Контрольная работа: Влияние библиотеки на педагогику семейного чтения
Контрольная работа: Влияние библиотеки на педагогику семейного чтения
Содержание
Что такое семейное чтение?
В чем различие роли семейного чтения для разных возрастов «вчера» и «сегодня»
Почему семейное чтение ушло в прошлое? Что может сделать библиотека, чтобы его вернуть
Как библиотека способствует и может способствовать развитию семейного чтения
Работа семейной библиотеки
Список литературы
Что такое семейное чтение?
Как известно, есть мир литературы, придуманный писателями, и есть реальный мир людей, с их актуальными жизненными задачами, кругом интересов, уровнем культуры. Соединяет эти миры чтение.
В XX веке чтение стало рассматриваться как процесс зрительного восприятия, узнавания слов, мыслительный и познавательный процессы, процесс извлечения и создания смысла, как вид речевой деятельности, как событие и явление, связанное с текстом, чтецом и контекстом, к которому приобщаются, которому обучаются в грамотном сообществе.
Чтение, являвшееся целью обучения в начальной школе, стало средством обучения в средней школе и становится учебной и профессиональной компетенцией. С первого дня обучения в школе детей учат читать, читать вдумчиво, внимательно, эмоционально переживая вместе с героями все происходящие события. «Чтение – есть посвящение, волшебный ключ, открывающий нам в глубине нас самих дверь обители, куда бы мы иначе не сумели бы проникнуть» – говорил Марсель Пуст. Цель обучения чтению это помощь ребенку самостоятельно находить скрытый в произведениях смысл, выбирать такие книги, которые обогатят духовный мир маленького человека. Чтение – не самоцель, а радостный способ опосредованного искусством постижения жизни, условие для самоактуализации личности ребенка. Чтение имеет большое воспитательное значение, потому что прочитанное, через эмоциональную сферу, через подсознание, переживание отпечатывается на человеке, регулирует и корректирует человеческое поведение. Чтение – это чудодейственная сила, которая содержит выдающиеся и поразительные свойства, помогающие читателю:
– видеть невидимое, из обычных слов рождать уникальные образы и картины;
– «живой водой» воображения оживлять персонажи, делать их своими собеседниками и друзьями;
– переселять из мира внешнего в мир, субъективный, скрытый;
– перевоплощаться мысленно в другое лицо и его глазами смотреть на мир;
– снимать физическую и душевную боль;
– генерировать собственные мысли, отталкиваясь от мыслей авторов и персонажей
– познавая литературных героев, познавать самого себя, становясь при этом «выше себя», – все это стимулы чтения, а стимулировать чтение, значит продвигать идею чтения в сознании детей, поддерживать его статус, убеждать каждого ребенка в личной значимости чтения, удивлять уникальностью этого процесса, «заражать» интересом.
Для юного читателя очень важно, чтобы процессом его чтения руководил какой-либо начитанный взрослый, а лучше всего – родитель.
Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка.
«Семейное чтение» может быть понято двояко: во-первых, как-то, что члены одной семьи поддерживают друг друга в развитии собственных навыков чтения; во-вторых, как ситуация, когда члены семьи вместе переживают радость от чтения и рассказывания историй.
И организация семейного чтения, и само понятие «семейное чтение» считаются общепринятыми и поэтому почти нигде четко не определяются. В целом же оно может быть представлено следующим образом: семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.).
Центральной проблемой организации семейных чтений является создание специальных программ, к которым предъявляются следующие требования: предварительный отбор литературных произведений; их прочтение; формулирование основной идеи каждого из них; окончательный отбор литературных произведений; классификация их по доминантам: мировоззренческой, познавательной, воспитательной.
В чем различие роли семейного чтения для разных возрастов «вчера» и «сегодня»
Старинная русская традиция – семейные вечера. Семья собирается в гостиной: старшее поколение: дедушка и бабушка; взрослые члены семьи:
мама, папа, тетя и дядя; и дети – мальчики и девочки всех возрастов – от самых маленьких до старших подростков.
Бабушка играет на фортепиано – мама исполняет русские романсы, Дедушка, надев очки, у камина читает младшим детям из толстой книжки волшебные истории. Тетя и дядя разгадывают со средними детьми загадки и шарады. А строгий отец ведет со старшим сыном – студентом «научный’ спор, обсуждая последние достижения в биологии, химии, физике или медицине…
Традиция семейного чтения в России (с колыбели дети слушали сказки, песни, былины) была устойчивой до тех пор, пока «читательское сидение» в кругу семьи, не вытеснялось другими формами проведения досуга: дети смотрят «видик», играют в компьютерные игры, шум, стрельба и полуцензурные реплики слышатся до поздней ночи; подростки проводят вечера в кафе и ночных клубах, а родители решают вопросы «По-работе» или следят за развитием событий в очередной заграничной теле-новелле. Сегодня вокруг все изменилось. Появились новые средства информации, которые, по мнению многих, способны значительно лучше, чем книга, давать пищу для размышлений и переживаний, знания передавать опыт других. Телевизор или Интернет, например, мгновенно переносят нас в любую току земного шара, позволяют видеть и слышать, что там делается. Зрительный ряд, звук и цвет сильнее действуют и информация лучше запоминается.
Но будущее библиотеки зависит от читателя. Читающий ребенок – символ будущего культуры. Сегодня, к сожалению, и библиотека, и семья, и школа декларируют единую задачу – научить малыша читать. Новая концепция библиотеки и новое отношение к читателю-ребенку породили иную концепцию библиотечной педагогики, нацеленной на индивидуализацию чтения. В основе ее – личностное общение библиотекаря с читателем: доверительный свободный диалог, лишенный заданности, обусловленный индивидуальным характером читательских впечатлений ребенка.
Как показывают исследования республиканского НИИ книги, 1/2 населения России не читает и лишь 30% родителей знают, что читают их дети. Все это свидетельствует об утрате традиций семейного чтения. Современная библиотека может и должна решать задачу развития ребенка в чтении. Для этого необходимо, прежде всего, объединиться с родителями, которые лучше знают своих детей, и вместе попытаться сохранить природные способности малыша: способность к удивлению, перевоплощению, творчеству. Главное здесь, по выражению Набокова, «не испортить ему изумленной радости самому открыть».
Пока ещё ценность детского чтения в общественном сознании достаточно высока. Даже подростки (традиционные бунтари) в числе своих достоинств называют начитанность. А среди школьников – участников всероссийского опроса об отношении к чтению 83% выбрали положительные ответы: «Люблю читать. Много читаю» Читаю пo школьной программе», «Предпочитаю журналы».
Но проблемы отбора книг для чтения, методической и библиографической помощи родителям всегда стояли перед профессионалами: учителями и библиотекарями. Учителя опираются, с одной стороны, на программы, где содержатся списки произведений, рекомендованных для текстуального изучения и списки дополнительной литературы для внеурочного чтения. С другой стороны, многие в сотрудничестве со школьной, с детской библиотеками всегда могут иметь информацию о книжных новинках, о читательских интересах детей.
У такого сотрудничества очень серьёзный потенциал. Многие школы регулярно приглашают библиотекарей на родительские собрания с обзорами новых изданий, интересных для детей соответствующего возраста, с сообщениями о чтении детей конкретного класса. Библиотекаря можно попросить подготовить обзор психолого-педагогической литературы для родителей. Ведь они часто обращаются с разными вопросами к классному руководителю, к школьному психологу. Кого-то волнуют проблемы налаживания общения ребёнка со сверстниками, для кого-то актуальны подростковый нигилизм или отношения с противоположным полом. Разобраться во многом, найти педагогически оправданные решения помогут книги опытных психологов, педагогов, социологов. Они способны повысить профессионально-родительский уровень заботливых мам и пап. Библиотекари могут посоветовать нужные в данный момент.
Домашние книжные собрания продолжают оставаться одним из основных источников получения книг для чтения подрастающего поколения Ядро этих собраний составляют, как правило, приобретения бабушек и дедушек. Это классика отечественной и зарубежной художественной литературы (доступная в советское времена), немногочисленные тогда энциклопедические, справочные и прикладного характера издания. В своё время они отвечали последним достижениям науки и техники, готовились очень основательно. Но сейчас требуют критического подхода и обязательно дополнительного использования современной информации по тому или иному вопросу. Совсем для маленьких домой покупали книжки-игрушки, выпускавшиеся издательством «Малыш». С радостью приобретали прекрасные, не утратившие ни познавательной ценности, ни обаяния, художественно-познавательные книги (Ю. Дмитриева, В. Бианки, Г. Снегирёва, Е. Чарушина и др.)
Сейчас возможности для создания семейных библиотек кардинально изменились. Большинство городских жителей улучшили жилищные условия. В квартирах новой планировки предусмотрены даже комнаты-библиотеки. Издаётся очень много названий, типов и видов книжной продукции. Функционируют книжные интернет-магазины, действует развитая система заказов по каталогам, прайс-листам и т.п. Но, с другой стороны, книги очень дороги (не в сравнении с западными странами, а в соотнесении с нашими кошельками), тиражи резко сократились, исчезла сеть книжных магазинов, особенно в сельской местности. А, главное, информация о книгах, готовящихся к печати, выпущенных, имеющихся в продаже мало доступна для большинства населения.
Тем не менее, книги для детей покупают. Какие?
А ведь всё те же! Сказки, классику, книги по школьной программе, энциклопедии, справочники. Для подарков покупают альбомы, богато иллюстрированные сборники сказок, тома энциклопедий. И книги тех авторов, которые знакомы покупателю (маме, тёте, крёстной) по впечатлениям собственного детства.
А как же новые авторы, новые темы, новые взгляды, новые реалии современной жизни?!
Вот тут бы и выступить средствам массовой информации. Рассказывать по радио, показывать по центральным каналам телевидения в удобное для граждан время. Информация о книгах, о книжной культуре, о культуре чтения должна накапливаться капля по капле, как витамины в живом организме. Тогда через некоторое время эти накопления станут жизненно важными, т.е. начнут оказывать благотворное влияние на общественный организм.
Пока же единственно реальный источник информации о том, что лучше почитать в том или ином возрасте, зимой или летом – это – библиотека. В детской библиотеке создано и «золотое ядро» книг для детей и подростков, и представлены лучшие из книжных новинок. Учителя и родители могут всегда справиться о том, чем интересуются дети, ответы на какие вопросы они ищут в книгах. Нельзя рассчитывать на помощь родителей в руководстве чтением, если они не знают детской литературы.
Все мы понимаем, что без поддержки семьи в воспитательной и образовательной работе не обойтись.
Почему семейное чтение «ушло» в прошлое? Что может сделать библиотека, чтобы его «вернуть»
Определенный отпечаток накладывают сформировавшиеся в последние годы стереотипы отстраненности библиотеки от семьи. Библиотека оценивается, с одной стороны, как учреждение, неспособное удовлетворять потребности семьи в информации, с другой, – на библиотеку возлагается полностью ответственность за организацию детского чтения.
Формирование семейного «читательского поля» – важная проблема, особенно в ранний читательский период, называемый «библиотечным возрастом» ребенка. Первые попытки привлечь ребенка в библиотеку, к чтению книг совместно с родителями начинаются тогда, когда ребенок 5–7 лет воспринимает литературные произведения с голоса, Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Этот тезис один из главных в организации семейного чтения.
Препятствия развитию интеграционного чтения: родители, которые не любят читать и не читают сами, не осознают важность чтения, чтение воспринимается как неприятная повинность; плохие основополагающие навыки: если навыки чтения родителей недостаточно развиты, они менее уверенны в себе и не в состоянии помочь своим детям учиться читать.
Очень мешают экономические и финансовые барьеры: бедность, плохие жилищные условия, проблемы со здоровьем и безработица – эти факторы содействуют тому, что чтение начинает восприниматься как излишняя роскошь, а не как насущная потребность. Культурные барьеры: по языковым причинам, различиям в культурных традициях и экономическом положении, некоторые сообщества не воспринимают привычку читать, как часть их культуры. Институциональные барьеры: потребности людей могут не учитываться учреждениями и организациями, которые призваны их поддерживать и обеспечивать, поскольку школы и библиотеки оказались не способны наладить с ними сотрудничество.
Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения в любой стране должна включать следующие условия:
– родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми;
– значение чтения ради удовольствия должно признаваться школой и семьей, как важная часть процесса обучения чтению;
– дети и подростки должны не стесняться показывать, что им нравиться читать;
– чтение дома должно поддерживаться и поощряться школой, библиотекой и местным сообществом.
Наконец, как заявляет Национальный трест грамотности, успешная модель семейного чтения это когда все семьи считают чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети, подростки и взрослые любят чтение за радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия.
Как библиотека способствует и может способствовать развитию семейного чтения
Сегодня, когда экономические трудности коснулись каждой семьи, хорошая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в сложные человеческие взаимоотношения.
Библиосоциальная работа с семьей, как считает Р.А. Трофимова, должна начинаться с выработки стратегии, т.е. определения и реализации долговременных, наиболее важных целей и задач. Среди первоочередных планируется и реализуется глубокое изучение самой проблемы в широком масштабе обращается внимание не только на проблемные характеристики семьи, но и их дифференциацию по категориям (молодая семья, вторичная, неполная, однополая, многодетная, бездетная, пожилая и т.д.).
Такая деятельность библиосоциальных работников значительно расширяет основное содержание работы с семьей и позволяет иначе взглянуть на функции библиотек как социальных учреждений. Так, информационная функция включает:
1.сбор сведений о различных типах семей на обслуживаемой территории, классификацию их проблем и потребностей, вычленение и поиск инстанций, способных помочь семье;
2. определение характера запроса и реального положения дел в семье;
3.информирование семьи о ее праве на поддержку, формах и условиях ее получения, о специалистах (или, например, о кризисном центре для женщин), которые могут наиболее эффективно помочь в решении семейной проблемы;
4.анализ фонда библиотек через призму проблем клиентов и создание аналитических списков литературы.
Сравнительно недавно исследования чтения значительно расширились и стали рассматривать также то, как социальные условия влияют на читательские способности. Ныне признано, что развитие навыков чтения происходит не только в классах, но и в сообществе: в семье и окружающем обществе.
Международные исследования убедительно доказывают, что объединение усилий молодых людей и членов семей, при котором соединяются разные языки, различные уровни грамотности и культурные обычаи, почерпнутые из различных контекстов, способствует увеличению эффективности программ семейного чтения. Многие исследования, посвященные подобным программам, основаны на реальных условиях в мире, иными словами, на условиях, существующих за стенами школ, когда старшие помогают обучению детей и в свою очередь тоже повышают свое образование что, правда, не всегда учитывается и замечается в школе. В исследовании 2005 года, посвященном традиции устных рассказов в латиноамериканских семьях, доказано, что среда, в которой растут дети, способна внести вклад, не менее значимый, чем школа». А по сему учитель должен постараться понять, что он (или она) лишь посредник (пусть и очень важный), направляющий образование юной личности, лишь один из многих взрослых в окружении ребенка, где и происходит его образование.
Чтобы понять принципы исследования семейного чтения, необходимо иметь общее представление о методах, которые при этом используются.
Во-первых, большое количество исследований семейного чтения и семейной грамотности основано на применении этнографических методов. Этнография – это – по сути «портрет людей» и исследование культуры. Используя наблюдение, участие, сравнение и противопоставление, мы способны анализировать и изучать иные жизненные уклады и сравнивать их с нашими собственными. В применении к исследованию грамотности, такой метод дает исследователю возможность рассматривать грамотность и чтение не в замкнутом пространстве школы, но как деятельность, которую возможно наблюдать, которой можно учиться и которую можно использовать в обществе, и которая ведет к формированию социальной и культурной идентичности.
Во-вторых, последние двадцать лет исследователи инициатив во семейному чтению часто критиковали использование в данных программах, как правило, «дефицитной модели». Т.е. семьи иммигрантов и беженцев обучались по традиционной модели, при которой информация передается лишь в одном направлении: от школы к родителям, а затем к детям. Ауербах, например, указывает, что это приводит к многочисленным неверным предположениям (допущениям), которые в свою очередь ведут к созданию дефицитной модели.
«Первое предположение – это мнение о том, что учащиеся из малых лингвистических групп представляют семьи, где образование не ценится и не поддерживается. Второе предположение состоит в убеждении, что семейная грамотность это процесс, движущийся лишь в одном направлении, как передача навыков от родителей к детям. В-третьих, эта модель предполагает, что успех определяется способностью родителей поддерживать и развивать дома усилия школы. В-четвертых, считается, что школьные программы не безупречны, и от семьи зависит окончательный успех обучения. В-пятых, согласно данной модели личные проблемы родителей мешают созданию положительных условия для семейной грамотности.
Опасность заключается в том, что, если эти предположения не подвергнуть критическому анализу, они способны оправдать создание такой модели, по которой жертва сама окажется виновной в своем незнании, а проблемы, связанные с грамотностью, будут расцениваться как семейные упущения.
Это привело к разработке новой модели, которая получила название «модель достатка». Модель предписывает тем, кто занимается семейной грамотностью, прежде всего, исследовать, какие возможности для развития грамотности уже существуют в семье, и строить свою работу исходя из этих возможностей, а не навязывать семьям традиционные, ориентированные на школу мероприятия. В отличие от предыдущей, эта новая модель предполагает, что «программа» семейной грамотности должна основываться на запросах семей.
В этой альтернативной формулировке культурные различия выступают как усиливающий фактор, как средство, способное перекинуть мостик через пропасть, разделяющую семью и школу.
Исследования, ориентированные на родителей. Исследования семейного чтения показывают, что многие родители особо выделяют важность бесед и выслушивания детей, когда те учатся читать и писать: таким образом слово «чтение» используется в более широком смысле. «…представляется разумным признать то, что если грамотность станет восприниматься родителями как социально важный навык, она с большой долей вероятности будет восприниматься так же и детьми».
В конце 1990-х было проведено исследование с целью изучить эффективность программы для детей и взрослых с проблемами чтения, разработанной университетом Канберры в Австралии. Эта программа «Родители, как учителя» реализовывалась при участии родителей, а также учителей, работающих с взрослыми, окончившими школу. Молодые люди, участвовавшие в программе, плохо успевали, и о них говорили, что «у них мало шансов наверстать свое отставание». В каждой школе группа родителей выказывала заинтересованность и была готова поддерживать занятия по развитию грамотности. Их могли обучить, как быть слушателями чтения вслух, как самим читать истории, или как помогать на занятиях творческим письмом. Исследователи пришли к выводу, что результаты были весьма положительными: «Объединение родителей вокруг общей цели, главных проблемных точек, и выявления тех, у кого они есть, по каким причинам, и какие могут быть пути решения, оказалось цивилизованным способом ответа на потребности их детей».
Важно отметить, что материалы исследований во многих случаях свидетельствовали о том, что учителя и представители широкой общественности, часто считали привлечение родителей к участию в образовательном процессе лишь дешевой популистской попыткой поддержки системы образования и утверждали, что наоборот надо добиться, чтобы именно учителя прилагали больше усилий, помогая детям учиться, и воспитывали в них радость чтения. Группа австралийских исследователей. указывает, однако, что выводы на самом деле должны быть следующими: «…школы не должны препятствовать родителям и их детям извлекать взаимную пользу от трехстороннего образовательного процесса: от учителей – детям, от детей – родителям».
Как немного сегодня создается по-настоящему хороших произведений, а творения прошлого мало интересуют потребителя XXI века. Библиотека все больше и больше автоматизируется, появляются фонды на нетрадиционных носителях, компьютерные БД, но книга, все равно прочно занимает свою, специально отведенную ей нишу в мире информации для ребенка.
Работа семейной библиотеки
Работа с семьей может быть организована в условиях публичных библиотек любого типа. В последнее время обсуждается вопрос о необходимости создания специальных библиотек, обслуживающих информационные запросы семьи.
Специализированные библиотеки, работающие с семьей, называемые библиотеками семейного чтения, библиотеками семейного досуга, создаются в населенных пунктах с хорошо развитой библиотечной сетью, как правило, в больших городах. Иногда выделить специализированный филиал семейного чтения удается и в рамках централизованной библиотечной системы сельского типа. Необходимость создания специализированных филиалов решается в каждом конкретном случае в зависимости от местных условий. Такой филиал получает приоритетное право на комплектование изданиями семейной тематики, по организации быта семьи, домоводству, приусадебному хозяйству, вопросам воспитания детей и другим аспектам семейной жизни. Такие филиалы обслуживают и взрослых и детей. Это требует особого режима их работы, гибкой расстановки книжного фонда, располагающего к отдыху и неформальному общению, интерьера библиотеки.
Положение о библиотеке семейного чтения.
1. Общие положения.
1.1. Библиотека семейного чтения является культурно-просветительным учреждением, сочетающим в своей деятельности и структуре функции универсальной библиотеки и центра многоаспектной помощи семье.
1.2. Библиотека семейного чтения обеспечивает популяризацию книги и организацию досуга всех членов семьи.
1.3. Библиотека семейного чтения координирует работу с различными организациями, осуществляющими работу с семьей.
1.4. Библиотека семейного чтения привлекает к совместной работе педагогов, врачей, юристов.
1.5. Библиотека семейного чтения имеет право предоставлять платные услуги, связанные с организацией разнообразных форм досуга населения микрорайона.
2. Основные задачи.
2.1. Обслуживание книгой разновозрастного населения микрорайона: детей, подростков, юношества, взрослых.
2.2. Популяризация литературы в помощь воспитанию нравственности, культуры семейных отношений, развитию личности.
2.3. Воспитание культурного чтения и организация чтения
семьи по семейным формулярам.
2.4. Выявление семейных увлечений и оказание помощи в организации семейного досуга.
2.5. Оказание консультационной помощи семье в разрешении семейных конфликтов.
2.6 Выявление многодетных семей, трудновоспитуемых детей и подростков и привлечение их в библиотеку.
2.7. Организация актива библиотеки и привлечение к совместной работе.
3. Содержание работы.
3.1. Работа с читателями:
– формирование читательских групп и дифференцированное обслуживание;
– привлечение к совместному чтению всех членов семьи и организация чтения по семейному формуляру;
– изучение читательских интересов и удовлетворение читательских запросов;
– использование фонда библиотеки и других библиотек по внутрисистемному книгообмену и МБА.
3.2. Работа с фондом:
– комплектование фонда библиотеки с учетом разновозрастных групп читателей и интересов. Заказ литературы по тематическим планам. Организация подписки на периодику. Изыскание и использован и дополнительных источников комплектования;
– изучение и использование фонда, выявление и отбор неиспользуемой многоэкземплярной литературы, очищение фонда от устаревших по содержанию и ветхих книг, систематический анализ отказов с целы доукомплектования;
– обеспечение сохранности фонда.
3.3. Создание справочно-библиографического аппарата библиотеки. Ведение и редактирование каталогов и карточек. Организация справочного фонда. Пропаганда справочно-библиографического аппарата;
3.4. Осуществление справочно-библиографического информационного обслуживания читателей (библиографические справки рекомендательные списки литературы, ИРИ, картотеки и каталоги);
3.5. Использование рекламы, аудиовизуальных средств и средств массовой информации в целях пропаганды литературы.
3.6. Организация досуга и помощь в духовном упрочении семьи:
– создание семейных клубов, кружков, любительских объединении лекториев, литературных и музыкальных вечеров;
– консультативная помощь семье в разрешении семейных конфликтов воспитании детей, по вопросам семейного права и здорового образа жизни;
3.7. Создание актива библиотеки, включающего разновозрастных членов семьи, привлечение их к участию в досуговых мероприятиях и других работах библиотеки;
3.8. Осуществление координации:
– по вопросам нравственного, эстетического воспитания учреждениями культуры, школами;
– по вопросам межличностных отношений и культуры семейных отношений с ЗАГСом, общественными организациями, благотворительным обществами;
– по вопросам семейного права с юридическими консультациями.
4. Управление библиотекой.
4.1. Библиотека семейного чтения является структурным подразделением ЦБС, работает под руководством центральной районной библиотеки и подчиняется директору ЦБС.
4.2. Деятельность библиотеки семейного чтения определяется законам РФ, приказами Министерства культуры, уставом ЦБС, планами работы, приказами и распоряжениями директора ЦБС, «Положением о библиотеке семейного чтения».
4.3. Библиотекой семейного чтения руководит заведующий библиотекой-филиалом, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности директором ЦБС.
4.4. Сотрудники библиотеки семейного чтения назначаются освобождаются от работы директором ЦБС по предложению заведующего библиотекой-филиалом.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка. М. 2005.
2. Работа с родителями в детской библиотеке: методико-библиографические рекомендации. Киров: ОДБ им. А.С. Грина, 1989.
3. Себя, как в зеркале, я вижу… (Обзор материалов о проблемах школьных библиотек журнала «Библиотека» за 2000 г.)
4. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: Прилож. к журналу «Школьная библиотека». – М. 2005. – Вып. 8,9,10 (2005).
5. Соловьева Ю.И. Традиция семейного чтения, как фактор духовного развития ребенка. М. 2005.
6. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Прилож. к журналу «Школьная библиотека». – М. 2004. – Вып. 7–8 (2003).