Контрольная работа
Контрольная работа
Министерство образования Российской Федерации
Ухтинский Государственный Технический Университет
Кафедра Экономической Теории
Контрольная работа
по Экономической Теории
Студента 1 курса, группы ФК – 03
ФБО
Данилин Кирилл Александрович
Вариант №4
Ухта 2003
1. Дайте характеристику монополистической конкуренции. Объясните, почему
в условиях монополистической конкуренции фирма часто предпочитает неценовую
конкуренцию ценовой?
В период монополистической конкуренции основными её формами выступают
научно–техническое соперничество; промышленно–производст- венное
соперничество; торговое соперничество.
Научно-техническое соперничество. Борьба за повышение
конкурентоспособности фирм проводится путем:
. разработки новых продуктов; внедрения современных технологических
процессов;
. накопление и использования научно–технической информации; приобретения
и использования патентов. При научно–техническом соперничестве обычно
используются две модели:
1. Конкурентная модель – основывается на том, что
конкурирующие фирмы используют наиболее эффективную из
известной производственной техники; прибыли от НТП могут
быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы копируют
любую техническую новинку; прибыль от нововведения получают
после внедрения новаций все конкурирующие фирмы, но затраты
на техническое исследование несут только разработчики.
2. Монополистическая модель – основывается на том, что чистый
монополист имеет возможность постоянно получать
значительные прибыли за счет нововведений. Он имеет большие
финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но
стимулы разрабатывать новую технику или продукцию
ослабевают в силу монополизированного рынка. Монополисты,
чтобы избежать потерь за счет морального износа машин и
оборудования, могут скрывать вновь созданные технику и
продукцию.
Промышленно–производственное соперничество проявляется в виде наращивания
производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения
издержек производства. В условиях совершенной конкуренции производственная
эффективность достигается за счет того, что свободный вход на рынок и выход
фирм с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной норме выработки,
когда удельные издержки производства являются минимальными. При этом цены
на продукцию устанавливаются на низшем уровне и согласуются со средними
валовыми издержками. В условиях чистой монополии фирма может уменьшить
объём выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет
этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях
конкуренции положение осложняется за счет издержек, которые могут
увеличиваться или снижаться. При этом используются два подхода – эффекта
масштаба и «Х – неэффективности».
Эффект масштаба. При данной технологии и издержках производства
потребительский спрос может быть недостаточным, чтобы подержать большее
количество конкурирующих фирм, производящих такой объем продукции, который
позволяет каждой из них реализовать существующий эффект от роста масштабов.
В таких случаях фирма должна быть по отношению к рынку большой, т.е. она
должна быть монополистической, способной эффективно производить продукцию
при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.
Х – неэффективность. Обычно при исследовании издержек производства
делается допущение, что фирма выбирает из существующих технологий именно
ту, которая является наиболее эффективной и которая позволяет фирме
добиться минимума средних издержек для каждого уровня выпуска. В реальной
действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере
имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценки потенциальных
возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введено
понятие «Х – неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические
издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально
возможные издержки. Такое повышение издержек возникает за счет уклонения
фирмы от предпринимательского риска, обеспечения работой некомпетентных
друзей и родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы.
Торговое соперничество. Эта форма соперничества основана на использование
цен. При этом цены формируются в результате трехстороннего соперничества:
во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам; во-вторых,
между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам; в-
третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким и за
приобретения товаров по более низким ценам.
В связи с этим различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая
конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания цен на
данную продукцию. При этом широко используются ценовая дискриминация,
которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам и
эти различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация
возможна при трех условиях:
. продавец должен быть монополистом или обладать некоторой
степенью монопольной власти;
. продавец должен быть способен выделять покупателей в группы,
которые имеют разную способность платить за продукт;
. первоначальный покупатель не может перепродать товар или
услугу.
Ценовая дискриминация часто применяется при оказании услуг (услуги врача,
адвоката и т. п.), при оказании услуг транспортировке продукции; при
реализации товара, которой не подается перераспределению с одного рынка на
другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на
другой).
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством
совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации»
сбыта. Повышения качества может осуществляться по двум основным
направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товара;
второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая
конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила
название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на
стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров,
которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют
её модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании
качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышения
качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой
– «качество» – это субъективная оценка, которая открывает возможности
фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.
Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила
название конкуренция по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается
на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на
потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот
по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его
эксплуатации.
2. Всегда ли фирма на рынке стремится к максимизации прибыли, а не
улучшению соц. Условий? Как действуют фирмы в России?
Прибыль, а точнее ее максимизация выступает непосредственной целью
производства любой фирмы в любой отрасли национальной экономики. Однако,
представление о том, что в современных условиях единственной целью
деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы
ошибочно. Во-первых, целью фирмы может выступать и улучшение соц. Условий,
но все же основным аспектом остается достижение условий получения прибыли в
максимально возможном размере. Примером могут служить цели международной
корпорации ЗМ, а также общие тенденции развития производства в Японии. ЗМ
является организацией работников и акционеров, которые соединили свои
ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для получения
гарантированного дохода на вложенный капитал, но при этом, для создания
адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности
общества.[1]
В Японии многие всемирно известные фирмы придерживаются концепции,
отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление «...к
производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством
наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии
с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего
общества»[2].
Во-вторых, можно отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой
наличие множества так называемых бесприбыльных организаций - цель их
деятельности чаще всего направлена именно на улучшение социальных условий,
а не на получение прибыли. К ним относятся различные ассоциации, клубы,
фонды, госпитали, колледжи, церкви и т.д. В-третьих, выделяется такая
группа в иерархии предпринимателей (высшая), обеспечение максимальной
прибыли для которых не является уже главной целью, но вместе с тем это для
них пройденный этап. Для них наряду с такой целью как борьба за власть
может выступать и улучшение социальных условий, благотворительность.
В России в настоящее время все-таки подавляющее большинство фирм имеют
главную и подчас единственную цель своей деятельности - получение
наибольшей прибыли. Однако, с момента зарождения рыночной экономики, с
формированием и укреплением рыночных отношений и соответствующего
поведения, мышления населения и в нашей стране стали появляться фирмы,
нацеленные на улучшение социальных условий.
3. Решить задачу.
Олигополистическая фирма производит радиоприемники.
МR =1000-20Q;
ТК=1000Q-10Q2;
МС= 100+10Q
Сколько радиоприемников будет произведено и какую цену установит фирма?
1. Определение объема выпуска.
Независимо от того, в какой рыночной структуре действует фирма, условием
максимизации прибыли для нее будет выступать условие равенства предельных
издержек предельному доходу, т.е. МR = МС.
Таким образом, равновесное положение фирмы определяет условие
МR = МС или 1000-20Q=100+10Q
30Q = 900
Q=30 ед.
30 единиц товара (радиоприемников) будет производить фирма-олигополист в
заданных условиях.
2. Определение цены фирмы.
Зная функцию совокупного дохода (ТR = 1000Q –10Q2) и то, что ТК=Р*Q,
выразим функцию цены (спроса):
Р=ТR/Q или Р=( 1000Q-10Q2)/Q =1000-10Q
Т.к. Q=30 ед. цена Р составит Р = 1000-10*30 = 1000-300=700 ден. ед.
700 ден ед. - цена товара, которую установит фирма на единицу товара –
один радиоприемник.
4. Тест: Выберите правильный ответ, аргументируйте его, используйте
графики
Если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то снижение цены на
нее приведет к:
а) снижению расходов населения на жевательную резинку
б) росту расходов населения на жевательную резинку
в) снижению спроса на продукты питания
Логично было бы предположить, что снижение цены на товар вызовет
увеличение расходов населения на его покупку, так как те, кто покупал этот
товар, в связи с его относительной дешевизной, захотят приобрести его в
больших количествах, в то же время его смогут приобрести и те, кому раньше
он был недоступен. В нашем случае необходимо иметь в виду то, что этот
товар является эластичным по цене. А в том случае даже незначительное
снижение цены будет способствовать более значительному увеличению объемов
продаж на данный товар (жевательную резинку), что в свою очередь вызовет
рост расходов покупателей. См. График и расчет:
[pic]
В первом случае: цена Р = 3 ден. ед. - по этой цене приобретается 3 ед.
товара, расходы составляют 3*3=9 ден. ед. Снижение цены на 1 ден. ед. (до 2
ден. ед.) вызвало рост потребляемых товаров на большую величину - с 3 ед.
до 6 ед. Расходы в этом случае составят 2*6=12 ден.ед.
5. Проанализируйте график
На рисунке показаньї кривьіе издержек фирмьі, работающей в условиях
совершенной конкуренции.
[pic]
а) При какой цене товара фирма готова прекратить производство?
Фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, при решении о
продолжении своей деятельности ориентируется на следующее условие: пока
выручка полученная фирмой за произведенную продукцию позволяет ей покрыть
все средние переменные издержки и хотя бы часть постоянных, фирме выгоднее
производить, чем закрываться. Однако если выручка уже не покрывает средних
переменных издержек, то фирма вынуждена прекратить производство. Графически
эта ситуация отражается точкой пересечения кривых средних переменных
издержек SАVС и кривой предельных издержек SМС (точка R) именно эта точка R
определяет цену товара, при которой фирма готова прекратить производство.
0В - это цена при которой фирма точно покрывает минимальные средние
переменные издержки.
б) При какой цене товара фирма получала бы только нормальную прибыль?
Учитывая то, что при совершенной конкуренции в условиях оптимального
производства предельный доход МR всегда равен предельным издержкам МС и
условия на рынке совершенной конкуренции позволяют фирме иметь только
нормальную (или нулевую) прибыль, можно сказать, что при цене OD фирма
имела бы нормальную прибыль. Графически эта ситуация выражается точкой
пересечения кривых SМС и АТС - точкой R, здесь фирма минимальные издержки
на единицу продукции.
в) Отметьте на графике площадь, представляющую общие постоянные издержки
при цене товара, обеспечивающей фирме нормальную прибыль?
Общие постоянные издержки при цене товара, обеспечивающей фирме
нормальную прибыль определяются площадью фигуры СDRР. То есть величина
общих постоянных издержек представляет собой разность между величиной общих
издержек и общих переменных издержек. Зная величину совокупных издержек на
единицу продукции (она равна расстоянию RS между кривыми SАТС и SАVС) и
умножив ее на объем выпускаемой продукции по заданной цене получим величину
общих постоянных издержек.
г) В каком диапазоне цен фирма будет продолжать производство с убытками в
краткосрочном периоде?
Как было сказано выше, фирма будет производить до тех пор, пока в
состоянии покрыть все издержки связанные выпуском продукции и частично
издержки, величина которых не зависит от величины выпуска (то есть
переменные и постоянные). Графически эта ситуация выражается диапазоном цен
от 0В до 0D.
д) Покажите на графике кривую предложения для фирмы.
Действуя в условиях совершенной конкуренции фирма будет производить такой
объем продукции при котором предельные издержки равнялись бы предельному
доходу и цене. Но поскольку кривая SМС показывает величину предельных
издержек при любых значениях Q, то точки кривой SМС и будут определять
объемы производства при всех значениях цены, когда МС=Р. В тоже время, если
цена опуститься ниже величины АVС, то фирма прекратит свое существование и
Q=0. Поэтому можно сделать вывод, что кривой предложения фирмы является
отрезок кривой предельных издержек 8МС, расположенный выше кривой АVС, в
нашем случае выше точки К.
Список используемой литературы
1. Войтов А.Г. Экономика. М.: изд-во «Маркетинг», 2002.
2. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. -
Киров: изд-во «АСА», 2002.
3. В.Ф. Максимова. Микроэкономика. - М.: «Соминтэк», 1996.
-----------------------
[1] Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной
корпорации. - М.: Дело ЛТД, 1993.
[2] Как работают японские предприятия/Сокр. Пер. с англ. - М.: Экономика,
1989.