Как улучшить инвестиционный климат в Саратове

Как улучшить инвестиционный климат в Саратове

Конкурсная работа к «Дню дублера»

«Инвестиционная политика.

Как улучшить инвестиционный климат в Саратове».

Работа подготовлена студентами

Московского Государственного

Университета Коммерции

Саратовского Института.

1. ______________________________

______________________________________

______________________________________

2. ______________________________

______________________________________

______________________________________

3. ______________________________

______________________________________

______________________________________

4. ______________________________

______________________________________

______________________________________

САРАТОВ 2000

План:

1. Введение.

2. Инвестиционная политика.

3. Задача улучшения инвестиционного климата города Саратова.

4. Заключение

Введение

Сегодня экономика Саратовской губернии, и России в целом, нуждается

в притоке иностранного капитала. Это вызвано практически полным

прекращением финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у

предприятий в связи с переходом к рыночной экономике, развитием общего

экономического кризиса и спадом производства, большим износом

установленного на предприятиях оборудования и рядом других причин. Но, к

сожалению, иностранные инвесторы всё меньше и меньше проявляют к нам

интерес, не желая вкладывать деньги в экономику нашего края. Это

объясняется целым комплексом причин:

- нестабильность экономической и политической ситуаций;

- несовершенное и противоречивое законодательство;

- неясность в определении прав собственности;

- отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;

- не конвертируемость рубля, нестабильность рублевого пространства;

- непредсказуемость изменений в налоговой системе.

Да, действительно, налоги очень высоки, поэтому иностранные инвесторы

быстро уходят из страны. Таким образом, в первую очередь необходимо

проводить налоговую реформу.

Инвестиционная политика.

С самого начала приватизации в России

предусматривалась возможность участия в этом процессе иностранного

капитала, прежде всего из-за отсутствия средств у отечественных

собственников. При этом предусматривалось установить одинаковый

правовой режим для иностранных и отечественных инвесторов. Необходимо

доработать законодательную базу, регулирующую иностранные инвестиции.

Так, все бизнесмены мира ведут свое дело на основе законов, у нас же им

приходиться руководствоваться указами, распоряжениями, постановлениями и

другими нормативными документами, которые постоянно меняются, дополняются,

уточняются, разъясняются, что затрудняет реализацию любых

экономических программ.

Большую роль в инвестиционной политике государства и Саратова в частности

способны сыграть отечественные инвестиционные банки, которые могут

привлечь крупные иностранные капиталы. В Федеральной комиссии по ценным

бумагам полагают, что между эмитентом и инвестором должны

находиться профессиональные посредники - интересы инвестора должен

представлять финансовый брокер, интерес эмитента - инвестиционный

банк. Увязывание возможных противоречий между ними должно быть

осуществлено за счет подготовки соответствующей правовой базы. Вполне

вероятно, что реализация правительственных программ по привлечению

инвестиций и совершенствованию механизма послечековой приватизации без

таких банков будет вообще чрезвычайно затруднена.

Если в банковской сфере у иностранных инвесторов не так много вариантов

для вложения капитала, то в других секторах возможностей

гораздо больше. Можно привлечь иностранные капиталы в экономику

Саратовской губернии благодаря огромнейшим залежам нефти и газа. Но

капиталовложения (включая иностранные) в нефтяной сектор зависят от

создания эффективной структуры, позволяющей принимать капитал, переваривать

его и давать прибыль.

Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса в настоящее время во

многом препятствует отсутствие в стране необходимых объемов внутренних

ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и

реконструкции экономики не может быть решена только за счет значительного

увеличения масштабов государственного инвестирования из-за высокой степени

"связанности" ограниченных бюджетных инвестиций неотложными задачами

инвестиционной поддержки жизни обеспечивающих производств и необходимости

осуществления целого ряда некоммерческих (бесприбыльных) инвестиционных

проектов социальной сферы. В этой связи в 2000 году на первый план выходят

задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления национального

капитала и его трансформации в реальные инвестиции, содействие реализации

инвестиционных программ крупного корпоративного национального капитала,

усиление функций государства как "стратегического" инвестора,

стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности среднего и малого

предпринимательства.

Практическая реализация этих задач предъявляет жесткие требования к режиму

функционирования экономики, направлениям и эффективности использования

инвестиционных ресурсов, скорости и результативности институциональных

преобразований.

Таким образом, важнейшим условием активизации производственной деятельности

в 2000 году остается формирование в российской экономике благоприятного

инвестиционного климата, что предполагает необходимость:

· устойчивой стабилизации и последующего оживления производства с

опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;

· осуществления комплекса мер по нормализации платежной дисциплины,

что позволит делать сбережения в денежной форме;

· четкого разграничения сфер ответственности федерального и местного

бюджетов, а именно:

1) выделение средств на развитие федеральной собственности;

2) в отношении отдельных объектов, находящихся в муниципальной

собственности, — выделение средств из федерального бюджета только в порядке

софинансирования в объеме, не большем, чем предусматривается за счет

местного бюджета;

· дальнейшего последовательного снижения темпов инфляции и реальной

банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего массовые инвестиции

в экономику;

· проведения взвешенной инвестиционной политики на фондовом рынке

обеспечивающей разумный баланс интересов секторов;

· создания благоприятного налогового режима, способствующего

наращиванию производительного капитала;

· стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики за счет

развития системы государственных гарантий, предоставляемых частному

инвестору на приоритетных для государства направлениях инвестирования.

Задача улучшения инвестиционного климата города Саратова.

Именно на этом, в известном смысле переломном этапе развития

страны, когда наметился выход из кризиса и вполне реальны стабилизация, а

затем и оживление в экономике, особенно актуальной становится задача

привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только дать

серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и способствовать

ее вхождению в мировую экономику.

Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в Рос-

сии неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности,

неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы,

неразвитости инфраструктуры. Инвесторы отличают наличие в России

противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и

постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или

даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На

такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы

реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных

ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность.

Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и

конкретных предприятиях города Саратова, транспортной и

телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием

на пути иностранного инвестирования в экономику России, особенно для малых

и средних зарубежных компаний и фирм.

Для этого должна быть срочно разработана и реализована система

стимулирующих мер:

- стимулирование сбережений предприятиями всех форм собственности

и населением, а также блокирование "проедания" доходов с целью расширения

"национальных инвестиций";

- предоставление весомых налоговых льгот производственным инвесторам

и банкам, кредитующим производственное строительство, которые

компенсировали бы им недобор прибыли по сравнению с использованием

средств в качестве торгового или финансового капитала;

- возврат к системе оплаты за конечную строительную продукцию;

- формирование национальной системы мониторинга инвестиционного

климата России и ее регионах и ряд других.

Наряду с этими мерами важную роль играют предотвращение оттока

национального капитала за рубеж и стимулирование притока в страну прямых

иностранных инвестиций.

Заключение

Подводя итоги проведенного анализа, можно выделить основные

направления по созданию благоприятного инвестиционного климата в России и

конкретно в Саратовской губернии.

Во-первых, необходимо законодательно обеспечить одинаковый для всех

инвесторов, а в отдельных случаях, и льготный, правовой режим для

иностранных вкладчиков, предоставить гарантии права собственности

иностранного инвестора, а также права беспрепятственного

распоряжения своей долей прибыли.

Во-вторых, следует упростить нормативную базу проведения денежной

приватизации, что позволит обеспечить реальный доступ иностранного

капитала на рынок недвижимости, устранить бюрократические препоны

через систему подзаконных актов и инструкций.

В-третьих, целесообразно создать экономические предпосылки, включая

предоставление льгот по налогообложению прибыли, земли, собственности и

объектов инфраструктуры, для повышения прибыльности инвестирования

в российскую экономику по сравнению с другими видами экономической

деятельности.

В-четвертых, необходимо установить приоритеты для направления

иностранных инвестиций, прежде всего в приватизируемые предприятия тех

отраслей, в которых страна-импортер обладает значительными

преимуществами и которые обеспечивают структурную перестройку

экономики.

В-пятых, следует ввести двойное подчинение региональных таможен

и таможенных постов, что позволит с учетом местных

интересов регулировать пошлины, налоги и акцизы, предоставить местным

региональным таможням право устанавливать льготы на ввоз и вывоз

продукции, а часть полученных от этого доходов оставлять в местный бюджет.

В-шестых, необходимо создать понятную и работающую структуру фондового

рынка, установить жесткие правила игры для его участников.

В-седьмых, в значительной мере проблемы могут быть решены участием в

проектах отечественных инвестиционных банков, но для этого необходима

отлаженная работа банковской системы, надежные и сильные банки, а также

четкие и рассудительные меры ЦБ РФ.

В-восьмых, для эффективного использования иностранных капиталов в

национальной экономике России должен быть определен перечень

приоритетных отраслей промышленности, требующих инвестиций, причем и

на правительственном, и на региональном уровне. Все это будет

способствовать увеличению притока и повышению эффективности использования

иностранных инвестиций с целью ускорения структурной перестройки

нашей экономики и выхода из кризиса. Но мешают отсутствие финансовой

стабильности, высокие цены, риски. Отсутствуют действенные стимулы

вкладывать капиталы в производство, инфраструктуру,

долгосрочные проекты.

Подводя итог вышесказанному, наша группа факультета внешнеэкономической

деятельности считает, что нашему городу необходимо в первую очередь

расширять внешнеэкономические связи со странами Европы, Азии, а в будущем и

Америки. Это первоочередная задача в улучшении инвестиционного климата в

городе Саратове.