Конституция РФ
Конституция РФ
П Л А Н
ВВЕДЕНИЕ
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение.
Советские люди живут в самом демократическом обществе. Их широкие
права и свободы материально и юридически гарантированы. Привыкнув за
десятилетия Советской власти быть хозяевами страны, мы давно перестали
удивляться этому.
Конституции доказывает то, что Конституция - это именно Основной Закон
государства, если в нем присутствуют и разрабатываются столь важные и
основополагающие проблемы, как права и свободы человека. Слово
"Конституция" - латинского происхождения, от constitutio, - установление,
устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон
государства, определяющий его общественное и государственное устройство,
избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и
управления, основные права и обязанности граждан.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего
взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для
того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и
свободы граждан.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего
времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою
конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для
современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его
исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и
методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер
государственного регулирования во всех основных сферах общественного
развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое
главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным
правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Принятие новой Конституции в России тоже является отражением
серьезнейших общественных потребностей. Конституцию справедливо называют
главным, основным законом государства.
Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в
стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого,
некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно
источник развития всего права. На базе конституции происходит становление
различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом,
так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии,
политике и культуре
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Объективные причины (источники) возникновения и существования
конституционного права коренятся в материальных условиях жизни общества.
Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права. Под
источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых
находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников
конституционного права - являются нормативно-правовые акты, судебные
прецеденты и правовые обычаи, а также иногда международные и
внутригосударственные договоры. Нормативно-правовые акты конституционного
права обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной
власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора),
парламентские регламенты, акты местного самоуправления.
Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими
высшими органами власти - монархами в абсолютных монархиях, узкими
постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах.
По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений
законы подразделяются на основные (конституции), конституционные,
органические и обычные.
Конституции (основные законы) провозглашают основные права и свободы
человека и гражданина, регулируют основы общественного строя, форму
государства, устанавливают принципы организации и деятельности
государственных органов. В отдельных странах они регулируют не все
отмеченные общественные отношения.
Конституционные законы как источники права имеют различное значение в
разных странах. В Чехословакии, например, было принято, что конституционные
законы дополняют Конституцию. Органические законы в ряде стран (обычно
романской системы права) определяют статус органов государства на основе
бланкетных статей конституций. Например, Конституции Франции
предусматривает урегулирование органическими законами статуса таких
государственных органов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата
правосудия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший
совет магистратуры (ст. 65).
Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах
нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парламентов. Они зачастую
подлежат последующему утверждению парламентом и являются
источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы.
К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся
нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и
нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты,
постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками конституционного
права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними
существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих
государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих.
Нормативные акты глав государств и правительств имеют наиболее широкую
сферу действия.
Практически в каждой стране существуют конституционно правовые обычаи,
однако лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками
конституционного права. Это правила поведения, нигде в официальных изданиях
не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного
времени применяемые и молчаливо санкционированные государством. Чаще всего
эти правила представляют собой определенный способ реализации
конституционно-правовых норм. Впрочем, судом они в любом случае не
защищаются.
Широкое распространение обычай получил в конституционном праве
Великобритании (конституционные соглашения). Многие положения британской
конституции существуют ныне именно в этой форме: "король
должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты Парламента",
"лидер партии большинства - Премьер-министр"; "министры выходят в отставку,
если перестают пользоваться доверием Палаты общин", "Палате лордов не
принадлежит инициатива финансовых биллей" и др.
Международные договоры служат источниками конституционного права в
случае, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их
непосредственное применение. В современных конституциях многих государств
содержатся положения о примате международного права перед
внутригосударственным. Это порождено процессом дальнейшей
интернационализации экономики и других сторон общественной жизни.
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ
Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю
господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы
общественного и государственного строя, права и свободы человека и
гражданина.
Слово (термин) "конституция" происходит, означает "установление",
"устройство". Конституция как Основной закон государства учреждает
политическую форму существования общества, систему государственных органов,
устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет
права и свободы человека и гражданина.
Конституция в современном ее понимании не была известна ни в древности,
ни в средневековье. Правда, в древнем Риме отдельные акты императоров
именовались конституциями. Но они ничего общего не имели с основными
законами государств, возникшими в эпоху перехода человечества от феодализма
к капитализму.
Первой конституцией в ее подлинном понимании оказалась конституция США
1787 г. Вслед за ней появилась конституция Франции 1791 г. в результате
победы Великой французской революции. В Х1Х в. конституции были приняты в
большинстве европейских стран. С их помощью господствующие классы
стремились "... придать своей воле... всеобщее выражение в виде
государственной воли, в виде закона". Конституция как Основной закон
государства появляется только в ту историческую эпоху, которая
характеризуется правовым равенством граждан или подданных. Собственно она
как бы олицетворяет это равенство своим содержанием. Законодательно
оформляя и закрепляя общественные отношения, отвечающие коренным
потребностям и интересам господствующих классов или всего общества,
конституция выступает в качестве мощного рычага внутриполитической
стабильности государства, устойчивого функционирования его властных
структур.
Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные
положения и основополагающие устои общества, политическую форму его
существования, конституция служит правовой базой для текущего
законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и
конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно
не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию.
Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство
наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные
нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению
к нормам текущего законодательства.
В отличие от обычных законов, Основной закон государства
характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции
обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного
содержания ее положений она не подвержена постоянным
изменениям. Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и
дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.
Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных
структур государства должны соответствовать конституции - их правовой
основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам,
подлежат отмене.
Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В
зависимости от способа объективирования государственной воли
господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на
писанные, т.е. составленные в виде единого документа и неписаные -
состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного
характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.
По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно
классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими являются конституции, для
принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для
обычных законов государства. К обычным конституциям относятся те, которые
принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке,
установленном для обычных парламентских законов.
В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим
общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе,
конституции подразделяются на фиктивные и действительные.
Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые
функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо
формальны.
Действительные же конституции являются адекватным выражением и
воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в
обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы
политической власти и государства, способа их организации и деятельности на
соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ
Основные черты характеризуют конституцию как специфическую
реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения.
Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества,
уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его
жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный
характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает
переходный характер российского общества, противоречивый способ его
существования. В ней нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается
многонациональным народом России: многообразие форм собственности,
конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и
идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина,
федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии
народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней
основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее
важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего
законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны,
ибо имеют своей целью закрепление
самого главного в общественных отношениях.
Характерной чертой Конституции России является также ее прямое
действие.* В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в
каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную
высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и
обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что
Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2).
При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы
являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина в соответствии с
_______________________________________________________________
*ст. 15 Основного закона РФ.
общепризнанными принципами и нормами международного права (статья17).
Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.
Прежде всего, в отличие от предшествующих конституций Конституция РФ 1993
г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком разработки.
Как известно, в силу сложившихся обстоятельств и политического
противоборства между Президентом РФ и высшими органами государственной
власти (Съезд народных депутатов, Верховный Совет) осуществлялась
разработка двух проектов Конституции Российской Федерации. 7 мая 1993 г. за
подписью заместителя Председателя Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова
появляется постановление "Об основных положениях проекта Конституции
Российской Федерации", которым утверждался представленный рабочей группой
проект положений проекта Основного Закона России. При этом в постановлении
указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в соответствии
с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации от
12 марта 1993 г. "О мерах по осуществлению конституционной реформы в
Российской Федерации (о постановлении седьмого Съезда народных депутатов
Российской Федерации "О стабилизации конституционного строя Российской
Федерации").
В связи с тем, что хасбулатовский вариант конституции изначально
разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы правления в России и
низведения статуса президента до номинального главы государства, Президент
Российской Федерации своим указом от 20 мая 1993 г. "О созыве
Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции
Российской Федерации" учредил Конституционное совещание, которое призвано
было выработать альтернативный вариант конституции России. Это сделано
после том как 6 мая 1993г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию
свой проект Основном Закона государства, в ответ на который за подписью
ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г. Румянцева и эксперта
Конституционной комиссии В.И. Лафитского появился документ, в котором
давалась негативная политико-правовая оценка президентского варианта
конституции. В частности, в нем утверждалось, что в указанном проекте
"президент не только выводится за рамки системы трех властей -
законодательной, исполнительной и судебной, - но и ставится над ними, что
присуща, главным образом, для авторитарных и весьма далеких от демократии
форм правления". При этом особо подчеркивалось, что "наличие оснований для
роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно" и что "при
подобной конструкции Парламент превращается в безвольный и фактически
безвластный орган".
Именно этим объясняется, почему в Постановлении Конституционной
комиссии "О проекте Конституции (Основного закона) Российской Федерации,
направленном Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6
мая 1993 года" от 7 мая 1993 г. фактически
отклонялся президентский вариант конституции, ибо, как было сказано в
нем, его "отдельные положения... существенно ограничивают экономические,
политические и гражданские права человека и гражданина, нарушают принцип
разделения властей". Тем самым была устранена почва для достижения
компромисса между властями по проекту новой конституции России.
Конституционное совещание, созванное Президентом, продолжало работу
над проектом Основного закона государства вне всяких контактов с
Конституционной комиссией и Верховным Советом Российской Федерации.
Крайне обострившийся внутриполитический кризис в стране в результате
открытого противостояния властей вынудил Президента своим Указом от 21
сентября 1993 г. распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ.
Съезд народных депутатов отказался сложить свои полномочия. В своем
Постановлении "О политическом положении в Российской Федерации в связи с
государственным переворотом" от 24 сентября 1993 г. он квалифицировал
действия Президента как попрание Конституции, совершение государственного
переворота и установление режима личной власти. При этом съезд заявил, что
"действия граждан по защите конституционных органов власти, преодолению
последствий государственного переворота расцениваются как исполнение
общественного и государственного долга".
После кровавых событий 3 - 4 октября и стабилизации внутриполитической
обстановки в стране работа над проектом Основного
закона вступает в завершающую стадию. В связи с этим Президент своими
распоряжениями от 11 октября 1993 г. утверждает положения о
Государственной и Общественной палатах Конституционного совещания.
На Государственную палату была возложена обязанность по выработке
предложений по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской
Федерации и рассмотрение рекомендаций по политическим, социальным и
экономическим вопросам. Общественная палата Конституционного совещания
призвана была обеспечить участие общественных объединений в конституционном
процессе. Являясь организационной формой их взаимодействия с федеральными
органами власти
Российской Федерации, в рамках которой осуществлялись "необходимые
политические консультации по широкому кругу социально-политических
вопросов", она также вырабатывала предложения по изменениям и дополнениям к
проекту Конституции Российской Федерации и рассматривала рекомендации по
политическим, социальным и экономическим проблемам.
На совместных заседаниях Государственной и Общественной палат,
созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные варианты
разделов и глав Конституции Российской Федерации, уточнены редакции
соответствующих конституционных положений. Как видим, разработка
Конституции Российской Федерации носила весьма специфический характер и
осуществлялась не на уровне законодательных органов государства, а по
инициативе и при содействии Президента РФ.
Другой особенностью Конституции Российской Федерации является порядок
ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное голосование. Причем
решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15 октября
1993 г. И это понятно, ибо законодательные органы были распущены, а новые
еще не сформированы, да и создавать их было преждевременно, ибо не была еще
принята Конституция, которая предусматривала образование совершенно
нового представительного и законодательного органа Российской Федерации
- Федерального Собрания.
В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было
проведено всенародное голосование по проекту Конституции Российской
Федерации. Голосование проводилось на основе Положения о всенародном
голосовании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику
подсчета голосов и определения результатов всенародного голосования.
К числу особенностей Конституции Российской Федерации следует отнести и
то, что она принималась одновременно с выборами депутатов Совета Федерации
и Государственной Думы - палат Федерального Собрания. Причем, их избрание
осуществлялось не на основе Конституции, ибо она еще не была принята, а в
соответствии с Указом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего
"Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году" и на
основе его же Указа от 11 октября 1993 г. "О выборах в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации".
Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993г.
является специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь
лишь указанием на то, что Российская Федерация - есть "демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления"
(статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской
республики. То, что Российская Федерация не является парламентарной
республикой - это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо
доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя,
ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в
классическую модель президентской формы правления. Это, прежде всего,
подтверждается следующими правовыми аргументами.
1. В президентской республике президент является главой исполнительной
власти. В качестве классического примера возьмем Конституцию США. В ней, в
частности, провозглашается, что "исполнительная власть предоставляется
Президенту Соединенных Штатов Америки" (раздел 1 статьи 11). Как же дело
обстоит в Конституции РФ?
Согласно статьи 110 Российской Конституции, "исполнительную власть
Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации".
Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной
власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо
"председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом
Российской Федерации с согласия Государственной Думы" * Кроме того,
Председатель Правительства определяет основные направления его
деятельности, не только
_____________________________________________________________
*ст. 111 Основного закона РФ.
*Ст. 113 Основного закона РФ.
руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами
президента.
Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных
структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем
президента при президентской форме правления, находит свое
концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, согласно которой,
президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и
внешней политики государства".
И, наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее отношение к
федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской
Федерации не только национально-государственным образованиям, но и обычным
административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-
Петербург). Такое Конституционное решение проблемы федеративного устройства
России выходит за рамки традиционного понимания федерализации государства и
мировой практики. В мировом сообществе федерации основываются
либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым
выражением и воплощением (Индия, Бельгия) либо на отношениях, лишенных
национального содержания (США, ФРГ, Бразилия). Этим полагается и различие
в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо
территориальный и национальный принципы построения федеративной
организации государства. При этом декларируется равноправие политических
образований и административно-территориальных единиц.
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ
Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить
три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую.
Политическая функция Конституции РФ заключается, прежде всего, в
признании и закреплении политического многообразия, многопартийности,
идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам, равные
возможности в борьбе за государственную власть, конституция только
запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ
конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и
религиозной розни.
Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в
деятельность органов государства и тем более создание политических
организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и
государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных
формирований.
Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что
Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает
основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими
для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее
законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный
характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и
надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы
взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А
в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как
государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина,
верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную и т.д.
Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее
гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются
общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для
цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы
государства общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек,
его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на
государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного
существования.
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ
Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основном
закона государства. Рассмотрим, какими свойствами она обладает.
1. Прежде всем следует подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации
представляет собой нормативно-правовой акт. Как и всякий подобный акт, она
обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы
права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-
правовой акт конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы
действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается
принудительной силой государства.
2. Конституция как Основной закон государства базируется на
государственной воле общества. Именно указанной воле она обязана своим
возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты
всенародном голосования по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г.
Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и
закрепления общеобязательной воли многонациональном народа Российской
Федерации.
3. Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенством. Это
означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным
нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать
Конституции. Верховенство Конституции закрепляется в статье 4 Основного
закона РФ.
4.Конституция является базой текущего законодательства, служит источником
его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым
содержанием и не развивает их, а лишь конкретизирует основополагающие
положения конституции в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно
детализирует конституционные нормы, но в рамках их специфического
содержания. Иначе говоря, оно не должно выводить свои предписания за
границы конституционных норм. Дух и буква последних должна пронизывать их
смысл и правовую значимость.
Обладая абстрактным содержанием, Конституция РФ связывает реализацию
своих норм с действием соответствующих законов, принимаемых в обычном
порядке. Например, ст. 6 Конституции РФ связывает приобретение и
прекращение гражданства Российской Федерации со специальным федеральным
законом, ч. 3 ст. 11 увязывает процесс разграничения предметов ведения и
полномочий между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации не только с
конституционными положениями, но и Федеративным и иными договорами о
разграничении предметов ведения и полномочий, ст. 51 предусматривает, что
гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом и
т.д.
5. Конституцию характеризует также особый порядок принятия и изменения.
Впервые в истории Российской Федерации ее Конституция была принята в
результате всенародного голосования. Особый порядок изменения Российской
Конституции состоит в том, что для принятия закона, вносящею изменение или
дополнение, требуется не менее 2/3 голосов от общем числа депутатов в
каждой из палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной
Думы. Для принятия же обычных законов достаточно простого большинства от
общего числа депутатов парламента.
Заключение
И в заключении-о проблемах рассмотрения индивидуальных жалоб на
нарушения конституционных прав. Конституционные права гражданина реальны
лишь постольку, поскольку он может защитить их в суде. Конечно, может быть
достаточно, обратиться за защитой и в обычный суд, но возможность обращения
в суд, специально созданный для защиты конституционных прав, принципиально
поднимает уровень защищенности таких прав. Эти аргументы очевидны. Но столь
же очевидно, что, для того чтобы рассматривать по существу все жалобы
граждан, считающих, что их конституционные права нарушены непосредственно
законами или актами применения законов, понадобится примерно столько же
конституционных судов, сколько существует правоприменительных органов. Во
всех странах, где допускаются индивидуальные конституционные жалобы,
конституционные суды не в состоянии справиться с обилием таких дел, и это
несмотря на то, что, как правило, более 90% жалоб не принимается к
рассмотрению. Так, Если граждане уверены в том, что по поводу своих прав
они могут вступить в спор даже с законодателем, они добиваются защиты своих
прав всеми законными способами и во всех случаях их нарушения. Граждане
свободны и защищены в правовом государстве постольку, поскольку это
государство судей.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1.Конституция РФ
2.Коваленко А.И.Основы конституционного права РФ М.1994
3.Верховенство права М.1992
4.Фридмен Л.Введение в американское право М.1993
5.Конституционное право зарубежных стран М.1993
6.Политология Словарь-справочник М.1993
7.Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира М.1993
8.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира
М.1994
9.Чиркин В.Е. Элемены сравнительного правоведения М.1994