Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации
Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации
РЕФЕРАТ
на тему: Конституционные гарантии
предпринимательства
в Российской Федерации.
Кафедра учёта и финансов
Группа: 969-дк
Составитель: Андрукович К. В.
С 1 января 1995 года был признан утратившим силу Закон РСФСР «О
предприятиях и предпринимательской деятельности», ст. 20 которого
предусматривала гарантии предпринимательской деятельности. В новом
Гражданском кодексе аналогичной статьи нет. В этой ситуации важное значение
приобретают конституционные гарантии предпринимательской деятельности.
Существенным новшеством Конституции 1993 г. является признание прямого
действия конституционных норм. Статья 18 Конституции предусматривает, что
«права и свободы человека и гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,
деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием». Конституционные юридические
гарантии неразрывно связаны с основными правами человека и гражданина.
Большинство конституционных гарантий носят всеобщий характер и касаются
как предпринимателей, так и всех других граждан: необходимость официального
опубликования законов и неприменимость неопубликованных нормативно-правовых
актов (4.3 ст. 15), право граждан обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы (ст. 33),
гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1
ст. 45) и право каждого защищать свои права и обязанности всеми способами,
не запрещёнными законом (ч. 2 ст. 45), гарантии судебной защиты (ст. 46,
47), компенсация причинённого ущерба (ст. 52) и возмещение государством
вреда (ст. 53), недопустимость обратной силы законов, устанавливающих или
утягчающих ответственность и устанавливающие новые налоги или ухудшающих
положение налогоплательщиков (ст. 54 и 57). Гарантии от недобросовестной
конкуренции (ч. 2 ст. 34), свободного перемещения товаров, услуг и
финансовых средств (ч. 1 ст. 74) адресованы непосредственно
предпринимателям.
Гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина
предполагает конституционное право предпринимателей быть выслушанным (ч. 1
ст. 4). Если, к примеру, органы исполнительной власти намерены прибегнуть к
принудительному отчуждению имущества предпринимателя для государственных
нужд, предварительно надо обязательно выслушать и выяснить позицию того,
чьи законные экономические интересы затрагивает предполагаемый акт.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции «каждый вправе защищать свои
права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». В эту
многозначительную конституционную формулу укладывается многое: и
использование возможностей средств массовой информации, и подключение
других институтов гражданского общества к формированию благоприятного
общественного мнения, и лоббирование предпринимателями своих экономических
интересов в органах государственной власти.
Важными конституционными гарантиями предпринимательской деятельности
являются: устойчивость рубля (ч. 2 ст. 75), неприкосновенность частной
собственности (ст. 35), компенсация причинённого ущерба (ст. 52) и
возмещение государством вреда (ст. 53).
Обеспечение устойчивости национальной валюты - рубля - рассматривается
как основная функция ЦБ РФ. Устойчивость рубля прежде всего связана с
денежной эмиссией. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции «денежная
эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской
Федерации».
В соответствии с законом РФ от 25 сентября 1992 года «О денежной системе
Российской Федерации» ЦБ регулирует свободную денежную массу, находящуюся в
обращении для поддержания покупательной способности рубля (ст. 6).
Денежная эмиссия, осуществляемая исключительно ЦБ РФ, охватывает:
- сокращение и контроль над кредитами, предоставляемыми государством
сектору предпринимательства;
- проведение политики в вопросе об учётной ставке (повышение учетной
ставки до уровня инфляции - положительной ставки), устранение разницы между
учётными ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов, ликвидацию
льготных кредитов;
- контроль над кредитами, предоставляемыми странам СНГ, особенно в
форме «технических кредитов»;
- необходимость включения всех федеральных расходов в федеральный
бюджет.
В связи с тем, что вопросы денежной эмиссии являются кардинальными в
экономической политике, Конституция гарантирует определенную степень
независимости Центральному Банку. Это - конституционная гарантия
«устойчивости рубля». Обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ
РФ, которую он «осуществляет независимо от других органов государственной
власти» (ч. 2 ст. 75).
В ст. 35 Конституции содержатся сразу три важнейшие конституционные
гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишён своего
имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества
для государственных нужд может быть произведено при условии
предварительного и равноценного возмещения; право наследования
гарантируется. Конституционные гарантии права частной собственности
предопределяют содержание юридических гарантий собственности в гражданском,
уголовном, земельном, финансовом законодательстве. Например, в ст. 306
Гражданского кодекса установлено, что «в случае принятия Российской
Федерацией закона, прекращающего права собственности, убытки, причинённые
собственнику причинённые собственнику в результате этого акта, в т. ч.
Стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков
решаются судом».
Конституционной юридической гарантией является положение об официальном
опубликовании нормативно-правовых актов. Этот фундаментальный
конституционный принцип имеет всеобщее применение. Им нужно пользоваться
независимо от того, идёт ли речь о законах или о нормативных актах органов
исполнительной власти. Действует принцип: то, что делается для общества,
должно делаться на глазах общества.
Конституционные нормы ст. 54 о том, что «закон, устанавливающий или
утягощающий ответственность обратной силы не имеет», и ст. 57 о том, что
«законы, устанавливающие новые налоги или более ухудшающие положение
налогоплательщиков обратной силы не имеют», являются важными
конституционными юридическими гарантиями. Недопустимость обратной силы
закона обеспечивает правовую стабильность для предпринимателя. В качестве
примера можно привести Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря
1993 года №2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании
недрами», п. 11 которого гласит: если в течение срока действия соглашения
законодательными актами Российской Федерации будут установлены нормы,
ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках
соглашения, в него вносятся изменения, обеспечивающие инвестору
коммерческие результаты, которые могли быть получены при применении норм
законодательства, действовавших на момент заключения соглашения.
Литература:
Журнал «Хозяйство и право», 1995 год, №8.