Контрольная работа: Социально-экономическое развитие Китая

Контрольная работа: Социально-экономическое развитие Китая

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра истории экономики, политики и культуры

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по истории экономики:

ТЕМА

«Социально-экономическое развитие Китая»

Владимир – 2008.


План работы

1.   Общая характеристика основных отраслей экономики страны после второй мировой войны

2.   Проблемы и итоги «большого скачка» и «культурной революции»

3.   Современный этап социально-экономического развития Китая

Список использованной литературы


1. Общая характеристика основных отраслей экономики страны после второй мировой войны

Восстановление экономики в послевоенный период КНР начала с крайне низкого уровня развития. По сравнению с 1937 в 1949 г. производство сельского хозяйства упало более чем на 20-25%, в том числе хлопка – на 48%, промышленное производство сократилось на 50-56%, в том числе тяжелая промышленность – на 70%, а легкая на 30%.

Комплексный подход к экономической стратегии предусматривал учет сложной демографической ситуации. Особенностями социально-экономического положения КНР являются высокий прирост населения, его большая численность и сравнительно небольшая обрабатываемая площадь.

Сложной проблемой являлось аграрное перенаселение в деревне.

Природные условия для сельского хозяйства определяются прежде всего особенностями рельефа и климата. Очень значительны и почвенные различия. В основных земледельческих районах наибольшее хозяйственное значение имеют аллювиальные почвы и черноземы на Северо-Китайской и Маньчжурской низменностях, почвы на лёссе в Северном и Северо-Западном Китае, красноземы и латериты – на юге (особенно в Красном Бассейне). Районы с наиболее благоприятным сочетанием земельных ресурсов, обеспеченности теплом и влагой и плодородных почв составляют немногим более 1/5 территории Китая.

В 1949 г. доход на душу населения в Китае составлял $54 (66 юаней).

Промышленность КНР давала в 1949 г. около 17% ВВП. Продукция машиностроительной промышленности в 1936 г. составляла только 2,2% промышленного производства страны.

В ноябре 1948 г. на всей территории в освобожденных уже районах в единый Народный банк Китая были слиты Северный китайский банк, Банк Бэйхай и Северо-Западный крестьянский банк. С 1 декабря 1949 г. Народный банк Китая стал выпускать валюту народной республики — «женьминьби» (народные деньги) и обменивать их на гоминдановские купоны «цзиныоаньцюань».

Летом 1949 г. было запрещено хождение на территории страны золота, серебра и иностранной валюты. Спекуляция подвергалась жесткому преследованию. Частные банки были поставлены под контроль Центрального банка.

Уже к октябрю 1949 г. китайские власти столкнулись с гипертрофированной инфляцией: цены на основные товары в крупных городах повышались на 20-30% в день.

20 ноября 1949 г. можно назвать началом кампании шоковой терапии по-китайски, которая проводилась под жестким контролем правительства по заранее разработанному плану.

Государственные торговые компании в одночасье подняли цены до уровня черного рынка. В результате этого к 24 ноября цены в Шанхае, Ханькоу, Тьенцзине, Сиане поднялись в 3,7 раза. Дождавшись достижения пикового уровня цен, 25 ноября торговые компании начали выбрасывать на рынок крупные партии товаров, запасы которых были созданы заблаговременно. В результате уже 26 ноября цены начали снижаться, а еще через 10 дней упали на 30-40%.

Второй удар по инфляции был нанесен на финансовом рынке. Денежные спекулянты, совершавшие сделки с женьминьби, полагая, что новая национальная валюта будет так же дешеветь, как и прежние гоминдановские цзиньюаньцюань, брали в банках деньги в долг под большие проценты (100% в месяц). Однако когда уровень цен начал снижаться, спекулянты начали торопливо сбывать свои товары, дабы расплатиться с долгами. Этот увеличивающий выброс товаров еще больше сбивал цены. Начался процесс массового разорения. Одновременно государственные торговые компании скупали в больших количествах товары частного сектора для создания стратегических запасов и будущего регулирования цен.

Рекордный рост цен в ноябре 1949 г. и был той «шоковой терапией», в результате чего с инфляцией удалось в основном совладать.

Это не означает, что отныне с инфляционными процессами было покончено. Во-первых, в начале 1950 г. Китай подвергся нападению гоминдановских войск с Тайваня. Во-вторых, летом 1950 г. началась война в Корее. В-третьих, в декабре 1950 г. американское правительство наложило арест на все вклады КНР в США и объявило об эмбарго (а 2/3 внешней торговли приходились на Запад). Все это оказало большое влияние на раскручивание инфляционных процессов в Китае.

С самого начала новое китайское руководство взяло курс на создание советской экономической модели. Приоритетное развитие получил государственный сектор. Если в 1945 г. государственная промышленность произвела 27% объема промышленного производства, то в 1952 г. — уже 42%, возрастая на 57% в год.

Одновременно осуществлялась массированная поддержка кооперативного движения, как в деревне, так и в городе.

В 1950-1952 гг. была осуществлена аграрная реформа, во время которой была осуществлена полная конфискация помещичьей собственности.

За восстановительный период сельское хозяйство возрастало на 14,1% в год, а промышленность — на 40,7% в год, что позволило достигнуть довоенного уровня (1937 г.) экономического развития. В1952 г. ВВП Китая составил 67,9 млрд. юаней, или 119 юаней на душу населения. Увеличилось потребление населения.

В марте 1949 г. КПК взяла курс на превращение аграрного Китая в индустриальную державу. В области политики была поставлена задача двигаться от «новой демократии» к социализму.

В конце 1952 г. КПК определила направление на переходный период, т. е. переход от капитализма к социализму (трансформация частной собственности в социалистическую).

Основные задачи перового пятилетнего плана (1953-1957 гг.) сводились к следующему:

1.Сконцентрировать усилия на строительстве 156 крупнейших объектов с помощью СССР, а также 694 крупных и средних предприятий, которые должны стать основой социалистической индустриализации.

2.Ускорить создание сельскохозяйственных и ремесленных кооперативов.

3.Перевести национальную капиталистическую промышленностьна рельсы государственного капитализма.

Большое внимание уделялось развитию национального образования. При этом система образования строилась преимущественно по советскому образцу.

В период первой пятилетки Китаю удалось в основном создать систему планового управления экономикой по типу советской модели. В 1952 г. по аналогии с советским Госпланом и Госкомстатом были создана Государственная плановая комиссия и Государственное статистическое бюро.

Составление пятилетнего плана началось в 1951 г., но было завершено лишь в самый разгар пятилетки (в феврале 1955 г.) по причине нехватки опыта и слабой статистической базы.

42,74 млрд. юаней инвестиций распределялись следующим образом: 58,2 — в промышленность, 7,6 в аграрный сектор, 19,2 — в транспорт и связь, 3 — в торговлю и банковское дело, 7,2% — в культуру, образование и медицину.

Темпы экономического роста постоянно пересматривались.

1953 г. в целом положил хорошее начало для выполнения первого пятилетнего плана, однако неблагоприятная ситуация сложилась в сельском хозяйстве. В 1954 г. в Китае произошло самое грандиозное наводнение за 100 лет, пришлось перейти к системе продовольственных карточек (которая сохранялась до конца 1980-х гг.).

В 1953 г. началось социалистическое преобразование экономики. В феврале 1953 г. ЦК КПК принял резолюцию о кооперативах и товариществах взаимной поддержки. За год количество кооперативов возросло в 3,8 раза (до 15 тыс.), а за 1953-1957 гг. достигло 634 тыс.

В июне 1955 г. Мао Цзэдун выступил с докладом «О кооперативном преобразовании в сельском хозяйстве». В нем говорилось о том, что к 1960 г. все крестьяне должны стать кооператорами. После этого выступления темпы кооперативного движения многократно возросли: с конца июля до октября количество сельскохозяйственных кооперативов удвоилось. Аналогичная кампания проводилась и в мануфактурном секторе.

Социалистические преобразования охватили всю экономику. В октябре 1955 г. Мао Цзэдун объявил о необходимости всеобщей социалистической трансформации. В 1956 г. эта кампания началась в Пекине и быстро охватила всю страну. Уже к концу 1956 г. 99% частных предприятий превратились в государственные.

Трансформация капиталистической экономики в социалистическую вскрыла ряд серьезных проблем. Во-первых, поспешность преобразований породила хаос и нарушила принцип добровольности. Во-вторых, трансформация осуществлялась без учета местных условий и интересов и настроений крестьян. В-третьих, кооперативы, как правило, создавались крупными, а потому малоуправляемыми. В-четвертых, система материальных стимулов и ответственности оказалась серьезно нарушенной. В распределении царил эгалитаризм, что существенно подрывало заинтересованность в труде. В-пятых, подрывалась свобода производственного выбора: кооперативам навязывалось производство одних культур и запрещалось выращивать другие. Подобные мероприятия осуществлялись в сфере мануфактуры, а также в торговле.

1956 г. в целом оказался успешным для экономического развития страны. В 1955 г. был собран богатый урожай, а 27 отраслей промышленности (производства чугуна и стали, цемента, автомобилей, хлопчатобумажных тканей и т. п.) досрочно выполнили пятилетний план. Все это привело к своеобразному «головокружению от успехов». Началось распыление инвестиций по многочисленным объектам, темпы роста заработной платы рабочих и служащих намного превзошли производительность труда, возник товарный дефицит. В 1956 г. образовался и дефицит государственного бюджета.

Государственные предприятия отныне функционировали в системе прямого регулирования и планирования.

Сельскохозяйственные и мануфактурные кооператоры, а также остатки частных предприятий косвенно регулировались через систему цен, займов, контрактов и налогов. Для сельских кооперативов были установлены директивные планы через государственные закупки аграрных культур.

С 1954 г. промышленные предприятия начали управляться из единого центра. Государство спускало предприятиям планы по 12 показателям: объем продукции в ценовом выражении, объемы основных видов продукции, внедрение новой продукции, основные технологические и экономические ограничения, план по снижению себестоимости, общее количество занятых, количество занятых на конец года, объем взаимных расчетов, уровень средней заработной платы, уровень производительности труда и прибыли.

К концу пятилетки количество плановых показателей предприятиям было снижено с 12 до 4 (объемы выработки основных продуктов, количество занятых, общая заработная плата и прибыль).

Уже с 1950 г. финансовая система стала высокоцентрализованной. Государственные инвестиции составляли 90, а частные — лишь 10%.

Высокоцентрализованной стала система торговли и материального снабжения. Все средства производства были распределены на группы по степени важности. В первую группу входили материалы, которые распределялись исключительно государством: сталь, медь, алюминий, цинк, олово, древесина, цемент, уголь, автомобили, металлорежущие станки и т. п. Прочие материалы распределялись департаментами регионального уровня. В сферу центрального планирования вошли сферы труда, торговли и ценообразования.

С 1952 г. Министерство внешней торговли начало контролировать весь объем экспорта и импорта. При этом план импорта составлялся Государственной плановой комиссией, а план экспорта — Министерством внешней торговли после соответствующих консультаций с различными ведомствами.

Уже к концу первой пятилетки китайские экономисты начали обращать внимание на недостатки новой экономической модели, и, прежде всего, на ее негибкость.

За годы первой пятилетки промышленное производство возрастало ежегодно на 18%, а сельское хозяйство — на 4,8% в год, в результате чего ВВП страны в 1957 г. достиг 106,8 млрд. юаней, или 168 юаней на душу населения. За годы первой пятилетки ВВП вырос в 1,57 раза, увеличиваясь в среднем на 7,78% в год.

2. Проблемы и итоги «большого скачка» и «культурной революции»

Несомненные достижения воодушевили китайское руководство. В апреле 1956 г. Мао Цзэдун сделал доклад «О десяти главных отношениях», в котором фактически впервые официальной критике подвергалась советская экономическая модель развития.

В конце 1957 г. началась кампания «большого скачка» (1956 – 1985) под лозунгом: «В экономическом развитии 1 день должен равняться 20 годам». По замыслу авторов этой кампании, одно лишь производство стали за два года должно было возрасти с 5 до 120 млн. т (1960 г.), а к 1980 г. — до 800 млн. т.

Окончательно новая генеральная идея была выдвинута в 1958 г. под лозунгом: «Напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм по принципу «Больше, быстрее, лучше, экономнее».

Весной—летом 1958 г. по всей стране стали создаваться коммуны. Первоначально коммуна представляла собой очень большое сельскохозяйственное предприятие — до 5 тыс. хозяйств (а иногда и до 20 тыс.). Постепенно коммуна взяла на себя все экономические функции, а также организацию культуры, образования, здравоохранения, поддержания общественного порядка и т. п.

Был взят курс на децентрализацию управления экономикой. В июне 1958 г.

страна была разделена на «7 кооперативных районов»: Северо -Восточный, Северный, Восточный, Южный, Центральный, Юго-Западный и Северо-Западный. Каждый регион в кратчайшие сроки должен был создать крупную промышленность. Было принято решение, что 80% регулирования экономики будет осуществляться на местном уровне. По всей стране началась массовая кампания ускоренной индустриализации.

Рыночные отношения были полностью разрушены. Весной 1958 г. началось укрупнение кооперативов. В массовом количестве создавались рабочие столовые, детсады, «дома счастья» для стариков.

13-30 августа 1958 г. в Бэйдайхэ, курорте провинции Хэбэй, состоялась расширенная конференция Политбюро и ЦК КПК, на которой были приняты план развития на 1959 г. и 2 документа: о производстве 10,7 млн. т стали и о создании на селе народных коммун. В соответствии с этими решениями в 1958 г. Китай должен был произвести 300-350 млн. т зерна. В 1959 г. производство зерна должно было составить 400-500 млн. т.

Коммуны осуществляли все виды аграрной деятельности, а также промышленное производство, торговлю, образование и военное дело.

Кампания «большого скачка» привела к разбалансировке хозяйственного механизма страны. Уже в 1960 г. страна столкнулась с жестоким кризисом и голодом. Мощные экономические диспропорции привели к падению производства. Если в 1960 г. ВВП страны составил 145,70 млрд. юаней, то в 1962 г. — 114,93 млрд. юаней.

«Большой скачок» породил серьезные проблемы. Во-первых, это диспропорция между накоплением и потреблением; во-вторых, диспропорция между промышленностью и сельским хозяйством; в-третьих, диспропорции внутри индустриального сектора; в-четвертых, дисбаланс между доходами и расходами. Уровень жизни населения резко упал. Потребление снизилось. Резко обострился товарный дефицит.

В результате вплоть до 1966 г. Китай был вынужден заняться «упорядочением экономики». Программа «упорядочения» экономики сводилась к следующим положениям:

1)стимулирование сельскохозяйственного производства и легкой промышленности;

2)сокращение объема капиталовложений до оптимального уровня;

3)сокращение городского населения;

4)модернизация техники;

5)регулирование рынка и восстановление его жизнедеятельности;

6)регулирование внешней торговли;

7)совершенствование культуры, науки, изобретательства;

8)восстановление земельных угодий и рачительному их использованию;

9)оптимизация планирования экономики в пользу развития сельского хозяйства, легкой промышленности.

В результате этих мероприятий впервые в практике социалистического строительства легкая промышленность начала развиваться быстрее тяжелой. Данные мероприятия оказали свое положительное воздействие на экономику. За период с 1958 по 1965 г. ВВП страны вырос с 102,8 до 171,61 млрд. юаней. К концу этого периода ВВП Китая составил 171,61 млрд. юаней, или 168 юаней на человека.

«Большой скачок» нанес сокрушительный удар по балансу государственного бюджета: в 1958-1961 гг. возник устойчивый дефицит, который удалось преодолеть лишь в 1962 г.

Несмотря на все шатания за 1958-1965 гг., в стране были достигнуты некоторые важные результаты. В промышленности создано 531 крупное и среднее предприятие, построен Дацинский комбинат в провинции Хэйлунцзян. В результате страна практически полностью обеспечила себя нефтью.

Создан ряд новых отраслей: судостроение, авиастроение, локомотивостроение. Китай стал производить собственные грузовики «Цзэфань» («Освобождение»), «Хуанхэ», «Юэцзинь» («Большой скачок»), а также автомобиль «Хунцы» («Красное знамя»),

Китай превратился в экспортера текстильных станков, которые начали поставляться в более чем 30 стран мира.

Быстрыми темпами развивались электроника и атомная энергетика. Построено 7200 км железных дорог. Протяженность автодорог возросла в 2,6 раза.

Установились морские линии с Юго-Восточной Азией, Европой и Африкой. Протяженность авиалиний увеличилась на 50%. Были построены несколько аэропортов: в Пекине, в Шанхае, в Гуанчжоу и Чэнду.

Открылось 30 институтов и университетов.

«Культурная революция» (1966 – 1976) представляла собой чисто политическое явление. Вместе с тем она оказала колоссальное влияние на экономическое развитие. Более того, в годы культурной революции экономикой страны, по сути, управляла армия.

1966 г. был объявлен первым годом третьей пятилетки (1966— 1970 гг.). Экономика развивалась сбалансировано и динамично.

По сравнению с первым полугодием 1965 г. за первую половину 1966 г. объем промышленного производства вырос на 20,3%, производство стали — на 20,7, угля — на 12,6, нефти — на 28,4, электроэнергии — на 20, химических удобрений — на 41,8%.

Еще в 1964 г. при составлении третьего пятилетнего плана была выдвинута стратегия следующей приоритетности отраслевого развития: 1) сельское хозяйство; 2) легкая промышленность; 3) тяжелая промышленность. Тем не менее, большое внимание уделялось укреплению обороноспособности страны.

Задачи третьей пятилетки сводились к следующим направлениям: ежегодное увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства на 9%; к 1970 г. добыча зерна должна была достигнуть 220-240 млн. т, хлопка — 2,2-2,4 млн. т, стали 16 млн. т, электроэнергии —110 млрд. кВт/ч.

В январе 1966 г. был обнародован план по регулированию прироста населения: было объявлено, что к 1970 г. население страны не должно превысить 800 млн. чел.

Особый размах культурной революции пришелся на 1967 и 1968 гг. Производство стали упало в 3 раза, добыча электроэнергии снизилась на 40%. Катастрофически ухудшилась трудовая дисциплина: лишь 50-60% рабочих работали на предприятиях.

Произошла практически полная потеря управления экономикой. Это сказалось на основных макроэкономических показателях.

Для стабилизации положения в стране Мао Цзэдун послал в разные районы страны крупные армейские подразделения. В апреле 1969 г. наследником Мао был официально назначен министр обороны Линь Бяо.

В марте 1970 г. был составлен план экономического развития на год, который предусматривал стабилизацию аграрной политики. Принимались меры против увеличения коммун и производственных бригад и против односторонней зерновой специализации сельского хозяйства.

По всей стране начали засыпать озера и пруды для увеличения производства зерна. Ликвидировались последние приусадебные участки.

Основные инвестиции были направлены в центральные и западные регионы страны (до 55%) для создания так называемой третьей линии обороны.

Несмотря на провал 3-й пятилетки, в 1971 г. были объявлены основные направления четвертого пятилетнего плана (1971-1975 гг.).

В январе 1974 г. началась очередная политическая кампания по критике Линь Бяо и Конфуция. По всей стране вновь прокатилась волна чисток и репрессий.

В результате и 4-я пятилетка была полностью провалена.

В январе 1975 г. Дэн Сяопин взял в свои руки управление экономическим развитием. В марте 1975 г. начал составляться план развития народного хозяйства на 10 лет (1976-1985 гг.). Сначала Мао Цзэдун поддерживал Дэна, но вскоре поддержал кампанию «левых» под лозунгом: «Критиковать Дэна, бороться с правыми».

1976 г. был особенно тяжелым для Китая. В этот год скончались такие ведущие деятели страны, как Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай. Дэн Сяопин был арестован.

3. Современный этап социально-экономического развития Китая

Ноябрьский 3-й пленум 11-го созыва 1978 г. явился своеобразным водоразделом между плановой моделью развития советского образца и современной экономической реформой.

Первоначально реформа не имела какого-либо четкого теоретического обоснования.

Тем не менее, уже в 1978 г. КНР занимала 1-е место в мире по производству тканей; 2-е — по зерновым, чаю и ряду масличных культур; 3-е — по хлопку, бобовым, мясу, углю, химическим удобрениям; 5-е — по стали, 7-е — по электроэнергии, 8-е — по нефти.

Китайская экономика отличалась крайне низкой производительностью труда.

Региональное развитие страны характеризовалось ярко выраженной неравномерностью.

Сравнительно низким уровнем характеризовалось развитие науки, образования, культуры. В этих важнейших областях Китай отставал от мирового передового уровня самое скромное на 30 лет.

Первый этап реформы (1978-1984 гг.) обычно называют этапом реформирования аграрной экономики. С одной стороны, успехи были несомненными и впечатляющими: так, производство зерна увеличилось с 304,77 млн. т в 1978 г. до 407,31 млн. т в 1984 г.

Главной особенностью начала реформ можно назвать осторожность, постепенность и настойчивость.

Лозунгом 1980 г. было объявлено сочетание плана и рынка. В 1981 г. выдвинут новый лозунг: «Плановая экономика — главное, а рыночная второстепенное».

В 1983 г. экономика условно была разделена на 4 сферы. В первую область директивного, прямого регулирования входили крупные промышленные предприятия и оборонная промышленность (примерно 30% валового промышленного производства). Вторая область (частичного директивного планирования) охватывала примерно 10% промышленного производства. Третья область (30%) (охватывающая средние и частично мелкие предприятия) подлежала так называемому направляющему планированию. Наконец, остальные 20% экономики регулировались исключительно рынком.

За первый период реформы объем ВВП вырос с 320,19 млрд. юаней (1977 г.) до 717,10 млрд. (1984 г.), а ВВП на душу населения с 339 до 692 юаней.

В октябре 1984 г. 3-й пленум ЦК КПК 12-го созыва принял постановление о реформе экономической системы в городах, чем объявлялся ее второй этап.

Второй этап реформы (1984-1992 гг.) можно назвать ускорением демонтажа плановой системы советского образца и постепенным переходом к рыночной экономике.

1985 и 1986 гг. были объявлены «периодом урегулирования» диспропорций.

XIII съезд КПК (октябрь—ноябрь 1987 г.) объявил о курсе: «Построение социализма с китайской спецификой». На нем была провозглашена задача доведения к 2050 г. среднедушевого ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран мира. Лозунг 1981 г. («Плановая экономика — главное, а рыночная — второстепенное») был заменен в 1987 г. на новый: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие».

К концу второго этапа экономической реформы экономическая структура страны продолжала оставаться весьма отсталой.

Период 1984-1988 гг. отмечен первым официальным закреплением в документах КПК (в постановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, октябрь 1984 г.) курса на «развитие многообразных форм экономики и способов хозяйствования» при главенстве общественной собственности на средства производства. На селе наблюдается бурное развитие волостных и поселковых предприятий, индивидуального уклада, в аграрном секторе появляются «новые хозяйственные объединения». Государственная промышленность и строительство абсорбируют различные формы установления подрядных отношений предприятий с государством. Активно внедряется аренда государственных и коллективных предприятий. С 1987 г. политически разрешено функционирование частных предприятий с 8 наемными работниками и более.

С началом реформы государственный бюджет страны стал перманентно дефицитным. С точки зрения правоверной Неоклассической школы - это полная катастрофа.

Однако кроме неоклассической экономической школы есть еще и кейнсианская, которая специально занимается проблемами вывода развивающихся стран из стагнации к стабильному росту. Так вот эта школа рекомендует развивающимся странам для ускорения экономического роста опираться на помощь государственного бюджета. А после того, как этот рост будет достигнут и бизнес начнет процветать — вот только тогда и нужно начинать беспокоиться о сбалансированности государственного бюджета. Именно по этому пути прошли все развитые страны Запада, Япония и Южная Корея. И Китай — не исключение.

Третий этап экономической реформы (1992-1997 гг.). В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК, который отметил глобальные сдвиги на международной арене: крах международного коммунистического движения и распад СССР. Китайское руководство выразило решимость отвергнуть «теорию домино», принять вызов, было решено форсировать темпы роста ВВП с 6% в год до 8-9%. Лозунг: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие», выдвинутый в 1987 г. на XIII съезде КПК, был преобразован курс на создание рыночной экономики.

Основными задачами экономической стратегии были объявлены: а) оптимизация управления предприятиями; б) ускорение прогресса рыночных отношений; в) всестороннее углубление реформы; г) ускорение темпов экономического роста.

Начиная с 1992 г. взрывной эффект был достигнут в деле привлечения иностранных инвестиций. На новый уровень вышли акционирование и развитие на этой основе рынка акций в Китае. Массовый характер приобрели преобразование мелких государственных и коллективных предприятий в частные и отказ псевдоколлективных хозяйств от «красных шапок», т. е. от формально коллективного статуса.

Свершившимся фактом стало формирование в Китае многоукладной экономики, связанное с постепенным, но в целом весьма существенным ослаблением прежнего доминирующего положения в городской промышленности и коллективного сектора в сельском хозяйстве, с развитием, как в городе, так и в деревне внушительной многоукладной индивидуальной и частной экономики, с появлением 300 тыс. предприятий с участием иностранных инвестиций, с акционированием некоторой части самих государственных и коллективных предприятий.

Важно отметить отсутствие резких скачков в «деэтатизации» (разгосударствлении) ведущего сектора экономики страны — промышленности. Сдвиг в пользу негосударственных укладов достигнут относительно постепенно, за счет их более быстрого развития.

За данный период ВВП вырос с 2161,78 млрд. юаней (1991 г.) до 7446,26 млрд. (1997 г.), а ВВП надушу населения — с 1879 до 6053 юаней.

Четвертый этап экономической реформы (1998-2002 гг.). На XV съезде КПК (сентябрь 1997 г.) были подведены итоги формирования «строительства социализма с китайской спецификой». Манифестом, провозгласившим открытие нового пути и создание новой теории строительства социализма с китайской спецификой, XV съезд КПК, оглядывая путь, пройденный за 20 лет реформы, называет выступление Дэн Сяопина 1978 г.: «Раскрепощать сознание, придерживаться реалистического подхода к делу, сплачиваться и смотреть вперед».

Стержнем экономической политики Китая с 1998 г. стало стимулирование общественного спроса «по всем азимутам», т. е. потребительскому, инвестиционному и экспортному.

Заметно мягче становится кредитно-денежная политика.

В расширении потребительского спроса акцент делается на дальнейшем развитии пищевой промышленности, телекоммуникаций, информационной техники и технологии, диверсификации потребления в деревне. Еще одним приоритетом потребительского спроса в ближайшие годы в Китае рассчитывают сделать жилье.

На XV съезде КПК в 1997 г. было принято решение по реформированию государственных предприятий.

«Правила изменения хозяйствования промышленных предприятий общественной собственности» (1992 г.), а затем решение о создании «системы совместных предприятий» были призваны стимулировать вхождение предприятий государственного сектора в рыночную экономику.

В 1994 г. начали осуществляться программы реформирования финансово-налоговой, банковско-финансовой, валютной, ценовой систем и создание «системы современных предприятий».

Основным курсом реформирования государственной промышленности стала «система современных предприятий», в которой главное внимание уделено крупным заводам и фабрикам, поставляющим основную массу продукции. Для них разрабатываются меры по ликвидации долгов, увеличению инвестирования, улучшению системы руководства и управления. Создание «системы современных предприятий» предусматривает персонифицированную имущественную ответственность, обладателями которой, видимо, станут акционеры, выступающие в роли инвесторов.

Углубление реформы потребовало необходимого разграничения имущественных прав между собственниками, инвесторами и хозяйствующими субъектами.

Итак, в Китае предстоит наиболее трудная часть реформы — перевод государственного сектора промышленности на рельсы рыночной экономики. В государственном секторе на промышленных предприятиях заняты около трети рабочих и служащих, каждый шестой скрытый безработный. Попытки закрытия нерентабельных предприятий очень болезненны, поскольку в старых промышленных районах и некоторых городах почти 80% населения занято на государственных предприятиях.

В социальной сфере в 1990-е гг. стали давать о себе знать проблемы имущественного и социального расслоения бедности и богатства, низких доходов, занятости, безработицы и нарастающие трудности физического выживания десятков миллионов людей. Названные проблемы стали обостряться в связи с ускорением проведения нового цикла реформ, начатых в 1993-1994 гг.

Курс на повышение эффективности производства сопровождается освобождением от избыточного персонала предприятий, составляющих 25-33% всех работающих. Правительство было вынуждено принимать меры по установлению минимума заработной платы.

Нынешняя ситуация в экономике Китая дает простор для самых разных интерпретаций, прогнозов и оценок. Однако вполне определенно можно утверждать, что продвижение Китая по пути рыночных преобразований остается сложным и противоречивым процессом.

Пятый этап реформы (с 2002 г.). В ноябре 2002 г. в Пекине состоялся XVI съезд КПК, который по сути явился началом нового этапа развития китайской реформы.

Цзян Цзэминь выдвинул следующие темы для обсуждения: дальнейшее следование идеям тов. Дэн Сяопина; претворение в жизнь идеологии «3 представителей»; формирование среднезажиточного общества в Китае; проведение модернизации социалистического строительства ускоренными темпами; приложение максимальных усилий для создания в Китае нового типа социализма, социализма с китайской спецификой. В настоящее время происходит формирование многополюсного мира, все более быстрыми темпами протекает процесс экономической глобализации, в эпоху быстрого научно-технического прогресса конкуренция между странами мира становится все более напряженной.

Прогнозы развития на 10-ю китайскую пятилетку (2001-2005 гг.)

Десятая пятилетка станет для экономики Китая периодом хотя и несколько замедлившегося, но стабильного экономического роста. В сфере финансов возможно возникновение новых противоречий, снижение темпов роста реальных доходов населения.

В ходе 10-й пятилетки ежегодные темпы экономического роста страны составят около 7-8%. Целью первых 10 лет XXI в. для Китая является очередное удвоение ВВП. Основные задачи сводятся к дальнейшей модернизации экономики, росту производительности труда, ускоренному развитию третичного сектора экономики: сферы финансов, информации и т. п.

Ускорится процесс реформирования государственных предприятий (это одно из приоритетных направлений реформы). Доля государственного сектора в народном хозяйстве страны будет сокращаться.

Существенно возрастет роль негосударственного сектора экономики. Повысится уровень его конкурентоспособности.

Ускорится процесс урбанизации. Правительство продолжит осуществлять политику ограничения миграции из сельской местности, а также из города в город.

Китай будет осуществлять последовательную и осмотрительную интеграцию экономики страны в мировую экономику.

Завершится множество грандиозных проектов, таких как стабилизация русла реки Хуанхэ, проект «Магистраль Юг—Север», строительство цинцзанской железной дороги и ряда сверхскоростных железнодорожных магистралей.

Китай будет продолжать осуществлять постепенную и осмотрительную политическую реформу, не копируя при этом западную модель. В центре внимания в 10-ю пятилетку по-прежнему остается реализация экономической реформы. Позиция партии в социальной жизни страны еще более возрастет. Члены партии должны постоянно помнить о том, что основная цель проведения в стране реформ — создание условий для обогащения народа.

В марте 2001 г. китайский парламент утвердил основные направления экономического и социального развития на 2001-2005 гг. (10-ю пятилетку).

Китайские экономисты считают, что пика темпов экономического развития экономика достигла в период 8-й пятилетки (1991-1995 гг.), когда ежегодные темпы прироста ВВП достигли 12%. В 9-ю пятилетку началось снижение темпов прироста ВВП (8,5% ежегодно). В 10-ю пятилетку планируется, что ежегодные темпы прироста ВВП составят 7,8% ежегодно (что, впрочем, гарантирует удвоение экономики примерно за 9 лет). То есть примерно в 2010-2012 гг. китайская экономика удвоит свой ВВП по сравнению с 2001 г.

Китай обладает самым многочисленным населением в мире. При этом наблюдается снижение темпов прироста населения. Так, в 1970-е гг. годовой прирост населения составлял примерно 20%, в 1980-е гг. — 16, а к концу 1990-х гг. упал до 10,1%.

Китайские демографы ожидают, что население страны будет абсолютно увеличиваться вплоть до 2030-2040 гг., достигнув примерно 1600 млн. человек и только после этого в результате урбанизации и повышения качества жизни численность населения стабилизируется, а затем начнет сокращаться. В результате естественного прироста населения увеличивается и количество рабочей силы.

Целью развития является сбалансированное региональное развитие. На пороге XXI в. китайские эксперты разработали три возможных варианта регионального развития: 1) увеличение разрыва регионального развития; 2) сокращение разрыва регионального развития; 3) стабилизация разрыва регионального развития. Оптимальным был признан третий вариант: восточные регионы должны передать свой динамизм западным без торможения своего развития. В течение некоторого времени разрыв между уровнем развития востока и запада страны будет продолжать возрастать. Однако со временем эта тенденция должна быть приостановлена и обращена вспять.

В своей политике регионального развития Китай стремится выработать особый подход к каждому из регионов. При формировании региональной стратегии следует руководствоваться не только спецификой природных, ресурсных и общеэкономических факторов, но также социальных. Менее развитые регионы отличаются низким уровнем индустриализации, науки и техники, культуры, образования, качества рабочей силы, слабым развитием рыночных отношений. Как правило, это регионы с богатыми природными ресурсами, но плохими погодными условиями.

В 1995 г. было опубликовано «Постановление ЦК и Госсовета о необходимости быстрого развития науки и техники», в котором формулировалась настоятельная необходимость форсированной модернизации экономики. Была подчеркнута особая роль в судьбе страны науки и техники, образования, воспитания квалифицированных кадров, создания модернизированных отраслей экономики, не уступающих лучшим мировым аналогам.

В постановлении были определены цели и задачи в сфере сельского хозяйства и промышленности, различных областях развития новейших технологий. Наука и образование стали занимать ведущее место в политике, проводимой правительством Китая с самого начала возникновения КНР.

В 1997 г. на XV съезде КПК стратегия модернизации страны обобщена и конкретизирована по ключевым направлениям развития экономики.

В июне 1996 г. китайская делегация участвовала в конференции ООН в Нью-Йорке, где был сделан «Доклад о долгосрочном развитии Китая».

В сентябре 1997 г. генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь на XV съезде КПК в своем докладе еще раз подчеркнул важность выработки адекватной стратегии долгосрочного развития страны.

«Программа XXI в.» Китая состоит из 4 частей и 20 глав, в которых рассматривается 78 проектов.

Основные проблемы экономического развития Китая следующие:

- Есть еще сферы экономики, где реформирование осуществляется медленными темпами. Это относится к государственным предприятиям. С другой стороны, современное производство сталкивается с многочисленными трудностями, так как коммерческие предприятия еще недостаточно окрепли и недостаточно многочисленны.

- Высокие темпы роста при низкой экономической эффективности и низком качестве производимой продукции. ВВП на душу населения остается сравнительно невысоким. Структура производства характеризуется отсталостью. Структура распределения недостаточно рациональна, а научно-технический прогресс оказывает сравнительно небольшое воздействие на экономический рост.

- Внутренний рынок динамично расширяется. Но при этом существует жестокая конкуренция со стороны иностранных производителей. Китайские товары по своему качеству часто уступают иностранным. Некоторым национальным отраслям грозит опасность быть уничтоженными иностранным капиталом. В подобной ситуации вступление в мировую экономику очень непросто. При стремительном развитии экспорта и низкой эффективности отечественного производства китайская продукция остается недостаточно конкурентоспособной.

- Разрыв между восточными и западными регионами страны возрастает.

- Несмотря на увеличение масштабов экономики, безработица увеличивается, сокращается количество рабочих мест на государственных предприятиях, ускоряется миграция сельского населения в города, что порождает множество социальных проблем. Это обостряет проблему нестабильности общества. Увеличивается разрыв в доходах населения. Медленно растут доходы крестьян, что пагубно влияет на развитие сельского хозяйства и стабильности в деревне.

- Сохраняется относительно низкая покупательная способность населения, что тормозит темпы экономического роста. Не решены многие старые экологические проблемы, к которым постоянно добавляются все новые.

- Рынок китайской рабочей силы велик, но его качественные характеристики все еще оставляют желать лучшего. Неразвитыми остаются рынки: валютно-финансовый, недвижимости и квалифицированных кадров. Уровень образования весьма далек от идеала.

Особенности экономической стратегии характеризуются следующими чертами:

1)Всеобъемлющий характер. Необходимо учесть все особенности конкретной ситуации, в которой стратегия будет осуществляться. Всеобъемлющий характер проявляется на различных уровнях экономики и в различных сферах и масштабах: начиная с масштабов страны и заканчивая отдельным регионом, отраслью и отдельным предприятием.

2)Долгосрочность. Любая стратегия долгосрочного развития не должна исходить из сиюминутных интересов. Экономическая стратегия должна осуществляться на основе плана на 10-15,30-50 и даже большее количество лет.

3)Поэтапность. В процессе осуществления любой стратегии экономического развития необходимо намечать этапы, которые бы позволили вычленить наиболее актуальные текущие задачи и методы их достижения.

Китай заимствовал экономическую стратегию развития у СССР. Особенностями этой стратегии было: 1) возникновение централизованной плановой экономики и государственного регулирования; 2) слишком большое внимание уделялось темпам экономического роста при игнорировании повышения эффективности; 3) людские, материальные и финансовые ресурсы использовались для осуществления крупномасштабных и амбициозных проектов при игнорировании потребностей гармоничного экономического, технологического и социального развития. Данная стратегия характеризовалась высокими темпами роста, низкой эффективностью, высокой нормой накоплений, но с низким уровнем потребления. Благодаря этой стратегии Китай сумел поддерживать высокие темпы роста, сформировать независимую национальную индустрию, сохранить политическую и экономическую независимость.


Список использованной литературы

1.     История мировой экономики: учебник. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999.

2.     Китайская экономика в XXI в. Селищев А.С., Селищев Н.А. – СПб.: Питер, 2004.

3.     Китай / колл. Авт. – М.: Междунар. отношения, 1992.

4.     КНР на путях реформы (теория и практика экономической реформы). – М.: Наука, 1989.

5.     История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./ Под ред. Марковой А.Н. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.

6.     Китай: традиции и современность. – М.: Наука, 1976.

7.     Китай наш великий сосед. Барахта Б.П. – М.: Знание, 1989.

8.     Экономическая и социальная география зарубежных стран: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. Спец. / Горнунг М.Б., Максаковский В.П., Машбиц Я.Г. и др. М.: Просвещение, 1980.

9.     Мировая экономика: учебник. Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.

10.   Реформа хозяйственной системы в КНР. – М.: Экономика, 1989.

11.   Экономическая история социалистических стран: уч. Пособие / Под ред. Жамина В.А. – М.: экономика, 1985.