Конспект урока по биологии - гликолиз
Конспект урока по биологии - гликолиз
Московский Педагогический Государственный Университет.
Конспект урока по биологии в 10 «Б» классе
на тему:
Обмен веществ и энергии в клетке.
Студентки биолого-химического
факультета
IV курса 1 группы
2 подгруппы
Уразовой Екатерины.
Москва 2001
Конспект урока по биологии в 10Б классе по теме:
Обмен веществ и энергии в клетке.
Цель: познакомить учащихся с понятием энергетического обмена.
Задачи:
- Дать представление об обмене энергии в клетке. Познакомить с понятиями
анаболизм и катаболизм, ассимиляция и диссимиляция, аэробный и
анаэробный гликолиз, цепь переноса электронов, ферментативное
окисление сахаров.
- Формировать научное мировоззрение, профориентация.
- Развитие воображения, логического мышления, памяти, формирование
межпредметных связей.
Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация,
беседа.
Оборудование: доска, таблицы, рисунки учебника.
Литература: Учебники Беляева и Полянского, «Биология» Богданова,
дидактические материалы, школьная тетрадь.
Ход урока.
I. Введение.
Мы знаем, что для поддержания жизни организму требуется энергия. Мы
запасаем и тратим энергию – и этот процесс бесконечен, пока есть жизнь. В
какой форме запасается энергия в клетке? – АТФ. А что же является одним из
основных поставщиков энергии в клетке? – Глюкоза, В результате ее
расщепления происходит запасание АТФ.
Какие виды энергии Вы знаете?
- -Механическая
- -химическая
- -осмотическая
- -электрическая
- -световая
Обмен энергии в клетки можно представить в виде следующей схемы.
Метаболизм –обмен веществ и энергии в клетке.
|Новообразование |Расщепление |
|Ассимиляция |Диссимиляция |
|Анаболизм |Катаболизм |
|Пластический обмен |Энергетически|
| |й обмен |
Почему система не замкнута?
II. Объяснение нового материала.
Окисление глюкозы происходит при помощи ферментов и поэтому называется
ферментативным окислением глюкозы – гликолизом (греч. «гликос» - сладкий,
«лизос» - расщепление).
Расщепление происходит в 3 этапа. Давайте запишем таблицу этапов
энергетического обмена.
|Этап |Где происходит |Что происходит |КПД |
|I этап - |В пищеварительном |Углеводы(глюкоза + |Энергия не |
|подготовитель|тракте, внутри |энергия |запасается,|
|ный |клетки |Липиды(глицерин +жирные|а |
| |Под действием |кислоты +Е |выделяется |
| |ферментов. |Белки(а/к +Е |только в |
| | |Нуклеиновые |тепловой |
| | |кислоты(нуклеотиды +Е |форме |
|II этап – |В цитоплазме |С6Н12О6(2C3H6O3(молочна|80 |
|бескислородны|клеток |я кислота)+200кДж (80 |200*100%= |
|й, анаэробный|Не связано с |кДж запасается в виде 2|40% |
|гликолиз |мембранами. |моль АТФ) | |
|III этап – |В митохондриях |2C3H603+6O2(6CO2 + 6H2O|1440 |
|кислородный –|клетки, связан с |+2600кДж (из них |2600*100% =|
|аэробный |внутренними |запасается 1440 в виде | |
|гликолиз |мембранами |36 моль АТФ) |55% |
| |митохондрий | | |
|Итоговая | |С6Н12О6 + 6О2(6CO2 |1520 |
|формула II и | |+6H2O + 2800кДж (из них|2800*100%= |
|III этапа | |1520кДж запасается в |54% |
| | |виде 38 моль АТФ) | |
III. Суть третьего этапа.
Давайте вспомним строение митохондрий. Сколько мембран? Как называется?
Почему м/х называются «силовые станции»?
А) в матриксе митохондрий идет цикл трикарбоновых кислот – при помощи ряда
ферментов окислению подвергается молочная кислота. При этом СО2 выделяется
в окружающую среду. Атом водорода включается в цепь реакций конечный
результат которых - синтез АТФ:
1. Атом Н с помощью ферментов-переносчиков поступает во внутреннюю
мембрану митохондрий, образующую кристы, где он окисляется до протона.
2. Протон Н+ выносится на наружную поверхность мембраны крист, но для
протонов эта мембрана непроницаема, поэтому они накапливаются
межмембранном пространстве, образуя протонный резервуар
3. На внутренней мембране накапливаются отрицательно заряженные анионы
кислорода О2- ( появившиеся в результате работы фермента-оксидазы)
4. Катионы и анионы по обе стороны мембран образуют разность потенциалов.
Когда она достигает 200мВ Н+проходят внутрь и с О2- образуют Н2О.
Энергия же идет на образование АТФ.
Домашнее задание параграф 11,12, заполнить таблицу.
IV. Решение задач.
-----------------------
Высокомолекулярные органические вещества
Низкомолекулярные органические и неорганические вещества