Контрольная работа: Методика преподавания литературы Борзякова

Контрольная работа: Методика преподавания литературы Борзякова

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального  образования

«Бийский  педагогический государственный университет имени В.М.Шукшина»

Кафедра литературы


Контрольная работа по теории и методике преподавания литературы

                                                                              

                                                                       Выполнила:

студентка 4 курса  ФФ  ОЗО

                                                                                   Борзякова А. В.

Научный руководитель: 

Акимов В. А.

Бийск, 2006

Тематическое планирование курса литературы в 5 классе.

(102 часа по программе).

Введение. Фольклор. Русские народные сказки.

Урок 1. Художественная литература как учебный предмет. Учебник по литературе и особенности работы с ним.

Вступительное слово учителя о литературе. Чтение статьи в учебнике "Любите читать!". Обмен впечатлениями о прочитанных летом книгах. Беседа о книге как источнике знаний.

Урок 2. Русские народные сказки.

Вступительное слово учителя о фольклоре - устном творчестве народа, что значит "знание", "народная мудрость". Так называют и былины, и сказки, и загадки, и пословицы.

Чтение в учебнике статьи "Фольклор", беседа по вопросам.

Устное описание картины В.И. Сурикова "Взятие снежного городка", где изображён эпизод старинной русской игры.

Уроки 3-4. "Василиса Прекрасная". Русская волшебная сказка. Волшебные герои и волшебные события. Тема, идея, язык сказки.

Вступительное слово учителя о разделении народных сказок на несколько групп: волшебные сказки, бытовые, сказки о животных. Отражение в народной жизни мечты народа о светлом будущем, о добре и зле, о борьбе за независимость, вера в собственные силы.

Чтение в классе сказки "Василиса Прекрасная". Пересказ понравившихся эпизодов. Наблюдение над построением сказки: присказка, зачин, своеобразная концовка сказки.

Чтение статьи Ю.Г. Круглова "Русские народные сказки."

Урок 5. Сказка "Царевна - лягушка". Прославление в ней лучших качеств человека: доброты, мастерства и трудолюбия.

Знакомство с текстом, художественный пересказ эпизодов, выразительное чтение диалогов, беседа.

Урок 6. Сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". Патриотический смысл сказки.

Знакомство с текстом, художественный пересказ эпизодов, выразительное чтение диалогов, беседа.

Урок 7. Разные типы сказок и проблемы, которые в них решаются. "Вазуза и Волга", "Загадка", "Откуда ветер дует", "Сказка - анекдот".

Чтение помещенных в учебнике сказок, беседа по содержанию. Обсуждение вопросов. Работа над репродукциями с картин В.М. Васнецова. Домашнее задание: чтение волшебных сказок (по выбору учащихся).

Уроки 8-9. Внеклассное чтение. "Я знаю русские народные сказки и люблю их".

Урок-конкурс на лучшего рассказчика народных сказок.

На уроке выставка книг-сказок русских писателей, иллюстрации учащихся к прочитанным произведениям. Жюри выбирает лучших рассказчиков.

Уроки 10-11. "Пишу сказку..." (Написание собственной сказки)

Сказки народов мира

Урок 12. Французская народная сказка "Три ловких сына"

Урок 13. Арабские народные сказки из книги "Тысяча и одна ночь".

Чтение, выборочный пересказ, беседа по вопросам учебника. Работа с толковым словарём. Устное рисование. Домашнее задание: чтение сказок народов мира.

Уроки 14-15. "Библия для детей". Знакомство с Ветхим заветом и Новым заветом.

Выразительное чтение с сохранением интонации и ритма повествования. Работа со словарём. Выяснение современного значения словосочетаний "вавилонское столпотворение", "всемирный потоп". Работа с иллюстрациями.

Сказки русских и зарубежных писателей XIX века

Урок 16. В. А. Жуковский "Спящая красавица".

Герои сказки и их судьба.

Урок 17. Ханс Кристиан Андерсен "Соловей". Сказка о Соловье как призыв любить живую природу.

Индивидуальные сообщения учащихся о жизни и личности датского сказочника. Выразительное чтение сказки "Соловей". Конкурс на лучший рисунок к сказке.

Уроки 18-19. Внеклассное чтение по сказкам Х. К. Андерсена.

"Сказки, которые "создавала жизнь". "Снежная королева", "Дикие лебеди". Воплощение в сказках мысли о торжестве добра над злом. Всепобеждающая сила любви. Просмотр диафильмов, инсценирование отрывков из сказок Андерсена.

Русская классика XIX века

Урок 20. Иван Андреевич Крылов. Басня как вид литературного произведения. "Лебедь, Рак и Щука".

Индивидуальные сообщения учащихся "Слово о Крылове". Выразительное чтение наизусть различных басен Крылова. Знакомство с басней "Лебедь, Рак и Щука". Анализ. Мораль басни.

Урок 21. И. А. Крылов "Свинья под Дубом". Аллегория в басне. Басни Крылова и их всенародное признание.

Чтение басни наизусть, прослушивание в грамзаписи, беседа по содержанию, работа над словами: невежда, мораль. Работа с иллюстрациями к басням (стр. 74-75 в учебнике).

Урок 22. Развитие речи.

Составление басни.

Урок 23. А. С. Пушкин "Руслан и Людмила" (песни 1-3).

"У Лукоморья дуб зелёный..." как начало поэмы Пушкина.

Слово учителя об истории создания поэмы. Чтение песен. Усвоение содержания. Герои произведения: Руслан, его соперники, Людмила, Черномор. Музыкальность поэмы. Рифма. Конкурс на лучшего чтеца "У Лукоморья дуб зелёный..." Рецензирование учащимися и учителем (устно) чтения этого отрывка. Знакомство с главами из поэмы "Руслан и Людмила". Анализ эпизодов, работа над иллюстрациями, словарная работа над словами: лукоморье, гридница, брашно, десница, фимиам и др.

Уроки 24-25. "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".

Близость сказки Пушкина к народным сказкам: изображение героев, торжество верности и справедливости. Царевна и мачеха.

Выразительное чтение сказки, выборочный пересказ эпизодов, беседа по вопросам.

Урок 26. Внеклассное чтение. "Что за прелесть эти сказки!" "Сказка о золотом петушке" А.С. Пушкина, "Конёк-горбунок" П.П. Ершова.

Выборочный пересказ эпизодов, чтение отрывков из сказок, наблюдения над языком сказок.

Кинофильмы и мультфильмы по сказкам Пушкина. Работа с иллюстрациями.

Урок 27. Н.В. Гоголь "Майская ночь, или Утопленница" Слово о Н.В. Гоголе. Чтение и анализ прочитанных глав.

Уроки 28-29. Усвоение содержания повести "Майская ночь, или Утопленница".

Ганна и Левко. Сказочное и реальное в повести. Рассказ и повесть.

Чтение, выступления учащихся о прочитанном, беседа по вопросам учебника, работа со словами: парубки, голова, бандура, сотник, жупан и др. Работа над описанием пейзажа. Домашнее задание: чтение повестей, вошедших в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки."

Урок 30. Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Художественный пересказ фрагментов из прочитанных повестей. Чтение диалогов.

Уроки 31-32. Поэтические картины Родины в произведениях поэтов XIX века. П. А. Вяземский "Степь". Н. М. Языков "Конь", "Буря". И. С. Никитин "Русь".

Выразительное чтение учителем и учащимися стихов поэтов XIX века Анализ содержания. Какой видит Россию каждый из поэтов? Обогащение представления об эпитетах, ритме стиха, чтение наизусть понравившихся отрывков.

Урок 33. М. Ю. Лермонтов "Бородино". Героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Урок - воображаемая экскурсия на Бородинское поле - поле русского героизма и славы. Знакомство со стихотворением "Бородино". Использовать репродукции картин Заболотского "Старый солдат", Кривенко "Военный совет в Филях". Работа над трудными словами: лафет, картечь, уланы, драгуны, кивер, патриот, патриотизм, героизм и др.

Выразительное чтение стихотворения "Бородино" или прослушивание в грамзаписи.

Беседа с учащимися о первых впечатлениях от стихотворения. Обучение выразительному чтению.

Урок 34. Поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года. Монолог и диалог.

Беседа о патриотическом смысле стихотворения, наблюдения над речью рассказчика, устное словесное рисование: "Ночь перед боем" или "Бородинское сражение".

Чтение наизусть выученного стихотворения.

Урок 35. Внеклассное чтение. Русская природа в стихах М.Ю. Лермонтова "Горные вершины", "Два великана" и др.

Выразительное чтение стихотворений Лермонтова, просмотр иллюстраций к стихам. Иллюстрации Лермонтова к своим произведениям. Выступления учащихся с небольшими рефератами о пребывании Лермонтова на Кавказе.

Урок 36. Лев Николаевич Толстой "Петя Ростов" (отрывок из романа "Война и мир").

Слово о Толстом и его произведениях. Знакомство с отрывком из романа "Война и мир".

Урок 37. Петя Ростов в партизанском отряде. Его первый бой и смерть.

Изучение статьи в учебнике. Чтение отрывка из романа, комментирование, работа над трудными словами: есаул, маркитант, фура, чекмень и др.

Создание устного словесного портрета Пети Ростова, беседа по вопросам учебника. Чтение стихотворения И.И. Козлова "Сон ратника".

И.С. Тургенев "Муму".

Урок 38. И.С. Тургенев. "Муму".

Непримиримое отношение писателя к деспотизму.

Вступительное слово учителя о писателе, о Москве XIX века. Чтение начала повести, работа над содержанием прочитанного, над трудными словами.

Уроки 39-40. Усвоение содержания повести Тургенева "Муму".

Глухонемой Герасим, его привязанность к Муму. Портрет в рассказе.

Беседа по содержанию, художественный пересказ эпизодов, чтение диалогов в лицах, составление плана о жизни Герасима в Москве, подготовка к уроку-эпилогу.

Уроки 41-42. Урок-эпилог по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Беседа с учащимися по содержанию последних страниц рассказа. Проследить весь путь Герасима от дома до речки, мысли Герасима, когда он кормил Муму. Кто же главный виновник? Барыня? Сцена суда над барыней.

Урок 43. Развитие речи.

Письменный развёрнутый ответ на вопросы:

Почему Герасим был самым "замечательным лицом" среди челяди барыни?

Почему Герасим не ушёл в деревню вместе с Муму?

Урок 44. Развитие речи.

Анализ написанных работ.

Урок 45. Внеклассное чтение по рассказам М. С. Тургенева из "Записок охотника" ("Бежин луг" и др.)

Урок 46. А. В. Кольцов. "Косарь".

Чтение стихотворения. Беседа. Сравнение 2-х героев: Герасима из "Муму" и косаря.

Урок 47. Развитие речи.

Устное описание картины В.А. Мясоедова "Косцы".

Урок 48. Картины природы в произведениях Н.А. Некрасова "Соловей", Ф.И. Тютчева "Весенние воды", А.А. Фета "Ласточки пропали", "Зреет рожь над жаркой нивой..."

Урок 49. Урок-конкурс на лучшего чтеца "Русская природа в стихотворениях Н.А. Некрасова, А.А. Фета, Ф. И. Тютчева"

Уроки 50-51. А.П. Чехов "Степь" (отрывок).

Слово учителя о писателе. Чтение по учебнику отрывка "Степь". Беседа по вопросам. Устное описание пейзажей, изображённых художниками Левитаном, Остроуховым.

Сказки русских и зарубежных писателей XX века

Урок 52. Константин Георгиевич Паустовский "Тёплый хлеб".

Сказка о труде и взаимной выручке. Народная мудрость и народная мораль в сказке. Дедушка, внук Филька и раненый конь. Эпитеты.

Слово учителя о писателе, чтение "Тёплого хлеба", беседа, наблюдения над языком.

Урок 53. Андрей Платонович Платонов "Волшебное кольцо".

Герой сказки Семён - добрый, бесхитростный, справедливый и мудрый человек.

Чтение, выборочный пересказ, инсценирование отрывка из сказки.

Урок 54. Внеклассное чтение по сказкам А. П. Платонова "Иван Бесталанный и Елена Премудрая", "Безручка", "Финист - ясный сокол" и др.
Чтение сказок, беседа, выборочный пересказ эпизодов, работа над иллюстрациями к сказкам, выставка книг-сказок.

Урок 55. Джеральд Даррелл "Говорящий свёрток". Джеральд Даррелл - защитник мира животных. Сказочная повесть "Говорящий свёрток".

Чтение главы 4.

Урок 56. Усвоение содержания повести "Говорящий свёрток".

Школьники в Мифландии.

Пересказ специально подготовленными учащимися 1-3 глав.

Чтение 4 главы, работа с картой в учебнике. Работа с трудными словами: супостат, ренегат, инкрустация и др.

Беседа по содержанию.

Уроки 57-58. Джанни Родари "Сказки по телефону", "Тонино-невидимка", "Человек, который хотел украсть Колизей", "Война колоколов".

Слово учителя о писателе, выставка книг Родари. Чтение, знакомство с героями сказок. Беседа по содержанию, устное рисование.

Русская литература XX века

Урок 59. Иван Алексеевич Бунин "Стихи", "Детство", "Сказка". Тесная связь поэзии Бунина с литературой XIX века.

Урок 60. Константин Дмитриевич Бальмонт.

Слово о поэте. Знакомство со стихами "Урок чудищ", "Как я пишу стихи", "Осень".

Урок 61. Валерий Яковлевич Брюсов "Хвала человеку".

Восторг автора перед величием человека-творца.

Урок 62. Дмитрий Сергеевич Мережковский "Природа", "Мать". Игорь Северянин. "В парке плакала девочка...", "Что шепчет парк".

Урок 63. Внеклассное чтение по материалам раздела "Русская литература XX века".

Конкурсное чтение стихотворений Брюсова, Мережковского, Бальмонта, Северянина, современных поэтов о природе.

Урок 64. Иван Сергеевич Шмелев. "Мартовская капель". "Как я встречался с Чеховым". "За карасями".

Поэтическая картина природы.

Чтение рассказов, беседа по вопросам учебника (стр. 69), устное описание репродукции картины Б. М. Кустодиева "Масленица". Рассказ учащихся о других русских весенних праздниках.

Урок 65. Александр Иванович Куприн "Мой полёт". Мужество героя рассказа. Евгений Иванович Замятин "Огненное "А".

Знакомство с рассказами, пересказ эпизодов. Чтение рассказов "Валя", "История болезни", "Галоша" и др.

Урок 66. Развитие речи.

Сочинение - описание смешного случая, происшедшего с нашими друзьями.

Урок 67. Развитие речи. Урок - анализ написанных сочинений

Урок 68. "Россия! Сердцу милый край!" Стихи Сергея Александровича Есенина "Берёза", "Нивы сжаты...", "Топи да болота...".

Слово учителя о поэте. Работа над статьей в учебнике "Есенин. Из автобиографии".

Чтение стихов наизусть заранее подготовленными учащимися. Прослушивание в грамзаписи стихов поэта. Стихотворения, переложенные на музыку.

Урок 69. Михаил Михайлович Пришвин "Времена года". Любовь к родной природе и стремление е защитить.

Слово учителя о писателе, чтение фрагментов "Времена года", обмен впечатлениями о прочитанном, описание, иллюстрации в учебнике.

Урок 70. Александр Александрович Прокофьев "Мне о России надо говорить"

Урок 71. Самуил Яковлевич Маршак "Словарь". Борис Викторович Шергин "Рифмы".

Выразительное чтение, знакомство со словарями (толковым, антонимов, эпитетов и др.).

Урок 73. Внеклассное чтение. Тема Великой Отечественной войны в поэзии К. Симонова, М. Исаковского, М. Джалиля.

Прослушивание песен военных лет ("В лесу прифронтовом", "Катюша" и др.), чтение патриотических стихотворений ("Сын артиллериста" Симонова и др.). Работа над содержанием стихотворении.

Современная литература

Урок 74. Василий Иванович Белов "Скворцы".

Знакомство с текстом, беседа по вопросам, пересказ отдельных эпизодов.

Уроки 75-76. Виктор Петрович Астафьев и судьба рассказа "Васюткино озеро".

Знакомство с текстом, пересказ, беседа по вопросам учебника.

Урок 77. Развитие речи. Сочинение. Путешествие Васютки по тайге

Урок 78. Анатолий Георгиевич Алексин "Самый счастливый день", "Как ваше здоровье?".

Тема взаимной выручки в семье.

Урок 79. Литература родного края. Иван Петрович Данилов "Лесные яблоки" или др. рассказы.

Путешествия, приключения, фантастика

Уроки 80-81. Даниэль Дефо "Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо".

Слово учителя о писателе. Чтение глав из книги, усвоение содержания прочитанного.

Уроки 82-83. Развитие речи. Сочинение - отзыв о прочитанной книге

Черты характера Робинзона, которые меня привлекают.

Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове?

Уроки 84-85. Рудольф Эрик Распе "Удивительные приключения барона Мюнхаузена". (Главы по выбору, в пересказе К. Чуковского).

Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона.

Слово учителя о писателе и его герое. Чтение глав, выборочный пересказ. Мультфильмы по произведению.

Урок 86. Марк Твен "Приключения Тома Сойера" (отдельные главы).

Знакомство с содержанием.

Урок 87. Дружба Тома и Гека. Приключения друзей.

Выборочное чтение глав, пересказ эпизодов.

Уроки 88-89. Марк Твен "Принц и нищий".

Что привлекает и что отталкивает меня в характере и поведении героев?

Уроки 90-91. Астрид Линдгрен и её герои. "Приключения Калле Блюмквиста" - современный детектив.

Усвоение содержания прочитанных глав.

Урок 92. Развитие речи.

Устное словесное рисование. Каким я себе представляю Калле Блюмквиста.

Урок 93. Внеклассное чтение.

А.Линдгрен. "Малыш и Карлсон", "Расмус - бродяга", "Пеппи -Длинный чулок".

Уроки 94-95. Кир Булычёв "Авгиева лаборатория".

Слово о писателе - фантасте. Чтение цикла рассказов о подвигах Геракла.

Внеклассное чтение

Уроки 96-97. Какие книги читать летом.

Выставка книг, имеющихся в школьной библиотеке. Короткие рекомендации по чтению.

Уроки 98-102. Резервные

Всего уроков 102 ч.

Внеклассное чтение 14 ч.

Развитие речи 12 ч.

План-конспект изучения теории литературы.

Литература и другие виды искусства. (8 класс)

Цель: Помочь учащимся в доступной форме осознать значимость художественной литературы в жизни каждого человека, о е месте среди других видов искусства.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником.

Оборудование: выставка различных изданий авторов, которые будут изучаться в восьмом классе; энциклопедия афоризмов (любого издания).

Ход урока.

I.            Проверка домашнего задания

Позволяет проверить знания учащихся и предопределить ход работы на уроке.

II.          Слово учителя.

Действительно, в современном мире нет, пожалуй, человека, так или иначе, не причастного к искусству. Книга, кино, телевидение, театр, музы­ка, живопись прочно вошли в нашу жизнь. На наиболее сильное потрясение мы получаем от искусства слова. Мы бываем зачарованы, покорены силой художественного слова, музыкой стиха, выразительностью авторской речи.

-  Что является характерной особенностью художественной литературы?

(Воспроизведение жизни в картинах).

-  Как вы понимаете выражение «Картина жизни»?

(Картина (образ) - это не фотография, она создана с помощью творческого воображения, даже тогда, когда писатель рисует какой-либо действительно существующий в жизни предмет. Создавая художественный образ, писатель «отбирает» события, иногда нарушает их естественно-хронологическую последовательность, некоторые качества героя укрепляет, выдвигает на первый план, раскрывает такие его думы и чувства, о ко­торых мы на могли даже догадываться. Творческое воображение не иска­жает правду, а помогает писателю полнее и глубже воспроизвести её).

-    Считаете ли вы, что искусство слова властвует над временем и пространством. Докажите свою мысль.

-    Почему ни живописец, ни скульптор не могут показать своих героев в движении, в изменении, в развитии?

-    Что можно и чего нельзя перевести на «язык кино»?

Действительно, самые многогранные характеры, самые невероятные происшествия, самые сложные отношения между людьми подвластны только лишь художнику слова.

Задание. По книге «Читаем, думаем, говорим» прочитайте отрывок из статьи Конан Доила «За волшебной дверью» и ответьте на вопрос:

-  Зачем человеку книги?

-Какие суждения писателя показались вам неожиданными и в то же время справедливыми?

Сформулируйте эти новые для вас мысли своими словами, запишите их.

Домашнее задание.

  1. Ответьте честно сами себе на вопросы: Какую роль играет книга в вашей жизни сейчас? Зачем человеку в трудные минуты хочется обратиться к любимым героям?

2.    Напишите небольшое сочинение - рассуждение на тему «Книга в моей жизни».

План-конспект изучения лирический произведений.

Николай Заболоцкий. Личность поэта. Знакомство с лирикой. (8 класс)

Цель: дать учащимся представление о Н. А. Заболоцком как о человеке и поэте, начать знакомство с лирикой поэта.

Словарная работа:

Звукопись - совокупность приёмов для усиления звуковой выразительности художественной речи.

Аллитерация -   повторение согласных звуков.

Ассонанс — повторение гласных букв.

Юмор - мягкая форма комического; смех; не ставящий целью обличие явлении; добродушно подсмеивание.

Метонимия — один из тропов, заключающий в замене одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь.

Партикулярный - невоенный, частный, штатский.

Снобизм - взгляды, поведение, манеры, присущих человеку, который считает себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных вкусов.

Ход урока.

Нет в мире ничего прекрасней бытия. Н. Заболоцкий.

I.          Вступительное слово учителя.

(Звучит песня из кинофильма «Служебный роман» на стихи Н. Заболоцкого.)

Вы только что прослушали хорошо знакомую вам песню из кино­фильма «Служебный роман», и мне хочется ещё раз процитировать по­следние слова, на мой взгляд, очень важные: «Нет на свете печальней из­мены, чем измена себе самому», Заболоцкий, творчеству которого посвя­щен наш урок, никогда в своей жизни не изменял себе, своим принципами. И в этом мы с вами сможем убедиться, проследив его жизненный путь.

II.          Знакомство с биографией поэта.

1.           Слово учителя.

«Моя жизнь навсегда связана с искусством. Я отрёкся от житейского благополучия, от общественного положения, отрёкся от своей семьи для искусства. Вне его я ничто». Так писал Николай Алексеевич Заболоцкий в письме к своей будущей жене в конце 1928 года, после долгих и мучитель­ных поисков почувствовал себя уверенно в поэзии и готовил к печати свою первую книгу «Столбцы».

Преданность своему делу, поэзии, была характерной чертой поэта. Блок чёрного камня венчает его могилу. На камне рисунок: пернатое суще­ство, падающее в волны. Ломаные линии камыша, крыльев, шеи. Это вожак стаи из его стихотворения «Журавли». Опрокинутое в бездну небесное соз­дание, не утратившее и в последний миг своего «дивного величия».

Геометрическая фигура символизирует его жизнь, очерченную траге­дией.

2.            Каким он был в жизни? Сообщение ученика.

Задание классу: Записать в тетрадь качества характера Н. Заболоцкого.

На что-то статуарное намекает и название первой книги стихотворе­ний - «Столбцы». В это слово, говорил он, я вкладываю понятие дисцип­лины, порядка, хотя в книге разыгрывается апофеоз абсурда.

Порядок, собранность, целесообразность - грани параллепипеда. Он даже гулять не любил без цели. Душевный расхлябанности не знал и не терпел в близких. Партикулярная внешность, застёгнутая на все пуговицы. Поэт, работавший на каторге чертежником. Да и потом, до конца жизни, держал под рукой рихтеровскую готовальню на случай повторного ареста.

Это была сдержанная, несуетная натура. Самообладание выручило его во время пыток: никого не предал, не оговорил. Самообладание на грани срыва - пыточные допросы закончились психбольницей. Жизнь — инфарктом.

Физическое здоровье ему досталось от предков, крестьян Вятской гу­бернии. Отец - агроном, имевший научные понятия в сельском хозяйстве, -любил поразмышлять вслух о загадочных вопросах бытия, или, как шутили дома, «о вечности и бесконечности». Эти общие интересы передались сы­ну.

Литературное наследие Н. Заболоцкого невелико, но за каждой его строкой — образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного иронического, проникновенно­го человека. В каждой строке его стихов видится упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений. Недаром в одном из своих писем он писал: «Стихотворение подобно человеку - у него есть лицо, ум и сердце».

Он достиг той цели, к которой стремился на протяжении всего творче­ства - он создал книгу, продолжившую великую традицию философской лирики. И эта книга заняла достойное место в сокровищнице классической литературы. Он имел полное право написать:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потёмок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.

3.            Заболоцкий в воспоминаниях современников. (Раздаётся листок на каждую парту.)

Именно таким же человеком, как и его стихотворения, умным, с бога­тым духовным миром предстаёт перед нами Николай Алексеевич Заболоц­кий в воспоминаниях современников.

Учащиеся читают воспоминания современников.

В. А. Каверин: «Совсем не похож на свои портреты, на те, какими его представляют. Он был непроницаемым. От него веяло какой-то особенной чистотой и благородством. Была в нём даже некоторая важность, выражав­шая сознание высокой миссии поэта, к которой он относился с глубокой от­ветственностью. Он не признавал снобизма, наигранности и лицемерия.

Всегда откровенно прямой, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чём сам не был убеждён. Он был сдержан, молчалив. Всё, что он де­лал, было проникнуто глубоким достоинством поэта.

Даже для самых слепых или по меньшей мере близоруких уже и тогда в стихах Заболоцкого был виден не только острый и оригинальный талант, но талант социально направленный - вот что крайне важно отметить. Луч­шие стихи тех лет, вошедшие в последнее, составленное им самим незадол­го до смерти собрание, - это стихи против подлости, против косности в бы­ту и сознании. Размышляющие глаза Заболоцкого видны за его стихами, читая их, вы неизменно встречаете этот почти в упор направленный взгляд. Поэзия его поучительна, потому что она основана на требованиях высокого разума. И в этой поучительности отчётливо видны классические традиции русской литературы».

П. Г. Антокольский: «Николай Алексеевич поражал с самого начала своим поэтическим обликом: очень молодой, скромный, физически здоро­вый, коренастый и застенчивый, в очках, в аккуратной синей пиджачной паре, - скорее всего, он был похож на только что кончившего курс студен­та, работающего над дипломом».

- На что обращают внимание близко знавшие Н. Заболоцкого люди? Каким представляете себе поэта?

4.            Самостоятельное знакомство учащихся с фактами биографии Н. А. Заболоцкого по учебнику, а затем пересказ.

III. Знакомство со стихотворениями Н. Заболоцкого.

1. «Не позволяй душе лениться!»

а)           Выразительное чтение стихотворения учителем.

б)           Беседа по вопросам.

- Прочтите первое четверостишие. В них   намечена тема стихотворения. О чём оно?

(Стихотворение писал смертельно больной человек. Они говорят не о бренности земного бытия, а об огромном смысле существования человека на земле).

- Почему Заболоцкий читает, что нельзя изменять самому себе. Как вы это понимаете?

(Поэт считает, что человек - это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственный ценностям.)

- Как вы понимаете метафору: «труд души»?

(Душа уподоблена человеку: её нужно держать в узде, не позволять «ей спать в постели при свете утренней звезды», ей нужно не давать покоя, «чтоб жить с тобой по человечье // училась заново она». По сути речь идёт о непрерывном, самоотверженном, но и радостном труде поэта, да и всякой творческой личности вообще.)

- С помощью каких поэтических приёмов Заболоцкий делает наглядной свою мысль?

(Метафоры, метонимия, устойчивые выражения, бытовая лексика)

2.           «Птичий двор».

а)           Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

б)           Беседа:

-Какое настроение весёлое и грустное - вызывает чтение данного стихотворения?

-Докажите, что произведение юмористическое.

-Над какими человеческим качествами иронизирует поэт?

-Прочитайте последнее четверостишие. Каков его философический подтекст? Определите тему стихотворения.

Задание. Найдите примеры звукописи в данном стихотворении. Что, по-вашему, даёт такая звукозапись?

СкаЧет, свищет и бормоЧет

Многоликий птиЧий хор,

То могуЧий грянет коЧет,

То индеек взвизгнет хор.

Или:   ПереПонки красных лапок

Ставят утки на Песок.

Или:    ЖдУт, безУмные, покУда

РаСпроСтятся С головой.

(Аллитерация здесь не несёт особой смысловой нагрузки, но она при­даёт стихотворению музыкальное своеобразие, какое-то изящество и под­чёркивает его шутливый характер).

3.           Работа над стихотворением «Журавли».

а)           Выразительное чтение учителем.

б)           Беседа по вопросам.

- Стихотворение «Журавли» заключает в себе прямой и переносный смысл. В чём вы видите прямой смысл стихотворения?

Задание. А что касается переносного, то он связан с трагедиями жиз­ни и бессмертием высокого человеческого духа, с наследованием лучших человеческих качеств каждым приходящим на землю поколением. Случи­лось несчастье: убит вожак «немногочисленного народа». Но природа, таящая в себе жизнь и смерть, «искупает собственное зло». Покажите как.

- Какие слова свидетельствуют о том, что в стихотворении речь идёт и не столько о журавлях, сколько о людях?

Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение Н. Заболоцкого.

План-конспект изучения драматического произведения.

Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав. (8 класс)

Цель: определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева.

Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ со­держания глав.

Теория: мемуары, жанр, сюжет.

Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.

Наглядность и оборудование: демонстрационный материалы по литературе для VII класса. М., «Просвещение», 1971; диафильм «А.С.Пушкин»; Художественный текст любого издания.

Ход урока.

На уроке рассматриваются I и II главы повести «Капитанская дочка».

I. Проверка домашнего задания.

5-6 учащихся читают сочинения - миниатюры, остальные дают свою оценку, определяют достоинства и недостатки.

П. Слово учителя.

В критической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие - лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи этапы духовного становления молодого человека, на жизненном мути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы - вопросы в ходе изучения произведения. Также до сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это - повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? (учащиеся зачитывают из словариков определения данных литературоведческих терминов).

«Капитанская дочка» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Действительно, такие определения в литературоведении сущест­вуют. Но можно ли говорить о ней как об историческом романе, семейных записках или мемуаров? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, се­мейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (вроде Емельяна Пугачева и Екатерины II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимо­отношений героев с изображением исторических событий. Все изображен­ные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.

III. Беседа с учащимися.

На какие циклы можно разделить повесть?

(Три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь, и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-XII –картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика; XII-XIV - роль развернутого эпилога.)

- Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность) этого мнения, перечитав эпиграфы вместе с названием глав.

- Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме. А в каких условиях воспитывался Петруша?

- Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет?

- Итак, что пришлось испытать Петруше в это время?

Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презре­ние к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, кото­рое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника.

Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением су­дить «о свойства борзого кобеля», кое - как читать по-французски и драть­ся на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная пута­ница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге.

- А можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

(Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, хотя и в ирони­ческой форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбург­скому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на дере­венском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился не­предвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные за­машки, но вместе с тем прямоту и честность).

- Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева?

(С момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогаще­ние его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию (учащиеся читают соответствующие эпи­зоды). Две стороны характера молодого Гринева раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой - «вожатым», так как мечта о веселой, безза­ветной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Зато встреча с «вожатым» дает толчок проснуть­ся в душе Гринева тому хорошему, светлому, что вынес герой из родитель­ского дома).

- Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.

(Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя не смыслить, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому»).

Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пья­ницу.

- А как реагирует бродяга на «барский подарок»?

(«Его благородие мне жалует шубу с своего плеча...» Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким по­клоном: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу доброде­тель. Век не забуду ваших милостей»).

- Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий
ему тулуп?

(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, дру­гая, всё видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благородности Гри­нева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и ува­жение к человеку, к достоинству. А человеку холодно...И если мы безраз­лично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунство, - пишет В. Касатонов).

-Что такое милосердие? Милосердны ли вы?

(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием.)

-А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств?

(Многие стыдятся, потому что люди стали равнодушны друг другу, мерилом ценностей человека стали деньги, положение в обществе, навер­ное, потому падает нравственность наша. И мы, читатели, должны учиться быть человеком на примере добрых, истинных проявлений, чувств героев повести.)

Домашнее задание.

1.Прочитать главы III - V.

2.Кратко рассказать о жизни Гринева до начала Пугачевского восстания.

3.Какое значение для него имела жизнь в Белогорской крепости, общение с «добрым семейством» Мироновых, занятии литературы, любовь.к Марье Ивановне? (устно ответ)

4.Над чем и почему добродушно подсмеивается и шутит Гринев - рассказчик, вспоминая свои детские и отроческие годы и жизнь в Белогорской крепости? (дать письменный ответ).

План-конспект изучения эпоса.

Русская старина. Народные песни. (8 класс)

Цель: народные песни как жанр фольклора, дать понятие об обрядо­вых и необрядовых песнях.

Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы, само­стоятельная работа учащихся, сообщения.

Словарная работа: фольклор, обрядовые и необрядовые песни, образ - символ, импровизация.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Наша русская культура уходит корнями в глубокую древность. В этом вы можете убедиться, посетив краеведческий музей, где собраны предметы

быта и произведения живописи ушедших веков. Об ушедшей культуре, памятниках старины нам рассказывают многие художественные произве­дения, памятники древности - сохранившиеся храмы, монастыри, руины исторических построек и многое другое. Не зная истории прошлого нельзя познать настоящее.

Мы с вами в 5 - 7 классах знакомились со многими сказками, былина­ми, загадками, пословицами, поговорками.

II.          Работа по учебнику

В вашем учебнике есть удивительный очерк А.Н. Толстого Земля «Оттич и Дедич» (заранее подготовленный ученик читает очерк).

-О каком главном наследии прошлого говорит А.Н. Толстой?

-Как вы думаете, какова цель написания этого очерка?

-Докажите, что фольклор выполняет не только развлекательную, но и воспитательную роль, отражает новый ум, смекалку, нравственное самосознание (гордость, чувство собственного достоинства).

III.         Роль народной песни в русском фольклоре.

Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. Звучат песни в исполнении Р. Руслановой, Н. Кадышевой, Н. Бабки­ной (на усмотрение учителя).

- Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность?

(Они жизненные, напевные, задевают душу человека, текст и музыка непрерывно связаны между собой, так как выражают чувства, мысли, на­строение народа).

IV.         Сообщение учащегося о народных песнях.

Ученики в тетради составляют краткие тезисы и ответы на вопросы:

-В чем покоряющая душу сила народной песни?

-Что является предметом изображения в народных песнях?

-На какие группы делятся народные песни?

-Почему народные песни используются в литературе и других
видах искусства. Приведите примеры.

Слово учителя.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказателями, паломниками, странниками, создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражение в словах и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

V.          Сообщения учащихся

1. Слушаем сообщение учащегося о поэтессе, авторе и хранительнице народных песен, плачей простой крестьянке Ирине Андреевне Федосовой (1831-1899) (Материал взят из книги «Читаем, думаем, спорим...», 8 класс). (Учащиеся были тронуты рассказом М. Горького «Вопленица». Они, воз­можно, впервые задумались о красоте, глубине содержания, чистоте народ­ных песен. Из глубине веков песня донесла нам память о людях, их жизни, переживаниях).

2. Сообщение учащегося «Как сложили песню» (материал предложен в книге «Читаем, думаем, говорим...», 8класс).

Учащиеся отвечают на вопросы - размышления, предложенные после рассказа М. Горького:

-Какие переживания героинь рассказа вылились в песне?

-Почему им захотелось сложить песню?

-О чем грустят женщины, о чём мечтают? Как их мечты, выраженные в песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем?

-Какие строки сочинила Устинья, а какие горничная? Как вы это объясните?

-По каким признакам вы отнесете эту песню к народной?

VI. Слово учителя.

Так, что отличает лирическое произведение это эпоса и драмы? Песни лирические, по словам В.Г. Белинского - это простодушное излияние горя или радости сердца в тесном или ограниченном кругу общественных или семейных отношений. Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за нелюбимого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбины, на вар­варское отношение мужа и свекрови. Если герой наших песен мужчина, тогда - воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия - насильствен­ный, мгновенный выход из рвущей души тяжелой тоски.

В эпических произведениях авторы создают более или менее сложные картины жизни, изображают событие и человеческие характеры.

Драма предназначена для постановки на сцене, она требует совмест­ной работы актеров, режиссеров, художников, осветителей, музыкантов.).

- Кто мог быть героем народных песен, от чьего лица они исполнялись?

(Ещё в колыбели детей убаюкивали песнями, подрастая, сами учились напевать, то есть было время, и не такое уж и далекое, когда вся жизнь рус­ского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней. Русская народная песня - произведение коллективное. Пели песни в радости и в горе. Песня могла петься для себя и про себя, занимаясь одновременно ка­кой - либо неторопливой, монотонной работой. Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые).

- Назовите обрядовые песни.

(Свадебные песни, проводы в армию, праздник первой борозды и многие другие).

Самая совершенная форма обрядовой песни - русская свадьба, где у каждого из действующих лиц - невесты, жениха, свахи, дружки - свои «ро­ли», создававшиеся народом веками.

VII. Анализ поэтики свадебной песни. (Текст песни у каждого ученика).

- На какие части условно можно разделить данный текст?

(на 3 части: Смелый Иван через речку переходит; Наташеньку через речку переводит; разговор Наташи с Иваном после встречи).

- Как построена песня с позиции содержания?

(Эта песня свадебная, в ней повествуется об Иване и Наташе, которые раньше жили порознь. Народ в песне славит жениха, любуется им за его смелость, нежные чувства к любимой Наташеньке. В песне славят и Ната­шу за её искренние чувства к родимому батюшке и родимой матушке, ко­нечно, теперь мне и «милешенек»).

- Какой нравственный идеал жениха рисуется в песне?

(Смелый, находчивый, умеет найти выход из любой ситуации, притом очень нежный, любящий, с таким человеком легко будет идти по жизни).

-    Какие поэтические особенности в песне можно выделить?

(При описании жениха использовано очень много глаголов: значит жених - человек деятельный, трудолюбивый. Много слов с уменьшительно - ласкательным суффиксом: «пуговки», «ниточка», «милешенек», «ба­тюшка», «матушка». Много повторов: «лежала», «ходит, переводит», «по­целует» и другие. Вопросы Ивана носят риторический характер: «Скажи мне, Наташа, всю правду, свою: кто тебе, Наташа, из роду мил?»).

-    Какой отклик в душе слушателей находит эта песня?

(учащиеся на этот вопрос дома дают письменный ответ)

Домашнее задание.

1.Завершить анализ песни.

2.Выучить любую песню наизусть (для пения или чтения).

3.Индивидуальное задание - сообщение «Русская историческая песня».

План-конспект изучения теории литературы.

Пролог. Жанры. (9 класс)

Содержание урока

1. Чтение «Пролога»:

а) восстановление в памяти учащихся содержания учебников пятого—восьмого классов;

б) в результате чтения ученики должны четко представить, какова цель «самозахвата».

2. Чтение статьи в учебнике «Повторение пройденного. Жанры». Беседа по ходу чтения:

а) жанры фольклора; работа в тетради: рисунок-схема «Фольклорное дерево»;

б) различия фольклора и литературы;

в) общие жанры для фольклора и литературы.

3.  Конкурс пословиц фольклорного и литературного происхождения или викторина «Происхождение пословиц» (учащиеся определяют фольклорные и литературные истоки пословиц).

4.    Учащиеся приводят примеры, когда устное народное творчество становится материалом для литературного произведения. Затем отвечают на вопрос: «Может ли литературное произведение стать фольклорным?»

Домашнее задание (дифференцированное):

1.    Жанры фольклора.

2.    Литературные жанры.

3.    Сказка народная и литературная.

4.    Пословицы из басен Крылова: фольклор или литература?

5.  Составить памятку-схему «Приметы жанра...»: сказки, былины, лирического стихотворения, басни, рассказа, романа.

План-конспект изучения драматического произведения.

Мольер. «Тартюф» (9 класс)

Содержание урока

1.  Рассказ учителя: «Нелегкие судьбы литературных произведений». Чтение статьи «Мольер» в учебнике.

2.  Самостоятельное чтение первого и второго прошений королю с последующими ответами на вопросы о теме произведения, месте действия и выборе героев.

3.  Обсуждение проблемы объективного и субъективного смыслов произведения.

4.  Анализ комедии Мольера «Тартюф».

Два варианта выполнения (по усмотрению учи­теля):

а) комментированное чтение предисловия, затем анализ произведения;

б) анализ произведения, выявление характерных черт литературного направления, эпохи; приемы и способы создания образов героев, авторское отноше­ние к ним; сравнение предисловия с полученными выводами и результатами.

5. Просветительский реализм.

Чтение статьи учебника «Просветительский ре­ализм» и ответы на вопросы.

Творческий практикум «Анализ произведения в аспекте художественного метода».

Домашнее задание: прочитать произведения Гёте или Шиллера (по выбору учащихся); написать сочи­нение-размышление «Можно ли считать Митрофа­нушку « вечным » образом? ».

План-конспект изучения лирического произведения.

Русская литература XIX века.

«Золотой век» русской литературы.

А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (9 класс)

Содержание урока

1. Слово учителя: «Золотой век» русской литера­туры». «Первый ряд» русских писателей: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов. Литература и живопись, литература и музы­ка. Традиции русского фольклора, древнерусской, духовной и зарубежной литературы в литературе XIX века.

2.    Пушкин— «начало всех начал». Поэтическое завещание поэта «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

3.    «Медленное чтение» стихотворения.

Прокомментируйте (объясните) эпитеты: «неру­котворный» (памятник), «непокорная» (глава), «заветная» (лира), «подлунный» (мир), «добрые» (чувст­ва), «жестокий» (век)...

Выделите главное, несущее идею слово (словосоче­тание) в каждом четверостишии («нерукотворный», «не умру», «Русь великая», «добрые», «веленье Божие»).

Какой смысл вкладывает Пушкин в слова «пад­шие» и «равнодушно»?

4. Сопоставление пушкинского стихотворения с одой Горация, произведением Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», «Памятником» Державина.

Домашнее задание: чтение романа Пушкина «Ка­питанская дочка» (главы 1—5).

Конспекты методистов.

Литература в школе, 3, 1995.

Н. Н. КОРОЛЬ, М. А. ХРИСТЕНКО Пророческое слово Андрея Платонова.

Постижение стиля. XI класс

Научить учащихся читать произве­дения А. Платонова — задача чрез­вычайно сложная. Каждая фраза писателя, каждое слово-«мыслеобраз» отражает изнутри тот насильст­венный революционный процесс преобразования жизни, который на­иболее адекватно и полно выразился в его слоге — этом удивительном сплаве «прекрасного косноязычия», «неправильной гибкости», «речи обыденной, газетной, лозунговой, плакатной, бюрократического канцелярита, агитационного штампа, той неорганизованной словесной сти­хии, которая ворвалась в язык вместе с ломкой прежних общественных отношений».

В XI классе, чтобы подобрать ключи к постижению «Котлована» или «Чевенгура», мы предлагаем взять для работы рассказ «Усомнив­шийся Макар», текст менее объемный, но содержащий в себе все особенности неповтори­мого платоновского стиля.

Стержневым моментом при первоначальном домашнем чтении учащимися рассказа стало задание — проследить движение сюжета, осно­ванное на раскрытии смысла метафорической антитезы «умная голова — пустые руки» (Лев Чумовой, «молочный начальник», «ученый пи­сец», «профсоюзный начальник», «научный че­ловек», рябой Петр и Макар) и «порожняя голова — умные руки» (Макар, а в финале — «прочие трудящиеся массы»). Несложным, но чрезвычайно эффектным поисковым моментом в работе с текстом представляется задание — обратить внимание на количество повторяю­щихся с различными оттенками слов «голова — руки» и сопутствующих им эпитетов. Это позво­лило учащимся на собственном опыте убедиться в насыщенности текста этими доминантными словами. Они отметили также их всевозрастаю­щую сатирическую выразительность от легкого юмора, колкой иронии до сарказма кульминаци­онного эпизода фантастического сна Макара и поистине страшного пророческого финала, в котором «умные руки» Макара и «пустая голова» Льва Чумового и «думающего за всех работаю­щих пролетариев» рябого Петра объединились в борьбе «за ленинское и общебедняцкое дело» и засели в учреждении рядом, чтобы «думать для государства», отчего трудящиеся перестали ходить в учреждение и «стали думать за себя на квартирах».

Так, уже на уровне сюжета школьники осмыс­лили глубину тревоги писателя, предупреждав­шего современников об опасности деления людей на думающих за всех и работающих, об угрозе утверждения государственной системы, где личность не будет ничего значить, где во имя «целостных масштабов» будут принесены в жертву «миллионы живых жизней».

Следующий этап работа над стилем. На наш вопрос: «Какой фольклорный жанр по манере повествования напоминает рассказ?» — учащиеся без труда ответили: сказку. Аргументов достаточно: это и герой, ищущий правду и напоминающий сказочного Ивана-дурака, и по­стоянные многочисленные повторы, проигрыва­ния одной и той же ситуации, и лексика (трамвайная хозяйка, уличное помойное ведро, городской овраг, ущелья дома и пр.), и интона­ционный строй фразы («Досидел Макар на кирпичах до вечера и проследил поочередно, как солнце угасло, как огни зажглись, как воробьи исчезли с навоза на покой»).

Затем переходим к сопоставительному анали­зу рассказа «Усомнившийся Макар» и повести «Котлован». Начнем с задания: сравнить главных героев — Макара Ганушкина и Вощева. В результате работы с текстом учащиеся приходят к выводу, что оба героя выделяются «среди прочих трудящихся масс» тем, что это люди думающие, сомневающиеся, мучительно ищу­щие ответы на вопросы, которые в 30-е годы обсуждать и подвергать сомнению не полага­лось. Цитируем текст (эти примеры можно продолжить, текст перенасыщен подобными рассуждениями автора и героев): Лев Чумовой говорит Макару: «Ты не человек, ты — едино­личник! Я тебя сейчас кругом оштрафую, чтобы ты знал, как думать!» («Усомнившийся Макар»). «Администрация говорит, что ты стоял и думал среди производства,— сказали в завкоме». «В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего роста темпа труда» («Котлован»).

«Макар лег на государственную койку и затих от сомнения, что всю жизнь занимался непролетарским делом»... Свое страдание и сомнение Макар обращает к научному человеку. «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?» («Усомнившийся Макар»).

«— О чем ты думал, товарищ Вощев?

—О плане жизни.

—Завод работает по готовому плану треста. А план личной жизни ты бы мог проработать в клубе или красном уголке» («Котлован»).

Сравнивая содержание этих произведений, учащиеся отмечают их несомненное единство: это и один из ведущих мотивов дороги, и рассказ о большом строительстве «общепролетарского дома» и закладке здания (разрастаю­щийся до гигантских размеров котлован), и жуткие картины раскулачивания и всеобщей коллективизации деревни и пр.

Если в рассказе читатель останавливается перед фантастической картиной новых планов, зреющих в голове думающего за всех трудящих­ся вождя, в мертвых глазах которого «отража­лись миллионы живых жизней», то в «Котлова­не» рассказывается о недельном пребывании героев в деревне, где они осуществляют эти планы.

Читаем отрывки из «Котлована», повествую­щие о происходящих в колхозе имени Генераль­ной Линии событиях, где пролетарии (Вощев, Чиклин, Козлов и другие) и активист «обще­ственных работ по выполнению государствен­ных постановлений и любых кампаний», накап­ливая «энтузиазм несокрушимого действия», мо­билизуют колхоз «на похоронное шествие, чтобы все почувствовали торжественность смерти во время развивающегося светлого момента обоб­ществления имущества», на сколачивание бревен в один блок с целью «точного исполнения мероприятия по сплошной коллективизации и ликвидации посредством сплава на плоту кулака как класса».

В результате этой деятельности мертвая деревня, в пустых домах которой гуляет ветер, а в кузнице трудится медведь и рычит песню, «девушки же и подростки жили как чужие в деревне, словно томились любовью к чему-то дальнему».

Символом бессмысленного движения к свет­лому будущему, в которое людей отправляют целыми эшелонами, символом жестокости, кру­шения вековых устоев жизни является в финале повести гротескный образ «правильного проле­тарского старика» медведя-молотобойца, кото­рый «крушил железо как врага жизни, будто если нет кулаков, так медведь есть один на свете», о ком члены колхоза говорили: «Вот грех-то: все теперь лопнет! Все железо в скважинах будет! А тронуть его нельзя — скажут, бедняк, пролетариат, индустриализация!»

Мысли, идеи, которые высказывает автор и его герои, находятся в сложных отношениях между собой, в постоянном взаимодействии, движении, притяжении и отталкивании, зачастую они вступают в противоречия с делами, поступ­ками, разбиваются в прах при соприкосновении с действительностью. Безусловно, нет никакой возможности рассмотреть хотя бы часть этих микротекстов. Но попытаться проанализировать Иекоторые из них необходимо. Так, к примеру, можно проследить, как взаимодействует слово и дело одного из самых противоречивых героев повести — землекопа Чиклина, который по разным поводам как бы Мимоходом замечает «Мертвые, тоже люди»^ «Каждый человек мерт­вым бывает, если его замучивают»; «Мертвых тоже много, как и живых, им не скучно между собою»; «Все мертвые люди особенные». И многие действия этого «неученого человека» совпадают с тцким взглядом на мир. Это и его любовь к девочке Насте, забота о ней, внимание к окружающим,'; скорбь по умершим.] Но в то же время именно \ от Чиклина получает удар в голову, а затем в живот мужик с желтыми глазами. Это Чиклин старательно вяжет плот, «чтобы кулацкий сектор ехал по речке в море и далее». На пару с медведем-кузнецом он ходит по «прочным» избам раскулачивать крестьян. Когда же умерла девочка Настя, Чиклину «захотелось рыть землю». «В этих действиях он хотел забыть сейчас свой ум». «Теперь надо еще шире и глубже рыть котлован»,— говорит он Вощеву. «Колхоз шел вслед за ним и не переставал рыть землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована». Таким безысход­но страшным символом завершается повество­вание. В последнем абзаце «Котлована» читаем: «Отдохнув, Чиклин взял Настю на руки и бережно понес ее класть в камень и закапы­вать». Здесь уместно процитировать слова само­го А. Платонова о «Котловане»: «Автор мог ошибиться, изобразив в виде смерти девочки гибель социалистического поколения, но эта ошибка произошла от излишней тревоги за нечто любимое, потеря чего равносильна разру­шению не только всего прошлого, но и будуще­го»!

Прежде чем перейти к работе над стилем повести «Котлован», предлагаем учащимся раз­ные точки зрения исследователей языка писате­ля. Примерное слово учителя:

—О языке Андрея Платонова писали много: то как о своеобразном эстетском языке, то как о языке-маске, языке-юродстве, языке-кривлянье. Но чаще всего им восторгались, его красотой, гибкостью, выразительностью. Большинство пи­шущих отмечало сложность, загадочность фразы писателя. «...Слово Платонова до конца не будет разгадано никогда». Исследователи творчества А Платонова подчеркивают неповторимость, «особый язык», непохожесть его ни на какой другой. «У Платонова — свои слова, лишь ему присущая манера соединять их, своя неповтори­мая интонация». Пишут о «варварской гармонии фразы», о синтаксисе, подобном движению валу­нов по склону, о «недоговоренности и избыточ­ности речи», о «неправильной гибкости», «пре­красном косноязычии», «шероховатости» и т. п.

Итак, странное, загадочное, возвышающее, эстетское, юродствующее, косноязычное, избы­точное, слово-ребенок и слово-старик одновре­менно, какой-то необыкновенный сплав и т. д. ...Какое же оно — слово Андрея Платонова? Вслушиваясь и вникая в смысл платоновских метафор, образов, символов, вглядываясь в мир платоновских утопий, сатирических картин, чи­тая и перечитывая страницы его удивительных книг, глубже и полнее через диалог с его временем начинаем понимать время собственное. Как говорил М. Бахтин, «не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово», ибо такое слово предполагает наличие «авторитетных и отстоявшихся идеологических оценок». И поэто­му литература этих эпох выражает авторские мысли и оценки, преломляя их в «чужом слове».

Безусловно, эпоха Андрея Платонова — это эпоха, которая отнюдь не способствовала выра­жению мыслей в прямом авторском слове, так как слово это не совпадало с официальной идеологией. У Платонова, как справедливо заме­тил Л. Шубин, мысли героя и мысли автора совпадают...

Обратимся к началу «Котлована» (вместе с учащимися убеждаемся в самобытности плато­новской речи читаем и комментируем начало повести, один абзац, два предложения).

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существова­ния. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда».

—Обратимся  к первой фразе:  чем  она вас поразила? (Учащиеся отметили, что фраза сразу же зацепила какой-то своей корявостью, неуклюжестью, которые в следующем предложении усиливаются.)

—Нет ли лишних слов в этой фразе в плане смысловой точности? (Да, есть словосочетание «личной жизни» и придаточное предложение «где он добывал средства для своего существования».)

—Попробуем убрать эти части фразы, как она будет выглядеть? («В день тридцатилетия Вощеву  дали расчет с небольшого механического завода».)

—Попробуйте сделать небольшую редакторскую   правку,   чтобы   фраза  звучала   привычно для   нашего слуха. («В день тридцатилетия Вощева уволили с небольшого механического завода».)

—В результате проделанного нами эксперимента исчезла могучая сила, самобытность платоновской речи. Фраза угасла. Ведь ее магическая сила именно в том, что после слов «в день тридцатилетия личной жизни» Вощеву дали не премию за добросовестный труд, а расчет, что Вощев не работал, а «добывал средства» не на жизнь,  а «для  своего существования». В этой фразе уже содержится нечто такое, что в следующей буквально заставляет оцепенеть и ужаснуться, так как накапливающаяся энергия иронического смысла прорывается в словах: «...он   устраняется   с   производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости» — ее горько-иронический эффект погружает нас, читателей, в то время, которое рождало чудовищную  бюрократическую  систему, подавляющую личность, превращающую людей в безликую массу.

Этот процесс находит свое выражение и в выхолащивании языка народа. Платонов отра­зил тот переходный этап, когда канцеляритом, идеологическим штампом, бюрократической стерилизацией ломался живой язык народа.

Отсюда шершавость, корявость, соединение в одно целое несоединимых разностильных слов и выражений.

Слово А. Платонова слово-предупреждение, слово-пророчество.

Сквозь призму рассматриваемой фразы про­глядывает тот обезличенный, разъеденный кор­розией язык, которым мы говорим сегодня, не замечая уродства таких выражений, как вместо дети — детское население, вместо человек — житель, вместо квартира — жилплощадь и пр. А из так называемого «делового стиля» с его бесчисленными приказами о зачислении, об увольнении, о вынесении строгих выговоров с занесением в личное дело просачивается в устную разговорную речь или тиражируется штамп миллионами одинаковых праздничных текстов-поздравлений, в которых трудящиеся желают друг другу успехов в труде и счастья в личной жизни.

Возвратимся к тексту «Котлована» еще раз.! От этих каких-то по-детски наивных и невинных слов «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда» пророчески отдает уже недалеким в будущем — не «устраняется», а «берется под следствие», «арестуется», не «вслед­ствие роста слабосильности... и задумчивости», а за «саботаж, вредительство», «вражескую пропа­ганду» и т. д.)

Итак, с первой же фразы повести А. Платоно­ва перед нами предстает образ человека, не утратившего своей личности, не растворившего­ся в массе, человека странного, «единичного», мучительно думающего и согласного в финале снова ничего не знать, не знать истины, лишь бы девочка была жива.! Это кульминация проте­ста против насилия, выраженного с гениально­стью, подобной Достоевскому: если людей «це­лыми эшелонами отправляют в социализм», а результат их каторжного труда — огромный котлован и куча гробов, хранящихся в одной из ниш котлована, если людей ссьиают на плотах в океан, а в их домах гуляет ветер, они пусты, а девочка Настя — символ веры, символ будуще­го — от усталости, бесприютности, одиночества умирает, то «нет!» такому пути и такому будуще­му.

Литература в школе 6, 1995.

И. И. МОСКОВКИНА Урок осмысления жанра эссе

Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собст­венной позиции, собственного отно­шения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжение своего и авторского «я». На это ориентируют и темы выпускных сочинений последних лет: «Мой Булгаков», «Любимые страницы прозы», «Мой любимый журнал» и т. п.

Эта отчетливо наметившаяся тенденция требу­ет овладения новыми жанрами сочинений, среди которых все чаще упоминается эссе. Предлагае­мый урок — это попытка дать учащимся представление об особенностях незнакомого им жанра.

План урока

1. Что такое «авторская проза»?

2. Оформление класса и оборудование: книжная выставка «Мысли о вечном и прекрасном» (образцы философской, философско-религиоз­ной, искусствоведческой и публицистической эссеистики); видеомагнитофон; на доске (на подвижных частях) — материал для словарной работы:

Синонимы:

авторская проза, эссе, раздумья, наброски, записки, очерк, зарисовка

Однокоренные слова:

эссе, эссеистика, эссеист, эссеизация

3. Раздаточный материал: Что такое эссе? (Оп­ределение жанра в различных справочных посо­биях); текст (отрывок из статьи В. В. Розанова «Возврат к Пушкину»); текст (отрывок из главы «Пушкин» из книги «Силуэты русских писате­лей» Ю. Айхенвальда); памятка для лаборатор­ной работы с элементами стилистического ана­лиза текста.

Эпиграф к уроку:

«Эссе — способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира»

(А. Эльяшевич).

Ход урока

I. Прослушав предложенные отрывки, попытаться определить жанр каждого.

Чтение отрывка (Осоргин М. Земля //С того берега.— М., 1992.— Т. 2);

Проповедь (любое издание);

Чтение отрывка (Ильин И. Шмелев // Одинокий художник.— М., 1992).

В ходе обсуждения приходим к выводу, что первый отрывок — скорее рассказ, второй — проповедь, третий — литературно-критическая статья. Что сближает их? Попытка осмысления важнейших проблем жизни и творчества, ярко выраженное личностное начало роднит эти, казалось бы, разножанровые явления.

II. Обозначение темы урока. Слово учителя:

— Среди жанров прозы есть жанр, который вби­рает в себя воспоминания, дневники, письма, ис­поведь, проповедь, даже своеобразный очерк, рассказ (как мы только что видели на примере произведения М. Осоргина «Земля»). Четкого определения у этого жанра нет. Одни склонны ви­деть в нем мемуары особого рода, другие применяют к нему название «записки», третьи осторож­но употребляют иностранное слово «эссе». А Наталья Иванова в своей книге «Точка зрения» окре­стила его «авторской прозой», прозой «прямого непосредственного действия», в которой автор выступает одновременно и рассказчиком, и геро­ем. «Стремление обнажить самого себя, понять себя и свое время, напряженный диалог с самим собой...» вот основа прозы «авторской»,— ут­верждает один критик. Познание действительно­сти через самопознание — формула подобных произведений,— утверждает другой.

Итак, что такое авторская проза?

Обратимся к определениям этого жанра, дан­ным в различных литературоведческих справоч­никах.

III. Работа с раздаточным материалам.

Задание: прочтите определения, выделите ключевые слова в них.

Какие особенности жанра обозначены в дан­ных определениях?

Особенности жанра эссе (запись в тетради после обсуждения):

Обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам (внимание на книжную выставку, в ней широкий диапазон проблем, поднятых в эссеистике).

Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведений.

Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения.

Сравнительно небольшой объем.

 IV.Лекция учителя. (Задание: запишите дан­ный материал в форме тезисов.) История жанра.

Родоначальником жанра эссе был француз­ский писатель-гуманист М. Леонтель, написав­ший в 1580 году «Езяага», где изложил мысли о судьбе общества и человека. На русский язык название' произведения М. Леонтеля переведено как «Опыты». В 1697 году Ф. Бэкон создал свои «Еззайз», а затем к эссе обращались Д. Локк, Д. Аддисон, Г. Филдинг, О. Голдсмит. У них жанр трансформировался — его стали понимать как опыт автора в разработке определенной проблемы.

В нашем веке к эссе обращались такие крупные художники, как Б. Шоу, Дж. Голсуори, А. Франс, Р. Роллан и другие.

Термин «эссе» широко распространен на За­паде, особенно в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин «скитце» — набросок, зарисовка впечатлений, фрагментар­ный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы. (Учащие­ся знакомились с этим термином при изучении произведений А, Фета, И. Бунина и других писателей.) Русская эссеистика.

Как заметил критик А. Эльяшевич, «еще со времен «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина складывается свой собственный вариант эссеистического мышления». Радищев был ближе к публицистическому высказыванию, Пушкин к путевому очерку. Уникальным явлением в этом жанре стал роман А. И. Герцена «Былое и думы», который назван критиком А Эльяшевичем «эссеистическим романом, эпопеей, энцик­лопедией эссеизма», в котором воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника с очерком, исповедь с раздумьями социолога. К этому жанру можно отнести и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, и «Исповедь» Л. Н. Толстого.

В истории эссеистики последних десятилетий необходимо указать имена М. Кольцова, М. При­швина, В. Некрасова, Ю. Нагибина, В. Солоухина, А. Адамовича и такие прозведения, как «Гамбург­ский счет» В. Шкловского, «Ни дня без строчки» Ю. Олеши, «Золотая роза» К. Паустовского, «Пе­речитывая Чехова», «Уроки Стендаля» И. Эренбурга, «Трава забвения» и «Святой колодец» В. Катаева, путевые очерки Д. Гранина, В. Некра­сова, «Люди или нелюди» В. Тендрякова.

Единой модели, единого образца эссе не было и не будет жанр обновляется и развивается согласно велениям времени. Жанр эссе в последние годы. Бывают времена, когда открытый, «начистоту» разговор художника с читателем становится насущно необходимым. Может быть, поэтому последние годы отмечены яркой вспышкой заложенной в эссе духовной энергии. Интерес к этому жанру заметно вырос. В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская» проза, как никакая другая, аккумулирует в себе острей­шее социальное содержание.

В наши дни повысился читательский интерес к личности писателя. Необычайно популярны , мемуары, воспоминания о писателях, переписка, | дневники. Огромную аудиторию собирают | встречи с писателями в телевизионной студии 1 «Останкино». Это свидетельство повышенного | спроса на личность, которую олицетворяет в глазах публики писатель, всегда бывший в России больше, чем просто поэтом.

Отсюда и новое явление в литературном процессе последнего времени — эссеизация жанров повести и романа. «Печальный детек­тив» В. Астафьева, «Все течет», «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Пушкинский дом» А. Битова, «Все впереди» В. Белова, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Ягодные места» Е. Евтушенко... В них ткань художественного повествования пронизана тока­ми публицистики, а в хоре голосов персонажей отчетливо звучит порой даже солирует — авторский голос.

Законом жанра является предельная откры­тость автора, его позиции, его мыслей. Это очень похоже на театр одного актера, где нет возможности уйти ,в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.

V. Работа с текстами В. Розанова и Ю. Айхенвальда (раздаточный материал).

Вопросы к классу: Есть ли что-то общее в оценках? Что дорого авторам в Пушкине? Подтвердите свои ответы текстом. Докажите принадлежность произведений В. Розанова и Ю. Айхенвальда к жанру эссе, выделяя особен­ности, отмеченные сегодня на уроке.

VI. Лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста.

Задание: используя памятку, найдите в данных отрывках характерные для жанра эссе особенно­сти стиля.

VII. Подготовка к творческой работе — эссе.

Как вы понимаете пушкинские слова о «тай­ной свободе»? Каковы последствия несвободы «тайной» и явной?

Домашнее задание: сочинение-эссе «Талант и свобода».

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.

Что такое эссе?

Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой  какой-либо   проблемы.   Автор   эссе   анализирует избранную  проблему (литературную,  эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса (Словарь литературоведческих терминов.— М., 1984).

Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь литературоведческих терминов.— М., 1987).