Кризис неплатежей в РФ

Кризис неплатежей в РФ

Казанский Государственный Университет

имени В. И. Ульянова – Ленина

Высшая школа управления и бизнеса

Кафедра экономической теории

Курсовая работа на тему:

Кризис неплатежей в РФ и РТ

и меры его преодоления

Выполнила: студентка гр. 1487

Сираева А. М.

Научный руководитель: Сульдина

Г. А.

Казань, 1999 г.

Содержание

| |Стр. № |

|Введение |3 |

|Неплатежи: понятие, причины. |4 |

|Понятие неплатежей. |4 |

|Причины неплатежей в РФ в 90 – х годах |5 |

|Проблема неплатежей: реальность и последствия. |11 |

|Кризис неплатежей в РФ и РТ. |11 |

|Последствия кризиса неплатежей. |18 |

|Меры по преодолению кризиса неплатежей. |3 |

|Заключение. |30 |

|Список используемой литературы. |32 |

Введение

Проблема взаимных неплатежей предприятий стала одной из центральных

после либерализации цен в 1992 году. Неплатежи имели место и до реформ, но

в условиях дефицитной экономики они устранялись централизовано, через

проведение взаимозачетов и субсидий и не привлекали к себе внимания. По

мере отказа от практики перекладывания проблем отдельных предприятий на

плечи государства неплатежи стали показателем степени их адаптации к

рыночным условиям хозяйствования.

Неплатежи предприятий свойственны и странам с развитой рыночной

экономикой. Наличие неплатежей напрямую не связано с финансовым

неблагополучием. Это действенный метод приспособления предприятия к

конкретным условиям функционирования и ситуации на рынке, особенно в фазе

ограничения банковского кредита. В западных экономиках крупные и

авторитетные компании могут позволить себе задерживать платежи, в то время

как для небольших и неизвестных фирм соблюдения платежной дисциплины ими

самими и другими компаниями по отношению к ним - вопрос выживания.

Наряду с нормально функционирующими фирмами в любой экономике существует

нежизнеспособные, неэффективные или просто нечестно работающие предприятия.

При этом важно, чтобы неплатежи перестали быть проблемой, затрагивающей

экономику в целом, которую должно решать все общество. Финансовое

благополучие или неблагополучие отдельного предприятия должно касаться,

прежде всего, данного предприятия.

Сегодня преодоление кризиса неплатежей является одной из самых

актуальных задач. В настоящее время необходимо усовершенствовать меры по

сокращению неплатежей. Ведь это является залогом успеха многих

стабилизационных программ в России.

Таким образом, в своей работе я рассмотрю такие важные для экономики

России понятие как кризис неплатежей, причины данного кризиса, а также меры

по его преодолению.

Неплатежи: понятие, причины.

Понятие неплатежей.

В России неплатежами считаются все платежные поручения, не оплаченные

после доставки товаров или оказания услуг по наступлении срока платежа. В

западных странах поставщики дают, согласно законодательству, своим

потребителям от 30 до 90 дней для того, чтобы оплатить счета, только по

истечении этого срока задолженность считается просроченной. Это отражает

нормальные отношения доверия и взаимопонимания предприятий-участников в

рыночной системе.

По некоторым оценкам специалистов МВФ, во Франции, где коммерческие

кредиты, предоставляемые предприятиями друг другу, составляют 38 % ВВП,

около половины из них являются просроченными. В Великобритании величина

просроченного коммерческого кредита равна 12 % ВВП (весь коммерческий

кредит – 20 % ВВП), а в Швеции – 8 % (весь коммерческий кредит – 21 % ВВП).

Следует отметить, что эти цифры касаются задолженности покупателей

(выданные средства), а расчеты РЦЭР при правительстве России -

задолженности поставщикам (полученные средства). Неплатежи, в том числе и

в российской экономике, рассматриваются западными специалистами как

просроченный коммерческий кредит. По мнению российских экономистов, такой

подход неправомерен, поскольку в случае с неплатежами отсутствует один из

главных признаков кредита - добровольность его предоставления[1].

В итоге довольно значительны расхождения в статистических оценках

величины неплатежей. Просроченный коммерческий кредит в российской

экономике, к которому специалисты МВФ приравнивают неплатежи, составляет,

по их расчетам, около 7 – 8 % ВВП (в среднем за годы реформ), по нашим же

данным, неплатежи в промышленности равнялись в разные периоды 3 – 5 % ВВП

(применительно ко всей экономике – 4 – 6 % ВВП). [18]

Оценки неплатежей завышаются из-за отсутствия адекватных стандартов

учета и отчетности - неясно, начиная с какого момента, краткосрочная

задолженность переходит в разряд неплатежей. В России задолженность

считается просроченной после того, как предприятие-кредитор признает ее

таковой. Это может произойти непосредственно по истечении срока платежа

либо через определенное время.

Только с 1 октября 1994 г. Госкомстат России стал публиковать данные о

просроченной кредиторской задолженности свыше трех месяцев и ее доле во

всех неплатежах. В начале сбора этих сведений она составляла 70 % общей

суммы просроченной кредиторской задолженности, однако на протяжении всего

текущего года ее величина колеблется около отметки 60 % .

Существуют расхождения в трактовках самого понятия “неплатежи”. Во

многом последующие оценки и ход рассуждений основываются на различных

определениях неплатежей.

В широком смысле слова неплатежи в экономике включают в себя совокупную

просроченную задолженность предприятий другим предприятиям (поставщикам),

государству (по платежам в бюджет и внебюджетные фонды), работникам (по

средствам, направляемым на потребление), банковскому сектору (по банковским

кредитам).

“Классическим” видом неплатежей в узком смысле этого слова является

просроченная задолженность предприятий своим поставщикам. При этом большая

часть неплатежей нефинансового сектора России

приходится на промышленность, примерно 30 % - на сельское хозяйство,

строительство и транспорт. Доля промышленности в неплатежах в России на

протяжении 1994-1995гг. немного превышала 70 %. Поэтому основной предмет

рассмотрения моей работы - неплатежи как просроченная задолженность

промышленных предприятий своим поставщикам.

Причины неплатежей В РФ в 90-х годах.

Искусственная нехватка денег в стране

В каждой стране, будь то страна с переходной экономикой, или страна с

развитой рыночной экономикой, существуют свои причины кризиса неплатежей. В

России же, с ее специфическими особенностями не только экономики, но и

политики, а также географическими особенностями. Неплатежи вызывают

различные проблемы. Однако среди них можно выделить наиболее важные:

искусственная нехватка денег в стране, несовершенство налоговой политики,

преднамеренная неоплата государственных заказов, задержка пенсий и

заработной платы работникам бюджетной сферы, неконкурентоспособность

отечественной продукции, монополистическое ценообразование, «прокрутка»

денег.

Непреложный факт современной российской действительности - искусственно

созданная нехватка денег в обращении, демонетизация экономики и возвращение

ее в состояние всеобщего натурального обмена. В странах, сопоставимых с

Россией по уровню экономического развития, количество наличных и

безналичных денег в обращении (денежный агрегат М2) в нормальных условиях

находится на уровне 80 % ВВП, в США - даже 120 %. У нас же в октябре

1996 г. этот показатель составлял 10 –12 % (в 1991 г. – 70 %). Подобное

положение является следствием сознательно проводившейся в 1992-1995 гг.

политики резкого сокращения денежной массы и платежеспособного спроса. За

эти годы цены в стране выросли примерно в 8,5 тыс. раз, количество же

наличных и безналичных денег в обороте увеличилось в 230 раз.

Между тем искусственный "голод" на деньги, столь резко сокративший

потребительский спрос и лишивший предприятия оборотных средств, подвел

экономику к такой черте, за которой явственно проглядывается опасность

всеобщего экономического и бюджетно-финансового паралича. Времени на

постепенное, растянутое по срокам выравнивание денежной массы и

потребностей рынка в деньгах в России уже нет.

Обесценение сбережений, снижение доходов основного внутреннего

потребителя, искусственная нехватка оборотных средств у предприятий привели

к резкому сокращению внутреннего платежеспособного спроса, то есть к сжатию

внутреннего рынка, что и явилось главной причиной экономического спада. По

имеющимся оценкам, действием этого фактора можно объяснить до 57 % общего

объема падения производства. На второй по значению фактор - потерю

партнеров в бывших советских республиках и странах бывшего СЭВ - приходится

35 %. И наконец, на третий фактор - снижение конкурентоспособности

отечественных производителей из-за ужесточения налогового пресса и

замещения их продукции импортом – 8 %.

Преднамеренная неоплата государственных заказов, задержка пенсий и

зарплаты работникам бюджетной сферы

Снижение темпов инфляции в стране было достигнуто прежде всего ценой

дезорганизации всей бюджетной сферы, и одним из ее проявлений стали

неплатежи. По мере углубления курса на искусственное сокращение денежной

массы основную роль в развитии кризиса неплатежей примерно с 1993-1994 гг.

начала играть именно проводимая правительством сознательная политика

длительной неоплаты выполненных государственных заказов, недофинансирования

утвержденных парламентом статей бюджетных расходов и как следствие задержек

выплат пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы, которые составляют

около половины всех работающих в стране.

Непосредственно на бюджет в эти годы приходилось и приходится в

настоящее время не более 10 – 15 % всех неплатежей в экономике. Но

бюджетные деньги являются либо главной причиной, либо первоисточником

практически каждого случая неплатежей. По некоторым оценкам, один рубль,

вовремя невыплаченный бюджетом по своим обязательствам, сегодня порождает 6

– 7 руб. неплатежей по всей цепи экономических отношений. Бюджет, таким

образом, является в нынешних условиях виновником от 1/2 до 2/3 из всех

неплатежей в стране.

Неоплаченный в установленные сроки государственный заказ (неважно, что

это - подводная лодка или вагон с зерном) порождает на взаимосвязанных

предприятиях невыплаты заработной платы, неоплату по их обязательствам

поставщикам энергии, сырья, комплектующих изделий, неоплату транспортных

расходов, кредитов. Эти неоплаты, в свою очередь, вызывают последующие

неплатежи партнерам партнеров и у всех участников экономической цепи,

вместе взятых, - неплатежи налогов в бюджет. Затем начинается новый виток в

спирали неплатежей: недобор налогов в бюджет, неоплата госзаказов и

невыдача зарплаты бюджетникам, сокращение платежеспособного спроса, падение

производства, новые неплатежи в бюджет и т.д. Образовался, таким образом,

своего рода порочный замкнутый круг, разорвать который на уровне отдельных

предприятий невозможно, какими бы мощными они ни были. Прорыв реален лишь

там, где этот круг первоначально и по преимуществу возник - в сфере

отношений бюджета со всей остальной экономикой.

Налоговая политика

Имевшая хоть какое-то временное оправдание в 1992 г. налоговая политика

правительства с течением времени превратилась в сильнейший тормоз

экономического развития страны и мощный фактор ее бюджетно-финансовой и

социальной нестабильности. Запредельные ставки налогообложения породили

резкое сокращение налогооблагаемой базы и как следствие падение налоговых

поступлений в бюджет, а не их рост.

Естественно, поставленные в невыносимые налоговые условия многие

предприятия постарались вывести значительную часть своего экономического

оборота из-под налогового пресса. Сегодня от налогов уклоняются до 80 %

всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом широко

используются "взаимная амнистия" по задолженности друг другу, натуральный

обмен (бартер), налоговые освобождения и выбитые путем лоббирования

налоговые льготы, всякого рода квазиденьги, искусственное сокращение

масштабов производства и пр. Другая негативная сторона нынешней налоговой

системы - прямой уход 40 % и более реальной российской экономики в теневую,

то есть полностью неналоговую сферу, расчеты "черным полом", рост

организованной преступности, массовое укрывательство личных доходов и

имущества от налогообложения, наличие на руках (вне банковской сферы) у

населения, ни в чем не доверяющего правительству, 40 – 60 млрд. долл. в

иностранной валюте, массированный отток российских капиталов за границу,

превысивший уже, по самым минимальным западным оценкам, 100 млрд. долл., и

т.д. Все эти факторы оказывают усиленное воздействие на современный кризис

неплатежей, резко сокращая и без того ослабленные всеобщей нехваткой денег

возможности нормальных расчетов между самими предприятиями и их расчетов с

бюджетом.

Монополистическое ценообразование

Для всей сферы обрабатывающей промышленности, агропромышленного

комплекса, торговли, услуг, коммунального хозяйства и пр. подлинным

бедствием стал безудержный рост в последние годы внутренних цен на

продукцию естественных монополий, прежде всего на электроэнергию, нефть и

нефтепродукты, газ, услуги связи, транспортных тарифов. Внутренние цены на

эти ресурсы, достигнув на начальной стадии реформ более или менее

естественного мирового уровня и тем самым ликвидировав свое длительное

искусственное отставание, в дальнейшем по ряду позиций значительно (в 1,5

раза и более) превысили мировой уровень. Сейчас продолжается их

относительное повышение: в среднем темпы роста внутренних цен на продукцию

естественных монополий в годы реформ в 3 раза превысили рост цен на все

другие виды продукции в стране.

"Инфляция издержек" была и остается фактором нашей экономики, по своему

значению не меньшим, а, по-видимому, большим, чем классическая монетарная

инфляция. Это специфически разрушительно воздействует на российскую

экономику: ее энерго – и материалоемкость в 2-3 раза (причем во многом

экономически неоправданно) превышает соответствующие показатели в

большинстве промышленных государств, а наши транспортные расстояния от

Калининграда до Владивостока не сопоставимы ни с какими расстояниями в

других странах, которые, между прочим, и формируют мировой уровень

транспортных тарифов.

Общую платежеспособность российской экономики настолько подрывает

"инфляция издержек", что правительство в конце концов, видимо, смирилось с

нынешней уродливой, невиданной ни в одной стране мира системой

взаимоотношений государства и предприятий- монополистов: РАО "Газпром",

например, должен экономике 15 млрд. руб., а потребители, в первую очередь

бюджетники, должны "Газпрому" (во многом из-за нереальных цен) 50 млрд.

руб., и никто никому не платит, но зато газовая отрасль имеет возможность

удерживать монопольно высокие цены. Того, что она пока получает от еще

платежеспособных потребителей, так или иначе хватает ей, чтобы обеспечить

себе безбедное существование.

Неконкурентноспособность отечественной продукции

Существенным фактором кризиса неплатежей стала также неспособность

значительной части обрабатывающей промышленности адаптироваться к новым

условиям. Далеко не все руководители предприятий восприняли поначалу

всерьез переход к рынку: либерализацию цен, резкое сокращение

государственных субсидий и льготных, а то и невозвратных кредитов,

обострение конкуренции на внутреннем рынке.

Печальный опыт таких промышленных гигантов, как ЗИЛ, АЗЛК, Ростсельмаш и

других, говорит о том, что большая доля вины за положение в экономике лежит

на самих предприятиях, не сумевших существенно повысить

конкурентоспособность своей продукции в условиях резкого изменения и

масштабов, и структуры платежеспособного потребительского спроса. Когда

исчез искусственный (по существу, бесплатный) спрос армии и сельского

хозяйства на тяжелые грузовики или спрос колхозов и совхозов на

неконкурентоспособные тракторы и комбайны, продаваемые к тому же по

неоправданно высоким ценам, стало очевидно, что причины нынешних трудностей

со сбытом такой продукции лежат не в монетарной, а преимущественно в

производственной сфере.

Сумел же в рыночных условиях каким-то образом выжить ГАЗ, быстро

перешедший на новую, более перспективную модель малотоннажного грузовика.

Видимо, для несумевших приспособиться к изменениям на рынке предприятий

только реальная угроза полного банкротства может стать единственным

способом, который заставит их осуществить давно назревшие преобразования в

производстве, организации труда и сбыте своей продукции.

В таком же положении оказались многие предприятия оборонной

промышленности, на которых одномоментная и слабо подготовленная конверсия

не выдержала конкуренции импорта. На долю импортной продукции сегодня

приходится около половины всего внутреннего потребительского рынка.

Подобная конкуренция, в принципе благотворная, в конкретных российских

условиях оказалась для многих отечественных производителей и целых отраслей

разрушительной.

Усугубила ситуацию и валютная политика правительства. При ограниченных

возможностях (учитывая наши намерения вступить во Всемирную торговую

организацию) прямого таможенного протекционизма правительство и Центробанк

слишком рано перешли к политике повышения курса рубля. Если сегодня курс

российской валюты по отношению к доллару составляет порядка 65 – 70 %

реальной покупательной способности рубля, то в странах, находящихся в

сходном с Россией положении, например, в Индии и Китае, курс национальной

валюты сознательно поддерживается на уровне 20 – 25 % паритета ее

покупательной способности.

Резко отрицательное воздействие на платежеспособность российской

экономики оказала и оказывает также утрата рынков сбыта и традиционных

поставщиков по кооперационным поставкам на постсоветском экономическом

пространстве и в странах бывшего СЭВ. Развал давно сложившихся

промышленных конгломератов , искусственные административные барьеры на

путях экономической интеграции, взаимная неконвертируемость большинства

национальных валют, переориентация торговли на третьи страны лишают

российские предприятия значительных источников столь остро необходимой им

сегодня ликвидности.

«Прокрутка» денег

«Прокрутка денег» в банковской сфере, коррупция, прямое воровство, отток

денег за границу – пороки современной российской действительности, которые

столь известны и очевидны, что, видимо, не нуждаются ни в каких специальных

комментариях. Буквально всеобщим явлением стали искусственная задержка

прохождения платежей по банковским каналам, конвертация доходов предприятий

в иностранную валюту с последующим вывозом ее за рубеж, гигантские масштабы

личного обогащения руководителей даже тех предприятий, которые давно и

прочно сидят в неплательщиках по своим обязательствам как партнерам, так и

бюджету и на которых персоналу месяцами не выплачивается зарплата.

Проблема неплатежей: реальность и последствия.

2 Кризис неплатежей в РФ и РТ.

Ликвидация механизма платежно-расчетных кредитов Госбанка поставила

предприятия перед необходимостью выделения оборотных средств для расчетов.

Часть оборотных средств неизбежно замораживается в расчетах, поскольку

банковский аппарат от кредитования расчетов практически устранился.

Немедленная оплата за отгруженную продукцию предполагает либо полное

обеспечение отраслей и предприятий оборотными средствами, либо широкое

участие банковского капитала в кредитовании расчетов и предоставлении более

или менее длительного денежного кредита, замещающего коммерческий кредит.

По данным министерства экономики РФ, наибольший срок задолженности

(дебиторской задолженности) в днях имели отрасли, производящие первичные

энергетические и сырьевые ресурсы. Так, в течение 1996-1997 гг. срок

погашения дебиторской задолженности (в днях) колебался по электроэнергетике

от 94 дней в августе до 140 дней в феврале; по топливной промышленности от

49,9 дней в декабре до 114.3 дней в апреле и т.д.

Если же мы возьмем сроки погашения задолженности на конец года (1996),

то видим довольно отчетливую картину убывания этих сроков по мере

приближения отрасли к конечному потребителю: электроэнергетика - 115 дней,

газовая промышленность 85,7 дней, нефтедобыча - 56,2 дня, черная

металлургия - 60 дней, цветная металлургия - 47,4 дня, лесная

промышленность - 38 дней, промышленность строительных материалов - 39 дней,

легкая промышленность - 40 дней, пищевая - 22 дня. Конечно, есть и ряд

моментов, которые не укладываются в эту схему. Срок погашения задолженности

сильно колеблется от месяца к месяцу, особенно в добывающих отраслях, что

свидетельствует о периодических выплатах, видимо, за счет вливания средств

из бюджета, либо о периодических зачетах с помощью суррогатов денег.

Наиболее устойчив срок задолженности по пищевой промышленности (20- 30

дней).

Систематическая дефицитность бюджета ведет к большой активности

государства на денежном рынке. Нарастают масштабы заимствований, денежный

рынок фактически монополизируется государственными ценными бумагами, что

временно покрывает неотложные нужды бюджета, но вместе с тем, оттягивает

денежные средства от кредитования хозяйства, поднимает ставку процента,

делает кредит недоступным для реального сектора. Возникает третья причина

неплатежей.

Отсутствие нормального кредитно-расчетного механизма и кредитования

реального сектора за счет банковского капитала - не единственный фактор

неплатежей.

Явление неплатежей разворачивается на фоне общего состояния экономики,

продолжающейся инфляции и спада производства. Особенно сильный спад

наблюдается в отраслях, работающих на конечного потребителя: в легкой и

пищевой промышленности, в сельском хозяйстве, производстве бытовой техники.

Между тем, именно эти отрасли имеют наиболее короткую дебиторскую

задолженность.

При нормальной организации расчетов, при среднем сроке погашения

дебиторской задолженности по промышленности в 60 дней, оплата в срок до 30

дней в мировой практике приравнивается к оплате наличными, и

соответствующий контрагент получает скидку в цене, поскольку цена строится

с учетом коммерческого кредита, содержит в себе плату за этот кредит и

возможность учета дебиторской задолженности (в частности, оформленной

векселями) в банках. При коротких сроках расчета, предприятия ряда отраслей

(и вообще все предприятия, рассчитывающиеся в короткие сроки) фактически

уплачивают процент за коммерческий кредит, которого они не получали. Это

ставит их в затруднительное положение снижает рентабельность и затрудняет

воспроизводство. Видимо, здесь одна из причин свертывания производства в

отраслях, производящих предметы народного потребления. Нормализация системы

расчетов, привлечение банковского капитала к кредитованию расчетов и

замещению коммерческого кредита должно покончить с этой ситуацией.

Низкая рентабельность промышленности и сельского хозяйства,

несопоставимая с уровнем инфляции и банковским процентом, ведет к еще

одному кругу неплатежей - просроченной задолженности банкам.

Такая ситуация вынудила при растущем дефицита бюджета, в первую очередь

из-за плохой собираемости средств в его доходную часть, выдвинуть принцип

расходования ассигнований из бюджета строго пропорционально уровню

поступления доходов. Однако не принимается во внимание влияние этого

принципа на неплатежи в народном хозяйстве. Известно, что сегодня

мультипликатор неплатежей достиг 4-5 раз, то есть 1 рубль просроченной

задолженности, в первую очередь бюджетной, которая не может быть возмещена

натуральной продукцией, при прохождении через цепочку связанных между собой

бюджетных и хозяйственных структур превращается в долг размером 4-5 рублей.

Изменяется ситуация с долгами, вызванными неплатежами за поставки

российской продукции в страны СНГ. Сегодня российский экспорт в страны СНГ

в 1,2 раза меньше импорта и эта тенденция усугубляется рядом факторов,

носящих скорее политический, чем экономический характер. Так, при внешнем

долге России по данным на начало 1998 г. в размере 129,4 млрд. ам. долларов

(17,1 % ВВП или 800 долларов на душу населения) Правительство страны берет

на себя гос. долги Белоруссии в сумме 1,1 млрд. ам. долларов за полученный

газ с тем, чтобы реализовать достигнутую договоренность о нулевом варианте

начала взаимных расчетов с 1998 г.

Практически не принимается решительных мер по возврату долгов стран СНГ

по полученным ими от России в 1993-1995 гг. товарным кредитам в сумме 711

млн. ам. долларов. Выплаты долгов на начало 1998 г. составили сумму порядка

200 млн. ам. долларов. Сравнительно стабильными остаются неплатежи по

кредитам коммерческих банков (10 – 14 % от всей суммы неплатежей) в связи с

более жесткой позицией последних по отношению к должникам. Однако следует

учитывать, что сами банки становятся источником неплатежей, благодаря

кризисным явлениям в банковской сфере и получившей в последнее время

распространение политике ЦБ России по ужесточению условий функционирования

коммерческих банков и их массовому закрытию. К началу 1998 г. разорилось

313 банков (19 %). [19]

Товарообменные сделки и взаимозачеты, как способ ухода от

налогообложения, в свою очередь привлекли внимание Правительства как

возможный путь погашения неплатежей в бюджет. Схема здесь такая -

задолженность по налогам гасится в счет поставок продукции предприятий,

перед которыми имеет долги сам бюджет. Одновременно в силу разных причин

практикуется освобождение и отсрочки по уплате налогов отдельных отраслей,

регионов и конкретных плательщиков.

Неплатежеспособность сельского хозяйства ложится тяжелым бременем на

федеральный и местный бюджет, требует крупных дотаций товаропроизводителю.

Но эти дотации, не меняя отношений между сельским товаропроизводителем,

переработкой и сбытом, не ускоряют оборота денежных средств и не расшивают

цепочки неплатежей, которые формируют дебиторскую задолженность сельского

хозяйства. Между тем, если бы задолженность сбыта и переработки

сельскохозяйственному товаропроизводителю оформлялась векселями, а суммы

нынешних дотаций сельскому хозяйству направлялись через соответствующие

кредитные институты на учет векселей, сельское хозяйство получало бы те же

средства. Расшивались бы неплатежи и безвозвратные дотации превратились бы

в возвратные ссуды, приносящие процент. В настоящее же время доминирование

сбыта над сельским товаропроизводителем ведет к такой кабальной форме

реализации продукции производителей, как "сдача на реализацию" без указания

срока оплаты, что ведет к дополнительному обескровливанию сельского

товаропроизводителя и "прокручиванию" причитающихся ему денег в кредитно-

финансовой сфере.

Указом Президента России №65 от 19 января 1996 г. было разрешено

отсрочить задержанные платежи по налогам, пеням и штрафам должникам,

которые аккуратно вносят в бюджет текущие платежи. К моменту издания Указа

сумма задолженности бюджету подобных производителей составляла 41 трлн.

руб. После тщательного отбора кандидатов на отсрочка налоговых платежей

было разрешено пролонгировать налоговые платежи, подлежащие выплате на 1.1.-

96 г. на сумму 1 трлн. рублей. После чего неплатежи в бюджет стали

стремительно возрастать - только за январь-февраль 1996 г. недоимки по

налогам выросли на 20 трлн. руб. В 1 кв. 1996 г. было оформлено налоговых

освобождений на сумму 16 трлн. руб. (24 % от расходов 1 кв. За это же

время размер неплатежей в бюджет за счет отсрочек - 7 трлн. руб.) Кроме

того, у Правительства время от времени возникают потребности в расходах, не

предусмотренных первоначально в бюджете. В 1995 г. на восстановление и

развитие экономики Чеченской республики было выделено 5.7 трлн. руб. в т.ч.

за счет федерального бюджета - 5,5 трлн. рублей.

Нехватка массы денежных платежных средств активизировала выпуск в

обращение векселей, в первую очередь финансовых, эмитируемых, как правило,

крупными банками, пользующимися доверием субъектов рынка. Кроме того,

векселя эмитируют специализированные организации РАО "ЕЭС-России" и

железных дорог, администрации отдельных регионов и крупных предприятий.

Введенный Правительством в 1995 г. так называемый валютный коридор

(фиксированные верхний и нижний предел валютного курса) породил резкую

негативную реакцию основных экспортеров сырьевых товаров (нефть, металл,

лес), которые привыкли наживать солидные рублевые суммы на заниженном и

постоянно падающем курсе рубля. Между тем, и сегодня реальный курс рубля

значительно выше его значения, устанавливаемого ЦБ (такой порядок

формирования обменного курса заменил со 11 кв. 1996 г. существовавшее ранее

формирование в пределах валютного коридора соотношение стоимости рубля и

свободно конвертируемой валюты по итогам ежедневных торгов на Межбанковской

валютной бирже).

После отмены валютного коридора рубль стал дешеветь более быстрыми

темпами. Однако доходной основной статьей спекулятивного характера, для ЦБ

России стала кредитная политика, когда установленная им ставка

рефинансирования уже долгое время значительно опережает рост индекса цен и

уровень инфляции. Усиленно откачиваются деньги из нормального

хозяйственного оборота и Министерством финансов РФ, выпустившим на рынок

различные ценные бумаги на многие миллиарды рублей. В конце сентября 1996

года в обращении находилось государственных облигаций по номиналу на 201

трлн. руб. Активно распространяются через Сбербанк и некоторые коммерческие

банки (Оргбанк, Пробизнесбанк, Метрополь и ряд др.) облигации

государственного сберегательного займа.

Социально-экономические и политические преобразования последнего

пятилетия существенно изменили характер товарного обращения в России.

Преодолено жесткое разграничение между оборотом товаров народного

потребления и оборотом товаров производственного назначения. Оба рынка

функционируют в сходном режиме товарообмена. Обеспечен свободный доступ к

товарным ресурсам всех потребителей. Ликвидированы система фондирования и

лимитирования, централизованное прикрепление покупателей к поставщикам,

государственная монополия внешней торговли. Продавцы получили и активно

используют право самостоятельного формирования цен на товары.

Неопределенная категория «потребность» сменилась вполне четкой категорией

платежеспособного спроса.

Одновременно перманентный дефицит товаров сменился все более растущим

дефицитом денежных средств. Рост денежной массы почти постоянно отстает от

ценностного роста товарного обмена. Падение физического объема производства

и потребления подавляющего большинства видов продукции таково, что все

попытки перекрыть его ростом цен не сохраняют у огромного количества

предприятий требуемого уровня рентабельности, а это зачастую приводит к

убыточности. Банковские кредиты становятся все более краткосрочными (от

нескольких дней до максимум 2-3 месяцев) в попытке как-то обеспечить их

возврат, в результате чего кредитование промышленности с длительным циклом

производства практически полностью прекратилось, а кредитование инвестиций

в сферу производства и строительства носит выборочный характер и

обставляется такими условиями, что даже сырьевые экспортные отрасли не

всегда могут себе позволить пользоваться такими кредитными ресурсами.

Воздействие неплатежей на товарооборот (и экономику реального сектора в

целом) и обратное воздействие оборота товаров на расчетно-платежный процесс

многообразно и многопланово. В настоящее время инфляцию удалось подавить,

главным образом благодаря сжатию платежеспособного спроса и ограничению

роста денежной 'массы. В предшествующие годы, по мнению многих аналитиков,

неплатежи выступали как один из факторов роста цен, поскольку накапливание

неоплаченных обязательств в значительной мере снимало спросовые

ограничения.

Рост неплатежей существенно деформировал воздействие денежной массы на

динамику цен. В принципе сжатие денежной массы и ограничение спроса должно

вести к стабилизации цен, однако если сопутствующим результатом денежной

политики оказывается рост неплатежей, оказывающий на цены противоположное

воздействие, то в определенные моменты возможна реакция народного хозяйства

на относительное сжатие денежной массы прямо противоположная ожидаемой:

сжатие денежной массы может сопровождаться ростом цен, а дополнительное

вливание денег в экономику, улучшая финансовое положение предприятий, может

вести к стабилизации цен. Неплатежи в значительной мере снимают прямую

зависимость финансового положения предприятия от текущей реализации

продукции и ставят предприятия в зависимость от сроков погашения

дебиторской задолженности, примерно половина которой просрочена. Причем 2/3

просроченной задолженности имеет срок, превышающий три месяца. В результате

эластичность цен по денежной массе оказывалась в течение первых лет реформы

очень слабой. Предприятия ставились перед выбором: свертывать производство

(и, соответственно, реализацию) продукции или накапливать неоплаченные

обязательства, в свою очередь, увеличивая задолженность поставщикам,

работникам, бюджету и внебюджетным фондам. Но и свертывание производства, и

накапливание дебиторской и кредиторской задолженности служили факторами

роста цен. Так, жесткая монетаристская политика в течении ряда лет

генерировала не стабилизацию цен, а высокую инфляцию (не говоря о факторах

инфляции, лежащих вне денежной политики, т.е. об инфляции издержек).

Сегодня в сфере ценообразования наступило определенное равновесие, хотя

о финансовой стабилизации говорить не приходится. Подавление инфляции

сопровождается не только ростом неплатежей, спадом производства и особенно

инвестиций, но и бюджетным кризисом, нарастанием трудностей с обслуживанием

государственного долга. В этих условиях рост неплатежей, т.е. сохранение

кризиса ликвидности в нефинансовом секторе, означает, что опасность нового

срыва экономики в состояние высокой инфляции не исключена, а рост

неплатежей характеризует потенциал нового спада производства и нового

всплеска инфляции.

Нехватка ликвидности и хронические неплатежи привели к такому явлению,

как широкая эмиссия денежных суррогатов, причем участие в этой эмиссии

приняли как государство в лице Минфина, так и местные власти и коммерческие

банки. Мы имеем в виду казначейские обязательства Минфина, векселя

областных администраций, банковские векселя, эмитируемые коммерческими

банками. Каждая из этих форм денежных суррогатов оказывает специфическое

влияние на товарооборот и в свою очередь воздействие на состояние платежей

в народном хозяйстве[2].

Казначейские обязательства Минфина, основным обеспечением которых служит

освобождение от налогов, как показала практика их обращения, способствуют

разрастанию бюджетного кризиса, сокращению реальных поступлений денег в

бюджет, со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая рост

задолженности бюджета перед получателями бюджетных средств, что, генерирует

дальнейшие витки неплатежей. Аналогичное воздействие на поступления в

местные бюджеты оказывает широкая эмиссия векселей областных администраций.

В республике Татарстан к концу 1994 г. общая кредиторская задолженность

только по обследуемым предприятиям составила более 5 трлн. р. При этом Ѕ ее

является просроченной. Драматизм этого явления усиливается тем, что

предприятия являются основными донорами и государства, и работников. С

точки зрения экономистов, это практически «потерянные» средства, если даже

когда-нибудь они и будут выплачены. Здесь, что называется, усердно

«потрудилась» инфляция.

В конце прошлого года наиболее высокими темпами росла кредиторская

задолженность в стекольной, фарфорово-фаянсовой промышленности, в

электроэнергетике, машиностроении, металлообработке республики.

Обратной стороной неплатежеспособности является дебиторская

задолженность. И, хотя размеры ее в конце прошлого года были ниже размеров

кредиторской задолженности, общая сумма оставалась внушительной – около 4,8

млрд. р. по всем обследованным предприятиям РТ. При этом более Ѕ составляла

просроченная часть.

Механизм неплатежей, как своеобразный беспроцентный кредит, действовал в

следующем направлении: топливно-энергетический комплекс республики

Татарстан вынужденно стал кредитором ряда отраслей и производств. К концу

1994 г. вся дебиторская задолженность топливно - энергетического комплекса

РТ от общей суммы во всей промышленности составляла более 42 %. В

определенной степени это дало возможность несколько улучшить финансовый

потенциал обрабатывающих отраслей. К сожалению, состояние кредиторской и

дебиторской задолженности в 1 квартале текущего года не свидетельствует о

серьезном улучшении.

Стремясь оградить себя от потерь в условиях кризиса платежей, банки

ведут политику снижения собственного риска не только путем установления

высокой процентной ставки за кредит, но и путем сохранения за собой права в

любой момент увеличить ее в случае изменения рыночных условий

хозяйствования.

Опираясь на результаты международного статистического анализа,

показывающие, что частные и акционерные предприятия более гибки и

эффективны, банки активно кредитуют их, без учета данных того же анализа,

свидетельствующих о том, что и разоряются они гораздо чаще. Отечественные

условия кредитования могут в еще большей степени повлиять на ускорение

этого процесса. Естественно, что в условиях отсутствия правовой базы

признание банкротств, с одной стороны, и наличия достаточно разветвленной

системы органов по борьбе с экономической преступностью, с другой стороны,

вопрос о возвратности кредита часто пытаются решить на базе Уголовного, а

не Гражданского кодекса. Как правило, подобная практика приводит не к

повышению возвратности кредитов, а к увеличению числа парализованных,

бездействующих предприятий. Часто банки в целях повышения обеспеченности

кредитов осуществляют плату страховых полисов за счет суммы самого кредита,

задерживают предоставление нужных предприятию сумм по срокам, что

изначально ставит под сомнение выполнение условий кредитного договора.

Наряду с этим банки активно обсуждают вопрос об увеличении своих резервных

фондов для покрытия возможных убытков вследствие низкой возвратности

кредитов.

Пора коренным образом изменить кредитную политику, проводимую в

настоящее время. Процентные ставки за кредит должны быть соизмеримы с

применяемыми в мировой практике, это, во-первых. Во-вторых, необходимо

широкое применение в деятельности банков системы факторинга и клиринга.

Нежелание банков оказывать подобные услуги серьезно усугубили кризис

платежеспособности. Однако сложившаяся конкретная ситуация требует

скорейшего внедрения в практику банковской деятельности экономических

методов. Чем быстрее банки превратятся из ростовщиков ссудным капиталом в

равноправных партнеров всех экономических субъектов, кровно

заинтересованных в конечном результате, тем скорее возрастающая

геометрическая прогрессия взаимных неплатежей превратится в убывающую.

Экономическая политика, проводимая Центральным банком Российской Федерации

и Национальным банком Республики Татарстан должна быть направлена на

создание эффективно действующей финансово-кредитной инфраструктуры

государства.

Последствия кризиса неплатежей.

Падение производства в России за годы реформ по своим масштабам и

длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного

времени, включая Великую депрессию 1929 – 1933 гг. В машиностроении,

промышленном строительстве, легкой и пищевой промышленности и во многих

других важнейших отраслях производство сократилось в 4-5 раз, госзаказы

оборонной промышленности – в 3 - 4, капиталовложения в экономику из всех

источников – в 4 - 5, расходы на научные исследования и конструкторские

разработки - в 10, а по отдельным направлениям – в 15 - 20 раз. [12]

Требуемая для российской экономики структурная перестройка сегодня

выражается лишь в резком сокращении и выбытии производственных мощностей в

депрессивных отраслях и регионах. Здесь можно назвать угольную, оборонную

и химическую отрасли. Ивановскую область с ее текстильной промышленностью.

Но такая позитивная сторона структурной перестройки, как наращивание

производства в перспективных отраслях и регионах на основе новых

капиталовложений, пока полностью отсутствует. В масштабах всего

народного хозяйства структурная перестройка выражается, по существу, лишь в

стихийном приспособлении населения к новым реальностям, например, в

возникновении 10-миллионной армии "челноков".

Одним из самых сильных побудительных мотивов радикальных экономических

реформ была всеобщая демонетизация советской экономики к 1991 г., паралич

всей ее денежной системы и воз- 1 вращение страны в "каменный век" - век

всеобщего натурального 1 обмена. Печальный парадокс, но, совершив в 1992-

1993 гг. полный круг, российская экономика (правда, по другим уже причинам)

опять вернулась в то же самое состояние.

Одно из очевидных последствий такого положения - подавленная, скрытая

инфляция, которая, как известно, в долгосрочном плане гораздо более вредна

и разрушительна для экономики, чем инфляция открытая. Но еще большую

тревогу вызывает искусственный развал экономики страны на два параллельно

существующих и лишь отчасти связанных между собой сектора (рынка), каждый

из которых живет по своим собственным законам: более слабый в реальности

денежный сектор, значительную часть которого к тому же обслуживают "черный

нал" и доллары, и мощный, но загнанный почти в подполье сектор натурального

обмена, представляющий собой отнюдь не современный, а уродливый, поистине

средневековый рынок.

Недобор налогов и бюджетный кризис, судя по всему, могут приобрести в

России хронический характер. В 1996 г. уровень сбора налогов против

планируемого лишь ненамного превысил 70 %. В январе 1997 г. был собран

только 41 % предполагавшихся налоговых доходов, то есть результат хуже

"провального" прошлогоднего (правда, к марту положение удалось несколько

выправить). По оценкам ряда экспертов, и доходная, и расходная части

бюджета 1997 г. необоснованно завышены на 60-130 трлн. руб., или на

12 -25 % общих бюджетных расходов. Это означает в то же время реальную

угрозу роста неплатежей в бюджет на 50-60 трлн. руб. и может породить новую

волну общих просроченных задолженностей во всей экономике России на 300-400

трлн. руб.

Серьезным признаком далеко зашедшего "нездоровья" российской экономики

стали также глубокие деформации во всей денежно- кредитной системе страны.

Масштабы хронического бюджетного дефицита и переход к финансированию его за

счет выпуска ГКО и других государственных ценных бумаг привели к резкому

ускорению роста государственного внутреннего долга и стоимости его

обслуживания.

Вместе с тем диктуемая этой политикой и практикой величина Учетной

ставки Центробанка РФ вплоть до сегодняшнего дня устойчиво поддерживает

массовый уход денег из реальной экономики в валютно-спекулятивную сферу.

При наличии легального сверхдоходного Рынка ценных государственных бумаг

естественное экономическое поведение предприятий заключается как раз в

предоставлении государству займов, а не в уплате ему налогов. То же самое

можно сказать и о банковском кредите: при такой учетной ставке

инвестиционный банковский кредит остается недоступным для подавляющей части

российской реальной экономики, что усугубляет проблему неплатежей.

Резкое обострение в 1998-1999 гг., социальной напряженности в стране,

особенно в депрессивных отраслях и регионах, очевидно, Разрушительный

эффект неплатежей со стороны государства в особо неприемлемых формах и

больших масштабах находит свое проявление в задержках зарплаты работникам

бюджетных организаций, пенсий по старости и инвалидности. Такая линия

демонстрирует недопустимо пренебрежительное отношение властей к человеку и

обществу в целом, возможность произвольного отказа государства от

обязательств перед своими гражданами, равнодушие к их судьбе вплоть до

пренебрежения к тому, смогут ли люди, зависящие от государственных выплат,

выжить физически в условиях нынешних экономических трудностей. Терпение

российского населения, судя по всему, на пределе.

Столь разрушительные неплатежи со стороны государства стали "дурным

примером" для экономических субъектов. Поскольку государство первым открыто

и в крупных масштабах нарушает свои обязательства, соблюдение которых оно

должно обеспечивать как уполномоченный на то обществом орган порядка, то

экономические субъекты воспринимают такое поведение допустимым и

оправданным. В итоге основополагающий принцип нормальной хозяйственной

жизни - соблюдение договорных обязательств, обеспечение выполнения которого

составляет одну из главных обязанностей государственной власти, -

становится объектом произвола.

Важнейшая сторона нынешнего бюджетного кризиса - нарастающее ухудшение

финансовых отношений между центром и регионами. Не сложилась до сих пор

стабильная и конституционно закрепленная формула отношений между ними по

поводу доли в налоговых поступлениях и масштабов экономической

ответственности за соответствующие расходы. Решает проблемы “перетягивание

каната” той и другой сторонами. При этом вся тяжесть налогового бремени

ложится в основном на несколько регионов-доноров федерального бюджета. На

датируемые же регионы приходится не менее 2/3 всех неплатежей и

задолженности.

Меры по преодолению кризиса неплатежей.

Не существует какой-либо одной меры или даже комплекса мер, принятие

которых в реально сложившихся условиях могло бы ликвидировать кризис

неплатежей раз и навсегда. Без устранения глубинных причин

общеэкономического характера, серьезнейшей корректировки курса реформ с

целью, с одной стороны, усиления государственного вмешательства в

экономику, а с другой – создания максимально благоприятных условий для

развития истинного частного предпринимательства кризис неплатежей будет

неизбежно возобновляться в том или ином виде, как это уже не раз

происходило за годы реформ.

Между тем эта дилемма - либо инфляция, либо неплатежи - представляется в

значительной мере искусственной. Существует третий, срединный, путь между

этими двумя крайностями: умеренный, "точечный" вброс денег в экономику, в

ее наиболее узкие места и вместе с тем проведение целенаправленной политики

подавления главных причин инфляции. Речь идет прежде всего о таких аспектах

этой политики, как выравнивание доходов и расходов бюджета, кредит,

антимонопольное регулирование, структурные преобразования вплоть до

закрытия нежизнеспособных производств, массированная поддержка мелкого и

среднего предпринимательства, стимулирование притока иностранных

инвестиций. Вопрос лишь в том, достаточно ли у нынешнего руководства страны

понимания проблемы, профессиональной подготовленности и решимости проводить

эту политику третьего пути в жизнь.

При нынешней налоговой системе - с ее ничем не оправданным уровнем

налогообложения, искусственно суженой налогооблагаемой базой и

неэффективной техникой сбора налогов - нереально рассчитывать на то, что

проблемы бюджета можно решить путем нормального роста его доходной части.

Вместе с тем, очевидно, что порочный круг неплатежей, основную вину за

который несет государство, необходимо разорвать. Этот прорыв возможен и

реален при погашении государством своих обязательств по выполненным, но

неоплаченным госзаказам, по зарплате бюджетной сфере и пенсионной

задолженности,

Как на федеральном, так и на региональном уровнях надо провести

очередной взаимозачет долговых требований и обязательств, что по крайней

мере на время ослабит (но, естественно, не решит) проблему неплатежей,

оставив лишь сальдо, для погашения которого потребуются дополнительные

кредитные вливания.

Для крупных предприятий целесообразно реструктурировать их задолженность

с применение понижающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от

сроков погашения долговых обязательств, и под залог их акций или

принадлежащего им имущества. Цель - предоставить крупным предприятиям

возможность перенести погашение долгов на срок до 3-5-10 лет в зависимости

от их места в приоритетах структурной политики. Учитывая нынешние темпы

инфляции, вполне оправданно либо списать, либо резко сократить размер

недоимок по пени и штрафам.

Следует также разработать и внедрить в практику продажу дебиторской

задолженности на федеральных или региональных аукционах, организовать

продажу коммерческими банками "плохих" долгов их клиентов на открытых

торгах, через прямые переговоры с возможными покупателями, посредством

обмена долгов на акции должников. Банкротство и ликвидацию должников

целесообразно применять лишь в случае крайней необходимости, когда другие

методы оказываются неэффективными. Действенной мерой могла бы стать по

опыту московского правительства и временная передача имущества предприятий-

должников перед бюджетом в управление государственных органов на период,

необходимый для извлечения с помощью этого имущества доходов, достаточных

для погашения задолженности.

Необходимо расширить сферу денежного обращения за счет альтернативных

форм расчетов, сократить долю налично-денежного обращения на основе

совершенствования безналичных расчетов и в перспективе - преодоления стены

между наличным и безналичным оборотом, не прибегая к "хирургическим"

методам. При этом следует исходить из того, что далеко не все виды

заменителей денег являются нездоровым средством расчетов.

1. Предварительная оплата представляет собой форму расчетов, при которой

покупатель перечисляет платежи продавцу до отгрузки товаров или оказания

услуг.

На практике применяют две разновидности предоплаты:

- отпуск товаров или оказание услуг после документального подтверждения

перечисления денежных средств (копия платежного поручения, заверенная

печатью банка);

- отпуск товаров или оказание услуг только после поступления на

банковский счет поставщика или исполнителя денежных средств,

перечисленных в порядке предоплаты.

Однако в российских условиях документальное подтверждение перечисления

денег и их поступление на счет получателя не всегда совпадают. И дело здесь

не только в сроках прохождения документов, правильности их заполнения и

т.д., но и в том, что наличие хороших, неформальных связей тех или иных

структур (их персонала) с банковскими структурами (особенно с мелкими

банками) позволяет оформить копию платежного поручения, по которому

денежные средства фактически не перечислены. Причем последнее может быть

обусловлено как отсутствием средств на текущем счете недобросовестного

плательщика, так и просто фиктивным оформленном копии платежного поручения.

Несмотря на то, что представленную выше практику нельзя считать типичной,

тем не менее ее необходимо принимать во внимание.

Предоплату можно признать состоявшейся, если деньги фактически поступили

на банковский счет поставщика.

2. Авансовые платежи представляют собой такую форму расчетов между

продавцом и покупателем, при которой покупатель предварительно оплачивает

продавцу определенную, согласованную между ними часть стоимости товара

(услуги), подлежащего поставке; а окончательные расчеты между сторонами

осуществляются после фактической отгрузки (поступления) товара (оказания

услуги).

Авансовые платежи - более гибкая форма расчетов, чем предварительная

оплата, так как покупателем перечисляется только часть стоимости товара,

который подлежит поставке.

Авансовые платежи представляют определенный риск для покупателя, ибо он

обязан перечислить некоторую сумму денег до начала поставок. Однако в связи

с этим стоит рассмотреть более гибкий и безопасный для покупателя вариант,

когда аванс перечисляется не непосредственно поставщику, а третьему лицу,

которому доверяют и покупатель, и продавец. И только после фактической

поставки указанный аванс перечисляется продавцу. Для продавца этот вариант

надежен потому, что он уверен, что деньги, составляющие аванс, перечислены

покупателем и забронированы третьей стороной; а для покупателя указанный

вариант представляет интерес потому, что в случае, если поставщик не

выполнит свои обязательства, то перечисленный покупателем аванс будет в

гарантированном порядке ему возвращен.

Вместе с тем, авансовые платежи, так же как и предоплата, означают для

покупателя временное изъятие капитала из оборота, поэтому они не выгодны

для покупателя и, наоборот, предпочтительны для продавца, получающего до

осуществления поставок определенную часть стоимости подлежащего продаже

товара.

3. Аккредитивная форма расчетов предполагает оплату отгруженных товаров

по месту нахождения продавца за счет средств, депонированных в

обслуживающем покупателя банке, на условиях, предусмотренных в заявлении на

выставление аккредитива.

Аккредитив дает покупателю уверенность, что деньги на расчетный счет

продавца будут зачислены только после поставки товара по указанному в

договоре адресу. В отличие от предоплаты и аванса при аккредитиве продавец,

может использовать отправленную сумму денег только после отгрузки товара,

что безусловно стимулирует его соблюдать условия договора. При непоставке

(недопоставке) товара деньги в безоговорочном порядке будут возвращены

покупателю. При аккредитивной форме расчетов продавец полностью уверен, что

деньги перечислены, так как они находятся в обслуживающем продавца банке.

Влияние на налогооблагаемую базу продавца и покупателя Открытие

аккредитива представляет собой, как выше отмечалось, бронирование средств

покупателя в банковском учреждении, обслуживающем продавца. Поэтому

продавец получает выручку за проданный товар после его отгрузки и именно в

это время у него возрастает налогооблагаемая база.

В то же время покупатель, открывая аккредитив, иммобилизует свои

оборотные средства, не уменьшая налогооблагаемой базы. С этой точки зрения,

аккредитивная форма расчетов менее выгодна для покупателя, чем

предварительная оплата или авансовые платежи.

4. Чековая форма расчетов предполагает оплату товаров, работ и услуг с

использованием чеков. Чек - есть платежный документ, содержащий письменное

распоряжение банку выдать (перечислить) указанную в нем сумму денег с

текущего счета лица, подписавшего чек (чекодателя) на счет другого лица

(чекодержателя). Чеки используются в виде чековых книжек и являются

разновидностью денег, применяемых для безналичных расчетов с бессрочных

вкладов.

Несмотря на внешнюю схожесть оплаты наличными и чеками, между этими

двумя формами расчетов имеются существенные различия. Если оплата наличными

абсолютно гарантирована, то передача чека чекодателем чекодержателю еще не

означает факта действительной оплаты и перечисления денег со счета должника

на счет кредитора, ибо фактическое перечисление денег зависит от наличия

денежного покрытия переданного чека, т.е. наличия соответствующих денежных

средств на банковском счете чекодателя в момент сдачи чека чекодержателем в

банк для погашения.

Для России получение гарантий представляет сложную проблему, поскольку

многие банки и другие финансовые организации не сформировали свой имидж

первоклассных, так же как крупные и известные промышленные предприятия,

которые могли бы стать гарантами, сами находятся в сложном финансовом

положении.

5. Страхование от непоступления или от несвоевременного поступления

платежей представляет собой особый вид страхования коммерческого риска, при

котором продавец товаров и услуг старается обезопасить себя от неполучения

или несвоевременного получения платежей в результате наступления страхового

случая.

Преимущества и недостатки страхования от неплатежей Преимущество

страхования от неплатежей состоит в гарантированности платежей и погашении

убытков продавца от несвоевременной оплаты поставленной продукции, так как

контрагентом по страхованию является страховая компания, располагающая

крупными финансовыми активами.

Недостаток данной формы сокращения просроченной задолженности

заключается в необходимости внесения страховых платежей и сложности

договорных отношений.

6. Вексельная форма предполагает осуществление расчетов с использованием

векселей. Вексель - есть письменное долговое обязательство. Различают два

основных вида векселей: простой (вексель – соло) и переводный (тратта).

Простой вексель - есть письменное долговое обязательство строго

установленной законом формы, выдаваемое заемщиком (векселедателем)

кредитору (векселедержателю), предоставляющим последнему право требовать с

заемщика уплаты к определенному сроку суммы денег, указанной в векселе. При

купле-продаже товаров покупатель (заемщик) оформляет и передает продавцу

(кредитору) простои вексель.

Недостаток применения векселей при использовании их в расчетах за товары

заключается прежде всего в том, что кроме договора поставки требуется

оформление еще одного документа - векселя, для чего покупатель должен в

отдельных случаях получить согласие надежного поручителя (авалиста),

удовлетворяющего требованиям продавца.

По средствам векселя покупатель переносит срок оплаты полученных товаров

(услуг). На такой же срок откладывается увеличение налогооблагаемой базы у

продавца и уменьшение ее у покупателя. Вексельная форма расчетов дает

возможность и продавцу, и покупателю регулировать срок оплаты, а

следовательно, изменение налогооблагаемой базы. Таким образом, контрагенты

могут оптимизировать величину налогооблагаемой базы.

7. Продажа долга с дисконтом означает продажу кредитором дебиторской

задолженности со скидкой, образующей доходы покупателя этого долга. Размеры

скидки зависят от:

предполагаемого срока взыскания долга;

действующего в данном периоде рыночного уровня депозитных ставок;

общей суммы продаваемого долга;

риска, связанного с возможным списанием долгов из-за признания должника

несостоятельным плательщиком.

Недостатком продажи долгов для продавца является то, что он за свой

проданный товар получает меньше, чем ему положено на сумму дисконта.

Главным препятствием в развитии рассмотренного способа снижения

дебиторской задолженности является отсутствие опыта и знаний, типовых

договоров на продажу долгов, а преимущества факторинга для продавца состоят

прежде всего в высокой степени гарантии по своевременной оплате

поставленных товаров, так как в роли непосредственного плательщика

выступает банк. Одновременно факторинг способствует ускорению

оборачиваемости оборотного капитала, сокращению затрат, связанных с

взиманием задолженности, упрощению взаимоотношений с банками по взиманию

долгов.

В качестве недостатка можно отметить необходимость перечисления

комиссионного вознаграждения банку.

8. Факторинг – это приобретение банками и другими финансовыми

организациями долгов предприятий, в частности, обязательств по оплате

поставленных товаров и выполненных работ или услуг.

Факторинг предполагает оплату этих товаров банком по мере поставки при

предъявлении отгрузочных документов. В дальнейшем долги с покупателей

взимает та организация (банк), которая оказывает факторинговые услуги.

Сфера применения факторинга существенно сужается в периоды кризиса

платежей и высоких темпов инфляции. Тем не менее, устойчивые контакты с

банками, совершенствование документооборота позволяет его применять в

кризисных условиях.

В результате применения факторинговых услуг продавец получает плату за

товары после их отгрузки. Но эта плата меньше, чем стоимость товаров на

величину комиссионного вознаграждения банку. Поэтому у продавца

налогооблагаемая база увеличивается в меньшей степени, чем в том случае,

если бы он получил плату непосредственно от покупателя.

Факторинг позволяет покупателю регулировать сроки платежей, а

следовательно и величину налогооблагаемой базы.

9. Форфейтинг – специальная форма кредитования торговых операций,

заключающаяся в покупке у продавца товаров векселей, акцептованных

покупателем этих товаров. По условиям форфейтинга продавец переуступает

свои требования к покупателю кредитному учреждению. Продавцу выплачивается

сразу вся сумма векселей за вычетом процентов, а должник (покупатель

товаров) погашает свои обязательства регулярными, обычно полугодовыми

взносами. В отличии от факторинга форфейтинг предполагает переход всего

риска по долговому обязательству к его покупателю (форфейтеру). Поэтому

последний требует предоставления гарантий первоклассного банка от

покупателя товаров.

Преимущества состоят в снижении дебиторской задолженности, улучшении

структуры и ликвидности баланса продавца, ускорении оборота его капитала. К

преимуществам форфейтинга следует отнести также твердость ставки

кредитования, что имеет немаловажное значение в периоды быстрого роста

процентных ставок, а также относительно простую процедуру оформления

переуступки векселей.

Недостатком форфейтинга для продавца является необходимость уплаты

процентов форфейтеру.

Влияние форфейтинга на величину налогооблагаемой базы продавца и

покупателя аналогично факторингу.

Важное значение в совершенствовании взаимных расчетов имеет также

использование современных расчетных кредитных инструментов, в первую

очередь кредитных карточек, в том числе по схемам, специально разработанным

для разрешения ситуации неплатежей. Положительный опыт уже имеется в

Магнитогорске и ряде других городов.

Целесообразно создать региональные расчетные палаты, представляющие

собой смешанные корпорации с участием администрации, коммерческих банков и

предприятий. Эти палаты могли бы функционировать как уполномоченные

представители Федеральной комиссии по ценным бумагам и получить

определенные полномочия от Центробанка (нечто вроде федеральных резервных

округов) по регулированию денежного обращения. Региональные палаты могут на

себя взять обязательную регистрацию выпуска всех видов заменителей денег, а

также коммерческих и банковских векселей, контроль за соблюдением правил

эмиссии, обеспечением покрытия обязательств и т.д.

Кредитная экспансия необходима не только для общего оживления экономики

- без нее невозможно и решение проблемы неплатежей. Нужны меры по повышению

ликвидности коммерческих банков с тем, чтобы они имели возможность

направлять средства в экономику на цели расширения производства и

инвестиций.

В нынешнем положении быстрый переход России на единственно разумную

формулу налогообложения: низкая ставка - широкий охват, видимо, пока еще

невозможен. Невозможен прежде всего из-за отсутствия реальных источников

для компенсации временного падения объемов собираемых налогов, неизбежного

в ходе перестройки налоговой системы в соответствии с этим принципом.

По-видимому, сегодня при совершенствовании налоговой системы

целесообразны и реальны следующие шаги:

- унификация налогов и сокращение их числа до 25-30 против нынешних 240;

- снижение ставки НДС до 15 - максимум 20 %;

- отмена обязательной предоплаты НДС;

- снижение ставки налога на прибыль и введение "регрессивной" его

ставки: чем больше налогооблагаемая прибыль, тем ниже ставка;

- законодательная и иная подготовка к такой налоговой реформе, при

которой определяющую роль будут играть налог на прибыль, акцизы, налог

на имущество, налог на пользование природными ресурсами (роялти) и

налог на землю (земля должна быть не просто дорогой, а очень дорогой);

- максимально возможное сокращение всякого рода налоговых льгот и

освобождений; одна эта мера могла бы дать поступления в бюджет,

сопоставимые с нынешними размерами дефицита федерального бюджета;

- ликвидация внутренних оффшорных зон;

В сфере наших экономических взаимоотношений с мировой экономикой

особенно необходимо провести следующие меры:

- снижение курса рубля, существенно обгоняющее рост внутренних цен, по

отношению к доллару как действенное средство протекционистской защиты

отечественного производителя и повышения конкурентоспособности нашего

экспорта;

- развитие системы государственного страхования российского экспорта и

других форм его поддержки, а также государственного страхования

иностранных частных инвестиций;

- частичное восстановление таможенных пошлин на экспорт;

- введение обязательного обмена 100-процентной экспортной выручки на

рубли;

- более рациональное использование активного сальдо торгового баланса

для решения особо острых внутренних проблем, в том числе и для

выполнения государственных инвестиционных проектов;

- установление благоприятного административного, правового и налогового

режима для иностранных частных инвестиций и возвращающихся назад

российских капиталов - от принятия «Закона о разделе продукции» до

возможной бессрочной "амнистии" для капиталов, по тем или иным

причинам «эмигрировавших» после августа 1991 г. за границу.

Необходимо также предоставить региональным российским структурам

возможность с участием администрации и местного бизнеса привлекать средства

с мировых рынков капитала для развития перспективных производств и

реконструкции депрессивных зон (с использованием механизма залога).

Учитывая ту роль, которую наши партнеры из стран СНГ играют в обострении

проблемы неплатежей, целесообразно:

- расширить практику предоставления Россией странам СНГ так называемых

«связанных» государственных кредитов, обеспечивающих российским

предприятиям устойчивые платежи за продукцию, поставляемую по

межгосударственным соглашениям в эти страны;

- постепенно снижать, а в перспективе и полностью отменить НДС на

продукцию российского экспорта в страны СНГ (по некоторым оценкам, на

рубль снятого НДС можно получить 2 руб. при налогообложении

соответствующего роста производства);

- предпринять дальнейшие политические и другие меры для конвертации

долгов стран-должников в собственность на их территории;

- ускорить заключение двусторонних платежных соглашений,

предусматривающих равноправное участие национальных валют во взаимных

расчетах, что, в свою очередь, потребует внесения соответствующих

корректив в деятельность как российского, так и других центробанков.

- Предлагаемые меры будут, несомненно, способствовать значительному

ослаблению остроты проблемы неплатежей. Но все эти меры носят

преимущественно пожарный характер и в своей совокупности могут лишь

остановить продолжающееся падение российской экономики. Переход же ее

на траекторию устойчивого роста требует кардинального пересмотра всей

стратегии экономических реформ, выработки ясного, продуманного плана

того, какую структуру экономики, какую систему собственности и какой

рынок нам надо иметь в XXI в.

Заключение

Кризис неплатежей, разразившийся три года назад в России, породил массу

гипотез о его происхождении и серьезные попытки вернуть ситуацию к

«нулевому» варианту посредством взаимозачетов. Последние не имели успеха.

При всей множественности причин, породивших этот кризис, имеется, по

моему мнению, общий механизм непрерывной его поддержки, скрытый от общества

и власти, принимающей экономические решения. Но прошедшие годы доставили

достаточно информации для реального анализа основных причин,

генерирующих неплатежи.

Распространение неплатежей – результат ценовой дискриминации

естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием

на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием

государства. Значительная часть их была приватизирована после ликвидации

системы государственного управления ими в условиях законодательного вакуума

и отсутствия механизмов управления пакетами акций, находящимися в

государственной собственности.

Одним из главных генераторов неплатежей является Министерство финансов,

не выполняющее обязательств по расходам госбюджета. Кроме непосредственно

финансового результата негативное влияние такое положение оказывает на

морально-психологическую ситуацию, оправдывая практику неплатежей

авторитетом государства.

Вследствие диспропорций в уровне развития различных секторов экономики и

разной степени их монополизации резко различается их финансовое положение.

В силу сложившегося диспаритета цен в худшем положении оказываются отрасли,

удовлетворяющие конечный спрос населения, государства и предприятий на

потребительские и капитальные блага (прежде всего сельское хозяйство,

легкая промышленность, большая часть машиностроения). Предприятия отраслей

тяжелой индустрии, отдаленных от конечного спроса (ТЭК, металлургия,

химическая промышленность), используют неплатежи своим поставщикам как

вынужденную меру для поддержания сложившегося уровня своих финансовых

ресурсов и восполнения оборотных средств.

Важно понять, что даже при условии реализации рассмотренных мер взаимные

неплатежи предприятий не исчезнут. Торговый кредит необходим для

нормального функционирования экономики. Но просроченная задолженность по

платежам в бюджет и по выплате заработной плате ничем не может быть

оправдана.

Специфическая острота сегодняшнего кризиса заключается прежде всего в

том, что, помимо разрушительного воздействия на производство, он поразил и

бюджетно-финансовую систему страны, вызвав почти невыносимую социальную

напряженность в обществе. Сегодня речь идет уже не только о развале

производственного и научно-технического потенциала России, но и о реальной

опасности социальной дестабилизации, чреватой непредсказуемыми

политическими последствиями. Таким образом, в неплатежах сконцентрированы и

отразились практически все проблемы и сложности переходной экономической

системы.

Список используемой литературы

1. Амуржуев О.В. «Неплатежи: способы предотвращения и сокращения»

(практическое пособие), - М.: Аркаюр, 1994г.

2. Реформы и политическая стабильность в России. - М.: АО

«Энергофининвест», 1997г.

3. Авдеев М., Салимов И. Инструмент для преодоления неплатежей //Рынок

ценных бумаг. – 1996. - №19 (сент.).

4. Афанасьев М., Кузнецов П., Исаева П. Кризис платежей в России //Вопросы

экономики. – 1995. - №8.

5. Бабаева С. ВЧК: показательное наступление: Бюджет, налоги, неплатежи

//Московские новости. – 1996. – 27 окт. – 3 нояб.

6. Бобров Г. Неплатежи предприятий: Переход в новую стадию? // Экономика

и жизнь. – 1995. - №21 (май).

7. Величенков А. Неплатежам и указы не помеха //Бизнес в России. –

1995. – 21 янв.

8. Волконский В., Кузовкин А. Кризис неплатежей и меры по его преодолению

//Деловой мир. – 1995. – 15-21 мая.

9. Долженкова Л.Д. О подходах к решению проблемы неплатежей //Деньги и

кредит. – 1994. - №8.

10. Иванов В. Варрант выходит на рынок: Новый финансовый инструмент для

решения проблемы неплатежей //Экономика и жизнь. – 1996. - №42 (окт.).

11. Илларионов А. Бремя государства: Инфляция: Экономика и государство

//Вопр. экономики. – 1996. - №9.

12. Крупнов Ю.С. О платежном кризисе: Неплатежи // Финансы. – 1995. -№4.

13. Маневич В., Одесс В. Неплатежи: перманентное обострение // Риск. –

1997. - №1.

14. Найдена причина неплатежей: Основные положения документа «О причинах

неплатежеспособности предприятий и мерах по ее устранению»

//Коммерсантъ. – 1994. – 13 сент.

15. Неплатежи и меры их ликвидации // Деловой мир. – 1995. –10-16 апр.

16. Смирнов С. От кризиса платежей – к финансовой устойчивости:

Перестрахование // Экономика и жизнь. – 1995. - №9 (март).

17. Шмелев Н. Жлобская система: Кризис неплатежей // Интерфакс-АиФ. –

1996.- 23-29 сент.

18. Шмелев Н. Неплатежи – проблема номер один российской экономики //

Вопросы экономики. – 1997. - №4.

19. Кузнецов П. Финансы промышленности России: новый виток неплатежей //

РЦБ, 1998. №15.

20. Делягин М. Финансовое положение отраслей в условиях платежного кризиса

// РЦБ, 1998. №15.

21. Меньшикова О. Заработная плата или «пособие по труду» // Вопросы

экономики 1998. №1.

-----------------------

[1] Маневич В. Одесс В. Неплатежи: перманентное обострение // Риск 1997 №1

с.12.

[2] Афанасьев М Кузнецов П. Исаева П. Кризис платежей в России // Вопросы

экономики, 1995 г. №8 с.21.