Конкуренция в России NEW THE BEST

Конкуренция в России NEW THE BEST

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ

КОНКУРЕЦИЯ В РОССИИ

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 623 ГРУППЫ

ФАКУЛЬТЕТА КОММЕРЦИИ

ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ПРАВА

Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КАЗНАЧЕЕВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА

ВВЕДЕНИЕ

В прошлом в советской литературе преобладали негативные оценки

конкуренции. Справочники, словари и учебные пособия по политэкономии

социализма регулярно оповещали нас о полном устранении конкуренции и

замене ее бесконфликтным (или малоконфликтным - с победителями и без

побежденных) соцсоревнованием в советской экономике. Многих людей

вообще пугало слово "конкуренция" - в ней виделся точь-в-точь

безжалостный Молох, приносящий неисчислимые страдания (и смерть) сотням

тысяч честных тружеников, но потворствующих небольшой кучке оборотистых

(и не чистых на руку) бизнесменов, так сказать "дельцов", способных на

любой простенок в их продвижении к вершинам успеха и обогащения.

Сегодня такие наивные представления о конкуренции основанные на

элементарной неинформированности советских людей о подлинных реалиях

конкуренции в странах с развитой рыночной экономикой, эксплуатируются

разве что немногочисленными противниками быстрого перехода к рыночной

экономике. Жизнь подсказала, что именно благодаря конкуренции и на ее

основе государства с рыночной ориентацией и обеспечивали движение

вперед.

Человек совершает те или иные разумные действия только в том

случае, если им движут определенный мотив, интерес, например, желание

избежать опасности, ответственности, получить благо и т.д. Экономика не

является исключением. Немногие люди согласны трудиться только потому,

что они испытывают удовольствие от самого процесса труда. Чаще всего

ими движут другие мотивы, главным из которых является добывание средств

к существованию. Основным же стимулом предпринимателя является не

обеспечение жизненных элементарных потребностей, а получение

максимально возможной прибыли. Возможность получения прибыли отдельно

взятым предпринимателем чаще всего ограничивается другими лицами,

производящими те же товары, выполняющими работы того же типа,

оказывающими аналогичные услуги. В результате между ними возникает

соперничество за потребителя их продукции, за более выгодные

условияпроизводства и реализации товара, т.е. в конечном итоге за более

высокую прибыль. Это соперничество и является конкуренцией.

Таким образом конкуренция- это лекарство от застоя в производстве,

залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому

необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.

Целью моей курсовой работы является: выяснить понятие и

сущность конкуренции, определить её сущность, понятие, виды, и то, как

они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в

целом, установить, как конкуренция (положительно или отрицательно)

влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.

ГЛАВА 1 Характеристики и сущность конкуренции.

1.1 Сущность и особенности рыночной конкуренции в современной

экономике

Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – соперничество

между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание

определенного сегмента рынка, это борьба между частными

товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта

товаров, за получение наивысшей прибыли. Конкуренция – это неотъемлемая

часть рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской

деятельности, это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип

взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и

объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между

производителями. Аналогично определяется конкуренция между

потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема

спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе,

является стремление превзойти других. Конкурентная борьба - это

динамический ( ускоряющий движение ) процесс, который служит лучшему

обеспечению рынка товарами.

Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка.

Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать

только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и

монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

Основными показателями являются:

1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий,

имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и

того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной

марке, качеству, цвету и др.);

4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Рыночная конкуренция является одной из важнейших категорий

современной экономической теории. Без этого понятия не обходится ни

одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория

рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической

теории, находит и находила раньше, в течение, по меньшей мере, трех

последних веков, самое широкое практическое приложение. Начиная от

меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в

области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной

экономикой пытаются регулировать рынок, обеспечивая за ним

определенную конкурентную среду.

Конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита.

Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”,

формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции.

Заметим, что основной его труд “Исследование о природе и причинах

богатства народов.“, принесший А. Смиту мировую известность, был

направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных

ограничений и фискальной политики государства, которое, по его

понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую

жизнь.

С самого начала, конкуренции отводилась не только функция

рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе говоря, она

рассматривалась как фактор развития, совершенствования производства и

качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на

своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и

промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту

ограниченность, что и позволило классикам расширить “функциональные

возможности” конкуренции, придав ей роль производительной силы и

фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор,

как рост общественного благосостояния.

Идеальный рынок, согласно теории А. Смита не состоялся.

Оказалось, что освободить государство от вмешательства в рыночные

процессы невозможно. Противоречия между наемными работниками и

собственниками капитала заставили, в конечном счете, государство

принимать определенные регулирующие законодательства. Аналогичные

явления произошли и в сфере таможенной политики и в области поддержания

устойчивого конкурентного рынка.

В повседневной жизни мы все чаще встречаем слова:

"конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность",

"конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные

значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная

борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения

отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все

аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность

фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров,

которые продаются и т.д.).

Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках

которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия

реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные

фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более

конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка

достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это

возможно лишь, в случае если на рынке товаров действует так много фирм,

что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и

воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и

предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы,

которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут

между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют

возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую

очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но

рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не

считается.

По масштабам развития конкуренция может быть:

. индивидуальной (один участник рынка стремится занять "свое место под

солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);

. отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение

наибольшего дохода);

. межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за

привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего

дохода);

. национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной

страны);

. глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств

разных стран на мировом рынке). По характеру развития конкуренция

подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

По методам ведения рыночная конкуренция делится:

На ценовую (рыночные позиции соперников подрываются посредством

снижения цен) Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём

искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко

используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда

данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не

оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при

трёх условиях:

1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой

степенью монопольной власти;

2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы,

которые имеют разную покупательскую способность;

3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или

услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг

(врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по

транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся

перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка

скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

И неценовую (победу одерживают путем повышения качества

продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством

совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации»

сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным

направлениям: первое – совершенствование технических характеристик

товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам

потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества

продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид

конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого

рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально

отличаются от своих предшественников, либо представляют

модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на

повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны,

повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения

сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая

открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой

упаковки.

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название

конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на

улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на

потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление

льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в

процессе его эксплуатации.

Суть конкуренции проявляется и в том, что она. с одной

стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет

великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец -

для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две

стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В

результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны

идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не

состоится, а каждый из них понесет убытки.[1]

1.2. Виды

конкуренции.

Несмотря на то, что каждый рынок имеет свой уникальные

особенности, всё же есть нечто общее в том, как осуществляется

конкуренция на разных рынках, и следовательно суть конкуренции может

быть выражена единой аналитической концепцией, используемой для

выявления природы и оценки интенсивности конкуренции.[2]

Согласно исследованиям, известного английского учёного, авторитета

в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкуренции на

определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

Соперничество среди конкурирующих продавцов. Каждая фирма следует

своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции

и выгод от конкурентного преимущества.

Сила, мощь, с которой продавцы товара борются за более сильную

рыночную позицию в отрасли или в конкурентном преимуществе является

лучшим индикатором «пульса» конкуренции.

Прибыль побуждает конкурирующие фирмы развивать свои стратегии,

направленные на создание конкурентных взаимодействий.

Черты конкурентных взаимодействий фирм можно охарактеризовать

следующим образом:

- Фирмы борются за более выгодную рыночную позицию, которая

проявляется, в конечном счёте, в стремлении каждого завоевать свою

клиентуру (наиболее прибыльную рыночную долю);

- Конкурирующие стратегии фирм и пути реализации этих стратегий

различны. Фирмы ограничены, в основном, своими соображениями о том, что

и как будет работать на этом рынке (реакция покупателей и т.п.), и что

вообще юридически законно (антимонопольное законодательство,

разрешающее конкурентные действия и т.д.).

Время от времени фирмы обновляют свои стратегии (для улучшения

позиции или с целью защиты уже завоёванных преимуществ).

Продолжительность функционирования фирмы в рамках любой стратегии

зависит, с одной стороны, от рыночного успеха (или неудачи), а с другой

стороны, от действий фирм-соперников.

Фирмы стараются выбирать конкурентные стратегии, которые не могут

быть сымитированы или обойдены конкурентами.

Межфирменное соперничество может закончиться успехом или

проигрышем. Стратегический успех может дать фирме возможность

"контролировать" направление действий рыночных сил или конкурентных

усилий. Стратегические неудачи могут привести к смене стратегии, потере

рыночной позиции и даже выходу из отрасли.

Акции и контракции фирм-соперников, в конечном счете, выливаются в

создание новых условий спроса-предложения или в реагирование на

создавшиеся условия рынка: маркетинговые стратегии фирм-соперников в

конкурентной борьбе воздействуют на рынок, а рынок, в свою очередь,

заставляет фирмы принимать такие маркетинговые стратегии, которые могут

принести успех в сложившихся условиях.

Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями

конкурентоспособных с точки зрения цены.

Часто фирмы, принадлежащие к одной отрасли, находятся в тесной

конкурентной борьбе с фирмами в других отраслях из-за того, что их

продукция является хорошим заменителем. Конкурентные силы, возникающие

вследствие наличия заменителей товара, сталкивают продавцов.

Во-первых, цены и доступность товаров-заменителей создают потолок

цен для производителя, в то же время, потолок цен ограничивает

потенциальную величину прибыли.

Во-вторых, производитель товаров и/или услуг может выделить

товар/услугу качеством, уменьшением цены путем сокращения издержек или

другим способом дифференцировать свой продукт от заменителей, но чем

больше зависят продажи товара от изменения цен заменителей, тем сильнее

влияние конкурентных сил заменителей.В-третьих, конкуренция со стороны

заменителей зависит от того, насколько легко покупатель может

предпочесть заменитель (это зависит от стоимости «переключения»

покупателя на товар-заменитель).[3]

Наиболее часто упоминаемым индикатором силы конкурентного давления

на производителя со стороны производителей заменителей является темп

прироста продаж.

Пример конкуренции товарозаменителей.

Продавцам мелкой бытовой техники в последнее время неожиданную

конкуренцию составили операторы сотовой связи. По мнению продавцов,

очень часто электрический чайник или кофеварку покупают в подарок.

После того как сотовики в очередной раз снизили цены, подарком «что-

нибудь на $ 40-50» стал сотовый телефон. [4]

Угроза появления новых конкурентов. Конкурирующие силы, возникшие

вследствие угрозы появления новых конкурентов.

Серьезность угрозы возможного появления на рынке новых конкурентов

зависит от двух групп факторов:

- барьеры для входа;

- ожидаемая реакция фирм на вновь входящих в отрасль.

Существуют следующих основных барьеров для входа:

- эффективный масштаб производства;

- эффект ЖЦ продукции (иногда достижение низких затрат на единицу

зависит от опыта производства товара и др. выгод, полученных за время

освоения товара;

- предпочтения и преданность потребителей к определенным торговым

маркам;

- потребность в капитале (чем больше величина требуемых инвестиций

для обеспечения успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти на

этот рынок);

- препятствия в виде дополнительных затрат, связанных с доступом к

более дешевым источникам сырья, патенты и ноу-хау, опыт производства,

основной капитал, приобретенный по более низким (в связи с инфляцией)

ценам, удобные места расположения предприятия и т. п.;

- доступ к каналам распределения;

- государственные меры и политика (здесь имеются в виду,

законодательные правили и ограничения, применяемые на данном рынке).

Пример. Отмена в России в ближайшее время сезонных импортных

пошлин на ввоз сахара-сырца приведет к резкому снижению цен на сахар,

изготавливаемый из него. Есть опасения, что российские производители

сахара из сахарной свеклы не выдержат конкуренции со стороны сахара

производимого из бразильского сырья. Ожидается, что производство сахара

из сахарной свеклы в России станет убыточным и в результате сойдет на

нет. [5].

Угроза появления конкурентов возможна не только внутри одной

отрасли, но и на межотраслевом уровне. Здесь конкуренция ведется за

выгодные сферы приложения капитала, за получение наиболее высокой

прибыли. Состязательность возникает потому, что в разных видах

производства изначально образуется неравная по величине прибыль на

равный капитал. Как и отдельные предприятия, отрасли различаются

уровнем технической оснащенности, структурой применяемого капитала,

скоростью его оборота, стабильностью спроса на продукцию. По этим

причинам процент прибыли на капитал в разных отраслях будет неодинаков.

Перелив капитала будет происходить до тех пор, пока различные нормы

прибыли не выровняются в какую-то общую или среднюю прибыль.

Межотраслевая конкуренция объективно создает определенное

динамичное равновесие, обеспечивающее получение примерно равной прибыли

на равный капитал, независимо от того, где он вложен. В американской

экономике различия в отраслевых нормах прибыли составляют всего лишь 1-

2 процента.

Если бы условия для возрастания капитала в какой-либо отрасли были

устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покинули бы ее и общественная

потребность в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной.

Стихийное передвижение капиталов из одних отраслей в другие,

возможно лишь тогда, когда вход в высокоприбыльную отрасль не

заблокирован. Если в обществе возникают отношения, ограничивающие

конкуренцию, становится неизбежным подрыв механизма образования средней

нормы прибыли.

Экономические возможности и торговые способности поставщиков.

Конкурирующие силы, возникшие вследствие возможностей и торговых

способностей поставщиков.

Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом

зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для

покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают

ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны

поставщиков увеличивается)

Влияние поставщиков сильнее, если имеют место следующие факторы:

- затраты на производство играют важную роль для покупателя;

- поставщики представляют собой несколько крупных фирм, не

скованных интенсивной конкуренцией;

- продукция поставщиков дифференцирована настолько, что покупателю

трудно и дорого перейти от одного поставщика к другому;

- покупатели не являются важными клиентами для фирм-поставщиков,

т. е. поставщики не замкнуты на определенную отрасль;

- поставщики не конкурируют с производителями заменителей в других

отраслях;

- со стороны одного или нескольких поставщиков существует реальная

угроза прямой интеграции в бизнес отрасли покупателя.

- фирмы-покупатели не проявляют склонности к интеграции в рынки

поставщиков.

Экономические возможности и торговые способности покупателей.

Конкурирующие силы возникают вследствие возможностей и торговых

способностей покупателей.

Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность

вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:

- потребители значимы и их немного, они покупают товар в большом

количестве;

- объем потребления представляет собой значительную часть от всех

продаж в отрасли;

- отрасль, поставляющая товар на рынок состоит из большого числа

относительно некрупных продавцов;

- товары, предлагаемые на продажу разными продавцами, относительно

хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти

альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу

практически равна нулю;

- покупаемые изделия не являются важной составляющей комплектующих

изделий покупателя;

- экономически выгодной для потребителя является практика

приобретения комплектующих у нескольких продавцов по сравнению с

прикреплением к одному продавцу;

Конкурентная ситуация на рынке развивается постоянно, поэтому

существует потребность у фирмы в отслеживании конкурентных изменений на

рынке систематически. Только при этих условиях фирма может правильно

оценить возможности конкурентов и собственные возможности и выработать

оптимальную маркетинговую стратегию, которая всегда направлена на

создание или поддержание собственного конкурентного преимущества.[6]

1.3.Функции конкуренции.

Конкуренция в рыночной экономике выполняет функции

обеспечения безопасности, регулирования, мотивации, а также

распределения и контроля.

Функция обеспечения безопасности предпринимателей

При большом числе конкурентов всех уничтожить просто

невозможно. Напротив, следствием монополизма на рынке является

криминализация экономики, когда борьба за доход ведется с помощью

винтовки.

Все это подтверждает тот факт, что конкуренция относится к сфере

публичных (общественных) интересов. Без их удовлетворения невозможно

удовлетворить частные интересы и реализовать потребности общества в

целом. В этом качестве конкуренция поддерживается государством и

охраняется различными правовыми средствами.

Ради достижения общественно значимых результатов государство

создает и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих

само наличие конкуренции и ее качество. Деятельность такого рода

является ключевым элементом государственного регулирования рыночных

отношений в нашей стране и нуждается в основательном правовом

оформлении.

Функция регулирования заключается в том, что основные

производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует

наибольшая потребность, и где они могут быть использованы с

максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для

предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять

работы), в которых нуждается потребитель.

Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те

отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функцию мотивации конкуренция выполняет путем стимулирования

предпринимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене

продукцию, снижать издержки производства. Прибыль возникает лишь при

соблюдении этих требований. В противном случае хозяйствующий субъект

терпит убытки и вытесняется с рынка более удачливыми конкурентами.

Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию

или производят ее с меньшими производственными затратами, получают

вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует

технический прогресс;

-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или

нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают

наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает

стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять

доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их

эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе

принципу вознаграждения по результатам.

Доход от предпринимательской деятельности перераспределяется

в пользу предпринимателей, использующих свои ресурсы наиболее

эффективно. Именно в этом проявляется другая экономическая роль

конкуренции - функция распределения.

Функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние

действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность

выбора. Конкурентный механизм не дает какому-либо предпринимателю

безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свою

волю.[7]

ГЛАВА 2

Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике

2.1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире

показывает, что рынок и, более мощный и действенный, чем любой иной

фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем

активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция

требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических,

технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия

затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог -

застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение

жизненного уровня населения страны.[8]

Конкуренция- сердцевина современного рыночного механизма не

только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия

неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция- это органичное

свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’

конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление-

чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления

’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру,

’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму

конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая

конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий

’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой

рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях

которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои

классические функции.

До недавнего времени в советской экономической литературе

наличие монополии и конкуренции связывалось исключительно с

капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными и

существенными признаками. В исследованиях советских учёных

подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В

командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция,

как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-

х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует

действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в

системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с

ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в

советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства,

ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-

обособленности свободных производителей как собственников средств

производства и произведённого продукта.

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального

функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная

конкурентная среда. Формирование конкурентной среды- сложный процесс с

точки зрения практики и чёткости определения её содержания в

экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как

исторически конкретная социально-экономическая структура общественного

производства, особый тип социально-экономических отношений между

субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен,

организованный по законам товарного производства.

Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом - не

стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго

рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для

рыночной экономики- особой фазы в развитии общественного производства.

Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную

экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне

развития товарно-денежного обращения.[9]

Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как

таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе

реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически

любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения

на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать

потребителям свои условия.

В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не

имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:

1) устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования

законов товарного производства.

2) свёртывание товарно-денежных отношений

3) ликвидация конкуренции

4) искусственная концентрация и узкая специализация производства

1) преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.

Наша экономика уникальна: в ней монополизировано не только

производство, но и среда обитания хозяйствующих субъектов. Государство

выступает одновременно и как монопольный производитель, и как

монопольно управляющее начало. Негосударственные экономические субъекты

вмонтированы в монопольную среду обитания, им же созданную.

Отличия рыночной монополии от монополии в условиях командной

экономики представлены следующим образом:

Государственный монополизм по своему содержанию является точной

копией характерных признаков чистой монополии в рыночной экономике.

Монопольная сущность экономической системы хозяйствования,

проявляющаяся в чистой монополии, и реже- в олигополии отраслей

народного хозяйства, обуславливает невозможность появления конкурентной

среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений.

В условиях отсутствия рыночной конкуренции формирование

конкурентной среды должно происходить поэтапно:

1) становление конкуренции между отечественными производителями одной

отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между

банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между

торговыми организациями- за установление связей с производителями.

2) формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление

нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами,

концернами, холдингами, финансовыми группами.

3) зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и

иностранными производителями.

Специалисты полагают, что этапы становления конкуренции будут

совпадать с этапами укрепления белорусского рубля и развития рыночных

отношений.

Целесообразно различать условия возникновения конкуренции и

условия формирования конкурентной среды.

Основными условиями появления конкуренции являются:

1) собственность на средства производства, продукт и доход

2) доступ к ресурсам и информации

3) множественность обособленных производителей, экономическая

самостоятельность (выбор вида деятельности, организационных форм,

определение источников финансирования, методов и структур управления

производством, сбытом и т.д.)

Рыночная конкуренция - система отношений между экономически

самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг,

стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических

интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают:

заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания

новых предприятий в монополизированных отраслях и др.

Ф.Хайек особо подчёркивал необходимость наличия: развитого

института индивидуализированной (нечастной) собственности-единоличной,

семейной, партнёрской, кооперативной, акционерной; разработанной

правовой базы, определённой деятельности государства и правительства по

созданию условий для конкуренции; исключение централизованного

планирования, вмешательства в систему ценообразования и распределения

ресурсов.

Основными направлениями государственной политики по формированию

конкурентной среды в РБ являются: создание организационных, правовых и

экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития

предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной

политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и

инвестиций.

Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в

основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно

развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде

отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.

Созданные преимущественно в непроизводственной сфере

коммерческие структуры- малочисленны, сосредоточены на распределении

готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений

в производстве(между предприятиями- за рынки ресурсов, за инвестора, за

потребителя и т. д.; между рабочей силой- за рабочие места; между

банками- за объекты кредитования, вложения капитала).

Возникающая конкуренция между банками за предоставление

краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а

ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает

доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения,

способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа

субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих

банков, укрепляя монополию в этой сфере.[10]

2.2. Значимость конкуренции в рыночной экономике

Теперь нам следует более подробно остановиться на вопросе значения

конкуренции в современной экономической системе.

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение

участников экономических отношений — продавцов и покупателей.

Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель

имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или

многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же

возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о

географическом месте, времени и условиях предложения своего товара.

Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если,

например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-

то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в

посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь

именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие

любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном

положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным

инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий,

необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций.

Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а

значит, можно утверждать, что конкуренция является условием

жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции

рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и

конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен

только при наличии конкуренции.

В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система

эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет

бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все

предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции

происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е.

определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле

экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению

красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в

совершенствовании экономических ресурсов, их производственных

комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-

техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих

людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как

трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена

трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от

качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные

позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит,

здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса

– труда.

Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы

побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов

покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество

выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими

изменениями, повышать уровень образования работников, активно

взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические

разработки.[11]

ГЛАВА 3

Конкурентоспособность России. Основные

штрихи.

3.1. Конкурентные преимущества и недостатки России

Перспективы развития внешней торговли России в значительной

степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного

комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий

уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне,

а также значительные масштабы накопленных основных производственных

фондов и фондов универсального

3. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития

обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость

технологической модернизаций производства; наличие уникальных передовых

разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно

связанных с ВПК.

Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин.

Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры

внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы

государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям

массового производства на основе конкурентных технологий,

сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для

малосерийного или единичного производства; низкая эффективность

производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в

передовых секторах промышленности.

3.2. Перспективы развития внешней торговли России

С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно

попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней

торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары

еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для

России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой

основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров,

пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).

Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного

машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые

автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для

геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы

весьма перспективным является создание сборочных производств из

ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний

рынок.

Имеются определенные перспективы для расширения экспорта

наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и

коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности,

экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники,

оборудования для АЭС, современного оружия).

По мере восстановления собственного сельского хозяйства и легкой

промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля

потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров —

машин и оборудования.

Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре

экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны.

Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление

присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения

экономики страны, создания полноценной системы государственной

поддержки ее экспортного потенциала.

***

К концу 2004 года нас ждет новый закон о конкуренции. К созданию крупных

корпораций он будет относиться добрее, но за нарушения антимонопольных

законов предприятие будут доводить до банкротства и сажать руководителей.

Не исключено, что среди них окажется довольно много чиновников.

"К сожалению, активность в нарушении антимонопольного законодательства

выросла", - отметил министр по антимонопольной политике Илья Южанов,

подводя итоги прошедшего года. И хотя рекорд принадлежит нарушителям

рекламы (около 12 тыс. возбужденных антимонопольных дел), этот результат

министр отнес к активности милиции, получившей право фиксировать нарушения

рекламы. Гораздо тревожнее, по мнению Южанова, увеличение антимонопольных

нарушений со стороны чиновников: около 64% расследований Министерства по

антимонопольной политике (МАП) связано с органами власти различного уровня.

"Продолжается бюрократизация антимонопольных нарушений, - отмечает Южанов.

- Если раньше чаще всего шла речь об издании антиконкурентных нормативных

актов, то сейчас власти все чаще становятся прямыми участниками монопольных

соглашений".

В пример министр привел дело, возбужденное на днях МАПом, о вытеснении с

рынка сбыта газа независимых продавцов ("Финансовые Известия" писали об

этом 23 декабря). Напомним, что дело возбуждено против "Газпрома", его

дочерней компании "Межрегионгаз", Федеральной энергетической комиссии (ФЭК)

и ее региональных "дочек" (РЭК) в Южном округе. При этом Южанов считает

главным виновным именно государственный орган: "Именно региональные

комиссии ФЭК не утверждают тарифы независимым газораспределительным

организациям". Министр сказал, что надеется завершить дело в течение

полугода, и пообещал, что оно будет очень громким.

При этом, как самокритично признал Южанов, именно МАП давал три года назад

разрешение "Газпрому" на организацию региональных отделений

"Межрегионгаза". В результате последние скупили большинство

газораспределительных организаций (ГРЭО) - и сегодня чиновники помогают

"Газпрому" лишить бизнеса тех немногих, что остались независимыми. Однако

министр заявил, что сейчас на местах будет проверяться конкуренция на рынке

сбыта газа, и намекнул, что результаты могут дать повод задуматься об

исправлении ошибок: "Может быть, будут структурные требования о продаже

активов".

МАП достаточно часто воюет с госорганами и естественными монополиями. И

Южанов уверяет, что успешно, несмотря на упорное обжалование решений МАПа в

судах. Например, в течение года прошла череда дел, связанных с чинимыми ФЭК

и РЭК препятствиями независимым компаниям, желающим выйти на ФОРЭМ, - и все

они выиграны МАПом, говорит Южанов.

А в отношении компаний "Трансаммиак" и "Трансазот", которые не подчинились

предписанию МАПа, дела переданы в Генпрокуратуру. "Они практически

административно приватизировали аммиакопровод в Николаев, - пояснил

министр. - Что ж, если эти господа не умеют говорить на языке Гражданского

кодекса, будем говорить с ними на языке кодекса уголовного".

Впрочем, старому антимонопольному законодательству жить осталось недолго.

Как заявил Южанов, к декабрю 2004 года МАП представит в правительство

проект закона о конкуренции, который заменит два существующих (для товарных

и для финансовых рынков) и будет гораздо либеральнее относиться к слияниям

и поглощениям. Так, порог совокупных активов желающих объединиться компаний

поднимется до 3 млрд. рублей. Зато штрафы, средний размер которых сейчас

около $400, станут значительно больше. Южанов приводит в пример ЕС, где

штрафы составляют до 10% от годового оборота компании. При этом за год

оштрафовать можно трижды, что составит 30% от оборота: "А это уже

банкротство". Правда, успокоил министр, сразу такие штрафы вводить не

будут, "будет ступенчатая шкала". Но общее направление сохранится:

"Ужесточение антимонопольного контроля и увеличение штрафов при

либерализации самого антимонопольного законодательства". По мнению Южанова,

это равноценный размен.

В 2004 г. можно ожидать снижения банками процентных ставок по

кредитам в среднем на 3-5% годовых по рублевым займам и на 2-3% - по

валютным, считает первый заместитель управляющего Международным

промышленным банком (МПБ) Сергей Мельников.

По его мнению, в 2004 г. российские банки столкнутся с серьезной

конкуренцией на рынке кредитования крупных предприятий и компаний. В

условиях снижающейся доходности по основным финансовым инструментам

кредитование крупных корпоративных клиентов является для многих банков

основным источником дохода, отмечает С.Мельников. Между тем, уже

сегодня наметилась тенденция, когда сами предприятия отдают

предпочтение более дешевым кредитам западных банков или же привлекают

средства через размещение собственных облигаций. В будущем это создаст

проблемы банкам, ориентированным на кредитование реального бизнеса,

считает С.Мельников.[12]

* * *

Эксперт McKinsey & Company А.Резникович опубликовал в журнале

«Коммерсантъ-Деньги» любопытную статью: «Монополистическое отечество в

опасности». Главный ее тезис: «Как ни банально это прозвучит, самым

мощным тормозом развития экономики России является недостаток

конкуренции. Причем государство само создает условия, которые

сдерживают ее и способствуют монополизму».[13] [1]

При этом приходится отдавать себе отчет в том, что «Вообще

для российской экономики монополизация — исторически закономерное

явление. Советская экономика была по определению монопольной. Экономика

нынешней России, приобретя некоторые черты рыночной, сохранила и черты

старой системы. Но централизованные рычаги управления монопольной

экономикой, худо-бедно обеспечивавшей искусственную интеграцию главных

экономических элементов (средств производства, капитала,

квалифицированной рабочей силы и бизнес-инфраструктуры) уже потеряны, а

рычаги рыночной экономики, где интеграция этих элементов, как правило,

достигается естественным путем, еще не созданы. В итоге круг тех, кто

может успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной

целиком всю экономику».[14]

Поэтому не случайно, что «…все более распространенным становится

мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с

властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес

на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от

конкуренции, получает экономическую ренту».[15]

Если добавить к этому, что «…роль судебной системы, контролирующей

исполнение контрактов, взяли на себя бандиты»[2], то становится ясно,

почему «новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на

рынок, что разрушает сам институт предпринимательства».[16]

Необходимо также обозначить еще одну большую проблему —

ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую

очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. «Сегодня в России

рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и

связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая в

экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и

экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети

получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами

детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И

в первую очередь самой главной — права на жилье… Внеэкономические формы

прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у

крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в

виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика

всегда менее эффективна, чем капиталистическая».[17]

Добавим к этому, что в Москве, являющейся экономическим центром и

крупнейшим работодателем, фирма не имеет права без разрешения властей

принять на работу гражданина РФ, не имеющего регистрации в Москве

(получение которой зависит от воли ряда других людей).

В силу обозначенных причин «уровень безработицы в самом

неблагополучном по этому показателю регионе России в 14 раз превышает

безработицу в самом благополучном».

А рынок рабочей силы оказывает заметное влияние на экономику в

целом. Так, по мнению ряда экспертов, высокая мобильность рабочей силы

в США — одна из основных причин того, что экономика страны растет

быстрее, чем в государствах Западной Европы.

***

Последствия перечисленных тенденций неутешительны. Давосский

всемирный экономический форум в своем очередном годовом отчете о

конкурентоспособности стран мира поставил Россию на 52-е место (после

Зимбабве).[18]

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль

конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При

этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых

странах в настоящее время, стало важной задачей государственного

регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в

развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей

задачей экономических исследований в нашей стране.

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически

во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и

отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко

определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было

столь ожесточенным.

Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством

правительств и картелей. [19]

1. Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся,

впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но

многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки

динамики или интенсивности. [20]

Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без

конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы

конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную

стратегию для достижения рыночного успеха.

Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной

борьбы.

Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения

этих целей

Для рыночной экономики имеет основополагающее значение.

Исполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности

производства

Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов,

способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение

издержек производства и реализации.[21]

Вот почему Президентом РФ поставлена задача повышения

конкурентоспособности российской экономики как главной задачи текущего

момента.

Заключение

Конкуренция является необходимым и определяющим условием

нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление

имеет свои плюсы и минусы:

1) она способствует развитию научно-технического прогресса,

постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии,

рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически

неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению

издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их

снижению;

3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень

заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия

для безработицы, инфляции и банкротства;

2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их

несправедливого распределения;

3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не

догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

К сожалению лишь недавно мы осознали необходимость

экономического соревнования производителей, их конкуренции для

успешного развития народного хозяйства.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в

экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное

богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с

монополией и плановой экономикой.

Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостный

результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения

конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.

Список используемой литературы:

1.Актуальные проблемы рыночной экономики/Уч. пособие.-Чебоксары.-

1995.c.64

2.Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса.-СПб.-1992.c.87

3.Рыночная экономика:Основы бизнеса-Т.2 ч.1.-М.-1992.c.54

4. Журнал “Коммерсант - Деньги” № 43 от 03.11.99

5. Ежедневник “Коммерсант" от 10 ноября 1999 года

6. Стародубровская И. От монополизма к конкуренции.-М.-1990 c.34

7. Экономическая теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. А. И.

Добрынина. – Спб.: c.76

8. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994 c.31

9. Зайдель. Х , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД.

1994 c.66

10. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.

11. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е

издание. – М.: ИНФА-М, 1999.

12. Газета финансовые известия (Интернет-версия)

13. А.Резникович Монополистическое отечество в опасности //

Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999, стр. 31.

14. Там же.

15. Там же.

16. Там же.

17. А.Резникович Монополистическое отечество в опасности //

Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999, стр. 32.

18. См. А.Багров Президент сказал новое слово // Коммерсантъ-Деньги #13

за 1999, стр. 28.

19.Майкл Портер «Конкуренция» 2000 г c.23

20. (2) Г.З. Щербаковский «Внутренний механизм конкуренции и

конкурентные силы» 1997 г.c. 41

21. Г.З. Щербаковский «Внутренний механизм конкуренции и конкурентные

силы» 1997 г.Под редакцией А.И. Архипова «Экономический словарь» 2000 г

c.87

-----------------------