Курсовая: Генезис (развитие) теории правового государства с древнейших времен и по наши дни

Курсовая: Генезис (развитие) теории правового государства с древнейших времен и по наши дни

Содержание.

1. Введение.

2. Идеи правового государства в древности.

3. Идеи правового государства в эпоху феодализма.

4. Идеи правового государства в период ранних буржуазных
революций.

5. Развитие концепций правового государства в дореволюционной
России.

6. Взгляды современных исследователей государства и права на
проблему правового государства.

7. Основы и основные признаки правового государства.

8. Практика становления правового государства в России.

9. Заключение.

10. Список используемой литературы.

1. Введение.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная
система, которая исключала возможность создания и функционирования
легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной
идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое
правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в
котором взаимодействуют различные общественные организации,
политические партии, в котором никакая идеология не может
устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.
Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе
идеологического, политического многообразия (плюрализма),
многопартийности.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих
преобразований в государственной и политической жизни нашего
общества, является уровень политической и правовой культуры в
обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который
особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но
и у представителей государственного аппарата.

В связи со всем вышесказанным, на мой взгляд, крайне необходимо
развивать идею правового государства и целью данной работы является
исследование истории зарождения и развития концепции правового
государства.

2. Идеи правового государства в древности.

Правовое государство как определенная теоретическая концепция и
соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам
термин "правовое государство" (Rechtsetaat) прочно утвердился в
немецкой литературе в первой трети ХIХ века( в трудах К.Т. Вельнера,
Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в
том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового
государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

Прежде всего необходимо заметить, что различные теоретические концепции,
выражавшие идею и понятие правовой государственности,
сформировались очень и очень давно.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для
установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и
согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся
представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о
разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни
людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини
Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),
олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в
равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ
правосудия(остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим
символом для правового государства) выражает смысл и идею не только
справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой
государственности вообще(справедливой организации власти в человеческом
обществе).

Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом
государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе
положения о власти закона как сочетании силы и права(Аристотель и
другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о
смешанном правлении и о роли права в типологии государственных
форм(Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении
естественного и волеустановленного права(Демокрит, софисты и др.); о
равенстве людей по естественному праву(некоторые софисты, римские
юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы
политического общения (Аристотель); о государстве (республике), как
"деле народа", как правовом общении и "общем правопорядке"(Цицерон);
о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как
юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

3. Идеи правового государства в эпоху феодализма.

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение
приобретают проблемы политическом власти и ее формально равной для
всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных
государственных властей, соответствующей новому отношению
социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение
нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений
о свободе человека посредством режима господства права и в частных, ив
публично-политических отношениях.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой
государственности с позиции историзма изложили прогрессивные
мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории
Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств
прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики,
осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить
контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего
потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности
свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для
каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах
предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в
большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими
семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его
мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

4. Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового
государства значительный вклад внесли философы-мыслители и
просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш.
Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие. Из этих
учений я выделил наиболее важные положения в правовом государстве.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.
Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе
человека, поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего
законам разума". Целью государства он считал охрану частной
собственности, посредством таких правоустановлений, которые
обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием
с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция
является общественный договор, поэтому при создании государства народ
может избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан
повиноваться правителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как
продукт общественного договора, который придает обществу организованную
политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою
естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения
воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на
воле народа, который является сувереном: "Лишь нация есть истинный
суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа
является источником политической власти."

Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав
граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей
теории правового государства.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического
государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство
обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что
государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому
гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его
интересов, и предостерегал правителей от посягательств на
собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее
он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в
общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными
буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального
равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс
рассматривал как право делать все то, что не запрещено законом, и тем
самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа
правового регулирования общественных отношений.

В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был "классическим
выразителем правовых представлений буржуазного общества в
противоположность феодальному". Идея господства права воплощается в
государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному
праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида,
и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством
права он противопоставляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся
под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы
иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и
установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода
следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не
защищает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной,
неизвестной, самовластной воли другого человека." Обоснованный здесь
Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы
лишь словесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной и
для нас, формулой: "разрешено все, что не запрещено законом".

Новые представления о разделении властей получили систематическую
разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три
рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает,
что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок
вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать
друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются,
согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической
свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и
судебную, как основной принцип правового государства, Монтескье
обосновывает следующим образом: "Если власть законодательная и
исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы
не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет
создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически
применять их.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от
власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с
законодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во
власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть
соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать
угнетателем." (Монтескье Ш. Избранные произведения, с.290)

Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на
последующие теоретические представления о правовой государственности, но
и на раннебуржуазное конституционное законодательство и
государственную практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в
Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового
государства на американском континенте. Автор "Декларации Независимости
США" Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с
позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав
человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация
Независимости провозглашает, что существуют неотчуждаемые права
человека, для обеспечения которых создается государство. Путем
включения в Декларацию естественных прав человека, превратившихся в
субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству в
целом.

С философским обоснованием теории правового государства выступил И.
Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим
принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать
своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции,
выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу,
равенство и независимость всех граждан в государстве, которое
выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым
законам". Там, где государство действует на основе конституционного
права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не
может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести,
мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин
должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному
исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к
гражданину. Правовую организацию Кант, так же как и Ш.Монтескье,
связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую
парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую
судом присяжных, избранных народом. Философская концепция Канта
оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой
мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного
общества.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное
право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав
личности, семьи и общества" Возводя государство в абсолют, стоящий над
личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства
предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении
Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку
в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее
является его продуктом и результатом развития общества. "Государство, по
Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в
которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной
жизни."

Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что
принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную
роль. В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и
однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех
неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических
объединений и государственной власти.

Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили
дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства(
у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко
выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно
гражданское общество составляет первооснову здания человеческого
общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная
движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и
арена всей истории".

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или
классовой теории общественного развития. Согласно данной теории
государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в
результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к
обществу без классов. Примечательным является утверждение Маркса, в
котором он выразил идею правового государства "Свобода состоит, чтобы
превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому
обществу подчиненный."

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга,
Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового
государства с позиции своего времени и опыта прошлого. большинство
авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое
государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В
концепции Еллинека государство определяется как представитель общих
интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и
общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного
развития общества.

5. Развитие концепций правового государства в дореволюционной России.

Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей,
таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где
они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы
предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и
др. в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию
правового государства.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки
зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и
основные параметры правового государства:

1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного
права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни
интересы и другие, в том числе и государственной организации, -отсюда
идея господства права в управлении.

2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно
ограничиться охраной субъективных прав.

3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо
строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной
власти законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и
допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич видит в том, что
в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка
против произвола "...а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип
разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г)
подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности
такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения."

В послеоктябрьский период в России идеи правового государства были
налажены требованиями революционного правосознания, а затем полностью
исключены из реальной жизни. Советская государственно-правовая наука в
период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства,
считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой
концепции государства.

6. Взгляды современных исследователей государства и права на проблему
правового государства.

В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные
изменения в научных взглядах на государство и право.

Концептуальные положения и пути формирования правового государства
излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства:
С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и
деятельности государственной власти, которая строится на
взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм
права."

Теперь рассмотрим основные характеристики правового государства. В.Н.
Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу
правового государства. "Экономической основой правового государства
являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности,
на различных формах собственности(государственной, коллективной,
арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных
и в одинаковой мере защищенных юридически." В правовом государстве
собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ.
Правовое начало же государственности реализуется только при наличии
свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

"Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся
гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре
внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое
государство это и социальное государство." (Но далеко не обязательно,
на мой взгляд, и не всегда).

Нравственная основа правового государства заключается в
общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и
свободы личности, ее чести и достоинства. Правовое государство
отличается от неправового качеством законов: они должны быть
гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека,
справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство,
которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей,
населяющих его территорию."

"Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его
суверенитете." Суверенность государства выражается в том, что ему
принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать
законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми
членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

7. Основы и основные признаки правового государства.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе
правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание
"правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком
государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во
всех его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и
распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже
неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит
Конституционный Суд и вся система судов правового государства. поэтому
правовое государство это и конституционное государство.

Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового
государства предопределяет и прочие его принципы, в частности
подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных
лиц.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его
право. В правах человека выражаются возможности его действий в
различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической,
социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они
гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права
человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, униженно, теряет
способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие
и развитие общества. Например, когда в США была распространена
практика подслушивания правительственными агентами телефонных
разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие
американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми,
раздражительными, постоянно испытывали страх. " А жить с глазами,
полными страха, - справедливо заметил бывший министр юстиции в
администрации президента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране."

Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу
людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого
человека.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не
является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь
тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться
общим установлениям государства. Правовой характер взаимной
ответственности государства и личности - это важная составная часть
объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления
государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается
принцип взаимной ответственности государства и личности.

4. Принцип разделения властей.

Основным принципом организации и деятельности правового государства
является разделение властей. Это принцип разделения власти между
законодательными, исполнительными и судебными органами государства.
Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не
принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них
осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права
подменять деятельность другого органа. Такое разграничение
направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений
и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не
связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей(отраслей
государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный
механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое
верховенство и превратится в силу не движения и развития, а
торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная
власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления
внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в
обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается
непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем.
Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои
государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не
совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только
судебными органами.

Таковы основные характеристики правового государства. В них
концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе
длительного развития государственно-организованного общества.
естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые
элементы в теорию и практику строительства правового государства.

8. Практика становления правового государства в России.

"Сейчас завершается важный этап преобразования России в
демократическое государство. На основе Конституции формируется
демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй
половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения
августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип
"правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные
институты и положения, стали развиваться демократическое
законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд
Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В
октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена
концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной
власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,
независимой в своей деятельности от властей законодательной и
исполнительной.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав
и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство
признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав
и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность
государственной власти.

Процесс формирования правового государства предполагает создание
системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали
бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед
законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием
правового государства, следует рассматривать развитие и
совершенствование законодательства, формирование новой по существу
правовой системы. В настоящее время, на мой взгляд, принято достаточное
количество законодательных актов, создающих основы для дальнейшего
развития нашего государства как демократического, правового. Это прежде
всего Конституция Российской Федерации, Декларация о государственном
суверенитете Российской Федерации, Закон о гражданстве, Закон о
собственности, Договор об общественном согласии, Гражданский Кодекс,
Налоговый Кодекс (когда его, наконец, примут !) - перечислять можно
довольно долго, но не в этом суть. Главное, на мой взгляд, - это
создание условий и действенных механизмов для нормального
функционирования принятых законов.

9. Заключение.

Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том,
что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от
совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а
стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового
общества. Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо
такова природа человека.

На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы
принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей
христианскую. Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение,
не следует забывать об мусульманских государствах, где существует
религиозная система права. Поэтому, на мой взгляд, на данный момент
для нашего государства не существует альтернативы правовому государству,
если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации.

10. Список используемой литературы:

1. В.И. Хропанюк "Теория государства и права" ,М.1993.

2. С.С. Алексеев "Теория государства и права"

3. В.Н. Кудрявцев "Правовое государство", изд."Вопросы философии"

4. В.С. Нерсиянец "Гражданское общество и правовое государство".,
журнал "Государство и право"

5. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 17

6. Ш. Монтескье. Избранные произведения.

7. Современное государство и право. Вопросы теории и истории 1992г.
Владивосток: В.П.Федоров, В.И.Дымченко, Т.А.Гуменюк.

8. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность,
Москва 1993г.

9. Конституция Российской Федерации.

10. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации "Об
укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и
внешней политики), от 24.02.94г.