Крупная бытовая техника

Крупная бытовая техника

Предмет «Экономика отраслевых рынков»

Тема: «Крупная бытовая техника»

Ольховенко Е.А.

4 курс

г. Москва

Рынок крупной бытовой техники, как и любой другой, который относится к

сфере FMCG (Fast More Consumer Goods), напрямую зависит от экономической

ситуации в стране. Рынок крупной бытовой техники можно разделить на две

составные части – отдельно стоящая и встроенная бытовая техника. В свою

очередь здесь можно выделить несколько продуктовых групп: к отдельно

стоящей технике - холодильники, стиральные и посудомоечные машины, плиты и

т.д.; к встроенной технике – также холодильники, стиральные и посудомоечные

машины, вытяжки, духовки и т.д. У каждой составной части есть свои

особенности развития, так, например, рынок отдельно стоящей техники на

данный момент в России является наиболее динамично развивающимся.

До начала 90-х годов на рынке преимущественно преобладали марки российских

производителей. В начале 90-х на рынок вышли иностранные производители

бытовой техники. Российский рынок динамично рос в основном в крупных

городах, таких Москва и С.-Петербург. В то время покупка бытовой техники

иностранных марок - было прежде всего ради имиджа и престижа, именно

поэтому размеры рынка были незначительными.

После кризиса 1998 года рынки товаров длительного спроса (в том числе и

бытовой техники) находились в достаточно плачевном состоянии, многие

западные производители на время свернули свои программы продвижения в

России, поскольку считали нецелесообразным инвестировать в рынок. Это

продолжалось недолго, уже с середины 1999 года начался так называемый

эффект импортозамещения, который привел к возрождению отечественного

производства как крупной, так и мелкой бытовой техники. Возобновили работу

заводы по выпуску холодильников «Бирюса» и «Позис», получили новый импульс

многие заводы по производству бытовых плит – торговые марки «Де люкс»,

«Лысьва», «ЗВИ» и другие. Был построен завод по производству бытовых плит

под торговой маркой «Дарина». А лидеры этого рынка – заводы «Стинол»,

«Атлант» и «Брестгазоаппарат» - нарастили объемы производства (имея

загрузку мощностей от 80% до 100%). На основании последних маркетинговых

исследований рынок товаров длительного спроса, в том числе бытовой техники,

в 2001 году вырос на 7-10%, и будет расти по прогнозам до 2004 года (в

среднем на 7-8% в год).

Рост рынка холодильников в нынешнем году, возможно, достигнет 20%. Особенно

активно развивается сегмент добротной и относительно недорогой техники,

который представляют такие отечественные марки, как «Стинол», «Атлант»,

«Мир», «Бирюса» и т.д.

Совсем иная ситуация в сегменте бытовых газовых плит – на них заметно вырос

спрос, поскольку в большинстве российских домов плиты сильно обветшали и

требуют замены. Из серьезных игроков в данном сегменте можно выделить

следующих производителей: Белорусско-российское АО «Брестгазоаппарат» г.

Брест (газовые и электрические плиты «Гефест»), ОАО «Дарина» г. Чайковский

(газовые плиты «Газмаш-Дарина»). Ряд предприятий исчерпал свои

производственные мощности, другие получили шанс существенно увеличить свои

объемы и присутствие на отечественном рынке (это касается торговых марок

«Дарина» - возможный рост от 30-70%, а также «Де люкс» - рост объемов на 20-

50%). В то же время на растущий рынок нацелен ряд западных производителей –

компания «Мерлони» успешно продвигает на российский рынок плиты торговой

марки «Индезит» польской сборки. Другие компании, в частности, турецкая

фирма «Веко» распространяет свою продукцию через создаваемую дилерскую

сеть, ориентируясь на ценовую нишу между лучшими отечественными марками и

марками известных западных фирм, причем применяются достаточно смелые

дизайнерские решения. Турецкая фирма «Тева» планирует организовать

сборочное производство в России. Есть информация о других производственных

проектах западных производителей в России, но она пока не подтверждается

официальными источниками. Если все прогнозы сбудутся, то рынок бытовых

газовых плит в 2002 году может вырасти на 30-50%.

Ноябрьский индекс потребительских настроений (ИПН) снизился с 97,0 в

сентябре до 93,3 в ноябре. Реже появляется у россиян желание совершать

крупные покупки: в ноябре индекс крупных покупок упал до 4,5%. Учитывая,

что динамика этого показателя опережает динамику продаж на 3-4 месяца,

реальное снижение потребительского спроса следует ожидать в марте-апреле

2002 года. При этом особенно заметное падение может произойти в низко

ценовых нишах, спрос же на товары, предназначенные для обеспеченных

граждан, останется, скорее всего, стабильным.

В 2002 году ожидается рост рынка стиральных и посудомоечных машин. Это

связано в первую очередь с заменой существующего парка, поскольку основной

пик покупок пришелся на 1994-95 годы, а срок службы составляет в среднем 7-

8 лет. Кроме того, финансовые возможности покупателей улучшились, и теперь

подобная продукция считается не роскошью, а предметом первой необходимости.

Данный сегмент полностью насыщен импортом, из отечественной продукции можно

отметить присутствие торговых марок «Вятка» и «Ока», которые занимают не

более 2-3% рынка.

Существенный рост спроса наблюдается на рынке встроенной техники. В 2001

году этот сегмент вырос в два раза, здесь уверенно чувствуют себя западные

производители, которые предлагают широкий спектр дорогих предметов

встроенной техники – от варочных поверхностей до больших холодильников.

Отечественные производители пока отстают в этом отношении – однако, уже

появилась информация о том, что в нынешнем году некоторые заводы по выпуску

бытовых плит запустят в серийное производство встроенные духовки и варочные

поверхности. Борьба за этот рынок будет продолжена в течение всего года, по

прогнозам, он вырастет в 2 - 2,5 раза, и спрос в этой нише будет достаточно

стабильным.

Кроме того, по оценке Госкомстата, денежные расходы населения России на

покупку потребительских товаров и услуг в 2001 году составили 131,7% по

отношению к 2000 году. На Украине – 132,7%, а в Белоруссии расходы

увеличились в два раза.

Производство важнейших видов промышленной продукции в Центральном

федеральном округе по данным Госкомстата:

| |2001 г. |Декабрь 2001 г. в % к |

| | |декабрю 2000 |

|Машины стиральные |210 тыс. штук |117,3 |

|Машины кухонные |88,6 тыс. штук |199,3 |

|универсальные бытовые | | |

|Электропылесосы |244 тыс. штук |61,5 |

|Холодильники и |1,1 млн. штук |137,6 |

|морозильники бытовые | | |

|Телевизоры |708 тыс. штук |116,7 |

Список использованной литературы

1. Журнал «Альманах», выпуск №5, апрель 2002 г.

2. Журнал «Технопарк», выпуск №2

3. Журнал «Технопарк», выпуск №4