Какой системы придерживаться

Какой системы придерживаться

КАКОЙ СИСТЕМЫ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ

СИСТЕМЫ ЗАГОЛОВКОВ - ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОГРАММЫ "HEADLINER"

Представьте себе, что Вы раскрыли журнал и просматриваете некий материал, по привычке читая только подзаголовки:

ГОСТЬ СВОЕ ИМЯ ЛЮБИТ

ГРЕКИ ЛЮБИЛИ СТАВИТЬ И ВЫИГРЫВАТЬ

А ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ПЕТЯ С МАШЕЙ?

ОШИБКА УОЛТА ДИСНЕЯ

ПРАВИЛО ШТИРЛИЦА

ДЕНЕЖКИ СЧЕТ ЛЮБЯТ

…Каждый подзаголовок интригует по-своему и сходу сложно понять, о чем же речь в этой статье. Тем более - представить себе сюжет, который их объединяет.

Очень часто знакомство с любым объемным текстом начинается с "оглавления", то есть с просмотра заголовков и подзаголовков. И им же - в условиях возросшего информационного потока - нередко заканчивается. Более того, одна из мощных тенденций современной журналистики - создание текстов для "просмотрового чтения" (вспомним - когда мы последний раз читали журнал "от корки до корки"?). Для Автора, желающего быть если не прочитанным, то хотя бы понятым, это означает одно - заголовки разделов текста должны максимально позиционировать весь текст. А это возможно, если они образуют СИСТЕМУ.

…Помнится, в студенчестве был такой фокус: из одних только названий книг, кинофильмов или крылатых фраз нужно было выстроить связанный сюжет. Использование связующих слов допускалось, но не поощрялось, так что многие истории подавались в виде "тезисов".

Похожий "фокус" Автору объемного текста желательно проделывать с собственными подзаголовками. В этом случае о плавности повествования (если читать одни только заголовки) можно не беспокоиться. Главное, чтобы эти заголовки составляли общий "сюжет", понятный Читателю даже при беглом просмотре.

"Сюжетов", как и тем, бесчисленное множество. А вот известных нам способов их изложения (читай: систем заголовков) всего несколько. Рассмотрим эти способы.

СИСТЕМА ЗАГОЛОВКОВ № 1: "ЧТО и КОГДА"

Заголовки фрагментов текста образуют временную последовательность основных событий, дающих - подобно оглавлению - представление о произошедшем в целом.

ПРИМЕР 1

ПЕРВЫЕ ЗАГАДКИ УРАНА

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ НЕБЕСНОЙ МЕХАНИКИ. ПРОБЛЕМА УРАНА КАК БУДТО РЕШЕНА!

ОПЯТЬ УРАН НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ И ОПЯТЬ НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА НАХОДИТ КАК БУДТО ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НОВАЯ И САМАЯ ТРУДНАЯ ЗАГАДКА УРАНА. ГИПОТЕЗЫ. ИДЕЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ЕЩЕ ОДНОЙ ПЛАНЕТЫ

ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЙСТВИЕ ДРАМЫ "НЕПТУН"

Гребеников Е.А., Рябов Ю.А., Поиски и открытия планет, М.: "Наука", 1984, с. 48 - 137.

ПРИМЕР 2

ИНСПЕКТОР ВСЕГДА ПРАВ

АДВОКАТУРА ПАСУЕТ

НА ГАИ УПРАВЫ НЕТ

КРУГОВАЯ ПОРУКА

СИСТЕМА ПРОВОЦИРУЕТ

Рубцов В., Госавтоинспекция умеет "секвестировать" бюджет автомобилиста,  газета "Деловой Петербург" от 28.05.1997 г.

Этот вариант системы заголовков чаще других встречается у классиков приключенческого жанра - Жюля Верна, Александра Дюма, Марка Твена. Классики были мудрее иных современников: заголовки должны были "продавать" сюжет, а потому в общей своей массе напоминают либо "краткое содержание предыдущей серии", либо анонс следующей. Впрочем, судите сами:

ПРИМЕР 3

Глава первая. Ураган 1865 года. - Возгласы над морской пучиной. - Воздушный шар, унесенный бурей. - Разорванная оболочка. - Кругом только море. - Пять путников. - Что произошло в гондоле. - Земля на горизонте. - Развязка драмы.

Жюль Верн, Таинственный остров

СИСТЕМА ЗАГОЛОВКОВ № 2: "ЧТО есть ЧТО"

Заголовки фрагментов текста образуют перечень составных частей, стадий или назначений некого Предмета описания;

ПРИМЕР 4

ИДЕЯ

ЗАТРАТЫ

ПРИБЫЛЬ

ПЕРСПЕКТИВЫ

ПРОМА-1, еженедельник "Аргументы и факты", 1997, № 6.

ПРИМЕР 5

ДОГОВОР? РАЗВЕ МЫ НЕ ДОВЕРЯЕМ ДРУГ ДРУГУ?

АВТОР - МОЙ СОТРУДНИК, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОЕ

ЧАСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - ВСЕ-ТАКИ ЕГО ЧАСТЬ!

И КТО ЗДЕСЬ АВТОР?

АВТОРСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ

ВЫВОД

Усков В., Двое в лодке не считались с…Подводные камни авторского права,РИ, 2000, № 6 (71), с. 8 - 9.

ПРИМЕР 6

ОФИЦИАНТЫ, КОТОРЫЕ: ЖОНГЛИРУЮТ,..

ПОЮТ,..

ВНОВЬ ЖОНГЛИРУЮТ,..

СПЛЕТНИЧАЮТ,..

РАЗЫГРЫВАЮТ СПЕКТАКЛИ

"УИКЭНДЫ ТАИНСТВЕННЫХ УБИЙСТВ"…

РЕЗЮМЕ

Клеймихина Т., Соловья баснями не кормят…,РИ, 1998, № 5 (46), с. 14 - 15.

Этот вариант системы заголовков более присущ учебно-методической литературе, назначение которой рассматривать составные части объектов и их связи.

ПРИМЕР 7

КЛАССИФИКАЦИЯ СЛУХОВ

СТРУКТУРА СЛУХОВ

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУХОВ. ФОРМУЛА СЛУХА.

ПРОФИЛАКТИКА ЛОКАЛЬНЫХ СЛУХОВ

Макаров А., Не слухом единым? Анатомия слуха, РИ, 1998, № 3 (44), с. 12 - 14.

ПРИМЕР 8

КАК ЭТО БЫВАЕТ

ПОЧЕМУ ЭТО БЫВАЕТ

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО

ПОЧЕТНЫЙ ДОЛГ ПО-АМЕРИКАНСКИ

КАКОВ ЖЕ ВЫВОД

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Клеймихина Т., Бизнес, который построил муниципалитет. Три пружины бетлехемских праздников, РИ, 1998, № 8 (49), с. 12 - 14.

СИСТЕМА ЗАГОЛОВКОВ № 3: "ЧТО И КАК"

Заголовки фрагментов текста образуют алгоритм действия Героя и/или Читателя;

ПРИМЕР 9

РЕДКИЙ ДАЧНИК ЗНАЕТ, КАКИЕ ЛЬГОТЫ ЕМУ ПОЛОЖЕНЫ

УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛЬГОТЫ

КАКИЕ СПРАВКИ СОБРАТЬ

КУДА НЕСТИ ДОКУМЕНТЫ

Саввин А., Закон есть закон,  газета "Русская деревня" (СПб), от 24.04.1997 г.

ПРИМЕР 10

ЧТО ТАКОЕ ЗООПАРК И ГДЕ ОН НАХОДИТСЯ?

ЧТО ДЕЛАТЬ В ЗООПАРКЕ И КАК?

ПОСЛЕ ЗООПАРКА

Модестов С., Опять об обучении рекламе и PR или поход в зоопарк, РИ, 1999, № 5 (58), с. 14 - 15.

КАКОЙ ЖЕ СИСТЕМЫ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ?

Автор данной статьи предполагает, что выбор системы заголовков диктуется способом разбиения объемного текста на главки относительно ОСНОВНОГО Предмета описания.

Если текст разбит по хронологии событий вокруг основного Предмета описания, то подзаголовки смогут образовать только Систему № 1. Если каждая главка текста посвящена какой-то подсистеме или надсистеме Предмета описания, то лучше подойдет Система № 2.

Проиллюстрировать сказанное попробуем с помощью так называемой "девятиэкранки" , в которой Предмет описания может занимать следующие позиции:

Прошлое НАДсистемы Предмета описания