавливать льготы на ввоз и вывоз
продукции, а часть полученных от этого доходов оставлять в местный бюджет.
В-шестых, необходимо создать понятную и работающую структуру фондового
рынка, установить жесткие правила игры для его участников.
В-седьмых, в значительной мере проблемы могут быть решены участием в
проектах отечественных инвестиционных банков, но для этого необходима
отлаженная работа банковской системы, надежные и сильные банки, а также
четкие и рассудительные меры ЦБ РФ.
В-восьмых, для эффективного использования иностранных капиталов в
национальной экономике России должен быть определен перечень
приоритетных отраслей промышленности, требующих инвестиций, причем и
на правительственном, и на региональном уровне. Все это будет
способствовать увеличению притока и повышению эффективности использования
иностранных инвестиций с целью ускорения структурной перестройки
нашей экономики и выхода из кризиса. Но мешают отсутствие финансовой
стабильности, высокие цены, риски. Отсутствуют действенные стимулы
вкладывать капиталы в производство, инфраструктуру,
долгосрочные проекты.
Подводя итог вышесказанному, наша группа факультета внешнеэкономической
деятельности считает, что нашему городу необходимо в первую очередь
расширять внешнеэкономические связи со странами Европы, Азии, а в будущем и
Америки. Это первоочередная задача в улучшении инвестиционного климата в
городе Саратове.