Курсовая Политико географическая характеристика РФ

Курсовая Политико географическая характеристика РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. И. МЕЧНИКОВА

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Кафедра международных отношений

ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курсовая работа по курсу «Политическая география»

Студента 1-го курса

Научный руководитель -

к. полит. н., доц.

Одесса - 2006

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Географическое положение Российской Федерации, характеристика её

природных ресурсов и хозяйственного комплекса:

1. Географическое положение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . 6

2. Рельеф и климатические условия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . 7

3. Хозяйственный комплекс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . 9

Глава 2. Политическое устройство Российской Федерации. . . . . . . . . . .

. . . . . 17

Глава 3. Место Российской Федерации на политической карте мира. . . . . .

. . 26

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . 34

Введение

Темой данной курсовой работы является «Политико-географическая

характеристика Российской Федерации». Эта работа имеет актуальность, так

как Россия - одно из крупнейших по населению и самое большое по площади

государство, огромен ее политический, природный и культурный потенциал.

Территория страны простирается с востока Европы, занимает всю северную

часть Азии, пролегая с запада на восток. Таким образом, трудно переоценить

влияние Российской Федерации, как на Евразию, так и на мир в целом, о чём

говорит её наличие в Большой Восьмёрке. Также не стоит забывать о тесных

связях между Россией и Украиной. Ещё не так давно, до распада Советского

Союза, эти два государства объединяли так называемые «родственные связи»,

и празднование 300-летия единства России и Украины ещё раз подчеркивали

это. Хотя с распадом СССР эти отношения и перешли в новый формат, однако

они не перестали существовать и даже наоборот стали развиваться в рамках

отношений между независимыми государствами. И сейчас приоритетными для

Украины являются культурные, политические и экономические связи именно с

Россией. О чём свидетельствует политика, проводимая украинскими властями

по отношению к Российской Федерации, а также ежегодный товарооборот между

странами.

Цель курсовой работы автора - дать комплексную политико-географическую

характеристику Российской Федерации, которая определяет место и роль этого

государства в системе региональных и глобальных политических и

экономических связей.

Задачи данной курсовой:

1. Анализ природных и климатических условий России,

2. Степень развития агропромышленного комплекса,

3. Определение основ политической системы и государственное устройство.

4. Определение внешнеполитических связей этого государства и его место на

геополитической карте мира.

При написании данной работы такие аспекты, как географическое положение

Российской Федерации, её рельеф и климатические условия указывались в

источниках: «Большая Советская Энциклопедия», «География, справочные

материалы». Пусть эти источники не являются самыми новыми и современными,

однако они достаточно точно освещают данные вопросы.

При характеристики промышленного и сельскохозяйственного секторов

российской экономики автор пользовался такими источниками, как

«Экономическая газета», в которой автор статьи «Федерализм реальный и

мнимый» Сидоров Михаил вполне точно проанализировал особенности экономики

РФ после событий 1991 года, а также экономический кризис, связанный с

переходом к рыночной экономики. Немаловажную помощь при освещении этого

аспекта также оказали «Страны и народы» и «Макроэкономика».

При рассмотрении политической системы и внешнеполитических связей

Российской Федерации лучшими автору показались книги «Экономическая,

социальная и политическая география мира. Регионы и страны» под редакцией

С. Лаврова и «Экономическая география». Эти издательства являются более

новыми, и поэтому именно они смогли точнее других осветить особенности по

данным аспектам. При работе с государственным строем России автор

пользовался проектом конституции РФ, который предоставил все необходимые

статьи для характеристики этого вопроса и определения внешнеполитических

приоритетов государства.

Также при написании данной курсовой работы автор пользовался справочниками

«Страны мира» и «Атлас мира», материалами Интернет, а точнее «Энциклопедия

«Кругосвет», учебниками, предназначенных как для общеобразовательных, так

и для высших учебных заведений. Естественно при рассмотрении

политико-географической характеристики РФ автор нередко сталкивался с теми

или иными вопросами, связанными с историей развития государства.

Неоценимую помощь при анализе этих вопросов оказал учебник для ВУЗов

«История России» Орлова Александра Сергеевича.

Данная курсовая состоит из 3 частей: введение, основная часть и

заключение. Основная часть делится на 3 главы. В первой описывается

географическое положение России, её рельеф и климатические условия, во

второй - политическое устройство государства, в третьей же - место РФ на

политической карте мира и её внешняя политика.

Глава 1

Географическое положение Российской Федерации, характеристика её природных

ресурсов и хозяйственного комплекса

1.1 Географическое положение.

На мировой арене Россия занимает 1-е место в мире по площади и 6-е по

численности населения. Страна обладает значительным и разнообразным

природно-ресурсным потенциалом, высоким образовательным и культурным

уровнем населения, развитой научно-технической базой, в том числе

авиакосмической. В стране созданы мощная материально-производственная

основа промышленности и разветвленная сеть транспортных коммуникаций.

Своеобразие России во многом связано с ее совершенно уникальными

географическими характеристиками, главной из которых является огромная

территория (9000 км с запада на восток и 2000 - с севера на юг). Этим

обусловлены очень многие особенности и в географии, и в экономике, и в

геополитике страны.

Одним из важнейших следствий этого факта является большая протяженность

границы. Страна граничит на западе с Эстонией, Латвией, Литвой,

Белоруссией, Польшей; на юго-западе - с Украиной; на юге - с Грузией,

Азербайджаном, Казахстаном; на северо-западе - с Финляндией и Норвегией;

на юго-востоке - с Монголией, Китаем, Северной Кореей.

Россия омывается Северным Ледовитым океаном на всем протяжении северной

границы, Тихим океаном на востоке, Балтийским морем на западе, имеет выход

к Черному, Каспийскому и Азовскому морям. Несмотря на это, экономическое

значение этого факта не так велико, как могло бы быть: северные моря

значительную часть года покрыты льдом, доля Тихого океана в грузовых и

транспортных перевозках невелика ввиду большой удаленности от промышленных

и торговых центров, перегруженность Санкт-Петербургского порта не

позволяет эффективно использовать выход на Балтику, а Каспийское море -

это озеро, хотя и соленое. Однако Россия имеет Черноморский флот в

Севастополе, но аренда города по договору между Россией и Украиной

продлится до 2017 года.

1.2 Рельеф и климатические условия.

Разнообразие рельефа обусловила протяженность территории: европейская

часть страны имеет совсем иной вид, чем азиатская, велики и различия по

регионам. 70% России занимают равнины, среди которых особенно выделяются

Восточно-Европейская равнина (в пределах которой встречаются небольшие, до

250 - 400 м., возвышенности) в западной части России, и Западно-Сибирская

равнина - к востоку от Урала. Разделены они Уральским хребтом, большую

часть которого составляют горы высотой 800 - 1200 метров. Между Енисеем и

Леной расположено Среднесибирское плоскогорье, расчлененное густой сетью

речных долин. Горные области с сильно пересеченным рельефом преобладают на

востоке (Алданское нагорье, Верхоянский хребет, Становое нагорье) и на юге

республики (Северный Кавказ, Алтай, Саяны и др.), а также вдоль

тихоокеанского побережья.

Располагаясь на севере материка, страна включает в себя арктический пояс,

средние широты (охватывающие большую часть России), а на Северном Кавказе

захватывает и пояс субтропиков. Таким образом, говорить о климате России

как о чем-то монолитном не приходится: различия между регионами очень

велики. Но некоторые закономерности выделить можно, и на них автору

хотелось бы остановиться.

Северо-запад страны имеет морской климат, что вызвано существенным

влиянием Балтийского моря. Зимы здесь мягче, чем в других областях на тех

же широтах, а лето - относительно прохладное. Однако по мере продвижения

на восток можно заметить, что зимы становятся все холоднее, а различия

между сезонами - все более резкими. Климат меняется от

умеренно-континентального в европейской части страны (здесь нельзя не

отметить смягчающего воздействия Атлантики) до резкоконтинентального в

Восточной Сибири.

Эта ситуация обусловлена огромной площадью страны, что сделало неизбежным

удаленность большинства областей от океанов и морей (Северный Ледовитый

океан, расположенный за полярным кругом, не способен сгладить колебания

температуры). Другим важным фактором явился рельеф: так, горы на юге

страны преграждают путь теплым воздушным массам с азиатской части

материка, и они практически не оказывают влияния на климат России. Дальний

Восток, расположенный на одной широте с Сибирью, имеет, тем не менее,

более мягкие климатические условия, что обусловлено влиянием Охотского,

Японского и Берингова морей.

Напрямую с движением воздушных масс связано и количество осадков. Нетрудно

заметить, что их выпадение весьма существенно зависит от близости к морю.

Так, на западе их среднегодовое количество составляет 600 - 700 мм., и при

продвижении на восток уменьшается до 100 мм. в год (Якутия). В то же время

на Дальнем Востоке и Юго-востоке Камчатки эта цифра увеличивается в 7-10

раз, что связано с летними муссонными ветрами, несущими с Тихого океана

большие массы пара.

Значительное влияние на распределение осадков оказывает также и рельеф:

горы преграждают путь дождевым тучам и не позволяют им перемещаться

дальше. Поэтому очень много дождей выпадает в горных районах, в то время

как местности, расположенные за крупными хребтами, испытывают недостаток

влаги. В европейской же части страны высоких гор нет, и воздушные массы с

Атлантики не встречают препятствий на своем пути.

Не менее важным фактором на формирование осадков является температура

воздуха: так в теплых районах и в теплое время года ее испаряется

значительно больше. Именно поэтому максимум осадков приходится на летние

месяцы и выпадает в виде дождя. Но, не смотря на это, в России почти

повсеместно (за исключением черноморского побережья Кавказа) характерен

снежный покров зимой (от 60 дней на юго-западе до 260 на крайнем севере).

Как мы видим, климат России на большей ее части весьма суров, что наложило

свой отпечаток на характер народа (придав русскому человеку способность

жить в самых экстремальных условиях), на расселение людей и на их занятия.

Но вместе с тем в последнее время заметен и обратный процесс: деятельность

человека стала оказывать влияние на атмосферу, и влияние это отнюдь не

всегда является благотворным.

Выбросы крупных заводов и выхлопные газы автомобилей избыток углекислого

газа вызывают постоянно растущую концентрацию в атмосфере оксида серы,

угарного газа, сажи и многих других вредных веществ, что угрожает

глобальным потеплением Земли. Еще более опасна постоянно растущая

концентрация в атмосфере оксида серы, угарного газа, сажи и многих других

вредных веществ. Уже сейчас в крупных городах и важных промышленных

центрах недостаток чистого воздуха и рост числа заболеваний, связанных с

его загрязнением, грозит превратиться в одну из самых острых проблем.

Причем в России она острее, чем во многих других государствах: недостаток

средств не позволяет массово применять современные средства очистки, и

вряд ли ситуация радикально улучшится в ближайшее время.

1.3 Хозяйственный комплекс.

Экономической специфике страны способствовали как климат, затрудняющий

ведение сельского хозяйства на значительной части территории страны, так и

наличие богатых природных ресурсов (лесов, внутренних вод, полезных

ископаемых), а также размещение населения, и определенные исторические

особенности.

Российская экономика переживает в настоящее время очень трудный переходный

период, явившийся результатом предшествующего исторического развития:

командные методы уже не действуют, а рыночные механизмы еще не начали

функционировать в полной мере. Создается многообразие форм собственности,

и хотя доля частного сектора гораздо меньше, чем государственного, его

значение постоянно растет. В начале 90-х годов рынок РФ стал доступен для

дешевых товаров из Юго-Восточной Азии, Турции, Китая и продовольствия из

Западной Европы. Либерализация цен и высокие кредитные ставки делали

отечественные товары неконкурентоспособными. Но теоретические схемы,

ориентированные на создание полноценной рыночной среды, не принесли

ожидаемого результата. Реальная действительность оказалась намного сложнее

шаблонных представлений о направлении и способах реформирования экономики.

Высокий уровень инфляции и неуверенность в политической стабильности

общества делали маловероятными долгосрочные экономические проекты,

требующие значительных инвестиций и отдаленной отдачи. Промышленность и

сельское хозяйство, не получая необходимых финансовых и материальных

ресурсов, постепенно деградировали. Выход бал найден в получении внешних и

внутренних кредитов. Таким образом, основу ВНП страны составляет

материальное производство, хотя удельный вес сферы услуг повышается

довольно быстро.

Промышленность России характеризуется большим разнообразием: до начала

кризиса она включала более 400 отраслей и подотраслей. Очень большую роль

играет добывающая промышленность, расположение которой ориентировано на

месторождения ресурсов (Сибирь, Урал и др.). Сердцем российской экономики

является топливно-энергетический комплекс. Без него многие отрасли просто

прекратили бы свое существование: вследствие технологической отсталости

энергия ниже мировых цен - зачастую их единственное преимущество перед

иностранными конкурентами. Именно нефтедоллары обеспечивают России

положительное сальдо платежного баланса. Все это позволяет нефтяникам и

угольщикам по сути дела шантажировать правительство, требуя все новых и

новых бюджетных вливаний и оказывая заметное влияние на политическую жизнь

страны.

Среди традиционных для России обрабатывающих отраслей основными являются

металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, легкая и лесная

промышленность.

Центры металлургии расположены, как правило, в непосредственной близости

от месторождений руды или источников дешевой энергии. Эта отрасль начала

свою историю в 60-х годах XIX века во время промышленного переворота, и с

тех пор ее роль в экономике страны вплоть до последнего времени постоянно

возрастала. Центрами черной металлургии являются Северо-западный,

Центральный, Центрально-Черноземный районы, Западная Сибирь. Цветная

металлургия развита на Урале, в Восточной Сибири, на Кольском полуострове.

Однако, в настоящее время отрасль переживает отнюдь не лучшие свои

времена: сокращение производства в машиностроении заметно понизило спрос

на сталь, неплатежеспособность покупателей приводит к серьезным финансовым

проблемам, постоянно растущие железнодорожные тарифы и цены на

энергоносители приводят к повышению цен и снижению конкурентоспособности

российской стали, заставляя уменьшать ее производство. Не смотря на то,

что на мировом рынке цветные металлы имеют и большой спрос, и высокую

цену, в результате общего экономического кризиса объем производства в

цветной металлургии за последние годы также сократился. Ведь с

производством черных и цветных металлов связано такое угрожающее явление

как истощение рудных запасов. Один лишь только пример: Урал, славившийся

прежде своими богатыми залежами, вынужден ныне завозить руду из других

регионов страны.

Сооружение шахт приводит к коренному изменению экосистемы, выводя из

хозяйственного использования значительные участки земли. Металлургия

связана с огромными атмосферными выбросами, а в России из-за

несовершенства технологии эта проблема стоит особенно остро. В некоторых

промышленных районах экологическая ситуация принимает угрожающий характер,

вызывая рост многих опасных заболеваний и на несколько лет сокращая

продолжительность жизни по сравнению со средней по стране.

Металлургическое производство тесно связано с развитием машиностроения. До

начала нынешнего кризиса в стране производилось порядка 100 тыс.

наименований машин и оборудования. Тяжелое машиностроение, ориентированное

на источники дешевого сырья, наиболее распространено в таких районах как

Урал и Кузбасс. Раньше развитию этой отрасли отдавалось приоритетное

значение, однако в последние годы резкое повышение затрат, значительно

понизившее конкурентоспособность российских машин, потеря многих рынков в

бывших союзных республиках и соцстранах, разрыв хозяйственных связей,

резкое сокращение финансовых возможностей предприятий (гиперинфляция 1992

года почти ничего не оставила от амортизационных средств) привели к

обвальному падению производства.

Станкостроение, приборостроение и автомобилестроение, энергетическое и

сельскохозяйственное машиностроение больше связаны не с природной, а с

социальной сферой в географии, а именно - с наличием квалифицированной

рабочей силы и близостью научных центров. Такими регионами являются

Центральный, Северо-Западный Поволжский районы. Крупнейшие центры точного

машиностроения - Москва и Санкт-Петербург.

Однако, экономический кризис болезненно сказался и в этой отрасли: наряду

с традиционными проблемами всей промышленности (разрыв хозяйственных

связей, отсутствие средств у потенциальных клиентов, рост издержек) здесь,

как нигде в другой сфере, сыграла свою роль конкуренция: транспортные

средства, проектировавшиеся в расчете на дешевое топливо, после резкого

удорожания нефтепродуктов стали крайне неэффективными, электроника и

бытовые приборы всегда уступали мировым стандартам, а либерализация

внешней торговли сделала импортные товары гораздо более доступными для

потребителя, чем раньше.

Большое значение для экономики страны имеет химическая промышленность.

Россия имеет весьма неплохие технологии производства синтетического

каучука, автопокрышек, химического волокна, пластмассы, синтетических

смол. Предприятия этой отрасли расположены по всей стране, и при принятии

решения об их размещении важно наличие как сырья, так и квалифицированной

рабочей силы (причем этот фактор имеет приоритетное значение). Проблемы в

этой отрасли те же, что и у всей постсоветской экономики: падение

производства, утечка кадров. Однако, как мне кажется, с началом общего

оживления экономики рост неизбежно произойдет и здесь. Нет смысла покупать

за рубежом то, что можно успешно производить у себя дома.

Лесная промышленность ориентируется в основном на сырьевые возможности

региона (биосферу), и потому она имеет большое значение для востока

страны, богатого таежными лесами. Однако крупными центрами лесной и

особенно целлюлозно-бумажной промышленности являются Карелия и Кольский

п-ов, где значительные запасы древесины удачно сочетаются с наличием

достаточного количества воды. Однако еще в советское время разработку

лесных запасов на северо-западе страны стали сокращать: вред, наносимый и

лесам, и озерам, а в конечном итоге и людям значительно перекрывал

получаемую выгоду.

К середине 90-х годов эта отрасль во всех регионах страны переживала

кризис (в 1994 г. производство древесины сократилось на треть по сравнению

с 1993), и причины этого - общие для всей экономики: разрыв былых связей,

стремительный рост затрат, сокращение рынка и т.д. Однако, не смотря ни на

что, Россия смогла сохранить свое бумажное производство и наметившаяся

стабилизация экономики позволяет надеяться на лучшее. Легкая и пищевая

промышленность, ввиду своей повседневной необходимости, ориентированы,

прежде всего, на потребителя (социосферу). Они, так или иначе, развиты во

всех областях, однако о некоторых регионах хотелось бы сказать особо.

Наиболее глубокие традиции легкой промышленности имеются в историческом

центре страны: Московской, Ивановской, Тульской, Рязанской областях. Здесь

производится 1/3 российского трикотажа, 25% всей кожаной обуви.

Концентрация предприятий пищевой промышленности связана с районами

интенсивного сельского хозяйства:

Центральным и Центрально-Черноземным районами, Поволжьем, Северным

Кавказом.

Падение производства коснулось и этих жизненно важных сфер, особенно

сильный удар нанесло им обилие дешевого и зачастую низкокачественного

импорта. Однако в последнее время постепенно наступающее отрезвление после

иррационального культа всего зарубежного (доставшегося в наследство с

советских времен) дает шанс местному производителю. Некоторый рост средних

доходов, наметившийся в последние месяцы, позволяет надеяться на оживление

потребительского рынка.

Основной сельскохозяйственный потенциал страны сосредоточен на юге, в

европейской части и на Урале. В Южной Сибири и на Дальнем востоке также

имеются условия для развития сельского хозяйства. В то же время Восточная

Сибирь, занимающая 3/4 всей территории страны, большую часть необходимых

продуктов завозит из других регионов, что вызвано неблагоприятными

климатическими условиями, вечной мерзлотой и заболоченностью почв. На

севере западных районов страны сельскохозяйственная освоенность также

низка из-за ограниченности земельных ресурсов и сурового климата.

Сельскохозяйственная специализация заметно различается по регионам: так,

если в центральных областях, обладающих не слишком богатыми почвами, но

имеющими достаточное количество осадков и умеренный климат, наибольшую

отдачу дают животноводство, выращивании овощей (особенно картофеля) и

технических культур (льна), то в Центрально-Черноземной зоне, на Северном

Кавказе и степных районах страны, где почвы очень богаты гумусом,

оптимальным является выращивание злаков и фруктов.

Естественно, спад 90-х годов не мог не затронуть и сельское хозяйство,

однако, благодаря наличию сильного аграрного лобби в правительстве,

многомиллиардная государственная помощь помогла сделать этот спад заметно

менее болезненным, чем в большинстве других отраслей. Естественно развитие

сельского хозяйства сопровождалось не без помощи экономических реформ,

которые включали серьезные преобразования. 90-е годы стали временем

интенсивного развития новых форм хозяйствования. В агросекторе экономики

преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные общества,

товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные

кооперативы. В 1999 году их удельный вес в структуре сельскохозяйственных

предприятий составлял 65,8%.

Однако кризис, поразивший экономику в 1998 году, тяжело отразился на

состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных удобрений, автомашин и

сельхозтехники. В 1996 году предприятия сельхозмашиностроения произвели 14

тыс. тракторов, в 1998 году - 9800, зерноуборочных комбайнов -

соответственно 2500 и 1000. В последующие годы их выпуск продолжал

уменьшаться. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств,

организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падения

уровня урожайности. Объём сельскохозяйственного производства упал на 70% в

сравнении с 1992 г. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье скота крупного

рогатого скота. К концу 90-х годов число убыточных хозяйств в

государственном секторе составляло 49,2%, в частном - 57,9%.

Не смотря на то, что ситуация в российской экономике является очень

напряженной, определенные признаки стабилизации уже заметны: сокращается

инфляция, менее резким становится спад производства, растет в долларовом

выражении средняя зарплата. Началась структурная переориентация экономики

и конверсия оборонной промышленности, приватизируются крупные предприятия,

растет объем внешних инвестиций. Все это в сочетании со значительными

природными ресурсами позволяет надеяться на скорое оживление экономики.

Безусловно, полное возвращение российской экономики в русло нормального

развития - вопрос многих лет, однако, безусловно, самый тяжелый период уже

позади.

Глава 2

Политическое устройство Российской Федерации

В силу своего расположения Россия соприкасалась с самыми разными

культурами, и необходимость существования на стыке цивилизаций Европы и

Азии привела к формированию неповторимого национального менталитета и

единственной в своем роде культуры, обусловило особый путь развития

русского народа. Естественно, сосуществование это не всегда было мирным. В

течение многих веков страна была вынуждена вести борьбу то с кочевниками

на юге, то с западными соседями, и этот факт имел решающее значение для

российской истории.

Главной особенностью политической жизни является то, что Россия почти

никогда (за исключением небольшого периода между Февральской и Октябрьской

революции) не жила при демократии: до революции вся полнота власти

принадлежала монарху, после революции - либо одному диктатору (Ленин,

Сталин), либо узкому кругу людей (политбюро при Брежневе). Идеи свободы

владели лишь узким кругом людей (декабристами или диссидентами), в то

время как для народных масс правитель был живой легендой. Безусловно, в

свое время такая ситуация имела объективное основание: внешние опасности

требовали военной дисциплины, а сохранение единства страны было невозможно

без сильной центральной власти. Однако в конечном итоге последствия

самодержавия были однозначно негативными: развитие рыночной экономики

невозможно без демократии и разрушения сословной системы, отсутствие

свободы является тормозом культурного прогресса, да и сама власть при

отсутствии открытой критики рано или поздно приходит в упадок.

В октябре 1917 года империализм в России прекратил свое существование.

Революционные действия привели к власти большевиков. В первые же дни

своего правления они закрыли оппозиционные газеты, а затем и разогнали

Учредительное собрание, призванное выработать основы конституционного

устройства. По стране прокатилась волна массовых расстрелов, власть силой

оружия подавляла малейшее инакомыслие. С приходом к власти Сталина террор

усилился невероятно: одержимая манией преследования, власть начала убивать

«своих». Общее число жертв коммунистического террора (включая и массовые

расстрелы без суда и следствия, и гражданскую войну, и коллективизацию, и

сталинские процессы) Солженицын называет в 60 миллионов, а меньше чем о 20

миллионов, что сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне, не

говорит никто.

Хрущевская оттепель, начавшаяся в 1956 году, нанесла первый удар

сталинизму, и последствия пусть небольшой, но все же либерализации не

заставили себя ждать: именно на 60-е годы приходится расцвет искусства и

литературы. Не смотря на все просчеты Хрущева, именно ему страна обязана

прекращением террора. А приход к власти Брежнева знаменовал собой отход от

реформ. С именем Брежнева связан застой в экономике, ужесточение контроля

над прессой, процессы над диссидентами.

В 1985 году Горбачев, прекрасно видевший и состояние экономики, и

состояние умов начал перестройку советской системы, ставя своей целью

реформирование и экономики, и политической жизни без отказа от социализма.

В 1989 году были проведены первые за всю российскую историю всеобщие

свободные выборы, гласность постепенно перерастала в свободу слова, у

государственного сектора экономики впервые со времен НЭПа появилась

конкуренция. Однако Горбачеву пришлось отражать атаки и слева, и справа:

ортодоксальные коммунисты считали его едва ли не предателем, а демократы

упрекали за непоследовательность реформ. Пиком противостояния стал 1991

год, когда в результате провала антиреформистского переворота,

организованного ближайшими соратниками Горбачева, радикальные демократы

пришли к власти. Однако побочным следствием августовских событий стал

распад СССР: республики, расценившие попытку путча накануне подписания

нового союзного договора как удар в спину, не желали мириться с таким

положением. В конце 1991 года в политической жизни России начался новый

этап. 21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского

государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию (при

равнозначности обоих названий). В апреле 1993 года по инициативе Съезда

народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту. Свыше

половины проголосовавших поддержали президента и проводимую им

социально-экономическую политику, что означало победу президентских сил.

Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти -

Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. Были назначены выборы

нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность действий

президента и заявила об отстранении его от власти. Был приведен к власти

новый президент - А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост

вице-президента РФ.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция

Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным

правовым государством с республиканской формой правления. В состав РФ

входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных

округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49

областей. По конституции все субъекты федерации наделены равными правами,

он также имеют право устанавливать собственные правовые нормы в пределах,

очерченных Конституцией, однако в случае противоречия местных и

федеральных законов последним отдается приоритет. Статус субъекта

федерации не может быть изменен в одностороннем порядке, вопрос этот

решается по взаимному согласию субъекта и центра. Внутри российской

территории запрещено установление таможенных барьеров. Россия имеет единую

денежную систему, единую оборонную концепцию, единую внешнюю политику.

Официальный (государственный) язык на всей территории Российской Федерации

- русский. Народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение

родного языка. Главой государства является Президент Российской Федерации,

избираемый российскими гражданами на 4 года на основе всеобщего равного и

прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент является

также Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской

Федерации. Избирательным правом обладают все граждане России, достигшие 18

лет, вне зависимости от пола, национальности и вероисповедания. Выборы

считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50%

избирателей.

Конституция подчёркивала самостоятельность органов трёх ветвей власти -

законодательной, исполнительной и судебной, а также разграничивала

полномочия между органами власти РФ и её субъектами. Представительным и

законодательным органом (парламентом) Российской Федерации выступает

Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственная Дума

(нижняя) и Совет Федерации (верхняя). В состав Государственной Думы входят

450 депутатов, избираемых путем голосования избирателей за тот или иной

избирательный блок. После подсчета голосов определяется, сколько всего

голосов набрало то или иное объединение (региональное распределение

голосов не учитывается), и если избирательный союз преодолел барьер в 5%,

он посылает в Думу своих представителей, состав которых зависит от их

расположения в партийном списке. Совет Федерации состоит из представителей

регионов, которых делегируют субъекты федерации на основе всеобщего

тайного голосования. Исполнительную власть осуществляет Правительство

Российской Федерации во главе с Председателем, назначаемым президентом с

согласия Государственной думы.

К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие

общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их

выполнением, управление федеральной государственной собственностью,

финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им

принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений,

объявления войны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими

связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении

федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и её

субъектов находились вопросы природопользования, охрана

историко-культурных памятников, образование, наука.

Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы

труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для

достижения в обществе политической устойчивости.

В декабре 1993 года состоялись первые выборы в Федеральное Собрание

Российской Федерации. В канун выборов возникли несколько политических

блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор России» и

«Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение

демократических реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство

партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной

защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах

национально-государственного строительства их позиции основательно

расходились. Блок «ЯБЛоко» отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ

- восстановление на основе союзного государства, ЛДПР - возрождение

Российского государства в рамках до 1977 года. В результате выборов в

Госдуму 1 созыва вошли 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор

России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ. Первым председателем Совета

Федерации стал В. Ф. Шумейко, Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин.

В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая

часть которых была подписана президентом.

В 1995 году состоялись выборы в Государственную Думу. Партии шли на эти

выборы с четкими требованиями в экономической и политической областях.

Центральное место в предвыборной платформе КПРФ занимали требования

восстановления в России мирным путём советского строя, прекращения

процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ

выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые «ущемляли»

интересы страны. Сформировавшееся накануне выборов всероссийское

общественно-политическое движение «Наш дом - Россия» объединило

представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и

предпринимательских слоёв. Главную экономическую задачу участники движения

видели в формировании смешанной экономической системы на принципах,

присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в

создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего

предпринимательства, деловой активности населения. В результате выборов

36% общего числа мест в Госдуме 2 созыва получила КПРФ, 12% - «Наш дом -

Россия», 11% - ЛДПР, 10% - «ЯБЛоко», 17% - независимые и 14% - другие

избирательные объединения.

Оппозиционные правительству силы попытались выступить единым фронтом на

выборах президента летом 1996 года. На пост президента претендовали 11

человек, в том числе Б. Н. Ельцин, Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, М. С.

Горбачев, Г. А. Явлинский. В результате двух туров выборов президентом

России вновь стал Б. Н. Ельцин. За него проголосовали 55% общего числа

избирателей, главный конкурент Б. Н. Ельцина - Г. А. Зюганов - получил

40,7% голосов. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая

часть граждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики

и демократического государства.

Экономический кризис откликнулся и на политической жизни страны - всё

более отчётливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет Б. Н. Ельцина,

снижалась его роль в жизни государства. Участились кадровые перестановки в

правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 года по март 2000

года на должности Председателя правительства РФ сменились 5 человек: С. В.

Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин.

Смена лидеров правительства не меняла положения в стране. Не велась

стратегия развития реформы в экономике и политике. Отсутствовали четкие

правила взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями

власти. В субъектах Федерации - республиках и областях принимались законы,

противоречащие федеральному законодательству.

В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось

сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым.

Участились террористические акты чеченских боевиков против представителей

федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения

террористов из многих соседних стран. В короткие сроки республика,

являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот

международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической

операции федеральных войск в Чечне, а точнее - причинами второй чеченской

войны, которая началась в августе 1999 года. Участились террористические

акты в Москве и других городах России.

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу.

Избирательная кампания вызвала значительный подъем социальной активности

населения. В ней приняли участие многие известные по прежним выборам

объединения и партии: «Наш дом - Россия», КПРФ, ЛДПР и «ЯБЛоко». На

политической арене появились новые политические движения: «Отечество - вся

Россия» (лидеры - Е. М. Примаков, Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (С. В.

Кириенко, Б. Е. Немцов, И. Хакамада) и правительственное объединение

«Единство», которое возглавил обладавший большим авторитетом министр по

чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. В результате выборов в составе

Государственной Думы 3 созыва лидирующими фракциями стали «Единство» и

КПРФ.

31 декабря 1999 г. о своём досрочном уходе в отставку объявил Президент РФ

Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил

В. В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000 г. президентом

Российской Федерации был избран Владимир Владимирович Путин.

В мае 2000 года Указом Президента России для координации и укрепления

федеральных органов власти в регионах образованы 7 федеральных округов:

Центральный (650 тыс. кв. км, 37 млн. чел.), Северо-Западный (1850 тыс.

кв. км, 20 млн. чел.), Южный (610 тыс. кв. км, 20 млн. чел.), Приволжский

(1 млн. кв. км, 32 млн. чел.), Уральский (3 млн. кв. км, 13 млн. чел.),

Сибирский (7 млн. кв. км, 15 млн. чел.), Дальневосточный (6 млн. кв. км, 8

млн. чел.).

7 декабря 2003 года состоялись выборы в Государственную Думу Федерального

Собрания Российской Федерации 4 созыва, в результате которых политическая

партия «Единая Россия» набрала около 38%, КПРФ - 13%, ЛДПР - 12% и

избирательный блок «Родина» - 9,5%.

В марте 2004 года состоялись очередные выборы Президента России,

результаты которых во многом предопределили парламентские выборы 2003

года. На второй срок был переизбран Путин Владимир Владимирович, набравший

71,31% голосов избирателей. Однако уже в конце 2004 года опросы среди

населения показали, рейтинг действующего президента упал почти на 20%. Это

говорит о недовольстве народом войны в Чеченской республике и

непрекращающимися терактами в крупных российских городах.

Смена руководства страны на рубеже 1999-2000 гг. завершила определённый

этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в её

общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные

лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили

свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем

экономики, повышение роли России на международной арене.

Глава 3

Место Российской Федерации на политической карте мира

Положение России на международной арене изменил Распад СССР изменил, её

политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая

концепция РФ выдвигает приоритетными задачами сохранение территориальной

целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для

развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Российская

Федерация в начале 90-х признала себя правопреемницей бывшего СССР, что

означает, что все долги и обязательства Союза Россия унаследовала. Важная

роль отводилась внешней торговле с зарубежными странами.

Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления

хозяйственного кризиса в стране.

В декабре 1991 года началось дипломатическое признание России, как раз

после августовских события 1991 году и создания Содружества Независимых

Государств в Беловежской пуще представителями России, Украины и

Белоруссии. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и

обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В

1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнёрстве и сотрудничестве

между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России

присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнёрство во имя мира».

Однако отношение к этой организации до сих пор крайне негативное, так как

НАТО является прямой угрозой национальной безопасности страны. Россия была

включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться

с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В

1996 году РФ вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились

вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские

государства поддерживали действия России, направленные на её интеграцию в

мировую экономику. РФ активно включалась в решение важнейших международных

вопросов. В октябре 1997 года Государственная Дума ратифицировала

Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства и применения

химического оружия

Документ, подписанный в мае 1997 г. в Париже о взаимоотношениях РФ и

странами НАТО, зафиксировал обязательства сторон об отказе от применения

силы в отношениях друг с другом. Предусматривалось предотвращение

конфликтов и урегулирование возможных споров исключительно мирным путём.

Однако в марте - апреле 1999 года в связи с так называемым югославским

конфликтом отношения между НАТО и Россией осложнились. Под предлогом

защиты косовских албанцев от притеснений сербов военное командование НАТО

предприняло военную операцию против Республики Югославия. В ответ на

агрессивные действия НАТО Россия отказалась от разработанных ранее

программ сотрудничества с Альянсом. Но недавно и руководство стран НАТО

нарушило взятые на себя обязательства. Приём в состав Североатлантического

Альянса Венгрии, Польши, Чехии, а также стран Прибалтики свидетельствовал

о стремлении этой организации расширить своё влияние на Восток.

Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками

СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела

Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с

правительствами государств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего

там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных

вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и

Молдавии явились причинами её участия в вооруженных столкновениях в этих

регионах. Но как с этими странами, так и со странами Ближнего Зарубежья,

по которым пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу, экономические

связи постепенно начали налаживаться. Экспортируемые по ним энергоносители

продавались и этим государствам. В 1997 году между Россией и Украиной был

подписан договор об аренде Севастополя для размещения Черноморского флота

до 2017 года. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные

связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе бал

создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в

Москве. Между шестью государствами был заключен договор о коллективной

безопасности, разработан и утверждён Устав СНГ. Вместе с тем Содружество

стран не представляло собой единой оформленной организации. Периодически

проходили президентские встречи, на которых, решались вопросы

экономического и политического сотрудничества. Были подписаны соглашения

об объединенных Вооруженных силах СНГ и о принципах обеспечения государств

вооружением и военной техникой.

Вскоре также возникли противоречия и внутри СНГ. Россия и Казахстан

рассматривали СНГ как способ реинтеграции в новой форме, а Украина считала

его временным инструментом для облегчения процесса «развода». Несмотря на

огромное количество подписанных соглашений, к 1998 встал вопрос о роспуске

СНГ как структуры, не способной эффективно решить ни одну из серьезных

экономических, политических, социальных и военных проблем.

Влияние России на постсоветском пространстве к концу 1990-х годов

значительно ослабло. Ещё до недавнего времени на территории бывшего

Советского Союза РФ считала себя сверхдержавой. Но интеграционные

процессы, игнорировавшие Россию, ущемляли её экономические интересы. Так в

1997 году был создан Союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии, а с

1999 года к нему присоединился Узбекистан. Такая ситуация заставила РФ

перейти от многостороннего формата отношений к двустороннему, о чем

свидетельствует союз с Белоруссией. Таким образом, к 1 января 2005

предполагалось превратить РФ и Белоруссию в единое валютное пространство,

однако на практике этого не случилось.

Российская Федерация переживает в наши дни достаточно активный этап

построения внешней политики. Страна пытается «присутствовать» на всех

интересующих её территориях. Причинами воздействия России на внешнюю

политику других государств являются огромные географические ресурсы,

запасы природных ресурсов, влияние на энергетическом рынке, а также

наличие ядерного оружия. В настоящий момент зоной важнейших интересов

Российской Федерации является Кавказ. Россия поддерживает стремление

Абхазии и Южной Осетии отделится от власти Тбилиси. Один из перспективных

поставщиков нефти в ближневосточном регионе - Азербайджан, это означает,

что именно он является главным конкурентом России. В то время как

происходит формирование тоталитарных систем в Таджикистане и

Туркменистане, Россия участвует в охране таджико-афганской границы. До сих

пор РФ имеет территориальные противоречия с Японией, которые заключаются в

требованиях Японии передать ей четыре острова Курильской гряды. Россия

сделала предложение передать два острова, но Япония требует все четыре.

Он считался одним из главных противников России до ввода американских

войск в Афганистан. Однако РФ не участвует ни в войне в Афганистане, ни в

войне в Ираке. Россия даже сделала попытку стать одним из главных

партнёров Ирака, списав ему все долги. Однако государствам мешают

сблизиться Соединённые Штаты Америки, которые в конце 2004 года добились

проведения демократических выборов в Ираке.

Не так давно РФ передала приграничные территории Китаю, что расценивалось,

как попытка сблизится против США. Но, так как Россия продаёт оружие Китаю,

считается, что Китай является наиболее опасным врагом для самой России.

Наиболее важным стратегическим партнёром Российской Федерации в Азии

является Индия. Отношения между этими государствами сравнивают с

отношениями между США и Великобританией. Россия также заинтересована в

сотрудничестве с Ближним Востоком. РФ является вторым официальным

спонсором мирного процесса в этом регионе. Однако по уровню своего влияния

на Ближнем Востоке Россия может конкурировать с Японией и Китаем. В этом

регионе одним из важных партнёров РФ считается Иран. Основными торговыми

партнёрами России на международной арене остаются государства Европейского

Союза. В июне 1999 года руководители стран - членов ЕС приняли документ

«Общая стратегия Европейского Союза в отношении России». Документ стал

основой сотрудничества между государствами. Однако начавшиеся военные

действия в Чечне вызвали серьезный конфликт в отношениях с некоторыми из

них. Хорошие отношения складываются с Францией и Великобританией -

совместная критика действий США. Главным партнёром в Западной Европе

является Германия. Главными экспортными единицами России считаются нефть и

газ, ответными предметами торговли выступают медикаменты,

продовольственные и химические товары. Турция - главный конкурент в

Черноморском регионе. Во всех остальных регионах мира у России очень

ограниченные возможности.

Актуальной проблемой для российского руководства является досрочное

погашение внешнего долга РФ, который по подсчетам специалистов составляет

около 100 миллиардов долларов США. Перспективой же для РФ считается

вступление в ВТО, однако Россия сегодня не может выпускать

конкурентоспособные товары на мировом рынке в силу ограниченности

возможностей.

Российская Федерация проводит достаточно активную внешнюю политику, однако

многие действия руководства государства критикуются такими ведущими

организациями в современном мире, как Европейский Союз, Совет Европы и

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хотя причин для

этой критики довольно много, но главными из них являются:

* новая волна терроризма - трагедия в Беслане;

* нарушение норм прав человека;

* война в Чечне;

* провал внешней политики на пространстве СНГ, где РФ до недавнего

времени была сверхдержавой;

* отклонение от демократических норм;

* арест главы ЮКОСа - бывшей самой крупной нефтяной компании;

* формирование авторитарной системы.

С большим разочарованием, можно твердо сказать, что внешняя политика

России персонализирована, так как политика, проводимая государством,

полностью соответствует характеру главы государства. Таким образом, до

2000 года «лицом» внешней политики РФ был Б. Н. Ельцин, а сейчас - В. В.

Путин. Это и является главным недостатком внешней политики государства.

Однако действия российского правительства свидетельствует о его желании

преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и

ближнего зарубежья.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что несмотря на государственные

сложности как внутри государства, так и внешне - Россия остается одним из

самых влиятельных государств в мире, а её внешнеэкономические связи после

распада СССР перешли на качественно новый уровень.

Заключение

Российская Федерация - одно из самых влиятельных государств на современной

геополитической карте мира. Однако оно, как и все другие имеет свои

особенности, которые присуще только ей и делают её единственной и

неповторимой. Всем известно, что многие другие народы мира часто не могут

понять ни логики, ни хода мыслей русского человека. Всем известна

неожиданность и на первый взгляд необдуманность его действий, которая в

конечном итоге приводит к успешным результатам. Русский человек всегда

отличался эксклюзивностью, он никогда не прислушивался к чужим мнениям и

никогда не зависел от других, всегда делал то, что думал только он сам,

что довольно просто заметить даже на таком наглядном примере, как политика

правительства Российской Федерации, проводимая как внутри государства, так

и за его пределами.

На формирование своеобразного русского менталитета, который, по словам

Никиты Михалкова, представляет собой удивительную смесь европейского

прагматизма и восточной созерцательности, оказали влияние многие факторы.

Немаловажную роль сыграли исторические условия, ведь постоянная борьба с

внешними врагами породила решающую роль вождей в истории. А также -

оторванность от европейского пути развития, что заставило искать свой

собственный путь и в экономике, и в культуре, и отнюдь не в последнюю

очередь - географические факторы. Поэтому автор с уверенностью может

сказать, что Россия - уникальная, специфическая страна, народ которой за

всю историю своего существования доказал всему миру, что достоин занять

почётное место в мировом сообществе. История именно этого народа до

предела насыщена событиями, значительно влиявшими на историю, как Европы,

так и мира в целом, и сменявшими друг друга с невероятной скоростью. Ведь

только за прошлый век российский народ пережил две революции, одна из

которых, по сути, сменила один вид авторитарного режима на другой. За это

же столетие он пережил две мировые войны, которые значительно изменили

международное отношение к российскому государству.

После распада СССР именно Россия одна из первых смогла более менее

восстановится после тяжелейшего политического и экономического кризиса. И

уже в первой половине 90-х годов стало ясно, что Российская Федерация

сохранит роль лидера на постсоветском пространстве хотя бы до конца

столетия. До сих пор многие страны, входившие ранее в состав СССР,

ориентируются на Россию и нуждаются в её помощи. Таким образом, Россия всё

чаще заявляет о себе как о великой державе, какой она, по мнению автора, и

является.

Не стоит также забывать об искусстве России, которое в тяжелые 90-е года,

когда бюджетных вложений в эту область не было и даже не могло

предвидится, продолжало существовать. В конце концов, это время прошло, и

уже в начале этого века театральное и киноискусство вдохнуло глоток

свежего воздуха. Люди снова стали ходить в театр, а режиссеры стали

ставить новые постановки, всё более радуя зрителя. Начали сниматься

российские сериалы, которые по рейтингам затмили славу некоторых западных

картин. Киноиндустрия вышла на более высокий по качеству уровень. А успех

таких фильмов, как «Охота на пиранью» «Ночной дозор», «Бригада», «Бумер

1,2», «Антикиллер», «Турецкий гамбит» и «Бой с тенью» вызывает зависть у

культурных деятелей многих других государств постсоветского пространства.

В последних строках работы хотелось бы сказать, что географический,

экономический, интеллектуальный и культурный потенциал России огромен, и,

не смотря на все сегодняшние трудности, автор убежден, что пройдет время,

и она займет достойное место не только в культуре, не только в науке, но и

в технике, и в экономике.

Список использованных источников

1. Большая Советская Энциклопедия. - Том 22. - М., 1978. - 1012 с.

2. Большая Советская Энциклопедия. - Том 37. - М., 1956. - 988 с.

3. География России 9 класс. - М., 1993. - 512 с.

4. География, справочные материалы. - М., 1989. - 237 с.

5. Конституция Российской Федерации (проект) // Аргументы и факты. -

1993. - №48. - С. 7 - 8.

6. Кумм К. Макроэкономика. - Том 1. - Таллинн, 1991. - 760 с.

7. Орлов А. С. Георгиев В. А. История России. - М., 2003. - 519 с.

8. Сидоров М. Федерализм реальный и мнимый //Экономическая газета. -

1995. - № 5. - С. 1 - 12.

9. Справочник Атлас мира / Под ред. Г. В. Поздняка. - М., 2004. - 451 с.

10. Справочник Страны мира / Под ред. Н. Н. Полункиной. - М., 2004. - 532

с.

11. Страны и народы. - Том 21. - М., 1983. - 935 с.

12. Родионова И. А., Бунакова Т. М. Экономическая география. -

М., 1999. - 670 с.

13. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и

страны / Под ред. С. Лаврова. - М., 2003. - 510 с.

14. Энциклопедия Кругосвет // krugosvet.ru.

Большая Советская Энциклопедия. - Том 37. - М., 1956.

География, справочные материалы. - М., 1989.

Сидоров М. Федерализм реальный и мнимый // Экономическая газета. - 1995. -

№5.

Страны и народы. - Том 21. - М., 1983.

Кумм К. Макроэкономика. - Том 1. - Таллинн, 1991.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны

/ Под ред. С. Лаврова. - М., 2003.

Родионова И. А., Бунакова Т. М. Экономическая география. - М., 1999.

Конституция Российской Федерации (проект) // Аргументы и факты. - 1993. -

№48.

Справочник Страны мира / Под ред. Н. Н. Полункиной. - М., 2004.

Справочник Атлас мира / Под ред. Г. В. Поздняка. - М., 2004.

Энциклопедия Кругосвет // krugosvet.ru.

География России 9 класс. - М., 1993.

Орлов А. С. Георгиев В. А. История России. - М., 2003.

Экономическая, социальная и политическая география. Регионы и страны / Под

ред. С. Лаврова. - М., 2003. - С. 164.

Большая Советская Энциклопедия. - Том 37. - М., 1956. - С. 422.

Большая Советская Энциклопедия. - Том 37. - С. 422.

Энциклопедия Кругосвет // krugosvet.ru.

Большая Советская Энциклопедия. - Том 22. - М., 1978. - С. 297.

География, справочные материалы. - М., 1989. - С. 8.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны

/ Под ред. С. Лаврова. - С. 184.

Сидоров М. Федерализм реальный и мнимый // Экономическая газета. - 1995. -

№5. - С. 1.

Страны и народы. - Том 21. - М., 1983. - С. 304.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны

/ Под ред. С. Лаврова. - С. 177.

Страны и народы. - Том 21. - С. 311.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны

/ Под ред. С. Лаврова. - С. 178.

Кумм К. Макроэкономика. - Том 1. - С. 7.

География России 9 класс. - М., 1993 - С. 70.

Энциклопедия Кругосвет // krugosvet.ru.

Сидоров М. Федерализм реальный и мнимый // Экономическая газета. - 1995. -

№5. - С. 12.

Орлов А. С. Георгиев В. А. История России. - М., 2003. - С. 468.

Родионова И. А. Бунакова Т. М. Экономическая география. - С. 356.

Энциклопедия Кругосвет // krugosvet.ru.

Орлов А. С. Георгиев В. А. История России. - С. 426.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны

/ Под ред. С. Лаврова. - С. 167.

Справочник Страны мира. - М., 2004. - С. 28.

Конституция Российской Федерации (проект) // Аргументы и факты. - 1993. -

№48. - С. 8.

Там же. - С. 7.

Энциклопедия Кругосвет // krugosvet.ru.

Орлов А. С. Георгиев В. А. История России. - С. 470.

Орлов А. С. Георгиев В. А. История России. - С. 471.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны

/ Под ред. С. Лаврова. - С. 174.

Родионова И. А. Бунакова Т. М. Экономическая география. - С. 311.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны

/ Под ред. С. Лаврова. - С. 165.

Орлов А. С. Георгиев В. А. История России. - С. 476.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны

/ Под ред. С. Лаврова. - С. 174.

Орлов А. С. Георгиев В. А. История России. - С. 477.

Орлов А. С. Георгиев В. А. История России. - С. 472.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны

/ Под ред. С. Лаврова. - С. 166.

1Орлов А. С. Георгиев В. А. История России. - С. 473.

2 Сидоров М. Федерализм реальный и мнимый // Экономическая газета. - 1995.

- №5. - С. 3.

Родионова И. А. Бунакова Т. М. Экономическая география. - С. 311.

Энциклопедия Кругосвет // krugosvet.ru.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны

/ Под ред. С. Лаврова. - С. 167.

Орлов А. С. Георгиев В. А. История России. - С. 477.

Родионова И. А. Бунакова Т. М. Экономическая география - С. 312.

Орлов А. С. Георгиев В. А. История России. - С. 475.

2