Крупная бытовая техника
Крупная бытовая техника
Предмет «Экономика отраслевых рынков»
Тема: «Крупная бытовая техника»
Ольховенко Е.А.
4 курс
г. Москва
Рынок крупной бытовой техники, как и любой другой, который относится к
сфере FMCG (Fast More Consumer Goods), напрямую зависит от экономической
ситуации в стране. Рынок крупной бытовой техники можно разделить на две
составные части – отдельно стоящая и встроенная бытовая техника. В свою
очередь здесь можно выделить несколько продуктовых групп: к отдельно
стоящей технике - холодильники, стиральные и посудомоечные машины, плиты и
т.д.; к встроенной технике – также холодильники, стиральные и посудомоечные
машины, вытяжки, духовки и т.д. У каждой составной части есть свои
особенности развития, так, например, рынок отдельно стоящей техники на
данный момент в России является наиболее динамично развивающимся.
До начала 90-х годов на рынке преимущественно преобладали марки российских
производителей. В начале 90-х на рынок вышли иностранные производители
бытовой техники. Российский рынок динамично рос в основном в крупных
городах, таких Москва и С.-Петербург. В то время покупка бытовой техники
иностранных марок - было прежде всего ради имиджа и престижа, именно
поэтому размеры рынка были незначительными.
После кризиса 1998 года рынки товаров длительного спроса (в том числе и
бытовой техники) находились в достаточно плачевном состоянии, многие
западные производители на время свернули свои программы продвижения в
России, поскольку считали нецелесообразным инвестировать в рынок. Это
продолжалось недолго, уже с середины 1999 года начался так называемый
эффект импортозамещения, который привел к возрождению отечественного
производства как крупной, так и мелкой бытовой техники. Возобновили работу
заводы по выпуску холодильников «Бирюса» и «Позис», получили новый импульс
многие заводы по производству бытовых плит – торговые марки «Де люкс»,
«Лысьва», «ЗВИ» и другие. Был построен завод по производству бытовых плит
под торговой маркой «Дарина». А лидеры этого рынка – заводы «Стинол»,
«Атлант» и «Брестгазоаппарат» - нарастили объемы производства (имея
загрузку мощностей от 80% до 100%). На основании последних маркетинговых
исследований рынок товаров длительного спроса, в том числе бытовой техники,
в 2001 году вырос на 7-10%, и будет расти по прогнозам до 2004 года (в
среднем на 7-8% в год).
Рост рынка холодильников в нынешнем году, возможно, достигнет 20%. Особенно
активно развивается сегмент добротной и относительно недорогой техники,
который представляют такие отечественные марки, как «Стинол», «Атлант»,
«Мир», «Бирюса» и т.д.
Совсем иная ситуация в сегменте бытовых газовых плит – на них заметно вырос
спрос, поскольку в большинстве российских домов плиты сильно обветшали и
требуют замены. Из серьезных игроков в данном сегменте можно выделить
следующих производителей: Белорусско-российское АО «Брестгазоаппарат» г.
Брест (газовые и электрические плиты «Гефест»), ОАО «Дарина» г. Чайковский
(газовые плиты «Газмаш-Дарина»). Ряд предприятий исчерпал свои
производственные мощности, другие получили шанс существенно увеличить свои
объемы и присутствие на отечественном рынке (это касается торговых марок
«Дарина» - возможный рост от 30-70%, а также «Де люкс» - рост объемов на 20-
50%). В то же время на растущий рынок нацелен ряд западных производителей –
компания «Мерлони» успешно продвигает на российский рынок плиты торговой
марки «Индезит» польской сборки. Другие компании, в частности, турецкая
фирма «Веко» распространяет свою продукцию через создаваемую дилерскую
сеть, ориентируясь на ценовую нишу между лучшими отечественными марками и
марками известных западных фирм, причем применяются достаточно смелые
дизайнерские решения. Турецкая фирма «Тева» планирует организовать
сборочное производство в России. Есть информация о других производственных
проектах западных производителей в России, но она пока не подтверждается
официальными источниками. Если все прогнозы сбудутся, то рынок бытовых
газовых плит в 2002 году может вырасти на 30-50%.
Ноябрьский индекс потребительских настроений (ИПН) снизился с 97,0 в
сентябре до 93,3 в ноябре. Реже появляется у россиян желание совершать
крупные покупки: в ноябре индекс крупных покупок упал до 4,5%. Учитывая,
что динамика этого показателя опережает динамику продаж на 3-4 месяца,
реальное снижение потребительского спроса следует ожидать в марте-апреле
2002 года. При этом особенно заметное падение может произойти в низко
ценовых нишах, спрос же на товары, предназначенные для обеспеченных
граждан, останется, скорее всего, стабильным.
В 2002 году ожидается рост рынка стиральных и посудомоечных машин. Это
связано в первую очередь с заменой существующего парка, поскольку основной
пик покупок пришелся на 1994-95 годы, а срок службы составляет в среднем 7-
8 лет. Кроме того, финансовые возможности покупателей улучшились, и теперь
подобная продукция считается не роскошью, а предметом первой необходимости.
Данный сегмент полностью насыщен импортом, из отечественной продукции можно
отметить присутствие торговых марок «Вятка» и «Ока», которые занимают не
более 2-3% рынка.
Существенный рост спроса наблюдается на рынке встроенной техники. В 2001
году этот сегмент вырос в два раза, здесь уверенно чувствуют себя западные
производители, которые предлагают широкий спектр дорогих предметов
встроенной техники – от варочных поверхностей до больших холодильников.
Отечественные производители пока отстают в этом отношении – однако, уже
появилась информация о том, что в нынешнем году некоторые заводы по выпуску
бытовых плит запустят в серийное производство встроенные духовки и варочные
поверхности. Борьба за этот рынок будет продолжена в течение всего года, по
прогнозам, он вырастет в 2 - 2,5 раза, и спрос в этой нише будет достаточно
стабильным.
Кроме того, по оценке Госкомстата, денежные расходы населения России на
покупку потребительских товаров и услуг в 2001 году составили 131,7% по
отношению к 2000 году. На Украине – 132,7%, а в Белоруссии расходы
увеличились в два раза.
Производство важнейших видов промышленной продукции в Центральном
федеральном округе по данным Госкомстата:
| |2001 г. |Декабрь 2001 г. в % к |
| | |декабрю 2000 |
|Машины стиральные |210 тыс. штук |117,3 |
|Машины кухонные |88,6 тыс. штук |199,3 |
|универсальные бытовые | | |
|Электропылесосы |244 тыс. штук |61,5 |
|Холодильники и |1,1 млн. штук |137,6 |
|морозильники бытовые | | |
|Телевизоры |708 тыс. штук |116,7 |
Список использованной литературы
1. Журнал «Альманах», выпуск №5, апрель 2002 г.
2. Журнал «Технопарк», выпуск №2
3. Журнал «Технопарк», выпуск №4