Конспект урока по биологии - белки

Конспект урока по биологии - белки

Конспект двух уроков по биологии в 10 «Б» классе по теме:

Белки. Структура и функции. Ферментативная активность белков.

Ход урока.

На сегодняшнем уроке мы должны будем познакомиться со строением и

свойствами белков, и подробнее рассмотреть каталитическую или

ферментативную функцию, и провести лабораторную работу на эту тему.

I. Опрос по липидам и углеводам.

1) Что такое полимер? (много звеньевая цепь, в которой одним звеном

является какое-либо простое вещество – мономер) А-А-А-

2) Какие бывают полимеры? ( регулярные А-А-А- А-А-В-В-А-А-В-В- и

нерегулярные А-В-А-А-Т-) Примеры.

3) Что является мономером у углеводов? Липиды это полимеры?

4) В каком процессе первоначально образуется глюкоза? (ф\з)

5) Какой основной источник энергии в человеческом организме? (жиры)

Почему? Почему целлюлоза не может быть источником энергии?

6) Где синтезируются и расщепляются жиры? Углеводы?

7) Целлюлоза и крахмал состоят из одинаковых остатков глюкозы и

имеют один состав (С6Н12О6)п

II. Запишите тему урока.

Сегодня мы разберем биополимеры нерегулярного строения. Что это значит?

Как вы думаете из каких элементов состоят белки?

1.Запишите – Белки - сложные органические соединения, состоящие из С Н О

N. Могут включать S и образовывать комплексы с Me – Fe,P,Cu,Zn. Это

макромолекулы, их молекулярная масса доходит до неск. Млн.

Например, формула молекулы гемоглобина (не для записи) может дать

представление о его сложности:

C3032H4816O872N780S8Fe4. Эта белковая молекула средней величины.

2. Мономерами белков являются аминокислоты. Кто знает, сколько существует

аминокислот? Вообще в природе встречается более 170, но в состав белков

входит 26, а чаще всего только 20. Они изображены на таблице и в вашем

учебнике.

Скажите, почему нельзя питаться только животной пищей?

Растения способны синтезировать все 20 аминокислот, животные же получают

8 из них в готовом виде с пищей. Такие аминокислоты называются

незаменимыми. Белки в пищеварительном тракте распадаются до аминокислот,

всасываются в кровь и организм из них строит собственные белки.

Рассмотрим общее строение аминокислоты:

1) Карбоксильная (кислотная) группировка –

2)Аминогруппа –

3)Радикал- та часть, по которой аминокислоты отличаются друг от друга.

Запишите общую формулу:

Глядя на эту формулу, скажите, какими свойствами обладают все

аминокислоты? (амфотерными). А если радикал будет содержать карбоксильные

или основные группировки как это будет влиять на свойства?

3.Запишите - Образование пептидной связи.

Аминокислоты соединяются между собой при помощи пептидной связи.

Карбоксильная и аминогруппы взаимодействуют друг с другом с выделением

Н20.

Как называется такая реакция ? Конденсации. Сейчас кто-нибудь подойдет к

доске и поможет мне написать эту реакцию. Все записывают ее в тетради.

Чем обусловлено огромное множество белков в природе если их составляющими

служат всего 20 мономеров?

4. Запишите – уровни организации белковой молекулы.

Первичная структура белка представляет собою последовательность аминокислот

в полипептидной цепи, соединенных пептидными связями. Это какие связи? –

ковалентные.

Вторичная структура – белковая нить закручена в виде спирали. Между

группами СООН одного витка и NH2 другого образуются водородные связи. Что

это такое?

Третичная структура - укладка полипептидной цепи с образованием компактной,

плотно упакованной структуры. Это клубок или фибриллы (кератин, колаген)

Такая структура поддерживается дисульфидными связями, гидрофобными

взаимодействиями, электростатическими.

Четвертичная структура - способ обьединения (расположения в пространстве)

отдельных полипептидных цепей в белковой молекуле, состоящей из нескольких

подобных цепей.

Например молекула гемоглобина состоит из 2 альфа и 2 бета цепей. Посмотрите

рисунок в учебнике.

Сравните особенности строения молекул белков и полисахаридов. Что общее и

различное?

5. Денатурация.

Это процесс изменения структуры, а следовательно и свойств белков под

действием факторов внешней среды. Денатурация может быть обратимой, а может

необратимой. Какие факторы вы можете назвать?-pH, температура. Почему

происходит денатурация? – связи со второго уровня слабее ковалентных. До

какого уровня денатурация обратима и почему? – до второго, разорванная

цепочка не восстанавливается.

Денатурация имеет биологическое значение, например паук выделяет капельку

секрета, которая приклеивается к опоре и продолжая выделять секрет паук

слегка натягивает ниточка – происходит денатурация и секрет из растворимого

состояния переходит в нерастворимое.

6. Функции белков. Нарисуйте таблицу. Какие функции белков вы знаете?

|Функция |Сущность |Пример |

|Структурная |Образование мембраны клеток и |Коллаген, кератин |

| |органоидов и др. структур | |

|Регуляторная |Регулирование обмена веществ в |Некоторые гормоны – |

| |организме |инсулин, глюкагон |

|Защитная |-При попадании в организм чужеродных |-антитела |

| |белков и микроорганизмов в лейкоцитах| |

| |образуются защитные белки | |

| |-защита от потери крови при ранении в|-фибриноген |

| |результате свертывания | |

|Транспортная |Присоединение и перенос химических |гемоглобин |

| |элементов по организму | |

|Сократительная|Осуществление всех типов движения |Актин, миозин |

|Запасающая |Резерв для организма, плода |Яичный альбумин, |

| | |казеин молока( |

|Токсическая | |Змеиный яд, |

| | |дифтерийный токсин |

|Энергетическая|Не основной, но источник энергии в |Расщепление 1 г белка|

| |клетке |– 17 кДж |

|Сигнальная |Узнавание молекул мембраной клетки |гликопротеины |

|Ферментативная|Каталитическое ускорение |Белки-ферменты |

|, |биохимических реакций в клетке |(каталаза, пепсин, |

|каталитическая| |трипсин) |

7.Запишите- Ферментативная функция белков.

Ферменты- катализаторы живой природы. Что такое катализатор? (вещество

ускоряющее химическую реакцию, но не изменяющееся в процессе реакции.)

Какие отличия ферментов от неорганических катализаторов? Запишите

o Обладают большой молекулярной массой по сравнению с субстратом

o У ферментов есть группа атомов, называемых активным центром

o Ферменты высокоактивны

o Высокоспецифичные – катализируют только одну реакцию

o Требуют особых условий – температуры, реакции среды, отсутствия ядов.

Почему?

o Используется много раз одна и та же молекула.

Лабораторная работа №3 Вариант1.

Сегодня мы выполним лабораторную работу по изучению каталитической

активности каталазы. Это фермент, разрушающий в организме перекись

водорода, т.к. она является ядом для клеток.

Внимательно прочитайте инструкцию, пока я раздам оборудование.

Нарисуйте таблицу (на доске рисую я):

|Условия |Выделения О2 |

|Вареный картофель |- |

|Сырой картофель |бурное |

|Вареное мясо |- |

|Сырое мясо |Менее бурное |

|Измельченное с песком мясо |Сильно бурное |

Выполните опыт и заполните таблицу.

Ответьте на вопросы и напишите вывод.

В конце урока сдайте тетрадь, на следующем занятии тест.

Домашнее задание параграф 4.

( Почему введение альбумина в кровь вызывает смерть, а употребление

полезно?