Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации

Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации

РЕФЕРАТ

на тему: Конституционные гарантии

предпринимательства

в Российской Федерации.

Кафедра учёта и финансов

Группа: 969-дк

Составитель: Андрукович К. В.

С 1 января 1995 года был признан утратившим силу Закон РСФСР «О

предприятиях и предпринимательской деятельности», ст. 20 которого

предусматривала гарантии предпринимательской деятельности. В новом

Гражданском кодексе аналогичной статьи нет. В этой ситуации важное значение

приобретают конституционные гарантии предпринимательской деятельности.

Существенным новшеством Конституции 1993 г. является признание прямого

действия конституционных норм. Статья 18 Конституции предусматривает, что

«права и свободы человека и гражданина являются непосредственно

действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,

деятельность законодательной и исполнительной власти, местного

самоуправления и обеспечиваются правосудием». Конституционные юридические

гарантии неразрывно связаны с основными правами человека и гражданина.

Большинство конституционных гарантий носят всеобщий характер и касаются

как предпринимателей, так и всех других граждан: необходимость официального

опубликования законов и неприменимость неопубликованных нормативно-правовых

актов (4.3 ст. 15), право граждан обращаться лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы (ст. 33),

гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1

ст. 45) и право каждого защищать свои права и обязанности всеми способами,

не запрещёнными законом (ч. 2 ст. 45), гарантии судебной защиты (ст. 46,

47), компенсация причинённого ущерба (ст. 52) и возмещение государством

вреда (ст. 53), недопустимость обратной силы законов, устанавливающих или

утягчающих ответственность и устанавливающие новые налоги или ухудшающих

положение налогоплательщиков (ст. 54 и 57). Гарантии от недобросовестной

конкуренции (ч. 2 ст. 34), свободного перемещения товаров, услуг и

финансовых средств (ч. 1 ст. 74) адресованы непосредственно

предпринимателям.

Гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина

предполагает конституционное право предпринимателей быть выслушанным (ч. 1

ст. 4). Если, к примеру, органы исполнительной власти намерены прибегнуть к

принудительному отчуждению имущества предпринимателя для государственных

нужд, предварительно надо обязательно выслушать и выяснить позицию того,

чьи законные экономические интересы затрагивает предполагаемый акт.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции «каждый вправе защищать свои

права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». В эту

многозначительную конституционную формулу укладывается многое: и

использование возможностей средств массовой информации, и подключение

других институтов гражданского общества к формированию благоприятного

общественного мнения, и лоббирование предпринимателями своих экономических

интересов в органах государственной власти.

Важными конституционными гарантиями предпринимательской деятельности

являются: устойчивость рубля (ч. 2 ст. 75), неприкосновенность частной

собственности (ст. 35), компенсация причинённого ущерба (ст. 52) и

возмещение государством вреда (ст. 53).

Обеспечение устойчивости национальной валюты - рубля - рассматривается

как основная функция ЦБ РФ. Устойчивость рубля прежде всего связана с

денежной эмиссией. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции «денежная

эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской

Федерации».

В соответствии с законом РФ от 25 сентября 1992 года «О денежной системе

Российской Федерации» ЦБ регулирует свободную денежную массу, находящуюся в

обращении для поддержания покупательной способности рубля (ст. 6).

Денежная эмиссия, осуществляемая исключительно ЦБ РФ, охватывает:

- сокращение и контроль над кредитами, предоставляемыми государством

сектору предпринимательства;

- проведение политики в вопросе об учётной ставке (повышение учетной

ставки до уровня инфляции - положительной ставки), устранение разницы между

учётными ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов, ликвидацию

льготных кредитов;

- контроль над кредитами, предоставляемыми странам СНГ, особенно в

форме «технических кредитов»;

- необходимость включения всех федеральных расходов в федеральный

бюджет.

В связи с тем, что вопросы денежной эмиссии являются кардинальными в

экономической политике, Конституция гарантирует определенную степень

независимости Центральному Банку. Это - конституционная гарантия

«устойчивости рубля». Обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ

РФ, которую он «осуществляет независимо от других органов государственной

власти» (ч. 2 ст. 75).

В ст. 35 Конституции содержатся сразу три важнейшие конституционные

гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишён своего

имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества

для государственных нужд может быть произведено при условии

предварительного и равноценного возмещения; право наследования

гарантируется. Конституционные гарантии права частной собственности

предопределяют содержание юридических гарантий собственности в гражданском,

уголовном, земельном, финансовом законодательстве. Например, в ст. 306

Гражданского кодекса установлено, что «в случае принятия Российской

Федерацией закона, прекращающего права собственности, убытки, причинённые

собственнику причинённые собственнику в результате этого акта, в т. ч.

Стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков

решаются судом».

Конституционной юридической гарантией является положение об официальном

опубликовании нормативно-правовых актов. Этот фундаментальный

конституционный принцип имеет всеобщее применение. Им нужно пользоваться

независимо от того, идёт ли речь о законах или о нормативных актах органов

исполнительной власти. Действует принцип: то, что делается для общества,

должно делаться на глазах общества.

Конституционные нормы ст. 54 о том, что «закон, устанавливающий или

утягощающий ответственность обратной силы не имеет», и ст. 57 о том, что

«законы, устанавливающие новые налоги или более ухудшающие положение

налогоплательщиков обратной силы не имеют», являются важными

конституционными юридическими гарантиями. Недопустимость обратной силы

закона обеспечивает правовую стабильность для предпринимателя. В качестве

примера можно привести Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря

1993 года №2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании

недрами», п. 11 которого гласит: если в течение срока действия соглашения

законодательными актами Российской Федерации будут установлены нормы,

ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках

соглашения, в него вносятся изменения, обеспечивающие инвестору

коммерческие результаты, которые могли быть получены при применении норм

законодательства, действовавших на момент заключения соглашения.

Литература:

Журнал «Хозяйство и право», 1995 год, №8.