Концепция трансакционных затрат, природа внутренней и внешней интеграции фирмы: Рональд Коуз и его последователи
Концепция трансакционных затрат, природа внутренней и внешней интеграции фирмы: Рональд Коуз и его последователи
Московский Государственный Университет Сервиса
Поволжский Технологический Институт Сервиса
Кафедра «Экономическая теория»
Курсовая работа
по курсу: «Экономическая теория»
на тему: «Концепция трансакционных затрат, природа
внутренней и внешней интеграции фирмы:
Р. Коуз и его последователи»
Выполнил:
студент группы У-201
Юдин А.А.
Проверил: к.э.н., доцент
Иванина Н.М.
Тольятти
2001
Содержание
Введение 3
Трансакционные затраты (издержки) 4
Понятие и виды трансакций 5
Дж. Коммонс 5
О.Уильямсон 6
Классификация трансакционных затрат (издержек) 7
Рональд Коуз 10
О трансакционных издержках 11
Природа внутренней и внешней интеграции фирмы 12
Последователи трансакционной теории 15
А.Алчиан и Г.Демсец 15
У.Меклинг и М.Дженсен 15
И. Барцель 15
О.Уильямсон 16
С.Гроссман и Г.Харт 17
Д.Крепс 18
П.Милгром и Дж.Робертс 19
Заключение 20
Список литературы 21
Введение
В прошлом экономическая теория страдала оттого, что не могла отчетливо
сформулировать свои пред-посылки. Развивая теорию, экономисты часто
уклонялись от исследования основ, на которых она воздвигалась. Но такое
исследование существенно не только для предотвращения ложных толкований и
ненужных споров, возникающих при недостаточном знании исходных установок
теории, но также в силу крайней значимости для экономической теории
разумного суждения при выборе между соперничающими наборами теоретических
пред-посылок.
Едва ли не центральным разделом микроэкономи-ческой теории является
теория фирмы, которая обогатила экономическую науку концепцией
трансакционных затрат. Использование именно этой концепции для исследования
экономических процессов в настоящее время представ-ляется весьма
плодотворным. Именно возможность снижения трансакционных затрат делает
эффективной замену рыночного обмена внутренней организацией, чем и
объясняется существование фирм.
Целью данной курсовой работы является изучение концепции
трансакционных затрат и природы фирмы, отраженной в исследованиях Рональда
Коуза и его последователей.
Трансакционные затраты (издержки)
Теория трансакционных издержек является составной частью нового
направления в современной экономи-ческой науке - неоинституционализма. Ее
разработка в первую очередь связана с именами двух экономистов - Р.Коуза и
О.Уильямсона.
Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признается
акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции
понимается предельно широко и используется для обозначения обме-на как
товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного,
так и долговременного характера, требующих как детального документального
оформления, так и предполагающих простое взаимо-понимание сторон. Затраты и
потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили
название трансакционных издержек.
Трансакционные издержки - центральная объясняющая категория всего
неоинституционального анализа. Ортодоксальная неоклассическая теория
рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необхо-димости
учитывать издержки по обслуживанию сделок. Ключевое значение для работы
экономической системы трансакционных издержек было осознано благодаря
статье Р.Коуза "Природа фирмы" (1937 г.). Он показал, что при каждой сделке
необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать
взаимосвязи, устранять разногласия.
Первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как
"издержки пользования рыноч-ным механизмом". Позднее это понятие приобрело
более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек,
сопровождающих взаимодействие экономи-ческих агентов независимо от того,
где оно протекает - на рынке или внутри организаций, поскольку деловое
сотрудничество в рамках иерархических структур (таких как фирмы) также не
свободно от трений и потерь. По завоевавшему наибольшее признание
определению К.Далмана, трансакционные издержки включают издержки сбора и
переработки информации, проведения пере-говоров и принятия решений,
контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. Введение
в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек явилось крупным
теоретическим достижением. Это подвело к постановке принципиально новых
вопросов: каковы основные разновидности трансакций? чем объясняется их
разнообразие? насколько велики трансакционные издержки? как они соотносятся
с производственными издержками?
Понятие и виды трансакций
Дж. Коммонс
Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж.
Коммонсом.
Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав
собственности и свобод, созданных обществом. Такое определение имеет смысл
(Коммонс) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли
отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на
окружающую среду непосредственно своими действиями , т. е. за рамки
физического контроля, и следовательно, оказываются трансакциями в отличии
от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.
Коммонс различал три основных вида трансакций:
1) Трансакция сделки – служит для осуществления фактического отчуждения и
присвоения прав собственности и свобод, и при ее осуществлении
необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом
интересе каждой из них.
В трансакции сделки соблюдается условие симмет-ричности отношений между
контрагентами. Отличи-тельным признаком трансакции сделки, по мнению
Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.
2) Трансакция управления – в ней ключевым является отношение управления
подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми,
когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. В
трансакции управления поведение явно асимметрично, что является
следствием асиммет-ричности положения сторон и соответственно
асимметричности правовых отношений.
3) Трансакция рационирования – при ней сохраняется асимметричность
правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает
коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К
трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании
советом директоров, федерального бюджета правительством и утвержде-ние
органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу
спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого
распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует
управление.
Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного
экономического агента.
Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций
более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и
места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различ-ными
типами трансакций в зависимости от правил, кото-рые они упорядочивают.
О.Уильямсон
По мнению О.Уильямсона, трансакции различаются по трем главным
признакам - степени их специфичности, повторяемости и неопределенности. С
его точки зрения, чем более общий, краткосрочный и однозначный характер
носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без ее
юридического оформления, либо ограничиваться составлением простейших
контрактов. Напротив, чем более специальный, повторяющийся и неопределенный
характер она имеет, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы
к установлению долговременных отношений между участниками.
Особое значение О.Уильямсон придает первому из трех выделенных им
факторов. Деление ресурсов на общие и специальные восходит к работам
Г.Беккера. Общий ресурс представляет интерес для множества пользователей, и
его цена мало зависит от того, где он используется (пример - бензин
стандартной марки). В отличие от этого специальный ресурс приспособлен к
условиям конкретной сделки и вне нее не имеет большой ценности (пример -
станок, произведенный по индиви-дуальному заказу). Согласно Уильямсону,
специальным может быть как физический капитал (оборудование), так и
человеческий (квалификация и знания). Специфичность ресурса может
вызываться его местоположением (электростанция, построенная вблизи угольной
шахты), а также предназначенностью для единственного покупателя при
отсутствии спроса со стороны кого-либо еще.
Как показал О.Уильямсон, в результате инвестиций в специфические
активы предпринявший их агент оказы-вается "заперт" в сделку со своим
нынешним партнером. Если до этого у него мог быть выбор среди достаточно
большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг
сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен потере
капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к
особенностям данного партнера и имеют малую ценность для всех остальных.
Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную монопольную
О.Уильямсон назвал "фундаментальной трансфор-мацией", которая расценивается
им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.
Классификация трансакционных затрат (издержек)
Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили
различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с
одной из них выделяются:
1) издержки поиска информации (затраты времени и ре-сурсов на получение и
обработку информации о це-нах, имеющихся товарах, поставщиках и
потребителях);
2) издержки ведения переговоров;
3) издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и
услуг;
4) издержки по спецификации и защите прав собствен-ности (расходы на
содержание судов, арбитража, органов государственного управления, а
также затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления
нарушенных прав);
5) издержки оппортунистического поведения, под которым понимается
недобросовестное поведение, нарушаю-щее условия сделки или направленное
на получение односторонних выгод.
Проблеме оппортунистического поведения в теории трансакционных
издержек принадлежит одно из центральных мест. Под эту рубрику попадают
различные случаи лжи, обмана, бездельничанья, манкирования взятыми на себя
обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из
которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных
сделок.
Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и
ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует
возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать
исходя из собственных интересов, не обяза-тельно совпадающих с интересами
нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди
работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень
трудно.
Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо
из агентов произведены инвести-ции в специфические активы. Тогда у его
партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих
активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они
могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении
его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства"
подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.
Трансакционные издержки, возникающие по ходу взаимодействия
экономических агентов, противопостав-ляются трансформационным
(производственным) издерж-кам, связанным с физическим преобразованием
ресурсов. Значение трансакционных издержек, как показали Дж. Уоллис и Д.
Норт, возрастает в процессе экономического развития. Согласно их расчетам,
доля в ВВП США трансакционных услуг, оказываемых частным сектором,
увеличилась с 23% в 1870 г. до 41% в 1970 г., оказываемых государством - с
3,6% в 1870 до 13,9% в 1970 г., что в итоге составило рост с 26,6% до
54,9%.
Расширение трансакционного сектора экономики, по их мнению, служит
одним из главных признаков, отделяющих процветающие экономики от
стагнирующих.
Одно из наиболее интересных и плодотворных прило-жений трансакционного
подхода связано с проникно-вением его идей в теорию фирмы. Основоположником
трансакционного анализа экономических организаций явился Р.Коуз.
Рональд Коуз
Девяностые годы 20 века принесли успех экономистам на пути
исследования рынка, собствен-ности, фирмы, корпорации. Образовался
своеобразный синтез неоклассики и институционализма, «чистой» теории и
прикладных разработок, макро- и микроэкономи-ческого анализа. Быстрое
внедрение в практику теорети-ческих результатов заставляет повторить слова
одного из выдающихся физиков: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Мир
экономистов заговорил о новой парадигме в науке, способной определить как
будущее самой экономики, так и ее применение в самых различных областях
хозяйства. Одним из возмутителей спокойствия стал американец Р. Коуз
(Нобелевский лауреат 1991 г.).
Р. Коуз свою награду «за пионерные работы по проблемам трансакционных
издержек и прав собственности» получил в весьма преклонном возрасте — 80-
летний профессор Чикагского университета уже более 10 лет как вышел в
отставку. Родился он в 1910 г. в Великобритании, закончил Лондонскую школу
экономики. Переехав в США, работал в Вирджинском и Чикагском университетах.
Труды Коуза служат блестящим опровержением тому, казалось бы сейчас,
неопровержимому мнению, что успеха в экономических исследованиях можно
добиться только применяя математические методы, конструируя много-факторные
модели. В трудах Коуза нет формализованных моделей, математических выкладок
или хотя бы графиков и диаграмм. Однако они (всего три статьи, опублико-
ванные в 1937, 1946 и 1960 гг.) произвели переворот в видении экономической
действительности, послужили источником парадигмальных изменений в
современном экономическом анализе, породили целый ряд бурно развивающихся
научных концепций.
Далеко не сразу идеи Коуза были поняты и приняты. Опубликованная в
1937 г. статья «Природа фирмы» не произвела в свое время никакого
впечатления. Внимание ученых в то время было приковано к макроэкономической
теории Кейнса, к трудам, анализирующим «провалы рынка» и обосновывающим
неизбежность государствен-ного регулирования рыночной системы. Коуз же в
этой и последующих публикациях подходил к проблемам рынка, фирмы,
государства совсем с иной стороны. В конце концов его идеи начали вызывать
серьезные возражения многих американских экономистов, особенно профес-соров
Чикагского университета, буквально обескуражен-ных парадоксальностью
подходов и выводов далеко не самого именитого из ученых.
Казалось, общепринятые и известные даже ученикам колледжей положения о
«провалах рынка», о неизбежнос-ти государственного регулирования монополий,
финанси-рования образования и решения экологических проблем, были
поставлены с ног на голову. Коуз, как он пишет, «был принужден к более
полному изложению своих соображе-ний», опубликовав статью «Проблема
социальных издержек». С этого времени теории «прав собственности» и
«трансакционных издержек», разработанные ученым начинают завоевывать
признание, и что особенно важно, их применение на практике оказывается
эффективно.
О трансакционных издержках
Теория трансакционных издержек изложена в статье «Природа фирмы»,
признанной ныне классической. Свое исследование Коуз начинает с анализа
двух, по его словам, важнейших институтов, центральных для экономической
науки, — фирмы и рынка, составляющих «институциональную структуру
экономической системы». Он задается вопросом: почему существуют фирмы?
Почему какая-то часть экономической деятельности протекает внутри фирм,
представляющих собой верти-кальные иерархические структуры и устроенных по
принципу прямых приказов-команд, а другая осуществля-ется на рынке, где на
основе добровольных двусторонних контактов складываются горизонтальные
отношения и где все решают цены? Отчего экономика не может функционировать
в виде «сплошного» рынка, откуда посреди рыночной стихии возникают островки
«созна-тельного контроля», иначе говоря - фирмы?
Ответ на этот вопрос Коуз дает, вводя в экономи-ческий анализ новую
категорию, получившую название «Трансакционные издержки». Она служит
исходным пунктом исследования и составляет своеобразный каркас
теоретической системы ученого.
Неизбежность таких издержек, которые Коуз первона-чально называл
«издержками рыночных трансакций» (или «издержками осуществления трансакций
обмена на открытом рынке», или просто «рыночных издержек»), их суть и
значение объяснялись самим автором идеи следующим образом. «Я описал то,
что имел в виду, в следующих словах: "Чтобы осуществить рыночную
трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку,
оповестить тех, с кем желают заключить сделку и на каких условиях, провести
предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы
убедиться в том, что условия контракта выполняются, и так далее". То есть,
Трансакционные издержки — это "издержки сбора и обработки информации,
издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и
юридической защиты выполнения контракта".
Американский экономист убеждает читателя — без понятия трансакционных
издержек невозможно разобрать-ся в работе экономической системы, нельзя с
пользой проанализировать многие проблемы и нет основания для определения
политики. Существование трансакционных издержек «будет подталкивать
желающих торговать к введению различных форм деловой практики, обеспечи-
вающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по
выработке таких форм оказываю-тся меньше, чем экономия на трансакционных
издержках. Выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и
услуг — все может при этом меняться».
Природа внутренней и внешней интеграции фирмы
Какое же отношение ко всему изложенному имеет фирма? Самое прямое. -
Быть может, наиболее важной формой приспособления к проблеме существования
трансакционных издержек как раз и является возникнове-ние фирмы. Как
поясняет Коуз, «хотя производство может вестись совершенно
децентрализованно (на основе кон-трактов между индивидуумами)..., неизбежна
организация фирм для осуществления действий, которые в противном случае
совершались бы через рыночные трансакции (разумеется, если внутрифирменные
издержки меньше, чем издержки рыночных трансакций). Именно это опреде-ляет,
что же именно фирма покупает, производит и продает».
Итак, доказано, что само функционирование рынка может требовать
высоких издержек. В той мере, в какой механизм прямого, директивного
управления позволяет экономить трансакционные издержки, фирма вытесняет
рынок. Но тогда возникает вопрос: почему экономика не может вся сверху
донизу — наподобие единой гигантской фирмы — строиться исключительно на
командном механизме, как на то уповали сторонники социалистичес-кого
планирования? Коуз поясняет: координация экономи-ческой деятельности с
помощью приказов из единого центра также сопряжена с немалыми издержками, и
эти издержки бюрократического контроля лавинообразно нарастают при
увеличении размеров организации.
С точки зрения Коуза, механическое противопостав-ление конкуренции и
плана, рынка и иерархии по принципу «или — или» несостоятельно. Не в том,
конечно, смысле, что хорошо бы к рынку добавить немного «сознательного
контроля». Речь идет об оптимальных размерах фирмы. А они, как показал
Коуз, определяются границей, где издержки рыночной (ценовой) координации
сравниваются с издержками централизованного бюрокра-тического контроля. До
этой границы выгодна иерархия, после — рынок. Разумеется, для каждой
отрасли или технологии оптимальный размер фирмы будет свой.
В неоклассической теории понятие фирмы фактически сливалось с понятием
производственной функции. Вследствие этого в ней даже не возникало вопросов
о причинах существования фирм, особенностях их внутреннего устройства и т.
п. Трансакционная теория фирмы представляет собой попытку преодолеть
подобные упрощенные представления. В "Теории фирмы" Р.Коузу впервые удалось
поставить и частично разрешить вопрос, который традиционно даже не
ставился: почему сущест-вует фирма, если есть рынок? Если
децентрализованный рынок способен, как утверждала неоклассическая теория,
обеспечить оптимальное размещение ресурсов, то вкрапления таких
административных структур как фирмы бесполезно. Откуда же посреди рыночной
стихии берутся "островки сознательного контроля"?
Коуз помещал проблему в сравнительно-институциональную перспективу,
противопоставляя два возможных способа координации - децентрализованный,
присущий рынку, и централизованный, характерный для сознательно управляемых
организаций. По его мнению, соображения экономии трансакционных издержек
являются решающими при выборе организационной формы и размеров фирмы. Любая
хозяйствующая единица стоит перед выбором: что для нее дешевле и лучше -
взять эти издержки на себя, покупая необходимые товары и услуги на рынке,
или же остаться свободной от них, производя те же товары и услуги
собственными силами? Именно стремлением избегать издержек по заключению
сделок на рынке можно, по мысли Коуза, объяснить существование фирм, в
которых распре-деление ресурсов происходит административным путем
(посредством приказов, а не на основе ценовых сигналов). Фирмы, согласно
его теории, возникают в ответ на дороговизну рыночной координации и в мире
без трансакционных издержек были бы излишни. В пределах фирм сокращаются
затраты на ведение поиска, отпадает необходимость частого перезаключения
контрактов, дело-вые связи приобретают устойчивость. В той мере, в какой
административный контроль обеспечивает экономию трансакционных издержек,
организация вытесняет рынок.
Но тогда возникал обратный вопрос: зачем нужен рынок, если вся
экономика может быть организована наподобие единой фирмы? Ответ Коуза
состоял в том, что административный механизм также не свободен от издержек,
которые нарастают по мере увеличения размеров фирмы (потеря управляемости,
бюрократиза-ция и т. п.). Поэтому ее границы будут проходить там, где
предельные издержки, связанные с использованием рын-ка, сравниваются с
предельными издержками, связанными с использованием иерархической
организации.
Работа Р.Коуза открыла совершенно новую область экономических
исследований. На заложенной им теорети-ческой основе выросло целое
семейство концепций, раз-вивающих идеи трансакционного подхода и
направленных на более полное и глубокое осмысление феномена фирмы.
Последователи трансакционной теории
А.Алчиан и Г.Демсец
Важным шагом в дальнейшей разработке трансакционной теории стала
работа А.Алчиана и Г.Демсеца. Сущность фирмы они выводили из преимуществ
кооперации, когда совместно используя какой-либо ресурс в составе целой
"команды", можно достигать лучших результатов, чем действуя поодиночке.
Однако производство единой "командой" затрудняет оценку вклада каждого
участника в общий результат, порождая стимулы к "отлыниванию". По
утверждению Алчиана и Демсеца, контроль за отклоняющимся поведением
эффективнее проводить в рамках фирмы, когда один из участников
(собственник) берет на себя функции надзора за остальными. Но поскольку
возможности центрального агента по предотвращению "отлынивания" также
ограничены, с определенного момента издержки "командной" деятельности
начинают перевешивать ее выгоды, так что дальнейшее расширение фирмы
становится неэффективным.
У.Меклинг и М.Дженсен
Развивая этот подход, У.Меклинг и М.Дженсен определили фирму как "сеть
контрактов". (С этой точки зрения понятие фирмы сводится к общей подписи,
фигурирующей на заключенных ею контрактах.) Пробле-ма фирмы трактовалась
ими как проблема выбора оптимальной контрактной формы, обеспечивающей
максимальную экономию агентских издержек, то есть издержек, сопровождающих
отношения между принципа-лами (руководителями) и агентами (исполнителями).
И. Барцель
В концепции И. Барцеля определяющее значение получили издержки
измерения. В ней отмечается, что при производстве многих товаров и услуг
оценка изменений, происходящих с ними на промежуточных стадиях, оказывается
затруднена. Зачастую измерение обходится дешевле, когда оно ведется не
прямо - по выпуску, а косвенно - по затратам. С точки зрения Барцеля фирма
представляет собой объединение нескольких последова-тельных стадий
производственного цикла, на которых оценка по затратам является менее
дорогостоящим способом измерения. Напротив, рыночные сделки концентрируются
в точках, где покупатель сравнительно легко может удостовериться в
количестве и качестве приобретаемой продукции. Чем меньше поддается продукт
манипуляциям, тем проще оценка происходящих с ним изменений и тем чаще по
ходу изготовления он станет переходить от одной фирмы к другой. Там, где
предельные издержки измерения по затратам оказы-ваются равны предельным
издержкам измерения по выпуску, и пролегают границы фирмы.
О.Уильямсон
Огромный вклад в трансакционную теорию фирмы был внесен О.Уильямсоном.
Его книгу "Экономические институты капитализма" (1985 г.) можно считать
настоящей энциклопедией трансакционного подхода. Уильямсон не отрицает, что
фирма имеет контрактное происхождение, но вводит в анализ новое измерение -
тип "регулятивных структур" (governance structure). По его мнению, фирмы
отличаются прежде всего особым механизмом регулирования контрактных
отношений. Он выделяет три основных формы контракта.
Классический контракт применяется для разовых и повторяющихся сделок
со стандартными товарами. Такой контракт содержит четко оговоренные условия
и по истечении срока его действия отношения сторон прекращаются.
Неоклассический контракт распространяется на сделки средней степени
специфичности. Так как не все существенные обстоятельства могут быть
заранее в нем отражены, решение части вопросов стороны оставляют на
будущее.
Отношенческие контракты охватывают высокоспеци-фические трансакции,
при которых критическое значение приобретает личность партнера (поскольку
ему невозмож-но подыскать равноценной замены на рынке). Отношения
становятся длительными, неформальные соображения получают перевес над
формальными обязательствами.
Каждому типу контракта, по мысли Уильямсона, соответствует особая
регулятивная структура. Этим термином обозначаются организационные
механизмы, использующиеся для оценки поведения участников, разре-шения
возможных споров, адаптации к неожиданным изменениям, применения санкций к
нарушителям. Защиту классического контракта обеспечивает рынок, поскольку
многочисленность потенциальных продавцов и покупате-лей ограничивает
возможности нечестного поведения; споры же по таким контрактам решаются
судами. Неоклассические контракты регулируются трехсторонней структурой,
принимающей форму арбитража. Регулиро-вание отношенческих контрактов
осуществляется в ходе двусторонних неформальных переговоров, без обраще-ния
к закону или авторитету третьего лица. Наконец, в случае отношенческих
контрактов, предполагающих значительные инвестиции в высокоспецифические
активы, создаются унитарные регулятивные структуры - фирмы, где принятие
решений возлагается на одну из сторон.
Главный тезис Уильямсона состоит в том, что фирма обеспечивает более
надежную защиту специфических ресурсов от "вымогательства" и позволяет их
владельцам быстрее приспосабливаться к непредвиденным измене-ниям. Однако
этот выигрыш достигается ценой ослабления стимулов. По его выражению, если
на рынке действуют стимулы "высокой мощности", то в фирме - стимулы "слабой
мощности". Границы фирмы проходят поэтому там, где выгоды от лучшей
адаптации и большей защищен-ности специфических активов уравновешиваются
потерями от ослабления стимулов.
С.Гроссман и Г.Харт
Сходные идеи легли в основание концепции С.Гроссмана и Г.Харта. Они
обратили внимание на тот факт, что влияние фирмы на риск "вымогательства"
не столь однозначно, как полагал Уильямсон. Допустим, фирма, принадлежащая
агенту A, поглотила фирму, принадлежавшую агенту B, причем он остался
руководить своей бывшей фирмой, но уже как наемный менеджер. Очевидно, что
если для A риск "вымогательства" сократил-ся, то для B возрос.
Соответственно, ослабли и его стимулы к накоплению специального по
отношению к фирме человеческого капитала. Если такого рода потери
оказываются значительными и в варианте, когда фирма B поглощается фирмой A,
и в варианте, когда фирма A поглощается фирмой B, то экономически выгоднее,
чтобы они оставались независимыми и их отношения строились через рынок.
Основным ограничителем на размер фирмы признается концентрация власти у
одного или узкой группы агентов, что может отрицательно сказываться на
инвестиции в специфические активы других участников.
Д.Крепс
Эта линия анализа была продолжена теорией Д.Крепса, строящейся вокруг
понятия "корпоративной культуры". По его мнению, из-за неизбежной неполноты
контрактов критическое значение для любой фирмы имеет вопрос об адаптации к
неожиданным изменениям. Но необходимую свободу маневра ей удастся получить,
только если ее сотрудники будут уверены, что она не злоупотребит этой
свободой во вред им. Чтобы убедить их в этом, фирма может сама связать себя
определенными принципами, пообещав (в явной или неявной форме)
руководствоваться ими при приспособлении к непредвиденным обстоятельствам.
Набор таких принципов образует, по определению Крепса, "организационную
культуру" фирмы. Следование избранному принципу, даже когда это явно
невыгодно, закрепляет за ней репутацию "надежной" и "справедливой", что
дает ощути-мые долговременные преимущества. Однако поддержа-ние репутации
не обходится без издержек. Всякая организационная культура приспособлена к
строго определенной категории случайных событий. При распространении одного
и того же принципа на далекие друг от друга области адаптация к изменениям
становится все менее эффективной. Это оказывается препятствием на пути
вертикальной интеграции: границы фирмы, утверждает Д.Крепс, будут
определяться ее организа-ционной культурой и проходить там, где лучшая
адаптация в одних видах деятельности станет уравновешиваться худшей
адаптацией в других.
П.Милгром и Дж.Робертс
К исходной идее Р.Коуза об определяющей роли издержек по ведению
переговоров возвращается концеп-ция П.Милгрома и Дж.Робертса. Они показали,
что если бы такие "издержки торга" отсутствовали, то вопреки точке зрения
О.Уильямсона последовательное заключение серии исчерпывающих краткосрочных
контрактов обеспе-чивало бы оптимальный объем вложений в специфические
активы. По их убеждению, именно эти издержки, а не сами по себе
специфические инвестиции могут служить основанием для отказа от рынка в
пользу фирмы. Но если возможности рынка ограничиваются издержками торга, то
возможности фирмы - издержками, связанными с центра-лизованной системой
контроля. Само существование центральной власти порождает стимулы к
злоупотреб-лению ею. Кроме того, она создает почву для непроизво-дительной
деятельности с целью повлиять на процесс принятия решений в пользу тех или
иных групп внутри организации. В результате укрупнение фирмы сверх
определенного размера ведет к потерям в эффектив-ности. Ее границы, по
Милгрому и Робертсу, будут определяться чертой, за которой издержки влияния
начинают превосходить издержки торга.
Заключение
При всех различиях между этими трактовками они, скорее, дополняют, чем
исключают друг друга. Теоретикам трансакционных издержек удалось выделить
важнейшие характеристики, определяющие сущность фирмы. Это - формирование
сложной сети контрактов, долговремен-ный характер деловых отношений,
производство единой "командой", инвестирование в специфические активы,
административный механизм координации с помощью приказов. Все объяснения,
развивавшие идеи Р.Коуза, исходили из общего представления о фирме как
орудии по экономии трансакционных издержек.
Согласно теории трансакционных издержек, этот ключевой принцип
объясняет не только сам факт существования фирм, но и многие частные
аспекты их функционирования - финансовую структуру, формы управления,
организацию трудового процесса и т. п. Плодотворность такого подхода была
подтверждена при изучении гибридных организационных форм, промежу-точных
между рынком и фирмой, таких как франчайзинг. Он способствовал
кардинальному пересмотру представ-лений в области антимонопольного
регулирования, продемонстрировав, что многие нетипичные формы дело-вой
практики объясняются не погоней за монопольными преимуществами, а
стремлением к экономии трансакционных издержек.
Теория трансакционных издержек получила распространение и в нашей
стране. Современными представителями которой являются Малахов С., Кокорев
В., Барсукова С.Ю., Шастико А.Е., Капелюшников Р.И. и др.
Так, например, Малахов рассматривает роль трансакционных издержек в
российской экономике. Кокорев анализирует их динамику. Барсукова выделяет
трансакционные издержки на предприятиях малого бизнеса.
Благодаря трансакционному подходу современная экономическая теория
приобрела большую реалистич-ность, открыв для себя широкий спектр явлений
деловой жизни, прежде совершенно выпадавших из поля ее зрения.
Список литературы
1. Г.Н. Сорвина. Экономическая мысль XX столетия: страницы истории:
Лекции. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.
- 224.
2. Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т.2. Под редакцией В.М.
Гальперина. – СПб.: Экономическая школа. 2000. – 534с.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская
группа НОРМА – ИНФРА*М, 1999. – 572с.
4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. –
М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА*М, 1998. – 456с.
5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. “Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./ Науч.
ред.: В. Т. Борисович, В. М. Полтерович, В. И. Данилов и др. М.,
“Экономика”, “Дело”, 1992.
6. Олейник А. Институциональная экономика. Теорема Коуза и трансакционные
издержки // Вопросы экономики. 1999. №5
7. Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике // Вопросы
экономики - 1997.- № 7.- С. 77-86.
8. Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие //
Вопросы экономики. – 1998. -№11. – с. 78-96
9. Кокорев В. Институциональные преобразования в современной России:
анализ динамики трансакционных издержек // Вопросы экономики. - 1996.-
№ 12.- С. 61-63.
10. Барсукова С.Ю. Трансакционные издержки вхождения на рынок предприятий
малого бизнеса // Проблемы прогнозирования.- 2000.- № 1 .- С. 108-119.
11. http://ise.openlab.spb.ru
12. http://ie.boom.ru
13. http://www.libertarium.ru
-----------------------
[pic]
[pic]