Компетенция Президента РФ

Компетенция Президента РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ 2

2.ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ НАЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ 4

3.ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 8

4. ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ СОГЛАСОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 10

5.ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 12

6.ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ 13

7. ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСТВА И НАГРАЖДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ 16

8.ПОЛНОМОЧИЯ ПО ИЗДАНИЮ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ 20

9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

10.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

ВВЕДЕНИЕ

Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не

означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным

источником, согласно ст. 3 Конституции РФ, является многонациональный народ

Российской Федерации.

Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может

претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной

власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами -

она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения

функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную,

исполнительную и судебную власть.

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных

государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него

задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой

законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов

государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к

одной из трех ветвей власти.

Правовое положение Президента характеризуется прежде всего тем, что он

является главой государства, из чего следует, что он - первый среди

государственных должностных лиц.

Президент Российской Федерации является главой государства (ч. 1 ст. 80

Конституции РФ). Как правило, главой государства называют должностное лицо,

персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях как

внутри него, так и с другими странами.

В ч. 2 ст. 80 установлено, что Президент является гарантом Конституции

Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это связано со

значением Конституции для стабильности государства и с тем, что в

соответствии с Конституцией, как указано в ее ст. 2, человек, его права и

свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и

свобод человека и гражданина - обязанностью государства.

Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее

независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное

функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же

указано, что Президент может и обязан действовать в установленном

Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким

образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что

прямо вытекает из провозглашения России правовым государством (ст. 1

Конституции РФ). Таким образом, например, обеспечивая целостность и

единство Российской Федерации, Президент должен принимать меры,

направленные на устранение имеющихся противоречий нормативных актов

субъектов Российской Федерации положениям федеральной Конституции и

федеральным законам

ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ НАЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным с

назначением должностных лиц, следует обратить внимание на то, что

Конституция предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из

должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом

непосредственно, другие - по представлению или после консультации с

соответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда других

должностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения

Государственной Думе или Совету Федерации. Последние же могут либо

согласиться с этим предложением и назначить должностное лицо либо отклонить

предложенную Президентом кандидатуру.

1. В соответствии с п. "а" ст. 83 Конституции РФ Президент с согласия

Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской

Федерации. Согласие дается в форме постановления, которое принимается Думой

большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о кандидатуре

Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом не

позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного

Президента или после отставки Правительства. Если предложенная Президентом

кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна

быть внесена Президентом в течение.

В соответствии с п. "в" настоящей статьи Президент принимает решение об

отставке Правительства Российской Федерации. Характерно, что если при

назначении Председателя Правительства необходимо согласие Государственной

Думы, то решение об отставке Правительства в целом принимается Президентом

самостоятельно. Это объясняется тем, что Президент фактически персонально

несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично

может участвовать. Ведь на основании п. "б" ст. 83 Конституции он "имеет

право председательствовать на заседаниях Правительства Российской

Федерации". Это правило как бы "связывает" Президента и Правительство.

Тесная связь Президента и Правительства Российской Федерации

подтверждается также тем, что Президент в силу п. "д" ст. 83 Конституции

назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя

Правительства и федеральных министров. Условием реализации этого правомочия

Президента является то, что указанное назначение на должности и

освобождение от них производятся "по предложению Председателя

Правительства", причем не оговаривается, в каком порядке и в какой форме

это предложение делается. С учетом этого представляется, что каждое решение

об изменении состава Правительства можно считать совместным решением главы

государства и главы органа, осуществляющего исполнительную власть в

Российской Федерации.

Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе

кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка

Российской Федерации (п. "г" ст. 83), а также ставит перед Государственной

Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка

Российской Федерации. Само же назначение на эту должность и освобождение от

нее осуществляются Государственной Думой. Данное положение является

действенной гарантией независимости Центрального банка от других органов

государственной власти.

Как гарантию независимости членов судебного корпуса, и прежде всего судей

Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской

Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации следует

рассматривать установленный п. "е" ст. 83 Конституции порядок назначения

этих лиц лишь по представлению Президента России. Назначение на должность

судей всех указанных выше судов (а в отношении Генерального прокурора и

освобождение от должности) производится Советом Федерации (п. "ж" и "з" ч.

1 ст. 102 Конституции).

Судей других федеральных судов назначает непосредственно Президент

Российской Федерации.

Значительное число должностных лиц, указанных в п. "к", "л" и "м" ст. 83

Конституции РФ так же, как и судьи "других федеральных судов" (п. "е" ст.

83), назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской

Федерации. К ним относятся и полномочные представители Президента в

субъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и

Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые

Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных

Президентом в Государственную Думу. Это также высшее командование

Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особенно

потому, что Президент Российской Федерации является по должности Верховным

Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Назначает и отзывает Президент и дипломатических представителей

Российской Федерации в иностранных государствах и международных

организациях.

Следует заметить, что в соответствии с п. "м" ст. 83 право назначения и

отзыва дипломатических представителей может быть реализовано "после

консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат

Федерального Собрания". Надо , однако, заметить, что в данном пункте ст. 83

устанавливается обязанность только проводить консультации, но само

назначение не связывается с результатами этих консультаций.

Статья 83 Конституции РФ указывает, что Президент формирует Администрацию

Президента Российской Федерации. Это орган, являющийся собственно рабочим

аппаратом Президента в исполнении возложенных на него Конституцией и

федеральными законами функций.

Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране

суверенитета, независимости и государственной целостности Российской

Федерации. В этом ему помогает Совет Безопасности, который он на основании

п. "ж" ст. 83 Конституции РФ формирует и возглавляет. Являясь совещательным

органом, Совет Безопасности осуществляет подготовку решений по вопросам

государственной безопасности, которые оформляются указами Президента.

Президент в соответствии с п. "з" ст. 83 Конституции РФ утверждает

военную доктрину Российской Федерации. Представляется, что эта функция

Президента непосредственно обусловлена тем, что он является Верховным

Главнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны и возглавляет ее Совет

Безопасности.

ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с

Конституцией РФ и федеральным законом. В Конституции определен срок

полномочий Думы - четыре года. В случае, если Президент не назначит выборы

депутатов Государственной Думы в этот срок, выборы проводятся Центральной

избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца,

следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.

При роспуске Государственной Думы Президент одновременно должен назначить

выборы Государственной Думы нового созыва. В этом случае согласно

Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации" днем выборов является последнее воскресенье

перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Если

Президент, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатов

нового созыва, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной

избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье по

истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы.

В полномочия Президента входит назначение референдума Российской

Федерации. Порядок назначения референдума и его проведения установлен

Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации”.

Президенту принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу

(все лица и органы, имеющие право законодательной инициативы, и в первую

очередь Президент, указаны в ст. 104 Конституции РФ).

Реализацию конституционного полномочия Президента вносить законопроекты в

Государственную Думу обеспечивает полномочный представитель Президента в

Государственной Думе Федерального Собрания.

На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать

федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая

законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Подписание и

обнародование законов главой государства является существенным элементом

законотворческой процедуры, обеспечивающей разделение властей.

Основной формой обнародования закона, то есть доведения его до всеобщего

сведения, является опубликование закона. Согласно Федеральному закону

федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней

после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им

считается первая публикация полного текста закона в "Российской газете" или

"Собрании законодательства Российской Федерации".

Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о

положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики

государства. Однако, послания Президента не являются нормативными актами,

это акты политического характера, содержащие программные принципы. В

Российской Федерации значение посланий Президента обусловлено тем, что

Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет

основные направления внутренней и внешней политики государства. В посланиях

излагается видение Президентом будущего страны.

ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ СОГЛАСОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ

Права Президента использовать согласительные процедуры для разрешения

разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также

между органами государственной власти субъектов Российской Федерации прямо

вытекают из его обязанности обеспечивать согласованное функционирование и

взаимодействие органов государственной власти.

В Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур, что

имеет принципиальное значение, так как в результате Президент оказывается

свободным в выборе из большого диапазона согласительных процедур, суть

которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и в конечном счете в

достижении согласованного решения.

Наиболее часто для достижения согласованного решения Президентом

используются организация переговоров с участием спорящих сторон и

образование согласительных комиссий.

В случаях, если применение согласительных процедур не приведет к

согласованному решению, Президент в соответствии с Конституцией может

передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Выбор суда

зависит от характера спора и компетенции суда, определяемой законом.

Президент наделяется правом приостанавливать действие актов органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Прежде всего, надо

обратить внимание на то, что Президент вправе приостановить действие только

такого акта органа исполнительной власти субъекта Федерации, который

противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам,

международным обязательствам Российской Федерации или нарушает права и

свободы человека и гражданина.

Следует заметить, что Президент вправе приостанавливать действие только

актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, но он не может

приостановить действие актов их органов законодательной власти.

ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Президент Российской Федерации осуществляет руководство внешней политикой

Российской Федерации, ведет переговоры по вопросам внешней политики. Об

активном участии Президента в переговорах свидетельствуют его практически

регулярные встречи с лидерами ведущих иностранных государств, участие в

важнейших международных дипломатических форумах, личное участие в

переговорах, а также частые телефонные обмены мнениями с ведущими

зарубежными политическими деятелями.

Руководство внешней политикой со стороны Президента Российской Федерации

в значительной степени проводится через федеральное Министерство

иностранных дел, глава которого - министр иностранных дел - в соответствии

со сложившейся международной практикой по всем вопросам внешних сношений,

так же как и Президент, представляет государство по должности, т.е. без

специальных полномочий.

Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем

дипломатических представителей. Ратификационная грамота направляется главой

иностранного государства Президенту России и удостоверяет, что указанное в

ней лицо, т.е. дипломатический представитель, обычно посол, представляет

интересы направившего его государства и его словам и действиям надлежит

верить.

ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим

Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации как глава государства и Верховный

Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет

основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной

страны.

В законодательстве под обороной понимается вся система политических,

экономических, военных, военно - технических, социальных, правовых и иных

мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного

нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета

Российской Федерации.

В полномочия Президента входят издание указов о призыве граждан на

военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны Российской

Федерации и Положения о территориальной обороне.

Президент утверждает планы дислокации Вооруженных Сил и других войск,

размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового

поражения и ядерных отходов на территории страны.

Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры

Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по

вопросам коллективной безопасности и разоружения.

Президент объявляет военное положение, что опосредуется изданием указа

Президентом Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ),

который утверждается с соблюдением процедуры принятия актов Советом

Федерации.

Незамедлительное сообщение о введении военного положения доводится

Президентом до Совета Федерации и Государственной Думы.

Военное положение, вводимое Президентом в случае агрессии против

Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории

Российской Федерации или в отдельных ее местностях, представляет собой

особый правовой режим жизнедеятельности государства и общества. Этот режим

предусматривает наделение органов государственной власти и органов местного

самоуправления, а также формируемых органов государственного управления

военного времени, военных властей правами по реализации функций,

обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на

них обязанностей.

В условиях военного положения органы государственной власти и органы

местного самоуправления, общественные объединения, предприятия,

организации, учреждения обязываются оказывать полное содействие военному

командованию в использовании сил и средств данной территории для нужд

обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке,

предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории

Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с

незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной

Думе.

Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации для

скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и

правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им

необходимой помощи.

Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые

беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада

отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или

нормальной деятельности государственных институтов;

б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под

угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно -

спасательных и восстановительных работ.

Право на введение чрезвычайного положения на всей территории Российской

Федерации принадлежит исключительно Президенту Российской Федерации.

Указы Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

должны утверждаться Советом Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

Процедура утверждения указа о введении чрезвычайного положения аналогична

процедуре утверждения указа о введении военного положения.

ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСТВА НАГРАЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ И

ПОМИЛОВАНИЯ

Президент Российской Федерации решает вопросы гражданства Российской

Федерации и предоставления политического убежища. Следует отметить, что

отнесенные п. "в" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации

вопросы гражданства в Российской Федерации решаются, прежде всего,

федеральным парламентом путем принятия законов. В настоящее время действует

Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. с

изменениями и дополнениями.

Статья 33 настоящего закона определяет конкретные полномочия Президента

по делам о гражданстве. Установлено, что Президент принимает решения по

вопросам: приема в российское гражданство иностранных граждан, граждан

бывшего СССР и лиц без гражданства; восстановления в гражданстве Российской

Федерации; разрешения на выход из гражданства Российской Федерации;

разрешения гражданину России иметь одновременно гражданство другого

государства; отмены решения о приеме в российское гражданство;

предоставления почетного гражданства. В осуществление указанных полномочий

Президент издает указы.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте

действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства.

В компетенцию Президента России входит также решение вопросов

предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без

гражданства. Предоставление политического убежища является суверенным

правом государства - субъекта международного права. Принимать решение о

предоставлении политического убежища - прерогатива Президента России.

Политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства

предоставляется на основании общепризнанных принципов и норм международного

права в соответствии с российской Конституцией и Положением о порядке

предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденным

Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г.

Лицо, желающее приобрести политическое убежище в Российской Федерации,

обращается с письменным ходатайством на имя Президента России в

территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту

своего пребывания. Ходатайство подается в течение семи дней по прибытии на

территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих

этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного

места жительства. При наличии достаточных оснований для предоставления

убежища ходатайство направляется в Федеральную миграционную службу России,

которая его рассматривает, запрашивает заключения МВД, МИД, ФСБ России и

затем направляет все материалы со своим заключением о возможности и

целесообразности предоставления обратившемуся лицу политического убежища в

Комиссию по вопросам гражданства при Президенте. Комиссия рассматривает

ходатайство и вносит свое предложение Президенту для принятия им решения.

Предоставление политического убежища производится указом Президента.

Пунктом "б" ст. 89 Конституции РФ установлено полномочие Президента

награждать государственными наградами Российской Федерации. Президент

издает указы и о награждении государственными наградами, и об учреждении

государственных наград Российской Федерации.

Государственные награды Российской Федерации - это высшая форма поощрения

за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите

Отечества, просвещении, охране здоровья, жизни, прав граждан,

благотворительной деятельности и иные заслуги.

Государственные награды Российской Федерации вручаются Президентом

России. По поручению Президента награды могут быть вручены: руководителями

федеральных органов государственной власти, послами Российской Федерации,

военачальниками и другими лицами.

Президент отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверность

или необоснованность представления к награждению.

Лишение государственных наград может быть произведено только Президентом

России по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое

преступление. О лишении государственных наград Президентом издается указ.

Для обеспечения реализации конституционных полномочий и проведения единой

политики в области государственных наград Президент образует Службу

государственных наград Президента Российской Федерации, а также Комиссию по

государственным наградам при Президенте для проведения общественной оценки

материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению

граждан.

Президент присваивает высшие воинские звания и высшие специальные звания,

например классный чин действительного государственного советника юстиции,

классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3-го классов,

специальные звания сотрудникам налоговой полиции и т.д.

Президенту как главе государства предоставлено право помилования. Оно

осуществляется указами Президента в отношении отдельных (индивидуально

определенных) лиц. Актом помилования лицо, осужденное за преступление,

может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное

наказание может быть сокращено или заменено более мягким. С лица, отбывшего

наказание, актом помилования может быть снята судимость.

При Президенте действует Комиссия по вопросам помилования. Она

рассматривает ходатайства о помиловании осужденных к смертной казни и

готовит проекты указов Президента России о помиловании этих лиц. Смертная

казнь в соответствии с новым УК может быть заменена в порядке помилования

пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

ПОЛНОМОЧИЯ ПО ИЗДАНИЮ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные.

Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для

исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с

Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания

федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами

власти субъектов Российской Федерации своих актов.

Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие

общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.

Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений

либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы и распоряжения о

назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

Правовые акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить

Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, что

акты Президента носят подзаконный характер. Вместе с тем конституционная

формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня

вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом, позволяют

толковать правотворческую деятельность Президента достаточно широко.

В случае отсутствия законов, регулирующих определенную сферу отношений,

Президент вправе издать нормативный указ по данному вопросу. Издание таких

указов не ограничивает право Федерального Собрания на принятие закона,

регулирующего аналогичную сферу отношений.

Правовые акты Президента подлежат официальному опубликованию. С 1 мая

1994 г. опубликование осуществляется в информационном бюллетене "Собрание

законодательства Российской Федерации" в разделе "Указы и распоряжения

Президента", а также в "Российской газете".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции

Российской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежней

Конституции. Суть изменений состоит, прежде всего, в том, что Президент

перестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции РФ

исполнительная власть осуществляется теперь Правительством Российской

Федерации. Заметим, что именно Председатель Правительства, а не Президент

определяет основные направления деятельности Правительства и организует его

работу.

По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за

Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе

органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими

органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской

Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды

Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает

самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской

Федерации, поскольку полномочия Президента направлены прежде всего на

обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской

Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав

и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. // Российская газета №

237 от 25.12.93 г.

Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации” № 76-ФЗ

от 17.05.95 г. // Российская газета, № 98 от 23.05.95 г.

Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и

право, 1997, № 3, с.15.

В.Е. Чиркин Президентская власть // Государство и право № 5, 1997.