Концепции переходного периода
Концепции переходного периода
Норильский индустриальный институт
кафедра гуманитарных наук
Реферат
по экономической теории
на тему:
«Концепции переходного периода»
выполнил:
Клименко Вадим
ИС-99-1
проверил:
Трифонов Евгений Васильевич
Норильск 2000
Введение.
Всю историю человечества можно разделить на отдельные составные части,
которые мы назовем социально-экономические системы. Они, рождаясь,
развиваясь и затем, отмирая, переходят из одной в другую. Такие системы
ограничены во времени и пространстве, имеют только ей присущий набор
признаков и механизмов взаимодействия между всеми ее субъектами. Как
правило, главное отличие одной системы от другой, помимо культурных и
технологических, заключается в способе распределения ресурсов.
За последний век Россия дважды пережила смену одной системы другой. В
начале века этот процесс прошел насильственным путем, когда над целым
народом был поставлен эксперимент, который закончился неудачей, а точнее
трагедией, и показал несостоятельность системы с плановой экономикой и
насильственным (плановым) распределением ресурсов, которую пытались привить
приверженцы коммунистических идей (или люди, прикрывавшие свою деятельность
этими идеями - "деформированные социалисты"), поэтому закономерным стал
процесс, свидетелями которому мы с вами являемся - процесс смены системы.
Очевиден тот факт, что плановая экономика не смогла удовлетворить
потребности общества, ее “эффективность” не позволяла стране не только
сохранить ведущие позиции в мировом сообществе, но и обеспечить нормальные
условия жизни для своих граждан, в связи с чем и возникла потребность в
реконструкции системы. В начале 90-х годов в России начался резкий переход
к рыночной экономике. Старая структура общества и общественных отношений
разрушена, а на ее остатках возводится новая. Настоящее состояние страны мы
можем охарактеризовать как переходная экономика. Легко выделить особенные
черты такой системы и увидеть, что все они присутствуют в настоящее время:
временный и промежуточный характер,
неоднородность,
неустойчивость.
Поворот в сторону рынка.
Россия 90-ых - страна с переходной экономикой. Доказать это не сложно,
мы видим, что процесс смены систем идет, и это позволяет нам говорить, что
через некоторое время он прейдет к своему логическому финалу.
В экономике страны еще можно уловить пережитки развитого социализма,
хотя уже можно говорить о преобладании рыночных отношений, но еще не
развитых, поэтому мы называем еще нашу экономику смешанной. И на конец, мы
видим, что процесс перехода идет крайне неравномерно, скачкообразно и
неустойчиво, изменяя курс в зависимости от обстоятельств или политики
(политиков).
Преобладающая часть населения нашей страны была воспитана с мыслью
о том, что за рубежом есть страны, в которых главенствуют рыночные
отношения, и люди там не хотят ничего знать о социализме, и считалось, что
это неправильно. Свободный рынок в их сознании был воплощением зла. Сейчас
они в подавляющем своем числе пенсионеры или уже близко подошедшие к пенсии
люди, у нас это означает, политически наиболее активные, причем, чаще
всего, отстаивающие свои прежние убеждения.
Пришел рынок - пришло новое поколение, которое восприняло новую
систему и учится в ней жить. Из выше сказанного можно сделать вывод, что
смена социально-экономических отношений повлекла, широкий разрыв между
поколениями. Население разделилось на две части - приспособившиеся и не
приспособившиеся. Мышление человека взрослого переделать почти невозможно,
а значит пока не приспособившиеся могут влиять на жизнь остальных,
экономика России в большей или меньшей степени будет переходной.
Надо помнить, что политико-экономическую систему, существующую в
настоящее время, определяют как переходную, значит, ее отличительными
чертами являются: кризис социально-экономической системы, неустойчивость
макроэкономических показателей, разрушение старой системы
воспроизводства при отсутствии новой, отставание законодательной базы от
быстро меняющейся реальных экономических отношений. Что еще больше
усложняет восприятие человеком новой системы.
Сейчас мы имеем "псевдорынок", но у нас есть цель, достижением которой
должны закончиться реформы в стране. Таблица 1. иллюстрирует предыдущее
высказывание.
Таблица 1 Наша цель - рынок.
|Имеем на данный момент |Цель преобразований |
|В отношениях собственности сила |Отношения собственности |
|преобладает над правом |капиталистического типа |
|Господство монополий |Конкурентный рынок |
|Высокий уровень вывоза капитала |Инвестиции в национальную |
| |экономику |
|Трансформация производственной |Инновационное развитие |
|структуры при технической |производства |
|деградации | |
|Произвол администрации на |Социальное партнерство и |
|предприятиях |"экономика участия" |
|Высокий уровень коррупции |Правовое государство, с сильной |
| |социальной политикой |
|Разобщенное общество |Гражданское общество |
Но путь реформ, по которому пошла Россия, это только один из
возможных путей развития и трансформации; на историческом примере других
стран мы можем увидеть, что трансформации, имеющие одну цель и схожую
базовую модель, могут быть проведены различными методами. Об этом мы и
постараемся рассказать в своей работе.
Три типа преобразований плановой экономики.
Реформы в Восточной Европе и в России, в сущности, очень похожи:
используются одни и те же инструменты (приватизация, либерализация цен и
так далее), предпринимаются схожие меры по выходу из кризиса социально-
экономической системы. Основные различия в проведении реформ выявляются не
из-за принципиально различных методов реформирования, а из-за той базы, на
которой начались реформы, которая и является трансформируемой.
Необходимо отметить, в чем состоят эти различия:
структура собственности;
уровень либерализации цен в стране;
степень либерализации повседневной жизни граждан;
количество (качество) рыночных элементов в дореформенной экономике.
Направленность экономики страны и ее зависимость от других
социалистических стран;
проникновение в экономику и ее связь со странами развитого капитализма;
Страны Восточной Европы имели гораздо более открытые и свободные экономики,
их нельзя конечно назвать рыночными, но элементы рынка присутствовали здесь
и были достаточно значимы для экономик этих стран. Это определило то, что в
этом регионе реформы начались гораздо раньше, чем в СССР, а главное, имели
более приближенные к конечному результату базовые условия. В таблице 2.
насколько различны были между социалистическими странами (в качестве
примера взята доля государственного сектора в добавленной стоимости)
Таблица 2 доля государственного сектора в добавленной стоимости
|Страна |Доля (%) |
|СССР |96,0 |
|Чехословакия |97,0 |
|Польша |81,7 |
|Венгрия |73,6 |
|Китай |65,2 |
Цифры, приведенные в таблице, показывают нам, насколько экономика
страны зависела от государственной системы распределения ресурсов. Если
сравнить эти данные с нынешним положение в этих странах, то можно
проследить четкую тенденцию: чем выше была доля государственного сектора в
добавленной, тем тяжелее проходят реформы в данной стране.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. СТРУКТУРА
ФИНАНСОВОГО РЫНКА
В обеспечении нормального функционирования любой современной
экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на
протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания
порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло
определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование
экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе
существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и
услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях
любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с
различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях
экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен
лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении
нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с
западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими
(Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно.
Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения-
одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и
правильно организованная политика в области финансов- важнейший фактор
успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин
нынешнего кризиса в нашей стране- непродуманная политика государства в
области финансов.
Финансовый рынок- рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных
кредитов и фондовых ценностей, т.е. акций, облигаций и других ценных бумаг.
Основными сегментами финансового рынка являются: рынок денежного капитала
(кредитов), рынок ценных бумаг, валютный рынок. Все сегменты финансового
рынка очень тесно взаимосвязаны между собой. Малейшие изменения на одном из
них тут же влекут изменения на остальных. Так, например, продажа
Центральным банком государственных облигаций (операция на рынке ценных
бумаг) ведет к сужению денежной базы, что делает деньги более дорогими, и,
в свою очередь, вызывает повышение процентных ставок по кредитам, то есть
отражается на рынке денежного капитала.
Основными участниками финансового рынка выступают: государство,
физические лица, предприятия, банки, пенсионные фонды, страховые компании,
паевые инвестиционные фонды.
Причины инфляции в переходной экономике.
Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при
наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и
предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной
экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения
субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия
законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к
рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или
либерализация цен.
Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходимо
рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система,
означающая централизованное установление государственных фиксированных цен
на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью
планового хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией
плановой цены является ее планово-учетная функция. По мере продвижения
продукта от производителя к потребителю в цене производился
последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно
прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами
затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции
рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку
цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как
правило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть
затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и
неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором
соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать
производителю динамику потребительских предпочтений. Отсюда следует, что
переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень
цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему
цен.
Чтобы лучше понять специфики российской инфляции необходимо кратко
рассмотреть реформу цен в России. Реформа цен являлась одной из задач
правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсем
продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение
производства и цен под контролем государства. Цены производителей были
скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В
среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались
налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций.
Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что
позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г.
розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%.
При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. -
на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие
тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно
возрастал бюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался
огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок.
Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями.
Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от
концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и
90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой
необходимости и особо важные материальные ресурсы. Однако, и оставаясь под
контролем государства, эти цены выросли в 3-5раз. Практически на все
остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае
резко(в 6раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами
сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса
рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных
цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые
цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост
цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других
восточноевропейских странах, проводящих реформу(табл.3).
Таблица 3. Первоначальный рост цен после либерализации
|Страна, год |Рост цен, % |
|Россия(1992) |2501 |
|Болгария(1991) |457 |
|Чехословакия(1991) |54 |
|Венгрия(1991) |33 |
|Польша(1990) |249 |
|Румыния(1991) |252 |
Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной
промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. Она лишила
отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.
В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы у
населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем
самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.
Вывод.
Вектор преобразования переходной экономики зависит от исходной точки,
в которой начались реформы. Мы можем выделить общие черты для бывших
социалистических стран в 80-х годах, мы можем предположить, какими они
будут после завершения реформ - вновь выделив общие черты. Но у каждой
страны экономика, может быть незначительно, но отличалась от других, но
именно это и определяло ход реформ в данной стране, делая процесс
трансформации сугубо индивидуальным, не похожим на аналогичные процессы в
соседних странах.